Гимн Атону • Источники • Древний Египет
Текст гимна сохранился в гробнице вельможи Эйе, современника Эхнатона (1352 — 1336 гг. до н.э.). Эйе после смерти преемника Эхнатона — Тутанхамона, царствовавшего, очевидно, не более 9 лет, взошел на престол и правил около 3-х лет.
Цитируется по изданию: История Древнего Востока: Тексты и документы / Под редакцией В.И. Кузищина. — М., 2002. СС. 116 — 118.
© Перевод и комментарии Петровского Н.С.
Прославление: ‘Да живёт Ра-Горахти, ликующий на небосклоне, в имени своём как Шу, который [есть] Атон’1, да будет он жив вечно, вековечно, живого и великого Атона, находящегося в Празднестве Сед, владыки всего, что окружает солнечный диск, владыки неба и владыки земли, владыки ‘Дома Атона’2 в Ахетатоне [и] царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель [Египта] Неферхепрура — единственного для Ра, сына Ра, жи-вущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и] жены царёвой великой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива, здорова, молода вечно, вековечно’.
Говорит он [Эйе]:
‘Ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положив-ший начало жизни!
Ты восходишь на восточном небосклоне и ты наполняешь всю землю своей красотой!
Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землёй!
Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал!
Ты [есть] Ра и ты доходишь до их [стран] пределов!
Ты подчиняешь их для сына твоего, любимого тобой!3
Ты далёк, а лучи твои на земле, [ибо] ты перед [ними, чтобы видели?] твоё прохождение!
Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.
Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого4. Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].
Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне.
Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.
Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.
Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.
Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! — [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем
Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!
Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.
Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет — ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.
Ты создал Нил в преисподней7 и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.
Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса8, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.
О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.
Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.
Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.
Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного.
Города, селения, поля, дороги, река — зрит тебя каждый человек9 перед ними10, когда ты в виде дневного солнечного диска.
Ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура — единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом 11 подобно тому, как ты создал их [людей]. Ты восходишь — они живы, ты заходишь — они мертвы, Это ты сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты) восходишь, (ты?) даёшь расти (?) … для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель Неферхепрура — единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!
Примечания:
- В кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена в царские картуши.
В ней он отождествляется с Ра-Горахти. - ‘Дом Атона’ — название храма Атона в Ахетатоне.
- То есть для Эхнатона.
- Букв.: не видит один глаз другого.
- То есть даёшь ему речь.
- Букв.: каждый под пищей своей.
- По представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.
- То есть дождь.
- Букв.: каждый глаз.
- То есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.
- Букв.: под твоей рукой.
Автор: Петровский Н.С. • Метки: религия Древнего Египта источники Амарна • Дата публикации: 17 Марта 2009 года
Ра — Бог солнца
Ра — Бог солнца- Домашняя
- Цивилизации
- Древний Египет
- Египетские боги и богини
Ра был древнеегипетским божеством солнца. Во времена Пятой династии в 25 и 24 веках до нашей эры он стал одним из важнейших богов древнеегипетской религии, отождествляемым в первую очередь с полуденным солнцем. Считалось, что Ра правит всеми частями сотворенного мира: небом, землей и подземным миром. Он был богом солнца, порядка, королей и неба.
Ра изображался как сокол и имел общие черты с богом неба Гором. Иногда два божества сливались в Ра-Хорахти, «Ра, который есть Гор Двух Горизонтов». В Новом Царстве, когда бог Амон стал известен, он слился с Ра как Амон-Ра.
Культ быка Мневиса, воплощения Ра, имел своим центром Гелиополис, а к северу от города было официальное место захоронения принесенных в жертву быков.
Религиозные роли
Солнце как творец
Солнце дает жизнь, контролируя созревание
урожая, обработанного человеком. Из-за животворных качеств солнца
египтяне поклонялись солнцу как богу. Создатель вселенной и податель
жизни, солнце или Ра олицетворяли жизнь, тепло и рост. Поскольку
люди считали Ра главным богом, создателем вселенной и источником
жизни, он оказал на них сильное влияние, что привело к тому, что он
стал одним из самых почитаемых из всех египетских богов и даже
считался Царем богов. . В ранний период египетской истории его
влияние распространилось по всей стране, создав множество форм и
названий. Наиболее распространены комбинации форм с Атумом (его
человеческая форма), Хепри (жук-скарабей) и Хорусом (соколом).
