«Путешествие из Петербурга в Москву» за 9 минут. Краткое содержание романа Радищева
Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции — София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они запрягли, и путешествие продолжилось.
В Тосне герой знакомится со стряпчим, который занимался тем, что сочинял древние родословные молодым дворянам. На пути из Тосны в Любань путешественник видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.
Продолжение после рекламы:
В Чудове героя нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, почему он должен был спешно покинуть Петербург. Ч., развлечения ради, поплыл на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек. По пути разыгралась буря, и бушующими волнами шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, и, казалось, гибель была неизбежна. Но двое отважных гребцов сделали попытку по камням и вплавь добраться до берега, который был в полутора верстах. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он побежал в дом местного начальника, чтобы тот срочно отрядил лодки для спасения оставшихся. Но начальник изволил почивать, и сержант, его подчинённый, не посмел будить его. Когда же, стараниями других, несчастные были все же спасены, Ч. пытался усовестить начальника, но тот сказал: «Не моя то должность». Возмутившись, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон». Не найдя сочувствия своему поступку у петербургских знакомых, он решил навсегда покинуть этот город.
По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть. Доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведён под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребёнок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказанное попутчиком, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу. Но вот странница Прямо-взора снимает бельма с глаз правителя, и он видит, что царствование его было неправедно, что щедроты изливались на богатых, льстецов, предателей, людей недостойных. Он понимает, что власть есть обязанность блюсти закон и право. Но все это оказалось только сном.
Брифли существует благодаря рекламе:
На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели.
Прибыв в Новгород, герой вспоминает, что этот город в древности имел народное правление, и подвергает сомнению право Ивана Грозного присоединить Новгород. «Но на что право, когда действует сила?» — вопрошает он. Отвлёкшись от размышлений, герой идёт обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, прежде купцу, а ныне именитому гражданину. Заходит разговор о торговых делах, и путешественник понимает, что введённая вексельная система не гарантирует честности, а, наоборот, способствует лёгкому обогащению и воровству.
В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля г. Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Он видел лишь жестокость, мздоимство, несправедливость. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.
Продолжение после рекламы:
В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона, сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.
В Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой видит, что там совершается погребение. У могилы рыдает отец покойника, говоря, что он — убийца своего сына, так как «излил яд в начало его». Герою кажется, что он слышит своё осуждение. Он, в молодости предаваясь любострастию, переболел «смрадной болезнью» и боится,
не перейдёт ли она на его детей. Размышляя о том, кто является причиной распространения «смрадной болезни», путешественник обвиняет в этом государство, которое открывает путь порокам, защищает публичных женщин.
В Валдае герой вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь одного валдайского жителя. Как Леандр переплывал Геллеспонт, так этот монах переплывал Валдайское озеро для встречи со своей возлюбленной. Но однажды поднялся ветер, разбушевались волны, и утром тело монаха нашли на отдалённом берегу.
Брифли существует благодаря рекламе:
В Едрове герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение. Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать с десятилетним ребёнком. Равенство — вот основа семейной жизни, считает он.
По дороге в Хотилово героя посещают мысли о несправедливости крепостного права. То, что один человек может порабощать другого, он называет «зверским обычаем»: «порабощение есть преступление», говорит он. Только тот, кто обрабатывает землю, имеет на неё права. И не может государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, «называться блаженным». Герой Радищева понимает, что работа по принуждению даёт меньше плодов, а это препятствует «размножению народа». Перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли, и узнает у почтальона, что последним из проезжавших был один из его друзей. Тот, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и герой за некоторое вознаграждение берет забытые бумаги. В них определена целая программа освобождения крестьян от крепостной зависимости, а также содержится положение об уничтожении придворных чинов.
В Торжке герою встречается человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения цензуры.
По дороге в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого. Там рассказывается о торгах, которые происходят, если разоряется какой-либо помещик. И среди прочего имущества с торгов идут люди. Старик семидесяти пяти лет, дядька молодого барина, старуха восьмидесяти, его жена, кормилица, вдова сорока лет, молодица восемнадцати, дочь ее и внучка стариков, ее младенец — все они не знают, какая судьба их ждёт, в чьи руки они попадут.
Беседа о российском стихосложении, которую герой ведёт с приятелем за столом трактира, возвращает их к теме вольности. Приятель читает отрывки из своей оды с таким названием.
В деревне Городня происходит рекрутский набор, ставший причиной рыданий толпящегося народа. Плачут матери, жены, невесты. Но не все рекруты недовольны своей судьбой. Один «господский человек», наоборот, рад избавиться от власти своих хозяев. Он был воспитан добрым барином вместе с его сыном, побывал с ним за границей. Но старый барин умер, а молодой женился, и новая барыня поставила холопа на место.
В Пешках герой обозревает крестьянскую избу и удивляется бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка. Автор в лирическом отступлении обращается к помещику с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так как видит, что на земле праведного суда нет.
Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему «парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы, называя его «первым в стезе российской словесности».
Анализ произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева — Радищев А.Н.
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева принято относить (как и творчество Карамзина) к такому направлению в искусстве, как сентиментализм. Творческий метод сентименталистов основан на чувствительности. Сердечная простота, отзывчивость, сострадательность, умение бескорыстно любить — вот главные черты чувствительного героя.
Для сентиментальной литературы характерны свои устойчивые жанры. Как правило, это повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник и «путешествие», т. е. путевые записки. Эти жанры соответствовали творческим задачам сентименталистов: представить мир в его конкретных, единичных проявлениях и вместе с тем раскрыть переживания автора и его героев.
Известно, что Карамзин тоже напишет свое путешествие — «Письма русского путешественника». Интересно сопоставить два «путешествия», чтобы яснее ощутить новаторство Радищева, прорыв в его творческом методе.
Так, Карамзин, повествуя о посещении им дома сумасшедших в Лондоне, с сочувствием и длительно рассказывает о женщинах, которых свела с ума «нежнейшая страсть человеческого сердца» — любовь, но дальше мы читаем: «Многие из мужчин заставили нас смеяться. Иной воображает себя пушкой и беспрестанно палит ртом своим; другой ревет медведем и ходит на четвереньках. Бешеные сидят особливо; иные прикованы к стене». Карамзин ничуть не подозревал, что данными строками он осмеял не сумасшедшего, а самого себя, ибо для него чувствительность — понятие эстетического порядка. Любые страдания человечества, не облеченные в красивую форму, не вызывали у него ни единой слезинки. Вот почему он охотно подавал милостыню миловидной женщине, благообразной старухе, хорошенькому мальчику и с таким отвращением говорил о французской и лондонской «черни».
Чувствительность героя Радищева другого порядка. Переживания и размышления его героя неразрывно связаны с духовной культурой русской интеллигенции, которой свойственно чувство виновности перед народом, стремление к спасению его от страданий, готовность на жертвы ради торжества правды. Неслучайно в предисловии к «Путешествию…», написанном в форме посвящения другу Алексею Кутузову, Радищев скажет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».
Сентименталисты, вслед за Руссо, критерием истинности (как во внутреннем духовном мире, так и во внешнем, общественном) полагали природу, или натуру. Чувства неиспорченной натуры человека добродетельны, естественные права человека, которыми наделила его природа (право на свободу, любовь, жилище, пищу), являются залогом справедливости в гражданском обществе.
«Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду», — так основывает Радищев цель предпринятого им писательского труда. Однако если у Карамзина «природные чувствования» не лишены «пасторального» налета ((«Пусть громы небо потрясают, // Злодеи слабых угнетают, // Безумцы хвалят разум свой — // Мой друг! не мы тому виной. // Мы слабых здесь не угнетали // И всем ума, добра желали: // У нас не черные сердца!» — «Послание к Дмитриеву»), то «природные чувствования» у Радищева становятся основою гражданственности.
По мнению писателя, «должности человека и гражданина» («Крестьцы») нерасторжимо связаны друг с другом. Внутренняя «пружина» произведения Радищева в том и состоит, что эти две «должности» в условиях российской действительности «находятся в совершенной противоположности».
Герой книги Радищева совершает путешествие, благодаря которому он обретает новый взгляд на состояние родной страны и на самого себя: кризис в историческом бытии нации соотнесен с духовным кризисом личности.
Герой «Путешествия из Петербурга в Москву» воспринимает неправду исторического бытия русского народа как духовную драму личного бытия.
Также интерес представляет последующий диалог героя с самим собой:
«— А кто тебе дал власть над ним?
— Закон.
— Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный!..»
Вспомним, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» в Лейпцигском университете получил фундаментальное юридическое образование. Но дело, безусловно, не только в этом. В сознании путешествующего героя, впрочем и автора произведения тоже, закон обладает почти что Божественным статусом. Это не случайно. Поскольку человек — существо общественное (только в обществе человек может существовать, а значит, нравственно совершенствоваться), то закон и право должны, во-первых, предоставить человеку личную свободу в обществе (без личной свободы невозможно человеческое достоинство и нравственное развитие), во-вторых, служить воплощению в жизни людей добра, ограничению и исправлению зла. Не случайно на всех языках юридические и нравственные понятия выражаются словами или одинаковыми, или произведенными от одного корня. Так, русское долг, так же как латинское debitum и немецкое Schuld имеют и нравственное и правовое значение; русское право и правда
Становится понятно, почему «разговор земледельца» возбудил в путешественнике «множество мыслей». Случай возле станции Любани — явление на тот момент, хотя и редкое, но далеко не случайное. Законы не устанавливали точно, какую долю времени крепостной крестьянин должен был отдавать труду для себя и какую — работе на барина. Вот и получается, если своекорыстие и алчность настолько обуревали помещика, что он всю неделю заставлял крестьянина «ходить на барщину», то никто не властен пресечь его тиранство. Крестьяне «в законе мертвы», заключает путешественник, а это значит, что жизненные права крепостного крестьянина в государстве определяются не законом, а волей его господина.
Случай на станции Любани наглядно демонстрирует, что закон и право в гражданском обществе на тот момент не только не защищали правду и справедливость, но и не ограничивали человеческое самовластие.
От станции к станции, соответственно от одной главы книги к другой, примеров вопиющей бесчеловечности, попрания человеческого достоинства все больше и больше. Причем необузданные законом страсти и эгоистические желания человека, его своенравие проявляются на всех уровнях государственной пирамиды: от монарха до мелкого чиновника, от знатного вельможи до купеческого сословия. Так, в главе «Новгород» находятся рядом два, казалось бы, несоотносимых поступка далеких и по времени и по положению друг от друга людей: царя Ивана Васильевича и купца Карпа Дементьича. Сначала путешественник рассказывает о том, как Иван Грозный силой присвоил Новгород, о его расправе над новгородскими начальниками и старейшинами, затем — о вексельных махинациях купца Карпа Дементьича, «именитого гражданина», как иронизирует рассказчик, на самом же деле вора и плута. Что объединяет эти две истории? Беззащитность человека, его бесправие перед силой и своеволием, беззастенчивым корыстолюбием и ложью.
Однако гражданское сознание героя «Путешествия из Петербурга в Москву» возмущено не только и не столько несправедливостью законов, сколько их допущением человеческой несвободы, или крепостного рабства. Сострадание героя-путешественника крепостным людям переходит в гневное обличение дворян (в главе «Пешки»: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем — воздух») и стремление «соучастником быть во благодействии себе подобных».
Радищев, используя разные композиционные приемы (в главе «Тверь» описывается встреча в дорожном трактире с «новомодным стихотворцем», который знакомит путешественника со своей одой «Вольность»; в главе «Хотилов» герой находит рукописи, принадлежащие, как оказалось, его давнему знакомому; взявшись нагнать его, чтобы вернуть рукописи владельцу, в дороге — теперь уже на станции Выдропуск — путешественник продолжает их чтение), дает возможность как своему герою, так и потенциальному читателю, задуматься о различных способах обустройства России, о различных путях освобождения крепостных от рабства.
Ода «Вольность», помещенная в контекст произведения, вступает в интертектуальные связи (от латинского inter — между): через сцепление смыслов художественные системы двух разных произведений взаимодействуют друг с другом.
Обратимся к оде «Вольность».
Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
………………………………………………
Ликуйте, склепанны народы;
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
О восстании «склепанных народов» повествуется и в хотиловском «Проекте». Но восторженный панегирик «новомодного стихотворца» сменяется трезвым размышлением автора «Проекта»: «Поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не возможет. <…> Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие». Здесь же мы встречаемся с еще живыми в то время — всего пятнадцать лет минуло — воспоминаниями о Пугачеве: «рабы» устремились на «погубление господ своих. Прельщенные грубым самозванцем, текут ему во след и ничего толико не желают, как освободиться от ига своих властителей: в невежестве своем другого средства к тому они не умыслили, как их умерщвление. Не щадили они ни пола, ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз».
Перед главой «Тверь», описывающей встречу путешественника с автором оды «Вольность», помещается глава «Медное», в которой представлена картина торгов. С публичного торга наряду с недвижимым имуществом продаются «души мужеского и женского пола». Представленное в главе «срамное позорище» неумолимо вопиет о зверстве и бесчеловечности существующего порядка. В ряду крепостных, выставленных на продажу, представлен и будущий, или потенциальный, герой народного мщения:
«Детина лет в 25… Зверство и мщение в его глазах… В кармане его нож; он его схватил крепко; мысль его отгадать нетрудно… Твой разум чужд благородных мыслей. Ты умереть не умеешь. Ты склонишься и будешь раб духом, как и состоянием».
Как видим, крестьянский бунт, воспетый «новомодным стихотворцем», в перспективе своей оказывается устрашающим и уж никак не привлекательным.
Безымянному автору хотиловского «Проекта» перспектива будущего страны представляется как путь «повременных законоположений к постепенному освобождению земледельцев в России».
Итак, композиционное решение автора позволяет говорить об исторической альтернативе обустройства России: либо крепостничество будет сокрушено разумным действием обширного круга просвещенных сограждан, умеющих повлиять и на самого царя, либо неизбежны разнузданные мятежи.
По какому пути пойдет России? Не более ли вероятен второй исход: «Проект в будущем» забыт на почтовой станции, а составитель его, узнав, в чьи руки попало его сочинение, так и не попросил вернуть рукопись, стоившую ему, наверняка, немалых трудов, и обратился «Проект» в «замаранную… бумагу». Предложения его не достигли правителей, и предостережения не услышаны. И сам он, можно думать, разуверился в своих надеждах…
Интересно, что жизненные перипетии самого Радищева привели к ситуации, когда осуществление «Проекта» показалось вполне достижимым. Это было уже после ссылки в Сибирь. Известно, что во время правления императора Павла I, одержимого манией переделать по-своему все, что учинила его мать, Радищеву разрешено было жить впредь в своем собственном имении в центре России, но под неусыпным полицейским надзором и без права выезжать куда-либо. Полного освобождения автор «Путешествия из Петербурга в Москву» дождался в 1801 году: только что сменивший Павла I император Александр I начал свое царствование либеральными замыслами, продолжая то, что когда-то пробовала осуществить его бабушка. Радищев снова был призван в столицу. Обвинения с него сняли, царь пробовал привлечь его к обновлению законов. Но предложения Радищева были встречены столь враждебно, что он в припадке отчаяния выпил смертельную дозу яда. Ему было тогда всего-то пятьдесят три года.
