Феодальная раздробленность в россии: Феодальная раздробленность на Руси – причины и последствия

Содержание

ЗАЛ 10. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. СЕРЕДИНА XII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIII ВВ.

Первая треть XII в. – время княжения в Киеве Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого справедливо считается временем решающего преобладания объединительных тенденций на Руси. Однако сразу же после смерти Мстислава Владимировича возобновилась борьба за киевский стол, старейшинство и земли. Разросшемуся княжескому роду потомков легендарного основателя династии Рюрика становилось все теснее в границах уже сложившегося государства. Начался процесс дробления и перераспределения земель между отдельными князьями и княжескими династиями. Происходило это, как правило, при каждой новой смене на великокняжеском престоле в Киеве.
Переход от единодержавия к эпохе феодальной раздробленности окончательно завершился в 40-е годы XII века. Последовавший за этим тридцатилетний период в истории Руси характеризовался необычайным обострением междукняжеских столкновений. Одним из главных предметов споров по-прежнему оставался Киев. В круговорот борьбы за древнюю столицу Руси были втянуты князья волынские, переяславльские, черниговские, смоленские, суздальские, пытавшиеся занять великокняжеский престол. Многочисленные усобицы приводили к разгрому некогда сильных и богатых городов своими же русскими князьями. Всё это усугублялось постоянными нападениями на ослабленное, разобщенное государство степных кочевников.

Мир степей был существенным фактором исторического развития Древнерусского государства. На протяжении почти двух веков его южными соседями были половцы. Отношения с ними иногда были мирными, но чаще враждебными. Стремительные половецкие набеги сопровождались грабежом, сожжением русских городов и деревень, угоном населения в рабство. Русские князья неоднократно организовывали походы против половцев, забывая о распрях и объединяясь для достойного отпора врагу. Печально известен поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г., закончившийся поражением русских войск. Знаменитый призыв автора «Слова о полку Игореве» — «Загородите полю ворота», обращенный к русским князьям, оставался злободневным вплоть до 1240 г. Как и многие другие европейские народы, половцы были покорены монголами, а из степные владения вошли в состав Золотой Орды.
Процессы феодального дробления Руси протекали до монгольского нашествия, тем не менее, было бы ошибочным видеть в ее политической жизни только разъединительные тенденции. Всё настойчивее пробивали себе дорогу и объединительные, выражавшиеся в появлении временных политических образований, которые претендовали на роль новых центров сплочения русских земель. Однако, как правило, эти образования были недолговечны и продолжали дробиться на уделы. Нашествие орд Батыя на Русь застало ее цветущей, богатой и культурной страной, но изнуренной многочисленными феодальными усобицами, что стало одной из главных причин сокрушительного разгрома большинства княжеств и земель.

Феодальная раздробленность-конспекты-история России — Docsity

Феодальная раздробленность в XII – первой половине XIII вв. «Раздрася вся русская земля» — летопись, 1132 г. Начало XII в. – конец XV в. – удельный период. Середина XII в. – 15 княжеств. Начало XIII в. – 50 княжеств. XIV столетие – 250 княжеств. Причины феодальной раздробленности Феодальная раздробленность – новая форма организации русской государственности в условиях дальнейшего развития феодального способа производства. — дальнейшее освоение Восточно-европейской равнины из-за  перенаселения (поднепровского Юг и др.)  угрозы кочевников — развитие пашенного земледелия и новые орудия труда — боярское землевладение — рост числа городов  высокое развитие феодальной экономики — натуральный характер феодальных вотчин  слабый рынок  у регионов — возможность отделиться от центра и жить самостоятельно — установление зависимости земледельческого класса от феодалов  социальные конфликты  нужна сильная власть на местах для подавления  нет зависимости от Киева — главная сепаратистская сила – бояре  борьба за влияние между князьями и боярами  Новгородская и Псковская боярские республики — лествинничный порядок наследования  нестабильность Нужны новые формы политической организации гос-ва с учетом новой экономической ситуации. Это — феодальная раздробленность. Феодальная раздробленность явилась закономерным этапом развития Руси. Образование княжеств и уделов Начало ФР – деление ЯМ земельнго наследства между сыновьями. 1097 г. – съезд Ярославичей в Любиче («каждый да держит отчину свою») НО Мономаху и Мстиславу удалось удержать единство Руси. docsity.com Мстислав передал престол сыну Всеволоду, но он не пользовался авторитетом отца. Закрепление территорий за определенными ветвями Киевских князей. Киев – первый среди равных княжеств-государств. На месте Киевской Руси – 15 самостоятельных княжеств и земель. Границы сформированы на основе рубежей уделов, где правили местные династии (отдельные ветви княжеского рода). Великий князь – не только киевский, но и все остальные. Новые земли делятся на еще более мелкие уделы. — нет разрыва между русскими землями — нет культурной разобщенности  язык, религия, общие законные нормы («РП») Реальные «земли» — только Новгородская и, впоследствии, Псковская. Там нет монархии. Киевская Черниговская Переяславская Муромская Галицкая Владимиро-Волынская Полоцкая Новгородская Псковская ЗЕМЛИ Турово-Пинская Тьмутараканская Рязанская Ростово-Суздальская Смоленская Каждой землей управляет ветвь Рюриковичей. Местными уделами управляют сыновья князя и бояре. Междоусобицы и на «земельном» и на «удельном» уровнях. Владимиро-Суздальское княжество Северо-восточная Русь, или Ростово-Суздальская земля. Территория: междуречье Оки и Волги Столица: Суздаль Начало XII в. – крупное феодальное боряское землевладение. Плодородные почвы. Участки земли, отделенные лесом – ополье. Рост старых и возникновение новых городов. 1221 г. — у впадения Оки в Волгу — Нижний Новгород (huge опорный центр). Развитие Ростова, Суздали, Владимира, Ярославля. Строились и укреплялись: Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород, Переяславль-Залесский, Москва, Галич-Костромской и др. — хорошо защищено лесами. — на пути кочевников – Южно-русские княжества. docsity.com

Презентация «Феодальная раздробленность на Руси»

«О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли»

Феодальная раздробленность на Руси. История России 6 класс.

План урока. Причины распада Руси. Особенности эпохи раздробленности. Последствия раздробленности.

Причины распада Руси. 843 – Западная Европа; 1132 — Киевская Русь. Какие события произошли в эти годы? Петр Любаев. Древняя Русь

Феодальная раздробленность – период в истории, когда единое государство делится на самостоятельные земли, почти независимые друг от друга, центральная власть (королевская, княжеская) больше не контролирует всю территорию страны.

Внешние причины: Половцы, кипчаки, куманы — тюркоязычный народ, обитавший в X-XIII вв. в южнорусских степях и Средней Азии. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Cовершали частые нападения на земли Киевской Руси

Внутренние причины: Русские ремесленники. Кузнецы. Рост городов. Натуральное хозяйство. Формирование княжеского и боярского землевладения Ослабление Византии, упадок пути «из варяг в греки»;

Внутренние причины: Борьба князей за великий княжеский престол Укрепление власти князей, их незавимость от Киева Что население ждало от своего князя: защиты интересов Киевского князя или своей земли?

Внутренние причины: Что такое «лествичное право»? Когда и при каких обстоятельствах оно было отменено на Руси? Емельянов Е.Ю. «Древнерусский воин XIII века» (фрагмент рисунка-реконструкции) Утверждение нового порядка престолонаследия на Любеческом съезде (каждый да держит отчину свою)

Особенности эпохи раздробленности. Княжество Свои меры длины и веса Свои деньги Собственное войско Собственная династия Самостоятельная внешняя политика

Особенности эпохи раздробленности. Цель княжеских усобиц Укрепить свое княжество Расширить границы за счет соседей НЕ захватывать власть во всей стране

Князья Привлекали земледельцев, ремесленников и торговцев Строили города и храмы Были заинтересованы в обустройстве своих земель Получали и передавали княжество по наследству

В ходе раздробленности Руси сохранились Понятие русская земля Древнерусская народность Единая религия Один язык

Последствия раздробленности. Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Перов В.Г. «Плач Ярославны» Рубцов С.С. «Игорь и Ярославна»

Какие последствия для развития Древнерусского государства имела феодальная раздробленность? Положительные последствия Отрицательные последствия ?