Форма, в которой он обычно появляется, — это человек с головой
сокола, что связано с его сочетанием с Гором, другим богом неба. На
его голове сидит солнечный диск с коброй, которая во многих мифах
олицетворяет глаз Ра.
Согласно одному мифу, первая часть Земли возникла, когда бог солнца вызвал ее из водной массы Нун. В мифе о Небесной Корове (небо считалось огромной коровой, богиней Мехт-урт) рассказывается, как человечество замышляло заговор против Ра и как он послал свой глаз, как богиня Сехмет, чтобы наказать их. . Расширения силы Ра часто изображались как Глаз Ра, которые были женскими версиями бога солнца. У Ра было три дочери Бастет, Сехмет и Хатор, которых все считали Оком Ра, которые будут искать его мести. Сехмет был Глазом Ра и был создан огнем в глазу Ра. Она была жестокой и была послана убивать людей, предавших Ра, но, успокоившись, она стала более доброй и снисходительной богиней Хатор. Сехмет был могущественным воином и защитником, в то время как Бастет, изображенная в виде кошки, была нежной и заботливой.
В преисподнюю
Считалось, что Ра путешествовал на Атете, двух солнечных барках, называемых Манджет (Лодка миллионов лет), или утренняя лодка, и Месектет, или вечерняя лодка. Эти лодки взяли его в путешествие по небу и Дуату — двенадцать часов ночи, который также является буквальным подземным миром Египта. Пока Ра был на Месектете, он был в форме барана. Когда Ра путешествовал в своей солнечной лодке, его сопровождали различные другие божества, включая Сиа (восприятие) и Ху (командование), а также Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады помогали ему в его путешествии, в том числе Сет, победивший змея Апофиса, и Мехен, который защищался от монстров подземного мира. Когда Ра был в подземном мире, он посещал все свои различные формы.
Апофис, бог хаоса (исфет), был огромным змеем, который каждую ночь пытался остановить путешествие солнечной лодки, пожирая ее или останавливая ее гипнотическим взглядом. Вечером египтяне считали, что Ра сидит как Атум или в виде барана. Ночная лодка перенесет его через подземный мир обратно на восток, готовясь к его возрождению. В этих мифах о Ра восход солнца изображался как возрождение солнца богиней неба Нут; таким образом приписывая Ра концепцию возрождения и обновления, а также усиливая его роль как бога-творца.
Когда Ра был в подземном мире, он слился с Осирисом, богом мертвых.
Иконография
Ра был представлен в самых разных формах. Самой обычной формой был человек с головой сокола и солнечным диском наверху и змеей, свернутой кольцами вокруг диска. Другие распространенные формы — это человек с головой жука (в его форме как Хепри) или человек с головой барана. Ра также изображался в виде полнотелого барана, жука, феникса, цапли, змеи, быка, кошки или льва и других.
Чаще всего он изображался с головой барана в Подземном мире. В этой форме Ра описывается как «баран запада» или «баран, отвечающий за свой гарем».
В некоторой литературе Ра описывается как стареющий король с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.
Поклонение
Главным культовым центром Ра был Иуну, «Место
Столпов», позже известный царству Птолемеев как Гелиополис (греч.
Койне: Ἡλιούπολις, букв. «Город Солнца») и сегодня расположенный в
пригороде Каира. Его отождествляли с местным богом солнца Атумом.
Как Атум или Атум-Ра, он считался первым существом и создателем
Эннеады («Девять»), состоящей из Шу и Тефнут, Геба и Нут, Осириса,
Сета, Исиды и Нефтиды. Праздник «Получение Ра» отмечался 26 мая по
григорианскому календарю.
Местный культ Ра начал развиваться примерно со времен Второй династии, сделав его солнечным божеством. При Четвертой династии фараоны рассматривались как проявления Ра на земле, называемые «Сыновьями Ра». Его поклонение резко возросло в Пятой династии, когда Ра стал государственным божеством, и фараоны построили специально выровненные пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители Пятой династии сказали своим последователям, что они сыновья самого Ра и жены первосвященника Гелиополя. Эти фараоны тратили большую часть денег Египта на храмы солнца. Первые тексты пирамид начали появляться, придавая Ра все большее и большее значение в путешествии фараона через Дуат (подземный мир).
Во времена Среднего царства Ра все больше ассоциировался и объединялся с другими главными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.
Во времена Нового царства Египта поклонение Ра стало более сложным и грандиозным. Стены гробниц были посвящены чрезвычайно подробным текстам, изображающим путешествие Ра по подземному миру. Говорили, что Ра нес молитвы и благословения живых с душами умерших на солнечной лодке. Идея о том, что Ра состарился с солнцем, стала более популярной во время подъема Нового Царства.
Многие акты поклонения включали гимны, молитвы и заклинания, чтобы помочь Ра и солнечной лодке преодолеть Апеп.
Возникновение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра.
Отношение к другим богам
Боги слились с Ра
Как и в случае с наиболее широко почитаемыми египетскими божествами,
личность Ра часто сочеталась с идентичностью других богов, образуя
взаимосвязь между божествами.
Амон и Амон-Ра
Амон был
членом Огдоада, представляющего энергии творения вместе с Амаунетом,
одним из первых покровителей Фив. Считалось, что он создает через
дыхание, и поэтому его отождествляли с ветром, а не с солнцем. По
мере того, как культы Амона и Ра становились все более популярными в
Верхнем и Нижнем Египте соответственно, они были объединены, чтобы
создать Амона-Ра, бога-творца Солнца. Трудно определить, когда
именно произошло это сочетание, но упоминания об Амоне-Ра появились
в текстах пирамид еще во времена Пятой династии. Наиболее
распространено мнение, что Амон-Ра был изобретен как новое
государственное божество фиванскими правителями Нового Царства,
чтобы объединить прихожан Амона со старым культом Ра во время 18-й
династии. Прихожане дали Амону-Ра официальный титул «Царь богов», и
изображения показывают объединенное божество в виде красноглазого
человека с головой льва, окруженного солнечным диском.
Атум и
Атум-Ра
Атум-Ра (или Ра-Атум) был еще одним составным божеством,
образованным из двух совершенно разных божеств; однако Ра имел
больше общего с Атумом, чем с Амоном. Атум был более тесно связан с
солнцем, а также был богом-создателем Эннеады. И Ра, и Атум
считались отцами божеств и фараонов, и им широко поклонялись. В
более старых мифах Атум был создателем Тефнут и Шу, и он родился от
океана Нун.
Ра-Горахты
В более поздней египетской мифологии Ра-Хорахти был
скорее титулом или проявлением, чем составным божеством. Это
переводится как «Ра (кто) Гор горизонтов». Он должен был связать
Хорахти (как восходящий аспект Гора) с Ра. Было высказано
предположение, что Ра-Хорахти просто относится к путешествию солнца
от горизонта к горизонту как Ра, или что это означает показать Ра
как символическое божество надежды и возрождения.
Он
провозглашен царем богов в гробнице Хоремхеба. Фараон Тутмос III
посвятил Горахти столпы Гелиополя.
Ра-Горахти очень часто
встречается в «Книге мертвых» 3-го промежуточного периода. Его можно
увидеть сидящим на троне в Книге Мертвых Неджмет, Падихонов,
Нестанебетишеру, Джедхонсианх, Тамениу и в Папирусе Амдуат,
написанном для Неситасет.
Хепри и Хнум
Хепри был
жуком-скарабеем, который закатывал солнце по утрам и иногда считался
утренним проявлением Ра. Точно так же бог с головой барана Хнум
также рассматривался как вечернее проявление Ра. Идея о том, что
разные божества (или разные аспекты Ра) правят в разное время дня,
была довольно распространенной, но неоднозначной. Поскольку Хепри и
Хнум преобладали над восходом и закатом, Ра часто был символом
полудня, когда солнце достигало своего пика в полдень. Иногда вместо
аспектов Ра использовались разные аспекты Гора.
Раэт-Тави
Раэт или Раэт-Тави был женским аспектом Ра; она не имела большого
значения независимо от него. В некоторых мифах она считалась либо
женой Ра, либо его дочерью.
Боги, созданные Ра
Бастет
Бастет (также называемую Баст) иногда называют «кошкой Ра». Она
также является его дочерью от Исиды и связана с инструментом мести
Ра, глазом бога солнца. Бастет известна тем, что обезглавила змея
Апофиса (заклятого врага Ра и «Бога» Хаоса), чтобы защитить Ра. В
одном мифе Ра послал Бастет львицей в Нубию.
Сехмет
Сехмет
— еще одна дочь Ра. Сехмет изображалась в виде львицы или большой
кошки и была «глазом Ра» или орудием мести бога солнца. В одном мифе
Сехмет была настолько переполнена гневом, что Ра был вынужден
превратить ее в корову, чтобы она не причиняла ненужного вреда. В
другом мифе Ра опасается, что человечество замышляет против него
заговор, и посылает Хатхор (еще одну дочь Ра), чтобы наказать
человечество. Убивая людей, она принимает форму Сехмет. Чтобы не
дать ей убить все человечество, Ра приказывает, чтобы пиво было
окрашено в красный цвет и вылито на землю. Принимая пиво за кровь,
Сехмет пьет его и, опьянев, возвращается в свою умиротворенную
форму, Хатор.
Хатор
Хатор — еще одна дочь Ра. Когда Ра
опасался, что человечество замышляет против него заговор, он послал
Хатор как «око Ра». В одном мифе Хатор танцевала обнаженной перед
Ра, пока он не засмеялся, чтобы вылечить его от приступа дуться.
Когда Ра был без Хатор, он впал в состояние глубокой депрессии.
Другие боги
Птах
Птах редко
упоминается в литературе пирамид Древнего царства. Некоторые
считают, что это результат того, что люди Гелиополиса, поклоняющиеся
Ра, были главными авторами этих надписей. В то время как одни
считали, что Ра создан самим собой, другие считали, что его создал
Птах.
Исида
В одном мифе Исида создала змею, чтобы
отравить Ра, и дала ему противоядие только тогда, когда он открыл ей
свое настоящее имя. Исида передала это имя Гору, укрепив его
королевский авторитет.
Апеп
Апеп, также называемый
Апофисом, был богом хаоса и заклятым врагом Ра. Говорят, что он
лежал чуть ниже линии горизонта, пытаясь поглотить Ра, пока Ра
путешествовал по подземному миру.
Египет: Ра и Ра-Хорахти
Джимми Данн
Вверху: Ра-Хорахти (справа) и Осирис (слева) , что означает Ра (является) Гором Горизонта, имея в виду характер бога. Древние египтяне верили, что он создал мир, и восходящее солнце было для них символом творения. Ежедневный цикл, когда солнце всходило, а затем садилось только для того, чтобы снова встать на следующее утро, символизировало обновление, и поэтому Ра считался первостепенной силой творения и хозяином жизни. Его ближайший союзник — Маат, воплощение порядка и истины.
Ра также был тесно связан с фараоном, царем Египта . В то время как царь правил землей, Ра был хозяином вселенной, поэтому они были одной природы и фактически были зеркальным отражением друг друга. Интересно, что вплоть до 2-й династии Ра не упоминается, но его развитие началось в конце 2-й династии и достигло зрелости в течение 5-й династии. Ра все больше и больше ассоциировался с королем, который был одновременно и человеком, и богом, воплощенным в соколе по имени Гор, а 4-я династия называла его сыном Ра. Следовательно, отношения также развивались между Гором и Ра, поскольку они были объединены в символе крылатого солнечного диска, иконы, которая оставалась неизменной в храмах и религиозных памятниках до конца египетской истории.
Раннее поклонение Ра действительно приобрело большое значение во времена 5-й династии, когда цари не только возводили пирамиды, ориентированные на восход и заход солнца, но и строили солнечные храмы в честь Ра. Подобный храм, должно быть, был трудной концепцией для египтян, потому что у Ра никогда не было святилища с культовой статуей. Вместо этого его изображением было само солнце, поэтому храмы солнца были сосредоточены на обелиске, над которым восходило солнце, а перед обелиском должен был быть алтарь для его поклонения. Однако самый значительный ранний солнечный храм, вероятно, был воздвигнут в Гелиополе, где колонна, напоминающая обелиск, составляла часть иероглифов названия города, Ивн. К сожалению, сейчас эта структура полностью разрушена.
