Прокл основные идеи: 4. Прокл. Античная философия

4. Прокл. Античная философия

4. Прокл

Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410–485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.

Но как непохожи были Афины и их философы во времена Прокла на Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся в школе Аристотеля интерес к развитию специальных знаний, выдвинувший крупнейшие фигуры таких ученых, как Теофраст и Стратон, у которых в ряде их исследований и воззрений торжествует не только натурализм, но и доподлинный материализм, сходит на нет, торжествует идеализм как в понимании природы, так и в учении о человеке, в антропологии и психологии.

В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного исследования истины покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного знания.

В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От него осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало изученное. Особое место в нем занимают составляющие много сотен страниц комментарии к труднейшим диалогам Платона и «Началам» Евклида. Комментарии к «Пармениду» и «Тимею» Платона, а также к его «Кратилу» далеко выходят за рамки комментирования текстов Платона и заключают в себе систематическое изложение всех основных вопросов и учений неоплатонизма, а также богатейшую и разнообразную историко-философскую информацию. Метод комментирования Платона у Прокла представляет дальнейшее развитие метода Ямвлиха. Выдающимся теоретическим сочинением Прокла было «Богословское элементарное учение». Это настоящий катехизис неоплатонизма в наиболее зрелом его виде. Сочинение состоит из 211 тезисов, излагающих в чрезвычайно сжатой форме всю систему неоплатонизма, т. е. учение о Едином, об Уме, о Душе и о Космосе. Тезисы сопровождаются пояснениями, без всяких цитат, чрезвычайно сжатыми, далекими от литературных прикрас.

Напротив, чрезвычайно подробным было сочинение Прокла «О богословии Платона», в котором обстоятельно излагалось на основе Платона учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих и мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одновременно.

Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл проводит принцип и метод триадического построения и изложения. В основе этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично. Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях, и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики.

В триаде Прокл различает три момента. Первый из них — пребывание в себе. Другие названия для него — причина, неделимое единство, «наличие», «отец», «потенция». Второй момент триады — выступление из себя (proodoV), иначе — эманация за свои предела, причинение или действие в виде причины. Это переход из единства во множество, начало делимости, «мать», энергия. Третий момент — возвращение из «инобытия» обратно в себя (epistrofh), возвышение от дробности и множества вновь в неделимое единство, а расчлененное единство, в «эйдос» или единораздельную сущность. Итак, в своей основе эти три момента образуют «пребывание», «выступление» и «возвращение».

Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и Души выработана в четкую триадическую схему, более рассудочную и более схоластическую, чем у Плотина.

В учении о Едином — первом звене триады — Прокл опирается на расчленение Единого, разработанное в предшествующей традиции неоплатонизма, и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких качеств, то оно предшествует даже Уму, существует между безусловным Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе — «над-бытийиыми единицами».

Принципиально учение это было намечено уже у Платона и в неоплатонизме — у Плотина.

Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе после Единого звено основной триады — Ум, который толкуется по разным ступеням:

1. Как Ум Мыслимый, т. е. «интеллигибельный» (nohtoV), или «пребывание в себе». На этой ступени Ум — предмет для него самого, или «бытие».

2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом самого себя. Это Ум «интеллектуальный», или Ум «мыслящий» (noeroV), т. е., «ум» в собственном обычном смысле слова.

3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или тождество бытия и мышления. Это Ум «интеллигибельно-интеллектуальный», иначе — «жизнь-в-себе» (autozwon).

Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие. В триаде Гегеля «эманация» мыслится как возрастающая: синтез, или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух. В триаде Прокла, напротив, «развитие» понимается не как прогрессивное, а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается «интеллигибельный» (мыслимый), а наиболее бедным — «интеллектуальный» (мыслящий).

Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой «интеллигибельный» ум. Здесь три триады согласно Триадическому закону, указанному Платоном в «Филебе»: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное из предела, и беспредельного. На этом, впрочем, триадическая классификация богов из области Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады, которые в своем дальнейшем развитии становятся в известных звеньях из триад гебдомадами, т. е. седмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход к душам и называется «источником душ».

Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также и для третьего момента основной триады — для мира Души — и обнимает души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими подразделениями.

Учение Прокла оказалось последней системой эллинистического неоплатонизма, пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии и несмотря на его мощный систематизаторский талант и могучий аналитический ум.

Система Прокла не могла противостоять христианству не только как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия и связанной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной государственной религией уже в течение двух полных столетий.

В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее существование.

4. Прокл

4. Прокл Прокл, позднейший неоплатоник, о котором нам еще осталось сказать, имеет более важное значение, чем Порфирий и Ямвлих. Он родился в 412 г. в Константинополе и умер в 485 г. в Афинах; учился же он и провел б?льшую часть своей жизни также в Афинах у Плутарха. Его жизнь

4.

Прокл

4. Прокл Окончательную систематизацию всего античного учения о числе с точнейшим использованием всей относящейся сюда терминологии мы находим у Прокла. Тексты из Прокла на эту тему приведены у нас в своем месте (ИАЭ VII кн. 2, 57 – 62). Они поражают как большой точностью

5. Прокл

5. Прокл Минуя интересные, но для настоящего общего очерка второстепенные материалы Ямвлиха (ИАЭ VII, кн. I, 137 – 142), Феодора Асинского (304 – 307), Саллюстия (339) и Юлиана (372), мы остановимся на Прокле, у которого необходимо констатировать окончательное завершение всей античной

3. Прокл

3. Прокл а) После всех приведенных у нас сейчас неоплатонических текстов можно ли удивляться тому, что Прокл, главнейший завершитель всего античного платонизма, возводит материю вплоть до полного отождествления ее (в формальном смысле) со сверхсущим и сверхразумным

5.

Прокл

5. Прокл В окончательной форме и с полным соблюдением терминологической точности и системы учение о гармонии дано у Прокла. Как того и требует само положение дела, Прокл в основном прямо связывает гармонию со своим учением о трех ипостасях и воплощении этих трех ипостасей

4. Прокл

4. Прокл Примечательно то, что у Прокла при всех наших поисках мы не нашли термина»подражание». Но производное от этого термина в глагольной форме»подражать», насколько нам удалось установить, имеется в»Первоосновах теологии»и в комментарии Прокла на

3. Прокл

3. Прокл В противоположность Плотину Прокл довольно часто пользуется катартической терминологией, и притом по преимуществу с ноологической семантикой. Это можно считать завершением всей античной теории катарсиса.Но прежде чем рассмотреть эту семантику, укажем на

§6.

Тоже. Прокл

§6. Тоже. Прокл Как и во многих других отношениях, Прокл и в области теории элементов дает окончательные формулы, которые отличаются и своим анализом, и своей системой, и своим доведением общеантичной теории до окончательной ясности. 1. Определение элемента У Прокла

14. Прокл и общий характер неоплатонизма

14. Прокл и общий характер неоплатонизма «Неизреченность» и «прозрачность», «таинственность» и «свет» оказываются у неоплатоников в равной мере присущими символами. Однако эта светоносность, характерная для божественных символических потенций, обращена к человеку своей

Философия Неоплатоников: Плотин, Прокл, учение кратко

Более разработанную форму неоплатоническая философия получила у Прокла.

Главная идея учения Прокла выражена в одном положении из «Теологии Платона» (2,95):

«Единое в себе неизречено и непознаваемо, но оно постигается из своего выхождения и возвращения в себя».

Это положение Прокл формулирует при оценке отрицательного результата диалектики единого и многого в «Пармениде» Платона: отрицательные определения не скрывают того, о чем они сказываются, а раскрывают его порождения, по которым можно положительно судить о том, что их произвело.

Так, действие не есть породившая его причина, но по нему можно судить о ней, ибо она — его причина; единое не есть многое, но по многому можно судить о породившем его единстве; единое — не целое, но по целому можно судить о едином и т.д.

На этом основании Прокл применяет апофатический, отрицательный способ раскрытия совершенного, пребывающего в тождестве с собой и превосходящего все в своей неизреченной простоте. Отрицание совершенного есть вместе с тем его утверждение, ибо если бы совершенное сводилось к одному лишь отрицанию, то не было бы ни самого отрицания, ни его логоса, т.е. идеи или понятия того, что отрицает себя. Эту совершенно верную мысль Прокла можно популярно выразить так: «По плодам Его узнаете Его».

Совершенное (абсолютное) рефлектирует, светится во все стороны и производит таким образом, что все произведенное идейно содержится в Едином, не выходит за пределы единой идеи, логоса, ибо кроме логоса поистине нет ничего. «Логос Неизреченного вращается вокруг себя самого, не покоится и борется с самим собою», – пишет Прокл, явно вспоминая Гераклита и Платона (Теология Платона, 2, 109). Другими словами, понятие абсолютного есть его абсолютное самоотрицание и тем самым абсолютное утверждение себя самого. Благодаря этому и можно попытаться раскрыть логос, идею Единого: по тому, что и как происходит их Единого, попытаться понять, что и как совершается в нем самом. Такова основная мысль Прокла и благодаря ее развертыванию он занимает видное место в истории философии.

Как же он раскрывает свою мысль?

Прокл исходит из тех моментов диалектики единой идеи, которые Платон уже наметил в «Софисте», «Филебе» и «Пармениде» и изобразил в «Тимее» — из диалектики единого и многого, границы (предела) и беспредельного. При этом он настолько углубляет намеченную Платоном троичность определений идеи, что моменты тройственности перестают быть у него друг вне друга, как у Плотина.

Каждое из трех определений абсолютного Прокл рассматривает как само по себе абсолютное определение, т.е. как такое определение, которое заключает в себе все три определения вместе. Каждое из трех определений есть, таким образом, у него тотальность, исчерпывающая полнота определений. Благодаря этому Прокл возвышается до мысли о реальном триединстве, все моменты которого есть триады.

Каждое из определений Троицы само по себе тройственно, отчего их и невозможно оторвать друг от друга! (Если бы все христиане понимали то, во что они верят, не было бы разделения христианских церквей.) Хотя эти определения различны и даже противоположны друг другу, именно поэтому они и образуют неразрывное единство, которое есть не покоящееся абстрактное тождество этих определений друг вне друга, а процесс в себе самом.

Этот процесс единства заключается в том, что все три его различные момента как тотальности последовательно полагают себя друг в друге как тождественные, образуя этим способом из себя самих абсолютную тотальность Единого — замкнутую в себе самой систему его определений. Это и есть прокловы порядки порождения Единым иного, по которым можно судить о Едином, ибо, порождая иное, Единое определенным образом высказывает, выказывает, открывает себя.

Таково откровение сокровенного — его собственная речь, Слово о себе самом, — λόγος, логика абсолюта. В отличие от слышимого, сказанного слова, это несказанное Слово неслышимо, а мыслимо. А поскольку Единое Прокл постоянно вслед за Аристотелем постоянно именует Богом, а многие порядки порождения — богами, свое учение он называет теологией, т.е. раскрытием логоса Бога, учением о божественном понятии.

Сравните с этим начало Евангелия от Иоанна, написанного по-гречески: «В начале был Логос, и Логос был у Бога и Логос был Бог… Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:1-5). Стало быть, жизнь людей — в понятии, в логосе!

Каковы же определения Единого, собственные триады божественного триединства?

В «Теологических стихиях» Прокл называет первый момент Богом — абсолютным сверхсущим непознаваемым Единым; второй — его первым произведением, многими единицами вещей, «бесконечными богами-числами», через которые вещи причастны абсолютному единству, а третий момент — пределом, который удерживает многих богов в единстве с единым Богом.

В «Теологии Платона» противоположность определена Проклом чище.

В ней замечательно трактуются три основных момента, выдвинутые в платоновском «Филебе» — граница (πέρας), бесконечное (ἄπειρον) и смешанное (μικτόν). Они представляются Проклу «высшими богами». Это выражение нужно понять: Ксенофан утверждал, что Бог — один, Прокл — что Бог един и множествен в себе самом, конкретен. Вот какое развитие претерпела идея Бога в античности!

От границы как абсолютной монады вещи имеют индивидуальность, т.е. единичность, целостность и общность — «божественную меру», качество. От бесконечного, напротив, исходит всякое разделение, плодовитость, множество, количество.

«Поэтому, – пишет Прокл, – если мы говорим об исхождении некоторого божественного, это означает, что оно прочно остается в индивидуальном одном и лишь по бесконечности шествует вперед. Единое в себе имеет и одно (от принципа границы), и множественность (от принципа бесконечности). Во всех противоположностях божественных порядков превосходное принадлежит границе, а дурное — бесконечному».

И зло, стало быть, божественно, логично; Сатана поэтому — не исчадие ада, а исчадие Бога; точнее, сам Бог в одном из своих абстрактных определений! И Платон в «Филебе», говоря об удовольствии, признает его как бесконечное дурным, неистинным, лишенным разума, логоса.

«От обоих этих начал, – продолжает Прокл, – все имеет свой прогресс вплоть до полного вступления в бытие, в реальность. Таким образом, вечное, поскольку оно как разумное есть мера, частью имеет от границы, но поскольку вечное есть причина непрекращающейся силы, по бытию оно имеет от бесконечного».

(3, 133-134).

Неистощимая, неизбывная сила, мощь конкретного заключена в его конкретности, в единстве противоположностей.

Третье, «смешанное», впервые есть целое — единство предела и беспредельного. Только оно, согласно Проклу, есть сущее — сущность исполненная, полная собою — субстанция: «монада всех возможностей», «одно-многое» или универсум, вселенная. Следует сказать, что «смешанное» здесь — не лучшее выражение, ибо вселенная есть не внешняя связь разного, а развивающееся из себя самого различие противоположностей, или конкретное в его реальности. В этом истинно существующем, указывает Прокл, есть красота, истина и симметрия: красота — для порядка в соединенных, истина — для чистоты, а симметрия — для единства связанных.

Главное при этом, конечно, то, что каждый из трех моментов конкретного конкретен — он есть в самом себе троичность, триада и раскрывается как триада. Истинно сущее есть в себе конкретная сущность — субстанция, исходящая из самой себя субстанция есть жизнь (или природа), а из обособления и развития тех моментов, которые есть жизнь, истекает ум, как дух возвращающий развитое единство субстанции в самое себя. Ум или дух у Прокла не непосредственно происходит из Единого, как у Плотина, а есть результат, последнее всего процесса субстанциальной жизни — его истинное завершение, закругление, возвращение в себя. Это совершенно верно: дух есть конкретнейшее конкретного, самая истинная истина, развитая триада триад, ибо он как результат содержит в себе весь процесс, началом которого выступает сущность, а серединой — жизнь.

Итак, распорядок порождения универсума по Проклу таков: граница и бесконечное в самих себе есть сущность, субстанция (первая триада), единство бесконечной сущности и всей возможности (материи) есть жизнь, природа универсума (вторая триада), а граница бесконечной жизни природы есть ум или дух, который возвращает жизнь к ее началам, делая ее соразмерной сущности, субстанции всего сущего, и таким образом замыкает мыслимый круг логоса — исхождения Единого и его возвращения в себя (третья триада). В одном порядке само конкретное есть сущность, в другом — жизнь, а в третьем — мыслящая мысль, дух. Это Прокл и называет богами, а сущность — Гестией, прочной основой всего.

В духе, таким образом, первое триединство есть мыслимый Бог, Отец, второе — мыслимый и мыслящий Бог, деятельный Сын, а третье — чистый, мыслящий Бог или Дух, который в себе есть возвращение, обращение к единству и в котором как возвращении вполне истинным способом содержатся все три. «Бог есть в нем целое», говорит Прокл. Эти трое суть в духе абсолютно одно, что и составляет затем некоторого абсолютно конкретного Бога, в которого верят христиане.

Но почему все эти различия едины, почему конкретное развертывается именно так, а не иначе, Прокл еще не знает и не может знать. «Три единства возвещают непознанную причину первого несообщенного Бога, который проявляется в трех, мистическим способом», — говорит он. Эта истинная мистика и превращает у Прокла философию в теологию, открывая путь средневековому философствованию, занятому осмыслением выдвинутой и развернутой Проклом идеи. Прокл связывает, таким образом, античную философию с христианским философствованием средних веков.

Прокламация об освобождении | Национальный архив

Испанский

Президент Авраам Линкольн издал Прокламацию об освобождении 1 января 1863 года, когда страна приближалась к третьему году кровавой гражданской войны. В прокламации говорилось, что «все лица, содержащиеся в рабстве» в мятежных государствах, «являются и впредь будут свободны».

Несмотря на столь обширную формулировку, Прокламация об освобождении была ограничена во многих отношениях. Он применялся только к штатам, которые отделились от Соединенных Штатов, оставив нетронутым рабство в лояльных приграничных штатах. Он также прямо исключил части Конфедерации (южные сепаратистские штаты), которые уже перешли под контроль Севера. Самое главное, обещанная свобода зависела от военной победы Союза (Соединенных Штатов).

Хотя Прокламация об освобождении не положила конец рабству в стране, она покорила сердца и воображение миллионов американцев и коренным образом изменила характер войны. После 1 января 1863 г. каждое наступление федеральных войск расширяло владения свободы. Более того, Прокламация объявила о приеме чернокожих в армию и флот Союза, что позволило освобожденным стать освободителями. К концу войны за Союз и свободу сражались почти 200 000 чернокожих солдат и матросов.

С первых дней Гражданской войны рабы действовали, чтобы обеспечить себе свободу. Прокламация об освобождении подтвердила их настойчивость в том, что война за Союз должна стать войной за свободу. Это добавило моральной силы делу Союза и укрепило Союз как в военном, так и в политическом отношении. В качестве вехи на пути к окончательному уничтожению рабства Прокламация об освобождении заняла место среди великих документов человеческой свободы.

Оригинал Прокламации об освобождении рабов от 1 января 1863 года находится в Национальном архиве в Вашингтоне, округ Колумбия. С текстом, занимающим пять страниц, документ первоначально был перевязан узкими красными и синими лентами, которые были прикреплены к странице для подписи вафельным оттиском печати Соединенных Штатов. Большая часть ленты остается; части печати все еще можно расшифровать, но другие части стерлись.

Документ был переплетен с другими прокламациями в большом объеме, хранившемся в течение многих лет Государственным департаментом. Когда он был подготовлен к переплету, его укрепили полосами вдоль центральных складок, а затем наклеили на еще больший лист плотной бумаги. В правом верхнем углу этого большого листа красными чернилами написан номер Прокламации 95, присвоенный Государственным департаментом спустя много времени после ее подписания. Вместе с другими записями том, содержащий Прокламацию об освобождении, был передан в 1936 из Государственного департамента в Национальный архив США.

Прокламация об освобождении

Увеличить

Страница 1

 

Увеличить

Страница 2

 

Увеличить

Страница 3

3

2  

2

Увеличить

Страница 4

Увеличить

Страница 5

 

Выберите ресурсы

  • Стенограмма Прокламации
  • Прокламация о предварительной эмансипации, 1862 г.
  • «Прокламация об освобождении: акт справедливости» Джона Хоупа Франклина.
  • Хартии свободы
     

Ежегодная демонстрация Прокламации об освобождении в Национальном архиве частично стала возможной благодаря Фонду национальных архивов благодаря щедрой поддержке компании Boeing.

Прокламация 1763 года · Маунт-Вернон Джорджа Вашингтона

ПредметСельское хозяйствоАмериканская революцияАмериканский ЗападЖивотныеХудожникиПорабощенное сообщество и рабствоСемьяЕда и напиткиСадыОсобнякВоенныеМаунт-ВернонОбъектыЛичнаяПолитикаСохранениеПрезидентствоСлуги и рабочиеТипАрхитектураАртефактБитваБиографияВоенныйМестоПолитическийИндекс А-Я

Линия провозглашения 1763 года была британской границей, отмеченной в Аппалачах на Восточном континентальном водоразделе. Указом от 7 октября 1763 года Линия провозглашения запрещала англо-американским колонистам селиться на землях, приобретенных у французов после войны между Францией и Индией. Эта мера способствовала усилиям британского правительства по препятствованию экспансии на запад за десятилетие до американской революции, что было обусловлено рядом социально-политических и экономических факторов. Официальные лица в Лондоне опасались, что усиление англо-американского присутствия на западной территории спровоцирует насилие коренных американцев, которое в сочетании с сопротивлением французских поселенцев в регионе спровоцирует еще один дорогостоящий конфликт для империи. Кроме того, британское правительство рассматривало экспансию на запад как угрозу своей торговой экономической системе, выражая обеспокоенность тем, что открытие запада для фермерских семей даст колониям возможность обрести экономическую независимость за счет коммерческого сельского хозяйства. В то время как Великобритания намеревалась установить линию границы, чтобы ослабить напряженность между англо-поселенцами и коренными народами, нетерпеливые колонисты в значительной степени проигнорировали провозглашение и поселились за границей с небольшими последствиями для правительства.

Королевская декларация была более успешной в своей способности ограничивать цели частных земельных компаний из Вирджинии и их инвесторов, которые стремились извлечь выгоду из продажи земель в долине Огайо. Будучи членом дворянства Вирджинии, покровителем многочисленных земельных компаний и опытным геодезистом, граница глубоко повлияла на Джорджа Вашингтона. Вашингтон счел установленный Королевской прокламацией контроль над торговлей и миграцией дискриминационным по отношению к колонистам, стремящимся облегчить личные долги за счет прибыльных земельных владений, особенно ветеранов франко-индейской войны. Поскольку многие коллеги из Вашингтона разделяли эти взгляды, Линия провозглашения 1763 года была знаменательна тем, что знаменовала собой начало явного идеологического разрыва с метрополией. Различные социальные, политические и экономические взгляды, возникшие среди богатой элиты Вирджинии, в конечном итоге помогли подтолкнуть колонию к восстанию в следующем десятилетии.

Окончание франко-индейской войны принесло в Северную Америку большие географические и политические изменения. Парижский мирный договор, подписанный 10 февраля 1763 года, фактически удалил Францию ​​с континента, вынудив ее уступить всю территорию к востоку от реки Миссисипи победившей Великобритании. Получив эти земельные владения, британцы объявили свои американские колонии полными и защищенными от внешних угроз. Однако это послевоенное соглашение породило множество внутренних проблем, которые в совокупности побудили Корону установить линию провозглашения. Сразу после заключения Парижского договора жители атлантических колоний империи решили, что эти вновь приобретенные земли свободны и открыты для заселения, и многие из них двинулись к западу от Аппалачей. Спровоцированная вторжением поселенцев и возмущенная репрессивной дипломатической политикой Великобритании, свободная конфедерация индейцев из долины Огайо и районов Великих озер напала на ряд британских фортов и поселений, пытаясь защитить свои земли и сохранить свою политическую автономию и традиционный образ жизни. . Это восстание, известное как Восстание Понтиака, быстро распространилось и к лету 1763 года достигло Иллинойса и Вирджинии. Когда военные отряды коренных американцев разрушили десятки британских фортов и убили сотни мирных жителей, ответная агрессия со стороны американцев высветила необходимость разделения обеих групп. . Хотя британское правительство заверило своих американских граждан, что Линия провозглашения была принята для их защиты, многие истолковали этот акт как проиндийскую меру. Ограничив англо-американское поселение за пределами Аппалачей и запретив губернаторам передавать земли коренных американцев частным компаниям или отдельным лицам, если они ранее не были приобретены Великобританией по официальному договору, Корона официально признала, что коренные американцы обладают определенными земельными правами, что вызвало широко распространенное колониальное недовольство и разочарование.

Стремление Британии сохранить свою коммерческую экономическую систему также способствовало созданию Прокламационной линии. В британском торговом мире колонии должны были производить сырье для экспорта в метрополию, где из него производились промышленные товары и продавались потребителям внутри империи. Чтобы сохранить свое богатство, Великобритания приняла ряд правил на протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков, таких как Законы о мореплавании, запрещающие ее колониям торговать с иностранными рынками. После франко-индейской войны Великобритания опасалась, что экспансия на запад приведет к росту коммерческого сельского хозяйства, что позволит фермерам получать прибыль за счет контрабанды избыточного урожая на внешние атлантические рынки. Вместо этого правительство стремилось защитить меркантилизм, поощряя колониальный рост на севере и юге, чтобы заселить недавно приобретенные провинции Квебек, Восточная Флорида и Западная Флорида. Это не только ограничило бы создание коммерчески прибыльных ферм на недавно приобретенных западных землях, но и удержало бы поселенцев в непосредственной близости от экономического и политического влияния Великобритании. Следовательно, многие колонисты с разным социально-экономическим положением рассматривали Линию провозглашения и ее ограничения как репрессивные меры, принятые Короной для обеспечения усиления контроля над делами в своих североамериканских колониях.

Хотя Линия провозглашения в целом не могла ограничить миграцию отдельных поселенцев, она отрицательно сказывалась на землевладельцах Вирджинии в середине 1760-х годов. Эти люди инвестировали и спекулировали землей с 1740-х годов, предварительно предоставив миллионы акров западной территории фирмам, таким как компания Огайо, для будущей продажи. Однако франко-индейская война и последующие договоры с Индией прервали планы этих земельных компаний, в течение которых их предварительные гранты истекли. Ограничения, сопровождавшие Королевскую прокламацию 1763 года, не позволили инвесторам получить необходимые титулы для защиты своих прав на землю. Эти ограничения особенно коснулись Джорджа Вашингтона, который посвятил большую часть своей жизни спекуляции землей, стремясь добиться экономической независимости и выделиться среди привилегированного класса Вирджинии. Вашингтон выступил против желания Великобритании ограничить рост товарного сельского хозяйства и считал экспансию на запад неизбежной; по его мнению, Линия провозглашения была временной мерой, введенной для успокоения коренных американцев после изгнания французов с континента. Это мнение побудило Вашингтон обратиться к правительству Вирджинии с ходатайством об освобождении участков земли, которые были обещаны французским и индийским ветеранам войны, при этом присоединившись к другим спекулянтам из Вирджинии в лоббировании короны с целью отодвинуть границу дальше на запад. Авантюры Вашингтона оказались успешными, когда в 1768 году были заключены Форт-Стэнвиксский договор и договор о каторжных работах, а в 1770 году снова был заключен Лочаберский договор.

Наследие прокламации было социальным, политическим и идеологическим. Хотя ученые спорят о том, на каком уровне декларация фактически признала автономию коренных американцев, многие коренные народы, особенно в Канаде, ссылаются на этот документ как на первое официальное признание Великобританией земельных прав и самоопределения индейцев. Историки также расходятся во мнениях относительно того, в какой степени прокламация способствовала началу Американской революции, при этом большинство из них утверждает, что пограничный спор не спровоцировал конфликт напрямую. Многие, однако, утверждают, что идеологические последствия провозглашения были более значительными, чем существование самой границы. Негодование по поводу Британской империи и ее вмешательства в колониальные дела связывало американцев разного социально-экономического положения на философском уровне. Идеологический разрыв с метрополией, провозглашенный Прокламационной линией 1763 года, особенно для правительственных лидеров и землевладельцев Вирджинии, подтолкнул колонии к восстанию в следующем десятилетии.

Дженнифер Монро Маккатчен
Техасский христианский университет

Библиография:

Бейлин, Бернард. Идеологические истоки американской революции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1967.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *