Пять зверств Ивана Грозного (18+)
«Жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же», — так Иван Грозный сам определил своё право лишать жизни неугодных государству людей. Многие виды казней были определены Судебником 1550 года, однако и сам царь и его подчинённые (опричники) часто позволяли себе жестокие импровизации.
1. В котле с кипятком
Некоторые бояре погибали поистине страшной смертью. Их в буквальном смысле кипятили в котле. Обычно это вид казни применялся к государственным изменникам. Такое преступление как раз было оформлено при Иване Грозном. Несчастного сажали в котёл, который был наполнен водой или маслом.
Его руки вдевали в специальные кольца, они не давали ему выбраться. Котёл ставили на огонь, постепенно подогревая жидкость. Такой жуткой смерти был предан Никита Фуников, государственный казначей. Иногда преступников (с точки зрения опричников) казнили несколько иным способом: их попеременно обливали то кипятком, то ледяной водой, «пока кожа не сходила чулком».
Иван IV Васильевич. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина 16-го в. Х. Вайгель. (wikipedia.org)
2. На бочке с порохом
Воеводу и гонца в Крымское ханство Никиту Голохвастова царь Иван Грозный казнил, пожалуй, самым известным способом. О нём ещё рассказывал герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Его привязали к бочке с порохом, которую взорвали. Аналогичным образом Грозный казнил не одного монаха. По легенде, при этом он произнёс: «Пускай они, подобно ангелам, сразу летят на небеса».
3. Обшить медведно
Новгородский епископ Леонид был казнён одной из излюбленных казней Ивана Грозного. Священник был зашит в медвежью шкуру, а затем его затравили собаками. В летописях этот способ был назван «обшить медведно».
Иногда, впрочем, провинившихся перед царём казнили с помощью медведей, но не «обшив медведно», а скормив этим хищникам.
4. Массовое утопление
Люди Ивана грозного проводили и массовые казни. В 1570-м несколько сотен представителей новгородской знати были утоплены в реке. Иногда перед этим царь приказывал поджигать людей специальным горючим веществом, а затем привязывать к саням и пускать лошадей вскачь.
После этого, как правило, с моста в реку сбрасывали жён и детей несчастных. Женщинам связывали сзади руки с ногами, а детей привязывали к матерям. Спастись не удавалось никому: после совершения зверства опричники, плавающие в лодках по реке, добивали баграми тех, кто пытался спастись.
«Опричники», Н. В. Неврев. Источник: wikipedia.org5. По части тела
Ивана Висковатого, посмевшего критиковать расправу над боярами государственного печатника, привязали к столбу, а затем «псы государевы», приближённые царя, подходили к чиновнику и отрубали у него кусок мяса из тела.
Висковатый скончался после того, как свою «порцию» получил один из опричников, которого звали Иван Реутов. Иван Грозный предположил, что Реутов убил Висковатова нарочно, чтобы тот не мучился. За это поплатился сам опричник — его вели казнить. Правда, ещё до казни Реутов заболел чумой и умер.
Сборник: Иван Грозный
Первый царь всея Руси ввёл опричнину, результатом которой стало разорение земель, голод и обнищание народа.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Опричники: не так страшен царь, как его Малюта
Опричники: не так страшен царь, как его Малюта
Опричнина была учреждена Иваном Грозным по образцу монашеского ордена. Первоначальная численность личной гвардии царя составила 1 тыс. человек.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы не было Ивана Грозного
Что, если бы не было Ивана Грозного
Иван Грозный мог вообще не появиться на свет. Василий III ждал рождения первенца много лет и ради этого даже развёлся с первой женой.
- ЕГЭ
- Европа
Иван Грозный. Очень сложный тест
Иван Грозный. Очень сложный тест
Что унаследовал Иван IV от Софьи Палеолог? Как звали знаменитого юродивого, лично знакомого с царём? Где был принят Судебник Ивана IV? Проверь свои знания!
- Статьи
- Европа
- XVI век
Пять зверств Ивана Грозного (18+)
Пять зверств Ивана Грозного (18+)
Отрубание головы, повешение и даже посажение на кол покажутся весьма гуманными, если сравнивать с этими видами убийств.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Иван Васильевич, ставший Грозным
Иван Васильевич, ставший Грозным
Иван IV — одна из самых заметных фигур русской истории. Имя царя, прозванного Грозным, и сегодня для многих является символом неограниченной власти.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Иван Грозный — метр
Иван Грозный — метр
Сколько в тебе от царя, оставшегося в истории с реноме кровавого тирана?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Опричники: не так страшен царь, как его Малюта
Опричнина была учреждена Иваном Грозным по образцу монашеского ордена. Первоначальная численность личной гвардии царя составила 1 тыс. человек.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы не было Ивана Грозного
Иван Грозный мог вообще не появиться на свет. Василий III ждал рождения первенца много лет и ради этого даже развёлся с первой женой.
- ЕГЭ
- Европа
- XVI век
Иван Грозный. Очень сложный тест
Что унаследовал Иван IV от Софьи Палеолог? Как звали знаменитого юродивого, лично знакомого с царём? Где был принят Судебник Ивана IV? Проверь свои знания!
- Статьи
- Европа
- XVI век
Пять зверств Ивана Грозного (18+)
Отрубание головы, повешение и даже посажение на кол покажутся весьма гуманными, если сравнивать с этими видами убийств.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Иван Васильевич, ставший Грозным
Иван IV — одна из самых заметных фигур русской истории. Имя царя, прозванного Грозным, и сегодня для многих является символом неограниченной власти.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Иван Грозный — метр
Сколько в тебе от царя, оставшегося в истории с реноме кровавого тирана?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Америка
- XX век
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- Статьи
- Европа
- XVI век
Екатерина Говард, королева на 500 дней
- Статьи
- Европа
- XIII век
Из тьмы веков, из топи блат
- Статьи
- Европа
- XX век
Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему погиб «Титаник»?
- Статьи
- Европа
- XIV-XVII вв.