Так трагически оборвалась жизнь писателя. Однако книга его завершается на оптимистической ноте. Перед въездом в Москву путешественник читает «Слово о Ломоносове» — автором которого назван тот самый сочинитель, встреченный в Твери, кому приписана и ода «Вольность». Сын архангельского рыбака являет в себе высшие возможности, каких достигает человек, рождением и первоначальным воспитанием принадлежащий народу. Всесторонняя образованность и духовное величие Ломоносова — залог образования души народа. Подспудная жизнь народа, плохо различаемая господами, дает себя знать повсеместно. В главе «Клин» — слепой певец «у ворот почтового двора», раньше, на станции Ядрово, — крестьянская девушка Анюта, а еще раньше, в Подберезье, — молодой человек, окончивший новгородскую семинарию и отправившийся пешком в Петербург: «главное его намерение было, чтоб сыскать случай для приобретения науки». Это уж прямой собрат Ломоносова.
Так, дорога ввела путешественника в соприкосновение с духовным и нравственным достоянием народа. Именно оно и сказывается на историческом движении нации, является движущей силой жизни.
Источник (в сокращении): Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. — СПб.: «Литера», 2006
Путешествие из Петербурга в Москву
Писатель, протоиерей Михаил Ардов , что Лев Гумилёв рассказал ему об экземпляре «Путешествия из Петербурга в Москву» с неопубликованными в то время пометками Екатерины II:
— Радищев описывает такую историю, — говорил Лев Николаевич. — Некий помещик стал приставать к молодой бабе, своей крепостной. Прибежал её муж и стал бить барина. На шум поспешили братья помещика и принялись избивать мужика. Тут прибежали ещё крепостные и убили всех троих бар. Был суд, и убийцы были сосланы в каторжные работы. Радищев, разумеется, приговором возмущается, а мужикам сочувствует. Так вот Екатерина по сему поводу сделала такое замечание: «Лапать девок и баб в Российской империи не возбраняется, а убийство карается по закону».
Возможно, это апокриф — среди опубликованных теперь комментариев императрицы такой не находится, но суть её несогласия с Радищевым он передаёт верно.
Радищев — автор сентиментальной школы, и культ разума непротиворечиво сочетается в нём с чувствительностью сердца. Устами одного из положительных персонажей — старого крестицкого дворянина — он прямо соглашается с Екатериной: «Не дерзай никогда исполнять обычая в предосуждение закона. Закон, каков ни худ, есть связь общества». Но на деле невинность доведённых до крайности убийц для него «математическая ясность».
Писатель рисует идеал, к которому правитель должен стремиться. Так, в главе «Спасская Полесть» рассказчику снится, что он — великий государь, окружённый льстецами, превозносящими мир, тишину и изобилие его правления; к нему в образе странницы является сама Истина. Она снимает с его глаз «бельма» и показывает ему реальность: коррупцию, несправедливость и жестокость его приближённых, извращающих его указы и угнетающих народ. В этой прозрачной аллегории Екатерина сразу узнала себя и отмела упрёк: «Не знаю какова нега власти в других владетели, во мне не велика».
Императрица, решающая государственные проблемы на практике, возмущена несправедливым отношением к своим усилиям: хорошо писателю воздыхать о судьбе доведённых до отчаяния крестьян, но нельзя же возвести снисходительность к убийцам в принцип — эдак ведь крестьяне начнут резать дворян, и Радищеву это прекрасно известно, чего же он от неё хочет? Когда автор проповедует пацифизм, называя царей виновниками «убийства, войною называемого», Екатерина возражает: «Чево же оне желают, чтоб без обороны попасця в плен туркам, татарам, либо пакарится шведам». Практических рекомендаций у Истины, очевидно, нет.
Радищев обвиняет императрицу в лицемерии, в измене той философии, которую сама она насаждала в молодости, — упрёк был основателен и оттого чувствителен. Ханжество Екатерины стало общим местом — Пушкин :
Екатерина уничтожила звание (справедливее — название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под её патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой её смерти.
Радищев был сослан в Сибирь. Княжнин умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если бы не чрезвычайная его известность.
Венценосную читательницу автор «Путешествия» имел в виду, обращаясь к ней прямо: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается». Читай: на воре шапка горит. И Екатерина возмущённо возражает: «Птенцы учат матку. Злость в злобном, во мне её нет».
При этом она дискутирует с автором всерьёз, отмечая несоответствия или, наоборот, жизненность его наблюдений, — например, описание сластолюбца-дворянина, который в своей деревне «омерзил 60 девиц, лишив их непорочности», комментирует: «Едва ли не гисторія Александра Васильевича Солтыкова». Но с её точки зрения, это, так сказать, не политика партии, а перегибы на местах. Радищев оскорбляет её правление, возводя отдельные недостатки в ранг закономерности.
У Екатерины были основания назвать Радищева «птенцом». Пажом он служил во дворце, по свидетельству Пушкина, имевшего доступ к документам Тайной канцелярии, «государыня знала его лично». В числе шести пажей, отличившихся в науках, он был отправлен учиться в Лейпцигский университет. Монархи отправляли молодых дворян учиться за границу за государственный счёт со времён Петра I — с прагматической целью получить сведущих чиновников. И действительно, по возвращении в Россию молодой Радищев был определён на службу в канцелярию императрицы. Сын писателя вспоминал, что уже в бытность Радищева служащим Петербургской таможни государыня, уверенная в его честности и бескорыстии, «удостоила его важными поручениями: при начале шведской войны ему велено арестовать и описать шведские корабли». После смерти его начальника Радищев был назначен директором таможни, причём Екатерина отказала всем прочим претендентам на это место, говоря, что у неё уже есть достойный человек. При этом назначении Радищев получил из рук Екатерины орден Святого Владимира 4-й степени.
Наверное, ещё и поэтому императрица восприняла нападки Радищева близко к сердцу: он не просто единомышленник, но и всем своим мировоззрением обязан ей. Её комментарии к книге были инструкцией следователю Шешковскому, как вести допрос, в конце же Екатерина пишет: «Скажите сочинителю, что я читала ево книгу от доски до доски, и прочтя усумнилась, не зделано ли ему мною какая обида? ибо судить ево не хочу, дондеже не выслушен, хотя он судит царей, не выслушивая их оправдание». Шешковский выполнил поручение и получил ответ, что «никогда и никакой не только обиды не чувствовал, но всегда носил в себе её милости».
Когда по завершении следствия дело было передано в Палату уголовного суда, статс-секретарь Безбородко, инструктируя о порядке разбирательства санкт-петербургского главнокомандующего графа Брюса Граф Яков Вилимович Брюс (1669–1735) — государственный деятель. Был ближайшим сподвижником Петра I. Командовал артиллерией, заведовал российским книгопечатанием, ведал заводами и крепостными сооружениями. Составлял учебники, словари, карты. После воцарения Екатерины II подал в отставку. , особо указал не предоставлять суду протоколов допроса, поскольку «многие вопросы, особливо же: «Не имеет ли он какого недовольствия или обиды на Ея Величество» отнюдь непристойно выводить пред судом». Это было слишком личное.
Поезд Москва — Санкт-Петербург
История железной дороги
Железная дорога Москва — Санкт-Петербург — вторая старейшая железная дорога в России после короткой линии, соединяющей Санкт-Петербург и Царское Село. Строительство железнодорожного полотна на этом маршруте было обусловлено насущными экономическими проблемами и логикой самой истории страны, поскольку Москва и Санкт-Петербург — две столицы, два полюса судьбы России.
Идея железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом была неизбежна, хотя она вызвала длительные споры, когда некоторые реакционные официальные лица предсказывали социальные потрясения, если массам будет разрешено передвигаться.Было решено, что только состоятельным будет разрешено пользоваться линией, а каждый пассажир будет подвергаться строгому паспортному и полицейскому контролю.
Вылет из Москвы с Ленинградского вокзала. Отправьтесь в виртуальный тур.
1 февраля 1842 года Николай I издал указ о строительстве новой железной дороги. Николай I так прокомментировал этот исторический шаг: «Мы страдаем от чрезмерных расстояний.И я рассматриваю сокращение разрыва между Санкт-Петербургом и Москвой как вопрос огромной государственной важности ». Официально железная дорога была открыта 1 ноября 1851 года, когда на рельсы был поставлен первый «общенародный» поезд из Санкт-Петербурга в Москву.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» отметила это знаменательное событие следующей вдохновляющей новостью: «1 ноября всегда будет памятным днем для всей России: этот день … открытие новой железной дороги, соединившей обе наши столицы. — голова и сердце России — состоялось ».
При отправлении из Санкт-Петербурга в Москву вы отправляетесь с Московского вокзала. Все об этом узнайте в нашем видео.
Миф о Московской Санкт-Петербургской железной дороге
Есть очень интересный и популярный миф, связанный с историей строительства Николаевской железной дороги. В течение многих лет линия была полностью прямой, за пределами 17-километрового поворота между Окуловкой и Малой Вишерой, недалеко от Новгорода.Это было предметом городской легенды о том, что при планировании проекта царь Николай I, который, по общему мнению, был раздражен спорами чиновников из-за маршрута, выбрал маршрут, взяв линейку и проведя прямую линию между двумя городами на дороге. карту, случайно обвел пальцем линейку. Планировщики якобы слишком боялись указать на ошибку и построили линию с изгибом. На самом деле железная дорога Москва — Санкт-Петербург строилась без кривой.Но в этом месте был крутой уклон, который создавал серьезные проблемы для паровозов. Поезда, направляющиеся в Санкт-Петербург, набирали такую скорость, что не могли останавливаться на следующей станции, а поезда, направляющиеся в Москву, не могли подняться на холм без помощи четырех локомотивов. Чтобы не использовать дополнительных локомотивов, в 1877 году был построен Веребинский объездной путь. В первые годы его существования поезда из Москвы в Санкт-Петербург ходили с небольшой скоростью 40 км / ч, а весь путь вместе с остановками занял 19 часов.С тех пор скорость поезда стала постепенно увеличиваться, а время в пути уменьшаться. В 1931 году первый в СССР роскошный поезд «Красная стрела» начал курсировать между двумя столицами, преодолев расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 10 часов.
Почему люди выбирают этот маршрут
Сегодня многие путешественники со всего мира выбирают этот маршрут, поскольку он дает возможность посетить все основные достопримечательности обеих столиц с большим комфортом.Москва обычно привлекает туристов своей величественной Красной площадью с Кремлем и колоритным собором Василия Блаженного, знаменитой Третьяковской галереей и Большим театром.
