Против чего были направлены 95 тезисов мартина лютера против: 95 тезисов против индульгенций — РОСХВЕ

95 тезисов против индульгенций — РОСХВЕ

31 октября 1517 скромный 34-летний профессор богословия Мартин Лютер прибил к дверям замковой церкви в провинциальном Германском городе Виттенберге «95 тезисов против индульгенций». Тезисы были написаны на латыни и предназначались для богословского диспута (о чем и говорит их преамбула). Тем не менее, они буквально взорвали сначала Германию, а потом и всю Европу. Произошедшая в результате Реформация и создала тот мир, в котором мы сейчас (точнее, пока еще) живем. А какую реакцию эти тезисы вызывают сейчас?

Тезисы Лютера

Во имя любви к истине и стремления разъяснить её, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечёт всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остаётся до тех пор, пока остаётся ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он даёт отпущение только в определённых ему случаях.

Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключён пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определённо посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несёт с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверены и спокойны о своём блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно даётся наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своём диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством даёт душам [в Чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой, и мёртвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее учёных богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, даёт повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своём доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций — дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, — при продаже отпущений — благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св.

Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, — даже если необходимо продать храм св. Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции — ничтожнейшее благо — славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие — высшее благо — надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.

56. Сокровища Церкви, откуда папа раздаёт индульгенции — и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.

59. «Сокровища Церкви, — сказал св. Лаврентий — это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определённых ему случаях достаточно власти папы.

62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но ещё более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума.

76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что св. Пётр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.

78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже учёным людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из Чистилища?

84. Или: В чём состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мёртвые, до сих пор ещё оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они ещё в силе и живы?

86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!», — а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!», — а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

 

Буржуазная революция началась с Мартина Лютера — VIKENT.RU на vc.ru

«Буржуазная революция № 1» (а стало быть, и вся эпоха ранних буржуазных революций) началась с события, происшедшего в Виттенберге в 1517 году: 31 октября Лютер обнародовал свои исторические 95 тезисов, направленные против торговли индульгенциями.

26 просмотров

1 Лютер в Эрфурте, на котором изображен Мартин Лютер, открывающий доктрину sola fide (только верой). Картина Джозефа Ноэля Патона, 1861 год. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Luther_at_Erfurt_-_Justification_by_Faith.jpg

Продажа индульгенций давно уже служила предметом возмущения и рассматривалась как последнее, ослепительное выражение кризиса церкви. Немецкая литература начала XVI века точно схватывала моральные и юридически-правовые несообразности, к которым вела торговля «священным товаром»: возможность искупать преступление без раскаяния, оплачивать преступление новым преступлением, грешить в долг и покупать право на будущий проступок и т. п.

Исключительная проницательность Лютера состояла в том, что он ощутил эту историческую подоплеку индульгенций. Феномен денег и рыночной купли-продажи послужил ему лишь поводом для постановки вопроса о церковном посредничестве вообще, о всех формах обмена, откупа, сделки с богом, санкционированных церковной доктриной и обеспечивших само существование церкви как цинично-торгашеского феодального института.

«Разрешительная грамота» в качестве товара имела, таким образом, долгую предысторию. Она лишь увенчивала многоступенчатую практику церковных поборов. Основным же религиозным мотивом, который эксплуатировали продавцы индульгенций, по-прежнему оставался страх перед чистилищем, насаждавшийся папской церковью с момента ее первых посягательств на мирское господство.

2 Католическая продажа индульгенций, показанная в вопросе монетному двору, гравюра на дереве Йорга Бреу Старшего из Аугсбурга, около 1530 года https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Jeorg_Breu_Elder_A_Question_to_a_Mintmaker_c1500.png

Это-то существенное обстоятельство и разглядел Мартин Лютер. В своих «Тезисах» он не просто нападал на «торгашескую низость» римской курии — он ставил под вопрос само право церкви на назначение искупительных страданий и жертв.