Логово вампира
- Статьи
- Европа
- XX век
На пределе: хроника Карибского кризиса
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- XX век
Мишка Слепой: полвека за решёткой
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Месть крепостных
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
Новочеркасский расстрел: суд и приговор
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 280642
- 📚 Статьи
- 👀 218735
- 📚 Статьи
- 👀 192052
- 📚 Статьи
- 👀 49506
- 📚 Статьи
- 👀 34165
- 📚 Статьи
- 👀 29618
- 📚 Статьи
- 👀 28975
- 📚 Статьи
- 👀 26758
- 📚 Статьи
- 👀 23806
- 📚 Статьи
- 👀 23594
- 📚 Статьи
- 👀 421111
- 📚 Статьи
- 👀 367739
- 📚 Статьи
- 👀 363543
- 📚 Статьи
- 👀 362124
- 📚 Статьи
- 👀 303923
- 📚 Статьи
- 👀 295289
- 📚 Статьи
- 👀 280642
- 📚 Статьи
- 👀 255249
- 📚 Статьи
- 👀 231788
- 📚 Статьи
- 👀 218735
Самые грозные казни Ивана IV
Комсомольская правда
8 самых грозных казней Ивана Грозного
25 августа 1530 года родился Иван IV Васильевич Грозный. Запомнился первый русский царь завоеваниями новых земель, введением опричнины и нового судебника, а также своим суровым нравом. Мы сделали подборку самых жестоких способов расправы грозного царя над пленными, преступниками и просто попавшими в опалу.
1. Один из любимых видов казни Грозного был так называемый способ «обшить медведно». Преступника зашивали в медвежью шкуру, а затем заставляли бегать от собак. Натравленные на человека в шкуре псы раздирали бедолагу насмерть. К примеру, такой смертью умер новгородский епископ Леонид. Иногда вместо собак на людей, напротив, натравливали медведей.
2. Врача Елисея Бомбелия по приказу Ивана Грозного казнили выворотив ему из суставов руки, потом то же самое проделали с ногами, затем бедняге изрезали спину, избив проволочными плетьми, а в завершении казни и вовсе подожгли. Однако до смерти его жарить не стали – полумертвого отвезли обратно в тюрьму. От ран Елисей там и скончался.
3. Еще один жестокий способ смерти царь испробовал на главе посольского приказа Иване Висковатом. Мужчину привязали к столбу, а приближенные царя, выступая на казни палачами, подходили к преступнику и отрезали по куску мяса из его тела. Этот вид казни был позаимствован Иваном Грозным у китайцев. После того, как свой кусок отрезал опричник Иван Реутов, Висковатый умер. Но Грозный посчитал, что Реутов специально сделал так, чтобы приговоренный умер раньше времени и приказал казнить и опричника. Но от казни Реутов уберегся, успев заболеть чумой и умереть.
4. Часто обвиненных в каком-либо преступлении людей во времена Ивана Грозного попеременно обливали крутым кипятком и холодной водой. От этой процедуры с осужденного слезала кожа и он умирал.
5. Еще одним жестоким видом умерщвления людей с использованием жидкости было кипячение в масле, воде или вине. Человека приковывали внутри котла с жидкостью, а потом варили заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам.
6. Во время массовых казней на Красной площади в июле 1570 года царь приказал палачам некоторым из осужденных «вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу».
7. Грозный не брезговал и «комбинированными» видами казни. Так, к примеру, в Новгороде царь приказывал поджигать людей, а потом привязывать их опаленных к саням, запряженным лошадьми. Потом тела сбрасывали с моста в реку. Нередко топили в след за казненным и всю его семью.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес Интернет-редакции KP.RU в Вологде: 160000, г. Вологда, ул. Гагарина, 1А. E-mail: kp35@list. ru Контактный телефон: +7 (8172) 54-13-87
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Худшие поступки Ивана Грозного
Shutterstock
Автор Мишель Гама Соса/26 апреля 2021 г., 13:24 по восточному поясному времени
Современная Россия в большом долгу перед царем Иваном IV «Грозным». Его завоевание мусульманских татарских ханств и расширение границ России до Кавказа и Урала положили начало процессам, которые привели к созданию империи, простиравшейся от Финляндии до Тихого океана.
Однако у него была и менее приятная сторона. Массовая культура знает его как жестокого правителя, который вел дорогостоящие и кровопролитные войны за счет своих подданных и безжалостно устранял своих внутриполитических противников. Но насколько правдивы эти сказки? Вот некоторые из его предполагаемых злодеяний, некоторые из которых подтверждены историческими записями, но другие в лучшем случае преувеличены, а в худшем — ложь.
Почему Иван был «страшным»?
Heritage Images/Getty Images
Прозвище Ивана Грозного не подразумевает зла или жестокости. На русском языке 16-го века слово грозный означало «грозный» или «страшный», прозвище, полученное им благодаря его экспансии в Россию. Тем не менее, репутация жестокости Ивана была, так сказать, начертана звездами. Князь Андрей Курбский в «Истории великого князя Московского » описал Ивана как потомка похоти своего отца и отказа от христианской добродетели, установив его репутацию жестокости как врожденную. Отец Ивана, великий князь Московский Василий III (Россия после 1547 г.), развелся со своей предыдущей женой и женился на Елене Глинской, которая родила Ивана в 1530 г.
Великий князь Василий умер в 1533 году, когда Ивану было всего три года, per Britannica. По словам историка Кэролин Паунси, его мать была регентом, но умерла, когда ему было восемь лет, возможно, ее отравили ее соперники. Регентство передавалось через череду боярских (русское дворянство) семей, пока Ивану не исполнилось 17 лет.
Жизнь под боярством была для Ивана трудной. К нему относились с презрением, и он был свидетелем убийств, предательств и многих других злодеяний в суде, которые травмировали бы большинство детей. Не имея возможности отомстить, Курбский утверждал, что Иван обратился к жестокому обращению как к выходу из своего разочарования, сбрасывая животных с башен и стен. Достигнув совершеннолетия, Иван освободился от боярского контроля и объявил себя царем России, титул, который он будет защищать железным кулаком.
Осада Казани
Фиринат Халиков/Wikimedia Commons
Первой целью Ивана как царя было завоевание Казани. Когда монголо-татарская Золотая Орда распалась в 15 веке, она оставила после себя многочисленные государства-правопреемники, среди которых было и Казанское ханство. Казань сохранила свою независимость от Москвы, но ее положение было скомпрометировано, когда в период беспорядков несколько разных ханов взяли под свой контроль несколько лет.
Воспользовавшись этой нестабильностью, Иван осадил город Казань в 1551 году с армией в 150 000 человек. После того, как его защитники отвергли предложение Ивана о капитуляции и свободе исповедовать свою исламскую религию, как записано в Казанской летописи, начались бои. Пока осада затягивалась, Иван ужасом пытался сломить решимость защитников.
Английский ученый сэр Генри Ховорт пересказывает заявление князя Андрея Курбского о том, что люди Ивана привязывали пленных татар к кольям перед стенами. Затем царь пригрозил убить их, если защитники не сдадут город. Однако защитники Казани переиграли царя, скорее убив своих товарищей, чем оставив их в руках немусульман. Как только русские войска наконец вошли в Казань, Иван уничтожил и депортировал население, что, по словам Ховорта, было единственным решением, которое дало бы русским полную победу над их грозными и безжалостными врагами.
Иван Грозный казнил человека, спасшего его трон
Heritage Images/Getty Images
После Казани Иван обратил свое внимание на Крымское ханство. По словам медиевиста Эйдзо Мацуки, крымские татары были известны тем, что совершали набеги на русские деревни, чтобы продавать женщин на невольничьих рынках. В 1571 году, когда Иван вел Ливонскую войну против Польши и Литвы, крымский хан Девлет-Гирей пошел еще дальше и разграбил Москву так основательно, что Москва-река вышла из берегов телами и обломками.
Ошеломительный успех Гирея побудил его повторить свой подвиг в 1572 году. На этот раз Иван оставил войска под командованием Михаила Воротынского, которого Казанская летопись восхваляет за храбрость и умение, чтобы остановить крымцев. В битве при Молодях Воротынский разбил татар, несмотря на численное превосходство два к одному. В то время как некоторые могут ожидать благодарности за такую выдающуюся службу, Андрей Курбский записывает, что Воротынский был жестоко казнен за свою победу, одну из самых страшных злодеяний Ивана против человека, который так преданно служил ему.
Слуга обвинил Воротынского в заговоре с целью убить царя с помощью магии. В наказание Иван приказал «привязать его к столбу между двух огней» и лично руководил пытками, подгребая под тело Воротынского угли и сжигая его чуть ли не до смерти. Затем Иван снял его с костра, пока Воротынский был еще жив, и приказал посадить его в северную Вологодскую область. К счастью, Воротынский умер, не успев туда приехать.
Он создал параллельную знать, которая действовала как его силовики
Аполлинарий Васнецов/Wikimedia Commons
В то время как армии Ивана терроризировали его татарских врагов, Иван позаботился о том, чтобы русские тоже почувствовали его гнев. Обеспокоенный властью бояр, Иван ослабил их влияние, разделив царство на земщину и опричнину . Последнее учреждение/организация было создано из земель, конфискованных у знати, владельцы которых были казнены, если отказывались ее поддерживать. Земля под опричниной 9Система 0016 находилась под непосредственным контролем Ивана, в отличие от земщины , которая оставалась в ведении местных учреждений.
У опричников , силовиков опричнины , была одна задача — терроризировать врагов Ивана. По словам историков Морин Перри и Андрея Павлова, это давало дворянам более низкого ранга возможность усилить свое влияние, убивая политических врагов Ивана и захватывая их собственность, перераспределяя богатство от них. Более поздние описания изображали опричники в виде всадников в черных мантиях на черных лошадях, якобы несущих отрубленные собачьи головы, чтобы создать впечатление всадников ада.
По данным исторического факультета Университета Маркетт, опричников предавались культовым нападениям, убийствам и пыткам, даже врывались в церкви и убивали священников и прихожан посреди литургии. Его даже описывали как псевдомонашеский орден, в центре которого находился Иван, который читал проповеди членам, пока они пытали своих жертв. Хотя это, вероятно, преувеличение, опричники зарегистрированы как участники многочисленных зверств против противников Ивана, включая печально известную Новгородскую резню 1570 года.
Казнил новгородского архиепископа по слухам
Константин Храмов/Wikimedia Commons
Историк Руслан Скрынников пишет, что в 1569 году города северо-западной Руси во главе с близким соратником Ивана архиепископом Новгородским Пименом планировали перейти на сторону Польши. Иван пошел на Новгород со своими опричниками , грабя города и монастыри по пути и убивая или сажая в тюрьму всех, кто едет в Новгород, который был оцеплен, чтобы предотвратить побег потенциальных предателей. То, что произошло дальше, произошло без предупреждения жителей.
В воскресенье 8 января 1570 года Иван вошел в Новгород и обвинил Пимена в заговоре с целью отдать Новгород Польше. Здесь все становится довольно тревожно. Иван не хотел совершать смертный грех пропуска воскресной литургии, поэтому заставил архиепископа еще раз отслужить обедню. После этого Иван приказал арестовать Пимена.
Немецкий очевидец Альберт Шлихтинг сообщает более зловещие подробности. опричнина сорвала с Пимена монашеский головной убор (большой акт неуважения) и «женила» его на кобыле. Затем ему пришлось ехать на этой кобыле по городу в сопровождении менестрелей, также называемых шутами. Согласно Расселу Згуте, Православная церковь выступала против менестрелей за их языческие ассоциации и поощрение порока, так что это было крайним неуважением к архиепископу. По иронии судьбы, несмотря на то, что он поддерживал репрессивную политику Ивана, когда она устраивала церковь, Пимен встретил свой конец при той же политике, умерев в тюрьме в 1571 году.0003
… а затем зимой вырезали все население
Дмитрий Скляренко/Wikimedia Commons
Пока Иван обвинял предполагаемых предателей, опричнина разграбила новгородские храмы и монастыри, не пощадив даже Софийский собор , , что для якобы набожного Ивана должно было быть святотатством. Однако Новгородская летопись описывает, что дед Ивана, Иван III, совершил аналогичную резню в 1471 году, потому что польский «латинизм» угрожал православной гегемонии в Новгороде. Имитация Иваном резни его деда предполагает аналогичные оправдания, за исключением того, что, в отличие от своего деда, он распространил кровопролитие на население.
После ареста архиепископа Пимена Иван обвинил все население Новгорода в государственной измене, говорится в сборнике «История». Сначала он нацелился на меркантильные классы, чье богатство, согласно Джанет Мартин, было передано опричникам . Не пощадили и простолюдинов и крестьян, ищущих убежища в городе. Разрушения войны с Польшей опустошили сельскохозяйственные угодья региона. Когда Иван разрушил их деревни, он оставил многих бездомными и бросил их в суровую русскую зиму на произвол судьбы. В то время как около 4000 человек погибли во время самой бойни, гораздо больше умерло после того, как она закончилась, от ее последствий — по оценкам History Collection, около 100 000 человек. Новгород, некогда являвшийся жемчужиной древней Руси, превратился в маленький провинциальный городок, которому уже никогда не вернуть былой славы.
Историк Хью Грэм из штата Калифорния, Бейкерсфилд, оспаривает более ужасные подробности, поскольку источники были написаны врагами Ивана. Однако факты свидетельствуют о том, что в Новгороде в том году пролилась кровь. В рассказе шведского дипломата Пола Юстена из первых рук рассказывается о пытках и тюремном заключении его партии, поэтому трудно отрицать, что что-то произошло. Годы спустя голландский путешественник Герман Хильдебранд взял интервью у жителей Новгорода. Они подтвердили унижения, которым подвергся город, предполагая , что резня действительно была одним из самых жестоких моментов Ивана.
Он избил свою невестку и убил своего будущего внука
Константин Маковский/Wikimedia Commons
Отношения Ивана с его сыном, Иваном Ивановичем, были омрачены тем, что Иван настаивал на контроле личной жизни своего сына. Иван был одержим созданием наследника мужского пола, и за свою жизнь у него было восемь жен, сообщает The Vintage News. Его озабоченность преемственностью распространилась и на вмешательство в личную жизнь сына. .
Иван Иванович был женат на двух женщинах, которых Иван IV заключил в монастырь за то, что они не смогли достаточно быстро зачать ребенка мужского пола, говорится в «Истории ужасов». Третья жена Ивана Ивановича забеременела в 1581 г., что дало ей возможность избежать участи предшественниц. Однако этому не суждено было случиться. Однажды к ней зашел Иван Грозный, когда на ней не было ничего, кроме нижнего белья, которое Иван считал нескромным. Поскольку его невестка была беременна и отдыхала, она не ожидала визита царя. Иван жестоко избил ее, в результате чего у нее случился выкидыш. Когда он бил свою невестку, она звала на помощь и звала мужа в комнату.
Иван Грозный потом убил своего сына
Print Collector/Getty Images
Согласно Антонио Поссевино, царевич Иван вбежал в комнату, чтобы защитить свою жену. Он потребовал объяснить, почему после того, как его первые две жены были отправлены в монастырь, его отец теперь убивает его третью жену и его ребенка. Иван Грозный якобы пришел в ярость и ударил сына посохом по голове, раздробив ему череп. В отличие от предыдущих инцидентов, Иван был полон угрызений совести за свое поведение. Поссевино записывает, что немедленно послал за врачами. В конце концов Иван умер, оставив наследником своего брата Федора.
Хотя история Ивана и его невестки сенсационная и ужасная, она не может быть подтверждена. Поскольку этот эпизод отсутствует в современных российских источниках, историк Пол Бушкович отклонил рассказ Поссевино как польско-литовские слухи, которые сам Поссевино отрицал в общении с Римом. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что Иван убил своего сына, хотя слух ходил в России XVII века и послужил источником вдохновения для многочисленных картин. После инцидента невестка Ивана постигла участь двух своих предшественниц и была отправлена в Новодевичий монастырь. В отличие от своих предшественниц, ее содержали под Москвой и хорошо относились к ней. Если Иван был виновен, возможно, это был знак того, что он пожалел о своих тиранических поступках.
Он отрекся от престола, чтобы захватить монастырские земли, не рассердив церковь
Wikimedia Commons
Царская казна требовала все больших и больших денежных вливаний для поддержания функционирования государства. Во время правления Ивана Джайлс Флетчер Старший отмечал, что монастыри России накопили огромное богатство и обширные участки земли. Богатство монастырей было защищено царскими хартиями, которые Иван в целом соблюдал, укрепляя положение монастырей за счет земельных пожалований и пожертвований.
В 1575 году Иван якобы решил конфисковать монастырские земли и богатства для финансирования своих зарубежных войн. Однако, чтобы избежать гнева православной церкви, он отрекся от престола и своих царских обязанностей в пользу бывшего касим-хана Симеона Бекбулатовича. Симеон сразу же отменил многие монашеские уставы и начал накапливать свое богатство. Между тем Иван «удалился» жить тихой жизнью созерцания и молитвы и не мог вмешиваться.
Флетчер пишет, что из-за плохого управления Симеона церковь умоляла о возвращении Ивана, что и произошло через год. Иван представился спасителем церкви, обновив монашеские уставы, но заплатив за это. По словам Флетчера, в обмен на грамоты Иван просил монастыри платить ему деньгами или землей.
С помощью этого простого, но гениального трюка корона аннексировала большие участки первоклассной земли и выкачала монашеское богатство. Островского «Российские люди империи»).
Иван Грозный был большим любителем афер и жульничества
Heritage Images/Getty Images
По словам Флетчера Старшего, у Ивана были и другие творческие способы обогатить свой ближайший круг. Флетчер рассказал, как Иван собирал деньги, ложно подавая отчеты в правоохранительные органы. Члены его ближайшего окружения сообщали об грабежах городским олдерменам, которые отвечали за расследование преступлений. Очевидно, что расследование ни к чему бы не привело, ведь преступление так и не было совершено. Если городские старосты или другие компетентные органы не раскрывали предполагаемое преступление, корона налагала на следователей штраф — от 8 до 10 тысяч рублей.
Другим предполагаемым фаворитом царя было посылать людей искать что-то в месте, где Иван знал, что это невозможно найти. По словам Флетчера, Иван отправил людей на поиски кедрового леса в Пермский край, холодную тайгу, граничащую с арктической тундрой. Когда ничего не нашли, Пермь оценили в 12 000 рублей. Однако в Перми растет сибирский кедр, вопреки утверждению Флетчера, что его там не было. Это ставит под сомнение достоверность Флетчера, предполагая, что он может быть еще одним иностранным наблюдателем, пытающимся изобразить Ивана тираном.
Истории о любви Ивана к мошенничеству и мошенничеству трудно доказать, тем более, что они появляются в более поздних зарубежных отчетах. Истории о России эпохи Возрождения окрашены пренебрежением к региону, который, по словам историка Хью Грэма, считался отсталым. Тем не менее, для того времени не было бы чем-то необычным, если бы Иван прибегнул к творческим решениям, чтобы получить доход для ведения своих многочисленных войн.
Он якобы ослепил архитектора собора Василия Блаженного
Eyeswideopen/Getty Images
Репутация Ивана как террориста привела к другим ужасным слухам, включая его «наказание» архитекторов собора Василия Блаженного на Красной площади. За каждую победу над татарским ханством Иван возводил деревянную церковь возле Троицкой церкви на нынешней Красной площади. В 1555 году Иван решил заменить множество деревянных церквей новым величественным каменным собором, посвященным святому Василию, в память о храбрости русских солдат против татарских врагов.
Предание гласит, что Иван назначил двух архитекторов, Ивана Барму и Постника Яковлева, для проектирования и наблюдения за строительством собора. О них мало что известно, но, возможно, это был один и тот же человек. Несмотря на это, архитекторы создали потрясающий собор с характерными русскими куполами-луковицами, который и по сей день привлекает внимание миллионов людей. Сам Иван был так впечатлен, что пожелал ревностно охранять себе такое чудо.
Традиция утверждает, что Иван ослепил архитекторов, чтобы гарантировать, что они никогда не создадут другую работу, подобную собору, для кого-то другого, сообщает Macalester College. Впрочем, это, скорее всего, городская легенда. Яковлев был направлен в Казань для проектирования 9-го городского0015 кремль и Казанский Благовещенский собор в 1561-62 гг. Вряд ли он мог конструировать либо как слепой, либо без царского благословения. Напрашивается вопрос, если эта история о зверствах Ивана была выдумана, то сколько еще было?
Насколько это правда?
Wikimedia Commons
Современники Ивана изображают клептократа-тирана, который заботился только о себе и своей короне. Множество историй о жестокости Ивана предполагает, что в этих слухах была доля правды. Резня в Новгороде и Казани — исторический факт, а применение опричнина и казнь Воротынского также хорошо задокументированы. Некоторые из его других злодеяний более сомнительны.
Хью Грэм пишет, что многие отчеты о правлении Ивана были написаны соперниками Ивана и/или иностранцами, которые стремились произвести особое впечатление на свою аудиторию. Отчет Альберта Шлихтинга о Новгородской резне, например, был написан для польских врагов Ивана. Шарль Гальперин отвергает более жестокие подвиги царя, такие как пытки животных, как изобретения князя Андрея Курбского для дискредитации своего соперника. Рассказ об Иване и его сыне вызывает аналогичные проблемы, поскольку сам Антонио Поссевино признал, что эта история основана на слухах, которым он не верил.
В Смутное время многие российские административные документы были уничтожены. Остальные записи об Иване Грозном написаны его врагами. Несмотря на многочисленные злодеяния, можно подтвердить только несколько упомянутых выше, и ни одно из них не является неуместным для времени Ивана. Его схемы по сбору доходов кажутся надуманными, но опять же, такие схемы были нормальными для нуждающихся в деньгах монархов, ищущих деньги для финансирования войн. В этом свете кажется, что Иван, возможно, не был исключительно ужасным, а скорее просто еще одним правителем эпохи Возрождения, стремящимся сохранить свое положение любой ценой.
При Иване Грозном
1564.
Князь Андрей Курбский был одним из главных бояр или дворян при дворе Ивана, первого великого князя Московского, принявшего восточный титул царя и освободившего Россию от страшные нашествия татар. Эта дикая раса почти четыреста лет бродила по стране, уничтожая и грабя все, что попадалось им на пути, и сводя на нет все попытки цивилизации, начатые в одиннадцатом веке. Только когда русские научились обращаться с огнестрельным оружием, эти дикари были в какой-то степени подавлены. В 1551 году город Казань на реке Казанке, притоке Волги, был последним городом, оставшимся в руках татар. Это было богатое и могущественное место, большой центр торговли между Европой и Востоком, но это было также гнездо разбойников, которые часто нарушали веру в русских и недавно изгнали хана Щиг-Алея за то, что он пытался выполнить его обязательства перед ними. Царь Иван Василович, которому тогда было только двадцать два года, выступил поэтому против этого места, решив во что бы то ни стало покорить его и освободить свою страну от этих заклятых врагов.
По дороге он получил известие, что крымские татары пришли с грабежом на Русь, вероятно, думая напасть на Москву, в то время как Иван осаждает Казань. Тотчас же послал князя Курбского с 15000 человек, которые встретили вдвое больше татар под Тулой и наголову разбили их, преследовав до реки Чевороны, где они, после второго поражения, бросили великое число русских пленных, и очень много верблюдов. Князь Курбский был ранен в голову и плечо, но смог продолжить поход.
Некоторые бояре роптали на войну и заявляли, что их силы и средства исчерпаны. После этого царь пожелал составить два списка желающих и не желающих воинов в его лагере. «Первые, — сказал он, — будут мне так же дороги, как мои собственные дети; их нужды будут известны мне, и я поделюсь с ними всем, что у меня есть. Остальные могут остаться дома; Я не хочу, чтобы в моей армии были трусы. Никто, конечно, не хотел быть во втором списке, и примерно в это же время была сформирована знаменитая гвардия, называемая Стрельцами, отряд избранных воинов, которые всегда были рядом с царем.
В середине августа 1552 года Иван расположился лагерем на лугах на берегу Волги, которые сверкающим зеленым ковром раскинулись вокруг холма, на котором стоял сильно укрепленный город Казань. У татар не было страха. «Не в первый раз, — говорили они, — мы видим москвичей под своими стенами. Их бесплодные атаки всегда заканчиваются отступлением, пока мы не научимся смеяться над ними до презрения». и когда Иван прислал к ним гонцов с предложениями мира, они ответили: «Все готово; мы только ждем твоего прихода, чтобы начать пир.
Они не знали о великих переменах, произошедших за последние полвека в осадах. Один из итальянских кондотьеров, или предводителей свободных отрядов, пробрался в Москву, и по его указанию войска Ивана впервые должны были провести осаду обычным современным способом, вырыв в земле траншеи и бросив почву впереди в насыпь, за которой расставлены пушки и артиллеристы, с небольшими отверстиями, через которые можно стрелять в какое-то место в стенах противника. Эти траншеи постоянно обрабатываются все ближе и ближе к укреплениям, пока в результате выстрела в стенах не проделывается отверстие или брешь, и тогда солдаты могут взбираться по лестницам или кучам маленьких хворостов, сложенных до высоты. открытия. Иногда также осаждающие зарываются под землю, пока не окажутся чуть ниже стены, затем засыпают яму порохом и взрывают все над собой; Короче говоря, вместо того, чтобы, как в прежние дни, хорошо укрепленный город было почти невозможно взять, кроме как уморив гарнизон голодом, в наше время осада почти с такой же вероятностью кончается в пользу осаждающих.
Весь август и сентябрь русские приближались, а татары сопротивлялись им храбро, но часто проявляя большое варварство. Однажды, когда Иван снова послал глашатая с несколькими пленными татарами, чтобы предложить условия Едигеру, нынешнему хану, защитники воззвали к своим соотечественникам: «Лучше вы погибнете от наших чистых рук, чем от рук несчастных христиан». «, и выпустил в них целый рой стрел. Кроме того, каждое утро волхвы выходили с восходом солнца на стены, и их крики, судороги и взмахи одеждой считались не только татарами, но и русскими, и самим Андреем Курбским, приносящими ненастье, что сильно беспокоило русских. По этому поводу Иван послал в Москву за священным крестом, подаренным великому князю Владимиру при его обращении; реки были благословлены, и их вода окропила лагерь, и наступившая ясная погода должна была быть результатом противодействия заклинаниям волхвов. Эти татары были магометанами, но они, должно быть, сохранили некоторые вызывающие ветер чары своих буддийских собратьев в Азии.
Под воротами Арска была сделана большая шахта, в которую заложили одиннадцать бочонков с порохом. 30 сентября ее взорвали, и вся башня превратилась в груду развалин. На несколько минут ужас осажденных был таков, что воцарилась мертвая тишина, подобная могильной тишине. Русские бросились вперед через проем, но татары, оправившись при виде их, отчаянно дрались, но не смогли помешать им овладеть башней у ворот. Другие мины были уже приготовлены, и царь объявил общий штурм на следующий день, и рекомендовал всем своим воинам очистить свои души покаянием, исповедью и причастием, в готовности к смертельной борьбе впереди них. Тем временем он послал Едигеру последнее предложение о пощаде, но храбрые татары закричали: «Помилования не будет! Если у русских будет одна башня, мы построим другую; если они разрушат наши валы, мы воздвигнем новые. Нас похоронят под стенами Казани, а то мы заставим его снять осаду».
Начался ранний рассвет. Небо было ясным и безоблачным. Татары на своих стенах, русские в своих окопах; Штандарт с императорским орлом, который недавно принял Иван, развевался на утреннем ветру. Две армии были совершенно безмолвны, если не считать то тут, то там рев одинокой трубы или удары накерского барабана в одной или другой да непрерывный гул гимнов и песнопений из трех русских часовен-палаток. Лучники держали стрелы на тетиве, артиллеристы стояли с зажженными спичками. Медные купола минаретов засветились восходящими солнечными лучами; муэдзины были на крышах, чтобы призвать мусульман к молитве; дьякон в царской часовне-шатре читал Евангелие. «Будет одно стадо и один Пастырь». В этот момент солнечный диск показался над восточными холмами, и прежде чем красный шар полностью поднялся над горизонтом, раздался как бы взрыв страшных громов, и земля под церковью задрожала. Царь подошел к подъезду и нашел, что вся городская гора так «окутана соболиным дымом», что он ничего не мог различить, и, вернувшись на свое место, пожелал, чтобы служба продолжалась. Дьякон был в разгаре молебна об установлении власти царя и поражении его врагов, когда до их слуха донесся сокрушительный взрыв другого взрыва, и когда он затих, раздался другой голос, поднялся крик. каждым мужчиной в русских рядах: «Бог с нами!» Затем они двинулись к проходам, проделанным минами, но там бесстрашный гарнизон, несмотря на ужас и разрушения, вызванные двумя взрывами, встретил их с неослабевающей яростью, перекатывая лучи или обливая их кипятком, когда они пытались прорваться. взобраться на брешь и сразиться с ними в рукопашной, если они взобрались на нее. Однако к тому времени, когда царь завершил свои молитвы и сел на коня, над дымом над цитаделью можно было увидеть его орла.
Город нужно было завоевывать шаг за шагом, дом за домом, улица за улицей; и, даже продвигаясь вперед, русские были соблазнены грабежом среди богатых запасов товаров, которые были свалены на складах этого рынка Востока. Хан воспользовался их недисциплинированностью и заставил их вернуться к стенам; более того, они непременно были бы выгнаны за большие ворота, если бы не увидели своего молодого царя верхом среди своих седовласых советников. По совету этих стариков Иван поскакал вперед и собственноручно водрузил священное знамя у ворот, образовав таким образом преграду, которую беглецам было стыдно перейти. В то же время он с половиной своей отборной кавалерии спешился и вошел в город, весь свежий и бодрый, их богатые доспехи сверкали золотом и серебром, а на шлемах струились разноцветные плюмажи во всем великолепии восточного вкуса. Это подкрепление напомнило грабителям о своем долге, и татары были отброшены к ханскому дворцу, откуда после часовой обороны вынуждены были отступить.
У задних ворот Андрей Курбский и двести человек встретили Едигера и 10 000 татар и отрезали им отход, зажав в узких улочках. Они заставили своего хана укрыться в башне и делали знаки, будто капитулируя. «Слушай, — сказали они. «Пока у нас было правительство, мы были готовы умереть за нашего принца и страну. Теперь Казань твоя, мы отдаем тебе нашего хана, живого и невредимого, — отведи его к царю. Что касается нас, то мы спускаемся в открытое поле, чтобы испить вместе с вами нашу последнюю чашу жизни.
Едигер и один старый советник соответственно были отданы в руки офицеру, а затем отчаянные татары, спустившись по наружным стенам, направились к Казанке, где никаких войск, кроме небольшого отряда под командованием Андрея Курбского и его брата Роман, не спеша преследовали их. Сражение было ужасным, но два князя держали их в поле зрения, пока не остановились у болота, через которое лошади не могли пройти. Смелые беглецы укрылись в лесу, где при подходе других русских войск все были окружены и перебиты, так как ни один из них не принял пощады.
Едигер был обласкан Иваном, и, сопровождая его в Москву, стал там христианином и был крещен именем Симеона, в присутствии царя и всего его двора, на берегу Москвы-реки. Он женился на русской даме, и всем своим поведением доказывал, что его обращение было искренним.
Но эта история так подробно рассказана только для того, чтобы показать, что за люди были Андрей Курбский и Иван Василович, и как они когда-то были братьями по оружию; и, возможно, это было задержкой из-за меланхолического интереса, который всегда должен быть в наблюдении за падением могущественной нации и последними битвами доблестных людей. Иван был тогда галантным, религиозным и весьма одаренным князем, щедрым и милосердным, и со всеми обещаниями славного царствования, полным благ для своей страны. Увы! эта часть его карьеры была одним ярким проблеском в течение долгого бурного дня. Его правление началось, когда ему было всего три года. У него была буйная и жестокая мать, и после ее смерти он был воспитан злонамеренными придворными, которые совершенно приучили его к жестоким и развратным развлечениям, чтобы он не занимался государственными делами. На какое-то время возобладали увещевания доброго и бесстрашного патриарха и влияние его кроткой жены Анастасии, и он с великой энергией и твердым принципом стряхнул с себя все дурные привычки своего отрочества и начал, как казалось, , замечательное царствование.
Слишком рано тяжелая болезнь пошатнула равновесие его разума, за которой вскоре последовала смерть прекрасной царицы Анастасии. Смущало ли его горе еще больше, или потеря ее нежного влияния сделала его добычей своих злых советников, с тех пор его поведение стало настолько диким и варварским, что заслужило ему прозвище Грозный. Сумасшествием выглядели безумные поступки, экстравагантные излишества и причуды ужасной жестокости; и все же, с другой стороны, он часто проявлял себя трезвым и прозорливым монархом, заботящимся о славе и улучшении своего народа.
Но он жил в постоянном подозрении и боялся каждого знатного человека в своих владениях. Под его подозрение попал Курбский, которого он когда-то любил и которому доверял и которого поручил командовать своей армией, как способнейшего боярина; и с ужасом и негодованием узнал, что царь замышляет против его жизни и намеревается предать его смерти. Курбский на это объяснил жене, что она должна либо видеть, как он предается позорной смерти, либо позволить ему оставить ее навсегда. Он благословил своего сына, мальчика девяти лет, и, выйдя ночью из дома, перебрался на московскую стену и, встретив своего верного слугу Василия Шибанова с двумя лошадьми, спасся бегством. Этот Василий был его стременарем, одним из тех крепостных, над которыми тот боярин, на земле которого они родились, имел полную власть. Этой властью часто злоупотребляли, но инстинктивная верность крепостного своему господину едва ли могла быть поколеблена даже самым жестоким обращением, и хорошо обращавшийся крепостной смотрел на семью своего господина с восторженной любовью и благоговением. Василий сопровождал своего господина в бегстве через березовые леса к ливонской границе, стране, где еще недавно Курбский командовал царскими войсками. По дороге лошадь князя изнемогала от его тяжести, и Василий настоял на том, чтобы отдать вместо нее свою, хотя пленение при таком дезертирстве означало бы верную смерть. Однако хозяин и слуга благополучно прибыли в Вольмар в Ливонии, и там Андрей решил отказаться от службы неблагодарного Ивана и поступить на службу к королю польскому. Для этого последнего шага не было оправдания. Ничто не может оправдать человека, поднявшего оружие против своей страны, но в Средние века узы лояльности были связаны скорее с человеком, чем с государством, и Андрей Курбский, кажется, считал, что его честь будет в безопасности, если он пошлет письмо своему государю, объясняя свое недовольство и отказываясь от верности. Говорят, что письмо было полно серьезной суровости и глубокого, подавленного негодования, хотя и сдержанного по тону; но никто не согласился бы быть носителем такого послания, так как первая ярость жестокого тирана почти наверняка обрушилась на того, кто его предъявил. Полагая, что на карту поставлена честь его господина, Василий предложил себя быть вестником рокового письма, и Курбский принял это предложение, предложив ему денежную сумму, которую крепостной отверг, зная, что деньги скоро принесут ему мало пользы. и не ища награды за то, что он считал своим долгом перед своим господином.
Как справедливость Ивана превратилась в варварство, так и его религия превратилась в глупую фанатичную приверженность. Он устроил под Москвой монастырь для себя и трехсот избранных бояр и каждое утро в три или четыре часа брал с собой двух своих сыновей на колокольню и начинал бить в колокола, по русскому обычаю звонить в них, до тех пор, пока собралась вся братия. Это звон колоколов было его любимым занятием, и им он занялся, когда приехал Василий. Слуга ждал его в сенях и передал письмо с такими словами: «От моего господина и твоего изгнанника, князя Андрея Курбского».
Иван ответил таким ударом по ноге жезлом с железным наконечником, что из раны хлынула кровь; но Василий не вздрогнул, не вскрикнул и не пошевелился. Тотчас же царь велел схватить его и подвергнуть пыткам, чтобы заставить раскрыть, есть ли у его господина соучастники вины и созрели ли какие-нибудь планы. Но никакая крайняя агония не могла извлечь ничего, кроме восхвалений князя и заверений в его готовности умереть за него. С раннего утра до поздней ночи мучители работали, один сменялся, когда другой утомлялся; но ничто не могло сломить его постоянство, и его последними словами была молитва, в которой он умолял своего бога смилостивиться над его хозяином и простить его дезертирство.
Похвалы ему исходили даже от тирана, который писал Курбскому: «Да посрамит тебя раб твой Васька». Он сохранил тебе свою правду перед царем и народом. Дав тебе слово веры, он сдержал его даже перед вратами смерти».
После бегства Курбского ярость Ивана продолжала возрастать с каждым годом его жизни. Он сформировал своего рода телохранителей из тысячи хулиганов, называемых опричниной, которые выполняли его варварские приказы и совершали бесчисленное множество убийств и грабежей на свой страх и риск. Он был подобен искаженной карикатуре на Генриха VIII и, подобно ему, сочетал жестокость и жестокость с большой точностью в отношении религиозного культа, доводя свои личные обряды до самой фанатичной экстравагантности.
На освободившемся митрополичьем престоле он обратил свой взор на монастырь на маленьком Соловском острове в Белом море, где настоятель Фелип Колочов прославился своей святой жизнью и добрыми делами среди дикое и жалкое население острова. Он был сыном богатого боярства, но с юности посвятил себя монашеской жизни, и молва о его усилиях на благо островитян побудила царя прислать ему не только драгоценные сосуды для нужд его церкви, но пожертвования на каменные церкви, пристани и постоялые дворы, которые он построил для своего народа; для которых он проложил дороги, осушил болота, завел скот, устроил рыбные промыслы и солончаки, изменив весь вид этого места и даже смягчив суровость климата.
На этом добром человеке царь остановил свой выбор. Он написал ему, чтобы он приехал в Москву для участия в синоде, а по приезде уговорил его отобедать во дворце и сообщил, что он должен быть главным пастырем Русской Церкви. Филип расплакалась, умоляя разрешить отказаться и умоляя царя не доверять «такой тяжелый груз такому слабому баркасу». Иван остался верен своей решимости, и тогда Филеип умолял его хотя бы отпустить жестокую опричнину. «Как я могу благословить вас, — сказал он, — когда я вижу свою страну в трауре?»
Царь ответил, упомянув о своих подозрениях ко всему вокруг него, и приказал Филипу замолчать. Он ожидал, что его тотчас же отправят обратно в монастырь, но вместо этого царь повелел духовенству избрать его архиепископом, и все они присоединили к нему свои просьбы принять этот сан и постараться смягчить царя, уважавшего его; и он наконец уступил, сказав: «Тогда воля царя и пастырей церкви должна быть исполнена».
При посвящении он проповедовал о силе мягкости и превосходстве побед любви над победами войны. Это возбудило в Иване лучшие чувства, и он месяцами воздерживался от всякого насилия; его хорошие дни, казалось, вернулись, и он жил в тесной дружбе с добрым архиепископом.
Но через некоторое время спящий лев начал просыпаться. Подозрительный ум Ивана воспринял мысль, что дворяне подстрекали Фелипа требовать отмены опричнины и что они поднимают восстание. Шпионы, которых он засылал в Москву, говорили ему, что где бы ни появлялся опричник, народ отшатывался молча, как, бедняжки! они вполне могут. Он воспринял это как знак того, что назревают заговоры, и все его злодеяния начались снова. Пытки, которым подвергались целые семьи, были самыми ужасными; опричники ходили по улицам с кинжалами и топорами, выискивая свои жертвы и убивая от десяти до двадцати в день. Трупы лежали на улицах, ибо никто не смел выйти из дома, чтобы похоронить их. Напрасно Фелип посылал царю письма и увещевания — они остались незамеченными. Несчастные граждане пришли к архиепископу, умоляя его заступиться за них, и он дал им обещание, что не пожалеет своей крови, чтобы спасти их.
Однажды в воскресенье, когда Филип собирался отпраздновать Святое Причастие, Иван вошел в Собор с отрядом своих спутников, таких же, как он, фантастически одетых в черные рясы и высокие шапки. Он подошел к митрополиту, но Филип не сводил глаз с образа нашего Господа и ни разу не взглянул на него. Кто-то сказал: «Святой отец, вот и князь; благослови его.
— Нет, — сказал архиепископ, — я не знаю царя в этом странном обличье — еще меньше я не знаю его в его правительстве. О, принц! мы здесь приносим жертву Господу, а под жертвенником течет кровь невинных христиан… Ты действительно на престоле, но Един над всеми, Судия наш и твой. Как вы предстанете перед его судилищем? — обагренные кровью праведников, оглушенные их криками, ибо камни под вашими ногами вопиют об отмщении к Небесам. Принц, я говорю как пастырь душ; Я боюсь одного Бога.
Архиепископ находился в золотых вратах, которые в русских храмах закрываются в алтаре или пресвитерии, и в них входит только духовенство. Таким образом, он был вне досягаемости жестокого посоха с железным наконечником, которым царь мог только яростно ударять по мостовой, крича: «Безрассудный монах, я слишком долго щадил вас». Отныне я буду для вас таким, как вы описываете».
Убийства шли в полном ужасе; но, несмотря на угрозу, архиепископ оставался непреклонным, хотя и с разбитым сердцем из-за жестокости вокруг него. Наконец, однако, его решительный свидетель стал больше, чем терпел тиран, и были тайно отправлены гонцы на Соловский остров, чтобы попытаться найти какое-нибудь обвинение против него. Они возились со всеми монахами в монастыре, чтобы заставить их найти в нем какой-нибудь недостаток, но каждый отвечал, что он святой во всех мыслях, словах и делах; пока, наконец, Пайси, приор, сменивший его, не был вынужден, надеясь на епископство, дать ложное свидетельство против него.
Его привели на собрание епископов и бояр под председательством царя, и там он терпеливо выслушал чудовищные истории, рассказанные Пайси. Вместо того, чтобы защищаться, он просто сказал: «Это семя не принесет тебе хорошего урожая». и, обращаясь к царю, сказал: «Князь, вы ошибаетесь, если думаете, что я боюсь смерти. Достигнув преклонного возраста, далекий от бурных страстей и мирских интриг, только желаю вернуть душу свою Всевышнему, моему Государю Владыке и вашему. Лучше погибнуть невинным мучеником, чем, как митрополит, смотреть на ужасы и нечестие этого убогого времени. Делай что хочешь со мной! Вот пастырский посох, белая митра и мантия, которыми Ты облек меня. А вы, епископы, архимандриты, игумены, служители алтаря, усердно пасете стадо Христово, как готовящееся дать отчет о нем, и боитесь Судии Небесного более, чем судии земного».
Он уже уходил, когда царь отозвал его, сказав, что он не может быть сам себе судьей и что он должен ждать своего приговора. По правде говоря, его готовили еще худшие унижения. Он был посреди литургии 8 ноября, в греческий Михайлов день, когда вошел боярин с отрядом вооруженных опричников, которые привели народ в ужас, в то время как боярин читал бумагу, унижающую митрополита от его священного служения; и тогда хулиганы, войдя золотыми вратами, сорвали с него митру и ризы, завернули его в скудную рясу, напрочь вымелли его метлами из церкви и повезли на санях в Богоявленский монастырь. Народ бежал за ним, горько плача, а почтенный старец благословлял их воздетыми руками и, когда его можно было услышать, повторял свое последнее наставление: «Молись, молись Богу».
В очередной раз его привели к Императору, чтобы услышать чудовищный приговор, что за колдовство и другие тяжкие обвинения он должен быть заключен в тюрьму на всю жизнь. Он не сказал укоризненного слова, только в последний раз умолял царя пожалеть Россию и вспомнить, как царствовали его предки, и счастливые дни его юности. Иван только велел воинам увести его; и его сильно выгладили и бросили в темницу, откуда его впоследствии перевели в монастырь на берегу Москвы-реки, где он был лишен почти всего необходимого для жизни: и через несколько дней глава Иван Борисович Колочев, глава его семьи, был послан к нему с сообщением: «Вот останки вашего милого родственника, ваше чародейство не могло спасти его!» Филип спокойно взял голову на руки, благословил ее и отдал обратно.
Москвичи собрались вокруг монастыря, посмотрели на его келью и рассказали друг другу истории о его добрых делах, которые стали преувеличивать в чудеса. После этого император отправил его в другой монастырь, подальше. Здесь он оставался до следующего, 1569 года, когда Малюта Скуратов, татарин, известный как любимец царя и один из главных министров его жестокости, пришел к нему в келью и потребовал у него благословения для царя.
Архиепископ ответил, что благословения ждут только хороших людей и добрые дела, и спокойно добавил: «Я знаю, зачем вы пришли. Я долго искал смерть. Да будет царская воля». Затем убийца задушил его, но притворился перед аббатом, что его задушил жар в камере. Он был поспешно похоронен за алтарем, но с тех пор его останки были перенесены в его собственный собор в Москве, место, где он добровольно пожертвовал своей жизнью, противостоя тирану в тщетной попытке спасти свой народ.
Напрасным был и упрек отшельника, который потряс угрызения совести Ивана, предложив ему в середине Великого поста кусок сырого мяса и сказав, что он охотится на плоть и кровь своих подданных. Преступления Ивана становились все более и более ужасными, а между тем острота его была такова, что их едва ли можно приписать к безумию.