В то время как Санкт-Петербург — город каналов и соборов, дворцов и террас — считается непревзойденным по своему великолепию с его невероятно красивыми Екатерининским дворцом и Петергофом, всемирно известным Эрмитажем, Петропавловской крепостью, Спасом на Крови и Св. Исаакиевский собор и другие выдающиеся достопримечательности.
В разгар туристического сезона эти места часто забронированы и на улице огромные очереди, поэтому мы рекомендуем нашим клиентам заказывать экскурсии по Москве и Санкт-Петербургу.Петербург заранее. Это можно сделать с большим удобством на нашем сайте.
И сегодня с современными скоростными поездами «Сапсан» вы можете добраться до места назначения всего за четыре часа! Хотя в настоящее время он движется с максимальной скоростью 250 километров в час (155 миль в час).
После того, как будут построены новые высокоскоростные железнодорожные пути между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом, новые поезда «Сапсан» смогут увеличить свою скорость до 400 километров в час, сократив время в пути до 2,5 часов. .
Ниже вы можете найти пример расписания из Москвы в Санкт-Петербург. Чтобы увидеть полную версию расписания, воспользуйтесь специальной формой бронирования билетов на поезд вверху страницы. Также обращаем ваше внимание, что количество поездов в день и время отправления / прибытия могут варьироваться в зависимости от дня недели. Приобретая билеты, внимательно проверьте выбранное время в пути, номер поезда, а также станции, с которых отправляется и куда прибывает поезд.
Какой способ лучше?
Часто задают вопрос, как лучше всего путешествовать между Москвой и Санкт-Петербургом. В основном есть три варианта: сесть на прямой самолет, который займет 1,5 часа, сесть на дневной TGV (Сапсан), который занимает около 4 часов, или вы можете сесть на ночной поезд, например Red Arrow, который преодолеет путь примерно за 8 часов. -9 часов. Альтернативный вариант — сесть на автобус (более экономичный, но более неудобный)
Статья опубликована 17 февраля 2016 г. и обновлена 10 июня 2018 г.
Если вы путешествуете в Россию, наиболее распространенным является нужно посетить два его главных города, Москву и Санкт-Петербург.Петербург. Расстояние между двумя городами составляет более 700 километров. поэтому вам нужно выбрать способ передвижения между ними.
Итак, мы перечислили в основном три способа перелета между Москвой и Санкт-Петербург : сесть на самолет , сесть на дневной TGV , совершить путешествие на ночном поезде или сесть на автобус .
Какой бы способ вы ни выбрали, следует учитывать две вещи :
- Можно совершить выезд на самолете в Москву и обратно из Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург, поэтому все, что вам нужно сделать, это совершить исходящее путешествие между двумя городами (а не туда и обратно).
- Чтобы получить лучшую цену, предпочтительно бронировать билеты онлайн заранее . Если авиабилеты можно купить за несколько месяцев до этого, то электронные билеты на поезд можно приобрести на официальном сайте РЖД RZD и РЖД с предоплатой не более 90 дней.
Я собираюсь поговорить о …
1. Самолет
Путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом.Петербург на самом деле не дорогой. Выезд может стоить около 20-25 долларов. Хороший способ — использовать сайт сравнения рейсов, такой как Momondo, чтобы найти самую дешевую цену. Бюджетная компания Poveda, как правило, является наиболее экономичным вариантом.
Есть несколько компаний, которые обеспечивают поездку:
Хотя это экономичный и быстрый способ путешествия (поездка занимает около полутора часов), имейте в виду, что вы должны ехать в аэропорт Москвы (аэропорты находятся в на окраине), а потом еще нужно ехать из аэропорта Пулково до Санкт-Петербурга.Санкт-Петербург . Это означает, что, поскольку вам нужно покинуть отель в Москве, пока вы не доберетесь до отеля в Санкт-Петербурге, это может занять у вас не менее 5 часов.
2. Дневной высокоскоростной поезд: Сапсан
Второй вариант — использовать дневной поезд TGV , такой как «Сапсан», который доставит вас из Москвы в Санкт-Петербург примерно за 4 часа. Поездка на этот поезд может стоить от 15 до 35 долларов (поезда, отправляющиеся рано утром, обычно дешевле).
Билеты на поездку приобретаются на той же станции, но для получения более выгодной цены вы можете приобрести их в электронном виде за 90 дней вперед :
- РЖД. Официальный сайт РЖД. У него есть веб-сайт на английском языке.
- Туту Трэвел (русский и английский). Если ваша карта не работает на сайте РЖД (что случается обычно), вы можете купить билеты в Туту Трэвел.
В течение дня ходят несколько скоростных поездов «Сапсан»: парные поезда (с 752 по 780) следуют из Москвы в Санкт-Петербург.-Петербург, а нечетные (751-779) совершили обратный путь.
Всего ежедневно отправляется 9 поездов, первый отправляется в 5:40 из Москвы, последний — в 19:40. Время может меняться, и лучше проконсультироваться онлайн на сайте РЖД.
Поезда отправляются с Ленинградского вокзала на северо-востоке Москвы (что довольно центрально) и прибывают на вокзал в Санкт-Петербурге (расположенный на очень удобном Невском проспекте).
В конечном итоге высокоскоростной поезд — более дешевый и быстрый способ передвижения.Вдобавок поезд оставляет вас в центральном месте.
ВАЖНО . Если вы покупаете билет на поезд из Москвы в Санкт-Петербург, станцией отправления, которая, вероятно, будет указана в билете, будет Октябрьский вокзал в Москве, название которого ранее носило название этого вокзала, теперь называемого Ленинградским.
3. Ночные поезда: Red Arrow и Grand Express
Третий вариант — воспользоваться ночным поездом. Самыми известными являются Red Arrow (поезд 002A из Москвы) или Grand Express (054), которые отправляются в 23:55 и 23:40 соответственно и прибывают около 8 часов утра в Санкт-Петербург.Петербург.
Цены сильно различаются в зависимости от купе, но они начинаются от 30-35 долларов в купе на 4 человека (хотя многое зависит от того, насколько рано это забронировано и от времени года).
Как и на «Сапсан», билеты на поезд покупаются на сайте РЖД (подробнее в этой статье).
Это на более дорогой способ передвижения , но с вполне достаточным шармом и благодаря которому вы проведете ночь, чего вам никогда не придется делать в Москве или Санкт-Петербурге.Петербург. Хотя вы должны иметь в виду, что не все легко засыпают в поезде (я не успел поспать в Красной Стрелке), и поезда прибывают в 8 утра, и вы не сможете зарегистрироваться в отеле позже.
Учесть . Если вас три человека и вы хотите иметь купе на 4 человека без другого сопровождающего, вы можете купить 4 билета, повторив в форме покупки имя одного из трех путешественников.
4. Поездка на автобусе
Другой вид транспорта для передвижения между Москвой и Санкт-Петербургом.Петербург — это автобус, который обычно дешевле, но медленнее, чем самолет или поезд. Обычно дорога проходит ночью и занимает около 10-12 часов. Есть много автобусных компаний, которые совершают это путешествие. Чтобы узнать, что это за компании, с какой станции они приезжают и купить билеты заранее, вы можете воспользоваться платформой бронирования INFOBUS, которая позволяет покупать билеты за 45-60 дней.
Итог
У всех способов транспортировки есть свои плюсы и минусы. Моя рекомендация: , если вы ищете достопримечательности, шарм и аутентичность, то воспользуйтесь ночным поездом, но если вы ищете более дешевую и быструю альтернативу, воспользуйтесь скоростным поездом, самолетом или автобусом.
Наконец, я могу вам сказать, что есть круизных лайнера , которые совершают путешествие из Москвы в Санкт-Петербург за шесть дней, но, конечно, это совсем другой способ путешествия, и мы обсудим его в другой статье.
Надеюсь, эта статья развеяла ваши сомнения и помогла вам выбрать лучший способ передвижения между Москвой и Санкт-Петербургом.Петербург
Как добраться из Москвы в Санкт-Петербург
Московский Кремль | © Pixabay | © rperucho / Pixabay
Для многих путешественников поездка в Россию — это путешествие на всю жизнь. Поэтому, если вы все-таки доберетесь до России и приедете в Москву или Санкт-Петербург, будет жаль увидеть одно, а не другое. Эти два крупных города хорошо связаны между собой, и в обоих есть что-то уникальное.
Москва вполне может быть современной столицей России, но исторически Санкт-Петербург также занимал позицию столицы в 18-19 веках.Это были два столетия имперского правления, когда Российская империя была на пике могущества и богатства. Как воспоминания о своем историческом прошлом, Санкт-Петербург имеет множество роскошных дворцов, музеев и прекрасных архитектурных памятников. В Москве царит атмосфера современной столицы, но когда вы устали от всего этого, отправляйтесь в Санкт-Петербург, чтобы сменить обстановку и открыть для себя совершенно новый город.
Повод приехать в Санкт-Петербург — Эрмитаж | © Pixabay | © Bluesnap / Pixabay
Поезда ходят регулярно, днем и ночью, соединяя Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве.Самый быстрый способ путешествовать — поезд «Сапсан», удобный и современный поезд, который занимает чуть менее четырех часов в пути. Цены на стандартные сиденья колеблются в пределах 2500-3000 рублей (39-47 долларов США). Ночные поезда тоже возможны, хотя более дешевые не очень роскошны. Место в спальном купе стоит около 1500–2500 рублей (24–39 долларов США) в зависимости от класса полета. Есть также роскошные поезда: Grand Express и Red Arrow. Цены на них самые высокие — от 3500 до 15000 рублей (55–235 долларов США).Чтобы забронировать билеты на поезд самостоятельно, воспользуйтесь официальным сайтом сети железных дорог России с интерфейсом на английском языке.
Сапсан Московский вокзал в Санкт-Петербурге | © andrew.zorin / WikiCommons
Несмотря на небольшое расстояние, между Москвой и Санкт-Петербургом есть частые рейсы. Время в пути — около 1,5 часов. Цены варьируются в зависимости от авиакомпании и от того, насколько заранее вы бронируете билеты. Диапазон цен может достигать 65-200 долларов США. Обычно такими рейсами пользуются бизнес-путешественники или транзитные пассажиры.Общее время в пути, включая дорогу в аэропорт и обратно, вероятно, будет больше, чем на высокоскоростном поезде. С другой стороны, очевидно, что самолеты — лучший вариант для ночных путешествий, когда скоростные поезда не ходят.
В аэропорту Шереметьево в Москве | © magnusmaximus / Flickr
Конечно, можно путешествовать на машине между Москвой и Санкт-Петербургом. В зависимости от того, какой маршрут вы выберете, общее расстояние между городами составляет около 650-700 км (400-435 миль.). Время в пути сильно зависит от того, сколько вы готовы ехать без остановок, и от условий междугороднего движения. Самостоятельное вождение в России может потребовать некоторого привыкания, особенно на скоростных трассах. Если вы решите арендовать или одолжить автомобиль, обязательно внимательно прочтите всю информацию и убедитесь, что вы имеете право ездить за границу.
Поездка по русской деревне | © sovraskin / Flickr
Каким бы путем вы ни решили путешествовать, здесь не так уж много сложностей.Если вам требуется российская виза, она должна быть действительна в течение всего срока вашего пребывания, включая посещение обоих городов. Об этих двух путешествиях желательно подумать заранее. Заявление на получение визы в Россию запрашивает информацию обо всех городах, которые вы собираетесь посетить во время путешествия. Если вы собираетесь в однодневную поездку, не забудьте взять с собой паспорт. Перед посадкой в поезд будет проводиться проверка, и паспортные данные должны соответствовать указанным в билете.
Расписание поездов Москва — Санкт-Петербург.Петербург. Покупайте билеты на поезд онлайн.
Виды поездов Москва — Санкт-Петербург
По маршруту Москва — Санкт-Петербург в основном обслуживают фирменные поезда, обеспечивающие определенный уровень проезда. комфорт и спектр услуг, биотуалеты и кондиционеры. В некоторых автомобилях питание включено в в Стоимость билета, пассажиры других вагонов могут заказать питание в купе или посетить вагон-ресторан.В экспресс-дневных поездах есть сидячие вагоны с вагонами эконом-класса и бизнес-класса. Ночные поезда предлагают четыре типа спальные вагоны: люкс — двухместная каюта с личным санузлом, премиум — купе на 2 спальных места, Второй класс — купе на 4 спальных места, а третьего класса — вагон общежития.
01.
Скоростные поезда
Самый быстрый вариант на поезде, чтобы добраться из Москвы в Санкт-Петербург ходит скоростной поезд, который прибывает в пункт назначения примерно за 4 часа.Между двумя российскими столицами курсируют две марки скоростных поездов — Сапсан и Невский экспресс. Оба они сидят дневные поезда.
Сапсан Цена от
5 500 -пол.
Самый популярный поезд между Москвой а в Санкт-Петербурге идет скоростной поезд Сапсан — и самый частый: 13 поездов выезжать из Москвы каждый день в Санкт-Петербург.Петербург, и еще 2 отправляются по субботам и воскресеньям. Каждый поезд состоит из 10 вагонов, иногда встречаются парные поезда по 20 вагонов: все из них сидячие, класс мест и обслуживания варьируется от эконом до бизнес и премиум. Питание включено во все автомобили кроме эконом класса, также есть бистро автомобиль. Вагон №6 оборудован для инвалидов, в вагоне №10 находятся специальные моря для пассажиров с детьми.Рейтинг Сапсана: 4.81 / 5 на основе 2209 отзывов туристов
. Невский Экспресс Цена от
5 500 -пол.
Невский Экспресс был первым скоростным поезд в россии.Сейчас этот поезд менее популярен, чем Сапсан, но и добирается из Москвы до Санкт-Петербурга всего за 4 часа. Есть только один поезд день, но время достаточно удобное: поезд отправляется из Москвы ежедневно в 13:40, прилетает в Санкт-Петербург в 17:45. Стоимость билетов на Невский Экспресс обычно дешевле, чем Сапсан, при этом в стоимость входит питание.В Преимущество для семьи или небольшой группы путешественников в том, что машина не с открытым пространством, как и в большинстве поездов с сиденьями, но с 4-местными купе, которые дает компании путешественников больше уединения и комфорта.
02.
Поезда класса люкс
Три роскошных поезда — Гранд Экспресс, Красный Стрелка и Экспресс — не только самое удобное расписание, но и большой выбор услуг и высококвалифицированный персонал. Для пассажиров, ценящих настоящий комфорт и приватность, эти поезда предлагают просторные VIP-купе с индивидуальными ванными комнатами, широкие спальные места и включены дополнительные услуги.Эти роскошные купе продаются полностью за одного человека. или двухместное размещение.
Гранд Экспресс Цена от
6 000 п.
Цена от
5 600 п.
Цена от
5 300 п.
03.
Ночные поезда
Из Москвы курсируют несколько фирменных спальных поездов. в Санкт-Петербург каждую ночь, среди них мы рекомендуем Мегаполис, Арктика и Doubledecker. Предлагают места в купе первого или второго класса. автомобили с кондиционером и биотуалеты, питание может быть включено в стоимость или подано в вагон-ресторан за дополнительную плату.
Мегаполис Цена от
4 950 -пол.
Цена от
5 000 п.
Цена от
5 100 -пол.