Франц Шуберт. Игра-викторина по самым известным основным произведениям
Привет! На связи из сентиментального девятнадцатого века Франц Шуберт, композитор эпохи Романтизм.
Современники ценили, в основном, мои песни и прозвали меня «Король песен».
Приятно, что Вы сохраняете интерес к моему творчеству.
Моё самое популярное произведение «Аве Мария» сегодня занимает 21-ю строчку в «Народном рейтинге классики».
Перейти к основным произведениям (14) ↓
Франц Шуберт (1797-1828, Franz Peter Schubert)
Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и входят в число самых известных образцов классической музыки.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шуберт,_Франц
Король песен
Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 7 симфоний (8 «Неоконченная»), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни.
Дева озера
Самая известная песня Шуберта первоначально была написана в 1825 году в составе вокального цикла на стихи из поэмы английского писателя Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка (впрочем, возможность исполнения оригинального английского текста также предусматривалась композитором). Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.
Франц Шуберт. Основные произведения (14)
Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.
Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
- № 1: Франц Шуберт «Аве Мария»
ТОП-100Народный рейтинг: 448888
Композиция планировалась как песня «Дева озера», а получилась всемирно известная версия молитвы Ave Maria
- № 2: Франц Шуберт «Серенада»
ТОП-100Народный рейтинг: 256916
Серенада (Рельштаб) из вокального цикла «Лебединая песня».
- № 3: Франц Шуберт «Музыкальный момент фа минор»
ТОП-100Народный рейтинг: 243183
Музыкальный момент (также, музыкальное мгновение; фр.

Moments musicaux) — небольшая инструментальная пьеса, родственная экспромту. Музыкальному моменту свойственны непосредственность, лирические высказывания и импровизационность. - № 4: Франц Шуберт «Симфония № 8 (Неоконченная)»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 76205
«Неоконченная симфония» си минор DV 759 (при издании был присвоен № 8) — одно из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Написана осенью 1822 года.
- № 5: Франц Шуберт «Военный марш»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 73708
- № 6: Франц Шуберт «Соната для арпеджионе»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 65430
Самое известное в мире произведение для арпеджионе.
- № 7: Франц Шуберт «Лесной царь»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 64842
Песня «Лесной царь» на слова Иоганна Вольфганга фон Гёте.

- № 8: Франц Шуберт «Фантазия фа минор»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 59437
- № 9: Франц Шуберт «Трио № 2 ми-бемоль мажор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 54904
Вторая часть (анданте) трио ми-бемоль мажор Шуберта — та самая музыка из рекламы «Мегафон»
- № 10: Франц Шуберт «Гретхен за прялкой»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 49163
«Гретхен за прялкой» на стихи Гёте – первый вокальный шедевр, написанный Шубертом в 17 лет.
- № 11: Франц Шуберт «Квинтет Форель»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 45454
Квинтет на музыку из песни Шуберта «Форель»
- № 12: Франц Шуберт «Вальс си минор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 44345
Самый известный вальс Шуберта для фортепиано.

- № 13: Франц Шуберт «Экспромт № 3 соль-бемоль мажор»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 31108
Эту мелодичную серенаду известные музыканты любят исполнять на бис.
- № 14: Франц Шуберт «Симфония № 9 (Большая)»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 24892
В основной теме 2-й части слышатся элементы венгерской народной музыки. Обращает на себя внимание характерный для Шуберта приемом игры «светотени» — после длительного сумеречного минора наступает неожиданное мажорное просветление.
- 1
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно.
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору.
🤔 Указано неправильное название ?Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
Франц Шуберт. «Розамунда» и другие театральные работы
Опера «Розамунда» стала одним из главных произведений Шуберта. В этой части узнаем о ее удачах и провалах на театральной сцене.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
скрипачка, выпускница консерватории, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книг «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»
Поговорим о Шуберте и театре.
😔 Шуберт, величайший мастер вокальной музыки, автор песен, где порой за несколько минут разворачивается потрясающий спектакль, потерпел фиаско на театральной сцене. Для театра он активно писал с 14 лет и на протяжении всей жизни: в списке его сочинений 9 зингшпилей (традиционных немецких опер с разговорными диалогами) и 7 опер, из которых закончены лишь две — «Альфонсо и Эстрелла» и «Фьеррабрас».
📜 За свою короткую жизнь Шуберту не посчастливилось встретиться с хорошим драматургом, и сегодня эта музыка практически неизвестна.
Хотя благодаря отдельным записям мы знаем, что Шуберт был внимательным слушателем Моцарта, Бетховена и Вебера и очень достойным продолжателем их традиций. В его театральных сочинениях много сильных страниц, не уступающих предшественникам — надо только вслушаться.
🏆 Шуберту было очень сложно бороться за место на оперной сцене. В первые десятилетия 19 века придворный театр в Вене сходил с ума от Россини и итальянской оперы, с 1820 его возглавлял итальянский антрепренер Барбайя. Впрочем, в 1822 году дирекция заказала Шуберту и Карлу Марии фон Веберу по опере. Вебер сочинил «Эврианту», но публика не желала слушать ничего, кроме Россини, и провал «Эврианты» сделал очевидным поражение немецкой оперы в Вене.
📤 Если уж такой тяжеловес, как Вебер, потерпел неудачу, то Шуберту было рассчитывать не на что — театр просто отказался от постановки его оперы «Фьеррабрас». Не увидела сцены при жизни Шуберта и написанная в то же время опера «Альфонсо и Эстрелла». Шуберт не раз посылал в дирекцию театра свои партитуры, но они возвращались к нему спустя месяцы без ответа, иногда даже в нераспечатанных конвертах.
👯♂️ В 1820 году в Кернтнертор-театре был поставлен зингшпиль Шуберта «Братья- близнецы». Главную роль исполнил Иоганн Фогль — баритон, друг и соратник композитора, выступавший с ним в дуэте и очень много сделавший для успеха песен Шуберта. На спектакле побывал младший сын Моцарта, Франц Ксавер Вольфанг. Он записал в своем дневнике: «В сочинении есть очень красивые вещи, но оно немного слишком серьезно…». Однако Шуберту было не суждено добиться успеха и в жанре зингшпиля.
👸 Подобно тому, как одним из самых знаменитых сочинений Грига стала музыка к «Перу Гюнту», одним из самых популярных симфонических сочинений Шуберта стала музыка к пьесе «Розамунда, принцесса кипрская».
Фиаско или невероятный успех? Поговорим о постановке «Розамунда, принцесса кипрская», которую Шуберту удалось увидеть лишь дважды.
💁🏻♀️Автором пьесы «Розамунда, принцесса кипрская» была Гельмина фон Чези — крайне колоритная дама с неординарной судьбой.
К 25 годам она успела дважды побывать замужем и развестись, получив от второго мужа-востоковеда известную фамилию и интерес к восточной экзотике. Гельмина вела жизнь эмансипированной женщины, выучила санскрит, побывала в Египте и очень много писала — она мнила себя писательницей и драматургом.
🤦🏻♀️ Но экстравагантности и самоуверенности в ней было больше, чем таланта. Именно она была автором слабого либретто «Эврианты» Вебера. После провала оперы Гельмина обратила внимание на молодого Шуберта и предложила ему написать музыку к своей пьесе «Розамунда, принцесса кипрская».
🎭 Премьера «Розамунды» состоялась 20 декабря 1823 года в театре Ан дер Вин — там же, где ранее ставилась опера Бетховена «Фиделио». Сюжет рассказывал историю пастушки Розамунды, которая в одночасье становится принцессой, в духе готического романа с привидениями, кораблекрушениями, пиратами, похищениями и отравлениями. Но в пьесе было столько нелепостей, что зрители остались в недоумении, а пресса пришла в бешенство от этой литературной галиматьи.
📰 Гельмину постиг очередной провал. «Катастрофа могла поразить только тех зрителей, которые не были знакомы с рассчитанными на театральные машины поэтическими мелодрамами, к которым принадлежит это произведение», пьеса «пустая, скучная, неправдоподобная», — писали газеты.
👏 Зато большой успех имела музыка. «Увертюру пришлось повторить, та же честь была оказана деревенскому хору в последнем акте. Прекрасна песня в начале третьего акта и хор в том же акте. Шуберт встретил единодушное признание», — писали газеты.
😔 Пьеса прошла всего два раза. Это были те два единственных раза, когда Шуберт слышал в достойном исполнении свое зрелое симфоническое сочинение.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о музыке «Розамунды».
⏱ Музыка к пьесе «Розамунда» состоит из 10 номеров.
На сочинение у Шуберта было меньше трех недель, за это время надо было написать увертюру, три антракта, два балета, три хора и песню. Поэтому Франц обратился к своим прежним сочинениям и в качестве увертюры использовал увертюру из оперы «Альфонсо и Эстрелла», а в качестве первого антракта то, что сегодня принято считать несостоявшимся финалом «Неоконченной симфонии».
🧐 Однако сегодня в качестве увертюры к «Розамунде» исполняют увертюру Шуберта к пьесе «Волшебная арфа». В 1839 году именно ее венское издательство опубликовало как увертюру к «Розамунде», и хотя это было явной ошибкой, никто из современников не возражал. Кроме того, известно, что Шуберт находил увертюру «Альфонсо» не слишком подходящей.
🏰 Оригинальность увертюры к «Волшебной арфе» заключается в том, что за десять минут Шуберт представляет всю музыкальную панораму Вены: от героически-сурового вступления в духе Бетховена через песенно-танцевальные темы сонатного аллегро к почти опереточной легкости.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/fzncX3ojaZWvbA
🙇♂️ Шуберт тщательно продумывал музыку к пьесе, несмотря на дефицит времени. Он провел многочисленные тематические связи между отдельными номерами, соединил пьесы продуманным тональным планом. К сожалению, сегодня невозможно восстановить точно положение музыки в пьесе, так как оригинальный текст 1823 года не сохранился, а измененный вариант обнаружили лишь в 1996 году.
📖 Несмотря на провал пьесы, венское издательство отдельно напечатало романс Der Vollmond strahlt («Полная луна сияет над горными вершинами»). Можно предположить, что он пользовался популярностью у публики, и венцы с удовольствием исполняли его дома наряду с другими песнями Шуберта.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xHPASuqzQ1qPDg
👏 Также планировалось издание и трех хоров, полюбившихся публике, но они увидели свет только после смерти Шуберта. Все они чрезвычайно оригинальны и рассчитаны на большой театральный эффект.
🎺 Хор духов написан для мужских голосов в сопровождении только медных духовых. В отличие от автора пьесы, Шуберт не прибегает к излишествам и банальным театральным страшилкам, он очень экономно расходует средства, но именно строгий характер музыки с небольшими «завываниями» и эффектом эхо создает инфернальный характер хора.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Mhp4xHWKyBd84Q
🐑 Очарователен и изящен пасторальный хор пастухов и пастушек:
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2E01_jhfY7nSlw
🐄 Пару ему составляет пастушеская мелодия с солирующим кларнетом:
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ZM4sZhIo7WEryQ
👨🌾 Хор охотников с традиционным «золотым ходом валторн» написан в ритме лендлера, народного австрийского танца, ближайшего родственника вальса. Он заставляет вспомнить лучшие страницы «Вольного стрелка» Вебера.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Wf0b2no_HU9lXw
Музыка балетных номеров и антрактов «Розамунды» была заново открыта только в 1865 году, в один год с «Неоконченной»: оркестровые партии чудом обнаружили в пыли среди бумаг племянника Шуберта.
🕊 Послушайте развернутый первый антракт. Он написан в тональности си-минор и, возможно, должен был оканчивать знаменитую «Неоконченную». В нем действительно чувствуется большое симфоническое дыхание, но все-таки нет той поэтичности и бездонной глубины чувства, что есть в симфонии.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/uwoE06sVctG5NQ
🗣 Второй антракт вводит в мистическую атмосферу действия, для него Шуберт использовал музыку хора духов.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/klVrc6slYgu12Q
🥰Третий антракт — Andantino, одно из самых популярных оркестровых сочинений Шуберта. Возможно, вы уже когда-то слышали его. Шуберт очень любил эту мелодию и использовал еще дважды: в 1824 году в качестве второй части струнного квартета ля мажор (поэтому его обычно называют «Розамунда-квартет»), а за год до смерти превратил в фортепианный Экспромт си-бемоль мажор.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/5_Zc0gwvUmf-OA
🩰 Осталось упомянуть два балетных номера.
Первый — мрачноватый марш, построенный на теме первого антракта (того, который «Неоконченная»). А вот второй тоже состоит в кровном родстве с жанровыми фортепианными пьесами Шуберта и напоминает знаменитый Музыкальный момент фа минор.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/t4HLO6odHR5RNw
курс Level One
Как слушать классическую музыку
Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5500₽
2750₽
подробнее о курсе
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Ближний Восток: правда или вымысел?
9Факты, которые вы могли не знать об Адольфе Гитлере
Талант, с которым вы родились. Творчество, ты можешь расти сам
Шуберт: с чего начать свою музыку | Классическая музыка
Он сочинил более 600 песен, выведя искусство написания немецких песен на новый уровень, а также семь завершенных симфоний, камерную музыку и фортепианные сонаты.
И все же есть ощущение, что Франц Шуберт (1797–1828) еще только начинал использовать свой огромный дар и развивать дальше музыкальный язык, унаследованный им от Бетховена, который он сочетал с удивительным даром мелодического и гармонического изобретательства. Шуберт никогда не был великим исполнителем и всегда был композитором-фрилансером, полагаясь на то, что он мог заработать на комиссионных и гонорарах. Лишь часть его музыки была опубликована при его жизни, и только после его смерти величие его достижений было признано на международном уровне.
Музыка, которую вы можете узнать
Любой, кто впервые столкнулся с классической музыкой через нетленную «Фантазию» Диснея, наверняка слышал довольно липкую аранжировку «Аве Мария» Шуберта, которой заканчивается фильм; это также цитируется в песне Бейонсе Ave Maria. Вы можете услышать медленную часть его фортепианной сонаты в ля в «Звездном шептуне» Тори Амос или тему из второй части его фортепианного трио в ми-бемоль, пронизывающую «Hip Hop Forever» Busta Flex.
Его огромное количество работ регулярно подвергается рейдам в поисках музыки к фильмам — одним из последних был фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины» (2019 г.).), в котором представлено несколько его произведений. На телевидении его музыку можно было услышать в сериалах от Шерлока Холмса до Войны Фойла, а также в Инспекторе Морзе (Струнный квинтет до мажор) и его приквеле Endeavour, а в комедийном сериале 90-х годов «В ожидании Бога» финал Квинтета Форели использовался как его музыкальная тема.
Его жизнь…
Кусочек венской жизни… Иллюстрация Шуберта за фортепиано в XIX веке. Фотография: Getty Images Немногие композиторы вели такую беспрецедентную жизнь, как Шуберт. Он редко выезжал далеко за пределы Вены, где родился 12-м ребенком школьного учителя в районе Лихтенталь. Он начал учиться игре на скрипке в возрасте восьми лет, играл на альте в струнном квартете своей семьи и начал сочинять пьесы для группы; в возрасте 11 лет он выиграл хоровую стипендию в Имперском колледже.
Среди его учителей был Антонио Сальери, 9-й0147 éminence greise венской музыки начала 19 века, который давал мальчику частные уроки композиции. Помимо сочинения струнных квартетов, своих первых пьес для фортепиано и песен, Шуберт также писал для оркестра колледжа. Его Первая симфония была завершена в 1813 году.
В конце 1813 года он вернулся в свой семейный дом — его мать умерла в предыдущем году — чтобы начать работать в школе своего отца, а также давать частные уроки, продолжая учиться у Сальери. . Он познакомился с молодой певицей Терезой Гроб, для которой написал ряд произведений, но ему не позволил жениться на ней закон, который требовал от потенциальных мужей доказать, что у них есть финансовые средства для содержания жены. Ему было тяжело преподавать, но он сочинял с невероятной скоростью. До 20 лет он написал пять симфоний, четыре мессы, шесть опер (в основном незаконченных), три струнных квартета, три сонаты для фортепиано и около 300 песен.
… и времена
Одним из толчков к взрыву творчества Шуберта стало его открытие Гёте в 1814 году: его постановка «Гретхен на Спиннраде» из «Фауста» была, возможно, его первой великой песней.
За ним быстро последовали другие тексты Гёте, такие как Erlkönig и Heidenröslein. В то время писатель был знаменосцем немецкого романтизма, и Шуберт, как и Бетховен до него, сыграет важную роль в музыкальном переходе от классической эпохи к романтизму.
Он заводил друзей в венских литературных и музыкальных кругах, а в 1816 году покинул родной дом, чтобы поселиться в центре города с другом-поэтом Францем фон Шобером. Его репутация начала расти, и он продолжал лихорадочно сочинять оркестровые и хоровые произведения, а также другие песни, в том числе некоторые из его самых известных, такие как An die Musik и Die Forelle (Форель), обе датируемые 1817 годом. В квинтете «Форель», написанном двумя годами позже, песня стала темой ряда вариаций, а в 1824 году Шуберт использовал другую песню 1817 года, Das Tod und die Mädchen («Смерть и дева»), в самой известной из них. его струнные квартеты ре минор.
В этот период также начались Шубертиады, неофициальные вечера в частных домах, спонсируемые богатыми покровителями, на которых Шуберт и его друзья собирались, чтобы читать стихи и слушать исполнение его музыки.
Композитор, рост которого едва достигал 5 футов, был пианистом. Эти собрания также привлекли внимание венской полиции, разыскивающей революционную деятельность после наполеоновских войн, и Шуберт и четверо его друзей были арестованы. Ему сделали выговор и отпустили.
Хотя два композитора встретились только в 1822 году, влияние Бетховена очевидно в сонатах для фортепиано того периода и особенно в Шестой симфонии, которая заменила легкость и моцартовское изящество более ранних симфоний гораздо более драматическим замыслом.
Немногие композиторы вели такую беспрецедентную жизнь, как Шуберт. все еще жаждал более широкого признания и в начале 1820-х годов посвятил большую часть своей энергии написанию опер. Две из них, Die Zwillingsbrüder и Die Zauberharfe, были исполнены в 1820 году без особого успеха, а более амбициозные Alfonso und Estrella и Fierrabras были отвергнуты — оперы Россини были в Вене в моде, а немецкая опера явно была не в моде. В 1823 году Шуберта попросили написать музыку к «большой романтической драме» «Розамунда».Сама пьеса быстро исчезла, но его партитура остается одним из самых популярных его концертных произведений. Неоконченная симфония, две законченные части его восьмой симфонии, также была написана в том же году, незадолго до «Фантазии странника», его самого виртуозного фортепианного произведения. Подобно Quartettsatz, симфония, кажется, открывает новые музыкальные миры, которые — в то время — Шуберт не мог (или не желал) исследовать дальше.
Это было, вероятно, около 1823 года, когда Шуберт заразился сифилисом, хотя неясно, было ли это причиной его смерти пять лет спустя, точно так же, как его сексуальность остается предметом ожесточенных споров. Он страдал от депрессии на протяжении большей части своей жизни, и он определенно был очень болен в том году, в то время, когда его репутация росла, и некоторые из его песен наконец были опубликованы. Но его доход от комиссионных и некоторого преподавания оставался скудным.
Последним крупным оркестровым произведением Шуберта и его последним грандиозным «публичным» заявлением как композитора была «Великая» до-мажорная симфония, которую он не исполнял при жизни.
Два вокальных цикла Die schöne Müllerin («Прекрасная мельничиха») и Winterreise («Зимнее путешествие»), оба на стихи Вильгельма Мюллера, также относятся к этому периоду и достигли новых выразительных высот в форме, которую Бетховен изобрел менее чем десятилетием ранее.
Но, возможно, сущность Шуберта заключена в глубоко личной инструментальной музыке последних лет его жизни, музыке, которая выдерживает сравнение с поздними произведениями Бетховена (на чьих похоронах Шуберт нес гроб в 1827 году, всего за 20 месяцев до своей смерти). собственная смерть). Эти заключительные шедевры включают в себя два фортепианных трио, струнный квартет соль мажор, фантазию до мажор для скрипки и фортепиано, фантазию фа минор для фортепианного дуэта и струнный квинтет до мажор, фортепианные пьесы (два набора экспромтов) и серию экспансивных сонаты для фортепиано, кульминацией которых является великая трилогия произведений до минор, ля мажор и си-бемоль.
Почему он все еще важен?
Признание Шуберта неуклонно росло на протяжении 19 века, поскольку его музыка все чаще публиковалась и исполнялась.
В 1838 году Роберту Шуману показали партитуру Девятой симфонии в Вене, и он взял копию с собой в Лейпциг, где Мендельсон дирижировал первым публичным исполнением. Лист описал Шуберта как «самого поэтического музыканта из когда-либо живших», в то время как Берлиоз, Дворжак и Брукнер были среди тех, на кого повлияло его оркестровое творчество. А традиция письма Лидера, для установления которой Шуберт сделал больше, чем кто-либо, была устойчивой нитью через немецкую музыку в 20-й век. 901:25 Новые выразительные высоты… Марк Падмор и Мицуко Учида исполняют «Зимний путь» в Вигмор-холле в Лондоне в июне. Фотография: Вигмор-холл
Великие исполнители
Симфонии Шуберта были частью репертуара почти всех великих дирижеров 20-го века, от Фуртвенглера до Аббадо, точно так же, как его струнные квартеты исполнялись всеми ведущими коллективами, от квартета Буша. , от Quartetto Italiano до Takács, а среди многих выдающихся исполнений Струнного квинтета на диске наиболее известны Исаак Стерн, Пол Тортелье и Пабло Казальс.






Сама пьеса быстро исчезла, но его партитура остается одним из самых популярных его концертных произведений. Неоконченная симфония, две законченные части его восьмой симфонии, также была написана в том же году, незадолго до «Фантазии странника», его самого виртуозного фортепианного произведения. Подобно Quartettsatz, симфония, кажется, открывает новые музыкальные миры, которые — в то время — Шуберт не мог (или не желал) исследовать дальше.
Два вокальных цикла Die schöne Müllerin («Прекрасная мельничиха») и Winterreise («Зимнее путешествие»), оба на стихи Вильгельма Мюллера, также относятся к этому периоду и достигли новых выразительных высот в форме, которую Бетховен изобрел менее чем десятилетием ранее.
В 1838 году Роберту Шуману показали партитуру Девятой симфонии в Вене, и он взял копию с собой в Лейпциг, где Мендельсон дирижировал первым публичным исполнением. Лист описал Шуберта как «самого поэтического музыканта из когда-либо живших», в то время как Берлиоз, Дворжак и Брукнер были среди тех, на кого повлияло его оркестровое творчество. А традиция письма Лидера, для установления которой Шуберт сделал больше, чем кто-либо, была устойчивой нитью через немецкую музыку в 20-й век. 901:25 Новые выразительные высоты… Марк Падмор и Мицуко Учида исполняют «Зимний путь» в Вигмор-холле в Лондоне в июне. Фотография: Вигмор-холл