Эти правители 5-й династии также были ответственны за первые Тексты пирамид во времена Древнего Царства, сборник заклинаний, описывающих путешествие мертвого фараона через подземный мир. Эти тексты были одними из первых украшений, начертанных на пирамидах, и являются важным источником информации о боге солнца.
Например, в одном гимне говорится:
«Почтение тебе, о ты, восходящий на горизонте как Ра», ты покоишься на неизменном и неизменном законе. Ты проходишь по небу, и все лица следят за тобой и твоим течением, ибо ты сокрыт от их взоров. Ты появляешься на заре и в вечернее время день за днем. Лодка Сектет, в которой пребывает Величие, идет со светом; Твои лучи «на всех лицах; [число] красных и желтых лучей» не могут быть известны, и твои яркие лучи не могут быть сказаны. Земли «богов» и земли Пунта* должны быть увидены, прежде чем можно будет измерить то, что «сокрыто [в тебе]». Один и сам по себе ты проявляешь себя, когда рождаешься над Ну*. Да буду я продвигаться, как и ты продвигаешься; пусть я никогда не перестану идти вперед, как ты никогда не перестанешь идти вперед, хотя бы на мгновение; ибо шагами ты в одно мгновение «проходишь пространства, которые потребуются миллионы и миллионы» лет [для прохождения людьми; это] ты делаешь, и тогда ты погружаешься в покой. Ты кладешь конец часам ночи, и ты считаешь их, даже ты; ты завершаешь их в назначенное тебе время, и земля становится светом. Поэтому ты предстаешь перед творением своих рук в подобии «Ра, [когда] ты восходишь на горизонте».
История творения, рассказанная в Тексте пирамид, объясняет, что Ра, как Атум, поднялся в начале творения в виде камня бенбен, похожего на обелиск столба, в храме Бену-Феникса в Гелиополе. Затем он выплюнул Шу и Тефнут, которые стали первой благочестивой парой и, соответственно, символизировали воздух и влагу. Им родились Геб и Нут, символизирующие землю и небо. Геб и Нут, в свою очередь, породили две божественные пары, состоящие из Осириса — Исиды и Сета — Нефтиды. Названная Эннеадой богов, объединенные атрибуты этой божественной группы были необходимы для того, чтобы мир функционировал.
Однако, хотя Ра никогда не бывает в паре с богиней, у него также есть несколько других потомков, включая, среди прочего, его сына-царя, который становится единым целым со своим отцом после смерти, и богиню Хатор, которую часто изображают с солнечный диск в головном уборе.
История продолжается с Осирисом, убитым своим братом Сетом. В этой версии истории Ра воскрешает Осириса, чтобы править мертвыми. Умерший фараон идентифицирует себя как с Ра, так и с Осирисом, тем самым образуя связь между ними. Хотя Ра и Осириса можно было рассматривать как полные противоположности, древние египтяне считали смерть не концом жизни, а скорее ее первоисточником.
Таким образом, в Тексте пирамид Ра постоянно воскресает по утрам в форме жука-скарабея, Хепри, что означает Появляющийся. Он плывет по первобытным водам, называемым Нун, в своей священной ладье (лодке) вместе с рядом других божеств по небу, где на закате он становится Атумом, «Всеобщим Господом». На закате его проглатывает богиня Нут, которая каждое утро снова рождает его как Хепри. Таким образом, цикл продолжался с рождением, жизнью и смертью.
К Среднему царству (около 2055 г. до н.э. — 1759 г. до н.э.) характер Ра изменился, и теперь несколько гимнов говорят нам, что он создал землю исключительно для человечества, созданного по его образу. Так вот, зло, противоположное Маат, происходит от собственных деяний человечества. В то время как при жизни царь управляет людьми, награждая послушных и уничтожая непослушных и злых, в смерти эту роль выполняет Ра.
Кроме того, мы находим новые отношения между Ра и Осирисом. Смертные теперь становятся Осирисом после смерти, концепция, которая сделала Осириса очень популярным среди простых египтян, которые теологически были скорее исключены из предшествующих мифов. Ра и Осирис вместе путешествуют по подземному миру ночью, а рождение бога солнца утром символизируется амулетом в виде жука-скарабея, который становится очень популярным среди египтян этого периода.
Также в это время Ра приобретает дополнительные атрибуты, объединяясь с другими богами. Это часто рассматривается как политический шаг, направленный на объединение важных богов из разных регионов, и поэтому мы видим Ра, который был наиболее известен на севере, в сочетании с другим богом-творцом, Амоном из южного Египта , в Амона-Ра. Он также был объединен с рядом других богов-творцов.
Вверху: Различные формы Ра
К году Нового царства Египта (около 1539 г. до н.э. — 1069 г. до н.э.) почитание Ра достигло своего пика. Теперь гробницы королей, такие как гробницы в Долине царей на западном берегу современного Луксора (древние Фивы), содержали сложные декоративные темы, изображающие различные книги подземного мира, описывающие ночное путешествие солнца. Здесь Ра изображен с телом человека и головой барана. Эти книги описывают ночное путешествие бога солнца час за часом. В пятый час Ра терпит смерть и соединяется со своим трупом Осирисом. Но в то же время зарождается новая жизнь. В двенадцатом часу, когда снова восходит солнце, Ра вновь рождается в образе скарабея. Другой текст, называемый Литанией Ра, описывает, как царь отождествляется примерно с 75 различными фигурами Ра из подземного мира.
Мы гораздо больше знаем о богословии Ра времен Нового Царства благодаря папирусам, рассказывающим о его мифах. На самом деле существует две формы мифа, первая из которых посвящена Ра как пожилому и уставшему божеству. В этой теме он организует мир так, что ему больше не требуется вмешиваться в человеческие дела, и передает свои силы Гору, королю, уступая таким образом трон своему физическому сыну.
Однако некоторые храмы Нового Царства были построены с открытым двором и алтарем для Ра, где жрецы или, теоретически, сам царь читали один из двенадцати поэтических гимнов, предсказывающих победоносный путь солнца, каждый из которых день. В этих храмах восходящее солнце иногда изображается сидящим на корточках человеческим младенцем, в то время как полное дневное солнце принимает форму взрослого человека.
В этот период царь напрямую отождествляется с Ра. H Аменхотеп III, например, называет себя «ослепительным солнцем», в то время как Аменотеп IV, царь-еретик, позже называвший себя Эхнатоном, даже зашел так далеко, что превратил культ солнечного диска, называемый Атоном, в полумонотеистическую религию. . И хотя усилия Эхнатона были обращены вспять после его смерти, Амон-Ра, тем не менее, стал универсальным богом, всеохватывающим, который поддерживал жизнь для неба, земли, других богов и людей. Однако следует отметить, что временами культ, особенно Амона-Ра, был настолько могущественным, что жрецы культа угрожали царской власти.
К концу Нового царства то, что сейчас называлось Ра-Хорахти-Атум, стало более тесно ассоциироваться с мумиеподобной формой Осириса, который обычно считался ночным проявлением Ра. К настоящему времени Осирис стал богом народа, так что любой мог совершить путешествие на ночной ладье Ра, поэтому мы видим в этом слиянии демократизацию египетской религии.
Таким образом, мы находим магические папирусы из разных социальных слоев, предназначенные для защиты как живых, так и мертвых, которые опираются на солярную символику, чтобы гарантировать воскрешение верующих. Мы также находим множество амулетов, помещенных на мумии как членов королевской семьи, так и не членов королевской семьи, чтобы защитить мертвых. Эти солярные символы включают солнце на горизонте, солнечный диск, небесную кору, двойной лев и обелиск. Был также диск с изображением Ра с четырьмя бараньими головами, ночная форма, называемая гипоцефалом.
Хотя Ра жил в различных формах в греко-римский период, поклонение ему постепенно угасало в течение первого тысячелетия. Этот упадок, вероятно, был связан с ослаблением королевской власти при различных иностранных правителях. Хотя он продолжал быть частью египетского богословия, он больше не был частью живой веры народа. Преданность Ра все больше и больше ограничивалась жрецами храма.
Последнее обновление: 21 августа 2011 г.
Ссылки:
Титул | Автор | Дата | Издатель | Справочный номер |
Древние боги говорят, Путеводитель по египетской религии | Редфорд, Дональд Б. | 2002 | Издательство Оксфордского университета | ISBN 0-19-515401-0 |
Атлас Древнего Египта | Бейнс, Джон; Малек, Яромир | 1980 | Ле Ливр де Франс | Не указано |
Египетская религия | Моренц, Зигфрид | 1973 | Издательство Корнельского университета | ISBN 0-8014-8029-9 |
Боги египтян, (Исследования египетской мифологии) | Бадж, Э. А. Уоллис | 1969 | Dover Publications, Inc. | ISBN 486-22056-7 |
История Древнего Египта, A | Грималь, Николя | 1988 | Блэквелл | Не указано |
Оксфорд История Древнего Египта, | Шоу, Ян | 2000 | Издательство Оксфордского университета | ISBN 0-19-815034-2 |
Оксфордская иллюстрированная история христианства, The | Макманнерс, Джон | 1992 | Издательство Оксфордского университета | ISBN 0-19-285259-0 |
Долина царей | недели, Кент Р. | 2001 | Фридман/Фэрфакс | ISBN 1-5866-3295-7 |
Ра-Хорахты – Подкаст о древнем искусстве
youtube.com/embed/V859Ej66bV0?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Спасибо, что вернулись к подкасту SCARABsolutions о древнем искусстве. Как всегда, я ваш ведущий, Лукас Ливингстон. В этом эпизоде я хочу обсудить некоторые из основных формальных концепций египетской скульптуры. Для этого взглянем на стоящую фигуру египетского бога Ра-Хорахти из Художественного института Чикаго, с которым мы ненадолго познакомились в эпизоде 1, если вы помните, на скарабее в Древнем Египте. Ра-Хорахти был особенно выдающимся египетским божеством, засвидетельствованным, безусловно, еще во времена Древнего Царства. Его называют составным божеством, представляющим собой союз двух или более богов в единый культ, как Птах-Сокар-Осирис, с которым мы познакомились в 4-м эпизоде на Статуе Осириса. Между прочим, я призываю вас посмотреть Musecast Чикагского института искусств за июнь 2008 года. Здесь вы найдете краткое научное обсуждение окраски статуи Осириса, а также немного о ее истории и сохранении. Вы можете перейти к Art Institute Musecast, нажав на его логотип в разделе «Дополнительные ресурсы» на сайте scarabsolutions.com. Возвращаясь к концепции составного божества, мы также называем этот союз или слияние религиозной и культурной систем «синкретизацией». Теперь есть хорошее слово за 5 долларов, которое можно положить в карман. Ра-Хорахти представляет собой синхронизацию двух хорошо известных египетских богов: Ра, бога солнца с головой сокола, и Гора, бога царствования с головой сокола, сына Осириса и бога, проявленного на Земле как фараон. К счастью, в случае с Ра-Хорахти египтянам не пришлось долго спорить, какую голову использовать. Часть «ахты» имени Ра-Хорахти означает «горизонты», поэтому его имя буквально «Ра, Гор Двух Горизонтов», причем два горизонта, конечно же, Восток и Запад, занимают центральное место в египетском спиритуализме как символы рождения и смерть. Культ Ра оказал такое сильное влияние на другие египетские религии, что многие различные божества оказались синкретизированными с ним. Например, возможно, наиболее известным египетским составным божеством является Амон-Ра, чрезвычайно влиятельный культ Карнака и Луксора во времена Нового Царства и Третьего промежуточного периода.
Эта фигурка сделана из бронзы и известна как вотивная фигурка. Его рост составляет около 25 см или 10 дюймов, и он датируется Третьим промежуточным периодом, где-то между 1069 и 656 годами до нашей эры. Первоначально он почти наверняка стоял на приземистом прямоугольном пьедестале, как и многие другие бронзовые обеты, выставленные рядом с ним, и у него также была тщательно продуманная корона. Вы можете сказать это по маленькому отверстию на макушке, куда должна была быть вставлена корона, изготовленная как отдельная деталь, но эта корона теперь утеряна. Вотивная статуэтка — довольно распространенный тип статуэтки, которую находят, ну, сейчас в музее… но до этого часто закапывали где-нибудь в стенах сакрального сооружения, то ли время, то ли случайность, то ли намерение. Слово «вотив» не совсем незнакомо нам в наши дни. Этот маленький чайный огонь — маленькая свеча, зажженная, чтобы согреть ваш чайник, — часто называют вотивной свечой. Вотив — это любой предмет поклонения, подносимый в качестве подношения божеству, будь то свеча или фигурка из позолоченной бронзы. Приношение по обету – это своего рода договор с богом. Вы даете своему богу подарок и возносите молитву, а взамен, надеюсь, эта молитва будет признана каким-то благословением, будь то лекарство от болезни, здоровое рождение, плодородный урожай или что-то еще. И вотив также имеет практическую функцию в реальной жизни, обеспечивая храм или церковь небольшим дополнительным доходом. Я думаю, что молитва до доллара в эти дни.
Итак, рассмотрим формальные характеристики Ра-Хорахты. Он демонстрирует классическую, каноническую египетскую позу для стоящего мужчины. Эта основная форма проявляется на протяжении всей истории египетской скульптуры, с момента ее зарождения до греко-римской эпохи. Обратите внимание на широкие прямые плечи, прямые руки вниз по бокам, со сжатыми кулаками, как будто он изначально что-то держал. Возможно, какой-нибудь стержень или небольшой пояс — два обычных атрибута офиса или станции. Следы позолоты сохранились на его килте, парике и ожерелье. Золочение — это причудливое слово для тонкого покрытия сусальным золотом. Обратите также внимание, что, несмотря на голову сокола, у него определенно есть человеческие уши, хотя и забавно большие, выдвинутые наружу париком. Кроме того, если вы посмотрите очень внимательно, вы увидите его великолепную пряжку на косметичке. Позолота здесь на удивление цела. Иероглифы читаются как Ра-Хорахти пет нетджеру, что означает «Ра-Хорахти, глава богов».
Он тоже в хорошей форме. Мы можем не видеть наиболее четко очерченной мускулатуры, но у него определенно стройная, спортивная, идеализированная, юношеская форма, похожая на изображения почти всех богов и королей. Но это не совсем реально, и это важно учитывать. Посмотрите на его ноги. Левая нога впереди. Это невероятно узнаваемая особенность этой архетипической позы. Но он не совсем шагнул вперед, не так ли? В противном случае его руки будут раскачиваться для поддержания равновесия, а верхняя часть тела будет наклонена вперед. Здесь его немного трудно разглядеть, так как он застрял за стеклом, и мы не можем получить хороший вид в профиль, но если бы он шагал вперед в правильном шаге, его задняя нога также была бы под углом немного позади его центра тяжести. , но это не тот случай здесь. Его правая нога совершенно вертикальна вдоль его центральной оси. Обе ноги тоже твердо стоят на земле, так что он явно не на полпути. Но на самом деле то, что он делает, физически невозможно без сгибания коленей и поворота бедер. Левая нога фигуры на самом деле немного длиннее правой, ровно настолько, чтобы доставать до земли.
Но что все это значит? Много чернил было пролито на предположения о том, почему левая нога египетской скульптуры выдвинута вперед… и это неизменно левая нога. Есть ли какой-то тайный смысл за левой ногой? Является ли это попыткой доминирования, своего рода политической пропагандой или имеет место что-то еще? Что ж, к сожалению, мы не извлекаем пользы из того, что древние египтяне составляли трактаты об их искусстве, как мы делаем с более поздними цивилизациями, но одна широко распространенная теория связана с египетскими иероглифами. Видите ли, иероглифы можно писать практически в любом направлении, но чаще всего они пишутся справа налево. Вот изящный трюк, если вы когда-нибудь захотите узнать, в каком направлении написаны иероглифы. Посмотрите на животных или людей. Они всегда обращены лицом к началу предложения. Итак, обычно цифры обращены вправо, поскольку обычно пишут справа налево. Если вспомнить из 9 серии«Ходи как египтянин» характерные черты человеческого тела всегда видны в письме и в рельефе, так что вы всегда видите скрытую заднюю ногу, выглядывающую из-за передней ноги. На фигуре, обращенной вправо, левая нога затем слегка вытягивается вперед, чтобы ее можно было увидеть из-за правой ноги на переднем плане. Какое это имеет отношение к скульптуре? Что ж, как мы видели на примере мумии Паанхенамуна в эпизоде 2, иероглифические символы и принципы регулярно адаптируются к рельефу и трехмерной скульптуре. Ра-Хорахти и бесчисленное множество других египетских статуй в этой божественной канонической позе, если смотреть в профиль вправо, участвуют в уникальном египетском опыте адаптации письменного слова к скульптурной форме.