Период феодальной раздробленности руси: Ошибка 403 — доступ запрещён

РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

переход на главную

1. Причины перехода к феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин — в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения.

Но в XI-XIII вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев — бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры.

Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в условиях возможного появления сильного противника.

Признаки политического раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу «каждый да держит отчину свою»).

На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом снова возвысился Киев как общерусский центр. Эти князья сумели дать отпор усилившейся опасности нашествия кочевников-половцев. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др.

Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

2. Крупнейшие земли Руси в эпоху феодальной раздробленности

Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) и Галицко-Волынское княжества Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха — Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва.

Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался.

Старший сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г. Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в. икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России («Богоматерь Владимирская»).

Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на «младшую дружину»

(служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).

После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат — Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII — начале XIII вв. был самым сильным русским князем. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса   феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынское княжество

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах, в предгорьях Карпат — добыче соли и горному делу. Важное место в жизни края играла торговля с другими странами, большое значение в которой имели города Галич, Перемышль, Владимир-Волынский.

Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство, в постоянной борьбе с которым княжеская власть пыталась установить контроль над положением дел в своих землях. Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии, куда за помощью или с целью найти убежище обращались как князья, так и представители боярских группировок.

Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси.

После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Только в 1238 г., незадолго до нашествия Батыя, Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче. После завоевания Руси монголо-татарами, Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды. Однако галицкий князь, обладавший большими дипломатическими дарованиями, умело использовал противоречия между Монгольским государством и западноевропейскими странами.

Золотая Орда была заинтересована в сохранении Галицкого княжества в качестве заслона от Запада. В свою очередь, Ватикан рассчитывал при содействии Даниила Романовича подчинить себе русскую церковь и за это обещал поддержку в борьбе с Золотой Ордой и даже королевский титул. В 1253 г. (по другим данным в 1255 г.) Даниил Романович был коронован, однако католичества не принял и реальной поддержки от Рима для борьбы с татарами не получил.

После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля — Польшей.

Новгородская земля

Новгородская земля с самого начала истории   Руси играла в ней особую роль. Важнейшей особенностью этой земли было то, что традиционное для славян занятие земледелием, за исключением выращивания льна и конопли, не давало здесь большого дохода. Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода — бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов — бортничества, охоты на пушного и морского зверя.

Наряду с издревле жившими здесь славянами в состав населения Новгородской земли входили представители финно-угорских и балтийских племен. В XI-XII вв. новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII в. новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озер. Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства.

Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр.

Но несмотря на размеры территории Новгородской земли, ее отличали невысокий уровень плотности населения, сравнительно малое по сравнению с другими русскими землями число городов. Все города, кроме «младшего брата» Пскова (обособившегося с 1268 г.), заметно уступали по численности жителей и своему значению главному городу русского средневекового Севера — Господину Великому Новгороду.

Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде.

Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.

Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви — архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и пр. Город делился на 3 (позже 5) частей — «концов», торговоремесленные представители которых наряду с боярством принимали заметное участие в управлении Новгородской землей.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело

использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела важные политические последствия. Новгород неохотно участвовал в общерусских делах, в частности, выплате дани монголам. Самая богатая и большая по территории земля русского средневековья, Новгородская, не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель. Правящая в республике боярская знать стремилась к защите «старины», к недопущению каких-либо изменений в сложившемся соотношении политических сил внутри новогородского общества.

Усиление с начала XV в. в Новгороде тенденции к олигархии, т.е. узурпации власти исключительно боярством, сыграло роковую роль в судьбе республики. В условиях усилившегося с середины XV в. наступления Москвы на новгородскую независимость значительная часть новгородского общества, в том числе не принадлежащая к боярству земледельческая и торговая элита, или перешла на сторону Москвы, или заняла позицию пассивного невмешательства.

3. Культура

Эпоха феодальной раздробленности была временем дальнейшего развития древнерусской культуры. Продолжали сохраняться и развиваться общие традиции и принципы, сложившиеся в период существования единого государства. Наряду с этим в различных землях и княжествах шел процесс формирования местных художественных школ в литературе, архитектуре и живописи.

Важнейшим культурным центром Руси XII — начала XIII вв. стала Владимиро-Суздальская земля. Правители этой земли не жалели сил и средств на строительство религиозных и светских сооружений. Белокаменные владимирские храмы — Успенский и Дмитриевский, церковь Покрова-на-Нерли, великолепные соборы Суздаля, Юрьева-Польского стали образцами для других русских земель.

Во Владимиро-Суздальском княжестве перед зодчими ставилась цель создания величественных, монументальных сооружений, выражающих идею могущества княжеской власти. Иные задачи стояли перед мастерами в Новгородской земле. Новгородская элита, на деньги которой строились церкви в этой части Руси, предпочитала более скромные по внешнему виду храмы и молельни. В противоположность строгой простоте наружных стен новгородских церквей, внутренность храма покрывалась многоцветной фресковой живописью.

Высокого уровня развития в этот период русской истории достигает ремесло. Широко известны великолепные по качеству изделия русских оружейников, кольчужников, стеклодувов, ткачей. Выдающимся феноменом мастерства русских средневековых ювелиров стали изделия, выполненные в стиле знаменитой киевской перегородчатой эмали.

Наиболее известным литературным памятником Руси XII в. справедливо считается знаменитое «Слово о полку Игореве», чье содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц. Следует упомянуть также о «Молении Даниила Заточника» — сочинении на морально-этические темы, созданном в 20-30-е гг. XIII в. в Суздальской земле. Важным жанром литературы продолжало оставаться летописание.

Эпоха феодальной раздробленности была временем дальнейшего экономического и культурного развития русских земель. К началу XIII в., по мнению историков, можно говорить о складывании в Восточной Европе как важного этнокультурного целого древнерусской народности. Однако Русская земля не была надежно защищена от сильного вмешательства извне. Если русские княжества более или менее успешно противостояли половецким кочевникам на Юге и крестоносцам на Западе, то они совершенно оказались не готовы дать отпор хлынувшим с востока в XIII в. войскам Чингисхана и его наследников.

 

 

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГРАМОТ И УСТАВОВ XII-XV ВЕКОВ)

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8. Ч. 3. С. 162-165.
РАЗДЕЛ:   Юридические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГРАМОТ И УСТАВОВ XII-XV ВЕКОВ)

Рахимова Лилия Мухаметовна
Магнитогорский государственный технический университет

Аннотация. В статье анализируются вопросы охраны отдельных объектов природы (лес, земельные участки, охотничьи и рыболовные угодья) в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

Ключевые слова и фразы: охрана, объекты природы, собственность, жалованные грамоты, заповедные грамоты, феодальная раздробленность, protection, nature objects, property, letters of grant, preserved letters, feudal disunity

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абанина Н. Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 160 с.
  2. Булгаков М. Б., Ямбулганов А. А. Российское природоохранное законодательство XI — начала XX в. М., 1997.
  3. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 232 с.
  4. Грамота, выданная Антониеву монастырю на землю у реки Волхова, приобретенную им у Смехна и Прохна Ивановых детей // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / подгот. к печати В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, Г. Е. Кочин, Р. Б. Мюллер, Е. А. Рыдзевская; под ред. С. Н. Валка. М. — Л., 1949.
  5. Грамота Ивана Васильевича Спасо-Ефимовскому монастырю // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. № 22.
  6. Грамота нижегородского князя Бориса Константиновича 1395 г. Спасско-Благовещенскому монастырю // Источники русской истории: Русь допетровская: пособие / сост. С. В. Фарфоровский. М. — СПб.: Изд-во Т-ва М. О. Вольфъ, 1913. Т. 1. 410 c.
  7. Грамоты Дмитровского князя Петра Дмитриевича Троице-Сергиеву монастырю (1423 год) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. № 91.
  8. Грибов Н. Н. Об освоении Присурья в эпоху Золотой Орды // Четвертый всероссийский мусульманский форум: сборник материалов. Нижний Новгород, 2009.
  9. Двинская Уставная грамота // Чулков М. Д. Историческое описание российской коммерции. М., 1786. Т. 4. Кн. 5.
  10. Жалованная грамота 1457 г. великого князя Бориса Александровича Сретенскому Кашинскому женскому монастырю // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. № 36.
  11. Жалованная и заповедная грамота Ивана IV от 1551 г. архимандриту Чудова монастыря Феогносту на село Дубки в Зубцовском уезде // Памятники русского права: памятники права периода укрепления Русского централизованного государства: XV-XVII вв. / под ред. Л. В. Черепнина. М.: Госюриздат, 1956. Вып. 4. 632 с.
  12. Заповедная грамота середины XV в. великого князя Василия Васильевича митрополиту Ионе // Памятники русского права: памятники права периода образования русского централизованного государства: XIV-XV вв. / под ред. Л. В. Черепнина. М.: Госюриздат, 1955. Вып. 3. 527 с.
  13. Краткая редакция Русской Правды // Российское законодательство X-XX вв.: в 9-ти т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1984. Т. 1. Законодательство Древней Руси. 432 с.
  14. Неволин К. А. Полное собрание сочинений. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1857. Т. IV. История российских гражданских законов. Ч. II. Кн. II.
  15. Охранная грамота Ивана III от 1484 г. Спасско-Ефимьеву монастырю // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Имп. Академии Наук. CПб., 1841. № 96.
  16. Первая договорная грамота Новгорода с Великим Князем Ярославом Ярославовичем (около 1264-1265) // Памятники русского права: памятники права феодально-раздробленной Руси XII-XV вв. / сост. А. А. Зимин; под ред. С. В. Юшкова. М.: Госюриздат, 1953. Вып. 2. 442 c.
  17. Петров К. М. Муромский монастырь (в Пудожском уезде) // Олонецкий сборник: материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1886. Вып. 2.
  18. Пространная редакция Русской Правды // Зимин А. А. Правда Русская: монография. М.: Древлехранилище, 1999.
  19. Смоленские грамоты XIII-XIV веков / под ред. Р. И. Аванесова; подгот. к печати Т. А. Сумникова, В. В. Лопатин. М.: АН СССР, 1963. 143 с.
  20. Статут великого княжества литовского 1566 года // Фёдоров Ал. А., Яценко-Хмелевский А. А. Охрана природы: жизнь растений: в 6-ти т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1. 487 с.
  21. Устав князя Ярослава о мостех // Российское законодательство X-XX веков: в 9-ти т. / под общей редакцией О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1984. Т. 1. Законодательство Древней Руси. 432 с.
  22. Устав князя Ярослава о церковных судах // Там же.
  23. Уставная грамота Василия III от 1530 года крестьянам Новые Соли Новгородского уезда Деревской пятины Моревской волости // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1. № 26.
  24. Уставная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г. октября 21 // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. № 11.
  25. Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, выданная в 1150 году Смоленской епископии // Чулков М. Д. Историческое описание российской коммерции. М., 1786. Т. 4. Кн. 5.
  26. Фалеев Н. И. Лесное право. Лесная собственность. Лесные нарушения: пособие для лесничих, ученых, лесоводов, лесовладельцев, лесопромышленников. М., 1912.
  27. Ярославские епархиальные ведомости. 1893. Часть неофициальная. № 30.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Киевская Русь как древнее украинское государство

Историческое наследие Киевской Руси является ключевой проблемой в истории Восточной Европы. Бесспорно, что украинские земли под управлением Киева сыграли ведущую роль в формировании восточнославянского мира и его государственности ( см. рис. 1 ). Наследие киевских князей, реальное или воображаемое, не только узаконило само существование молодых восточноевропейских государств (прежде всего Московии) в позднем средневековье, но и послужило основой для их экспансии на богатые территории Южной Руси. Украина. Вот почему, по выражению русского историка Александра Пыпина, «спор между южанами и северянами» (т. По понятным причинам украинцам («малороссам»), как «младшим братьям» в империи великороссов, было трудно аргументировать свою позицию. В распоряжении «старшего брата» был тоталитарный государственный аппарат с широким набором «весовых» аргументов, начиная от материального поощрения и продвижения сторонников до лагерей на Соловках и расстрелов противников.

ЗАКОНЫ ЭТНОИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основу определения этнической принадлежности людей, живших в княжеском Киеве, и выяснения украинского этногенеза определяют универсальные законы этноисторического развития в средневековой Европе. Вот основные постулаты современной европейской этнологии:

1. Подходить к этническим группам как к этнокультурным организмам, которые рождаются в определенный момент, проходят жизненный цикл и неизбежно распадаются, растворяясь среди своих соседей.

2. Возраст этноса определяется ретроспективно с помощью методов различных дисциплин (истории, археологии, языкознания, этнографии, антропологии и др.), которые используются для выявления отправной точки непрерывного этнокультурного развития народа.

3. Большинство европейских народов (французы, англичане, немцы, испанцы, чехи, сербы, хорваты, поляки и др.), проживающие на территории культурно-исторического влияния Римской империи, возникли в раннем средневековье, т. е. , 5-7 век н.э.

4. Племенной этап в развитии народов, населявших среднюю полосу Европы, начался с вступлением Европы в средневековье и закончился в IX-X вв., когда эти этнические группы объединились в свои государства (английские, французские, чешские, сербские , польский и др.). Они часто охватывали территории соседних народов и принимали форму средневековых империй (британской, испанской, французской и польской).

5. По мере колонизации отсталых провинций их метрополиями рождались молодые постимперские этносы. Они возникли в результате синтеза местных традиций и этнической культуры завоевателей и начали свое историческое существование в момент отделения от соответствующей империи. Например, на варварских границах Римской империи жили романские народы (испанцы, португальцы, французы, румыны и др.). Испанская империя дала начало испаноязычным мексиканцам, чилийцам, аргентинцам, перуанцам, венесуэльцам, кубинцам и т. д. Британская империя была родиной англоязычных американцев, канадцев и австралийцев. Португальская империя породила португалоязычных бразильцев, а Французская империя — квебекцев. Когда Киевская Русская империя колонизировала лесные северные части Восточной Европы, она породила белорусов, псковичей-новгородцев и русских.

Современная этнология различает несколько этапов этнического развития крупных народов средневековой Европы. Истоки европейских этносов, населявших территорию, попавшую под культурно-историческое влияние Римской империи, восходят к средневековью. Падение империи вызвало известные потрясения (нашествия варваров), после которых ситуация стабилизировалась. Этнографические, археологические, лингвистические и антропологические данные, а также письменные источники позволяют ретроспективно проследить преемственность этнокультурного развития на этнических территориях, населенных большой группой романских народов (испанцы, португальцы, каталонцы, французы, провансальцы, итальянцы). , сицилийцы и румыны), англосаксы, славяне (поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары и украинцы) и др. относятся к концу V-VII вв. на этих территориях. В частности, известный российский археолог Валентин Седов проследил происхождение вышеупомянутых славянских народов (кроме украинцев) через раннее средневековье.

Население средней полосы Европы находилось в V-IX вв. в племенной фазе своего развития, когда оно состояло из отдельных взаимосвязанных племен или этнических групп со своими этнонимами. Например, англы, саксы и юты считаются протоанглийскими племенами. Точно так же существовали протопольские и проточешские племена, а волыняне, древляне, уличи, тиверцы, белые хорваты, поляне и, возможно, северяне можно было рассматривать как протоукраинские племена (см. рис. 2).

Родственные племена объединились и создали свои государства в 9-м и 10-м веках. Так возникли Английское и Польское королевства, а также герцогство Богемия и первые государства сербов, хорватов и болгар, которые иногда расширялись на соседние земли и принимали форму средневековых империй. Исходя из этого, средневековое государство Русь, образовавшееся при объединении упомянутых выше протоукраинских племен, следует рассматривать как древнеукраинское государство. Первые государства, возникшие на землях, населенных англосаксами, поляками, чехами, сербами, хорватами и т. д., безоговорочно признаются средневековыми государствами этих соответствующих народов.

КИЕВСКАЯ РУСЬ КАК СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИМПЕРИЯ

В соответствии с универсальными законами этнического развития в средневековой Европе украинская этнокультурная общность возникла в раннем средневековье и прошла интенсивный период становления в Киевской Руси.

Несомненно, что Киевская Русь 10-13 вв. была империей, охватывавшей земли многих славянских, балтских, тюркских и финских этносов. Поскольку метрополия оказывала устойчивое влияние на завоеванные провинции, этническая культура (и язык) завоевателей смешивалась с культурой покоренных народов. Непосредственно из этого процесса вышли молодые этносы, унаследовавшие этнокультурные элементы как правящего этноса, так и коренных народов. Эти группы нанесли себя на историческую карту как отдельные образования, когда они освободились от своих метрополий. Чаще всего это происходило, когда империи приходили в упадок и молодые народы боролись за свою независимость.

Например, Римская империя породила романские народы. После падения Британской империи ее потомки – американцы, англоязычные канадцы, австралийцы и новозеландцы продолжили свое независимое существование. Испанская империя породила около 30 постимперских этнических групп в Латинской Америке: мексиканцев, чилийцев, боливийцев, аргентинцев, кубинцев, пуэрториканцев и т. д. Бразильцы пришли из Португальской империи, а квебекцы — из Французской империи.

Подобно тому, как римляне латинизировали завоеванные провинции и положили начало формированию романских народов, древние украинцы из империи Киевской Руси русифицировали (не обрусели!) балтийские и финские народы, населявшие лесные массивы Северо-Восточной Европы и породившие группу русов этнических групп (белорусы, псковичи-новгородцы и русские). Сходные взгляды на генезис восточнославянских народов высказывали Михаил Грушевский, Николай Чубатый, Михаил Браичевский и Ярослав Дашкевич.

В их интерпретации общее древнерусское «колыбель братских восточнославянских народов» приобрело совершенно новый смысл. Эмерджентные народы, такие как белорусы, псковичи-новгородцы и русские, лежали в этой колыбели, качаемые их отцом, протоукраинскими колонистами, сосредоточенными вокруг столичного города Киева. Украинский народ сформировался в раннем средневековье, а белорусы, псковичи-новгородцы и русские вышли из тела Древнеукраинской империи – Киевской Руси. Классический русский историограф Василий Ключевский писал: «На историческую сцену великороссы вышли только во времена Андрея Боголюбского», что было во второй половине XII века. Поэтому Киевская Русь никак не могла быть просто первым этапом русской государственности – она сформировалась задолго до возникновения русского народа как такового и была продуктом усилий староукраинцев на средневековом этапе их развития.

Скандинавские фибулы Киевской области, X-XI вв. эмерджентные народы начали писать свою собственную историю. Чаще всего она начиналась с национально-освободительной борьбы против центра империи. Вспомните американскую войну за независимость или многие военные конфликты в испанских колониях Латинской Америки в XIX веке.век. Распад Римской империи произошел на фоне бесконечных войн за независимость, которые вели римские провинции. По одной из теорий, так называемый период феодальной раздробленности на Руси XII века на самом деле состоял из ряда войн, которые вели молодые протобелорусские, псковско-новгородские и русские этнические группы в стремлении освободиться от протоукраинский имперский Киев. Это привело к упадку Русской империи, а монголы лишь завершили этот процесс. Феодальные войны XII века и монгольское нашествие сделали Южную Русь легкой добычей Польши, Литвы, а затем и России. Таким образом, прямые предки современных украинцев потеряли не только свою империю, но и собственное этническое государство.

ДВОРЯНСТВО И ЭТНОНИМЫ

Некоторые советские исследователи отрицали, что протоукраинцы были создателями Киевской Руси, ссылаясь на общеизвестный факт, что скандинавские варяги были первыми киевскими князьями. Важная роль скандинавских торговых, аристократических и военных элементов в формировании Руси IX–X вв. неоспорима и опирается на убедительные свидетельства средневековых письменных источников и археологических находок на Днепре: типичные украшения, которые носили варяги, характерные погребальные обряды. , рунические надписи и так далее.

Однако скандинавские имена первых русских князей и их воинов – Аскольд, Олаф (Олех), Ингвар (Игорь) и Хельга (Ольга) – были заменены славянскими именами, такими как Святослав, Владимир, Ярослав, Ярополк и др. как Русское государство утвердилось во второй половине 10 века. Этот, казалось бы, формальный показатель отражает глубокий процесс ассимиляции иноземной знати протоукраинским населением Руси. Подобные явления были характерны для европейских государств раннего средневековья. Большинство европейских средневековых этносов VIII-X вв., достаточно созревших для образования собственных государств, сплачивались именно вокруг иностранной знати, часто скандинавской, как это было на Руси. Например, государствообразующей элитой во Франции при Карле Великом была военная знать германского племени франков. Так же, как и на Руси, викинги из Дании и Нормандии были старейшими королями и дворянами Англии в X и XI веках. Первые польские короли в 10 веке из династии Пястов активно привлекали скандинавских викингов, чтобы закрепить земли вокруг Гнезно, в то время столицы Польши – именно то, что примерно в то же время сделали киевские князья. Сейчас Королевство Англия считается первым государственным образованием англосаксов, т. е. английского народа на раннесредневековом этапе его этноисторического развития. По аналогии у нас есть все основания полагать, что Киевская Русь возникла как государство народов Южной Руси, т. е. протоукраинцев.

Начиная с 19 века историк Михаил Погодин, пропагандировавший норманнскую теорию русской государственности, противники придания Киевскому княжеству статуса протоукраинского города утверждали, что произошел перелом в этноисторическом развитии Среднее Поднепровье под властью монголов. Однако археологи и историки еще в советское время доказали, что, несмотря на то, что монголы истребили жителей Киева, Переяслава и Чернигова, замены в населении Среднего Приднепровья, Волыни и Галиции не произошло. Таким образом, одно и то же этнокультурное население, известное как русины ( Русы ) в княжескую эпоху и украинцев в последние века, развивается на этой территории с раннего средневековья. Сторонники точки зрения, что украинцы возникли в позднем средневековье, утверждают, что Южная Русь была заселена русинами в княжескую эпоху, а этноним украинцев получил распространение гораздо позже, якобы в то время, когда украинцы сформировались как народ. Такой подход явно манипулятивный. Смена этнонимов в ходе национальной истории распространена среди европейских этносов. Польский народ был известен как ляхи в позднем средневековье, но до этого он состоял из отдельных племен, каждое из которых носило разные названия. Средневековые румыны назывались валахами, а русских называли московитами. Нет сомнений в том, что ляхи/поляки, валахи/румыны и москвичи/русские – это одни и те же народности, известные под разными названиями в разные исторические периоды. Почему же тогда это правило не распространяется на русинов/украинцев?

Изображение трезубца на серебряной монете Владимира Великого и на дне глиняного горшка с Городища Китаева под Киевом, X век

В соответствии с универсальными законами развития народов Европы, Украинский этнокультурный организм был известен под несколькими этнонимами за свое 1500-летнее существование. В первом тысячелетии н.э. она состояла, как и другие молодые европейские этносы, из отдельных взаимосвязанных племен, каждое из которых имело свое название – дулибы, анты, склавены, волыняне, древляне, поляне, северяне, уличи, тиверцы и белые хорваты. Когда они объединились в Русь, протоукраинское государство, один этноним, Русинский , был установлен. С позднего Средневековья и до Нового времени этот этноним постепенно заменялся этнонимом украинцев . Следы более древнего названия сохранились в Карпатах (русины), чем неоправданно пользуются некоторые политики. Язык Богдана Хмельницкого (1595-1657) мало чем отличался от современного украинского, но он был известен как русинский князь. Польское население Львова относилось к городским жителям Галичины, которые, несомненно, были украинцами, как русинов и их язык как русинов в межвоенный период. Поэтому привязка генезиса украинцев к истории их новейшего этнонима неубедительна. Меняются этнонимы, а этническая сущность остается прежней, в чем мы убедились на примере поляков, румын, русских и украинцев.

Предлагаемая версия этногенеза украинского народа опирается на универсальные принципы этнического развития в средневековой Европе. Она дает ответ на ключевой вопрос истории Восточной Европы: какова была этническая принадлежность жителей княжеского Киева и Южной Руси-Украины с 10 по 13 века? Ответ заключается в том, что они были настолько же украинцами, насколько их современники в Гнезно, Париже и Лондоне были соответственно поляками, французами и англичанами. С точки зрения языка, культуры и сознания каждый из этих народов сильно отличался от своих современных потомков. Тем не менее, это явно были украинцы, поляки, французы и англичане на средневековом этапе их исторического развития.

Почему многие украинцы говорят на русском как на родном языке

Вопрос об украинском языке и о том, кто на нем говорит, стал сильно политизирован во время российского вторжения. Владимир Путин даже использовал его как прикрытие для аннексии некоторых оккупированных территорий Украины с большим количеством русскоязычных жителей.

По данным переписи 2001 г., около 14,3 млн украинцев (29% населения) говорят на русском как на родном языке, хотя по некоторым оценкам этот показатель выше. Причины этого кроются в истории распространения украинского языка и формирования границ современной Украины.

Политика, запрещающая использование украинского языка в разные исторические периоды, привела к тому, что даже этнические украинцы часто не говорят по-украински. Если мы посмотрим на карту распространения русского языка ниже, то увидим, что значительная часть регионов, таких как восточная Украина, Крым и даже часть Киева, являются русскоязычными.

Доля украинцев, говорящих на русском языке как на родном

По данным переписи 2001 г. Википедия, CC BY

Формирование любого языка – длительный и неравномерный процесс, растянувшийся на века. Одна из теорий происхождения восточнославянских языков, в том числе и украинского, состоит в том, что после окончания праславянской эры существовал общий восточнославянский период, длившийся более 500 лет.

Это закончилось в 11-12 веках, во время феодальной раздробленности Киевской Руси, православного средневекового государства, центром которого была современная украинская столица Киев. По мнению украинского ученого Ахатангела Крымского, украинский язык начал формироваться в 12 веке.

А вот другая теория происхождения украинского языка утверждает, что единого восточнославянского периода вообще не существовало. По мнению другого академика Георгия Шевелова, украинский язык происходит непосредственно от праславянского языка без каких-либо промежуточных звеньев. Согласно этой теории, три восточнославянских языка украинский, белорусский и русский развивались независимо друг от друга. Эта теория подрывает кремлевскую концепцию «братских народов» как доказательство общего корня этих трех языков.


Читать далее: Как Москва давно использует историческое государство Киевская Русь для оправдания экспансионизма


Когда на Киевскую Русь пришло христианство, доминирующим языком в регионе был церковнославянский, на котором писались религиозные и официальные тексты. Однако современный украинский в первую очередь опирается не на письменный язык тех времен, а на устный язык, на котором говорят люди в повседневной жизни.

Народные диалекты нашли отражение в литературных произведениях XVIII века и использовались такими украинскими писателями, как Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Иван Франко и Леся Украинка.

С начала 20 века украинский язык используется в литературе и во всех сферах общественной жизни. Глядя на карту украинского расселения начала 20 века ниже, мы видим, что распространение украинского языка выходит за его современные границы.

Распространение украинского языка в первой половине 20 века

Википедия, CC BY

Украинская Советская Социалистическая Республика сделала украинский язык официальным в 1989. После того, как Украина в 1991 году стала независимым государством, украинский язык получил защиту в соответствии с Конституцией Украины 1996 года. Но, несмотря на это, некоторые части Украины продолжали оставаться преимущественно русскоязычными.

Перемещение людей и частая перекройка границ Украины привели к тому, что русские стали крупнейшим этническим меньшинством в Украине.

До 2014 года одной из самых популярных социальных сетей в Украине была российская социальная сеть ВКонтакте. Карта, составленная исследователем украинского языка Андреем Лопатой, показывает, сколько русскоязычного контента потреблялось в Украине в течение 2015 года. Кроме того, в Украине широко издавались книги, написанные на русском языке, по радио звучала русская музыка, происходил постоянный культурный обмен с Россия.

Проевропейская революция 2014 года вызвала волну протестов против русского языка как языка враждебной страны-агрессора, были приняты законы, вводящие квоты на русский язык и правила его использования в общественных местах. Все эти политические действия и ограничения затем упомянул Путин в своей влиятельной статье 2021 года («Об историческом единстве русских и украинцев») как примеры дискриминации русскоязычных украинцев.

Полномасштабное вторжение России в Украину началось в феврале 2022 года, спровоцировав волну беженцев и вынужденных переселенцев. Восточные области Украины (районы с наибольшим количеством русскоязычных) первыми подверглись нападению со стороны России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *