Краткое содержание Лесков Левша кратко и по главам для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн
Содержание
- Очень кратко
- Краткое содержание
- По главам
Левша очень кратко
Год написания: 1881 Жанр произведения: сказ, повесть
Главные герои: оружейник Левша, донский казак Платов и государь Николай I.
1881 год. Россия. Выходит сборник «Праведники», в который входит сказ «Левша». А сборник печатается в журнале «Русь». Сюжет незатейлив: Александр 1 едет в Англию, где его вниманию представляют танцующую блоху. Он эту забаву покупает и привозит на Родину. Александра на троне сменяет Николай 1.
Он находит блоху, и чтобы убедиться в превосходстве русской нации, объявляет поиск того, кто бы подковал блоху. В Туле находят Левшу. Он исполняет волю государя, едет в Англию, где демонстрирует свою работу. Но, к сожалению, возвращаясь домой, Левшу убивает «зеленый змий»…
Главная мысль сказа «Левша» в том, что Николай Лесков старается пробудить в читателе доброту к людям, ко всему окружающему.
Читать краткое содержание рассказа Левша Лескова
Веский совет окончен, и Александр 1 принимает решение «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Его сопровождает верный слуга, донской казак, Платов. Платов не удивляется чужеземным диковинам и считает, что свое не хуже.
В Англии Александру 1 демонстрируют механическую блоху, он ее покупает и привозит в Россию. По возвращении император умирает и на престол восходит Николай 1. Ему тоже блоха нравится, но чтобы утвердить превосходство русских умельцев, отправляет Платова в Тулу сыскать мастера, чтобы тот подковал блоху. Трое умельцев вызываются сделать дело. Они благословляются походом к иконе святого Николая, а после закрываются в домике Левши и подковывают блоху. Платову секрета своего мастерства они не открывают. Поэтому Левшу привозят к императору в столицу.
Николай хочет посмотреть блоху в деле, но она не танцует. Император рассержен. Тогда он пытается обвинить Левшу в порче диковины, но тот советует посмотреть механизм в микроскоп. Эта затея заканчивается неудачей. После долгих попыток, наконец, рассматривают, что блоха подкована и мало того, Левша говорит, что на каждой подкове имя мастера выгравировано.
Левша реабилитирован. Его моют в бане и командируют в Англию свезти подарок. Левша едет. Ему предлагают остаться в Англии, но Левша не остается. Его возят по заводам. Он смотрит на то, что работники там сытые. Но больше всего ему удивительно, что старые ружья кирпичом не чистят.
Скоро Левше становится грустно, и он отправляется в обратный путь. Пока он плывет. Он заключает со шкипером пари, кто кого перепьет. Они стараются выполнить условия и допиваются до состояния «белой горячки».
В конце концов, они добираются до Петербурга, где шкипера увозят в посольство, а Левшу в больницу для неизвестных людей без документов и денег, при этом у него отбирают подарки.
Левша хочет государю доложить о результате поездки, а особенно про ружья, но не успевает сделать этого – умирает…
Хотя его английский «компаньон» пытается Левшу разыскать. Но бюрократизм дает о себе знать. Его отправляют к графу Клейнмихелю, потом к казаку Платову. Но Платов уже не на службе и отсылает английского шкипера к коменданту Скобелеву. Последний входит в положение и посылает к Левше доктора Мартын-Сольского. Но…, уже поздно.
Если бы слова о ружьях, а точнее о способах их чистки, передали государю, то, возможно, что у Крымской войны был бы другой исход…
Сегодня история эта почти позабыта. Имя Левши не помнят, но, как пишет Лесков: «хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью».
Краткое содержание Левша по главам Лесков
Эта выдающаяся повесть Николая Лескова, была опубликована в одна тысяча восемьсот восемьдесят первом году, и состоит она из двадцати глав.
Глава 1
Окончив свои дела государь Александр Павлович решает посетить Европу, побывать в разных странах, повидать талантов да чудес. Он был человеком дружелюбным, околесил много мест и все пытались его чем-то удивить и завлечь. В поездках всегда сопровождал его донской казак Платов. Он ни на долю не разделял восторга государя, скучал по дому и был в полной уверенности, что русские мастера ничем не хуже чужеземных творцов.
Глава 2
Царя приглашают посетить кунсткамеры. И он не долго думая берет с собой своего неизменного спутника и отправляются смотреть всякие диковины. Заходят они в огромное здание с множеством бесконечных коридоров. Англичане стали удивлять государя разными диковинами для военных обстоятельств. Он радуется всему, все ему хорошо, а Платов ни в какую, мол его казаки и без того хорошо воевали. Подают ему англичане ружьё и говорят, что оно неизвестного неподражаемого мастера. Государь охает да ахает. А донской казак достал из кармана отвертку и стал замок ковырять, отворил его, а там надпись выведена русскими буквами с именем и фамилией мастера из Тулы.
Неловко англичанам стало, а царь пожалел их. Платов был рад, что оконфузил англичан, однако не понимал жалости государя.
Глава 3
Далее они снова отправляются кунсткамеры смотреть. Англичане расхваливали сахар свой высшего сорта. А Платов и рад, видит, что не приносит это удивления государю.
Повели тогда их в следующую комнату, поднесли подарок царю, как на первый взгляд, так на пустом подносе. Видит государь соринку одну лишь. Берет в руки ее, пытается рассмотреть, что там да как. А англичане и говорят, в мелкоскоп нужно смотреть, это металлическая блоха. К диковине этой прилагался еще маленький ключик, если ключик провернуть и им завести блоху, она тут же пустится в пляс.
Государь воспрял, возрадовался и отблагодарил англичан крупной суммой денег. Платов был возмущен, что Александр за дар еще и денег дает. А царь ему все повторял, чтобы он не влезал и не портил ему политические отношения с англичанами. Взял себе мелкоскоп в тайне от царя казак донской и поехали они домой. По дороге разговоров они практически не вели, так как каждый при своих мыслях остался. Царь был уверен, что англичанам нет равных в мастерстве и искусстве, а Платов думал про себя, что и свои мастера, что не попроси, все сумеют.
Глава 4
В России Александр умирает и подарок попадает к его жене, а та передает ее новому царю — брату покойного. Новый государь не понимает, что это такое, однако выбрасывать запрещает. Пытается поднять записи и найти хоть что-то, что подскажет о назначении этого подарка, однако поиски не дают результатов. Платов был еще жив, он узнает, что во дворце поднялась шумиха из-за металлической блохи, пришел к царю и рассказал что да и как. Платов признал, что это очень удивительная и тончайшая работа, но намекнул, что надо бы русским мастерам взглянуть на нее, может они смогут сделать еще более диковинную вещь. Государь Николай Павлович всегда был уверен в русских мастерах и поручил Платову это заняться этим делом.
Глава 5
Платов отвозит тульским мастерам блоху. Они рассматривают ее и просят время подумать, что можно сделать эдакое для государя. Платов недоволен, не любит он ждать, все ему нужно тут же и сразу. Однако все таки уезжает и обещает через две недели вернуться. Туляки клянутся, что успеют в срок и представят что-нибудь великолепное.
Глава 6
Платов покинул город. Также, вслед за ним, из него выехали и три тульских мастера, один из них был косой левша с родимым пятном на лице. Пошли они в Киевскую сторону. Возможно, людям бы показалось, что перехвалили они себя и решили сбежать от немилости царя, да еще и с его подарком. Но такие сомнения не имели оснований и были недостойны людей на которых теперь возлагалась честь нации.
Глава 7
Туляки разумные и являются очень набожным народом. Направились мастера к Мценску, где хранится древняя икона святого Николая. Отслужили они там молебен возле иконы и отправились восвояси.
Заперлись они в доме у косого Левши на все замки, закрыли все ставни на окнах и стали работать не покладая рук.
Третий день носу из дома не кажут, слышно только молотков стук.
Глава 8
Приехал Платов в Тулу с двумя казаками. Послал он их за работой. Сидит ждет и не терпится ему глянуть, что же вышло у мастеров.
Глава 9
Прибежали казаки к дому, стали двери ломить, кричат, чтоб выходили мастера. Они как раз доделывали работу и сказали, что сами принесут Платову. Вышли они из дома, идут, и один из них несет царскую шкатулку с английской блохой.
Глава 10
Подали туляки шкатулку Платову. Отворил он ее и видит, что лежит там в том же виде блоха и больше нет ничего. Мастера не захотели говорить в чем их работа заключалась, мол пусть государь сам посмотрит. Платов рассердился такому поведению и взял одного из мастеров, а именно Левшу с собой в Петербург. Подъехали они к дворцу, Платов к царю направился, а Левшу велел казакам стеречь.
Глава 11
Государь тотчас же стал блохой интересоваться. Платов ему объясняет, мол отдали ему блоху и ничего не сделали нового. Но царь не верит и просит быстрее принести ему шкатулку.
Глава 12
Смотрит царь и глазам поверить не может, лежит невидоизмененная блоха. Позвал он свою дочь любимую, чтобы она своими аккуратными тоненькими пальчиками блоху ключиком завела. Стала она ключиком крутить, а блоха не хочет в пляс пускаться.
Платов разъярился, быстрее пули выскочил на двор и стал Левшу за одежду, да за волосы трепать. Когда отпустил он мастера, тот сказал чтобы мелкоскоп взяли и через него посмотрели.
Глава 13
Государь обрадовался, он верил, что русские мастера не осрамят его. Глянул он в мелкоскоп, но так ничего не увидел. Тогда привели Левшу к нему. А Левша и говорит что, мол пяточку блохи смотреть надо. Царь глянул, засиял весь, и принялся Левшу целовать.
Царь знал, что руки отечественных мастеров и талантов не посмеют подвести его. Ведь оказывается они блоху, подаренную англичанами, подковали.
Глава 14
Все начали интересоваться и смотреть на это диво дивное. Левша промолвил, что если бы царь в мелкоскоп еще мощнее этого глянул, то увидел бы на каждой подкове имя мастера увидел. Велел царь блоху англичанам на подарок отвезти, чтоб подивились, на что русские мастера способны. И Левшу вымыли, постригли и отправили в Лондон, чтоб показал, да рассказал им русское мастерство
Глава 15
Привезли мастера Левшу, в гостиницу поселили, а шкатулку отдали куда надо. Посмотрели англичане блоху и захотели с мастером увидеться.
Четыре дня кормили, поили Левшу, да нахваливали. Убеждали у них жить остаться. Однако Левша отказался, согласился лишь погостить некоторое время.
Глава 16
Погостил Левша у англичан, на их производства посмотрел. Понравилось ему как к работникам у них относятся, все сытые, в хороших одеждах. Поблагодарил он их за гостеприимство, но захотелось ему домой на землю русскую. Дали денег ему, все как полагается и повезли в Россию. Посадили на корабль его, там Левша от скуки знакомится с полшкипером и начинают выпивать они.
Глава 17
Поддали они так, что заспорили и полшкипер от досады захотел даже Левшу с борта скинуть. Однако матросы, завидев эту картину, доложили капитану об этом действии. Затем, по его приказу, заперли их порознь и так и довезли до Петербурга.
Глава 18
Полшкипера привезли в посольский дом и сразу лечить его принялись. Ванну теплую ему сделали, пилюль надавали, положили и укутали шубами, чтоб пропотел как полагается. А Левшу бросили на пол в квартале, начали документы спрашивать, кто он и откуда. Он был слишком слаб от пьянства и от дороги тяжелой и сказать не мог ничего, плохо чувствовал себя, только постанывал. Обыскали его, деньги отобрали и в больницу отправили. Повезли по больницам, не нужен он нигде, не берут его без документов. Один подлекарь подсказал, чтоб везли его в простонародную лечебницу, где всех неизвестных умирать принимают.
В это время англичанин пришел в себя и тут же кинулся искать своего новоиспеченного русского товарища.
Глава 19
Отыскал он Левшу, практически в умирающем состоянии. Левша попросил с государем двумя словами перемолвиться. Обратился англичанин к Платову, чтоб тот помог. Однако тот уже от дел отошел и помочь не смог, посоветовал к коменданту Скобелеву обратиться. Тот в свою очередь послал к Левше русского доктора. Когда лекарь приехал, Левша был уже при смерти. Успел вымолвить только, чтоб государю русскому передали, что англичане ружья не чистят кирпичом. Сказал, чтоб и свои не чистили, а то вдруг война, а ружья будут непригодны к стрельбе. Вымолвил он это, да скончался.
Пошел лекарь к графу с этой информацией. А тот отослал его, мол не надо лезть в чужое дело. А если бы вовремя слова Левши государю передали, возможно в Крыму на войне все по-другому сложилось.
Глава 20
Сейчас это все дела уже давно прошедших лет. Таких талантов, как Левша, конечно же уже не сыщешь в Туле. Работники ценят выгоды современных механических машин, но по прежнем не забывают и частенько предаются радостным воспоминаниям.
Своим рассказом автор доносит до читателя, что нужно ценить таланты своих мастеров и относиться к людям по-человечески. Ведь обычный простой трудяга, даже умирая, беспокоится за будущее своей страны, а вышестоящие представители относятся к народу и к своей стране равнодушно и безразлично.
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».
Оцените произведение:
- 3.
33
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 421
Читать краткое содержание Левша кратко и по главам. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Лесков. Краткие содержания произведений
- Жемчужное ожерелье
- Запечатлённый ангел
- Зверь
- Кадетский монастырь
- Лев старца Герасима
- Левша кратко и по главам
- Леди Макбет Мценского уезда
- На краю света
- Несмертельный голован
- Обман
- Однодум
- Очарованный странник
- Приведение в инженерном замке
- Пугало
- Старый гений
- Тупейный художник
- Христос в гостях у мужика
- Человек на часах
Картинка или рисунок Левша кратко и по главам
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Лупленый бочок Бианки
Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву.
В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа» - Краткое содержание Чарушин Тюпа
Автор написал сказку про любопытного котёнка Тюпу для маленьких детей. Мама котёнка Непунька только родила маленьких котят, и была очень увлечена ими, пела им песенки, кормила молочком и т.д.
- Краткое содержание Дедал и Икар
В давние времена жил в городе Афины талантливый мастер Дедал. Он возводил чудесные здания, а мраморные статуи, сделанные им, изображали людей в движении. Инструменты, которые использовал Дедал, были придуманы
- Драгунский
Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не был знаком со знаменитыми «Денискиными рассказами». Мало кто знает, что у Драгунского была довольно нелегкая судьба – его отец рано умер,
- Краткое содержание Глаз волка Пеннак
Это произведение принадлежит перу французского писателя – новеллиста Даниэлю Пеннаку. В нем повествуется о доверительных отношениях маленького мальчика и хищника – волка.
Об их общении, основанном на глубоко эмоциональном уровне. - Маяковский
Глашатай и певец революции — так известен миру Владимир Маяковский. Не просто поэт, восхваляющий приход новой жизни и отражающий ее судьбу, он был также актером
краткое содержание по главам повести Лескова
Глава первая
По окончании венского совета Александр I совершает поездку по Европе. Подданные всех стран стремятся удивить российского императора, но донской казак Платов, сопровождавший его, всячески сопротивляется тому, чтобы царь ставил чужеземные диковинки выше русских.
Глава вторая
Англичане показывают Александру и Платову кунсткамеру, Платову ничего не нравится: ни «бурометры», ни «смолевые непромокабли»: «Мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». Англичане демонстрируют «калабрийское» ружье, Платов доказывает, что, на самом деле, это изделие тульского мастера. Александр досадует на Платова за то, что тот конфузит гостеприимных иноземцев.
Глава третья
Александр с Платовым посещают сахарный завод, а затем едут в особую кунсткамеру, где хранятся «минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазами видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом». Там же англичане подносят императору дар: заводную блоху из стали («соринку»), которая может танцевать: «у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе». Восхищенный Александр дарит англичанам миллион. Блоха хранится в огромном бриллианте: он заменяет ей футляр.
Глава четвертая
Спустя много времени «аглицкая блоха» попадает в руки к новому императору, Николаю I. Не понимая, что перед ним, он разыскивает Платова – свидетеля давней поездки Александра. Платов рассказывает о «нимфозории», и предлагает отнести ее российским мастерам в Сестрорецк или в Тулу, чтобы они смогли превзойти иностранное изобретение. Патриотично настроенный Николай радостно соглашается.
Глава пятая
Платов едет в Тулу, отдает блоху оружейникам. Они просят оставить ее на пару недель, тот противится, но затем сдается: он беспокоится о сохранности бриллиантового футляра.
Глава шестая
Трое самых искусных оружейников и один косой левша отправляются в дорогу по направлению к Киеву. Злые языки стали утверждать, будто они струсили.
Глава седьмая
Выясняется, что туляки ходили молится Мценской иконе Св. Николая, чтобы покровитель торгового и военного дела благословил их на работу. По возвращении они приступают к делу: «молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего неизвестно».
Глава восьмая
Платов приезжает в Тулу и посылает гонцов к оружейникам.
Глава девятая
Оружейники и левша заканчивают работу, когда являются посыльные. Отправив их вперед, туляки идут следом.
Глава десятая
Платов взбешен: оружейники вернули ему блоху в том же виде, в котором получили. Казак убежден, что его нагло обманули. Он хватает левшу в свою коляску и вместе с «аглицкой блохой» они отправляются в Петербург, ко двору императора. Мастера удивляются, стоит ли без «тугамента» (документа) в столицу ехать, ведь левшу забирают, как есть. Платов грозится им и уезжает. На следующий день коляска приезжает в Петербург.
Глава одиннадцатая
Платов надеялся, что Николай забудет об их договоренности, однако император «ужасно какой замечательный и памятный», и все же спрашивает о нимфозории и работе тульских мастеров. Платов рассказал все в подробностях, но Николай не верит в обман оружейников.
Глава двенадцатая
Дочь императора крохотным ключиком заводит блоху. Блоха шевелится, но танцевать – не танцует, хотя прежде могла. Платов в гневе, треплет левшу за волосы, тот недоумевает, за что ему достается. Левша предлагает господ взглянуть «в самый сильный мелкоскоп»: тогда работа обнаружится.
Глава тринадцатая
Николай смотрит в микроскоп, поворачивает блоху с боку на бок, но ничего не видит. Приводят левшу – в изодранном костюме, с разорванным шиворотом – к императору, и он указывает на ножки блохи: «надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Император счастлив, обнимает и целует левшу: тульские мастера подковали аглицкую блоху!
Глава четырнадцатая
Левша рассказывает, что на каждой подкове указано имя мастера, которой над ней работал. Своего же имени он не оставил: ведь он трудился над гвоздиками для подков. Также мастер признается, что «мелкоскопов» туляки не имеют и привыкли работать на глаз. Платов извиняется перед левшой. Блоху с левшой и курьером отправляют в Англию: продемонстрировать, что с их блохой сделали русские мастера.
Глава пятнадцатая
Англичане дают новость («клеветон» — фельетон) во все газеты («публицейские ведомости») о невероятном происшествии. Знакомятся с левшой, радушно его угощают и всячески славят. Пьют вино. Иноземцы любопытствуют его привычкам: не сразу догадываются, отчего он крестится левой рукой. Левша рассказывает, что арифметике туляки не обучены, а учились они по Псалтири и Полусоннику. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Англичане предлагают левше остаться и получить образование, он отказывается: дома – родители. Они согласны отсылать деньги родителям левши, но он вновь отказывает: ему одиноко будет в Англии, ведь он холостой, а на англичанке жениться не может, так как он – православный и, кроме того, английским не владеет. «Русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». А вера правильнее, потому что на Руси книги толще, а, стало быть, и вера – полнее. Единственное, на что левша соглашается – это посетить заводы.
Глава шестнадцатая
Левша обращает внимание на довольство и комфорт работников заводов: у них удобная обувь, все сыты и хорошо одеты, работают с таблицей умножения и видно, что образованны. Это его радует, но кое-что и тревожит: английские старые ружья гораздо в лучшем состоянии, чем русские.
Левша с курьером садятся на корабль и по «Твердиземному» морю отправляются на родину. Мастер не желает покидать палубы даже в бурю: ждет, когда Россия покажется на горизонте. Лишь один «полшкипер» нашел способ спустить левшу с палубы: предложил туляку пари, кто кого перепьет.
Глава семнадцатая
Левша и полшкипер пьют наравне, ни один другому не уступает. Обоим в море мерещится черт. Матросы по велению капитана спускают их в каюты, но чтобы не нарушать пари им выдают рому: каждый продолжает пить. Мертвецки пьяные прибывают они в Петербург. Англичанина везут в посольство («посланнический дом») на Английской набережной, а левшу – в квартал.
Глава восемнадцатая
К англичанину приходят «лекарь и аптекарь» и приводят его в чувство. Левшу бросают на пол в квартале и требуют документы, но он настолько пьян, что ответить не в состоянии. Его обыскивают, грабят и отправляют в бесплатную больницу. Однако долго не могут найти извозчика, в больницах без документов не берут, а левша долго лежал на холодном полу. Он заболевает. Остается Обухвинская больница, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Англичанин приходит в себя и бросается искать левшу.
Глава девятнадцатая
Он находит русского товарища в коридоре больницы. Тот рвется сказать «два слова» императору. Англичанин бежит к графу Клейнмихелю и ругается, что с левшой так обошлись: «хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Его отправляют к Платову, но тот уже в отставке и не при делах, англичанин идет к Скобелеву, от него к доктору Мартын-Сольскому, но левша уже умирает. Перед смертью он просит передать императору Николаю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Однако эти слова до Николая так и не доходят.
Глава двадцатая
«Таких мастеров уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности». Имя левши исчезло из истории, но слава о русских умельцах продолжает жить даже в эпоху «механической науки».
Ваш мозг левши · Границы для молодых умов
Abstract
В то время как большинство людей предпочитают использовать правую руку, чтобы чистить зубы, бросать мяч или держать теннисную ракетку, левши предпочитают использовать левую руку. Это касается примерно 10% всех людей. Было время (не так давно), когда левши были стигматизированы (см. Глоссарий) в западных (и других) сообществах: считалось плохим признаком, если ты левша, а леворукие дети часто вынуждены писать правой рукой. Это бессмысленно: нет ничего плохого в том, чтобы быть левшой, и попытка писать непредпочтительной рукой разочаровывает почти всех. На самом деле наука может учиться у левшей, и в этой статье мы обсуждаем, как это может быть. Мы рассмотрим, почему одни люди левши, а другие нет, чем мозг левшей отличается от мозга правшей и почему ученые в первую очередь изучают леворукость.
Почему ты левша?
Несмотря на многолетние исследования, причина, по которой один человек оказывается левшой, а другой не остается загадкой. Леворукость частично передается по наследству (см. Глоссарий): у родителей-левшей, как правило, больше детей-левшей, чем у родителей-правшей. Исследования, в которых сравнивали однояйцевых близнецов с разнояйцевыми близнецами (см. Глоссарий), показывают, что наследуемость составляет около 25% [1], что предполагает генетический вклад в предпочтение руки. Обратите внимание, однако, что если леворукость передается по наследству только на 25%, то большинство факторов, способствующих леворукости, не являются чисто генетическими. Большое обсуждаемое влияние оказывает уровень гормона тестостерона 9.0015 внутриутробно (в утробе матери) пока развивается нерожденный ребенок ( плод ). Другая возможность заключается в том, что на рукоять влияют случайные («случайные») процессы, происходящие в период раннего развития еще не родившегося ребенка, когда он еще очень мал. Что касается наследственных факторов, исследователи обнаружили несколько генов, которые могут быть связаны с ручностью.
Интересно, что, похоже, не существует ни одного гена, определяющего, являются ли люди левшами или нет. Скорее всего, здесь задействованы различные генетические влияния.
Конечно, дети учатся у своих воспитателей, поэтому можно ожидать, что если один из родителей левша, ребенок может стать левшой просто путем подражания. Одна из причин, по которой это не может быть полной историей, заключается в том, что предпочтение руки можно наблюдать еще до рождения. Плоды любят двигаться, и можно достаточно хорошо предсказать предпочтения рук ребенка, посмотрев, какую руку и кисть он предпочитает двигать до рождения, что можно увидеть с помощью ультразвукового сканирования [2]. Это наблюдение за рукоятью плода противоречит тому факту, что некоторые дети меняют предпочтение руки, по крайней мере, до 2-летнего возраста [3, 4]. Возможно, некоторые люди являются левшами или правшами при рождении, тогда как у других их предпочтения формируются позже, в первые годы жизни.
Вы не понимаете, что делает человека левшой, а что нет? И мы тоже! Какими бы ни были точные причины, это не простая история, а очень сложное взаимодействие генов, окружающей среды и случайностей. Давайте пока оставим эту тему и взглянем на мозг левшей.
Чем отличается мозг левши?
Иногда люди поражаются, узнав, что мозг левшей отличается от мозга правшей. Но ясно, что в некоторых отношениях они должны различаться: левши используют свои руки (и ноги) не так, как правши, и делают это часто на протяжении всей жизни. Вполне естественно, что отделы мозга, контролирующие движения, у левшей и правшей должны быть разными (рис. 1). Сравните это с опытными музыкантами: они много отрабатывают тонкие движения, и это влияет на их мозг 1 . Чтобы точно изучить, чем отличается мозг левшей и правшей, нам нужно взглянуть на латерализацию мозга .
- Рис. 1. Активация мозга, когда участники представляли себе выполнение обычных движений руками.
- Левши и правши воображали, что выполняют такие действия, как бросание или письмо. Поразительно, что у левшей (желтые) активировались только области правого полушария мозга, тогда как у правшей (синие) было наоборот.
Таким образом, левши воображают, что пишут левой рукой, которая в основном контролируется правым полушарием, и наоборот для правшей. Изображение из Виллемса и др. [8].
Латерализация мозга относится к тому факту, что левое и правое полушария мозга не совпадают. Две стороны различаются по своей анатомии, а также по тому, что они делают. Кстати, латерализация наблюдается и в остальном теле: две руки выглядят немного по-разному и способны делать разные вещи; сердце латерализовано в одну сторону полости тела и т. д. Левши отличаются от правшей тем, что они, как правило, имеют меньшую латерализацию в головном мозге. Хорошо известным примером этого является речь, которая в основном является функцией левого полушария мозга у правшей 9.0027 2

Левши думают иначе?
Значит ли это, что левши думают иначе? Ну да и нет. Было много предположений о повышенной креативности левшей, но убедительных доказательств этого очень мало. Еще одним часто упоминаемым навыком, которым могут обладать левши, являются повышенные музыкальные способности, но, опять же, доказательств в поддержку этого очень мало. Многие утверждения о превосходных навыках левшей основаны на списках известных музыкантов, которые распространяются в Интернете. Забавно, но эти списки охватывают несколько десятилетий поп-музыки, и вы обнаружите (если постараетесь), что на каждого гитариста-левшу в таких списках можно легко найти столько гитаристов-правшей, чтобы соответствовать обычным 9 гитаристам.Соотношение правшей и левшей в популяции :1. Хотя нет убедительных доказательств того, что левши более одарены, чем правши, верно и обратное: нет явных доказательств того, что левши хуже справляются с тестами на когнитивные способности.
Левши могут думать иначе в другом отношении. Мощная идея состоит в том, что мы понимаем слова действия, такие как «письмо», используя части нашего мозга, которые контролируют наши собственные движения, как если бы мы писали сами, когда видим или слышим слово «письмо». Эту идею иногда называют «воплощенным познанием». Это было проверено путем наблюдения за активностью левой и правой моторной коры (область мозга, участвующая в движении) у левшей и правшей, когда они слушали такие слова, как «письмо» [6]. Левши активировали моторную кору, контролирующую левую руку, а правши активировали моторную кору, контролирующую правую руку, как если бы они действительно писали, а только слушали слово.
Кстати говоря, левши и правши различаются по тому, как они оценивают положительные и отрицательные свойства вещей в пространстве вокруг них. В одном эксперименте участники должны были оценить «Фриблов» (бессмысленные цифры; см. рис. 2) с точки зрения честности и интеллекта. Цифры представлялись либо в левой, либо в правой части экрана. Левши оценивали фигуры, представленные слева, в более положительном ключе, а правши — в более положительном ключе.
- Рисунок 2. Участников попросили обвести кружком, какой из двух «Фриблов», по их мнению, был самым умным, счастливым и т. д.
- Левши оценили Fribbles, представленный в левой части страницы, как более позитивный, тогда как правши сделали противоположное. Объяснение этого вывода заключалось в том, что левши наиболее свободно действуют левой стороной тела, а правши — правой. Из-за этой разницы в беглости положительные и отрицательные установки также отображаются на противоположных сторонах пространства [7, 9].].
Похоже, то, как мы делаем что-то руками, влияет на наше мышление, по крайней мере, в некоторой степени.
Почему мы изучаем леворукость?
Левша — само по себе интригующее явление. Однако ученые изучают леворукость не только потому, что это забавная тема. Леворукость может пролить свет на различные вопросы, выходящие за рамки изучения предпочтения руки как такового . Вот еще два примера, в дополнение к уже описанному нами исследованию:
- Уникальность человека. Другие приматы (например, человекообразные обезьяны) не демонстрируют такого сильного предубеждения населения в пользу использования правой руки, как люди. В ходе эволюции должны были произойти изменения в мозге, которые привели к тому, что большинство людей предпочли использовать правую руку, в то же время сохранив стабильное меньшинство, которое предпочитает делать что-то левой рукой. Почему был такой случай, и какие могли быть плюсы? Латерализация языка в мозгу (см. выше) привела к предположению, что ранние люди сначала начали общаться руками, а разговорный язык развился только позже.
- Гены, создающие лево-правостороннюю асимметрию в мозгу. Выявление генов, влияющих на предпочтение руки, может пролить свет на латерализацию мозга и других функций организма.
Как это возникает во время развития, еще плохо изучено, но это очень важный аспект нашей биологии.
Резюме
Левши составляют значительное меньшинство людей (не менее 10%). Предпочтение рук частично передается по наследству, что указывает на генетический вклад. Тем не менее, соответствующие гены, вероятно, взаимодействуют с факторами окружающей среды и случайностями, чтобы определить рукость конкретного человека. Мозг левшей и правшей несколько отличается. У левшей, как правило, мозг менее латерализован, а это означает, что две половины мозга менее различимы, чем у правшей. Изучение левшей может помочь нам ответить на несколько важных научных вопросов. Все это означает, что у левшей есть много причин чувствовать себя особенными, ведь подавляющее большинство людей не левши. В то же время, смелые утверждения о творчестве и других способах, которыми левши могут быть сверходаренными, вероятно, не соответствуют действительности.
Footnotes
[1] ↑ Кроме того, люди, которые рождаются с исключительными свойствами частей мозга, участвующих в движении и восприятии музыки, могут быть предрасположены к тому, чтобы стать искусными музыкантами.
[2] ↑ Это не означает, что правое полушарие ничего не делает во время понимания языка. Наоборот, она тоже активна, но в меньшей степени, чем левая сторона.
Глоссарий
Стигматизация: ↑ Не одобрять людей с определенными характеристиками или поведением.
Однояйцевые близнецы и разнояйцевые близнецы: ↑ Однояйцевые близнецы развиваются в результате одного и того же оплодотворения и поэтому имеют практически всю свою ДНК. Они отличаются от разнояйцевых близнецов, которые развиваются от разных оплодотворений и связаны только генетически, как и любая другая пара братьев и сестер.
Наследуемый: ↑ Характеристика, которая может передаваться по наследству, поскольку гены влияют на то, как она развивается.
Дополнительная литература
McManus, IC 2002. Правая рука, левая рука. Лондон: Феникс.
Смитс, Р. 2011. Загадка леворукости. Лондон: Реакционные книги.
Виллемс, Р. М., Ван дер Хаеген, Л., Фишер, С. Э., и Франкс, К. 2014. С другой стороны: включение левшей в когнитивную нейробиологию и нейрогенетику. Нац. Преподобный Нейроски. doi: 10.1038/nrn3679 Доступно по адресу: http://pubman.mpdl.mpg.de/pubman/item/escidoc:1922356:4/component/escidoc:1937998/Willems_vdHaegen_fisher_francks_2014.pdf
Благодарности
Мы благодарны Элен Коше и Жаклин Фагард за их полезные советы по разделу развития.
Ссылки
[1] ↑ Medland, S.E., Duffy, D.L., Wright, M.J., Geffen, G.M., Hay, D.A., Levy, F., et al. 2009. Генетическое влияние на леворукость: данные 25 732 австралийских и голландских семей близнецов. Нейропсихология 47:330–7. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2008.09.005
[2] ↑ Hepper, PG 2013. Происхождение латеральности в развитии: леворукость плода. Дев. Психобиол. 55: 588–95. дои: 10.1002/dev. 21119
[3] ↑ Cochet, H. 2012. Развитие предпочтения рук объектно-направленным действиям и указательным жестам: лонгитюдное исследование в возрасте от 15 до 25 месяцев. Дев. Психобиол. 54:105–11. doi: 10.1002/dev.20576
[4] ↑ Фагард, Дж., и Локман, Дж. Дж. (2005). Влияние ограничений задачи на (двух)ручную стратегию младенцев по захвату и исследованию объектов. Младенческое поведение. Дев. 28:305–15. doi: 10.1016/j.infbeh.2005.05.005
[5] ↑ Виллемс, Р. М., Пилен, М. В., и Хагоорт, П. (2010). Церебральная латерализация зрительных областей, избирательно зависящих от лица и тела, зависит от рук. Церебр. Кортекс 20:1719–25. doi: 10.1093/cercor/bhp234
[6] ↑ Виллемс, Р. М., Хагоорт, П., и Касасанто, Д. 2010. Представления глаголов действия в зависимости от тела: нейронные данные от правшей и левшей. Психол. науч. 21: 67–74. дои: 10.1177/0956797609354072
[7] ↑ Casasanto, D. 2009. Воплощение абстрактных понятий: хорошее и плохое у правшей и левшей. Дж. Эксп. Психол. Быт. 138:351–67. дои: 10.1037/a0015854
[8] ↑ Виллемс, Р. М., Тони, И., Хагоорт, П., и Касасанто, Д. 2009. Специфические для тела двигательные образы действий рук: нейронные данные от правшей и левшей. Передний. Гум. Неврологи. 3:39. doi: 10.3389/neuro.09.039.2009
[9] ↑ Блэкман, К. 2009. Левша или правша? Новый взгляд на то, как мы думаем. Стэнфордский отчет. Доступно по адресу: http://news.stanford.edu/news/2009./august3/lefty-decision-study-080509.html
леворукость — Better Health Channel
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
- Большинство детей предпочитают пользоваться одной рукой или другой к возрасту примерно 18 месяцев, а к трем годам они определенно становятся правшами или левшами.
- Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой.
Вопрос о том, предпочитает ли человек свою правую руку или левую, и что это говорит о работе мозга, изучается уже не менее 150 лет. Однако исследователи до сих пор не понимают, почему около 10 процентов населения оказываются левшами.
В прошлом детей, которые были левшами от природы, поощряли или заставляли использовать правую руку, в основном из-за предубеждений против неуклюжести письма левой рукой и преобладания «правшей» посуды. В наши дни леворукость более приемлема.
Если ваш ребенок от природы левша, не пытайтесь заставить его пользоваться правой рукой. Хотя мы очень мало знаем о том, что влияет на предпочтение рук, мы знаем, что леворукость отражает структуру индивидуального мозга.
Причины леворукости
Почему каждый десятый предпочитает свою левую руку, остается загадкой. Прямая генетическая связь не доказана, и у двух родителей-правшей может родиться левша. Теории включают:
- Гены – возможно, генетические факторы предрасполагают ребенка к правой руке. Один ген может передаваться от родителей к детям, чтобы влиять на то, какую руку предпочитает ребенок. Если конкретная версия этого гена передается по наследству, ребенок с большей вероятностью будет левшой, в зависимости от подкрепления и других воздействий окружающей среды. Тем не менее, более поздние исследования показывают, что более вероятно, что множество различных генов «складывается», чтобы произвести левшу.
- Пол – мальчиков-левшей немного больше, чем девочек. Это наводит некоторых исследователей на мысль, что мужской гормон тестостерон оказывает влияние на праворукость и леворукость.
- Развитие плода – некоторые исследователи считают, что на рукоятку больше влияет окружающая среда, чем генетика. Они предполагают, что факторы окружающей среды в утробе матери (включая воздействие гормонов) могут влиять на то, отдаем ли мы предпочтение правой или левой руке в более позднем возрасте.
- Моделирование – дети учатся выбирать правую или левую руку, копируя родителей и других значимых опекунов. Однако это не объясняет, почему у родителей-правшей иногда рождаются дети-левши, и наоборот.
- Повреждение головного мозга — небольшой процент исследователей предполагает, что все люди должны быть правшами, но некоторые виды повреждений мозга в раннем возрасте вызывают леворукость. Для левшей и родителей левшей важно отметить, что нет убедительных доказательств в поддержку этой довольно спорной теории.
- Адаптация — некоторые люди, которые от природы правши, становятся левшами из-за необходимости приспосабливаться к травме.
Развитие предпочтительной рукости
Очень маленькие дети часто используют обе руки одинаково. Предпочтение руки в ранние годы, по-видимому, зависит от того, какая рука находится ближе к желаемому объекту; например, малыш может тянуться левой рукой к игрушке с левой стороны из-за удобства, независимо от того, какие руки он предпочитает в будущем.
Большинство детей предпочитают пользоваться одной рукой или другой в возрасте примерно 18 месяцев, а к трем годам они определенно становятся правшами или левшами. Однако недавнее британское исследование нерожденных детей показало, что леворукость может развиться в утробе матери. Около девяти из 10 нерожденных младенцев предпочитали сосать правый (а не левый) большой палец, и это предпочтение руки подтвердилось в более позднем возрасте.
Исследователи все еще ищут ответы
Мозг состоит из двух полушарий, левого и правого. Исследователи мозга когда-то считали, что наличие рук показывает, какое полушарие мозга является доминирующим. Однако, если бы это было правдой, это означало бы, что это «доминирование» должно влиять на другие функции, контролируемые мозгом. Похоже, это не так; например, речевые центры, как правило, располагаются в левой части мозга, независимо от предпочтения рук.
Еще одна трудность для исследователей заключается в том, что ручность не всегда четко определена. В то время как некоторые люди используют одну руку исключительно для всех задач, другие склонны менять местами в зависимости от деятельности; например, некоторые люди пишут левой рукой, а открывают банки правой.
Когда-то считалось, что у правшей преобладает правая сторона тела, а это означает, что их любимая ступня, глаз и ухо также находятся на правой стороне. Теперь мы знаем, что это не так. Многие люди могут быть правшами, но, например, всегда делают первый шаг левой ногой. Чем больше мы узнаем о правшах и левшах и их связи с работой мозга, тем больше мы понимаем, что не знаем.
Объяснение перекрестной латеральности
Перекрестная латеральность — это амбидекстральная смесь (например, леворукость, но доминирование правого глаза и стопы). Это может вызвать трудности с координацией. Однако некоторые виды спорта (например, гимнастика) выигрывают от распределения доминантного мозга. Исследования перекрестной латеральности продолжаются.
Проблемы левшей
Поскольку 90 процентов населения составляют правши, у левшей возникают некоторые практические проблемы, в том числе:
- Западное письмо идет слева направо.
Левша должен «сжимать» руку, чтобы писать, не пачкая чернил.
- Дети-левши, которые учатся писать, часто пишут задом наперёд («зеркальное» письмо). Это естественная склонность, а не признак дислексии, и она исчезнет со временем, практикой и поддержкой.
- Приспособления, такие как ножницы, предназначены для использования правой рукой.
- Такие инструменты, как циркулярные пилы, могут быть опасны, если ими пользоваться левой, а не правой рукой.
- Некоторые исследования показали, что трудности в обучении, эпилепсия и аутизм чаще встречаются у левшей. Тем не менее, другие исследователи не смогли подтвердить эти выводы, и современные данные свидетельствуют о том, что рукость не связана с трудностями в обучении.
Преимущества для левшей
Быть левшой тоже имеет свои преимущества, в том числе:
- Левши имеют преимущество в самых разных видах спорта, от фехтования до бокса.
- Спортивное преимущество также заключается в том, чтобы застать соперника-правшу врасплох, потому что спортсмены-правши не привыкли играть против соперников-левшей.