Положение крестьян в период феодальной раздробленности

Русь в период феодальной разробленности

Древнерусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств.

Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

В период феодальной раздробленности произошли существенные сдвиги в производительных силах страны, усовершенствовалась техника сельского хозяйства. Так, например, на
территории, расположенной по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. В центральных областях Руси наряду с подсекой и перелогом распространялась трёхпольная система земледелия. Русским народом были освоены обширные пространства новых земель, особенно на северо-востоке страны (в Поволжье, в бассейне Северной Двины и др.). Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота.

В положении крестьян в период феодальной раздробленности произошли перемены. Увеличилось количество зависимых от феодалов крестьян-оброчников. В Новгородской и Суздальской землях, например, появились половники и закладчики. Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка долю урожая; закладчиками — крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого. В Смоленской земле были известны прощеники — крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и «кунами» — деньгами) и имели право их судить.

Отдыхающий крестьянин. Миниатюра из псковской рукописи. XII век.

Крестьянин, обязанный вносить владельцу феодальную ренту продуктами, получал большую хозяйственную самостоятельность и обладал большими возможностями для проявления собственной трудовой инициативы, чем барщинник. Поэтому с развитием (наряду с барщиной) ренты продуктами возросла производительность труда крестьянина. Он получил возможность производить некоторый излишек продуктов, которые мог превращать на рынке в товар. Появились зачатки имущественного расслоения крестьянства.

Расширение связей крестьянского хозяйства с рынком способствовало росту городов, развитию в них ремесла и торговли, развитию товарного производства. В свою очередь феодалы, продавая продукты, полученные в счёт натуральных оброков, приобретали в городах дорогое оружие, ткани, заморские вина и другие предметы роскоши. Стремление увеличить свои богатства толкало феодалов к повышению оброков, к усилению эксплуатации крестьянства.

Крестьяне были сословно неполноправной категорией населения. В летописях, при описании «подвигов» феодалов пленные крестьяне и холопы упоминались наряду со скотом. Церковь освящала этот порядок, расценивая убийство господином «челядина полного» (т. е. холопа) не как «душегубство», а лишь как «грех перед богом». Если холоп бежал, за ним наряжалась погоня, а тот, кто давал ему хлеб и указывал путь, должен был уплатить штраф. Зато тот, кто задерживал холопа, получал вознаграждение за «переём». Правда, имущественные права холопов несколько расширились. В договоре от 1229 г. Смоленска с немецкими городами говорится о праве холопов передавать своё имущество по наследству.

Что такое феодальная раздробленность? — Гуманитарные науки 2021

В исторической науке феодальная раздробленность — это особый период ослабления центральной власти монарха в феодальных государствах. Феодальная раздробленность наиболее характерна для раннего средневековья, когда экономическое и военное усиление крупных феодалов в условиях высшей системы организации труда привело к появлению множества мелких, почти независимых от центрального правительства земель — междоусобиц.

Формированию феодальной раздробленности во многом способствовали преобладание натурального хозяйства в хозяйстве феодальных судеб и слабое развитие торгово-политических связей. Не менее важна и особая система военной службы, при которой каждый феодал, владелец большого земельного надела, имел возможность создавать свои воинские части из своих вассалов и крестьян, проживавших на его землях. центральная власть в империи Карла Великого) до шестнадцатого века, когда последнее наследство было ликвидировано во вновь образованных централизованных государствах.В Древней Руси феодальный строй начал складываться несколько позже, поэтому период дробления Киевской Руси на конкретные княжества наступил позже — примерно с первой половины XII века. Феодальная раздробленность была закономерным результатом самой логики развития раннефеодального общества. По мере роста и разветвления правящей династии количество кандидатов во власть увеличивалось все больше и больше. Представители королевской семьи активно расширяли свои территории, собирали пошлины с местного населения, увеличивали свою армию за счет военной службы.Таким образом, постепенно власть монарха все больше заменялась властью крупных феодалов, пока не стала почти номинальной. Периферийные военные ресурсы значительно увеличились, в то время как административные возможности центрального правительства снизились. Главной предпосылкой прекращения феодальной раздробленности было полное развитие феодальной системы, при которой подавляющему большинству простых феодалов стал нужен единый выразитель своих взглядов и интересов. Нужен был генерал-лидер.В отличие от крупных землевладельцев средние и мелкие феодалы чаще становились на сторону королевской власти в ее борьбе с клановой аристократией за территориальную целостность. Именно средняя и мелкая знать составляла основную силу королевских армий. Он также сыграл значительную роль в формировании единых централизованных государств.

Статья по теме

Что такое феодальная лестница?

Феодальный распад в России

Феодальная раздробленность в России, причины которой скрываются в экономическом и политическом развитии раннефеодального общества, просуществовала до конца 15 века.Формирование крупного землевладения на фоне преобладания натурального хозяйства в Древнерусском государстве неизбежно способствовало превращению поместий в самостоятельные производственные комплексы. При этом их экономические связи ограничивались окрестностями. Потребности в ремеслах и торговле, существовавшие в то время, можно было легко удовлетворить в быстрорастущих политических и экономических центрах-городах. В то же время количество городов росло, и население прибавлялось за счет подъема производительных сил.Застроены и те населенные пункты, которые ранее не имели существенного хозяйственного значения.

Феодальная раздробленность в России формировалась в условиях неизбежных социальных противоречий между низами и верхами раннефеодального общества. Образовавшийся класс землевладельцев стремился установить в различных формах зависимость (как правовую, так и экономическую) сельскохозяйственного населения. Однако классовые противоречия (споры), имевшие место в XI и XIII веках, носили характер, в основном местный, и, как правило, местные власти имели достаточно вмешательства для разрешения конфликтов, без привлечения государственных сил.

Феодальный распад на Руси происходил в условиях необходимости социальной и экономической независимости бояр-вотчин (крупных помещиков) от центральной власти. В то же время бояре были против необходимости делиться своими доходами с великим князем. Кроме того, они поддерживали правителей отдельных княжеств в их борьбе за политическую и экономическую независимость.

Феодальный раскол в России был неизбежен. В рамках этого процесса происходило дальнейшее развитие культуры и экономики государства в целом.В то же время необходимо говорить о более устойчивом установлении системы отношений между феодалами.

Несомненно, распад бывшего единого государства имел негативные последствия. Основным из них историки называют ослабление защиты земель страны от внешнего нападения, особенно если есть вероятность появления достаточно сильного захватчика.

Феодальная раздробленность в России внешне представляла собой фактический раздел территории страны между членами сильно увеличившейся княжеской семьи.

Следует отметить, что отдельные признаки упадка стали появляться после его смерти в 1054 году Ярослава Мудрого. Система обособленных княжеств возникла в результате борьбы между ее потомками, пользующимися поддержкой местных бояр.

На короткий период, во время правления Владимира Мономаха, произошло возвышение Киева. Он снова стал общероссийским центром. В этот период были подавлены сепаратистские настроения местных правителей, был разгромлен внешний враг — половцы.

Страна снова пришла в упадок со смертью Мономаха. В то же время в России начинается феодальная раздробленность. Причины и последствия этого периода имеют историческое значение для всей страны.

После смерти сына Мономаха, Мстислава Великого, на месте одного государства образовалось около пятнадцати независимых областей. Среди них Полоцк, Чернигов, Галиция, Новгород, Ростов-Суздаль, Смоленск и другие. При этом внутри каждого из них продолжался процесс политической раздробленности и экономической изоляции.Таким образом, каждая из частей большого государства, в свою очередь, была преобразована в систему малых полунезависимых княжеств.

Причины феодальной раздробленности. Предпосылки и причины феодальной раздробленности в Европе

Государства Западной Европы в средние века не были целостными. Каждая представляла собой несколько крупных феодальных поместий, которые, в свою очередь, делились на более мелкие. Например, в Германии было около двухсот небольших государств. Большинство из них были слишком маленькими, и они шутили, говоря, что голова спящего правителя находится на его земле, а его вытянутые ноги — у его соседа.Это была эпоха феодальной раздробленности, охватившей страны Западной Европы.