Некоторые факты биографии

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года. Родители реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. Его отец Ганс Лютер-старший в течение двадцати лет он проделывает аскетически трудный путь «честного обогащения». В начале XVI века — это типичный позднесредневековый предприниматель, состоятельный мансфельдский бюргер в первом поколении, который участвует в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен. В 1509 году он выбивается в горные мастера, а в 1525-м завещает своей семье 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом.

3 Портреты Ганса и Маргареты Лютер работы Лукаса Кранаха Старшего, 1527 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Hans_and_Margarethe_Luther%2C_by_Lucas_Cranach_the_Elder.jpg

Дело свое Ганс Лютер считает неблагодатным и потомкам не завещает; сына Мартина — надежду семьи — в мечтах видит юристом и княжеским советником. В 1537 году в одной из «застольных речей» Лютер так говорил о своем детстве и отрочестве:

«Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. За один-единственный орех, на который я как-то позарился, мать выпорола меня до крови. Этим суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь. Хотя они искренне полагали, что делают мне хорошо, я был застращен ими до робости»

В июле 1505 года Лютер «оставляет мир». Он выбирает монастырь августинцев — известный особой строгостью уставов. […] Непосредственный результат этих аскетических усилий был, однако, плачевным. Что ни делал над собой Лютер, сознание богооставленности не покидало его.

В конце 1512 года Лютера , уединившись в своей келье, которая находилась в башне виттенбергского Черного монастыря, Лютер работал над составлением «аргументов» (комментариев) к латинскому тексту Псалмов.

«Неожиданно взгляд его задержался на давно известном месте, которое теперь подействовало на него, „как удар кулака“: in justitia tea libera me (в справедливости твоей освободи меня). Он привык, встречая этот оборот в Псалмах и Посланиях Павла, думать о судейской справедливости Бога, напоминавшей ему о его недостойности и повергавшей в ужас… Теперь вдруг у него возникло смутное чувство, что понятие это в языке Библии имеет, возможно, совсем иной смысл, чем в языке философствующих теологов. Ему захотелось немедля добиться ясности. Он обратился поэтому к известному месту из Послания к Римлянам (I, 16-17), где Евангелие определяется как спасительная сила для всех, кто, веря, принимает его. Здесь утверждалось, что справедливость Божья открывается от веры в веру».

Монастырь, эта цитадель католической сакральной практики, основное предприятие по выработке избыточных христианских заслуг«, начинает осознаваться Лютером как место совершенно пустопорожних занятий. Поначалу эта мысль пугает его, и он пытается отделаться от нее с помощью причудливых интеллектуальных конструкций (монастырь необходим для осознания лжи монастыря; монастырь есть место, наиболее презираемое миром, а потому привилегированное поприще для терпения, которого бог требует от христианина). Однако уже в 1515-1516 годах Лютер (правда, еще не в проповедях, а в рукописных заметках) ставит под сомнение самые основы монашески-аскетического благочестия.

4 Лютер как монах, с пострижением https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Lucas_Cranach_the_Elder_-Martin_Luther%2C_Bust_in_Three-Quarter_View-_Google_Art_Project.jpg

Размышление над настроениями виттенбергских прихожан, личное ознакомление с совершенно нехристианским бытом Ватикана (Лютер посетил Рим в 1511 году), изучение неприглядной оборотной стороны церковного хозяйствования во время так называемых викарских поездок по району Мейсена и Тюрингии — все это, соединяясь с глубинным, метафизическим недовольством, должно было обеспечить быстрое формирование оппозиционного воззрения.

Лютер победил рабство по набожности

Лютер был противником ренессансного возвеличения человека, осуждал его как недопустимое «обоготворение твари», однако Лессинг, Гегель и Гейне не ошибались, когда утверждали, что лютеровское учение пробудило в немецком народе интерес к самой проблематике человеческого достоинства. Лютер приходит к выводу, что рациональные доказательства существования бога либо ничего не доказывают, либо утверждают бытие такого божества, которое несовместимо с религией откровения. Как бы ни усердствовали схоластики, они не смогут вывести из природы и «естественного разума» ничего более содержательного, чем безличный и абстрактный бог Аристотеля, в которого, по строгому счету, просто нельзя верить

«Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека».

5 «Лютер перед вормской диетой» Антона фон Вернера (1843-1915) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Luther_at_the_Diet_of_Worms.jpg

Трагическая противоречивость — такова, пожалуй, главная тема в характеристиках Лютера, которые оставили основоположники марксизма. Они высоко оценивали Лютера как инициатора немецкой реформации — «буржуазной революции № 1», открывшей длительный цикл антифеодальных преобразований в Европе; вместе с тем они не останавливались перед суровым осуждением его конкретных политических решений.

Рассматривая поведение Лютера в период Крестьянской войны в Германии, Ф. Энгельс не щадил великого немца и бичевал его больнее, чем самые рьяные католические противники лютеровской реформации. Резкое осуждение Лютера не мешало Энгельсу подчеркивать эпохальное значение его дела. Во «Введении» к «Диалектике природы», написанном уже после работы «Крестьянская война в Германии», Энгельс отнес Лютера к историческим деятелям, которых вызвал к жизни

«Величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли страсти и характеру».

Фигура реформатора отмечена ренессансным величием; Энгельс ставит его в один ряд с Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером и Никколо Макиавелли. В открытии Коперника Энгельс видит «революционный акт», которым изучение природы «как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы»

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Бесспорно, эта жизнь удалась. Рядом с Католической Европой выросла Протестантская Европа, где верующие в Христа общаются с ним напрямую — без посредства священников — и читают Священное Писание на своём родном языке, вольно толкуя его вечные сюжеты. Печатный станок спас Лютера от гибели и забвения: его листовки гуляли по всей Европе наравне с энцикликами папы и декретами светских властей.

Просвещённые европейцы с изумлением поняли: вдохновенный одиночка может успешно противостоять всемогущей и вечной Церкви!»

Этот и еще 53 материала VIKENT.RU по теме Внедрение инноваций

2) Видео: СОЦИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИННОВАЦИИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ. ..

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех…

Источники

  • Мартин Лютер на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/761/
  • Время и дело Мартина Лютера https://scepsis.net/library/id_2638.html

95 тезисов Мартина Лютера



!>


















Из любви к истине и из желания разъяснить ее, преподобный отец Мартин Лютер, магистр искусств и священного богословия и рядовой лектор по ней в Виттенберге, намеревается защищать следующие утверждения и оспаривать их в этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и спорить с ним устно, делали это в их отсутствие письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.
  1. Когда наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь» (Мф 4:17), Он пожелал, чтобы вся жизнь верующих была одной из раскаяние.
  2. Это слово нельзя понимать как относящееся к таинству покаяния, то есть исповеди и удовлетворения, как в ведении духовенства.
  3. Но это не означает исключительно внутреннее раскаяние; такое внутреннее раскаяние ничего не стоит, если оно не производит различных внешних умерщвление плоти.
  4. Наказание за грех остается до тех пор, пока ненависть к себе (то есть истинное внутреннее раскаяние), а именно до нашего входа в царство Небесное.
  5. Папа не хочет и не может отменять никаких наказаний, кроме тех, которые налагаются его собственной властью или властью каноны.
  6. Папа не может простить никакой вины, кроме как объявив и показывая, что она была прощена Богом; или, чтобы быть уверенным, по снятие вины в случаях, оставленных на его усмотрение. Если его право на освобождение в этих случаях было проигнорировано, вина наверняка останется непрощенным.
  7. Бог никому не прощает вины, если в то же время Он не смирит его во всем и не сделает его покорным наместнику, священник.
  8. Покаянные каноны налагаются только на живых, а по самим канонам ничего не должно быть наложенный на умирающего.
  9. Поэтому Святой Дух через папу добр к нам, поскольку папа в своих декретах всегда делает исключение статья о смерти и необходимости.
  10. Невежественно и злобно действуют те жрецы, которые в случае смерти приберегают канонические наказания для чистилища.
  11. Эти плевелы о смене канонического наказания на наказание чистилищем были, очевидно, посеяны, пока епископы спали (Мф. 13:25).
  12. В прежние времена канонические наказания налагались не после, а до отпущения грехов, как испытание истинного раскаяния.
  13. Умирающие освобождаются смертью от всех наказаний, уже мертвы по каноническим законам и имеют право освободиться от них.
  14. Несовершенное благочестие или любовь со стороны умирающего обязательно влечет за собой сильный страх; и чем меньше любовь, тем больший страх.
  15. Этот страх или ужас сам по себе достаточен, не говоря уже о других вещах, чтобы составить наказание в чистилище, так как это очень рядом с ужасом отчаяния.
  16. Ад, чистилище и рай кажутся такими же разными, как отчаяние, страх и уверенность в спасении.
  17. Кажется, что для душ в чистилище страх должен обязательно уменьшаться, а любовь возрастать.
  18. Кроме того, не кажется доказанным ни разумом, ни Писанием, что души в чистилище находятся вне состояния заслуга, то есть неспособность расти в любви.
  19. Не кажется доказанным и то, что души в чистилище, по крайней мере, не все из них, уверены и уверены в своем собственном спасении, даже если мы сами можем быть полностью в этом уверены.
  20. Следовательно, папа, когда он использует слова «полное освобождение от всех наказаний», на самом деле не имеет в виду «все наказания». а только те, что навязаны им самим.
  21. Таким образом, заблуждаются те проповедники индульгенций, которые говорят, что человек освобождается от всякого наказания и спасается папским индульгенции.
  22. На самом деле, папа не налагает на души в чистилище никакого наказания, которое, согласно каноническому праву, они должны были бы иметь расплата в этой жизни.
  23. Если бы освобождение от всех наказаний вообще могло быть даровано кому угодно, оно, несомненно, было бы даровано только самым идеально, то есть очень немногим.
  24. По этой причине большинство людей неизбежно обманываются этим неизбирательным и громким обещанием освобождения от штраф.
  25. Власть папы в целом над чистилищем соответствует власти любого епископа или священника в особым образом в своей епархии и приходе.
  26. Папа поступает очень хорошо, когда дарует прощение душам в чистилище, а не силой ключей, чего он не делает имеют, но в порядке ходатайства за них.
  27. Они проповедуют только человеческие учения, которые говорят, что как только деньги звенят в денежном сундуке, душа вылетает из чистилище.
  28. Несомненно, когда деньги звенят в денежном сундуке, жадность и скупость могут возрасти; но когда церковь ходатайствует, результат находится в руках одного Бога.
  29. Кто знает, все ли души в чистилище желают искупления, поскольку у нас есть исключения в св. Северине и св. Пасха, как сказано в легенде.
  30. Никто не уверен в чистоте собственного раскаяния, тем более в том, что получил полное прощение.
  31. Человек, который действительно покупает индульгенции, так же редок, как и тот, кто действительно раскаивается; действительно, он чрезвычайно редок.
  32. Те, кто верят, что могут быть уверены в своем спасении, потому что у них есть письма об индульгенции, будут вечно проклятые вместе со своими учителями.
  33. Мужчины должны особенно остерегаться тех, кто говорит, что помилование папы есть тот бесценный дар Божий, которым человек примиряется с ним.
  34. Ибо благодати индульгенций касаются только наказания за сакраментальное удовлетворение, установленное человеком.
  35. Те, кто учит, что сокрушение не обязательно со стороны тех, кто намеревается выкупить души из чистилища или купить конфессиональные привилегии проповедуют нехристианское учение.
  36. Любой искренне раскаявшийся христианин имеет право на полное прощение наказания и вины, даже без индульгенционных грамот.
  37. Любой истинный христианин, живой или мертвый, участвует во всех благословениях Христа и церкви; и это даровано ему ей-Богу, даже без индульгенционных грамот.
  38. Тем не менее, папским прощением и благословением ни в коем случае нельзя пренебрегать, ибо они, как я уже сказал (Тезис 6), провозглашение божественного прощения.
  39. Очень трудно, даже самым ученым богословам, в одно и то же время возвещать народу о щедрости индульгенций и необходимости истинного раскаяния.
  40. Истинно кающийся христианин ищет и любит расплачиваться за свои грехи; щедрость индульгенций, однако, расслабляет наказывает и заставляет людей ненавидеть их — по крайней мере, это дает повод для ненависти к ним.
  41. Папские индульгенции следует проповедовать с осторожностью, чтобы люди ошибочно не подумали, что они предпочтительнее других благ произведения любви.
  42. Христиан следует учить тому, что папа никоим образом не имеет в виду, что покупка индульгенций должна сравниваться с делами милосердия.
  43. Христиан нужно учить, что тот, кто дает бедным или дает взаймы нуждающимся, делает лучшее дело, чем тот, кто покупает индульгенции.
  44. Поскольку любовь растет благодаря любви, благодаря этому человек становится лучше. Однако человек не становится лучше посредством индульгенций, а просто освобождается от наказаний.
  45. Христиан нужно учить, что тот, кто видит нуждающегося и проходит мимо него, но дает деньги на индульгенции, купить не папские индульгенции, а Божий гнев.
  46. Христиан следует учить тому, что, если они не имеют больше, чем им нужно, они должны оставлять достаточно для своих семейных нужд и ни в коем случае не растрачивайте его на индульгенции.
  47. Христиан следует учить тому, что покупка индульгенций является делом свободного выбора, а не приказом.
  48. Христиан нужно учить, что папа, даруя индульгенции, нуждается и поэтому желает их набожной молитвы больше, чем их деньги.
  49. Христиан нужно учить, что папские индульгенции полезны, только если они не доверяют им, но очень вредны, если из-за них они теряют страх Божий.
  50. Христиан нужно учить, что если бы папа знал требования проповедников индульгенции, он предпочел бы, чтобы базилика Святого Петра была сожжена дотла, чем построена из кожи, плоти и костей его овец.
  51. Христиан нужно учить, что папа хотел бы и должен желать давать из своих денег, даже если бы ему пришлось продать базилика Святого Петра, многим из тех, у кого некоторые торговцы индульгенциями умасливают деньги.
  52. Напрасно надеяться на спасение индульгенционными письмами, даже если индульгенционный комиссар или даже папа предложить свою душу в качестве залога.
  53. Это враги Христа и папы, которые полностью запрещают проповедь Слова Божьего в некоторых церквях. для того, чтобы индульгенции могли проповедоваться в других.
  54. Вред наносится Слову Божьему, когда в той же проповеди такое же или большее количество времени посвящается индульгенциям чем к Слову.
  55. Папа, безусловно, считает, что если индульгенции, которые являются очень незначительной вещью, празднуются с одним колоколом, один шествие и одна церемония, то Евангелие, которое является величайшей вещью, должно быть проповедано с сотней колоколов, сто процессий, сто церемоний.
  56. Истинные сокровища церкви, из которых папа раздает индульгенции, недостаточно обсуждены или известны среди народа Христова.
  57. То, что индульгенции не временные сокровища, безусловно, ясно, ибо многие продавцы индульгенций не раздают их бесплатно, а только собрать их.
  58. И не заслуги Христа и святых, ибо и без папы последние всегда производят благодать на внутреннюю человек, а крест, смерть и ад для внешнего человека.
  59. Святой Лаврентий сказал, что бедняки церкви были сокровищами церкви, но он говорил в соответствии с обычаями слово в свое время.
  60. Напрасно мы говорим, что ключи церкви, данные заслугами Христа, и есть это сокровище.
  61. Ибо ясно, что власть папы сама по себе достаточна для отпущения наказаний и случаев, зарезервированных им самим.
  62. Истинное сокровище церкви – это святейшее евангелие славы и благодати Божией.
  63. Но это сокровище, естественно, самое гнусное, ибо делает первое последним (Мф. 20:16).
  64. С другой стороны, сокровище индульгенций, естественно, наиболее приемлемо, ибо оно делает последних первыми.
  65. Поэтому сокровища Евангелия — это сети, которыми раньше ловили богатых людей.
  66. Сокровища индульгенций — это сети, которыми сейчас ловят богатство людей.
  67. Снисходительность, которую демагоги провозглашают величайшей милостью, на самом деле считается таковой лишь постольку, поскольку они способствуют прибыли.
  68. Тем не менее они, по правде говоря, самые незначительные милости по сравнению с благодатью Божией и благочестием крест.
  69. Епископы и священники обязаны со всем почтением допускать комиссаров папских индульгенций.
  70. Но они гораздо больше обязаны напрягать свои глаза и уши, чтобы эти люди не проповедовали свои собственные мечты вместо того, что поручил папа.
  71. Да будет анафема и проклят тот, кто говорит против правды о папских индульгенциях.
  72. Но да будет благословен тот, кто остерегается похоти и вседозволенности проповедников снисходительности.
  73. Так же, как папа справедливо громит тех, кто любыми средствами замышляет навредить продаже индульгенций.
  74. Гораздо больше намерен он громить тех, кто пользуется индульгенциями как предлогом, чтобы замышлять вред святой любви и правда.
  75. Считать папские индульгенции столь великими, что они могли оправдать человека, даже если он совершил невозможное и попранная Божия Матерь есть безумие.
  76. Наоборот, мы говорим, что папские индульгенции не могут устранить ни малейшего из простительных грехов в том, что касается вины.
  77. Сказать, что даже св. Петр, будь он сейчас папой, не мог бы даровать больших милостей, — это богохульство против св. Петра и папа.
  78. Напротив, мы говорим, что даже нынешний папа или любой другой папа имеет в своем распоряжении большие милости, т. е. Евангелие, духовные силы, дары исцеления и т. д., как написано. (1 Кор 12 [:28])
  79. Сказать, что крест, украшенный папским гербом и установленный проповедниками индульгенции, равноценен крест Христов есть богохульство.
  80. Ответить за это должны будут епископы, священники и богословы, допускающие распространение таких разговоров в народе.
  81. Эта необузданная проповедь индульгенций мешает даже образованным людям спасти почтение, которое должно папе от клеветы или от мудрых вопросов мирян.
  82. Например: «Почему бы папе не опустошить чистилище ради святой любви и крайней нужды душ, находящихся там если он искупает бесконечное число душ ради мизерных денег, на которые можно построить церковь? разум был бы самым справедливым; последнее наиболее тривиально.
  83. Опять же, «Почему продолжаются панихиды и юбилейные службы по умершим и почему он не возвращает или не разрешает изъятие пожертвований, основанных для них, так как неправильно молиться за искупленных?»
  84. Еще раз: «Что это за новое благочестие к Богу и папе, что за деньги они позволяют нечестивому человеку и враг их, чтобы выкупить из чистилища благочестивую душу друга Божия, а не делать этого, потому что использовать нужду этого благочестивая и возлюбленная душа, освободить ее ради чистой любви?»
  85. Еще раз: «Почему покаянные каноны, давно отмененные и мертвые на самом деле и из-за неиспользования, теперь удовлетворены предоставлением индульгенций, как если бы они были еще живы и в силе?»
  86. Опять же, «Почему бы папе, чье богатство сегодня больше, чем богатство богатейшего Красса, не построить этот базилике Святого Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих?»
  87. Еще раз: «Что папа разрешает или дарует тем, кто по совершенному раскаянию уже имеет право на полное прощение и благословения?»
  88. Еще раз: «Что может быть большим благословением для церкви, чем если бы папа даровал эти отпущения и благословения на каждого верующего сто раз в день, а теперь только один раз?»
  89. «Поскольку папа своими индульгенциями ищет спасения душ, а не денег, почему он приостанавливает индульгенции и помилования, предоставленные ранее, когда они имеют равную силу?»
  90. Подавить одной силой эти весьма острые рассуждения мирян, а не разрешить их доводами, значит разоблачить церковь и папа на посмешище их врагов и сделать христиан несчастными.
  91. Если бы, таким образом, индульгенции проповедовались согласно духу и намерению папы, все эти сомнения были бы легко решается. Вернее, их бы не было.
  92. Тогда прочь всех тех пророков, которые говорят народу Христову: «Мир, мир», а мира нет! (Иер 6:14)
  93. Блаженны все те пророки, которые говорят народу Христову: «Крест, крест», а креста нет!
  94. Христиан следует призывать усердно следовать за Христом, своим Главой, через наказания, смерть и ад.
  95. И таким образом будьте уверены, что войдете в рай через многие невзгоды, а не через ложную безопасность мира (Деяния 14:22).

 

Мартин Лютер и 95 тезисов

Ранние годы

Мартин Лютер (1483–1546) родился в Эйслебене, Саксония (ныне Германия), часть Священной Римской империи, в семье Ганса и Маргаретты. Отец Лютера был преуспевающим бизнесменом, и когда Лютер был молод, его отец перевез семью из 10 человек в Мансфельд. В пять лет Лютер начал свое образование в местной школе, где выучил чтение, письмо и латынь. В 13 лет Лютер начал посещать школу Братства Сообщества в Магдебурге. Учения Братства были сосредоточены на личном благочестии, и, находясь там, Лютер рано проявил интерес к монашеской жизни.

Знаете ли вы? Легенда гласит, что Мартин Лютер был вдохновлен начать протестантскую Реформацию, удобно устроившись на ночном горшке. Это не может быть подтверждено, но в 2004 году археологи обнаружили туалет Лютера, который был удивительно современным для своего времени, с системой подогрева пола и примитивной канализацией.

Мартин Лютер поступает в монастырь

Но у Ганса Лютера были другие планы насчет молодого Мартина — он хотел, чтобы тот стал юристом, — поэтому он забрал его из школы в Магдебурге и отправил в новую школу в Эйзенахе. Затем, в 1501 году, Лютер поступил в Эрфуртский университет, лучший университет Германии того времени. Там он изучал типичную для того времени учебную программу: арифметику, астрономию, геометрию и философию, и в 1505 году получил степень магистра в школе. В июле того же года Лютер попал в сильную грозу, во время которой сверкнула молния. чуть не сбил его. Он посчитал случившееся знамением от Бога и поклялся стать монахом, если переживет бурю. Буря утихла, Лютер вышел невредимым, и, верный своему обещанию, несколько дней спустя, 17 июля 1505 года, Лютер отказался от изучения закона. Вместо этого он поступил в августинский монастырь.

Лютер начал вести спартанскую и строгую жизнь монаха, но не бросил учебу. Между 1507 и 1510 годами Лютер учился в Эрфуртском университете и в университете Виттенберга. В 1510–1511 годах он сделал перерыв в образовании, чтобы служить в Риме представителем немецких монастырей августинцев. В 1512 году Лютер получил докторскую степень и стал профессором библеистики. В течение следующих пяти лет непрекращающиеся богословские исследования Лютера привели его к прозрениям, которые будут иметь последствия для христианской мысли на века вперед.

Мартин Лютер ставит под сомнение католическую церковь

В начале 16-го века в Европе некоторые теологи и ученые начали подвергать сомнению учения Римско-католической церкви. Примерно в это же время стали более доступными переводы оригинальных текстов, а именно Библии и сочинений раннего церковного философа Августина.

Августин (340–430) подчеркивал примат Библии, а не церковных чиновников, как высшей религиозной власти. Он также считал, что люди не могут достичь спасения своими собственными действиями, но только Бог может даровать спасение по Своей божественной благодати. В Средние века католическая церковь учила, что спасение возможно через «добрые дела» или дела праведности, которые угодны Богу. Лютер разделял два центральных убеждения Августина, которые позже легли в основу протестантизма.

Между тем практика католической церкви предоставлять «индульгенции» для отпущения грехов становилась все более коррумпированной. Продажа индульгенций была запрещена в Германии, но эта практика не ослабевала. В 1517 году монах по имени Иоганн Тетцель начал продавать индульгенции в Германии, чтобы собрать средства на ремонт базилики Святого Петра в Риме.

95 тезисов

Приверженный идее, что спасение может быть достигнуто только верой и божественной благодатью, Лютер яростно возражал против порочной практики продажи индульгенций. Руководствуясь этой верой, он написал «Диспут о силе и действенности индульгенций», также известный как «Девять».5 тезисов», список вопросов и предложений для обсуждения. Популярная легенда гласит, что 31 октября 1517 года Лютер демонстративно прибил копию своих 95 тезисов к дверям замковой церкви Виттенберга. Реальность, вероятно, была не столь драматична; Лютер, скорее всего, повесил документ на дверь церкви, как ни в чем не бывало, чтобы объявить о последовавшей академической дискуссии вокруг него, которую он организовывал.

95 тезисов, которые позже станут основой протестантской Реформации, были написаны удивительно смиренным и академическим тоном, скорее спрашивая, чем обвиняя. Тем не менее общая направленность документа была весьма провокационной. Первые два тезиса содержали центральную идею Лютера о том, что Бог предназначил верующим искать покаяния и что только вера, а не дела, ведет к спасению. остальные 93 тезиса, ряд из которых прямо критикуют практику индульгенций, подкрепляли первые два.

В дополнение к своей критике индульгенций Лютер также отражал народное мнение о «Св. Скандал Петра» в 95 тезисах:

Почему папа, чье богатство сегодня больше, чем богатство богатейшего Красса, не строит базилику св. Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих?

95 тезисов были быстро распространены по всей Германии, а затем попали в Рим. В 1518 году Лютера вызвали в Аугсбург, город на юге Германии, для защиты своего мнения перед имперским сеймом (собранием). Трехдневные дебаты между Лютером и кардиналом Томасом Каэтаном не привели к соглашению. Каэтан защищал использование церковью индульгенций, но Лютер отказался отречься и вернулся в Виттенберг.

Лютер Еретик

9 ноября 1518 года папа осудил труды Лютера как противоречащие учению церкви. Год спустя была созвана серия комиссий для изучения учения Лютера. Первая папская комиссия признала их еретическими, а вторая просто констатировала, что сочинения Лютера были «скандальными и оскорбительными для благочестивых ушей». Наконец, в июле 1520 г. папа Лев X издал папскую буллу (публичный декрет), в которой заключался вывод о том, что предложения Лютера являются еретическими, и давался Лютеру 120 дней на отречение в Риме. Лютер отказался отречься, и 3 января 1521 года папа Лев отлучил Мартина Лютера от католической церкви.

17 апреля 1521 года Лютер предстал перед Вормским сеймом в Германии. Отказавшись снова отречься, Лютер завершил свое свидетельство дерзким заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». 25 мая император Священной Римской империи Карл V подписал указ против Лютера, предписывающий сжечь его сочинения. Лютер спрятался в городе Эйзенах на следующий год, где он начал работу над одним из главных проектов своей жизни — переводом Нового Завета на немецкий язык, на выполнение которого у него ушло 10 месяцев.

Последние годы жизни Мартина Лютера

Лютер вернулся в Виттенберг в 1521 году, где движение за реформы, начатое его трудами, вышло за рамки его влияния. Это уже не было чисто богословской причиной; оно стало политическим. Другие лидеры активизировались, чтобы возглавить реформу, и одновременно восстание, известное как Крестьянская война, распространилось по Германии.

Лютер ранее выступал против соблюдения Церковью целибата духовенства, а в 1525 году женился на Катерине Борской, бывшей монахине. У них было пятеро детей. Хотя ранние труды Лютера вызвали Реформацию, в последние годы он почти не участвовал в ней. В конце жизни Лютер стал резким в своих взглядах, объявил папу антихристом, выступил за изгнание евреев из империи и потворствовал полигамии, основанной на практике патриархов Ветхого Завета.

Лютер умер 18 февраля 1546 года.

Значение творчества Мартина Лютера

Мартин Лютер — одна из самых влиятельных фигур в западной истории. Его сочинения были ответственны за дробление католической церкви и разжигание протестантской Реформации. Его центральное учение о том, что Библия является центральным источником религиозного авторитета и что спасение достигается верой, а не делами, сформировало ядро ​​​​протестантизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *