Пушкин — Путешествие из Москвы в Петербург: краткое содержание, пересказ для читательского дневника
Содержание:
- 1 Читательский дневник по статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Автор берет с собой книгу А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», изданную в XVIII веке, и едет почти спустя полвека той же дорогой, только в обратном направлении. Таким образом, книгу Радищева автор читает с последней главы. Итак, новая московская дорога стала не в пример комфортней старой. Впрочем, чем больше власти заботятся о дорогах в России, тем больше вокруг этого дела взяток. Сами дороги при этом с каждой «поправкой» становятся только хуже.
Автор рассуждает об упадке Москвы и возвышении Петербурга. Двух равных столиц быть и не может. Хлебосольная, независимая старая столица уже не влечет к себе цвет русского дворянства. Барские дома уже не поражают блеском, «улицы мертвы», как и подмосковные деревни. На смену дворянам пришли предприимчивые купцы. Осталась в городе и почтенная старая школа журналистики, как и серьезные литераторы.
Поэт полемизирует с Радищевым в оценках деятельности прославленного Ломоносова, «самобытного сподвижника просвещения». Его оды могут смотреться тяжеловесными, но они – необходимый этап к появлению современного литературного языка. Более того, его заслуги простираются гораздо дальше поэзии – от химии до истории. Да и характер этого человека был независим и прям, низкопоклонством перед высшим сословием он не отличался.
Путешественник читает главу о браках в книге Радищева – и замечает, что с тех пор мало что изменилось. По-прежнему в крестьянской среде семейная жизнь, как правило, несчастна, подневольна. Даже русские свадебные песни порой похожи на похоронные. Автор приветствует инициативу правительства увеличить нижнюю планку возраста для вступающих в брак.
Русская изба в изображении Радищева – бедна, грязна, темна. Пушкин утверждает, что с тех пор многое переменилось в лучшую сторону. Теперь труба в каждом доме, вместо пузыря в окнах стекло, а русский крестьянин, пожалуй, живет лучше французского землепашца или английского рабочего. У русского всегда есть собственное жилье, и даже у самого бедного – корова, повинности, наложенные на него, не столь обременительны. Он поддается просвещению, опрятен по своей природе, и при хорошем помещике способен процветать. Пушкин считает, что перемены участи крестьянства должны быть постепенными, без политических потрясений.
Критикует автор и эпизод из «Путешествия», где слепец поет духовный стих и отказывает принимать рубль от дворянина Радищева. Главу можно было посвятить богатству народной поэзии, до сих пор еще мало изученному и почти не опубликованному.
Радищев негодует на рекрутский набор, Пушкин – признает его целесообразность. Государству не обойтись без постоянного войска. Действительно, злоупотребления в этом деле недопустимы. Русский солдат возвращается домой уже в старости, после 24 лет службы и преданности долгу перед Отечеством.
Пушкин цитирует рассуждения Радищева о судьбах русского стихосложения. Тот уверяет, что после Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского русская поэзия ждет истинных гениев и новаторов. Пушкин хвалит стихи самого Радищева и прогнозирует в поэзии господство белого стиха, свободного от бедных и надоевших рифм.
Поэт подтверждает, что описанное в главе «Медное» по-прежнему имеет место быть. То и дело выставляются на торги имения кутил и должников – вместе с живыми душами крепостных. Таким образом, людей продают как рабов.
Автор порицает Радищева за нападки на цензуру. Ведь мысль и рукопись – уже оружие и, значит, подлежат закону. Правительство обязано обуздывать радикальные настроения, инспектировать типографии и предотвращать вредное влияние книг на умы.
Защищает автор и придворный этикет. Простота и непринужденность в обращении похвальна, однако каждый человек должен твердо знать свои обязанности и границы, за которые переступать нельзя.
Радищев хвалит речные шлюзы и торговлю. Он вновь противопоставляет им картину бедственного положения крестьянства. Пушкин уже высказывался на эту тему раньше, и здесь лишь приводит любопытный случай из собственной жизни: один помещик в порядке эксперимента разорил крестьян своего новокупленного имения, чтобы мобилизовать их силы, приучить к труду и сделать их зажиточными. Довести эту задачу до счастливого финала ему не удалось: крестьяне убили его.
Сюжет
Автор едет путями Радищева (правда, в обратную сторону) и полемизирует с ним. В частности, судьба русского крестьянина не кажется ему такой мрачной и беспросветной, его достаток выше, чем у собрата-француза, а повинности не в пример меньше. Да и русская изба уже не столь бедна и невзрачна. Крестьяне смышлены и восприимчивы к просвещению, их благополучие – в руках ответственных помещиков. Рекрутский набор в солдаты если и зло, то необходимое всякому государству. Автор также рассуждает о будущем русского стихосложения. На смену тяжеловесному классицизму со временем придет белый, безрифменный стих. Цензура в литературе необходима, чтобы в государстве не поднимались смуты. Той же охранительной цели служит и придворный этикет. Автор также оценивает купеческую Москву, уступившую место столицы блестящему Петербургу.
Отзыв
Статья Пушкина – ряд возражений и наблюдений над современной русской жизнью. Он твердо стоит на позиции государственника, дворянина. Злоупотребления и неустройства окружающей жизни он предлагает истреблять мерами просветительскими, постепенными. Улучшение нравов – залог множества разумных перемен в обществе и умах людей.
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание повести по главам
Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.
Оглавление:
- Главы 1−3
- Главы 4 и 5
- Спасская Полесть
- Главы 7−9
- Зайцево
- Главы 11−13
- Главы 14 и 15
- Главы 16 и 17
- Торжок, Медное, Тверь
- Глава 21 — Городня
- Завидово
- Главы 23 и 24
- Пешки
- Главы 26 и 27
Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения. Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо. Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу.
Это интересно: краткое содержание Смерть Ермака.
Содержание
Главы 1−3
- «Выезд». Главный герой — аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
- «София». Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
- «Тосна». Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником — «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» — зло.
Это интересно: жизнь и творчество Тютчева, краткая биография.
Главы 4 и 5
- «Любани». Дабы передохнуть от дурной дороги, автор следует пешком. Он встречает мужика на пашне в разгар жары. Дворянин справляется, почему он трудится в праздник, ведь это грех. Тот поясняет, что 6 из 7 дней барин принуждает пахать на него. Мужчине остается только воскресный день, чтобы прокормить семью. От такого рассказа автору делается стыдно за каждого помещика и за себя. Он признает, что порой тоже плохо обращался со своим слугой.
- «Чудово». Писатель сталкивается со своим приятелем — господином Ч. Тот рассказывает о своей жуткой мореходной прогулке. В плавании судно село на мель в 1,5 верстах от берега и стало тонуть. Кормчий Павел поплыл за помощью. На берегу ему отказали, ведь начальник спал, и никто не решался его будить. Все же Павлу посчастливилось найти помощь и спасти пассажиров. На берегу г-н Ч. пошел к спавшему днем начальнику. На претензии чиновник беспардонно ответил, что по должности не обязан никого спасать. Изложив свою печальную историю, г-н Ч. прощается и уезжает.
Спасская Полесть
Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения. Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе. Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.
В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.
Главы 7−9
- «Подберезье». Путешественник знакомится с молодым человеком, окончившим духовную семинарию. Он надеется в Петербурге получить светское образование, поскольку его образование мало что дает. Все предметы — на латыни, учащиеся не получают реальных знаний, ничему существенному не обучаются. Уходя, юноша роняет бумаги. Писатель подбирает их и замечает, что в них идет речь о мартинизме. Сам автор осуждает мистиков-масонов, мартинистов, и прочих.
- «Новгород». Здесь автор раздумывает об истории этого города. Новгородское княжество раньше было богатым и могущественным. Тут правило народное собрание, жители стремились к демократии. Однако Иван Грозный разорил Новгород и завоевал его. Писатель вопрошает: был и вправе Иван Грозный разорять Новгород и требуется ли право, если есть сила. В этом городе путешественник посещает знакомого. Это аферист Карп Дементьевич, купец. Карп берет плату, но не дает товар. Чтобы избегнуть правосудия, он записал дом на супругу. Такие махинации случаются повсюду в России в XVIII веке, поскольку торговые законы не действуют, требуется их доработка.
- «Бронницы». В период остановки здесь писатель идет на возвышенность, где некогда был языческий храм. Там автор раздумывает о жизни и Боге. Он полагает, что Бог подарил людям жизнь, но каждый призван сам строить свое счастье, а не полагаться только на Бога.
Зайцево
Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее. Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян. Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.
Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга. Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась. Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.
Главы 11−13
- «Крестцы». Автор видит прощание отца с сыновьями. Те начинают свою жизнь. Отец говорит умные, добрые и трогательные слова, наставляет, как жить в обществе. Сыновья уезжают. Тронутый сценой автор размышляет об отцах и детях.
- «Яжелбицы». Идя мимо кладбища, писатель наблюдает похороны. Родитель хоронит сына. Отец рвет на себе волосы, виня себя в кончине сына, т. к. отпрыск был больным с рождения. Автор разделяет боль отца. В бурной молодости писатель заразился венерической болезнью. Последствия лечения от него могут способствовать рождению больных детей. Он размышляет, как можно бороться с развратом и последствиями.
- «Валдай». Автор проезжает Валдай, известный как городок с развратными женщинами. Туда многие приезжают попариться в бане с местными бесстыдницами.
Главы 14 и 15
- «Едрово». Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
- «Хотилов». Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного — его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.
Главы 16 и 17
- «Вышний Волочек». Путешественник видит великолепные поля и суда с товарами на реке. Но осознает, что это стоило крови и пота крестьян. Вспоминает историю о помещике, который решил сделать свое имение доходнее и заставлял крестьян работать год без выходных (это незаконно). Отнял у них скот и землю, сам давал пищу и т. д. Его доход значительно возрос, но люди жили адски. Автор подмечает, что подобных помещиков общество ставит в пример. Писатель опровергает это, называя их варварами, достойными строжайшего наказания.
- «Выдропуск». Автор анализирует бумаги приятеля и находит там любопытный проект о придворных чинах. Проект говорит, что правители (в том числе, Екатерина II) купаются в роскоши, но главное — в нем обращается внимание на их поступки.
Торжок, Медное, Тверь
- «Торжок». Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ — первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
- «Медное». Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д. ). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
- «Тверь». Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи — это ода «Вольность».
Глава 21 — Городня
Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба — счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков. Еще здесь — трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот — француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р., пошел в крестьяне и отправился на военную службу.
Завидово
На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор. Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами». А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.
Главы 23 и 24
«Клин». На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может. Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью. Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.
Пешки
Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище. Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде. Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.
Главы 26 и 27
- «Черная грязь». Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
- «Слово о Ломоносове». Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве.
Проза | История русской литературы
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Russian LiteratureLiterature Studies — WorldOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Russian LiteratureLiterature Studies — WorldOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Кан, Эндрю и другие, «Проза», A History of Russian Literature ( Oxford , 2018; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2018 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0012 , по состоянию на 31 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Russian LiteratureLiterature Studies — WorldOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicA History of Russian LiteratureLiterature Studies — WorldOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запросAdvanced Search
Abstract
В этой главе рассматриваются формы повествования в прозе, исследуются отношения между письменным и устным на фоне меняющихся моделей грамотности. Новое письмо отмечено юмором и карнавалом, особенно в произведениях популярной литературы, которые начинались как устные рассказы, прежде чем в конечном итоге вошли в письменную традицию либо в печатных версиях, либо в рукописных копиях. Литература предлагала эскапистские удовольствия, а продуктивные жанры включают фаблио и фантастическую повесть, а также плутовскую беллетристику (или рассказы о мошенниках) с персонажами, которые предвосхищают «новых людей» петровской России, продвигаясь в обществе вопреки всему благодаря амбициям, хитрости и недостатку. . В главе рассматривается, в какой степени популярная художественная литература семнадцатого века действительно отражает тревожную реальность того периода; или уроки, которые он извлекает из настоящего, сильно обусловлены новыми формами прозы, зародившимися в Западной Европе.
Ключевые слова: авантюризм, новелла, карнавал, Бахтин, фэнтези, романтика, социальная мобильность, нравоучительная повесть
Предмет
Литературоведение — МирКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеАлександр Радищев — писатель, поэт: биография, творчество
Александр Радищев прожил относительно короткую жизнь — родился в 1749 году (31 августа), а умер в 1802 году (12 сентября). Он был первым ребенком в богатой дворянской семье — его дед Афанасий Прокопьевич был крупным помещиком.
Счастливое детство
Детские дни прошли в имении отца в селе Немцово Боровского уезда Калужской губернии. Семья была дружная, родители — прекрасно образованные люди. С сыном занимался отец, владеющий несколькими языками, в том числе латынью. Мальчик был любимцем матери. Так как он вводился в дворянских семьях, его обучали дома — русский язык дети учили по богослужебным книгам — псалтири и часовнику, для изучения иностранных языков, главным образом французского, приглашали репетиторов. Маленькому Александру не повезло — под видом учителя французского языка их нанял беглый солдат.
Ази Изобразительного Образования
В 1955 г. был открыт Московский Университет, и Александр Радищев уехал в Москву, к дяде по матери, г-ну Аргамакову, брат которого занимал в то время должность директора (в 1955 -1957 гг. ). И это давало право детям Аргомаковым и Саше Радищевым получать знания дома под руководством профессоров и преподавателей гимназии при университете. В 13 лет Александр Радищев был пожалован Екатериной II при восхождении на престол в 1762 году пажом и направлен для дальнейшего обучения в Пажеский корпус — в то время самое престижное учебное заведение Российской империи, в котором он учился. с 1762 по 1766 годы.
Университетские годы
Он был богат, происходил из старинного дворянского рода, а главное, хорошо учился и был очень прилежным. Поэтому, когда Екатерина решила отправить за границу группу молодых дворян из 12 человек, в том числе 6 пажей, Александр Радищев оказался в этом списке одним из первых. Он отправился в Лейпциг изучать право. Однако помимо обязательных наук и углубленного изучения языков учащимся разрешалось знакомиться и с другими науками. А.Н. В качестве дополнительных занятий Радищев выбрал медицину и химию, в которых, как и в языках, преуспел очень хорошо. Пять лет, проведенных в Лейпциге, были наполнены учебой, и благодаря этому Радищев стал одним из самых образованных людей своего времени, и не только в России. Там же, за границей, он начинает писать. Неизгладимое впечатление в те годы произвела на него дружба с Ушаковым, который был несколько старше, мудрее и образованнее Александра, и смерть этого друга. В память о нем Радищев Александр Николаевич написал произведение, которое получило название «Житие Федора Васильевича Ушакова».
Годы жизни в России после возвращения
По возвращении на родину в 1771 году А. Н. Радищев вместе со своим другом М. Кутузовым поступил на службу в Санкт-Петербургский Сенат, где проработали недолго время по ряду причин. Из-за границы Радищев возвращается вольнодумцем. В 1773 году он стал юрисконсультом штаба Финляндской дивизии, находившейся в Петербурге, куда вышел в отставку в 1775 году. Это было время пугачевского бунта и его подавления. В эти годы Радищев Александр Николаевич выполнил несколько переводов, в том числе «Размышления о греческой истории» Бонно де Мабли. Постепенно Радищев становится одним из самых убежденных и последовательных людей, считающих главным злом России самодержавие и крепостничество. После выхода на пенсию Радищев женился на подруге сестры, с которой учился в Лейпциге. В 1777 г. он поступил на Петербургскую таможню, где проработал до 179 г.0 и дослужился до поста его директора. Здесь он подружился с графом А. Воронцовым, который будет поддерживать русского философа и мыслителя даже в сибирской ссылке.
Главный продукт жизни
Еще в 1771 году были опубликованы первые отрывки из основного произведения, написанного Александром Радищевым. «Путешествие из Петербурга в Москву» отдельными главами было опубликовано в петербургском журнале «Живописец». В 80-90-х годах XVIII века в Европе произошел необычайно большой социальный подъем, революции сначала в США, затем во Франции следовали одна за другой. Воспользовавшись благоприятным климатом для пропаганды идей свободы, Радищев заводит у себя дома (на нынешней улице Марата) типографию, а в мае 179 г.0 отпечатано 650 экземпляров книги. Ранее таким же образом было опубликовано «Письмо к другу». Кому не известна фраза «Да это бунтарь, хуже Пугачевой!», произнесенная Екатериной II при чтении этого произведения. Вследствие этого А. Н. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Тогда «милостивая» императрица заменила ей 10-летнюю ссылку в Сибирь с лишением дворянского титула, всех орденов, регалий и состояния.
Книга-разоблачитель
Книги опального автора подлежат уничтожению. Но копии, произведенные Радищевым, были быстро раскуплены, они были изготовлены большим тиражом, что позволило А.С. Пушкину констатировать факт: «Радищев — рабство врага — избежал цензуры!». А может быть, великий русский поэт имел в виду то, что цензор, листая книгу, решил, что это путеводитель по городам, так как в нем перечислены населенные пункты по тракту. Даже до наших дней дошло 70 таких списков. Затем А. С. Суворин в 1888 г. получил разрешение на выпуск 100 экземпляров этой книги якобы исключительно для знатоков и любителей русской словесности. Что же такого отвратительного в книге «Просвещенная императрица»? В романе описываются ужасы крепостного права, крайне тяжелая жизнь крестьян, кроме того, в книге есть прямые разоблачения царизма. Написанная хорошим языком, она полна остроумных колких замечаний и никого не оставляет равнодушным. В него вошли «Свобода» и «Слово Ломоносова». И таких доносов на самодержавие до этого не было.
Неизлечимый любовник
Радищев, произведения которого, стихи, философские трактаты, оды, в том числе и «Вольность», с тех пор сожжены и перемолоты на бумажных фабриках, сидел в Илимском остроге. Но и здесь он по поручению графа Воронцова занимался изучением быта коренных народов Сибири, торговых путей в северные районы огромной страны и возможности торговли с Китаем. Он был здесь, даже по-своему, счастлив. В остроге он написал много замечательных произведений, и к нему (а он был уже вдовец) приезжала свояченица, чтобы скрасить его одиночество в ссылке. Взойдя на престол, Павел I, ненавидевший свою мать, вернул опального философа, но без права покинуть родовое гнездо в Немцове. Александр I не только предоставил А. Н. Радищеву полную свободу, но и привлек его к работе в Комиссии по составлению законов.
Самоубийство или смертельная невнимательность
Ссылка не изменила взглядов писателя и, приняв участие в разработке законопроектов, Александр Радищев, биография которого полна стычек с власть имущими, написал «Проект либерального код.» Он высказал мысли о равенстве всех перед законом, о необходимости свободы слова и печати и другие «свободные мысли», которые так возмутили председателя комиссии графа П. В. Завадского, что он пригрозил автору очередной ссылкой в Сибирь. То ли упрек был уничижительным, то ли у мыслителя окончательно сдали нервы, и здоровье его было сильно подорвано, то ли он пережил что-то ужасное в ссылке, но Радищев пришел домой и отравился ядом. Очень грустная история. Правда, есть и другая версия, свидетельствующая о стойкости духа величайшего человека своего времени – он не собирался совершать самоубийство, а по ошибке выпил, чтобы успокоиться, стоя на виду рюмку водки. И это была убийственная для человека «царская водка», сваренная и оставленная старшим сыном писателя для реставрации старых погон. Довольно грустная история.
Хороший и великий человек
В своей работе А. Н. Радищев также занимался вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, страшными разоблачениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал детские песенки, сочинял веселые стихи и загадки, придумывал различные игры и конкурсы.