Эта тема будет очень интересна не только школьникам, для которых она обобщена в учебнике «Всеобщая история. 6 класс», но и взрослым, возможно, малоизвестным школам.

Определение термина

Феодализм — политическая система, возникшая в средние века и действовавшая на территории тогдашних европейских государств. Страны в соответствии с этим порядком управления были разделены на секции, называемые феодами.Эти земли раздавались монархами-сюзеренами в долгосрочное пользование знатным подданным — вассалам. Хозяева, чье управление попадало на территорию, были обязаны ежегодно платить дань в государственную казну, а также посылать определенное количество рыцарей и других вооруженных солдат в армию правителя. А за это вассалы, в свою очередь, не только получали все права пользования землей, но и могли управлять делами и судьбами людей, считавшихся их подданными.

Распад империи

После смерти Карла Великого в 814 году его преемникам не удалось удержать созданное им государство от распада.И все предпосылки и причины феодальной раздробленности стали вырисовываться именно с того самого момента, когда франкские вельможи, а точнее графы, бывшие чиновниками империи, начали захватывать землю. В то же время живущее там вольное население они превратили в своих вассалов и насильственных крестьян.

Феодалы владели поместьями, называемыми сенориями, которые на самом деле были закрытыми фермами. На их территории производились все необходимые для жизни товары, начиная с продуктов питания и заканчивая материалами для строительства замков — хорошо укрепленных сооружений, в которых проживали владельцы этих земель.Можно сказать, что феодальная раздробленность в Европе возникла также благодаря этому виду натурального хозяйства, которое способствует полной независимости дворян.

Со временем положение графа стало переходить по наследству и закрепляться за крупнейшими землевладельцами. Они перестали подчиняться императору, а средние и мелкие феодалы превратились в их вассалов.

Верденский договор

Со смертью Карла Великого в его семье начинаются ссоры, которые приводят к настоящим войнам.В это время их начинают поддерживать крупнейшие феодалы. Но, окончательно устав от постоянных боевых действий, в 843 году внуки Карла Великого решили встретиться в городе Верден, где подписали договор, согласно которому империя была разделена на три части.

В соответствии с соглашением, одна часть земли перешла во владение Луи Германа. Он стал править территорией, расположенной к северу от Альп и к востоку от Рейна. Это государство называлось Восточно-франкским.Здесь говорили на немецких диалектах.

Вторая часть была отдана руководству Чарльза, носившего прозвище Лысый. Это были земли, расположенные к западу от рек Рона, Шельда и Маас. Их стали называть Западно-Франкским королевством. Здесь они говорили на языках, которые впоследствии легли в основу современного французского.

Третья часть земель вместе с титулом императора досталась старшему из братьев — Лотару. Ему принадлежали территории вдоль реки Рейн, а также Италия.Но вскоре братья поссорились, и между ними снова началась война. Людовик и Карл объединились против Лотара, отняли у него его землю и разделили их между собой. В то время титул императора уже практически ничего не значил.

После раздела бывшего государства Карла Великого в Западной Европе начался период феодальной раздробленности. Позже владения трех братьев превратились в страны, существующие по сей день — Италию, Германию и Францию.

Средневековые европейские государства

Помимо империи Карла Великого, существовало еще одно большое европейское государство.В 1066 году герцог Нормандии (область, расположенная на севере Франции) покорил англосаксонские королевства, объединил их и стал королем Англии. Его звали Вильгельм Завоеватель.

К востоку от немецких земель уже были образованыславянские государства, такие как Чехия, Польша и Киевская Русь. А на реке Дунай, откуда пришли сюда кочевники, в итоге пришло Венгерское королевство. Кроме того, в северной части Европы находились Швеция, Дания и Норвегия. Все эти страны какое-то время были объединены.

Распад средневековых государств

Так в чем же причина феодальной раздробленности? Причиной крушения тогдашних империй были не только междоусобицы правителей. Как известно, земли, составляющие государство Карла Великого, были объединены силой оружия. Поэтому причины феодальной раздробленности заключаются еще и в том, что была попытка собрать в одной империи совершенно разные народы, не желавшие жить вместе. Например, население Западно-Франкского королевства называлось французами, восточногерманские — немцами, а жителей Италии — итальянцами.Интересно, что самые первые документы, составленные на языках проживающих здесь народов, появились как раз во времена борьбы за власть внуков императора Карла Великого. Так, Карл Лиси и Людовик Герман подписали контракт, в котором говорилось, что они клянутся вместе противостоять своему старшему брату Лотару. Эти документы были составлены на французском и немецком языках.

Власть дворян

Причины феодальной раздробленности в Европе во многом зависели от действий графов и герцогов, которые были своего рода правителями в различных частях страны.Но со временем, когда они стали ощущать почти неограниченную власть, феодалы перестали подчиняться главному правителю. Теперь они обслуживали только владельцев земель, на территории которых располагались их имения. При этом они подчинялись непосредственно герцогу или графу, да и то только во время боевых действий, когда шли во главе собственной армии. Когда наступил мир, они были полностью независимы и контролировали свои земли и людей, населявших их, как считали нужным.

Феодальная лестница

Для создания своей армии князья и графы отдали часть своих территорий более мелким землевладельцам.Таким образом, одни стали старшими (главными), а другие — их вассалами (военнослужащими). Вступив во владение враждой, вассал преклонил колени перед своим господином и поклялся ему в верности. Взамен джентльмен вручил своему объекту ветку дерева и горсть земли.

Главным феодалом в государстве был король. Он считался лордом графов и герцогов. В их владение входили сотни деревень и большое количество воинских отрядов. На ступеньке ниже стояли бароны, которые были вассалами графов и герцогов.Обычно им принадлежало не более трех десятков деревень и отряд солдат. Бароны подчинялись мелким феодалам-рыцарям.

В результате сформированной иерархии феодал со средним доходом был сеньором для мелких, но в то же время сам был вассалом для более крупного вельможи. Поэтому сложилась довольно интересная ситуация. Те вельможи, которые не были вассалами короля, не были обязаны подчиняться ему и выполнять его приказы. Было даже особое правило. Он гласил: «Вассал моего вассала не является моим вассалом.»

Отношения между сословиями напоминали лестницу, где на нижних ступенях стояли мелкие феодалы, а на верхних — большие, возглавляемые королем. Именно это деление впоследствии стало называться феодальной лестницей. крестьяне туда не входили, так как все сеньоры и вассалы жили за счет их труда.

Натуральное хозяйство

Причины феодальной раздробленности Западной Европы заключались еще и в том, что жители не только отдельных регионов, но и сел, не особо нуждались в связях с другими населенными пунктами.Все необходимые вещи, продукты питания и орудия труда они могли изготовить самостоятельно или просто обменять у соседей. В это время был как раз расцвет натурального хозяйства, когда торговля сама по себе перестала существовать.

Военная политика

Феодальная разобщенность, причины и последствия, которые оказали существенное влияние на военную мощь собственно королевской армии, не могли способствовать не только ее укреплению, но и росту авторитета центрального правительства в глазах широких масс. помещики.К X веку феодалы сумели обзавестись собственными дружинами. Поэтому личная армия короля не могла полностью противостоять таким вассалам. В те времена правитель государства был лишь условным главой всей тогдашней иерархической системы. Фактически страна находилась под властью знати — герцогов, баронов и князей.

Причины распада европейских государств

Итак, все основные причины феодальной раздробленности были выявлены в процессе изучения культурного и социально-экономического развития стран Западной Европы в средние века.Такая политическая система привела к росту материального благосостояния, а также к расцвету в духовном направлении. Историки пришли к выводу, что феодальная раздробленность была закономерным и объективным процессом. Но это касается только европейских государств.

Вот общие для всех без исключения государств причины феодальной раздробленности, резюмированные в двух параграфах:

● Доступность натурального хозяйства. С одной стороны, это обеспечило достаточно резкий рост благосостояния и торговли, а также быстрое развитие землевладения, а с другой — полное отсутствие какой-либо специализации отдельных регионов и крайне ограниченные экономические связи с другими землями.

● Устойчивый образ жизни отряда. Другими словами, превращение ее членов в феодалов, привилегией которых было право владеть землей. Кроме того, их власть над классом крестьян была безграничной. У них была возможность судить людей и наказывать их за различные проступки. Это вызвало некоторое ослабление влияния политики центрального правительства на отдельных территориях. Также появились предпосылки для успешного решения боевых задач силами местного населения.

Феодальный распад русских земель

Процессы, происходящие в Западной Европе с Х века, не могли обойти стороной княжество, где жили восточные славяне. Но следует отметить, что причины феодальной раздробленности на Руси носили особый характер. Это можно объяснить другими социально-экономическими тенденциями, а также местными традициями престолонаследия.

Разделение государства на княжества произошло из-за большого влияния местной знати, известной как бояре.Кроме того, они владели огромными земельными наделами и содержали местных князей. И вместо того, чтобы подчиняться киевским властям, они соглашались друг с другом.

Наследственность престолов

Как и в Европе, феодальная раздробленность началась с того, что многочисленные наследники правителей не могли разделить власть. Если в западных странах Салицы право наследства престола, требуя перехода престола от отца к старшему сыну, то на русских землях действовал Закон Лестницы.Он предусматривал передачу власти от старшего брата младшему и так далее.

Выросли многочисленные отпрыски всех братьев, и каждый из них хотел править. Со временем ситуация усложнялась, и претенденты на престол постоянно и неумолимо плели интриги друг против друга.

Первым серьезным конфликтом стал военный конфликт наследников князя Святослава, умершего в 972 году. Победителем стал его сын Владимир, позже крестивший Русь.Распад государства начался после правления князя Мстислава Владимировича, умершего в 1132 году. После этого феодальная раздробленность продолжалась до тех пор, пока земли не стали объединяться вокруг Москвы.

Причины разобщенности русских земель

Процесс раздробления Киевской Руси охватывает период с 12 по начало 14 века. В эту эпоху князья вели долгие и кровопролитные междоусобные войны за расширение помещичьих владений.

Вот наиболее важные причины феодальной раздробленности, кратко и четко сформулированные в четырех параграфах, действующих только в России:

● Усиление междоусобной борьбы за счет двух тенденций, существовавших в правилах наследования Киевского престола.Один из них — византийский закон, позволяющий передавать власть от отца к старшему сыну, второй — русский обычай, согласно которому старший в семье должен становиться наследником.

● Значительное ослабление роли Киева как центральной власти. Это было связано с набегами половцев, сделавших опасным переход Днепра, в результате чего начался отток населения из Киева на северо-запад.

● Значительное ослабление угрозы со стороны печенегов и варягов, а также разгром Хазарского каганата и установление отношений с правителями Византийской империи.

● Создание специфической системы Ярослава Мудрого. После его смерти в 1054 году русские земли поглотила целая серия междоусобных войн. Древнерусское целостное государство из индивидуальной монархии было преобразовано в федеративное, во главе которого стояли несколько авторитетных князей Ярославичей.

Надеемся, что данная статья помогла пополнить знания не только школьников, которые сейчас изучают тему «Причины феодальной раздробленности» в учебнике «Всеобщая история».6 класс ». Он освежит память студентов вузов о событиях, произошедших в средние века. Тем не менее, такая тема, как феодальная раздробленность, причины и последствия которой мы описали достаточно подробно, будет весьма интересной.

p>

Помещение феодальной раздробленности

1. Помещение феодальной раздробленности

Покутная Наташа
Группа 1180

2. Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность стадия
развитие некоторых феодальных государств, в которых
разделен на более мелкие региональные государственные структуры,
каждая из них отличается значительной автономией, если
не полная независимость
После смерти Мстислава Великого (в 1132 году)
древнерусское государство делили на 13 (остальные
оценки, 15) практически не зависит от
друг друга губернии (княжества): Киевская,
Владимир-Волынский, Галичина, Полоцк, Чернигов,
Смоленск, Новгородская область и др.
В большинстве княжеств сформировано
местных Династия Рюриковичей (кроме Новгорода и Киева,
г. которые считались общим достоянием
всех Рюриковичей).
Первые симптомы кариеса
появился сразу после
смерть Ярослава Мудрого.
Княжеская семья росла и росла
г. каждый из потомков с
поддержка местных бояр,
искал независимости.
Таким образом, было всего
система раздельно княжеская
владений, которых в 1097 году
закрепляет Любеческий
Конгресс.
Но князья Владимир Мономах, а потом и его
сыну Мстиславу Великому удалось приостановить
процесс распада, который помог избавиться от
внешний враг — половец.
Общий враг и способности князя в Киеве
сохранить контроль над другими землями и родственниками князей — это были основные составляющие
г. «единство» страны.
Когда враг был разбит, и наследник престола
Киев не обладал сильным характером, нельзя было
избежать коллапса.

8. Кроме того, существовали и другие объективные и субъективные предпосылки для феодальной раздробленности:

Нарушение принципов наследования Великого
трон
Доминирование натурального хозяйства
Прирост городов, городского населения и развития
поделок

10. Плюсы и минусы

У каждого явления есть свои положительные и отрицательные стороны.
Феодальная раздробленность русских земель, продолжавшаяся
г. до конца 15 века не исключение.
Положительные последствия при разработке
страна включает экономический рост, развитие
феодальное землевладение, ремесла, торговля, прибавка в
г. количество городов.
Одновременно с прогрессом был регресс — спад,
застой.
Это выразилось в том, что родство князей было
. бесконечная борьба за военную и экономическую мощь, которая
привело к междоусобным войнам.
Кроме того, по мере усиления изоляции уязвимость страны
к внешней опасности возрастает.

Карта Европы 1453 г .: История позднесредневековой Европы

Что происходит в Европе в 1453 году н. Э.

В предыдущие два столетия Европа занимала оборонительную позицию. Государства крестоносцев полностью исчезли с Ближнего Востока, народы из Центральной Азии завоевали огромную часть Восточной Европы, а пандемия убила огромное количество людей. Тем не менее, регион добился огромных культурных и технологических успехов и готовится к невероятному росту.

Завоевание России монголами в середине 13 века фактически отрезало эту огромную территорию от остальной Европы, а вторжение монголов в Центральную Европу нанесло огромный ущерб. Ужасная Черная смерть, возможно, убила треть европейцев.

Войны и беспорядки

Война с участием Англии, Франции и Нидерландов длилась многие десятилетия (недаром она известна как «Столетняя война»). Политическая раздробленность продолжала влиять на Германию и Италию; и широко распространенные религиозные волнения встревожили большую часть региона, особенно в Центральной Европе.Затем, в 1453 году, великий исторический город Константинополь падает перед турками-мусульманами. Это тяжелый психологический шок для европейцев. Турецкая (или Османская) империя сейчас простирается далеко до Балкан.

Эти войны были свидетелями раннего использования пороха в боевых действиях. Захвату Константинополя, например, очень помог огромный канон, развернутый османской армией.

Эпоха открытий и итальянское Возрождение

Чтобы уравновесить наступление мусульман на Балканах, на другом конце Европы, христианские королевства Испании почти завершили свое завоевание мусульманской территории.Португальские моряки начали свои открытия, в настоящее время исследуя южное западное побережье Африки. Это приведет к эпохе европейских исследований, и все, что из этого будет вытекать.

Культурное движение, которое позже историки назовут «итальянским возрождением», сейчас в процессе. Помимо создания нового прекрасного искусства и архитектуры, это приведет к трансформации европейского мышления, поставив под сомнение многие из основных предположений средневековой философии. Первые европейские печатные машины скоро будут распространять новые знания и новые идеи по всему континенту.

Экономический рост

Все это связано с долгосрочным экономическим ростом Европы, который начался много веков назад в раннем средневековье. В середине 14-го века в результате стихийных бедствий, особенно Черной смерти, это положение резко упало, но через пару поколений оно возобновилось.

Сокращенное население пользуется большей покупательной способностью. Расцвела торговля, города расширились, а городские элиты приобрели политическое влияние.

Политическая централизация

Во Франции централизованная королевская власть увеличилась за счет дворян, которым помогли королевские пушки, которые теперь могут быстро расправиться с ранее неприступными баронскими замками. Это развитие скоро распространится на другие страны Западной Европы, чтобы создать сильные централизованные национальные государства. Это обеспечит политическую основу для грядущей европейской экспансии.

Следующая карта, Европа 1648

Копать глубже

Византийская империя

Османская империя

Средневековая Европа

Европа раннего Нового времени

Премиум единиц

Средневековая Европа II: с 1000 по 1450 год

Европа раннего Нового времени с 1450 по 1750 год

История и культура Западной Европы в РНБ

Средневековье занимает особое место в истории Европы.В этот период в Европе сформировалась христианская община. Он заложил основы современной науки и системы образования. Созданные в средние века национальные государства и институты способствовали дальнейшему развитию западной цивилизации.

Несмотря на свою многогранность, духовность и культура средневековья строились вокруг единого вектора. Религия пронизывает все сферы жизни средневекового общества. Средневековые литературные памятники, хранящиеся в РНБ, охватывают период с V по начало XVI веков.Они позволяют проследить этапы тысячелетней эволюции западного христианства от обращения германских варварских племен в христианство до Реформации XVI века, когда Западная Церковь разделилась на католическую и протестантскую группы.

Создание христианской доктрины

Учение западного христианства сложилось во II-V вв. И полностью оформилось в трудах четырех Отцов Церкви — свв.Амвросий (340-397), Августин (354-430), Иероним (342-419 / 420) и Папа Григорий I Великий (540-604).
Одно из главных сокровищ Российской национальной библиотеки — прижизненное собрание сочинений Августина , созданное в городе Гиппопотам в Северной Африке, где проживал святой Августин, где он стал епископом. Книга содержит самую раннюю из известных копий основного труда Августина «О христианской доктрине».

В начале V века Святой Иероним завершил дело своей жизни — перевод Библии на латынь.Ветхий Завет перевел Иероним с иврита, Новый Завет — с греческого. Западная церковь получила самый известный латинский перевод, который спустя тысячелетие, на Тридентском соборе 1546 года, был признан стандартным переводом католической церкви под названием Вульгата (на латыни Biblia Vulgata — «Общий Библия »). Начиная с VII века, почти все книги Библии в Европе соответствовали переводу Иеронима. Иероним не ограничился переводом Св.Писание. Как и другие отцы церкви, он писал комментарии к Библии, что способствовало развитию доктрины католической церкви.

Каролингский ренессанс

Римский государственный деятель и писатель Флавий Магнус Аврелий Сенатор Кассиодор (ок. 485 — ок. 585) был создателем новой христианской парадигмы культуры. В своем южно-итальянском имении Кассиодор основал монастырь. В монастыре была большая библиотека, школа и скрипторий — мастерская, где копировали рукописи.Библиотека состояла из произведений классической латинской и позднеримской христианской литературы. В школе дети учились читать, писать и переводить с греческого на латынь.

Кассиодор изложил свою программу христианского образования в книге «О душе». Он поставил задачу сохранить лучшие образцы римской культуры и интегрировать их в христианскую систему ценностей. Кассиодор считал интеллектуальный труд главным элементом зарождающейся христианской культуры.Эти идеи, а также искусство копирования книг были приняты монашеским орденом св. Бенедикта (ок. 480-547). В раннем средневековье бенедиктинские монастыри стали центрами сохранения книжных знаний и образования. На выставке представлен кодекс с комментарием Иеронима к библейской «Книге чисел» , переписанной в монастыре Кассиодора.

Европейская культура сформирована римскими и варварскими традициями. Их объединение, инициированное Кассиодором, завершилось в период так называемого Каролингского Возрождения (VIII-IX вв.).Это был первый период расцвета культуры после варварских нашествий, приведших к падению Римской империи.

Например, рукописный трактат « Rectractationes » (английский перевод латинского названия «Retractations») был создан святым Августином в 8 веке в одном из центров Каролингского Возрождения, аббатстве Корби. Композиция включает в себя исправления и правки, которые Августин счел необходимым добавить к своим произведениям в более поздние годы своей жизни.Кодекс был создан в знаменитом аббатстве Корби, в скриптории которого единый шрифт, известный как каролингский минускул, был разработан в качестве европейского стандарта каллиграфии.

Каролингское Возрождение затронуло все области Империи Карла Великого (742 / 748-814). Король Карл установил единые законы и богослужения, чтобы контролировать завоеванные территории, и начал с унификации литургии. С этой целью англосакс Алкуин (ок. 735 — 804), советник императора по религиозным и культурным вопросам, внес редакцию Св.Латинский перевод Библии Джерома. Алкуин был настоятелем монастыря Св. Мартина в Туре, где он организовал очень интенсивное производство Библии. В Российской национальной библиотеке хранится Евангелие, созданное в Туре. Книгу украшают таблицы канонов и вступительные слова прологов, написанные золотыми и серебряными чернилами на пурпурных ленточках.

Текст Евангелия написан каролингским минускулом, который легко писать и ясно читать. В 15 веке итальянские гуманисты искали рукописи римских авторов в монастырях и находили античные произведения, скопированные каролингским минускулом.Для гуманистов ясность и простота каролингского минускула ассоциируются с классическим наследием. Поскольку гуманисты ошибочно приняли каролингский минускул за шрифт Древнего Рима, они начали писать этим почерком. Так появился новый тип письма — круглый гуманистический шрифт, от которого произошел современный латинский книжный шрифт.

При дворе Карла Великого были изготовлены Евангелия, написанные золотыми и серебряными чернилами на пергаменте, окрашенном в пурпурный цвет. Книги, скопированные в придворном скриптории, предназначались для королей, соборов и монастырей.Сохранилось стихотворение писца Годескалька , переписавшего книги для Карла Великого, «Золотые буквы на пурпурных листах обещают Царство Небесное и небесную радость через пролитие красной крови» . В Российской национальной библиотеке хранятся 4 листа пурпурного Евангелия от Матфея, написанных золотыми чернилами, заголовки и заметки на полях которых выполнены серебряными чернилами. Рукопись была создана в Палатинской школе Карла Великого в Ахене.
Nota bene: золотые чернила в пергаментных рукописях остаются блестящими, серебряные потемнели и со временем начали разъедать пергамент.Это объясняет, почему тексты, написанные серебряными чернилами, тусклые.

Традиция создания пурпурных Евангелий продолжилась после смерти Карла Великого. В IX веке в Отене было создано роскошное четыре Евангелия , написанное золотыми и серебряными чернилами.

Высокое средневековье

К концу 12 века экономическая и политическая роль европейских городов возросла, что нашло отражение в строительстве монументальных соборов в готическом стиле, пришедшем на смену романскому.

В европейских культурных центрах, таких как Болонья, Монпелье, Париж, Оксфорд, появились самые первые европейские университеты. Эти частные корпорации учителей и учеников сформировали новый тип поэтапного обучения, неизвестный древнему миру. На подготовительном факультете — факультете искусств ( artes liberales, на латыни) студенты прошли два курса обучения. На первом этапе (тривиум , ) они изучали латынь, , грамматику, , чтобы получить навыки лингвистического анализа, , риторику, , чтобы получить способность выражать мысли, и , логику, — искусство рассуждений и диалога.Второй курс (квадривиум , ) включал в себя изучение арифметики, (наука о числах и вычислениях), геометрии, (включая «Элементы» Евклида и естествознания), музыки, (изучение мировой гармонии). ) и астрономии, (знание строения небес). Затем студент был принят на один из высших факультетов: теологический, юридический или медицинский.

Богословский факультет Парижского университета был признан лидером в вопросах веры.Неслучайно в начале тринадцатого века парижские богословы взялись за стандартизацию Библии. Они взяли за основу исправленную Вульгату Алкуина. В Библии, созданной до 13 века, количество и порядок библейских книг различались: исследователи насчитывают более двухсот вариантов. Привычный сегодня порядок библейских книг закрепился в 13 веке, когда появились так называемые Парижские Библии. Уменьшено количество предисловий: из более чем 500 парижских богословов покинули 64 св.Предисловия Джерома. Книги Св. Писания были разделены на главы и снабжены заголовками. В конце были приведены алфавитные списки библейских персонажей с краткими комментариями.

Термин Парижские Библии относится к однотомным Библии небольшого размера. Эти портативные книги были написаны крошечным готическим шрифтом на страницах очень тонкого пергамента. Иметь такую ​​полную, но небольшую Библию было большим преимуществом, поэтому они получили широкое распространение. До тринадцатого века Библии обычно выпускались в нескольких томах, полные тексты Библии были относительно редки, пандектов, — большие Библии, завершенные в одном томе — встречались еще реже.Отдельные книги, особенно Псалмы и Евангелия, также продолжали копироваться. Парижские пандекты дали ученым и студентам возможность покупать полные Библии по разумной цене. Это было не дешево, но дешевле, чем раньше. Эти книги облегчают изучение Библии, поскольку содержат научные, в современном понимании этого слова, вспомогательные средства: оглавление и аннотированный указатель имен.

Парижские Библии были незаменимы и для нищенствующих орденов, основанных в начале 13 века: ордена Св.Франциск и орден Святой Доминики. Монахам орденов было предоставлено право проповедовать и совершать таинства. Небольшой том занимал мало места в монашеской сумке, а его справочная система помогла легко найти нужный текст для проповедей.

Буллы, выпущенные Папой Александром IV (1185-1261), свидетельствуют о том, что он был Защитником Ордена францисканцев. Папская булла является особенно важным посланием Святого Престола. Он назван в честь свинцовой печати (буллы), которая была прикреплена к концу документа для его аутентификации.С одной стороны на нем было изображено имя правящего Папы, а с другой — головы апостолов Петра и Павла. Все папские буквы начинаются со строго регламентированного введения. После имени Папы (в булле от 23 марта 1261 г. это Александр IV) следует формула «Александр, епископ, раб рабов Божьих» (« Alexander episcopus servus servorum Dei »). В своем послании Александр IV доверил францисканских монахов архиепископу Кельна, чтобы все религиозные и светские учреждения, а также религиозные и светские люди архиепископа оказали всем возможную помощь францисканским монахам из братской любви.

Готический стиль доминировал в архитектуре и скульптуре Западной Европы в период высокого средневековья. Этот стиль также распространился на малое искусство, включая каллиграфию и иллюминацию книг. Российская национальная библиотека хранит один из лучших образцов французского готического книжного искусства — Миссал, созданный в конце 13 века в Париже для аббатства Св. Никеза в Реймсе. Миссал — это литургическая книга, содержащая все тексты, необходимые для католического богослужения. Реймсский миссал отличается богатым орнаментальным убранством и великолепно выполненными миниатюрами.18 из 20 полных миниатюр были созданы после трактата Жана де Жуанвиля (1223-1317) «Кредо», написанного Жуанвилем во время Седьмого крестового похода, чтобы утешить и укрепить веру больных и умирающих крестоносцев в Палестине.

Средние века заложили основы европейского права. Этот процесс достиг кульминации в следующий исторический период, в Новое время, но именно в Средние века сформировались контуры современных национальных правовых систем Европы.Как правило, они основаны на общем праве. РНБ хранит копию самой известной вехи права, датированной ранним средневековьем, так называемой «Салической правды» — кодекса обычного права салианских франков. Германские племена франков, населявшие территорию современной Франции, следовали этим зафиксированным принципам в течение 7-9 веков.

Переход от племенной к феодальной правовой практике произошел с XII по XIV вв. Система романо-германского права выросла из изучения римского права, основанного на праве частной собственности и товарно-денежных отношениях.Восприятие римского права началось с его интерпретации университетскими юристами («юридическими глоссаторами») и закончилось включением абстрактных правил в правовые кодексы европейских государств. В университетах римское право преподавалось на основе Свода законов императора Юстиниана (483-565).

В средние века церковь выполняла различные функции, позже она стала государственной. Для формирования общеевропейской правовой культуры большое значение имело каноническое (церковное) право.Его изучали в университетах наравне с римским гражданским правом. Универсальное и экстерриториальное каноническое право не знало национальных границ, все европейские страны подчинялись его правилам. Каноническое право было основано на римском праве и представляло собой систему канонов — правил, касающихся самого церковного строя и общественной жизни верующих (брак, завещание и т. Д.). Эта эффективная правовая система действует через широчайшую юрисдикцию церковных судов, занимающихся вопросами духовной и светской жизни.Одним из самых значительных памятников канонического права является собрание папских декреталей с глоссами (комментариями). Коллекция была составлена ​​в 1234 году по приказу Папы Григория IX (ок. 1145-1241). Декретали написаны в две колонки по центру, их отдельные главы отмечены большими красными и синими инициалами. Глоссы написаны меньшим шрифтом на полях и под строками декреталя.

Городское право сыграло особую роль в развитии общеевропейской правовой культуры.Его положения были зафиксированы в городских уставах. Городское право — это не феодальное право, оно закладывает основу будущего буржуазного права. Одна из самых известных систем городского права существует в Магдебурге (Центральная Германия) в 13 веке. Правовые нормы Магдебургского закона регламентировали жизнь в городе: возложили на организацию ремесленного производства, торговлю, порядок избрания и деятельность городской управы, цеховых объединений ремесленников и купцов.

Позднее средневековье.Ренессанс

Позднее средневековье (14-15 вв.) Часто считается периодом перехода европейской цивилизации от средневековья к современности. Здесь произошел рост светских тенденций, поворот к древнему культурному наследию и гуманистическому мировоззрению. Однако не стоит отождествлять позднее средневековье и Возрождение, поскольку понятие Возрождения подразумевает изменения в сфере культуры, а не во всем комплексе политической и духовной жизни европейских стран.Следует также иметь в виду, что временные рамки Возрождения варьировались в разных регионах Европы в пределах одного или полутора веков.

Великие французские хроники («Les Grandes Chroniques de France»), или, как их еще называют, «Хроники Сен-Дени», описывает историю французских королей от их истоков в Трое до конца 14 века. . В отличие от французских местных хроник, Великие французские хроники отражают историю всего королевства, имевшую большое значение для формирования культурного единства французской нации.

До наших дней сохранилось около 130 экземпляров «Grandes Chroniques de France». Копия Петербургская написана по просьбе епископа г. Тула Гийома Филластра († 1473 г.), канцлера Ордена Золотого Руна, основанного Филиппом Добрым, герцогом Бургундским. За период до 1226 года петербургская рукопись повторяет версию королевской Grandes Chroniques de France, выпущенную для короля Карла V. После этой даты она содержит материалы из летописей пробургундской ориентации.Руководствуясь интересами Бургундии, Филластр стремился оправдать политические претензии могущественного герцога Филиппа Доброго, формально вассала французского короля Людовика XI, на то, чтобы быть независимым правителем своего королевства.

Рукопись красиво иллюминирована. Этот роскошный том содержит 25 больших миниатюрных картин и 65 меньших миниатюр, выполненных тремя художниками. Одним из них был выдающийся художник того времени, Симон Мармион (ок. 1425-1489), которого современники называли князем миниатюристов.Книга открывается сценой представления «Великих хроник Франции» герцогу Бургундского Филиппу Доброму. Это событие произошло 1 января 1456 или 1457 года. Аббат Гийом Филластр в епископской митре и с посохом вручает книгу герцогу Филиппу Доброму. Справа от герцога — его сыновья: наследник, будущий герцог Бургундии Карл Смелый, и внебрачный сын Антуан, которого современники прозвали Великим Бастардом Бургундии. Члены герцогской семьи носят на шее Цепи Ордена Золотого Руна.На стене зала висят часы с гирями. А механические часы, с одной стороны, стояли только на башнях городского собора. Домашние часы были большой редкостью, и их могли купить только очень состоятельные люди.

Часовые книги (breviary, horae, livres d’heurs, Stundenbücher) стали самыми читаемыми книгами 14-15 веков. Исследователи называют их бестселлерами позднего средневековья. Название происходит от семи ежедневных молитвенных служб (часов) в церкви, предписанных монастырскими правилами.Чтобы понять феномен часовых книг, мы должны вернуться в 12 век. Монашеские мистики в своих трудах стремились к индивидуализации религиозной жизни. Бенедиктинский аббат Бернар Клервоский (1091–1153) в своих произведениях подчеркивал сострадание к человеческим страданиям Христа и Девы. Он видел идеал христианской жизни в подражании земному пути Христа (imitatio Christi), Дева Мария прославлялась не только как Царица Небесная, но как радующаяся и страдающая мать.Появились благочестивые сочинения на латинском и национальных языках, в которых просто и ясно рассказывалось о евангельских событиях и тайне спасения. Для мирян были выпущены часовни. Они органично согласились с новым личным отношением верующих к истинам христианской веры и определили структуру богослужения на протяжении XIV-XV веков. Миряне могли молиться в канонические часы, как монахи. Основная часть Часовой литургии — Кабинет Пресвятой Богородицы делится на 7 канонических часов.За молитвами, посвященными Богородице, могли последовать чтения Священного Писания, другие службы, молитвы святым и гимны. У дворян были часовые книги, украшенные роскошными бордюрами и великолепными миниатюрами, выполненными лучшими художниками Европы. В Российской национальной библиотеке хранятся часовые книги, принадлежавшие герцогу Орлеанскому, будущему королю Франции Людовику XII (1462-1515) и королеве Шотландии Марии Сюарт (1542-1587).

В конце 15 века книжная миниатюра становится самостоятельным произведением искусства со своей идейно-эстетической программой.На одной из миниатюр в книге Луи д’Орлеана изображена жанровая сцена. Евангелист Лука благоговейно пишет образ Девы Марии, сидящей на ее портрете благочестивой гражданкой в ​​знакомой ей домашней обстановке. На следующей странице святой Иероним в своей келье, рядом с ним удобно устроился лев.

Эти две миниатюры не только безупречно выполнены, но и интересны как образцы так называемого Священного Предания. Христианство — это религия божественного откровения, основанная на текстах Священного Писания.Но в сознании средневековых людей Священное Предание всегда было близко к Священному Писанию. Согласно Книгам Нового Завета (предисловие св. Иеронима к Евангелию от Луки), св. Лука был врачом. Не отрицая этого, Священное Предание приписывает святому Луке талант художника и приписывает ему создание портрета с натуры Девы Марии с младенцем. По этой причине гильдии художников по всей Европе носили название Святого Луки.

Была такая легенда.Когда переводчик Библии на латинский язык св. Иероним жил в монастыре, в этот монастырь пришел хромой лев. Монахи в ужасе убежали, но Иероним осмотрел лапу больного животного и удалил из нее занозу. Затем его постоянным спутником стал благодарный лев. В художественном отношении обе миниатюры выполнены в виде небольших станковых картин.

Во Франции в конце 15 века элементы Возрождения только проявились. Что касается Италии, то страна вступила в эпоху Возрождения уже во второй половине четырнадцатого века.Первый итальянский гуманист Франческо Петрарка (1304-1374) возродил науку о человеке — studia humanitatis (термин Цицерона). Гуманисты считали, что вечные истины скрываются под покровом поэтического изобретения древней литературы. Они отвергли схоластические знания и придавали первостепенное значение этике, науке о формировании человеческой личности, основанной на вдумчивом чтении римских авторов, с их идеалом человеческого достоинства. Отличительной чертой итальянского гуманизма было владение классическим, в отличие от средневекового, латинским языком.Современники ценили Петрарку за трактаты по истории и этике, написанные прекрасной классической латынью. Петрарка выучил нормы элегантной латыни у Цицерона, произведения которого он неустанно искал в монастырских библиотеках. За свои латинские произведения Петрарка был коронован в 1341 году в Риме лавровым венком. В Российской национальной библиотеке хранится пергаментный манускрипт с одним из самых известных латинских трактатов Петрарки «Лекарства от удачи и фола» ( De Remediis Utriusque Fortunae ).В книге представлены четыре поясных портрета Петрарки, несомненное сходство с его подлинными изображениями.

Петрарка стал классиком мировой литературы благодаря сонетам и канцонам на итальянском языке, посвященным Донне Лауре. Тем не менее, он называл их не иначе, как мантии, призванной облегчить его душевную боль. Но, возможно, именно классическая латинская «наука о человеке» дала Петрарке возможность освободить сердце и позволила ему свободно выражать свои чувства.Великолепная рукопись эпохи Возрождения, содержащая поэтические произведения Петрарки, была создана во Флоренции.

Другой итальянский кодекс с текстом одного из ранних произведений Джованни Боккаччо (1313-1375) не менее блестящий. Сюжет романа «Филоколо» основан на рассказах из средневековых романсов. Первый лист рукописи позолочен. Есть фантастический портрет Боккаччо с лавровым венком на голове, нарисованный внутри исторической буквы «М».Богатство орнаментальных мотивов на простыне идеально сочетается с классической элегантностью рамы эпохи Возрождения.

Помимо рукописных книг в Национальной библиотеке хранятся дипломатические документы, письма политиков, ученых, писателей.

Современники называли важнейшего представителя Северного Возрождения, уроженца Нидерландов, Эразма Роттердамского (1469-1536), «принцем гуманистов». Эразм занимал совершенно особое место в кругу интеллектуалов, он также занимал беспрецедентно почетное и влиятельное положение в обществе.В его лице человек науки и литературы впервые в истории Европы достиг такого высокого статуса в обществе.

В письме французскому богослову Анри Ботту Эразм сообщает печальную новость о смерти своего друга и издателя его работ Иоганна Фробена (1460-1527). В течение многих лет базельский гуманист, ученый и печатник Иоганн Фробен поддерживал очень тесную дружбу с Эразмом и публиковал его работы. Посещая Базель, Эразм останавливался в доме Фробена и принимал активное участие в публикации собственных работ.В письме к Ботте Эразмус пишет о горечи из-за потери друга и высоко ценит человеческие и профессиональные качества Фробена.


Г-жа Лат.Q.v.I.3.
Аврелий Августин, эп. Hipponensis. De doctrina christiana (ф. 106r-153r).
Святой Августин. О христианской доктрине.
5 век. Северная Африка.
Пергамент. На латыни.
Из собрания П. Дубровского.

Ms. Lat.Q.v.I.9
Hieronymus Stridonensis. Epistula 78 seu liber exegeticus ad Fabiolam (Num.33-49).
Святой Иероним. Комментарий к «Книге чисел» (номера 33-49).
6 век. В Италии.
Пергамент. Латинский.
Из собрания П. Дубровского.

Ms. Lat.Q.v.I.17
Aurelius Augustinus, ep. Hipponensis. Retractationes.
Святой Августин. Отзыв.
Конец 8 в. Франция (Корби).
Пергамент. Латинский.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Lat.Q.v.I.21
Evangelia cum prologis, argumentis et capitulis.
Четыре Евангелия.
10 век. Франция (Тур).
Пергамент. Латинский.
Из собрания П. Дубровского.

Evangelium secundum Matthaeum (XXVI, 43 — XXVII, 49).
Евангелие от Матфея (XXVI, 43 — XXVII, 49).
8 в. Германия.
Пергамент, окрашенный в пурпурный цвет. Латинский.
Написано золотыми чернилами, заголовки и заметки в полях выполнены серебряными чернилами.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Lat.Q.v.I.26
Evangelia.
Четыре Евангелия.
9 век. Франция (Отен).
Пергамент, окрашенный в пурпурный цвет. Латинский.
Написано серебряными чернилами, заголовки выполнены золотыми чернилами.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Лат.О.v.I .174
Biblia sacra.
Библия.
13 век. Франция (Париж).
Пергамент, латиница.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Ф. 993 к. 8 № 1.
Письмо Папы Александра IV архиепископу Кельна.
23 марта 1261 года.
Пергамент. Латинский. Кулон свинцовый булла (печать).
Из собрания П.Сухтелен.

Г-жа Lat.Q.v.I.78.
Missale Remense.
Реймсский миссал.
13 век. Франция.
Пергамент. На латыни.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Лат.Q.v.II.11.
Lex salica emendata (cap. XVIII-LXIV, LXVIII-LXXIII).
Закон Салика с поправками.
9 век. Франция.
Пергамент. На латыни.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Лат.F.v.II.4.
Codex Iustinianus repetitae praelectionis. Lib. I-IX.
Кодекс Юстиниана.
13 век.
Пергамент. Латинский.
Из собрания П. Сухтелена.

Г-жа Лат.Ф.в. II.8.
Григорий IX папа. Decretalium cum glossa ordinaria. Lib. I-III.
Папа Григорий IX. Декреталии.
13 век.
Пергамент. На латыни.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Лат.Q.II.157.
Jus municipale Magdeburgensis et ius teutonicus.
Магдебургское право.
1427 Германия.
Бумага. На латыни.

14. Мисс Эрм. фр. 88
Les Grandes Chroniques de France.
Великие французские хроники.
Нидерланды. Середина 15 века.
Пергамент. На французском.
Заграничная часть собрания Эрмитажа.

Г-жа Lat.O.v.I.126
Horae.
Книга часов.
15 век. Франция.
Пергамент. На латыни.
Из собрания П. Дубровского

.

Г-жа Lat.F.v.XV.1
Francesco Petrarca. De remediis utriusque fortunae.
Франческо Петрарка. Средства от удачи и фола.
1388. Италия (Милан).
Пергамент.Латинский.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Ital.Q.v.XIV.I
Francesco Petrarca. Canzonieri. Trionfi.
Франческо Петрарка. Песенник. Триумфы.
15 век. Италия (Флоренция).
Пергамент. Итальянский.
Из собрания П. Дубровского.

Мисс Итал. F.v.XIV.I
Джованни Боккаччо. Il Filocolo.
Джованни Боккаччо. Филоколо.
15 центов. Италия.
Пергамент. На итальянском.
Из собрания П. Дубровского.

РС.Авт. 140 No. 47
Erasmus Roterodamus.
Эразмус. Письмо Анри Ботту.
22 декабря 1527 г. Базель.
латиница.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Ф. 993 к. 16 No. 76
Мартин Лютер, Иоганнес Бугенхаген, Филипп Меланхтон.
Указ о назначении доктора богословия Теодора Фабрициуса (1501-1571) суперинтендантом (главой) евангелической церкви в Цербсте.
Подписи Лютера, Меланхтона и Бугенхагена являются автографами.
3 августа 1544 г.
На немецком языке.
Из собрания П. Сухтелена.

Г-жа Ф. 993 к. 4 No. 33
Charles IX roi de France.
Карл IX, король Франции.
Приказ Счетной палате Парижа о выделении средств (100 000 франков) для отправки армии против повстанцев в Ла-Рошель.
Подпись Карла IX — автограф. Заверено секретарем. 3 декабря 1572 года.
На французском языке.

Авт. 107/1 No. 56
Armand-Jean du Plessis duc de Richelieu.
Письмо послу Франции в Турции Филиппу де Харле, графу де Сези.
9 мая 1629 года.
Подпись де Ришелье — автограф.
На французском языке.
Из собрания П. Дубровского.

Ф. 992 No. 143
Felipe II rey de España.
Филипп II, король Испании.
Устав Андресу де Арнедо Росалесу.
22 ноября 1585 года.
Подпись Филиппа II — автограф.
Пергамент. На латыни.

Г-жа Лат.F.IV.84
Guido de Columnis. Historia destroyis Troiae.
Guido delle Colonne. История разрушения Трои.
15 век. Франция.
Бумага. На латыни.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Ф. 993 к. 4 No. 75.
Louis XIV roi de France.
Людовик XIV, король Франции. Приказ командиру кавалерийского корпуса де Гуверне зачислить де ла Коста и Ришара де ла Русселье в отряд легкой кавалерии. Подпись Людовика XIV — автограф. Засвидетельствован Ле Телье.
22 июня 1657 г. Ла Фер.
Из собрания П. Сухтелена.
На французском языке.

РС.Ф. 588 No. 420
François Marie Arouet de Voltaire.
Франсуа Мари Аруэ де Вольтер.
Письмо Сумарокову А.
Подпись Вольтера — автограф.
26 февраля 1769 года.
На французском языке.

Г-жа Ф. 991 No. 491
Иоганн Вольфганг фон Гете.
Письмо семье Гердеров: Мария Каролина и Иоганн Готфрид Гердер.
[21 сентября 1781 года, Веймар].
На немецком языке.

Г-жа Авт. 120 No. 28.
Приказ коменданту Бастилии Бернару Рене Журдану, маркизу де Лоне, о назначении г.Марк-Симон Гьяр де ла Майр в тюрьме.
4 июня 1746 года. Антверпен.
Подпись военного министра д’Аржансона — автограф.
На французском языке.
Из собрания П. Дубровского.

Г-жа Ф. 992 № 268
Огюстен Бон Жозеф де Робеспьер.
Огюстен Робеспьер.
Расписка на расписке казначея революционной французской армии в Италии.
30 октября 1793 г. Ницца.
Персональная печать Огюстена Робеспьера.
На французском языке.

РС.F. 965 № 1956
Наполеон I.
Наполеон I.
Письмо маршалу маршалу Бертье (Луи-Александр Бертье, принц де Невшатель и Валанжен, принц де Ваграм).
, 29 июня 1808 г., Байонна.
На французском языке.
Из коллекции П. Вакселла.

Г-жа Ф. 965 № 1956
Открытка с портретом Наполеона I и его автографом.
Из коллекции П. Вакселла.

Г-жа Ф. 991 No. 646
Иммануил Кант. Von innerem Sinn.
Иммануил Кант. О внутреннем смысле.
На немецком языке.

Г-жа Ф. 991 No. 647
Иммануил Кант.
Записки с логико-математическими аргументами.
На немецком языке.

Г-жа Ф. 991 No. 132
Рихард Вагнер.
Письмо князю Э. Витгенштейну, содержащее музыкальный фрагмент из оперы «Рейнское золото», первое исполнение которой состоялось в 1869 году.
30 мая 1854 года. Цюрих.
На немецком языке.

Г-жа Ф. 970 No. 2
Victor-Marie Hugo. La légende des siècles «. Première série. Histoire — Les petites épopées.Т. 1-2. Париж, Мишель Леви Фререс — Hetzel et Cie.1859.
Виктор Гюго.
Первое издание сборника стихов «Легенда веков» с вклеенными 35 письмами Гюго редактору издания Ноэлю Парфе (Noël Parfait).
1854–1859. Гернси.
На французском языке.

Шаль кайма (Россия), начало XIX века | Объекты

Это кайма шали. Это было мастерская Дмитрий Аполлонович Колокольцев.Он датируется началом 19 века, мы приобрели его в 1954 году. Материал — шерсть, шелк, техника — полотняное переплетение с прерывистой уткой (гобелен). Это часть текстильного отдела.


Кашмирские шали были незаменимыми модными аксессуарами для стильных состоятельных женщин в Европе девятнадцатого века. Первоначально импортированные из Индии, они были великолепно обработаны и очень дороги. Высокий спрос стимулировал производство шалей в кашмирском стиле в нескольких европейских странах.В европейском производстве преобладали французы и британцы, использующие ткацкие и жаккардовые ткацкие станки. В отличие от этого, русские шали ткались вручную, что объяснялось по сути феодальным характером российской экономики в начале девятнадцатого века. Рабочая сила состояла из порабощенных крепостных, многие из которых были очень талантливыми, высококвалифицированными и специально обученными ремесленниками. [I]

Примерно в 1806 году несколько небольших помещичьих текстильных мастерских в России начали производство ручного ткачества в Кашмире. стиль шали.Эти мастерские ранее производили ковры, используя двустороннее полотняное переплетение, гобеленовую конструкцию типа «ласточкин хвост», технику, которую они с большим успехом применили к шалям, производя двусторонние ткани удивительной сложности. [Ii]

Шали из русских мастерских получили множество призов за свои изделия. прекрасный дизайн и прекрасное мастерство на местных и международных выставках, включая выставку Хрустального дворца 1851 года в Лондоне. После отмены крепостного права в России в 1861 году стоимость труда вручную ткать двусторонние бордюры шали была непомерно высокой, и производство этих замечательных тканей в России в значительной степени прекратилось.[iii]

[i] Присцилла Рузвельт, Жизнь в российской сельской усадьбе: социальная и культурная история (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995), 246-47.

[ii] L.V. Ефимова, Русские платки и шали, пер. Людмила Лежнева (Ленинград: Aurora Art Publishers, 1985), 28.

[iii] Ефимова, Русские платки, 28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *