Печорин Григорий Александрович: цитаты персонажа
106 цитат
Где цитируется:
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался.
Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.
Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.
… Ей хочется говорить со мною, ей мешают, — ей захочется вдвое более.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать!
Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
— Что до меня касается, то я убежден только в одном… — сказал доктор.
— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
— Я богаче вас, — сказал я, — у меня, кроме этого, есть еще убеждение — именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.
… и мы только в два часа ночи вспомнили, что доктора велят ложиться спать в одиннадцать.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!
Радости забываются, а печали никогда.
И если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так сильно заботиться.
О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!. .
Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки, я глупо создан: ничего не забываю, ничего.
Я иногда себя презираю… Не оттого ли я презираю других?
Что началось необыкновенным образом, то должно так же и закончиться.
Неужели зло так привлекательно?..
- Печорин Григорий Александрович: жизненные цитаты
- Печорин Григорий Александрович: цитаты про жизнь
- Печорин Григорий Александрович: цитаты про любовь
- Печорин Григорий Александрович: короткие цитаты
Печорин. «Герой нашего времени». Иллюстрация Д. Шмаринова |
Герой нашего времени Цитаты и анализ
к Михаил Юрьевич Лермонтов
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Как камень, брошенный в тихую лужу, Я нарушил их покой — и, как камень, чуть не ушел на дно.
Печорина, 69
Эту строчку Печорин произносит в конце своего приключения на Тамани. После того, как он угрожает раскрыть контрабанду, свидетелем которой он стал, молодая женщина, которую он сравнивает с ундиной, пытается его утопить. Когда она терпит неудачу, она и Янко уплывают, оставив слепого мальчика и старуху. Печорин создает хаос в жизни этих четырех личностей. Однако приведенная выше цитата выходит за рамки опыта Печорина на Тамани. Это относится ко всем различным настройкам в романе. Печорин везде создает хаос. Он приходит к опасности, но ему всегда удается уйти невредимым. Страдают окружающие его люди.
У этих черкесов воровство в крови. Они украдут что угодно, если будет шанс. Даже то, чего они не хотят, они все равно возьмут. Они просто ничего не могут с этим поделать. И кроме того, он давно был влюблен в нее.
Максима Максимыча, 39
Максим Максимыч использует приведенные выше строки, чтобы объяснить причины, по которым Казбич пытался украсть Бэлу. Максим Максимыч изображает Казбича дикарем. Это иронично, поскольку Казбич, по сути, делает то же самое, что и Печорин. У русских персонажей романа много предубеждений по отношению к выходцам с Кавказа, несмотря на то, что их собственные поступки далеко не благородны. Далее в романе Печорин вторит словам Максима Максимыча. Печорин признается себе, что не знает, зачем он прилагает столько усилий к тому, чтобы уберечь княжну Марью, когда он ее не любит.
Каким унылым был бы мир, если бы не было дураков.
Печорина, 79
Печорин говорит строчку выше Вернеру. Он и Вернер видят мир через одинаковые линзы, и у них обоих есть глубокое понимание человеческой природы. Печорин говорит Вернеру, что их сильное сходство делает их скучными в обществе друг друга. Из-за их сильного сходства и любви к Вернеру Печорин не играет с Вернером в свои игры. Он манипулирует менее проницательными личностями, такими как Грушницкий и княжна Марья. Печорин во многом развращает окружающих. Он либо морально и физически уничтожает их, либо вербует в качестве агентов своих преступлений. Грушницкий и княжна Марья переживают первое, а Вернер сталкивается со вторым.
Во мне живет ненасытная жажда, которая поглощает все и заставляет смотреть на страдания и радости других только в их отношении ко мне, как на пищу для поддержания моих духовных сил.
Печорина, 103
Описание себя Печориным развивает ту паразитическую тему, которая присутствует в романе. Печорин поглощает невинность и силу окружающих его людей. Он похищает Белу и заставляет ее вступить в незаконный союз. В этом союзе она слабеет и бледнеет. Его обращение с княжной Марьей не лучше. Его действия бросают тень на репутацию принцессы Марии и опустошают ее физически и морально. Даже Вера, женщина, стоящая в его сознании выше всех остальных, страдает от его рук. Хотя он правдив, когда говорит ей, что не испытывает настоящих чувств к принцессе Марии, Вера все еще мучается тем вниманием, которое он уделяет принцессе. Вера не доверяет Печорину. Показательно, что единственная женщина в романе, которая действительно знает его, не доверяет ему. Более того, отношения Веры с Печориным приводят ее к разорению. Ее муж узнает об этом романе.
Я в восторге. Я люблю врагов, хотя и не по-христиански. Они забавляют меня, волнуют мою кровь. Быть всегда начеку, улавливать каждый их взгляд, скрытый смысл каждого слова, угадывать их следующий шаг, путать их планы, притворяться обманутыми, а затем одним ударом разрушать всю сложную ткань их коварных замыслов — вот что то, что я называю жизнью!
Печорина, 113
Печорин живет драмой и соревнованием. Когда он их не находит, он их создает. Раздел под названием «Княгиня Мэри», в котором встречается приведенная выше цитата, начинается очень мирно. Раздел открывается описанием города-курорта Пятигорска. Печорин не позволяет обстановке диктовать свои действия. Он быстро нарушает спокойствие города.
Читая эти записи, я убедился в искренности человека, так безжалостно разоблачавшего свои недостатки и пороки. Рассказ о душе человека, даже самого мелкого, может быть интереснее и поучительнее, чем рассказ о целом народе, особенно если он основан на самонаблюдении зрелого ума и написан без тщеславного желания вызвать сочувствие или сюрприз.
первый рассказчик (безымянный), 55
Печорин может обманывать других, но себя не обманывает. Он очень откровенен в своем дневнике. Он раскрывает все свои пороки. Первый рассказчик романа замечает этот факт и упоминает его в предисловии, предшествующем трем последним рассказам романа. Печорин — человек многих противоречий. Он и лжив, и честен, и его правда так же вредна, как и его ложь.
Меня всегда озадачивало, что я никогда не был рабом женщин, которых любил. На самом деле, я всегда овладевал ими, сердцем и душой, даже не пытаясь.
Печорина, 89
Власть важна для Печорина. Гендерные роли влияют на взгляды Печорина на власть. Печорин не даст себя завоевать, тем более женщине. Он относится к женщинам как к собственности. Он манипулирует ими до тех пор, пока они не соглашаются стать его собственностью. Он манипулирует Грушницким так же легко, как и княжной Марией, потому что считает Грушницкого женоподобным персонажем. Женские черты Грушницкого Печорин подразумевает через различные описания. Он описывает склонность Грушницкого к тщеславию и преувеличениям.
Как бы страстно я ни любил женщину, первый же намек на то, что она ожидает, что я женюсь на ней, изгоняет мою любовь навсегда. Мое сердце превращается в камень, его тепло уходит навсегда. Я пойду на любую жертву, кроме этой.
Печорина, 123
У Печорина беспокойная душа. Он не желает быть одомашненным. Он внушает столько же благоговения и ужаса, сколько и местность, с которой он сталкивается в своих приключениях.
Для меня ничего не имеет значения. Я привыкаю к печали так же легко, как и к удовольствиям, и с каждым днем моя жизнь становится все пустее.
Печорина, 35
В свои 25 лет Печорин пережил множество приключений и перехитрил многих людей, но его жизнь кажется пустой. Чувство утраты преследует его на протяжении всего романа. Он чувствует потерю своей молодости и невинности. Он теряет Веру. Потеря не только следует за ним, но и создает ее. Он отбрасывает Максима Максимыча и Вернера. Он делает себя без друзей.
Я перебирал свое прошлое и не могу не задаться вопросом, зачем я жил, для чего я родился. Должна быть какая-то цель, у меня должна быть какая-то высокая цель в жизни, ибо я чувствую в себе безграничную силу.
Печорина, 131
Бесцельность Печорина объясняет его склонность к созданию хаоса. Без чувства цели он наполняет свою жизнь временными целями. Он ставит перед собой цели заполучить Белу, соблазнить княгиню Марью и сокрушить Грушницкого.
Купить учебное пособиеКак цитировать https://www.gradesaver.com/a-hero-of-our-time/study-guide/quotes в формате MLA
Гарро, Розанни. Судуйко, Аарон изд. «Цитаты и анализ героя нашего времени». GradeSaver, 21 мая 2015 г. Интернет. Цитировать эту страницуЦитаты из книги «Герой нашего времени» (Михаил Лермонтов)
«История души человека, даже самой мелкой души, вряд ли менее интересна и полезна, чем история целого народа; особенно когда первое является результатом наблюдений зрелого ума над собой и написано без всякого эгоистического желания вызвать сочувствие или удивление. «Исповедь» Руссо имеет именно этот недостаток — он читал ее своим друзьям».
— Михаил Лермонтов, книга «Герой нашего времени»
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Детское чувство, признаюсь, но, удаляясь от условностей общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: каждое свойство приобретается опытом отпадает от души, которая вновь становится такой, какой была когда-то и обязательно будет снова». Счастливые люди — невежды, а слава есть не что иное, как успех, и чтобы добиться его, нужно только быть хитрым».0005
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Женщины любят только тех, кого они не знают!»
— Михаил Лермонтов, книга Герой Наше время
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Многие тихие реки начинаются бурным водопадом, но ни одна не мчится и не пенится до самого моря».
— Михаил Лермонтов, книга А Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Странная вещь, человеческое сердце вообще и женское в частности».
— Михаил Лермонтов, книга «Герой нашего времени» принесет любую жертву, кроме этой; двадцать раз я могу поставить на кон свою жизнь, даже свою честь, но свою свободу я никогда не продам. Почему я так ценю это? … К чему я стремлюсь? Ничего, абсолютно ничего».
— Михаил Лермонтов, книга «Герой нашего времени»
По поводу женитьбы
Герой нашего времени (1840; испр. 1841)
«Вы, мужчины, не понимаете прелести взгляда, пожатия руки… а я клянусь вам, что, когда я слушаю ваши голос, я чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые страстные поцелуи не могли заменить его». «Общественность этой страны настолько молода, чтобы не сказать простодушна, что не может понять смысла басни, если в конце не будет изложена мораль. Не умеющий видеть шутки, нечувствительный к иронии, он, словом, дурно воспитан. Оно еще не усвоило, что в приличной книге, как и в приличном обществе, не может быть места открытой брани; что наша нынешняя цивилизация изобрела более острое оружие, тем не менее смертоносное, потому что почти невидимое, которое под прикрытием лести поражает с верной и неотразимой силой». 0005
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Женщины! Женщины! Кто может их понять? Их улыбки противоречат их взглядам, их слова обещают и манят, но тон их голоса отталкивает». В простых сердцах чувство красоты и величия природы стократ сильнее и ярче, чем в нас, восторженных сочинителях повествований на словах и на бумаге».0005
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
„О суета! ты рычаг, которым Архимед хотел поднять землю!»
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
«Всю свою прошлую жизнь я вновь живу в памяти, и невольно спрашиваю себя: «зачем я жил — для чего я родился?»… Цель должна была быть, и, верно, моя была возвышенная судьба, потому что я чувствую, что внутри душа моя — силы неизмеримые… Но я не мог узнать этого предназначения, я позволил себе увлечься соблазнами страстей, ничтожных и неблагородных. Из их горнила я вышел твердым и холодным, как железо, но навсегда исчезло сияние благородных стремлений — прекраснейший цветок жизни. И с тех пор сколько раз я не играл роль топора в руках судьбы! Как орудие наказания, я падал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без жалости… Любовь моя никому не принесла счастья, потому что я никогда ничем не жертвовал ради тех, кого любил: для себя одного Я любил — для собственного удовольствия. Я только утолял странную жажду своего сердца, жадно питая их чувства, их нежность, их радости, их страдания, — и никогда не мог насытить себя. Я подобен тому, кто, измученный голодом, засыпает в изнеможении и видит перед собой роскошные яства и игристые вина; он с восторгом пожирает воздушные дары воображения, и его боли кажутся несколько утоленными. Пусть проснется: видение исчезает — остается двойной голод и отчаяние!
А завтра, может быть, я умру!… И не останется на земле ни одного существа, которое меня полностью поняло. Одни будут считать меня хуже, другие — лучше, чем я был на самом деле. .. Одни скажут: «молодец был»; другие: злодей.
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
И оба эпитета будут ложными. Стоит ли после всего этого жизнь? И все же мы живем — из любопытства! Мы ожидаем чего-то нового… Как это нелепо и как досадно!
Герой нашего времени (1840; ред. 1841)
„Я подобен моряку, рожденному и выросшему на борту пиратского брига, чья душа настолько привыкла к бурям и раздорам, что, выброшенный на берег, он все равно устал бы и томился как манят тенистые рощи и как ярко ласковое солнце».
— Михаил Лермонтов, кн. Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; испр. 1841)
«Из двух друзей один всегда самый раб другого, хотя часто ни один из них не признает этого факта перед собой».
— Михаил Лермонтов, книга Герой нашего времени
Герой нашего времени (1840; испр. 1841)
«Меня невольно поразила способность русского человека приспосабливаться к нравам народа в среди которых он живет.