Просвещение серебряного века в россии доклад: Презентация «Просвещение в Серебряном веке»

История России 9 класс Арсентьев §33

История России 9 класс Арсентьев. Серебряный век русской культуры. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. (Глава V. Россия в начале XX в.)

Цитаты из учебника «История России. 9 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение»  использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника

 

Серебряный век русской культуры.


Материал для самостоятельной работы
и проектной деятельности учащихся

Серебряный век русской культуры. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Духовное состояние общества

2. Просвещение

3. Наука

4. Литература

5. Живопись

6. Скульптура. Архитектура

7. Музыка, балет, театр, кинематограф

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Запоминаем новые слова

В чём состояли главные особенности культуры Серебряного века в России?

1. Духовное состояние общества

Вступая в XX в., Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.

Вспомните, как воспринимали меняющийся мир многие деятели европейской культуры начала XX в. Каков смысл названия ставшей знаменитой книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы»?

Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры.

2. Просвещение

Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей. К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковноприходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.

Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.

Начали работу педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.

К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

3. Наука

В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу.

Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов.

Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Большое место в трудах русских философов занимала русская идея — проблемы самобытности исторического пути России и своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский).

4. Литература

Литература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

В традициях русской реалистической школы работал Л. Н. Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно.

А. П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», в которых отразил происходившие в начале века социальные изменения. И. А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошённость офицеров («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М. Горький («Враги», «Мать»). В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Всё громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. Поэты-символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаданса: в поэзии преобладали настроения тоски и безнадёжности, резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишённому души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве А. А. Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»).

Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившего «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от лат. футурум — будущее). Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников — «Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. В. Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.

5. Живопись

Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Историческая живопись В. И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму хранили М. В. Нестеров, братья В. М. и А. М. Васнецовы и др.

Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов.

Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Его задача — привносить красоту в жизнь людей. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1925 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники — А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов.

В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), тесно связанных с поэтами-симво-листами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет-ров-Водкин и др. Ряд крупнейших русских художников — В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства.

6. Скульптура. Архитектура

Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты Л. Н. Толстого,

С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. авторства П. П. Трубецкого. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.

Значительный след в искусстве Серебряного века оставил С. Т. Конёнков. Он прошёл через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим ; портретом («А. П. Чехов»), сохраняя яркую творческую индивидуальность.

Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.

Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк 3. Г. Морозовой, дом А. Н. Рябушинского). Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902—1904). В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рационалистическому модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций (банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества).

Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным : в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённого по проекту В. Ф. Валькотта.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодраматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ: СОВРЕМЕННИКИ

Илья Ильич Мечников (1845-1916) – Выдающийся русский биолог, физиолог, иммунолог. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

Эрнест Резерфорд (1871-1937) – Выдающийся английский физик. Лауреат Нобелевской премии в области распада элементов в химии радиоактивных веществ (1908).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Русская культура начала XX в. переживала расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры для широких масс и оторванность от них.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему возникло определение «культура Серебряного века»? 2. Какие изменения произошли в начале XX в. в области образования? Чем они были обусловлены? 3. Каковы достижения русской науки начала XX в.? 4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены? 5. Какие особенности отличали русскую живопись начала XX в.? 6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры начала XX в.? 7. Какие новые явления характерны для русского балетного и театрального искусства начала XX в.?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим? 2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях. Перечислите эти произведения. 3. Выясните, есть ли в вашем крае здания, построенные в начале XX в. Каково было их назначение? К какому архитектурному стилю они принадлежат? 4. Из курса Новейшей истории вспомните об основных достижениях западноевропейской культуры начала XX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую культуру этого времени. 5. Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из деятелей науки или культуры Серебряного века.

Запоминаем новые слова

Картель — форма объединения фирм, компаний, банков, которые договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность.

Концерн — форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству.

Монополия — крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара. Отруб — земельный участок, выделенный из общинной земли в результате Столыпинской аграрной реформы 1906 г. в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы.

Переделы земли — один из способов регуляции крестьянской общиной уравнительного землепользования, постоянно нарушаемого изменениями в семейном составе и количестве дворов членов общины.

Петиция — коллективное письменное обращение к властям.

Предводитель дворянства — выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и в системе местного самоуправления в России с 1785 до 1917 г.

Синдикат — форма монополистического объединения, созданного для совместного сбыта товаров.

Трест — форма монополии, при которой входящие в неё предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Хутор — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств, отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.

Чересполосица — расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками в связи с регулярными переделами общинной земли.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника

 


Вы смотрели: История России 9 класс Арсентьев. Серебряный век русской культуры. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. (Глава V. Россия в начале XX в). Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

§ 75. Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры.

Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

Наука и техника.

В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки ­воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования

Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изло­жена теория движения ракет, основ будущих космических поле­тов.

Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет пони­мать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

Литература.

В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Ар­сеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд­ра») Горький выступил как романтик.

Новые направления в литературе и искусстве.

Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX­начала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). При­знанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образо­вали группировку кубофутуристов.

Футуристы были поэтами ули­цы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.

В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецо­вы, И. Е. Репин.

В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.

Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

Украина, Россия, холодная война и ее наследие: ресурсы Американской исторической ассоциации

Украина, Россия, холодная война и ее наследие: ресурсы Американской исторической ассоциации

В ответ на вторжение России в Украину мы составили список ресурсов AHA по истории Украины, России, холодной войны и ее наследия. Учителя могут использовать их в классах, чтобы помочь учащимся понять историю настоящего; журналисты могут использовать их для предоставления исторического контекста текущих событий; исследователи могут использовать их для информирования будущих ученых.

AHA опубликовала заявление «самым решительным образом осуждающее недавнее вторжение России в Украину» и злоупотребление историей президентом России Владимиром Путиным как оправдание нападения. «Риторическая предпосылка Путина для этого жестокого нарушения суверенитета Украины набором диковинных исторических утверждений, включая аргумент о том, что Украина была полностью советским творением, — пишет AHA. — Мы решительно поддерживаем украинскую нацию и ее народ в их сопротивлении российской военной агрессии и извращенной мифологии, которую изобрел президент Путин. чтобы оправдать нарушение им международных норм».

В марте 2022 года AHA провела вебинар о конфликте «Россия и Украина: история в заголовках». Полную запись мероприятия можно посмотреть на нашем канале YouTube .

201 3 14 Украинский кризис
  • «История и историки украинского кризиса» Сара Фент на ( AHA Сегодня , 2015)
  • «Национальный исторический центр проводит брифинг Конгресса по украинскому кризису», Дейн Кеннеди ( AHA Сегодня , 2015)
  • «Сергей Плохий из Гарвардского университета о Ворота Европы: история Украины » Доклад Национального исторического центра (YouTube, 2015)

Перед холодной войной
  • «Капитуляции Redux: Императорская генеалогия пост -режима« режимы меньшинства »после Вира« Мария Робсон »( American Исторический обзор , 2021)
  • «Звуки февраля, запахи октября: русская революция как сенсорный опыт» Яна Плампера ( Американское историческое обозрение, 2021)
  • «Поворот на восток: русская революция и черное радикальное воображение в Соединенных Штатах, 1917–1924» Уинстона Джеймса ( American Historical Review, 2021)
  • «За пределами архива: что карты ГИС говорят о немецких военнопленных в Советской России» Сьюзен Грюневальд ( Взгляды на историю , 2019)
  • «Мобилизация русской нации: патриотизм и гражданственность в Первой мировой войне», доклад Мелиссы К. Стокдейл в Центре национальной истории (YouTube, 2017 г.)
  • «Самоопределение: как идея немецкого Просвещения стала лозунгом национального освобождения и права человека» Эрика Д. Вейца ( American Historical Review, 2015)

Международная история холодной войны
Советская холодная война
  • «Советская тайна: на пути к социальной карте знаний» Асифа Сиддики ( American Historical Review , 2021)
  • «Бумажные планы: тайны советского картографирования», Элизабет Эллиотт ( Взгляды на историю , 2017)
Холодная война и  Мир
  • «СБСЕ и конец холодной войны: дипломатия, общества и права человека, 1972–1990», выступление Николаса Бадаласси в Центре национальной истории и Сара Б. Снайдер (YouTube, 2019)
  • «Благотворительная дипломатия: детское искусство и продовольственная помощь США в оккупированной Германии», Кэт О’Коннелл ( AHA Today , 2017)
  • «Уничтожение «партиципаторной диктатуры»: Лейпциг в 1919 г. 68” от Андрея Демшука ( AHA Today , 2018)
  • «Исследование космического пространства в разделенной Германии», Коллин Андерсон ( AHA Today , 2016)
  • «В поисках друг друга: как покупатели и сотрудники по-разному ориентируются в проходах», Лия Валтин-Эрвин ( Perspectives on History , 2020) 
  • «Были ли советские танки в Египте 50 лет назад? На переднем крае исторической криминалистики» Изабеллы Хинор и Гидеона Ремеза ( AHA Сегодня , 2018)
  • «Куба, любовь моя»: романтика революционной Кубы в советские шестидесятые», Энн Э. Горсач ( American Historical Review, 2015)
  • «Соперничество и политика союзов в Латинской Америке времен холодной войны», выступление Кристофера Дарнтона в Центре национальной истории (YouTube, 2015)
  • «Мусульманин, торговец, кочевник, шпион: холодная война в Китае и жители тибетских приграничных земель», доклад Сулман Хана в Национальном историческом центре (YouTube, 2015)
  • «Сельма и международная история американских гражданских прав», Мэри Л. Дудзяк ( AHA Today , 2015)
  • «Холодная война как оперативный опыт: взгляд из NORAD» Лэнса Блита ( Перспективы по истории , 2014)
  • «Дэвид Э. Хоффман о Шпион на миллиард долларов: правдивая история шпионажа и предательства времен холодной войны », доклад Центра национальной истории (YouTube, 2016)

Наследие холодной войны
  • «Демократия и дезинформация: холодная война и сегодня» Дженнифер М. Миллер ( Взгляды на историю , 2019)
  • «Наша самая большая ошибка в том, что мы слишком доверяли вам»: геополитика, Дональд Трамп и историческая память Владимира Путина», Джеффри А. Энгель ( AHA Today , 2018)
  • «Сегодняшняя Россия — пережиток прошлого? Новый взгляд на современные теории советской истории» Майкла Дэвида-Фокса ( AHA Сегодня , 2016)
  • «Бронепоезд памяти: политика истории в постсоветской России» Николая Копосова ( Перспективы по истории , 2011)
  • «Угроза с Востока? Рассказы о восточном духе и кризисе нехватки COVID-19» Лии Валтин-Эрвин ( Perspectives on History , 2020)
  • «Холодная война никогда не заканчивалась: исторические корни нынешнего кризиса в Северной Корее», Сьюзи Ким ( AHA Сегодня , 2017)
  • «Огонь и ярость: военная экономика и битва риторики между Соединенными Штатами и Северной Кореей», К. Харрисон Ким ( AHA Today , 2017)
  • «Возвращение к холодной войне: как история влияет на внешнюю политику Китая», Грегг А. Бразински ( AHA Today , 2017)
  • «Остатки стен, мемориалы Холокоста и прусское наследие: размышления о памяти времен холодной войны в Германии», Кит Р. Аллен ( Перспективы История , 2014)

Учебные материалы
Размышление об обучении 
  • «Обучение на «Балканском экспрессе»: совместная попытка написать историю для примирения», Кристина Кулури ( Взгляды на историю , 2019)
  • «Личное исторично: что делать, когда ваша профессия настигает вас», Тайлер Стовалл ( Взгляды на историю , 2017)
  • «Зачем изучать историю России?» Э. Томас Юинг и студенты Технологического института Вирджинии, зарегистрированные в программе HIST 3604: Россия до Петра Великого ( AHA Today , 2017)
  • «Быть ​​там: писать историю постмодернистского мира», Кейт Браун ( AHA Today , 2015)
  • «Больше, чем Маккарти: преподавание холодной войны, K-12 и далее» Бет Слуцки и Нэнси Мактайг ( Перспективы по истории , 2014)
Из удаленных учебных ресурсов
  • 1917: Цифровые ресурсы о русской революции от Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований Питтсбургского университета
  • Машина времени Александр Палас от Боба Атчинсона
  • Углубление русской революции: цифровые ресурсы 1917 г. Массачусетского технологического института
  • Повседневная жизнь в Восточной Европе в 1980-е, Том Рашфорд 
  • Павшие во Второй мировой войне, Нил Хэллоран и Энди Доллерсон
  • Historiana от EuroClio, Webtic и Use
  • Вспоминая площадь Тяньаньмэнь Мэтью П. Романьелло
  • Умные истории: захватывающие истории русской истории Танила Василаху, Мадиса Маасинга, Керри Кубилиуса с Сэмми Болдом, Тони Бернеттом, Мехаком Заибом Саддлом
  • Женщины и сталинизм, 1929–1939, Том Юинг и Элизабет Тен Дайк
Первоисточники
  • Кавказ: первичные документы библиотеки Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
  • Центральная Европа: первичные документы библиотеки Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
  • Восточная Европа: первичные документы библиотеки Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
  • Просвещенные деспоты: первоисточники проекта «Справочники по истории Интернета», Фордхэмский университет,
  • Воссоздание фотозаписи Прокудина-Горского: Империя, которая была Россией Библиотекой Конгресса
  • Россия: Первичные документы Eurodocs, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга; Первоисточники по европейской истории, Институт Европейского университета

Ресурсы для удаленного обучения

Ресурсы для удаленного обучения AHA содержат материалы и инструменты, помогающие историкам разрабатывать курсы и преподавать удаленно в онлайновой и гибридной среде.

Ресурсы для удаленного обучения

История в заголовках

История в заголовках представляет собой серию веб-семинаров, на которых известные историки обсуждают историю, стоящую за текущими событиями. Вебинары этой серии щедро спонсируются членом AHA Джаредом Брубейкером.

История в заголовках

Доступ для членов AHR

  1. Начните с historys.org/myaha.
  2. Войдите под своим адресом электронной почты и паролем.
  3. На странице MY AHA прокрутите вниз белую часть страницы, пока не увидите раздел AHA Publications с левой стороны. Нажмите на ссылку под этим для American Historical Review в Oxford University Press .
  4. Затем вы перейдете на страницу передачи, где вы нажмете «Продолжить» в AHR в Oxford Journals.
  5. Затем на сайте Oxford по адресу Academic.oup.com/ahr вы увидите Доступ для членов AHA вверху справа. Пока вы видите эти слова, вы вошли в систему и можете получить доступ ко всем статьям. Просто игнорируйте ссылки «Войти» и «Зарегистрироваться» — как только вы увидите «Доступ для членов AHA», все готово.

MY AHA

История расистского насилия в Соединенных Штатах

В ответ на продолжающееся расистское насилие в Соединенных Штатах мы составили список ресурсов AHA по истории расистского насилия. Учителя могут использовать их в классах, чтобы помочь учащимся понять историю настоящего; журналисты могут использовать их для предоставления исторического контекста текущих событий; исследователи могут использовать их для информирования будущих ученых.

История расистского насилия в США

Россия предупреждает о Третьей мировой войне, США ускоряют поставки танков «Абрамс» в Украину

ПОКА МИР ЖДЕТ КОНТРНАСЛЕДСТВИЯ УКРАИНЫ, РОССИЯ ВНОВЬ БРЕЗНАЕТ ЯДЕРНЫМИ МАШАМИ. ЧУВСТВУЯ СРОЧНОСТЬ СИТУАЦИИ, США ТАКЖЕ УСКОРЯЮТ ПОСТАВКИ ОБЕЩАННЫХ УКРАИНЕ ТАНКОВ ABRAMS.

УТРОМ ВТОРНИКА ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ, СОЮЗНИК ПУТИНА И БЫВШИЙ ПРЕЗИДЕНТ И ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РОССИИ, ЗАЯВИЛ, ЧТО МИР БОЛЬЕН И НА ГРАНИ НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ОН ДОБАВИЛ, РИСКИ ЯДЕРНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ТАКЖЕ РАСТУТ.

ЭТО НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ ПУТИН ИЛИ ЕГО СОЮЗНИКИ УГРОЖАЕТ ПРИМЕНИТЬ ЯДЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В УКРАИНЕ И, ВЕРОЯТНО, НЕ ПОСЛЕДНИЙ.

БОИ НА УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА БАХМУТ. РОССИЯ ПЫТАЛАСЬ МЕСЯЦАМИ, И НЕ ПРОШЛА, ВЗЯТЬ ГОРОД.

НЕСПОСОБНОСТЬ РОССИИ ДОБИТЬСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА ПОЛЕ БОЯ ТАКЖЕ, ПО СООБЩЕНИЯМ, ПРИЧИНУ БОРЬБЫ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ СОЛДАТАМИ И НАЕМНИКАМИ ИЗ ГРУППЫ ВАГНЕР. УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО НАБЛЮДАЛИ ГРУППУ РОССИЙСКИХ ВОЙСКОВ, ВЕДУЩИХ ПЕРЕСТРЕЛКОЙ С МЕРКАМИ ВАГНЕРА В ПЕРЕСТРЕЛКЕ В ЛУГАНСКЕ.

РУССКИЕ СТРЕЛЯЮТ И УБИВАЮТ ДРУГИХ РУССКИХ СТАНОВЯТСЯ ПОСТОЯННОЙ ТЕМОЙ ЭТОЙ ВОЙНЫ. РОССИЙСКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ТАКЖЕ ПОД РИСКОМ ДРУЖЕСТВЕННОГО ОГНЯ. 20 АПРЕЛЯ РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ РАЗБОМБИЛ ЖИЛОЙ ДОМ В РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ. ВЛАСТИ СООБЩИЛИ, ЧТО ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ПОЛУЧИЛИ ТРАВМЫ.

В то же время УКРАИНЦЫ ЯВНО НЕ СОБИРАЮТСЯ ОБЪЯВЛЯТЬ ОФИЦИАЛЬНО НАЧАЛО СВОЕГО КОНТРАНАЧАЛА. ОДНАКО ЕСТЬ ИНДИКАТОРЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАСШИФРОВКИ ВРЕМЕНИ. ДЛЯ НАЧАЛА СНАЧАЛА ДОЛЖЕН ПРЕКРАТИТЬСЯ ДОЖДЬ. ГРЯЗЕВОЙ СЕЗОН В УКРАИНЕ ОЧЕНЬ РЕАЛЬЕН И СЛОЖЕН МАНЕВРИРОВАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАК ТАКИХ ТАНКОВ. ПОСЛЕ 1 МАЯ В УКРАИНЕ ОБЫЧНО ЗАСЫХАЕТСЯ.

ТАКЖЕ, ЕСЛИ ВЕРИТЬ ЗАСЕГЕННЫМ ДОКУМЕНТАМ DISCORD, БОЕПРИПАСЫ ПВО УКРАИНЫ БЫЛИ ИСЧЕЗАНЫ К КОНЦУ МАЯ. НАЗЕМНЫЕ АТАКИ ПРОХОДЯТ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ ВОЙСКА ​​ИМЕЕТ ПОДДЕРЖКУ С ВОЗДУХА.

И, НАКОНЕЦ, США И ДРУГИЕ СОЮЗНИКИ ПО НАТО УСКОРЯЮТ И УВЕЛИЧИВАЮТ ПОСТАВКИ ПОМОЩИ. ДАЖЕ 31 ТАНКОВЫЙ АБРАМС, ОБЕЩАННЫЙ США УКРАИНЕ, НА КОТОРЫЙ ИЗНАЧАЛЬНО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДОСТАВИТЬ ТУДА ЗА ГОД, ТЕПЕРЬ БУДУТ В СТРАНЕ К ОСЕНИ. ЭТО СЛИШКОМ ПОЗДНО ДЛЯ КОНТРНАТЯЖЕНИЯ, НО МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЛЮБЫХ НОВЫХ ПОЗИЦИЙ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ УКРАИНА В ЭТО ВРЕМЯ.

ИЗНАЧАЛЬНО США ЗАЯВИЛИ, ЧТО У НИХ НЕТ ДОСТАТОЧНЫХ ТАНКОВ АБРАМС В СВОИХ ЗАПАСАХ, ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ УКРАИНЕ, ПОЭТОМУ ПРИДЛЕЖАТ ПОСТРОИТЬ НОВЫЕ. НО, ВИДИМОСТЬ, АБРАМОВ НА ХРАНЕНИЯХ ВСЕГДА БЫЛО ДОСТАТОЧНО, ПОЭТОМУ ВМЕСТО США БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ОБЕЩАННЫЕ ТАНКИ.

ГЕНЕРАЛ МАРК МИЛЛИ СКАЗАЛ, ЧТО ABRAMS — НЕ СЕРЕБРЯНАЯ ПУЛЯ, НО У НЕГО НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТАНК В МИРЕ ОКАЖЕТ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛЕ БИТВЫ.

ПОЛЬША НАСТОЛЬКО УВЕРЕНА В СПОСОБНОСТЯХ ABRAMS, ОНА ЗАКАЗАЛА БОЛЕЕ 360 ИХ В США, И ПОСКОЛЬКУ ДРУГИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ НАДЕЮТСЯ ПОПОЛНИТЬ ТАНКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ОТПРАВИЛИ В УКРАИНУ, ВЕРОЯТНО, ЕЩЕ БОЛЬШЕ ABRAMS БУДЕТ РАЗВЕРНУТО ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫЙ ФЛАНГ НАТО . УВИДЕВ ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОЛЬШИ ЗАЯВИЛ, ЧТО ХОЧЕТ СОЗДАТЬ СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР ABRAMS В СВОЕЙ СТРАНЕ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВСЕ ABRAMS В ЕВРОПЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *