Ссылка Пушкина в Михайловское – кратко о периоде жизни (1824-1826)
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1022.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1022.
За время своей жизни Александр Сергеевич Пушкин побывал в двух ссылках. Южная ссылка, длившаяся с 1820 по 1824, познакомила поэта с красотой Кавказа и стала благодатной почвой для написания таких произведений, как «Кавказский пленник», «Цыганы», начальные главы «Евгения Онегина». Не менее плодотворной стала ссылка Пушкина в Михайловское, длившаяся с 1824 по 1826 год. Как писатель провел этот период, и какие произведения были написаны в это время?
Причины ссылки
В 1824 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку в родительское имение Михайловское. Туда он отправился сразу после южной ссылки. Его обвинили в вольнодумии и склонности к атеизму, о котором он высказывался в письме к своему другу. Здесь поэт проводил время с родителями, а после их отъезда жил с няней. В селе он продолжает работу над «Евгением Онегиным», создает «Бориса Годунова», пишет стихотворения. Его часто навещали друзья, которые рассказывали ему все новости из столицы, привозили ему литературу. Именно сюда его друг Иван Пущин привез Пушкину книгу Грибоедова «Горе от ума», от которой тот оказался в полном восторге.
В период 1824-1826 годы знаменателен тем, что именно в это время он сближается со своей няней Ариной Родионовной, которая обладала знаниями большого количества сказок. Именно ее рассказы вдохновили Пушкина на создание многих сказок в стихах для детей.
Последствия ссылки
Среди друзей Пушкина многие оказались на Сенатской площади. Пушкин также разделял взгляды декабристов, и не будь он в ссылке, то возможно мог бы участвовать в декабристском восстании. Так что можно сказать, что ссылка спасла ему жизнь. Своим друзьям-декабристам он посвятил немало стихотворений, в частности «Во глубине сибирских руд», где утешает друзей и убеждает их, что «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».
В этот же период поэт пишет два знаменитых стихотворения «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).В 1826 году после расправы над декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором рассуждает о назначении поэта и поэзии. Главным героем является поэт, неудовлетворенный творчеством, томимый духовною жаждою.
Михайловская ссылка Пушкина закончилась в 1826 году, когда его неожиданно вызвал к себе Николай I в Москву. Они пошли на примирение, согласно которому Николай освобождает его и становится единственным цензором писателя, а Пушкин становится более лояльным к властям и не пишет слишком вольных и обличающих власть произведений.
Что мы узнали?
В данной статье рассматривается один из главных периодов в биографии А.С. Пушкина – ссылка в родовое имение. Здесь рассказывается кратко о Пушкине в Михайловском, о том, какие значимые произведения он создал, находясь в заточении. В статье рассказывается об отношении поэта к декабристскому восстанию, отношениях с властью и друзьями.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1022.
А какая ваша оценка?
Доклад Пушкин в селе Михайловском 4 класс кратко сообщение
- Энциклопедия
- Люди
- Пушкин в селе Михайловском
Изгнание поэта в родовое поместье его матери в село Михайловское последовало сразу же по возвращении с южной ссылки. Пребывая в изгнании в Одессе, Пушкин написал оду «Вольность», которая не понравилась императору. И если бы не защита друзей, Александра выслали бы в Сибирь. Изгоняя поэта из Петербурга, царское правительство предостерегало прочих свободомыслящих, что не собирается сносить от подданных свободных суждений. Депортация продолжалась с 1824 по1826 гг.
На первых порах Пушкину в селе было скучно, но затем поэт пришел к выводу, что более удачного времени для творческого процесса может и не быть, и принялся творить. Он дописывает повествовательное произведение «Цыганы». Воспоминания о Кавказе еще свежи в памяти и являются источником вдохновения. Александр переносит на бумагу все, что было задумано еще в изгнании на юг: «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Бахчисарайский фонтан».
Пребывая в изгнании в поместье матери, Пушкин получает возможность ознакомиться с летописями Святогорского монастыря. Александр исследует хроники из жизни Карамзина и с присущей ему пунктуальностью пишет историческую повесть в стихах «Борис Годунов». За время пребывания Пушкина в ссылке его творческие способности упрочились, у него появился свой стиль. Стихотворения, написанные поэтом в изгнании в Михайловское, являются следствием эмоционально-возвышенного мироощущения и пронизаны лирикой.
Свои литературно-художественные произведения Пушкин пишет, попав под обаяние творений Байрона, он был околдован его творчеством в юные годы. Александр активно переписывается с друзьями из Петербурга, печется, чтобы написанные им литературные произведения увидели свет и беспрестанно и без устали творит. Коммуникация с товарищами провоцирует особый стиль иронический, время от времени Пушкин пишет сатиричные изречения, которые с быстротой молнии распространяются по Петербургу.
В часы отдыха от творческого процесса Александр предпринимает прогулки на лошади, поддерживает знакомства с соседями-землевладельцами, отслеживает уклад жизни сельских жителей. Бездну времени поэт отводит на посещение села Тригорского, которое принадлежит Осиповой Прасковье.
Ссылка в село сблизила Александра и его няню Арину Родионовну. Она рассказывает ему народные сказки, а Пушкин их обрабатывает и создает дивные сказки для детей в стихах.
В сочинениях, написанных поэтом в ссылке, становится заметным жизненное направление литературного роста Александра. Поэт начинает обгонять письменность своего времени.
Ссылка в село Михайловское послужила оберегом для Пушкина во время восстания декабристов, случившегося в 1825 г. от еще более жесткой репрессии. Не составит большого труда догадаться, что в глубине души Александр Сергеевич считал себя декабристом. И если бы во время восстания он находился в Петербурге, поэт не стоял бы в сторонке.
Доклад №2
Два года, проведенных Пушкиным в ссылке в селе Михайловском, были для него тяжелыми и тоскливыми. Его держали практически в заточении. За Александром Сергеевичем следили полицейские, не разрешалось выезжать из села. Поэта спасало творчество. Только благодаря ему и чтению книг Пушкин смог пережить эту ссылку.
Самым близким человеком в Михайловском для поэта была любимая няня Арина Родионовна. Уединенная жизнь Пушкина подтолкнула его на изучение традиций, обычаев и народного фольклора. Во всем этом помогала няня. Жизнь текла размеренно.
Однако, даже в ссылке Александр Сергеевич следит за тем, как развиваются культура и литература в России. Он получает журналы и книги. И творчество поэта в эти годы переживает золотое время. Все свои мысли, чувства, эмоции Пушкин отдает поэзии. Во время ссылки созданы его бессмертные произведения. Здесь он заканчивает романтичную поэму «Цыгане», пишет трагедию «Борис Годунов». Несколько глав легендарного «Евгения Онегина» так же написаны в Михайловском. Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» муза принесла поэту тоже во время этой ссылки.
Трагедия «Борис Годунов» одно из самых значимых произведений Пушкина. В ней он передает события того времени максимально достоверно. А образ царя создан великолепно. Сложный, многогранный, сильный. Он поистине главный герой произведения. Вторым главным героем выступает народ. Пушкин показывает противостояние народа и власти. Рискованная в те времена тема.
Пушкин жил в Михайловском с 1824 по 1826 год. В это время в Санкт-Петербурге было жестоко подавлено восстание декабристов. Поэт воспринял это событие близко к сердцу. Ведь в нем принимали участие его близкие друзья. Шестеро из них были повешены, многие сосланы в Сибирь. Александр Сергеевич очень переживал и о своей судьбе. В документах, переписках участников восстания повсеместно находили стихи, написанные им. Но царствовавший тогда Николай I решил освободить Пушкина из ссылки. Хотел сделать поэта своим союзником. Но эта свобода оказалась обманчивой. За Пушкиным тайно следили и его письма просматривались. Цензуре подверглось и его творчество. Поэму «Борис Годунов» долго издавать не разрешалось.
Ссылка в Михайловском стала временем, когда гений Александра Сергеевича Пушкина расцвел. Эти несколько лет сделали его лирику особенной. Здесь Пушкин обрел вдохновение, которое не покидало его потом многие годы.
4 класс кратко
Пушкин в селе Михайловском
Популярные темы сообщений
- Творчество Рэя Брэдбери
Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012) — выдающийся американский писатель-фантаст, написавший множество интересных книг, среди которых небезызвестная антиутопия «451 градус по Фаренгейту», принёсшая писателю - Масленица
Масленица – один из самых старейших славянских праздников, очень полюбившийся людям, он существует ещё с языческих времен. Основной идеей праздника являются проводы зимы. После принятия христианства на Руси Масленицу начали отмечать в течение
- Творчество Владимира Солоухина
Владимир Алексеевич Солоухин — известный советский поэт и писатель, один из наиболее значимых представителей «деревенской прозы».
- Семейный бюджет
После образования семьи возникает вопрос о совместном бюджете. Некоторые семьи считаю, что доход каждого – это его личные средства. Под доходом подразумевается: заработная плата, вознаграждения, выплаты со стороны государства или других лиц.
- Цветок Целазия
Определение растения Целозия: Однолетник, до 1 м высотой, голые, ветвистые стебли, красноватого оттенка. Листок черешковый до 3‐х см длиной. Верхняя часть сужена в клиновидную форму. Соцветие густое, напоминает колосок.
Опять побывал на разборе мельком. «Опять побывал я…», анализ стихотворения Пушкина
Снова побывал анализ кратко. «Опять побывал я…», анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт обобщает свои мысли о смысле жизни, о своей судьбе. Она была написана в тяжелое для поэта время. Болезненное и неоднозначное положение при дворе усугублялось присвоением унизительного в его возрасте камер-юнкерского звания. Растущие долги, конфликт с высшим обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, — все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, отдохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и мыслей о будущем:
… Снова я посетил
Угол земли, где я провел
Изгнание на два года незаметно.
Точка перед первой строкой как бы знакомит читателя с продолжением некоторых мыслей автора. Уменьшительно-ласкательная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнание» точно характеризует положение ссыльного поэта:
С тех пор прошло десять лет — и много
Изменило мою жизнь
И сам, послушный общему закону,
Я изменился — но вот опять
Прошлое меня живо обнимает,
И кажется, что вечер еще бродил
Я в этих рощах.
Слово «ушли» о безвозвратности этих лет. Повторение слов «изменился», «я изменился» с лаконизмом говорит о том, что жизненные обстоятельства влияют на судьбу человека, меняют его физически и духовно.
Прошлое с такой осязаемой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что стало реальностью. Кажется, будто все произошло вчера.
Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «ушла старуха»! Поэт никогда не услышит «тяжелых ее шагов…» Определение «тяжелый» — это про походку старухи, когда для движения требуются усилия.
Вслед за воспоминаниями няни — обращение к природе Михайловского, к которой поэта влечет до сих пор:
Вот лесистый холм, над которым часто
Я сидел неподвижно — и смотрел
На озеро, вспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Поэтические строки:
Между полями золотыми и зелеными пастбищами
Оно, голубое, расстилается широко…
Здесь инверсии («поля зеленые», «пастбища зеленого цвета»), и аллитерация: «синий широко растекается».
Отдельными мазками поэт воссоздал бедность края: «жалкую рыбацкую сеть», «скошенную временем мельницу», а сам дом, где жил и работал поэт, не похож на особняк.
Особенно дороги поэту три сосны «на границе Дедушкиных Владений». Шумом вершин они однажды приветствовали его, когда он проходил мимо них. Значительные изменения произошли за эти годы:
… у корней своих отживших
(Где когда-то все было пусто, голо)
Нынче выросла молодая роща,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под их тенью, как дети. И в гостях
Есть один мрачный товарищ,
Как старый холостяк, а вокруг него
Все по-прежнему пусто.
Природа одухотворена. Молодые побеги сосен называют «зеленой семьей», «кусты толпятся под сенью» старых деревьев, «как дети». А рядом одинокая сосна уподобляется угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны — «все еще пусто».
Молодая роща — олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее принадлежит молодым, растущим. И хотя уже не увидит он «могучего позднего возраста» сосен, но внук услышит их «шум приветственный, вернувшись от дружеской беседы, Полный дум веселых и приятных, Он пройдет мимо» их.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда обогащал их своими мыслями, и они не оставались в долгу.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли — таковы законы бытия. А Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
здравствуй, племя.
Молодой, незнакомый!
Обращение поэта к подрастающему поколению проникнуто доброжелательностью и верой в свое будущее.
По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, который подчеркивается начальной точкой, написанной белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простоте, способствует переносу центра тяжести на смысло-ролевой ритм, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.
1 — вступительная часть — приезд в Михайловское и яркое воспоминание. Начало как продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с другом-читателем.
2 — центральная часть (со слов: «И кажется, что вечер еще бродил»). Благодарная память няне и нежная благодарность за ее заботу. Затем пейзаж Михайловского — вид с лесистой возвышенности. Точное, бытовое описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.
Поэма, в которой пейзаж Михайловского прекрасен в своей простоте, звучит как гимн всепобеждающей жизни, проникнутой верой в разумность всего сущего. Написанный в тяжелейший период жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к грядущим поколениям.
Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить в себя все оттенки эмоций, которые сложный человек сейчас вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и прямо касающееся нас:
здравствуй племя.
Молодой, незнакомый!
Стихотворение «Вновь побывал я…», которое мы разберем в этой статье, было написано Пушкиным в 1835 году, 26 сентября, когда поэт после восьмилетнего отсутствия приехал в Михайловское. Это было трудное время в жизни Александра Сергеевича.
фон
Накануне нового 1935 года поэта приняли в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже обидело его, потому что обычно такие титулы давали юношам, а он был уже немолод. Камер-юнкер бросил на него тень. Александр Сергеевич давно осознал себя народным поэтом, а это означало, что он должен был быть безупречным и чистым. Пушкина угнетала светская среда, он хотел тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради обеспечения семьи вынужден был служить.
В 1834 году произошло еще одно неприятное событие. Полиция вскрыла письмо, написанное Александром Сергеевичем жене. Поэта возмутили как действия полиции, так и то, что Николай Первый не постеснялся прочитать доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иной смысл и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич хотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она осталась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.
Летом 1835 года поэт смог получить отпуск на четыре месяца и уехал в Михайловское. Именно там он написал стихотворение «Опять побывал я…». Пушкин, еще раз в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспоминал минувшие годы, няню, которая уже умерла. Мысли его обращались к прошлому, и в грустной думе о времени и о себе он подытожил прошедшие годы и отразил их в рассматриваемом произведении.
«Опять побывал я…» (Пушкин). Анализ
Поэма разделена на три части. Первая рассказывает о приезде в Михайловское, вторая погружает поэта в воспоминания, а третья описывает природу края и обращается с обращением к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему о прошедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, в то же время в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Опять побывал я…» — стихотворение о быстротечном времени, об изменении преемственности поколений.
Часть первая
В начале произведения лирический герой снова попадает в то место, где ранее провел два года в тюрьме. Пушкин говорит, что с тех пор прошло уже десять лет. Многое изменилось в жизни автора, изменился и он сам, «подчиняясь общему закону», заключающемуся в торжестве жизни и вечном обновлении. Изменения в поэте объясняются возрастом, а все остальное: отношение к друзьям, убеждения, взгляды — осталось неизменным.
Часть вторая
В следующих пяти строках стихотворения «Опять я побывал…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный дом», в котором когда-то жил со своей няней, ныне покойной. Автор ласково называет ее «старушка» и горько переживает утрату. Упоминание о «бедной няне» и «опальном доме» возвращает читателей к важнейшим периодам жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, так как подозревал грядущие великие потрясения. От верной смерти его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь побывала я…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню) тоже не случайно, ведь именно она приобщила маленького Сашеньку к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.
Часть третья
Стихотворение «Вновь побывал я…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все, что было связано с этими местами. По пути он встречает три сосны и вспоминает, что видел их десять лет назад. Поэт обнаруживает, что у корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и этим подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время его принципиально не меняет — он остается прежним. Точно так же не все в человеке меняется с течением времени: его память, убеждения, мысли, идеалы также остаются прежними.
Пушкин. «Опять я в гостях…» (стихотворение). средства выразительности
Произведение начинается с многоточия. Таким образом, автор не ведет рассказ с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом особенность произведения «Опять я побывал…». Анализируя текст, можно найти фразы с наиболее емким смыслом. Например, такова строчка «Прошлое меня живо обнимает». Здесь слово «обнимает» употребляется в значении «переливается», «покрывает». В памяти поэта прошлое предстает так отчетливо, словно оно стало реальностью. Кажется, все произошло только вчера: «Вот тот опозоренный дом, где я жил со своей бедной няней». В этой фразе эпитет «опальный» употреблен в значении «находящийся в опале», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», также фигурирующим в стихотворении.
Приемы описания природы
Стихотворение «Вновь побывал я…» Пушкин ярко описывает природу Михайловского, что по-прежнему привлекает поэта. Бедность края Александр Сергеевич воссоздает отдельными штрихами: об этом говорят и жалкая сеть рыбака, и искореженная временем мельница, и сам дом, в котором жил автор. Три сосны особенно дороги Пушкину, когда-то приветствовавшему его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь у корней выросла «молодая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее принадлежит молодым, подрастающим.
Вечный двигатель, обогащение человеческой мысли — таковы законы бытия в стихотворении «Вновь побывал я…». Анализируя его, становится понятно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее для своих потомков.
Стиль письма
В произведении выдержана мелодичность стихотворной речи и сохранена разговорная интонация, подчеркнутая отсутствие рифмовки. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романса, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читатели не смогут найти в произведении «Опять я побывал…» сложных образов или обилия путей. Анализ дает понять, что хотя в нем преобладают литературные слова, но есть и разговорные (сидя, вечер), и книжные (балдахин, объятия), и славянизмы (брегам, молодой, золотой). Вся эта лексика объединена в единое целое.
Наконец
Написанное в тяжелые для Пушкина времена, стихотворение проникнуто жизнерадостностью и верой в окончательную победу света над тьмой. В ней поэт передал грядущим поколениям привет и завещал им свой оптимизм. В произведении «Опять я побывал…» человек изображен в тесной связи с природой, а лирические переживания слиты с философскими и историческими размышлениями.
В 1835 году Пушкин в последний раз посетил Михайловский — на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь побывал я…» — поэтический итог жизни поэта.
Состав . Поэма разделена на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт изображает жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, потому что настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротечности времени, смене и преемственности поколений.
Это стихотворение вобрало в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «вечные» темы : жизнь и смерть, связь природы и человека.
Мировоззренческий смысл поэмы заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто может понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, способен ответить для себя на вопрос о смысле жизни человека, ценить и любить жизнь. .
В финале лирический герой приветствует новые поколения, олицетворением которых является молодая роща («Здравствуй, молодое, незнакомое племя!»). В его словах есть легкая грусть:
…не я
Я увижу твой могучий поздний возраст,
Когда ты перерастешь моих друзей
И ты покроешь их старую голову
Из глаз прохожего.
Но он принимает преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли, ибо таковы законы бытия:
Но пусть мой внук
Услышь твой привет шум когда,
Возвращаясь с дружеской беседы,
Полный веселых и приятных мыслей,
Ты пройдёшь мимо ночи
И он запомнит меня.
Стихотворение «Я посетил опять» было написано Пушкиным в предпоследнюю в его жизни поездку в Михайловское, в сентябре 1835 года. Очередной приезд поэта в деревню был связан с печальным событием — похоронами матери. А через полгода гроб с телом самого Пушкина привезли в родовое поместье к месту последнего пристанища на Святых горах.
Основная тема поэмы
С Михайловским поэтом связаны детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827, пришедшиеся на пору юности. Одиночество, отстранение от привычного образа жизни были для Пушкина болезненными, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысления жизненных установок, взросления, становления личности.
Утешением в ссылке для Пушкина была его няня, под «кропотливым присмотром» которой он чувствовал любящую, сострадательную заботу. Теперь «старухи нет — я не слышу ее тяжелых шагов за стеной». Воспоминания о годах изгнания, грусти от потери близкого человека объясняют мотив грусти, наполняющий первые строки стихотворения.
Тематически работу можно разделить на три части. Вначале поэт предается воспоминаниям о прошедшем времени. Он грустит о няне. Он вспоминает, как «сидел неподвижно и смотрел на озеро», сравнивая его с южным морем, где так счастлив был до недавнего времени.
Увидев у дороги три сосны, он замечает изменения, происшедшие за годы его отсутствия — молодые деревья растут в тени их крон. Мысли поэта возвращаются к сегодняшнему дню, ему посвящена вторая часть. Сегодня Пушкин отец большого семейства, и ему отрадно это знать. В композиции из трех сосен он видит, что одна сосна стоит поодаль от двух других, вокруг нее не растут молодые побеги. Она «как старый холостяк», отмечает поэт.
Третья часть — гимн новой жизни. Поэт освобождается от печали и приветствует «молодое, незнакомое племя». Течение времени принимается им как естественная закономерность жизни. Он принимает изменения, происходящие с ним и окружающим миром.
Структурный анализ стихотворения
Произведение построено так, как записано на бумаге в момент возникновения размышлений. Ощущению непосредственности происходящего служит многоточие в начале и в других местах текста. Как будто поэт выхватил мысль из ряда других и перенес ее на бумагу. Строки не рифмуются, многие слова и образы близки к разговорным формам. Использование в торжественной манере пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, звучащих в произведении.
Искренность и непосредственность поэтического повествования, которое поэт хочет донести до читателя, требует скупого употребления эпитетов. Их в стихотворении немного, но они всегда прикладываются к месту. «Мрачный невод», которым управляет рыбак, создает ассоциацию с образом старца Харона, перевозящего души умерших через Лету. «Зеленая семья» сообщает читателю, что и здесь поэт думает о своей семье.
Стихотворение «Вновь я посетил» — своего рода подведение итогов жизни поэта. Но в отличие от «торжественного» «Я воздвиг себе памятник», здесь Пушкин оценивает свою жизнь не с точки зрения ее значения для общества. Он верит в его ценность для близких и надеется на добрую память о внуке.
Стихотворение «Вновь посетил я…» от 26 сентября 1835 года, но поэт работал над ним несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создано в трудный, переломный период жизни Пушкина. В Михайловское он приехал через десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез подумывал покинуть шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив себя литературному творчеству.
Товар можно отнести к жанру философской лирики. В ней описываются воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыт минувших лет. Стихотворение не разделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.
Сначала автор признает, что молодость прошла и надо подводить первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «Опозоренный дом» , где он жил со своей няней Ариной Родионовной, грустит, что «старушки больше нет» .
Знакомые пейзажи предстают перед лирическим героем. Он видит холм, на вершине которого ему нравилось сидеть и смотреть на голубое озеро внизу. Глядя на его волны, поэт мечтал о счастливых днях, проведенных в море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко выделяет три периода, связанные с Михайловским: детство, отрочество и взрослость.
В третьей части поэмы герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодые побеги у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые впоследствии станут крылатыми: «Здравствуй, молодое, незнакомое племя!» Изображение молодых деревьев служит иллюстрацией неизменного закона жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Раньше под соснами «пусто, голо» , а теперь — «выросла молодая роща» . Со временем она перерастет своих предков. С легкой грустью Пушкин говорит, что свидетелем превращений станет его внук, который будет помнить своего знаменитого предка.
В поэтическом монологе «Опять я побывал…» лирический герой неотделим от автора. Читатель прекрасно понимает, что эти строки отражают самые сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. По мнению поэта, старость естественна и прекрасна, потому что с годами к человеку приходит мудрость.
Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину изобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.
Для своей элегии поэт выбрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифмы. Их отсутствие выдвигает на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда находится в конце строки. Этот ритм создает эффект разговорной речи и размышлений. Также есть ощущение, что монолог может быть прерван в любой момент. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может оборваться в любой момент. Усильте это ощущение многоточия.
Близость к разговорной речи требовала от Пушкина скудного употребления выразительных средств. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда пригодятся: «два года неприметных» , «опальный дом» , «лесистая горка» , «золотые поля» , «неизвестные воды» , «мрачный невод» , «зеленая семья» , «знакомый шум» . Автор легко и непринужденно вкрапляет разговорную лексику ( сб, вечер ) с книжными ( под тенью, мраком, объемлет ) и поэтическими марками ( молодой, голова, золотой, берег ).
В описании сосен сравнения и олицетворения – «их угрюмый товарищ, как старый холостяк» . В этом же эпизоде есть красивая аллитерация : «шум шороха их вершин» . Повторение шипящих звуков воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «Я не слышу ее тяжелых шагов» .
При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил. ..» не было опубликовано. Она была опубликована в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стала академической. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.
- «Капитанская дочка», краткое содержание глав повести Пушкина
- «Погас день», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
Это удивительно для вас. Александр Пушкин
Яковлева Арина Родионовна Годы жизни (1758-1828) Няня А.С. Пушкина Арина (Ирина или Ириня) Родионовна Родионова (Яковлева-Матвеева) родилась в селе Суйде (ныне село Воскресенское) Петербургской губернии. У ее матери Лукерии Кирилловны и отца Родиона Яковлева было 7 детей. Потеряв отца, в десятилетнем возрасте девочка рано познала нужду и труд. Их семью купил прадед поэта Абрама Петровича Ганнибал.
В 1781 году, в возрасте двадцати двух лет, Арина вышла замуж за Федора Матвеева, крепостного из села Кобрина, расположенного в 60 верстах от Петербурга. Деревня принадлежала деду Пушкина Ганнибалу. В 1797 году она была взята в дом Пушкиных няней-кормилицей к сестре Пушкина Ольге Сергеевне, а когда родился Александр Сергеевич, стала его нянькой.
У Арины Родионовны было 4 детей: Мария, Надежда, Егор и Стефан. Она овдовела в 43 года и больше не вышла замуж. Первое лето в жизни поэта он находился под присмотром няни. Она ухаживала за юным Сашей до 7 лет, а потом он перешел на попечение репетиторов и учителей.
Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он видел ее во время своих визитов в село Михайловское в 1817 и 1819 годах.
Арина Родионовна — пример для других, она «чудесный пример духовной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Наконец, теперь она сама стала гением: Арина Родионовна: «добрый гений поэта». Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ.
Литературный талант няни был очень велик. Она «талантливая сказочница, впитавшая в себя все премудрости народной поэзии». Известно, что поэт записал в черновиках семь детских сказок, которые потом почти дословно передал в своих стихах. Арина Родионовна, как говорится в биографиях поэта, заменяла ему и семью, и периодами друзей, и общество. Зимой, сообщают пушкинисты, няня даже печку ему подменяла: «В Михайловском доме морозным зимним вечером только няня любовь его согревает».
Пушкин любил ее родственной, неизменной любовью, и в годы зрелости и славы беседовал с нею целыми часами. В письмах к друзьям из ссылки Михайлов писал, что «няня — мой единственный друг — и с ней одной мне не скучно». С ней поэту было легко и комфортно, она скрашивала его одиночество.
Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры Пушкина Ольги Сергеевны Павлищевой после непродолжительной болезни в возрасте 70 лет. Смерть няни Пушкин воспринял с большой печалью. Живой образ Арины Родионовны поэт хранил в душе своей всю жизнь с чувством глубокой печали, поэт вспоминал свою няню, приехав в Михайловское в 1835 году. Он писал жене: «В Михайловском я нашел все то же, что и раньше, только няни моей нет…»
Затеряна могила Арины Родионовны. Возможно, она похоронена на одном из кладбищ (в частности, на Большеохтинском, потому что есть мемориальная доска с надписью: «На этом кладбище, по преданию, няня поэта А.С. Пушкина Арина Родионовна, умершая в 1828 г. ), похоронен. Могила затеряна в Петербурге, а может быть, в селе Михайловском, где стоит памятник с надписью «Нянька». Стоит с правой стороны могилы поэта». В селе Михайловском также сохранился дом няни. Это рубленый дом из толстых сосновых бревен, с маленькими окнами.
В селе Кобрино, расположенном близ села Суйда, на родине Арины Родионовны (усадьба Ганнибалов в Суйде не сохранилась), открыт Государственный музей, который называется «А.С. Пушкина Арина Родионовна. Это полуразрушенный дом 18 века, чудом сохранившийся до наших дней, но экспонаты музея уникальны.
А.С. Пушкин. няня
Друг моих суровых дней,
Мой дряхлый голубь!
Один в глуши сосновых лесов
Долго-долго ты меня ждал.
Ты под окном своей комнаты
Скорбишь, как часы
И спицы каждую минуту замедляют ход
В твоих морщинистых руках.
Глядя сквозь забытые врата
По черной дальней тропе;
Тоска, предчувствия, заботы
Сжимают грудь все время…
Что заставляет задуматься…
(Стихотворение незакончено)……
«Няня» Александр Пушкин
Друг моих суровых дней,
Мой дряхлый голубь!
Один в глуши сосновых лесов
Долго-долго ты меня ждал.
Ты под окном своей комнаты
Скорбишь, как часы
И спицы каждую минуту замедляют ход
В твоих морщинистых руках.
Глядя сквозь забытые врата
По черной дальней тропе;
Тоска, предчувствия, заботы
Все время сжимают грудь.
Вас это удивляет. . . .
Анализ стихотворения Пушкина «Няня»
В старину воспитанием детей в русских дворянских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно выбирали из крепостных. Именно на их плечи легли ежедневные заботы о барских детишках, которых родители видели не более нескольких минут в день. Так протекало детство поэта Александра Пушкина, который почти сразу после рождения был передан на попечение крепостной Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла очень важную роль в жизни и творчестве поэта. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и легендами, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став старше, Пушкин доверял няне все свои тайны, считая ее своей духовной наперсницей, которая могла утешить, развеселить, дать мудрый совет.
Арина Яковлева была приписана не к конкретному имению, а к роду Пушкиных. Поэтому, когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором жила крестьянка, они взяли ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году его сослали в родовое имение, где он провел почти два года. И Арина Родионовна в этот трудный период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няня», в котором выразил благодарность этой мудрой и терпеливой женщине за все, что они пережили вместе. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине вполне фамильярно, но в то же время очень уважительно, называя ее «другом моих суровых дней» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами скрывается огромная нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. . Он знает, что эта женщина духовно ему гораздо ближе, чем родная мать, и понимает, что Арина Родионовна переживает за своего воспитанника, в котором она души не чает.
«Одна в глуши сосновых лесов давно, ты давно меня ждешь», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина все еще беспокоится о том, как сложится его судьба. С помощью простых и емких фраз поэт рисует образ пожилой женщины, главной жизненной заботой которой остается благополучие «молодого господина», которого она все еще считает ребенком. Поэтому Пушкин замечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят грудь твою все время». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна, ожидая, когда на дороге появится почтовая карета, в которой он прибудет в родовое поместье. «И спицы в твоих морщинистых руках каждую минуту задерживаются», — отмечает поэт.
Но в то же время Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии навещать Михайловский так часто, как хотелось бы его старой няне. Поэтому, стараясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «Вам кажется…» . Последняя его встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин проезжал через Михайловский и даже толком не успел поговорить с няней. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть сильно потрясла поэта, впоследствии признавшегося, что потерял самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, но ее могила считается утерянной.
С детства маленький Сашенька — будущий великий русский поэт А.С. Пушкина — воспитывалась под присмотром няни Арины Родионовны. Родители мало времени уделяли воспитанию детей, возложив все свои заботы на плечи простой крестьянки. Именно няня ухаживала за Сашенькой, гуляла с ним, рассказывала сказки, пела колыбельные, укладывая спать. Благодаря ее поговоркам и легендам Саша с ранних лет познакомился с народным творчеством, что впоследствии оказало огромное влияние на его творчество. Именно ей он посвящал строки очарования и благодарности в своих стихах.
Полный текст стихотворения няне Пушкиной
Друг моих суровых дней,
Мой дряхлый голубь!
Один в глуши сосновых лесов
Долго-долго ты меня ждал.
Ты под окном своей комнаты
Скорбишь, как часы
И спицы каждую минуту замедляют ход
В твоих морщинистых руках.
Глядя сквозь забытые врата
По черной дальней тропе;
Тоска, предчувствия, заботы
Они постоянно сжимают твою грудь.
Вас это удивляет. . .
(А. С. Пушкин «Няня» 1826)
Арина Родионовна родилась в 1758 году в многодетной семье крепостных, воспитывавшей семерых детей. Ей пришлось познать голодное, безрадостное детство, нищету крестьянской жизни. Девушка попросила присмотреть за детьми своих хозяев. Ее взяли няней в семью Пушкиных к дочери Ольге. После рождения Саши она начинает присматривать за обоими детьми. Все свои заботы, всю ласку и любовь простого крестьянского сердца она возложила на алтарь воспитания детей. Няня постоянно находится рядом с детьми, сопровождает их в поездках из Михайловского в Санкт-Петербург, где они проводят каждую зиму.
Арина очень привязалась к мальчику, полюбила его всем сердцем. Всю нежность, теплоту и щедрость она отдавала своему «ангелу», что не могло не вызвать ответного чувства благодарности. Няня стала для будущего поэта всем: другом, ангелом-хранителем, музой. Александр Сергеевич доверял ей свои мысли и мечты, делился тайнами, искал у нее утешения. Все, что он не смог получить от родителей, он нашел у своей «матери».
После поступления на службу встречи подросшего Александра с няней стали редкими; молодой человек не мог часто бывать в Михайловском. Лишь в 1824 году Александр Сергеевич, приехав в имение ссыльным, вновь попадает в заботливые нежные руки. Осенью 1824 года в письмах к брату он делится своими впечатлениями от народных песен, сказок, поговорок, которыми щедро одаривает его веселая, добрая сказительница-няня. Он признается, что восполняет ими упущения своего «проклятого воспитания». «Какое очарование эти сказки! Каждый — стихотворение!» — с восхищением восклицает поэт.
Пушкин также проявляет к ней особую теплоту и трепетное уважение. «Друг моих суровых дней, мой дряхлый голубь!» За этой легкой иронией в обращении к няне кроется безмерная благодарность за пережитые вместе испытания и тихая грусть.
Полностью озвученное стихотворение «Няня»
В дальнейшем с любовью и нежностью он воспроизводит ее образ в своих произведениях: няни Татьяны в «Евгении Онегине» и Дубровского в одноименной повести; прототипы матери Ксении из «Бориса Годунова» и царевны из «Русалки». Он не скрывает, что на написание этих образов его подвигла преданность и мудрость няни, нежной няни Арины.
В последний раз Пушкин видел свою няню осенью 1827 года, но поговорить толком не успел. Летом 1828 года его «матери» не стало. Потрясенный смертью няни, он признается, что потерял самого надежного, честного и верного друга. Александр относился к ней с уважением и чувством огромной благодарности.
Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с юных лет. Зная, какую роль она сыграла в жизни великого русского поэта, невозможно без волнения читать стих «Няня» Александра Сергеевича Пушкина. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.
Поэма написана поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда он был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло «примирение» между поэтом и Николаем I, обещавшим ему свое покровительство, хотя Пушкин и не скрывал от него своих симпатий к декабристам.
Текст поэмы Пушкина «Няня» разделен на 4 части. Сначала поэт дружелюбно обращается к своей няне, которая была с ним не только все его детство, но и во время его двухлетней ссылки в Михайловском. Мое обращение «Дряхлая голубка» можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает няню. Она для него не только кормилица, она друг суровых дней, гораздо ближе духовно, чем мать.
В третьей части стихотворения, действие которой сейчас происходит на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается в отчий дом. Образ мудрой и доброй няни бесконечно умиляет его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна скорбит перед окном своей комнаты и ждет, ждет барина, за которого он очень переживает, напряженно вглядываясь вдаль. В последних строках поэт подчеркивает, что не может часто бывать у Михайловского и навещать няню. Он вырос, у него другая жизнь, другие заботы и стремления.
Выучить это лирическое произведение совсем несложно. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.
Друг моих суровых дней,
Мой дряхлый голубь!
Один в глуши сосновых лесов
Долго-долго ты меня ждал.
Ты под окном своей комнаты
Скорбишь, как часы
И спицы каждую минуту замедляют ход
В твоих морщинистых руках.
Глядя сквозь забытые ворота
К черной дальней тропе:
Тоска, предчувствия, заботы
Все время сдавливают грудь.
Это заставляет задуматься…
Анализ стихотворения Пушкина «Няня»
Имя простой крестьянки Арины Родионовны стало известным и даже нарицательным благодаря великому поэту. Она была первым учителем юного поэта, познакомила его с удивительным миром народных легенд и преданий. Благодаря няне Пушкин впервые ощутил всю красоту и живость русского народного языка, его богатство и разнообразие. Учеба в Царскосельском лицее и последующая бурная жизнь отдалили поэта от его первого учителя. Он мог лишь изредка навещать ее. Ссылка поэта на с. Михайловское, просуществовавшее около двух лет, снова позволило Пушкину постоянно общаться с Ариной Родионовной. Он доверял ей свои самые заветные мечты и поэтические идеи. В 1826 году поэт создал поэму «Няня», посвященную самой преданной ему женщине.
Пушкин относился к Арине Родионовне не только как к учителю, он испытывал к ней почтительную любовь и уважение. С первых строк он обращается к няне со словами «подружка» и «голубка». Это не просто знакомство с крестьянкой, так поэт выражает нежность своих чувств. В жизни Пушкина было немало людей, радикально изменивших свое отношение к нему после царской опалы. Арина Родионовна была одной из немногих, кто остался верен поэту до конца. В глуши села она верно ждала своего любимого воспитанника.
Уставший от бесконечных насмешек высшего света и преследований цензуры, Пушкин всегда мог в своих воспоминаниях обратиться к образу любимой старухи. Он представляет ее сидящей у окна с таким же вязанием. Смутные «тоска», «предчувствия» связаны с переживаниями за судьбу поэта, навсегда оставшегося для нее маленьким мальчиком.
Пушкин отмечал, что ссылка в Михайловское стала для него не только наказанием, но и отдыхом от городской суеты.