Пушкин кавказский пленник идея: «Кавказский пленник» — анализ произведения Пушкина

«Кавказский пленник» — анализ произведения Пушкина

Произведение «Кавказский пленник» Пушкина было написано в 1821 году. Для его создания поэту потребовалось около двух лет. Поэма имеет романтическую наклонность, она оказалась второй по счету, написанной знаменитым по всему миру автором. Чтобы лучше понять основную идею произведения, проведем краткий анализ поэмы «Кавказский пленник».

Анализ жанра «Кавказский пленник»

При помощи великих стихов Пушкин попытался изобразить настоящего романтика — да, герой должен был быть похожим на самого автора. Поэт пытался показать, что наслаждения в жизни не самое важное, главное позаботиться о душе и не дать ей преждевременно состариться.

Также Пушкин стремился в стихах нарисовать прекрасную природу Кавказа, быт и повседневную жизнь черкесов, и ему это отлично удалось. В произведении «Кавказский пленник», анализ которого мы проводим, постоянно воспевается великолепная природа и подчеркивается существующая обыденность.

Образ главного героя дался Пушкину непросто. Он стремился описать сильно уставшего человека, который был равнодушен ко всем плотским радостям и который безуспешно потерял любовь. Пленник испытывает огромную жажду к свободе, страдает от неразделенного чувства и несправедливого обвинения. Автор стремился включить в образ главного героя противоречивые качества, показать всю сложность и многогранность его натуры.

Прекрасная дама в произведении Пушкина «Кавказский пленник» завораживает своей красотой и неприступностью. Сначала она жалеет несчастного, а затем у нее появляются более глубокие чувства, она уже готова сделать для пленника все, даже помочь бежать. Ну а когда девушка узнает, что ей никогда не ощутить ответных чувств своего избранника, гордость берет свое и она уходит. Однако перед этим красавица помогает устроить побег герою и ищет смерти, чтобы не стоять на дороге мужчины, пренебрегшего ее чувствами. Анализ поэмы «Кавказский пленник» это подтверждает.

Оба представляют собственное счастье по-разному. Пленник уже давно был несчастлив и невыразимо страдал, поэтому и отправился на Кавказ. А черкешенка считает смыслом жизни именно любовь, она не в состоянии жить без чувств.

Главный герой «Кавказский пленник» произведения Пушкина

Сам Пушкин попытался встать на место главного героя, ведь ему пришлось столкнуться с несправедливыми обвинениями, изгнанием и клеветой. Начало произведения показывает читателям происходящее со стороны лирического персонажа. Также немаловажно и стоит принять во внимание, особенно, если вы проводите анализ поэмы «Кавказский пленник», как ярко описывается красота природы, представляется повседневная жизнь, и весьма интересны рассуждения автора о разных характерах героев.

Первая часть произведения «Кавказский пленник» описывает взятие в плен русского, его существование в незнакомой обстановке и общение с черкешенкой. Во второй части позиционируется объяснение влюбленной девушки и несчастного пленника. Прекрасная дама не находит ответных чувств, помогает совершить побег и отправляется топиться в реку, чтобы больше не ощущать безответной любви.

Неразделенная любовь показывает всю романтичность героев, свободу и своеволие. Черкешенке предстоит по настоянию семейства отправиться в незнакомый аул и стать женой ненавистного человека. Черкесы не в состоянии спокойно спать по ночам, со страхом ожидая нападения русского народа. В этой истории никто не свободен.

Другие детали анализа поэмы «Кавказский пленник» Пушкина

Автор позиционировал образ пленника как слабого человека, но всегда считал свою поэму достойной. В произведении постоянно встречаются романтические фразы, которые притягивают взгляд и заставляют представлять себе быт и жизнь горцев, красоту природы и пейзажей, проникать в самую сущность героев, понимать их внутреннее состояние. Также можно встретить множество эпических сравнений, связанных с природой, состоянием души героев и описанием их внешности, что делает произведение необыкновенно притягательным.


В этой статье был представлен лишь краткий анализ поэмы «Кавказский пленник», рекомендуем вам к прочтению полную версию данного произведения. Также вас может заинтересовать по теме:

  • Краткое содержание «Кавказский пленник»
  • Биография Александра Пушкина

Теги: 

анализ

книги

«Кавказский пленник». Анализ поэмы Пушкина

Содержание:

Влияние Байрона в «Кавказском пленнике»

Герой «Кавказского пленника»

Влияние Шатобриана в «Кавказском пленнике»

Отзывы критики о «Кавказском пленнике»

Влияние Байрона в «Кавказском пленнике»

В 1821 году Пушкин окончил поэму «Кавказский пленник».

Образ «Кавказского Пленника» складывался у Пушкина, очевидно, тогда, когда он еще ехал на юг «в ссылку». Кавказ, куда он приехал с Раевскими, подсказал для его картины фон; знакомство с Байроном (в семье Раевских) наложило на готовый образ несколько неверных, чуждых ему черт. Когда поэма была написана, настроения Пушкина уже далеко разошлись с нею: оттого она ему самому по окончании не понравилась.

На этом произведении, как и на всём пушкинском творчестве периода южной ссылки, лежит заметная печать байронизма. Однако чисто байроновского здесь очень немного. В «Кавказском пленнике» нет ничего «мрачного, богатырского, сильного» (такими словами определил сущность байронизма в одном письме сам Пушкин). Здесь нет и следа энергии байроновских героев: Байрон и его персонажи никогда «под бурей» не поникали «томною главой» – бури действовали на них возбуждающе. Между тем, в словах «посвящения» к «Кавказскому пленнику»: «Когда я погибал безвинный, безотрадный» слышится жалоба, чуждая байроновской поэзии…

Далее Пушкин говорит о желанном успокоении на лоне дружбы:

 

…друг друга мы любили
И бури надо мной свирепость утомили
Я в мирной пристани богов благословил.

 

Байрон, в период расцвета своего творчества, никогда бы не благословил «мирной пристани». Он был, по его собственному признанию, «врагом покоя»: он жаждал борьбы, гонения судьбы ему были нужны, так как они воспламеняли его энергию.

 

Герой «Кавказского пленника»

Все поведение героя «Кавказского пленника» с начала его прибытия на Кавказ до бегства оттуда подтверждает его собственное признание, что он «вянет жертвою страстей», «без упованья, без желаний». Он живет прошлым, слушая черкешенку.

 

Он забывался: в нем теснились
Воспоминанья прошлых дней.

 

Слезы катятся из его глаз, так как на родине осталось то существо, в которое он был безнадежно влюблен. От этой неудачной любви кавказский пленник «гаснет, как пламень дымный». Он хочет умереть «забытым, одиноким», «с воспоминаниями, грустью и слезами».

Итак, герой этой поэмы Пушкина – юноша, только «напустивший» на себя душевный холод, но на деле сохранивший и теплые чувства, и надежды. Он тесно связан с прошлым. «Грусть», «слезы», «мечты» все это знакомо ему; покоя они жаждет, а борьбы страшится

Стоит сравнить этот образ с тем, который вырисовывается из элегий: «Погасло дневное светило», «Я пережил своя желанья» – и мы убедимся, что герой «Кавказского пленника» есть отражение личности самого поэта, которого коснулась своим серым крылом «мировая скорбь». Это – юноша, покинутый ветреными друзьями шумной юности, юноша, еще привязанный к воспоминаниям прошлого, и потому тоскующий, юноша, у которого мягкое сердце, но мало энергии, который легко изнемогает в борьбе, но легко и ободряется.

В образе героя «Кавказского пленника» нет ничего схожего с героями Байрона. Если есть в нем черты байронизма, то они искусственно привязаны к его облику. «Грозное страдание», «бурная жизнь», т. е. те «богатырские», сильные черты, которые казались Пушкину характерными для поэзии Байрона, совсем не вяжутся с образом пленника. Таким же неудачным наслоением «байронизма» в поэме оказалась любовь к «свободе»… С призраком свободы (и чтобы позабыть неудачную любовь?) он едет на Кавказ… Зачем? Чтобы убивать горцев? Но при чем же тогда «призрак свободы»? Может быть, герой Пушкина хотел «опроститься», жить с горцами и делить с этими «свободными» сынами их радости и печали? Но тогда зачем бежать от них? и куда бежать?

«Гордое, одинокое страдание» тоже байроническая черта, которую мы находим и у пушкинского героя,

 

Таил в молчаньи он глубоком
Движенья сердца своего
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.

 

Но и эта черта недолго удержалась за ним: у него и слезы градом льются; в порыве восторга он даже «вопит». .. Таким образом, Байрон не имел глубокого влияния на создание героя «Кавказского Пленника». Если Пушкин и увлекался в это время произведениями британского поэта, то увлечение это не поработило его. Он оставался самим собою. Он был чужд байроновской энергии, далек от гордости и титанического «эготизма».

 

Влияние Шатобриана в «Кавказском пленнике»

Гораздо ближе и герои этой поэмы Пушкина, и сам он подходят к Шатобриану. Этого французского писателя Пушкин знал еще до Байрона, и помнил его тогда, когда давно уже перестал говорить о Байроне. Незадолго до смерти, в 1837 г., он называет Шатобриана «первым из современных писателей, учителем всего пишущего поколения». Герой Шатобриана Рене – совершенный «Кавказский Пленник»: он не возмущается, не ненавидит, не мстит. Он жалуется, тоскует, так как он жертва, а не боец. Глубокая меланхолия – вот, чувство, которым живет Рене. Он юноша «без силы и добродетели» («sans force et sans vertu»), бросивший родину вследствие несчастной любви. С его безмерным эгоизмом ему нет места среди цивилизованных людей. Рене бежит к дикарям, но тоска и грусть следуют за ним по пятам. Теплая, самоотверженная любовь дикарки не вытесняет из его сердца дум о женщине, которая осталась на родине.

Героини повестей Шатобриана «Рене» и «Атала» весьма напоминают черкешенку из «Кавказского Пленника». Атала, тоже влюбленная в пленника, является к нему ночью, и с тех пор постоянно ходит к юноше тайком, ведет с ним долгие беседы о любви. Потом она освобождает его из плена и умирает в борьбе со своею любовью. Другая героиня Шатобриана, Селюта, отдавшая Рене всю жизнь, слышит от него признание, что сердце его занято мыслью о другой женщине. Потеряв Рене, Селюта бросается в реку.

Таким образом, говоря о настроениях «мировой скорби», которые овладели творчеством Пушкина во время ссылки, надо признать, что он одинаково увлекался и Шатобрианом, и Байроном, хотя влияние первого было более сильным и органичным, так как больше коренилось в свойствах души Пушкина.

 

Отзывы критики о «Кавказском пленнике»

Сам Пушкин очень строго отнесся к своей поэме вскоре после её окончания. Он говорит в одном письме, что пытался создать в поэме «характерный тип» своего времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века». (Элегия: «Я пережил свои желания», написанная через два дня после окончания «Кавказского пленника», прекрасно рисует это настроение.) Но Пушкин признавал, что нарисовать этот «характер» ему не удалось. Тем не менее, он любил свою поэму, так как в ней были «стихи его сердца».

Критика не была так разборчива, как сам автор. Если недостатки характера героя «Кавказского пленника» и были замечены некоторыми критиками, то они превознесли умение поэта рисовать картины кавказской природы, этот «местный колорит», который в этом произведении был введен, как сильный художественный прием…

Кроме того, критика совершенно справедливо оценила большую содержательность «Кавказского пленника» сравнительно с «Русланом и Людмилой». Здесь была усмотрена психологическая попытка раскрыть душу «героя времени». Здесь были и настроения более глубокие: «трогательное уныние, более чувства, более силы, более возвышенной поэзии», как выразился один критик.

Единодушным хором критика признала, что на поэме сказалось влияние Байрона. П. Вяземский указал на Чайльд-Гарольда, как на образец для пушкинской поэмы. Характеры пушкинских героев показались русским критикам «чужеземцами-эмигрантами, переселившимися из байронова мира». На разные лады русская критика повторяла мнения о «байронизме» Пушкина, и еще в 1840-х годах Н. Полевой утверждал, что «Байрон возобладал совершенно над поэтическою душою Пушкина, и это владычество на много времени лишило нашего поэта собственных его вдохновений». «Кавказский Пленник», по его мнению, был «решительным сколком с того лица, которое в исполинских чертах, грозным привидением пролетело в поэзии Байрона». Эти категорические утверждения упрочили в истории русской литературы ходячее мнение о «байронизме» Пушкина.

Тщетно некоторые критики указывали на несходство Пушкина и Байрона, на самостоятельность русского гения (Булгарин, Фарнгаген фон-Энзе, Надеждин, Белинский, Чернышевский, Катков, Добролюбов). Мнение о подчиненности тогдашнего Пушкина Байрону, неверное вследствие своей односторонности, отчасти дожило до наших дней.

 

На нашем сайте вы можете также прочитать краткое содержание и полный текст поэмы «Кавказский пленник».

 

Русский радикал Байрон: переосмысление «декабриста Пушкина» | Сравнительная литература

Пропустить пункт назначения

Исследовательская статья| 01 марта 2022 г.

Эмили Ван

Сравнительная литература (2022) 74 (1): 73–98.

https://doi.org/10.1215/00104124-9434524

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Разрешения

  • Поиск по сайту

Цитата

Эмили Ван; Русский радикал Байрон: переосмысление «декабриста Пушкина». Сравнительная литература 1 марта 2022 г.; 74 (1): 73–98. doi: https://doi.org/10.1215/00104124-9434524

Скачать файл цитаты:

  • Zotero
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Документы
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Abstract

Репутация лорда Байрона в литературном воображении России может удивить тех, кто помнит его не только как многогранного поэта или политического обозревателя, но и как сексуального распутника. После своей смерти в Греции буйный Байрон стал олицетворять как свободу, так и романтизм в России, особенно для поэтов, которые стали ассоциироваться с восстанием декабристов, неудавшейся попыткой либеральной знати реформировать абсолютистское государство путем военного переворота в 1825 году.

Возможно, что еще более важно, Байрон также стал отождествляться с главным кандидатом на роль национального поэта России: Александром Пушкиным. Несмотря на то, что о «байроническом ученичестве» Пушкина написано много, в этой статье основное внимание уделяется тому, как ответы Пушкина английскому поэту привели его к отходу — и даже к конфликту — с специфически политической версией байронизма, продвигаемой его современниками. В частности, анализируется русский поэтический отклик на смерть Байрона, в том числе произведения Пушкина, Ивана Козлова, Вильгельма Кюхельбекера, Кондратия Рылеева и Дмитрия Веневитнова. Также рассматривается пушкинское «К морю» (1824), анализируется развернутая полемика с князем Петром Вяземским о политическом наследии Байрона, начало которой положено этим стихотворением.

Пушкин, Байрон, Декабристы, Россия, русская поэзия.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Реклама

Пушкин 200 — Пушкинское литературное общество

В этом (1999) году исполняется 200 лет со дня рождения Александра Пушкина, величайшего поэта России. Пушкин родился в Москве 6 июня 179 г.9. Его поэзия стала частью русского языка и духовной жизни русского народа и занимает особое место в каждом русском сердце. Александр Пушкин создал язык современной русской литературы. Он освободил русскую письменность от ограничений традиции и установил новые литературные стандарты для писателей и поэтов. Его предпочтение сюжетам из истории и фольклора вдохнуло новую жизнь в русскую литературу и создало лирику непревзойденной красоты.

Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода; его мать была внучкой Абрама Ганнибала, абиссинского принца, купленного в качестве раба в Константинополе и усыновленного Петром Великим, чьим товарищем по оружию он стал. В раннем детстве Пушкин проводил лето в подмосковном имении бабушки. Он разговаривал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитому ребенку с богатым воображением. Он много читал в библиотеке своего отца и черпал вдохновение от литературных гостей, которые приходили в дом.

В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный Императорский лицей в Царском Селе. В лицее он начал свое первое законченное крупное произведение — романтическую поэму «Руслан и Людмила» (1820 г.) с использованием русского фольклора.

В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописи, он сделал себя выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года, неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии. .

За эти политические стихи Пушкин был выслан из Петербурга в мае 1820 г. и путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым. Полученные впечатления послужили материалом для его романтических повествовательных поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Пушкина превозносили как ведущего русского поэта того времени и как лидера романтического, свободолюбивого поколения. В мае 1823 года он начал работу над своим центральным шедевром, романом в стихах «Евгений Онегин», над которым продолжал работать с перерывами до 1831 года.

«Евгений Онегин» разворачивает панорамную картину русской жизни. Персонажи, которые он изображает и увековечивает, типично русские и показаны в связи с социальными и экологическими силами, которые их формируют.

Пушкин тем временем был переведен сначала в Кишинев, а затем в Одессу (1823-24). В Кишиневе, отдаленном форпосте в Молдавии, он много времени уделял писательству, хотя и погрузился в жизнь общества, занимавшегося любовными интригами, пьянками, играми и дрался на нескольких дуэлях. В конце концов это привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.

Хотя два года в Михайловском были несчастливы для Пушкина, они должны были оказаться одним из самых продуктивных его периодов. В одиночестве и изоляции он приступил к тщательному изучению русской истории; он познакомился с крестьянами в поместье и заинтересовался записью сказок и песен. В этот период все более отчетливо проявляются специфически русские черты его поэзии. В Михайловском он написал поэму «Граф Нулин» на мотивы дворянской жизни и одно из главных своих произведений — историческую трагедию «Борис Годунов».

После подавления восстания декабристов 1825 г. новый царь Николай I, зная об огромной популярности Пушкина, разрешил ему вернуться в Москву осенью 1826 г. Пушкин видел, однако, что без поддержки народа борьба против самодержавия был обречен.

В «Медном всаднике» Пушкин ставит проблему «маленького человека», чье счастье разрушает великий вождь в погоне за честолюбием. Пушкин оказался в неловком и завистливом положении. Царская цензура оказалась еще более строгой, чем цензура официальная, и его личная свобода была урезана. Тоска его душевной изоляции в это время отражена в цикле стихов о поэте и черни (1827-30) и в неоконченной поэме «Египетские ночи». Между тем именно в этот период гений Пушкина достиг своего полного расцвета. Его искусство приобрело новые масштабы, и почти каждое произведение, написанное между 1829 г.а 1836 год открыл новую главу в истории русской литературы.

В 1831 году Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой, поселился в Петербурге и получил заказ на написание истории Петра Великого. Между тем и в домашних делах, и в служебных обязанностях жизнь его становилась все невыносимее. В придворных кругах к нему относились с растущим подозрением и негодованием, и все его неоднократные ходатайства о разрешении оставить свой пост, удалиться в деревню и полностью посвятить себя литературе были отклонены. Наконец, в 1837 году Пушкин был смертельно ранен, защищая честь жены на дуэли, навязанной ему влиятельными врагами.

——————-

WWW.PUSHKIN.ORG.AU

www.pushkin.org.au  — веб-сайт на Интернет, посвященный жизни и творчеству Александра Пушкина.

www.pushkin.org.au  предназначен для создания базы данных с полным собранием произведений Александра Пушкина и всесторонней коллекцией статей по теме, включая подборку произведений искусства и музыки, вдохновленных произведениями Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *