Произведения ломоносова и о чем они: Михаил Васильевич Ломоносов 9 класс — Литература — Школьнику — Каталог статей

Произведения Ломоносова М. В.: список, описание, значение

Михаил Васильевич Ломоносов – это одна из самых ярких личностей XVIII столетия. Он был выдающимся ученым, журналистом и филологом. Произведения Ломоносова до сих пор интересуют ученых всего мира и представляют собою поразительное явление в истории культуры и науки.

Краткая биография

Родился Ломоносов в семье обычного крестьянина-рыбака. Образование Михаил получил в местной школе у церковного дьяка. Мать будущего ученого рано умерла, и его отец заново женился. С мачехой отношения не складывались. Они часто ругались, и сама атмосфера в доме для Михаила была неприятной.

Ломоносов много занимается самостоятельно и много читает. Когда он узнает, что отец хочет его женить, то он притворяется больным, а потом уезжает в Москву для учебы. Он заканчивает лучшее учебное заведение Российской империи на то время – Славяно-Греко-Латинскую Академию. Будучи одним из лучших учеников, он был отправлен в университет при Академии Наук в Петербурге, а потом в Германию, где он изучал горное дело, металлургию, химию и другие науки. После возвращения в Россию Ломоносов был зачислен в Академию наук. В это время он создает первые в России исследовательские лаборатории, а также организовывает университет, который впоследствии получил его имя.

Круг интересов

Инженерия, языки, математика, механика, философия – это далеко не полный перечень наук, которыми интересовался Ломоносов. Классицизм, произведения которого были нацелены на строгость, иерархию и четкость, открыл для будущего ученого много возможностей. Также он самостоятельно изучал литературу, стихосложение и филологию.

Ломоносов был человеком, которого можно смело назвать человеком универсальных знаний. Его интересовало буквально все, и он старался узнать все что можно в каждой конкретной науке. Произведения М.В. Ломоносова сыграли очень важную роль в развитии физики и химии, а также оказали сильное влияние на русский язык.

Ломоносов и филология

Языкознание и филология – важные темы, которым посвящены произведения Ломоносова. Список включает работы по созданию фонетической системы русского языка, а также попытку полной систематизации национальной литературы и языка.

Важную роль ученый отводит стихосложению. Первая его работа в этой тематике – “Письмо о правилах российского стихотворства”. Произведение написано четким и живым стилем, характеризует ритмичность и мелочность русского языка. Эта работа позволяет назвать Ломоносова автором русского стихосложения. Свой талант он продемонстрировал в стихотворении “На взятие Хотина”, которое полностью отвечает всем теоретическим изложениям автора. Внимания также заслуживает работа “Риторика”.

На протяжении своего творчества ученый уделяет особенное внимание гармоничному сопоставлению содержания стихотворений с их художественной формой. Также он утверждал, что нужно ориентироваться не на популярные направления, а искать что-то свое. Именно национальные особенности языка делают его неповторимым. Однако, он также говорил, что русский язык должен быть самостоятельным, но не отрезанным от остального мира, поэтому все европейские достижения и передовые идеи также нужно учитывать.

Теория литературы

Произведения Ломоносова заложили начало российской национальной теории литературы. Особенно важную роль здесь играет разработка ученым способов стихосложения.

Ломоносов к существующему ямбу и хорею предлагает трехсложные варианты – дактиль, анапест и амфибрахий. Также ученый утверждал, что в стихах можно использовать самые разные рифмы, а не только мужские и женские, о которых писал Тредиаковский.

Поэзия Ломоносова

Поэт – еще одна профессия, которую хорошо освоил Ломоносов. Произведения, список которых достаточно внушителен, четко показывают национальное самовыражение автора. Он первым открыл те особенности русской поэзии, которые впоследствии были продолжены и более глубоко раскрыты его последователями. Речь идет о таких характеристиках, как оптимизм, гражданственность, интерес к историческому прошлому, вера в лучшее будущее и другое.

Произведения Ломоносова исполняли сразу несколько ролей: использовались для гражданского воспитания, а также как метод воздействия на общество. Это обусловлено ролью просветительства, которое играло очень большую роль в творчестве и жизни ученого. Независимо от того, какие произведения Ломоносова рассматривать, все они прямо или косвенно несут в себе это. Особенного внимания при этом заслуживают следующие работы: «Разговор с Анакреоном», «Петр Великий», «Надпись на иллюминацию» и другие.

Журналистика

Произведения Ломоносова, список которых просто поражает, касаются и журналистики. Просветительство играло очень важную роль в деятельности ученого, он понимал, что именно пресса отвечает за распространение и пропаганду информации. В то время в России выходила газета “Санкт-Петербургские ведомости”, вместе с которой издавалось небольшое приложение “Исторические, генеалогические и географические примечания”. Именно эта часть была поручена Ломоносову для редактирования.

Позже по инициативе ученого при Академии наук начинает издаваться первый научный журнал “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”, предназначенный для широкого круга читателей. Акцент делался на интересности и доступности для людей, которые не вовлечены в науку.

Роль ученого в формировании русского литературного языка

Развитие национального языка – важная тема, которой занимался Ломоносов. Произведения, список которых просто огромен, указывают на два важных нововведения. Во-первых, это развитие силлабо-тонической системы стихосложения, а во-вторых, разработка теории трех стилей, согласно которой весь русский язык можно разделить на три больше части. Автор предлагает следующие стили:

  • Высокий. Для этого используются общепринятые и церковно-славянские слова.
  • Средний. Предполагает применение только общепринятых слов.
  • Низкий. Использование только разговорных слов.

В соответствии с этим, стили могли быть использована для формирования разных жанров:

  • Высокий – ода, героическая поэма, трагедия.
  • Средний – драма и лирика.
  • Низкий – комедия, сатира, басня.

Что касается самого ученого, то он, несомненно, предпочитал высокий стиль. Произведения Ломоносова, среди которых оды занимают отдельное место, четко это иллюстрируют. Соответственно, для своих работ автор применял только церковную и общепринятую лексику, исключая простой разговорный язык.

Михаил Ломоносов – выдающая личность не только в русской, но и в мировой науке. Этот человек был носителем энциклопедических знаний, а также выступил автором множества теорий в самых разных науках.

Служение отечеству — главная идея творчества Михаила Ломоносова ❤️

Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами. Ломоносов никогда не считал занятия поэзией своей главной целью,

но достигнутые в ней успехи столь значительны, что Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Литературное творчество Ломоносова развивается в рамках классицизма, но классицизма русского, который всегда был направлен на насущные вопросы жизни. Одной из основных своих задач Ломоносов считал защиту прогрессивных сторон реформы Петра I.

Сам поэт всем был обязан государству, а потому в центре его произведений стоит монархия. С этим связано появление в его творчестве од, воспевающих императоров, самой показательной из которых является, пожалуй, «Ода Иоанну Антоновичу», в

которой Ломоносов восхваляет свершения члена царской семьи, которому в тот момент было лишь полгода. Дело в том, что эти оды создаются не потому, что Ломоносов заискивает перед двором. В своих произведениях поэт дает некий ориентир, норму, на которую должны равняться все, даже монархи. В творчестве Ломоносова создается образ идеального монарха. В реальности таким идеалом для поэта был Петр, прежде всего не философ, а работник на троне, «в полях, в морях герой». От монарха поэт требует активного служения России. Но при этом даже в торжественных похвальных одах Ломоносов прославляет героев «от земледельца до царя». Произведения поэта содержат упоминания о земледельцах, пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых.

В поэзии образ утверждал принципы высокой идейности и гражданственности. Наиболее полно эти взгляды выражены в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Разумеется, Ломоносов не только выдвигал эти принципы, но и воплощал их в своем творчестве. Центральной темой од поэта становится тема Родины. Он славит величие России, ее необозримые просторы, неисчерпаемое богатство ее недр. В оде 1748 года создается грандиозный образ великой державы: «Сидит и ноги простирает на степь, где Хину отделяет пространная стена от нас…» Но для того чтобы Россия действительно была процветающим государством, необходимо трудиться. Ломоносов воспевает людей труда, говорит о необходимости развития науки и просвещения, создания отечественных кадров ученых. Он не сомневается, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Вообще слово «наука» — одно из самых популярных в лексиконе Ломоносова. Он воспевает науки, которые «юношей питают», «отраду старцам подают». Стихами Ломоносов подтверждает и собственные научные открытия, вспомним, к примеру, стихотворное послание «О пользе стекла».

Нашел отражение в творчестве Ломоносова и основной социальный конфликт России — столкновение помещиков и крепостных крестьян. Ломоносов утверждает ценность человека вообще, призывает к гуманному отношению к крепостным. Больше того, народ в его произведениях может становиться высшим судией:

Есть Божий глас, глас целого народа.

Устами оного всевышний говорит.

Чтобы народ и государство могли пользоваться плодами просвещения и труда, чтобы процветали науки и ремесла, России необходим мир. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир, «возлюбленную тишину».

Идеалы Ломоносова были связаны с образом гражданина и патриота, готового отдать свою жизнь делу служения Отечеству. Трудиться «для пользы общества» — высшая цель стремлений Ломоносова. И осознать важность такого труда он призывал всех русских людей.

Вклад Ломоносова в русский язык и литературу

Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое – великом русском естествоиспытателе – физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и многое другое.

Но нам, всем тем, кто говорит на русском языке, кто читает и чтит русскую литературу, необыкновенно дорог огромный вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы.

Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при «Отчетах» в академию наук: французский перевод в стихах «Оды Фенелона» и оригинальная «Ода на взятие Хотина» (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.

Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных «приветствий», писавшихся по-немецки академиком Штелиноле.

Истинным поэтом Ломоносов был в тех случаях, когда в стихах касался «любезного отечества». Это и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над «бедным рифмичеством».

Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во всё продолжение восемнадцатого века.

Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, введшим новые литературные формы.

Он вполне осознал, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. А потому сюда были направлены чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения.

Важнейшими его трудами этого рода были: «Российская грамматика», «Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке» и «Письмо о правилах российского стихотворства», или «Рассуждение о нашей версификации». К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы, впервые определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковнославянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.

Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, «диалектам»:

1) Московское; 
2) Северное или приморское; 
3) Украинское или малороссийское.

Ломоносов наметил и три оттенка или «штиля» в языке: «высокий», «средний» и «низкий». Введение «штилей» отчасти было практически необходимо. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Развивая, совершенно самостоятельно, мысль Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский.

Лице свое скрывает день; 
Поля покрыла мрачна ночь; 
Взошла на горы черна тень; 
Лучи от нас склонились прочь; 
Открылась бездна, звезд полна; 
Звездам числа нет, бездне дна.

Отрывок из «Вечернего размышления о Божьем величестве при случае великого северного сияния», 1743 г. – М.В.Ломоносова.

< Предыдущая   Следующая >

Смотрите также:


Главархив предоставил документы к 310-летию со дня рождения Михаила Ломоносова / Новости / Сайт города Москвы

Московский Главархив передал документы, рассказывающие о жизни, творческом и научном наследии Михаила Ломоносова. 19 ноября исполнится 310 лет со дня его рождения.

О Ломоносове написаны книги и стихи, созданы его живописные и скульптурные портреты. Он был многогранной личностью — поэтом, физиком, химиком, астрономом, металлургом и горным специалистом, историком и филологом.

Михаил Ломоносов родился в петровскую эпоху, а наиболее плодотворный период его деятельности пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Он был сыном простого архангельского крестьянина-поморья, стал ученым-академиком. Жизненный путь и открытия Ломоносова многие годы вдохновляли исследователей, поэтов и прозаиков.

Пример мужества и трудолюбия

Литературовед и писатель Сергей Андреев-Кривич сохранил в своем фонде произведения, посвященные биографии ученого: «Крестьянский сын, Михайло Ломоносов» и «Может родить своих платонов»…» — произведение, получившее в качестве названия строчку из ломоносовского литературного произведения «Ода на день восхождения на престол императрицы Елизаветы Петровны». Эти книги были изданы в 1960-е годы для широкого круга читателей, и особенно для тех, кто только выбирал свой путь. Ведь биография ученого – пример мужества, изобретательности и трудолюбия. Такие важные книги, как поэма Алексея Маркова «Михаил Ломоносов», сохранились в фонде переводчика Льва Озерова.

Статьи с размышлениями о Ломоносове и его вкладе в развитие отечественного естествознания хранятся в фонде философа Василия Богатова. А в фонде искусствоведа Владимира Москвинова представлены материалы, посвященные скульптору Федоту Шубину, создавшему скульптурные портреты современников — важных сановников XVIII века. Одна из самых известных его работ — скульптурный портрет знаменитого земляка и друга Михаила Ломоносова.

Исследования о первом русском ученом-естествоиспытателе сохранились и в личном фонде географа и краеведа Валентина Рахилина.Среди них статьи: «Москва в произведениях М.В. Ломоносова», «Белгородская область и М.В. Ломоносова», «М.В. Ломоносов и сохранение памятников истории и культуры», «М. В. Ломоносов и сохранение памятников древнего Киева», «Кандалакша в творчестве М.В. Ломоносов» и «Исследователь науки».

В архиве также хранятся артефакты: портрет Михаила Ломоносова работы художника Вениамина Сурикова и коллекция открыток, посвященных ученому, из собрания Ольги Сваричевской.

Михаил Ломоносов | Культура России в достопримечательностях

Не знаю почему, но я всегда любил Александра Сумарокова. Для нерусского знатока русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых зубришь перед устными экзаменами. Его не изучали ни на каких занятиях и семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили.Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это самостоятельно. Вы неделю читаете Василия Тредиаковского, несколько дней читаете Михаила Ломоносова.
Студент, мнящий себя кем-то вроде знатока драмы и театра, когда-нибудь прочитает все трагедии Владислава Озерова (на самом деле любящего Фингала ). Вы планируете прочитать все пьесы Екатерины Великой, но в итоге признаете, что вам это, вероятно, не нужно. Вы читаете Василия Капниста и безумно любите

Chicanery , недоумевая, какого черта никто не взялся за это 200 лет.Вы более чем знакомитесь с Яковом Княжниным и Александром Аблесимовым (что вознаграждает вас спустя десятилетия в Москве, когда вы видите постановки в двух разных театрах по произведениям этих писателей). Вы читаете Михаила Хераскова, но не помните его. Вы любите Дениса Фонвизина, особенно его Бригадир , хотя все пытаются вам сказать, что его Несовершеннолетний — это его главная пьеса — койка. Вы с удовольствием читаете комедии Александра Шаховского, хотя и близко не читаете все 100 его пьес — на самом деле, наверное, выручаете, не дойдя до 10-процентной отметки.Но вы восхищаетесь его умением перевернуть шуточную фразу.
Другими словами, вы сами читаете глупости, практически без чьего-либо обучения. О, есть горстка книг, в которых на словах упоминается ранняя русская драматургия. Вы читаете их, и у вас мало что получается. Так что это марафонское чтение очень старых пьес, до которых веками никто не заботился (за редким исключением, natch), действительно ставит вас в тупик. Это либо тонуть, либо плыть, и вы никому не признаетесь, что тонете так же часто, как плывете.
А вот и Александр Сумароков. Человек не пользуется большим уважением. Другие писатели смеются над ним. Критики и историки говорят вам, что он не был хорошим писателем. Д. С. Мирский, один из упомянутых мною фундаментальных историков, писал, что «литературная ценность» сумароковских пьес «невелика» и что они «пахнут переводом». Эх. Казалось бы, никто не говорил с Мирским о народной традиции. Ну, разве что Сумароков вряд ли был народным…
Как бы то ни было, Сумароков у меня всегда был слабоват.Если ему кто-то не нравился (а он не любил очень многих), он садился и писал пьесу с нападками на них, как он это сделал в довольно смешном Tresotinius , пародировавшем Тредиаковского. Сумароков не сомневался в своем месте в истории русской литературы середины XVIII века: он был ее величайшей и влиятельнейшей звездой.
На самом деле он действительно им был, по крайней мере, до появления Гаврила Державина, а затем и Александра Пушкина. После этого Сумароков как бы упал со стола. Но у человека был характер, у него была наглость, и у него был немалый талант.Только вы пытаетесь собрать в себе влияния и стили, и надежды, и чаяния целого народа, не имеющего литературных традиций, если только вас не зовут Пушкин… Но и у Пушкина, конечно, были все писатели, о которых я уже упоминал, от которых можно было отталкиваться. У Сумарокова почти ничего не было. Так что, вводя в русский канон Гамлета и Макбета — пусть даже упрощая и упрощая их, — он ставил вехи для будущего русской культуры. Вдобавок к этому Сумароков был одним из первых крупных российских издателей, редактором влиятельного журнала
«Бизнес-пчела»
или «Промышленная пчела» , смотря как перевести.Он писал стихи, эссе, участвовал в социальных и политических дискуссиях (в некоторой степени) и был всесторонним — будем честными, давайте отдадим ему должное — человеком эпохи Возрождения.

Сумароков родился 25 ноября 1717 г., а умер 12 октября 1777 г. (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическому, но неполному «Избранному сочинению А. П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал не менее 25 различных поэтических жанров, в том числе балладу, оду, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии, элегии, сонеты и многие другие.В этом далеко не полном источнике 268 произведений. (Список включает в себя некоторые трагедии и переводы, но не включает его журналистские работы, эссе, 12 комедий или его переделки Шекспира.) Но есть серьезная проблема с подсчетом и исследованием полного литературного творчества Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти о нем уже практически никто не заботился. Он был нищим, нелюбимым, неуважаемым, на самом деле о нем никто даже не думал.Его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, но и его могила со временем была утеряна. В его честь в 1951 году там был установлен надгробный памятник, но размещение этой плиты (я помню, что видел ее и резко остановился, как будто я увидел привидение) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на похороны, поэтому некоторые московские актеры собрали сбор и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в нищету.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руках. Одним из них был Большой проспект, 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска в честь Сумарокова. Действительно был, и вот что на нем написано: «На сем участке находился дом, в котором проживал с 1765 по 1769 год писатель, поэт, драматург и великий театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего такого. Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни озноба, ни мистического магнетизма, ни ощущения дежавю. Я пытался. Я искал это. Я чувствовал это. Его там не было. Здание, которое сейчас стоит здесь, не имеет ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами, оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие вокруг или проходящие мимо, — все это не имеет никакого отношения к Сумарокову. Никто не остановился, чтобы посмотреть на табличку, всем было наплевать.Даже когда я его поставил и начал фотографировать с одной и с другой стороны. Обычно этого достаточно, чтобы вызвать любопытство хотя бы у некоторых прохожих. Не здесь. Не это место. Эти местные жители уже знали: здесь нам ничего не нужно знать.
Судьба — индюк, как говорят русские. Я понятия не имею, откуда взялась эта фраза. Но это тот, который вы можете хорошо, трудно прочувствовать. Особенно, когда вдумываешься в жизнь и творчество Александра Сумарокова, а потом вдумываешься в то, как мир отвернулся от него к моменту его смерти, а потом просто забыл о нем.
Однако, чтобы не утонуть в собственных слезах, порадуемся, что в маленьком Человеческом Театре в Москве недавно открылся спектакль под названием (Сумароков) Гамлет . Возможно, это первая постановка некогда великого писателя за 200 лет. Хорошо Владимиру Скворцову, который поставил. Мужчина по моему сердцу. Да здравствует память Александра Сумарокова.

Произведения М. В. Ломоносова: список, описание, значение

Михаил Васильевич Ломоносов — одна из самых выдающихся личностей 18 века.Он был выдающимся ученым, журналистом и филологом. Работы Ломоносова до сих пор вызывают интерес ученых всего мира и являются ярким явлением в истории культуры и науки.

краткая биография

Ломоносов родился в семье простого крестьянина-рыбака. Образование Михаил получил в местной школе у ​​церковного клирика. Мать будущего ученого рано умерла, а отец женился во второй раз. С мачехой отношения не складывались.Они часто ругались, и атмосфера в доме для Михаила была неприятной.

Ломоносов много занимается самообразованием и много читает. Когда он узнает, что отец хочет жениться на нем, он притворяется больным, а затем уезжает в Москву учиться. Он окончил лучшее учебное заведение Российской империи того времени – Славяно-греко-латинскую академию. Будучи одним из лучших студентов, он был направлен в университет при Академии наук в Петербурге, а затем в Германию, где изучал горное дело, металлургию, химию и другие науки.По возвращении в Россию Ломоносов был зачислен в Академию наук. В это время он создает первые в России научно-исследовательские лаборатории, а также организует университет, впоследствии получивший его имя.

Круг интересов

Инженерия, языки, математика, механика, философия — вот далеко не полный перечень наук, которыми интересовался Ломоносов. Классицизм, работы которого были нацелены на строгость, иерархичность и ясность, открывал перед будущим ученым множество возможностей.Он также самостоятельно изучал литературу, поэзию и филологию.

Ломоносов был человеком, которого можно назвать человеком всеобщего знания. Его интересовало буквально все, и он старался узнать все, что возможно в каждой конкретной науке. Работы М.В. Ломоносов сыграл очень важную роль в развитии физики и химии, а также оказал сильное влияние на русский язык.

Ломоносов и филология

Языкознание и филология – важные темы, которым посвящены произведения Ломоносова.В список вошли работы по созданию фонетической системы русского языка, а также попытка полной систематизации национальной литературы и языка.

Важную роль ученый отводит стихосложению. Его первой работой в этой области было «Письмо о правилах русской поэзии». Произведение написано в ясном и живом стиле, характеризует ритмичность и мелочность русского языка. Это произведение позволяет назвать Ломоносова автором русского стихосложения.Свой талант он продемонстрировал в поэме «На взятие Хотина», которая полностью соответствует всем теоретическим положениям автора. Внимания также заслуживает произведение «Риторика».

На протяжении всего своего творчества ученый уделяет особое внимание гармоничному сопоставлению содержания стихотворений с их художественной формой. Он также утверждал, что нужно ориентироваться не на популярные тренды, а искать что-то свое. Именно национальные особенности языка делают его уникальным.Однако он также заявил, что русский язык должен быть самостоятельным, но не отрезанным от остального мира, поэтому также необходимо учитывать все европейские достижения и передовые идеи.

Теория литературы

Произведения Ломоносова положили начало русской национальной теории литературы. Особо важную роль здесь играет развитие научных методов стихосложения.

Ломоносов к существующим ямбе и хорее предлагает трехсложные варианты — дактиль, анапест и амфибрахий.Также ученый утверждал, что в стихах можно использовать самые разнообразные рифмы, а не только мужские и женские, о которых писал Тредиаковский.

Поэзия Ломоносова

Поэт — еще одна профессия, которую хорошо освоил Ломоносов. В произведениях, список которых весьма внушительный, ярко прослеживается национальное самовыражение автора. Он первый открыл те черты русской поэзии, которые впоследствии были продолжены и более глубоко раскрыты его последователями.Речь идет о таких характеристиках, как оптимизм, гражданственность, интерес к историческому прошлому, вера в лучшее будущее и прочее.

Произведения Ломоносова играли сразу несколько ролей: использовались для гражданского воспитания, а также как метод воздействия на общество. Это связано с ролью просвещения, сыгравшего очень большую роль в творчестве и жизни ученого. Вне зависимости от того, какие произведения Ломоносова считать, все они прямо или косвенно несут это в себе.Особого внимания заслуживают следующие произведения: «Разговор с Анакреонтом», «Петр Великий», «Надпись на иллюминации» и другие.

Журналистика

Работы Ломоносова, список которых просто поражает, касаются и журналистики. Просвещение играло очень важную роль в деятельности ученого, он понимал, что именно пресса несет ответственность за распространение и пропаганду информации. В то время в России издавалась газета «Санкт-Петербургские ведомости», вместе с которой вышло небольшое приложение «Историко-генеалогические и географические записки».Эта часть была поручена Ломоносову для редактирования.

Позднее по инициативе ученого при Академии наук был издан первый научный журнал «Ежемесячные очерки, на пользу и в увеселение сотрудников», предназначенный для широкого круга читателей. Акцент был сделан на интерес и доступность для людей, не связанных с наукой.

Роль ученого в формировании русского литературного языка

Развитие национального языка – важная тема, которой занимался Ломоносов.Работы, список которых просто огромен, указывают на два важных нововведения. Во-первых, это разработка силлабо-тонической системы стихосложения, во-вторых, разработка теории трех стилей, согласно которой весь русский язык можно разделить еще на три части. Автор предлагает следующие стили:

  • Высокий. Для этого используются общеупотребительные и церковнославянские слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *