Прощание гектора с андромахой описание: «Прощание Гектора с Андромахой», Лосенко — описание картины

ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ — Антология

Главная => Анталогия

(Гомеровский эпос)

Даннекер. Прощание Гектора с Андромахой

В «Илиаде» есть одна-единственная сцена, рисующая тихую идиллию среди бурного водоворота крови, пота и смерти. Короткая встреча Гектора, главного героя троянцев, со своей семьей превратилась в символ семейной добродетели, гармонично переходящей в осознание государственного долга. Именно из этого эпизода в XVIII и XIX веках выросли бесчисленные вариации сцен с прощанием семьи и воина, благополучно дожившие до XX века: от «Прощания Гектора с Андромахой» у Шиллера до «Жди меня, и я вернусь…».

Причина Троянской войны была мало прилична: три женщины разругались из-за своих женских достоинств. Повод — еще менее приличен: два народа десять лет убивают друг друга из-за неверной жены. Греческие герои грубо ссорятся из-за наложницы.

Афродита, покровительница троянцев, несколько компрометирует своих любимцев, главных героев Трои — Париса и Энея.

А. Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой

Гектор — единственный герой «Илиады» без малейшего пятна на своей репутации. Несмотря на то, что Гомер явно симпатизирует грекам, каждый из ахейских героев имеет тот или иной недостаток. Ахилл слишком несдержан, и к тому же многие из его достоинств объясняются покровительством бессмертной матери Фетиды, Агамемнон — заносчив и груб, Менелай — рогат, что само по себе смешно, Диомед и Аякс — вспыльчивы и недалеки, Одиссей — коварен и слишком многим обязан Афине.

Троянец Гектор — без недостатков. Мягкость и справедливость, мужество и благородство, верность и сдержанность, сила и целомудрие — в нем присутствуют все добродетели и нет ни одного порока. Более того, в отличие от греков он сражается за свой семейный очаг, а не за Елену — это отличие Гектора подчеркивает почти жанровая сцена прощания с Андромахой, придавая «божественному» герою человеческие черты.

А. Кауфман. Гектор укоряет Париса

Образ Гектора был необычайно популярен уже в средневековье. Благодаря Вергилию, производившему римлян от троянцев, в средневековой литературе часто сочувствие было на стороне троянцев, а не греков, и Гектор рисовался как более благородный герой, чем Ахилл. Гектора любили изображать на миниатюрах и во фресковых циклах, посвященных знаменитым героям древности.

Несмотря на популярность Гектора, сцена прощания с Андромахой до конца XVIII века, когда текст «Илиады» был переведен на европейские языки, практически не встречался в живописи. Зато в эпоху неоклассицизма этот сюжет стал одним из самых популярных и в изобразительном искусстве, и в литературе. В «Прощании» высокий пафос объединен с мягкой интимностью, что давало художнику возможность быть и героичным, и чувствительным в одно и то же время.

Гектор, пользуясь короткой передышкой между битвами, ищет супругу. Он находит ее не дома, а на городской башне, где Андромаха, «словно умом исступленная», с сыном и кормилицей следит за битвой. Она умоляет Гектора беречь себя, предлагая запереться в городе, а не выходить на битву. Ответ Гектора, само собою, достоин героя. Особую трагичность их диалогу придает то, что они уверены в своей печальной судьбе. Гектор знает, что погибнет, Андромаха знает, что Агамемнон уведет ее в плен, и оба знают, что их сын будет убит. Надежды нет, но вдруг трагическая речь Гектора прервана забавной сценой: пытаясь обнять сына, Гектор пугает его «гребнем косматовласатым». Над младенцем «сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись» — и вид Астианакта побуждает Гектора закончить речь несколько более оптимистично: надеждой на будущее ребенка. После падения Трои греки разобьют Астианакту голову на глазах Андромахи, уводимой в плен.

Сцена заканчивается почти как эпилог «Войны и мира»:

Шествуй, любезная, в дом,
озаботься своими делами;
Тканьем, пряжей займися,
приказывай женам домашним
Дело свое исправлять;
а война — мужей озаботит. ..

В изобразительном искусстве не было конгениального произведения. Похожие одна на другую сцены художников неоклассицизма радуют скорее национальными вариациями трактовки: слишком тонконогий Гектор англо-американца Веста, похожий на дядюшку Сэма, и слишком толстоногий Гектор немца Даннекера, бородатые троянские мужики Лосенко и очень хорошенький Гектор немки, жившей в Англии замужем за итальянцем, Анжелики Кауфман.

Б. Вест. Прощание Вектора с Андромахой

Самое патетичное прощание принадлежит кисти Лосенко. Отступая от гомеровского текста, он нагоняет толпу хористов, и вся сцена становится похожа на представление крепостного театра. Столь же театрален и Гектор Веста, хотя комизм долговязого актера искупается красотой цветовой гаммы рисунка. Даннекер, немецкий скульптор времен Гете, пытается приблизиться к античной вазописи, будучи, как ученый немец, наиболее археологичным из всех перечисленных художников.

Лосенко. Прощание Вектора с Андромахой

Как противопоставление целомудренному прощанию Гектора с семьей изображались сборы Париса, буквально утонувшего в неге и роскоши. На картине Анжелики Кауфман «Гектор укоряет Париса» Парис окружен целым сералем прислужниц. Как строгая добродетель Гектора, так и изнеженное сибаритство Париса стали нарицательными в западноевропейском искусстве, надолго определив и «ценности очага», и враждебную им «разрушительную красоту».

(Аркадий Ипполитов)

Прощание Гектора с Андромахой

1773 Холст, масло 155,8 х 211,5

Сюжет заимствован из поэмы Гомера «Илиада». Троянский герой Гектор, отправляясь на битву, прощается с семьей и согражданами. Он предчувствует свою гибель, но не склоняется перед судьбой. Высокий патриотический порыв героя важнее его личных переживаний. Картина проникнута высокими гражданскими идеалами, что было характерно для исторической живописи классицизма.

Композиция произведения ясная, уравновешенная. Фигура Гектора помещена в центре картины, она выделяется эффектной позой, патетическим жестом, ярким красным плащом. Другие действующие лица изображены на втором плане, они устремлены взглядами и жестами к главному герою. Основные персонажи – Гектор и его супруга Андромаха – прекрасны телесно и духовно, как и положено идеальным героям. Они – пример для потомков. Цвет в картине строг и лаконичен. Его гармония строится на сочетании коричневых и серых тонов, контрастных серебристо-желтых и красных.

Портрет неизвестной в русском костюме

1784 Холст, масло 67 х 53,6

Портрет создан под влиянием распространившегося в русском искусстве стиля классицизм и нарождающегося сентиментализма. Оба стилистических направления оказали влияние на художественное решение произведения. Прекрасный, возвышенный женский образ преисполнен достоинства, особой гармонии внутреннего мира. Спокойное, ясное, с легкой улыбкой лицо героини, плавный силуэт ее фигуры, устойчивая, уравновешенная композиция портрета, локальный колорит – во всем видны классицистические черты.

Изображение молодой женщины, настроение, с которым она написана, отражают характерный для сентиментализма интерес к крестьянству, живущему «естественной» жизнью на лоне природы, вдали от городской суеты. Одежда модели этнографически точно воспроизводит праздничный крестьянский женский костюм Московской губернии. Существует предположение, что на портрете изображена актриса крепостного театра графов Шереметевых певица Анна Изумрудова-Буянова.

Портрет м.И.Лопухиной

1797 Холст, масло 72 х 53,5

В портрете Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой, сформулирован эстетический идеал сентиментализма. Художника особенно привлекают нюансы в состоянии человека, жизнь его души. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Неясные, размытые контуры, сложные градации холодноватого колорита, переливающегося голубыми, сиреневыми, зеленоватыми, серебристыми оттенками, объединяют фигуру и пейзаж в единый гармоничный, музыкальный образ.

Яркой голубизне васильков, цветущих во ржи, вторит насыщенный тон пояса героини, золотистые колосья перекликаются по цвету с цепочкой, украшающей руку Лопухиной, розовато-сиреневый шарф «соседствует» с поникшими розами. Васильки, колосья ржи, склонившиеся ветви олицетворяют образ сельского пейзажа, которому соответствуют изысканно простое одеяние героини, мягкое, задумчивое выражение ее лица. Человек эпохи сентиментализма стремится слиться с естественной природой, ощутить себя частью живой натуры.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)

«Военные истории: Гектор и Андромаха»

Вот одна из самых пронзительных и трагических сцен (по крайней мере, по исходу, здесь предсказанному, но не указанному) во всей эпической поэзии. Из «Илиады » Гомера , в переводе Ричмонда Латтимора из University of Chicago Press, это момент на зубчатых стенах Трои, когда великий троянский герой Гектор на мгновение покинул поле боя; его жена Андромаха приходит поговорить с ним в сопровождении кормилицы и их маленького сына Астианакса.

Андромаха в плену, с картины Фредерика Лейтона

Первая Андромаха, предвидя смерть Гектора, умоляет его отказаться от боя. «Дорогой, твоя собственная великая сила будет твоей смертью, и нет тебе жалости ни к сынишке твоему, ни ко мне, злополучной, которая скоро должна стать твоей вдовой…» Она напоминает Гектору, что вся ее семья уже убита. на войне, включая ее отца и семерых братьев, убитых Ахиллесом (которому также суждено победить Гектора в смертельной схватке).0005

«Гектор, таким образом, ты мне отец и моя достопочтенная мать, ты мой брат, и именно ты мой молодой муж. Тогда сжалься надо мной, оставайся здесь, на крепостной стене, чтобы не оставить твоего ребенка сиротой, жену вдовой…»

Гектор отвечает классическому гомеровскому герою: сияющий шлем ответил ей: «Все это и у меня на уме, госпожа; но мне было бы глубоко стыдно перед троянцами и перед троянскими женщинами в развевающихся одеждах, если бы я, как трус, уклонялся от сражения… ибо я хорошо знаю это в своем сердце, и мой разум знает это: придет день, когда погибнет священный Илион, и Приам, и народ Приама сильного ясеневого копья. Но меня смущает не столько грядущая боль троянцев, ни даже царя Приама, ни Гекабы… Меня смущает мысль о тебе, когда какой-нибудь ахейец в бронзовых доспехах уводит тебя, отнимая у тебя день свободы , в слезах; а в Аргосе вы должны работать на чужом ткацком станке и носить воду из родника Мессеиды или Гипереи, все неохотно, но сильно будет на вас необходимость; и когда-нибудь, увидев, что вы проливаете слезы, человек скажет о вас: «Это жена Гектора, который когда-либо был храбрейшим воином троянцев, сокрушителей коней, в те дни, когда они сражались за Илион».0005

«Так будут говорить о вас; и для вас будет еще новым горем овдоветь такого человека, который смог бы отбить день вашего рабства. Но пусть я умру и насыпанная земля скроет меня прежде, чем я услышу твой плач и узнаю по этому, что тебя тянут в плен».

Так говоря славный Гектор протянул руки к своему младенцу, который с криком съежился с его прекрасной грудью кормилицы, и испугался вида своего отца, испугался, увидев бронзу и гребень с конским волосом, кивал ужасно, как ему казалось, с козырька шлема. Тогда засмеялся его любимый отец, и его почтенная мать, и тотчас славный Гектор снял с головы шлем и положил его во всем блеске на землю. Затем, взяв своего дорогого сына, он закинул его на руки, поцеловал и возвысил голос в молитве к Зевсу и другим бессмертным: «Зевс и вы, другие бессмертные, даруйте, чтобы этот мальчик, мой сын, будь, как я, выдающимся среди троянцев, великой силой, как я, и сильно властвуй над Илионом; и пусть когда-нибудь они скажут о нем: «Он намного лучше своего отца», когда он вернется с боя; и пусть он убьет своего врага и принесет домой окровавленную добычу и восхитит сердце своей матери».

Страшные предсказания Гектора, конечно же, сбылись. Сам он будет убит в бою Ахиллесом; его сын убит, еще младенец; в то время как Андромаха действительно была унесена в плен, хотя конец ее жизни наступил в старости как царица.

Так славный Гектор снова заговорил и взялся за шлем с гребнем из конского волоса, а его любимая жена пошла домой, по дороге оглядываясь, роняя живые слезы. И когда она быстро вошла в благоустроенный дом… она нашла внутри множество служанок, и ее приход побудил всех их в плаче. Так оплакивали в его доме Гектора, пока он был еще жив, ибо думали, что он уже никогда не вернется с боя живым, избежав рук ахейцев и их насилия.

БЕСПЛАТНО MonkeyNotes Краткое изложение главы-Илиада Гомера-Илиада Гомера-Онлайн Примечания к книге Книжные заметки Синопсис Учебное пособие Эссе Темы Книга Отчет


<- Предыдущая страница | Первый Страница | Следующая страница ->
Бесплатное учебное пособие — «Илиада» Гомера — Сводка заметок к бесплатной онлайн-книге
Содержание | Сообщение доска | для печати Версия | Барронс Книжные заметки

КНИГА VI: Гектор и Андромаха

Резюме

Битвы между троянцами и греками ожесточенные и кроваво, и лидеры должны постоянно поощрять свои войска. Нестор напоминает грекам, что их миссия — убивать, а не брать трофеи войны. Гектор проходит через троянские ряды и поощряет своих людей. Без вмешательства богов, Грекам удается отразить троянцев.

Во время боя происходит множество индивидуальных поединков, которые описано; греки выигрывают большинство из них. Телемониан Айас наносит удар вниз Акамас; Диомед убивает Тевтранида; Эвриалос приносит вниз по Дрезосу и Офельтиосу; Полипоит убивает Астиоласа; Одиссей убивает Пидита; Сын Нестора, Антилох, наносит удар. Аберос; и царь Агамемнон убивает Элата и Адреста, которые был захвачен Менелаем живым.

Пока греки толкают троянцев к отступлению, Гектор уходит в Трою просить женщин приготовить жертвы богам, надеясь успокоить их и склонить на свою сторону. В его отсутствие, бои становятся менее интенсивными, и Гомер сосредотачивается на встреча Диомеда, греческого воина, и Главка, Троянский воин. Вызвав друг друга на дуэль, они понимают что их деды были друзьями. В результате они соглашаются договор о дружбе между собой и обязательство избегать каждого другой на поле боя. В знак дружбы они обменяться доспехами.

В Трое Гектор просит Гекубу, свою мать, приготовить подношения и представить их в храме Афины. Затем он отправляется на поиски своего брата, Париж. Когда он находит его дома с Хелен, он злится и звонит ему. безответственность за отсутствие на поле боя. Он наказывает Париса за вызывая войну и гибель многих троянцев. Пэрис извиняется и обещает вступить в бой. Хелен, подслушивая спор и все еще в конфликте с собой, оплакивает тот факт, что она когда-либо оставила Спарту и Менелая.


Покинув Париж, Гектор отправляется к своей жене Андромахе и их младенческий сын, Астьянакс. Она умоляет его не возвращаться в бой, объясняя что все ее другие родственники были убиты греками, и он это все, что у нее осталось. Даже умоляя, Андромаха знает, что Гектор вернуться на поле боя. Когда Гектор поворачивается к своему сыну, чтобы принять его его руки, ребенок напуган перьями на шлеме. Показаны его чувствительной стороны, Гектор снимает шлем и берет ребенка в его руки. Затем он молится Зевсу, чтобы его сын был великим. Затем с последнее прощание, Гектор возвращается в бой в сопровождении Париса.

Примечания

По мере того, как Гомер продолжает рассказывать о битвах, он освещает победы греков вообще и Диомеда в частности. Несмотря на то, что Афина нет, чтобы помочь ему, Диомед продолжает свою убийственную ярость, не проверяется троянами. Айас, Одиссей, Агамемнон и другие греческие лидеры имеют аналогичные успехи. В результате троянцы вынуждены отступить. Гектор, обеспокоенный благополучием своих войск, покидает поле боя. отправиться в Трою и приготовить подношения богам.

В затишье сражения Гомер освещает встречу Диомеда и Главк. Сначала грек и троянец бросают вызов друг другу. дуэль. Однако затем они узнают, что их деды были друзьями. Согласно героическому кодексу, они должны чтить эту дружбу. В знак дружбы они обещают избегать друг друга на поле боя, и они обмениваются доспехами. Это примирение между врагами предвещает примирение, которое произойдет между Ахиллесом и Приам в книге XXIV.

В Трое Гектор встречается со своей женой, чтобы обсудить приготовления к жертвоприношение богам. Затем он отправляется на поиски своего безответственного брат, который отсутствовал в бою. Когда он находит Париж интересным себя с Хелен, он в ярости и наказывает своего брата за то, что он начал войну, а затем отказываясь от участия в ней. Он также обвиняет его в причинении гибели тысяч троянцев. И снова Гомер мастерски указывает из больших различий, которые существуют между Гектором и Парисом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *