Характеристика героев пьесы «Недоросль» Дениса Фонвизина: главные, второстепенные, краткое содержание, персонажи, образы, список, описание
Содержание
- Краткий сюжет
- Характеристика главных героев
- Характеристика второстепенных героев
- Что нужно знать о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
Михаил Булгаков начал работу над произведением «Мастер и Маргарита» в 1928 году и продолжал до своей смерти в 1940-м. По жанру это роман, который неоднократно редактировался и переиздавался, также не раз творение писателя было экранизировано.
Краткое содержание и характеристика главных героев романа «Мастер и Маргарита» – в материале 24СМИ.
Краткий сюжет
Роман «Мастер и Маргарита» называют «книгой в книге»: в нем перекликаются события в Москве 30-х годов XX века с историей Понтия Пилата, жившего во времена Римской империи. Произведение написано неким Мастером, который влюблен в Маргариту. Однако она не знает о том, что писателя отправили на лечение в психиатрическую клинику, и пытается разыскать возлюбленного.
В центре сюжета оказывается дьявол, который появляется в Москве вместе со своей свитой и устраивает грандиозный бал, с целью провести проверку современного общества и обнаружить человеческие пороки и недостатки. Возлюбленная Мастера соглашается на сделку с ним, чтобы спасти избранника. В финале профессор черной магии Воланд помогает справедливости восторжествовать, а двум любящим сердцам – воссоединиться.
Характеристика главных героев
Мастер
Автором романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри становится бывший историк, владеющий несколькими иностранными языками, которого автор называет Мастером. Его произведение не хотели публиковать, однако автору удалось обнародовать небольшой отрывок, который с неодобрением встретили столичные литературные критики. Не выдержав обрушившейся на него травли и проблем, писатель лишается рассудка, сжигает рукопись романа и становится пациентом психиатрической лечебницы. Автор не называет имени персонажа, а сам о себе Мастер говорит цитатой: «У меня нет больше фамилии».
Маргарита
Одной из главных героинь романа становится Маргарита, возлюбленная Мастера. В тексте произведения указано, что ее звали Маргарита Николаевна. Она описана как «умная, сильная и красивая женщина», супруга военного инженера и «крупного специалиста», которая не была счастлива в личной жизни.
Мастер и Маргарита. Фото: «Кинопоиск»Встреча с Мастером все изменила: она становится его «тайной женой», музой, подругой и единомышленницей. Именно Маргарита заставляет писателя бороться за свой роман. Героиня соглашается на сделку с дьяволом, исполняя роль хозяйки бала, чтобы узнать судьбу избранника. Ее милосердие и доброта смягчают сатану, он помогает ей спасти Мастера, покинуть землю и обрести покой.
Воланд
Профессор «черной магии», «князь тьмы» и «повелитель теней» стоит особняком в списке героев романа «Мастер и Маргарита». Он прибывает в Москву, чтобы устроить бал и убедиться в том, что люди, живущие в современном мире, по своей сути не отличаются от прежних и погрязли в пороках. Воланд наблюдает за горожанами, изучает их характеры и убеждается в своей правоте.
Его появление вносит смятение в привычный уклад жизни москвичей, оказавшихся на «великом балу». Профессор и маг помогает восстановить сожженные рукописи Мастера, а также дает ему возможность сказать Понтию Пилату, что тому дано прощение.
Характеристика второстепенных героев
Иван Бездомный
Поэт Иван Бездомный вначале характеризуется автором как личность «недалекая и невежественная». По заданию редактора он пишет антирелигиозное произведение, в котором главным героем становится Иисус Христос. Бездомный не верит в Бога и черта, считает, что человек сам управляет своей судьбой.
Владислав Галкин в роли поэта Бездомного. Фото: «Кинопоиск»Встретившись с Воландом и став свидетелем гибели Берлиоза, Иван получает эмоциональную встряску, а затем попадает в психиатрическую больницу, где знакомится с Мастером. Эта встреча меняет его взгляды и характер, Бездомный осознает чудовищность своих стихов и обещает их больше не писать. Мастер называет его своим учеником.
Кот Бегемот
Одним из помощников Воланда, входящих в его свиту, стал кот Бегемот. По определению самого «князя тьмы» его помощник был «шутом гороховым». Исследователи считают, что прототипом образа этого героя романа «Мастер и Маргарита» могло послужить одноименное морское чудовище, упоминание о котором Булгаков обнаружил в одной из прочитанных книг. Также считается, что Бегемот стал воплощением демона чревоугодия. Его внешность описывается цитатой: «громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» кот или человек с «кошачьим лицом».
Коровьев-Фагот
Старшему подручному «темного князя» поручено выполнение самых ответственных задач. В разговорах с горожанами он представлен как секретарь и переводчик иностранного визитера Воланда. Невозможно определить, кем на самом деле является этот персонаж: магом, чародеем или переводчиком.
Каждое движение и действие Коровьева сопровождается паясничаньем, кривляниями, криками и ором. Его внешний облик, поведение и характер меняется в зависимости от ситуации и от того, с кем он разговаривает. Только на последних страницах романа проявляется его истинная натура: это «рыцарь с мрачным и никогда не улыбающимся лицом». Роль шута была дана ему в наказание за неудачную шутку на тему света и тьмы.
Азазелло
Еще один представитель свиты дьявола, по прозвищу Азазелло, наделен Булгаковым пугающей и отталкивающей внешностью. У него «мерзкая физиономия», а изо рта торчит безобразный клык.
Азазелло. Фото: «Кинопоиск» (кадр из фильма)Он выполняет поручения хозяина, связанные с применением физической силы: например, когда нужно кому-то «дать по морде» или «выставить из дома». Когда в финале персонаж покидает землю, его облик принимает истинный вид, превращаясь в демона-убийцу, лицо которого холодно, а глаза пусты.
Иешуа Га-Ноцри
Странствующий одинокий философ Иешуа Га-Ноцри становится героем произведения Мастера и одновременно его двойником. Он не знает ничего о своем происхождении и родителях. Герой убежден, что все люди по своей сути добры.
Также Иешуа говорит о том, что наступит время, когда храм старой веры рухнет, а вместо него будет построен «новый храм истины» и людям не нужна будет власть. За эти высказывания его обвиняют в угрозе авторитету кесаря и приговаривают к смертной казни. Перед этим он прощает своих палачей.
Левий Матвей
Учеником Иешуа Га-Ноцри себя считает бывший сборщик налогов по имени Левий Матвей, хотя сам философ утверждал, что у него нет последователей. Матвея он обвинял в том, что тот искажает его слова. Этот персонаж считается двойником Ивана Бездомного.
Понтий Пилат
Прообразом жестокого и властного правителя Иудеи Понтия Пилата стал реальный исторический персонаж, префект, живший в Римской империи до нашей эры. Прокуратор симпатизирует Иешуа Га-Ноцри, которого к нему приводят на допрос, он понимает, что Иешуа невиновен.
Однако Понтий не может противостоять решению о казни, так как опасается лишиться власти, несмотря на свое высокое положение. Он принимает на свой счет слова Га-Ноцри о том, «что главным человеческим пороком считается трусость» и мучается раскаянием, скрываясь в горах. Благодаря Мастеру, написавшему свой роман, его душа в итоге получает свободу.
Иуда из Кириафа
Человеком, провоцирующим Га-Ноцри за 30 тетрадрахм говорить о представителях власти в негативном ключе, становится человек по имени Иуда родом из Кириафа. Его внешность описана словами «молодой красавец». Он был казнен по приказу Понтия Пилата.
Берлиоз
Руководитель правления столичного литературного объединения МАССОЛИТ по фамилии Берлиоз представлен как человек с «солидной эрудицией». Один из основных персонажей отрицает религию и существование Бога и дьявола. В споре с иностранным гостем персонаж не верит словам Воланда о том, что человек бывает «внезапно смертен», и ухмыляется над предсказаниями о своей скорой гибели. После этого разговора герой романа «Мастер и Маргарита» попадает под трамвай и умирает.
Варенуха
Этого второстепенного персонажа автор описывает краткой цитатой: «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».
Степан Лиходеев
Директор Театра Варьете по имени Степан Лиходеев представлен как человек, злоупотребляющий спиртным и игнорирующий выполнение своих обязанностей. В качестве характеристики персонажа также подходят такие определения, как «бездельник» и «любитель женщин».
Алоизий Могарыч
С Мастером знакомится Алоизий Могарыч. Он представляется журналистом и, преследуя цель получить его квартиру, пишет донос на литератора. После суда дьявола он покидает столицу, но позже возвращается и становится финансовым директором Варьете.
Читайте такжеИстория Митрофанушки: характеристика героев пьесы «Недоросль» Дениса ФонвизинаЧто нужно знать о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
Кем был муж Маргариты
Мужем Маргариты был известный и состоятельный военный инженер. Семья жила в доме с прислугой. Главная героиня не любила супруга и не была счастлива с ним, однако относилась к мужу с уважением.
Как звали ученика Иешуа Га-Ноцри
Левий Матвей называет себя учеником Иешуа Га-Ноцри, но сам странник с этим не согласен.
Почему роман «Мастер и Маргарита» был запрещен
Роман Булгакова официально не был запрещен к печати, несмотря на то, что автор был уверен, что опубликовать его в СССР не получится. Долгое время произведение не рекомендовали к чтению из-за религиозной и сатанинской тематики, а также попыток автора уличить советскую власть в неспособности решить «квартирный вопрос».
В чем главная мысль романа
Литературные критики сходятся во мнении, что основной мыслью романа стала идея о том, что понятия добра и зла – категории относительные. Это показано Булгаковым на примере Воланда, который, по сути, является олицетворением зла, но действует справедливо по отношению к другим героям.
Он наказывает отрицательных персонажей и вознаграждает положительных: Мастера, Маргариту, спасает сожженный роман. Из этого следует вывод, что граница между понятиями добра и зла – достаточно тонкая и подвижная, ведь они всегда взаимодействуют и сохраняют равновесие.
Почему Мастер попал в психбольницу
На нелепые обвинения, обрушившиеся на него после публикации отрывка своего романа, Мастер поначалу не обращал внимания или реагировал с улыбкой. Затем стал остро переживать критику и в итоге оказался не в силах справиться с эмоциональным напряжением, сходя с ума от несправедливости и отчаяния. В больницу он решает поехать сам, так как искал покоя, лишившись квартиры, денег и смысла жизни.
Почему Мастер «не заслужил света»
Левий Матвей говорит о Мастере, что тот «не заслужил света, а заслужил покой». Значение этой цитаты автор оставляет за пределами текста, поэтому читателям предстоит определить его самостоятельно. Есть мнение, что понятие «свет» используется в традиционном религиозном смысле: «Христос был свет истинный». Литератор не был праведником и не удостоен оказаться на небесах, так как и за порогом смерти оставался чересчур «земным».
Чем заканчивается роман «Мастер и Маргарита»
Понтий Пилат получает прощение, избавляется от мук раскаяния и встречается с Иешуа. Кот Бегемот на пару с Коровьевым сжигают «нехорошую квартиру» и организуют погром в магазине. Им удается избежать поимки и наказания. Бегемот в конце появляется в образе печального пажа, стройного юноши, который навеки обречен сопровождать своего господина в скитаниях.
Маргарита после бала просит Воланда вернуть возлюбленного, и тот соглашается исполнить просьбу. Главная героиня и Мастер выпивают отравленное вино и умирают, отправляясь в «место вечного покоя» по просьбе Га-Ноцри.
В финале произведения становится известно, что поэт Бездомный излечился от психического расстройства и теперь живет под своей настоящей фамилией – Понырев. Он больше не пишет произведений на религиозную тематику.
Интересные факты
- Произведение стало одним из самых известных романов Булгакова во всем мире и в том числе повлияло на творчество Виктора Пелевина и американского писателя Салмана Рушди, а также вдохновляло таких музыкантов, как Мик Джаггер и Алекс Капранос.
- Герои романа «Мастер и Маргарита» неоднократно находили свое воплощение на театральной сцене и в кино. В 2005-м режиссер Владимир Бортко снял одноименный телесериал, а премьера картины «Воланд», постановщиком которой выступил Михаил Локшин, запланирована на 2023 год.
Warden: Melody of the Undergrowth Review
Вы находитесь в странном, но в чем-то знакомом мире. Впереди вас ждет неизведанное. Есть неоспоримое ощущение волшебства. Вы не чувствовали себя ближе к своему детству с… ну, вашего детства. Это Страж: Мелодия подлеска .
Вы начинаете как молодой надзиратель Тавиан, сразу же брошенный в самый разгар конфликта, ваш отец проводит вас через классическое обучение, чтобы помочь вам «вспомнить» то, чему он учил вас раньше. Управление простое, но достаточное: вы можете передвигаться, прыгать, приседать и атаковать. Все, что нужно для приключенческого боевика. Вскоре вы останетесь одни, и вот тогда-то и начнется настоящее приключение. В простом 9 есть настоящий кайф0005 — это в мире; саундтрек и иллюстрации хорошо сочетаются друг с другом, создавая фантастическую атмосферу.
Что делает эту игру сияющей, так это энтузиазм разработчиков. Можно сказать, что игра была задумана из любви к приключениям и фэнтези. На протяжении всей игры есть коллекционные свитки знаний, подробно описывающие историю и дающие контекст сюжету, в который вы вовлечены. Художественное оформление напоминает эпохи N64 и Gamecube: модели далеки от реалистичности и состоят в основном из смелых, простых цветов, придавая игре ощущение детства и возвращая вас во времена, когда игры были проще. Странное чувство, не правда ли, ностальгия по чему-то, по чему ты никогда не скучал?
Завязка сюжета тоже проста: помогите духу и спасите лес. Тем не менее, изображение персонажей в рассказе великолепно. Словно в дань уважения своей эпохе, диалог ведется с помощью визуального текста, а не звука, предлагая вам инвестировать и создавать эти голоса в своем собственном уме — и как вы можете , а не , когда есть племена, которые обращаются к себе в третьем лице, рыцари, доведенные до мании, и метасознательные тренировочные манекены? («Это весело! По крайней мере, так меня заставили сказать».)
Разнообразие мира сохраняет свежесть вещей. Вы исследуете гигантскую подземную пирамиду, заброшенную фабрику и лесную рощу, полную ядовитых растений. На протяжении всех этапов вы будете встречать других Стражей (огнеголового Битта и заботливого об экологии Медейру), которые обладают своими уникальными способностями, чтобы помочь вам справиться с опасностями, характерными для конкретной местности. Игра заслуживает того, чтобы вернуться в прошлые области после приобретения других Стражей: при первом прохождении некоторые объекты не имеют смысла, потому что вы не можете с ними взаимодействовать, но позже они обретают смысл. (Так вот для чего нужен бурлящий котел!)
Однако бой кажется неуклюжим. Анимация вашей атаки намного медленнее, чем у ваших врагов, поэтому вы часто остаетесь полностью уязвимым при замахе. Однако некоторым это может показаться скорее проблемой, чем творческим недостатком. Бывают моменты, когда кажется, что сложность резко возрастает (толпа в пирамиде!) и ваши неуклюжие атаки просто не совпадают. (Кроме того, что не так с быстрым ударом-однократным убийством некоторых скелетов?) Схватки с боссами доводят боевую механику до предела, заставляя вас использовать то, что вы знаете, в совершенно новом контексте. Поначалу они кажутся невозможными, но когда вы распознаете их схемы атаки, вы сможете понять, когда наносить удар.
Чтобы держать вас в напряжении, ваше оружие не вечно, но не волнуйтесь. Вокруг валяется множество мечей и топоров (плюс вы можете собирать мусор с врагов, которых вы победили, даже с растений). Эта механика побуждает вас думать о будущем и планировать, что вы привнесете в следующий бой.
Временами игровой мир может казаться слишком большим, и вы можете пробежать не так много, прежде чем почувствуете, что бежали целую вечность. Не бойтесь — разработчики предусмотрели это в виде костров для быстрого перемещения. Это так же просто, как заснуть у одного костра, а проснуться у другого.
Если вы тоскуете по этому ощущению легкого знакомства и трудно заработанных открытий, то Страж отвечает этим требованиям. Это обманчиво простая игра, исследующая более широкие темы индустриализма, природы, сохранения и наследования. Warden кажется драгоценным камнем, который вы пропустили много лет назад, который, конечно, хотя и немного грубоват по краям, так же полезно обнаружить позже и все еще наполняет вас тем неоспоримым чувством чуда, когда магия еще казалась возможной. Страж возвращает ту часть вас, которая думает, что, если ?
КОД ПРОВЕРКИ: Для этого обзора компании Brash Games был предоставлен БЕСПЛАТНЫЙ код ПК. Пожалуйста, присылайте все запросы на проверку кода по адресу [email protected].
Подпишитесь на нашу рассылку
Получайте последние обзоры игр, новости, функции и многое другое прямо на свой почтовый ящик
BBC — Press Office — Life In The Undergrowth.
Обзор программЖизнь в подлеске: Вторжение в землю
Чуть более 400 миллионов лет назад существа покинули море и перебрались на сушу. Это были беспозвоночные.
С тех пор они стали самой успешной группой животных, приспосабливающихся к любым условиям на Земле. Сейчас на каждого человека их приходится 1,6 миллиарда.
Их в значительной степени невидимый мир раскрывается, когда Дэвид Аттенборо рассказывает историю о наземных беспозвоночных.
Новая технология означает, что камеры смогли показать беспозвоночных с необычайной детализацией, впервые показав брачные танцы крошечных ногохвостов и то, как они катапультируются, спасаясь от опасности.
Этих крошечных существ можно найти на садовых растениях, в опавших листьях и в канавах, но до сих пор их удивительные акробатические навыки оставались незамеченными, поскольку некоторые из них были размером с точку.
Еще один распространенный обитатель сада — леопардовый слизень, у которого действительно странный конец марафонского брачного ритуала. И самцы, и самки слизней надувают огромные синие пенисы, а затем откладывают яйца.
Путешествуя дальше, дожди в Южной Африке вызывают стаи ярко-красных многоножек, чтобы найти партнеров, а в пещерах Венесуэлы гигантские многоножки, питающиеся летучими мышами, подстерегают свою еду. Эти существа, которые могут вырасти до 13 дюймов, давно ловят летучих мышей на потолках пещер.
Насекомые могут иметь и более мягкую сторону. У одного вида сборщиков урожая в Панаме самцы, а не самки, заботятся о детенышах.
Продюсер – Питер Бассет
Жизнь в подлеске: Взлет в воздух
Когда раннее июньское солнце начинает садиться над спокойной рекой в Центральной Венгрии, массы призрачных форм появляются из своих личинок, чтобы впервые подняться в воздух.
Это подёнки, и в захватывающей демонстрации тысячи из них показывают, как использовались самые первые эволюционировавшие крылья.
Будучи личинками, подёнки два года питались и росли под водой, но теперь им пора начать свою короткую жизнь в воздухе.
Насекомые развили крылья, чтобы помочь им найти себе пару, и для подёнок гонка за размножением становится гонкой со временем.
От потрясающего высшего пилотажа журчалок в английском саду до массовой миграции пурпурных бабочек Кроу в долинах Тайваня — этот эпизод рассказывает историю о первых в мире животных, поднявшихся в воздух.
Некоторые насекомые демонстрируют удивительные способности к полету.
Стрекозы — одни из самых сложных из всех летающих насекомых, демонстрирующие превосходный контроль над своими воздушными движениями.
Каскадные стрекозы встречаются только на нескольких изолированных водопадах в Коста-Рике и Панаме и демонстрируют необычайную способность летать через мощные каскады, впервые увиденные на пленке.
Наличие крыльев и способность летать на последних стадиях жизни дает таким насекомым, как бабочки, огромное преимущество, когда дело доходит до поиска новых мест размножения и источников пищи.
Как замечает Дэвид Аттенборо: «С их хрупкими на вид крыльями и явно беспорядочным полетом бабочки могут показаться не самыми сильными из летающих».
«Но на самом деле они опытные аэронавты и при необходимости могут пролететь сотни миль, чтобы найти нужную им пищу.»
Однако более тяжелым насекомым полет дается не так легко.
Шмели, как правило, имеют тяжелое тело и используют особый трюк, чтобы подниматься в воздух даже в самые холодные зимние дни.
Жуки
, с другой стороны, хорошо прячут свои задние крылья под жесткими защитными надкрыльями, чтобы защитить их, когда они добывают пищу.
Дэвид находит самое большое в мире насекомое, жука-титана, монстра бассейна Амазонки.
Продюсер – Майк Солсбери
Жизнь в подлеске: шелковые прядильщики
Шелк — великое изобретение беспозвоночных.
«Шелк действительно необычный материал, — объясняет Дэвид Аттенборо.
«Он прочнее стальной нити того же диаметра, но, в отличие от стали, эластичный. Может растягиваться в два раза по своей длине.
«Жители подлеска развили способность производить этот замечательный материал очень рано в своей эволюционной истории, более 300 миллионов лет назад.»
От защитных стеблей яиц златоглазок до удивительных свисающих нитей новозеландских грибных комариков — беспозвоночные используют его самыми разными способами.
Пещера в Новой Зеландии освещена мерцающим голубым биолюминесцентным светом, производимым личинками грибных мух, но эффект столь же зловещий, сколь и поистине волшебный: светящиеся капли привлекают мух и мотыльков, которые запутываются в шелке, чтобы приготовить готовую еду для личинок.
Однако пауки довели шелкопрядение до крайности.
У обыкновенного паука-волка нет паутины, но самка — нежный родитель, заключающий свои яйца в шелковый пучок, который она носит с собой, куда бы она ни пошла.
Затем есть паук болас, который использует шарик липкого шелка, покрытый копией феромона мотылька, чтобы заманить мотыльков, и печально известный красноспинный паук из Австралии, который использует шелк, чтобы «подбросить» свою добычу в воздух, где она может быть. потребляется на досуге паука.
Шелк используется некоторыми общинными пауками для создания шелковых дворцов, которые могут возвышаться на 15-20 метров над пологом леса.
Здесь миллионы крошечных пауков работают вместе, чтобы убить добычу, во много раз превышающую их собственный размер.
В Великобритании паутинка — это создание миллиона детенышей пауков, которые плетут нити вертикально из верхушек кустов, которые уносят их по ветру, позволяя им путешествовать на многие мили.
Дэвид заключает: «Шелк можно использовать для перевозки, а также для присмотра за детенышами, ухаживания и, конечно же, для ловли добычи. Какими бы изобретательными мы ни были, мы еще не смогли изобрести ничего столь же прочного, столь же легкого или столь эластичный, как шелк».
Продюсер — Бриджит Эпплби
Жизнь в подлеске: Интимные отношения
Мир беспозвоночных — это сеть отношений с растениями и другими животными, и эта программа полна невероятных партнерских отношений.
В нем представлены уникальные кадры одного из самых маленьких насекомых в мире, хальцидной осы, известной как муха-фея.
Имея длину всего четверть миллиметра, муха-фея скользит под водой в поисках яиц водяных жуков, чтобы отложить собственные яйца.
Они не единственные насекомые, которые придумали изобретательные способы найти место для откладывания яиц.
В Бразилии овод охотится на крупный рогатый скот, ловя другие виды мух, которые проводят много времени вокруг коров. Насекомые ждут вокруг коровьего навоза, куда мухи прилетают, чтобы отложить яйца, а затем нападают на них из засады, чтобы отложить яйца.
Некоторые насекомые способны заставить растение сделать для себя дом.
В верховьях амазонских дождевых лесов есть диковинные участки, иногда размером с футбольное поле, на которых растут только один вид небольших деревьев.
Местные жители называют их «садами дьявола», но это не работа дьяволов, а работа мельчайших муравьев-мирмелахистов размером менее пяти миллиметров.
Эти муравьи «выращивают» определенные деревья, дающие им убежище, и, чтобы убедиться, что они могут расти без конкуренции, муравьи уничтожают все другие виды саженцев в окружающей растительности.
Дэвид Аттенборо отмечает, что среди животных подлеска существует множество взаимовыгодных партнерств.
«Но эксплуатация и обман тоже могут работать… и в любых отношениях есть риск предательства и обмана.»
Примеры включают жука-нарывника, личинки которого сбиваются в кучу на кончике травы и имитируют самку пчелы, чтобы добраться туда, куда им нужно, и гусеницу синей бабочки, которая пробирается в муравьиное гнездо, где его кормят, чистят и о нем заботятся, как если бы он был одним из выводков муравьиной матки, пока он не будет готов превратиться в бабочку.
Однако одно насекомое участвует в этой афере и использует ее в своих интересах.
Продюсер – Стивен Данливи
Жизнь в подлеске: суперобщества
Как и млекопитающие, беспозвоночные не всегда действуют в одиночку. Настоящая социальность была последней чертой, развившейся у беспозвоночных совсем недавно, во времена тираннозавра.
В последней программе серии Дэвид Аттенборо исследует напряженность под поверхностью в некоторых великих социальных структурах, построенных насекомыми.
«Теперь мы знаем, что каждое общество насекомых полно конфликтов, борьбы за власть и мятежей», — начинает Дэвид.
«Социальные насекомые строят самые высокие из нечеловеческих зданий. Они с большой яростью защищают свои колонии.
«Они увеличивают размер своих сообществ угрожающими темпами, и они способны мобилизовать огромные армии, чтобы вести войны со своими соседями.»
Песчаная оса усердно заботится о своих детях, но самка слишком занята, чтобы охранять все свои гнезда.
Бумажные осы в Панаме, напротив, научились группировать свои гнезда вместе. Самка осы нанимает своих сестер для ухода за ее яйцами.
Гнезда хорошо охраняются, и осы выводят больше детенышей, чем если бы они гнездились в одиночку.
Пчелы известны своими колониями, но эти колонии изобилуют напряжением.
Впервые камеры засняли, как рабочие шмели набрасываются на свою королеву и жалят ее до смерти, что было обнаружено лишь недавно.
Гигантские азиатские медоносные пчелы — самые большие из всех медоносных пчел. Дэвид надевает специальный костюм пчелы, когда его поднимают на верхушки деревьев, чтобы защитить его от их «очень, очень сильных укусов».
Здесь он видит, как пчелы защищают свой мед, защищая свое гнездо с некоторыми драматическими представлениями.
В то время как некоторые потомки ос стали цветочными пчелами, другие остались охотниками, но спустились на землю в поисках добычи.