Произведения искусства древнего египта: 2.1 Искусство Древнего Египта. | Искуству.ру

Содержание

Топ-10 Самых Знаковых Произведений Искусства Древнего Египта

Содержание

  1. 1. Гробница царя Тутанхамона
  2. 2. Трон Тутанхамона (14 век до н.э.)
  3. 3. Египетская книга мертвых (16 век до н.э.)
  4. 4. Золотое древо жизни
  5. 5. Бюст Нефертити (14 век до н.э.)
  6. 6. Канопы
  7. 7. Папирусы
  8. 8. Статуя Хуфу (26 век до н.э.)
  9. 9. Статуя Клеопатры VII Филопатор (I век до н.э.)
  10. 10. Астрономический потолок гробницы Сененмута (15 век до н.э.)

Работа мастера — уловить мимолетный момент времени и сохранить его в истории, и хотя произведение искусства, несомненно, принадлежит своему времени, оно также должно выходить за его пределы и иметь возможность говорить с нами через поколения. Один из величайших примеров этого — мастерство и искусство Древнего Египта.

Древний Египет признан одной из самых устоявшихся и процветающих цивилизаций на земле, а его артефакты выдержали испытание временем. От вздымающих небо пирамид до фантастического сфинкса, который сидит в качестве привратника к гробницам фараонов, древнеегипетская архитектура и скульптура являются культовыми. Однако это искусство — это гораздо больше, чем эти впечатляющие памятники.

Древние египтяне рассматривали свое искусство не только на земном уровне, но и как отражение духовного мира. Их мастерство отражало их почтение к богам и загробной жизни, и эти древние произведения искусства ясно говорят о богатой истории и культуре Египта. Этот уникальный творческий стиль оставался практически неизменным более 3000 лет, и его можно увидеть в артефактах, которые сохранились до наших дней.

Вот 10 удивительных примеров искусства Древнего Египта:

 

1. Гробница царя Тутанхамона

Гробница царя Тутанхамона намного меньше, чем усыпальницы многих других фараонов, но не менее великолепна. Артефакты, найденные внутри гробницы, сыграли важную роль в изучении этой древней эпохи. Одними из самых ценных обнаруженных вещей были королевский трон и его золотая маска. Раскопки гробницы были долгим и кропотливым процессом, и было обнаружено около 3500 отдельных артефактов. Гробница Тутанхамона была необычна тем, что обнаружена с неповрежденной мумией в погребальной камере.

 

2. Трон Тутанхамона (14 век до н.э.)

Золотой трон был обнаружен в 1922 году британским археологом Говардом Картером при раскопках гробницы Тутанхамона, одной из немногих в Долине царей, которая не была разграблена. Великолепный трон демонстрирует почтение людей к своим фараонам, а его великолепие и тонкое мастерство делают его редкой и драгоценной находкой. Его цвета не потускнели более 3000 лет, что свидетельствует о мастерстве и опыте древних египетских мастеров.

Цветное стекло и драгоценные камни сверкают на фоне золота, а его место украшено яркими кусочками кварца, напоминающими византийскую мозаику. Сцена из повседневной жизни фараона выгравирована на поверхности трона: юный Тутанхамон сидит в непринужденной позе, а его жена Анхесенамон массирует ему плечи ароматными маслами. Если вы посмотрите внимательно, вы можете обнаружить золотую полосу вокруг левой ступни Тутанхамона, и его жена имеет похожее украшение на ноге. В Древнем Египте эти браслеты считались символом брака.

Топ-9 выдающихся образцов месопотамского искусства

Топ 7 скульптур Древнего Рима

Топ 10 самых известных картин Древнего Рима

 

3. Египетская книга мертвых (16 век до н.э.)

«Египетская книга мертвых» — это древнеегипетский погребальный текст, который использовался с начала Нового царства (около 1550 г. до н.э.) примерно до 50 г. до н.э. Первоначальное египетское название напрямую переводится как «книга выхода в свет».  Она содержит заклинания, помогающие умершему путешествовать через «дуат», или царство мертвых, в загробную жизнь. Книга Мертвых включает тексты пирамид и гробниц, которые изначально были нанесены на предметы, а не на папирус.

Топ-11 скульптур Древней Греции

Топ-10 памятников архитектуры древней цивилизации Майя

Топ-17 художников Древней Греции

 

4. Золотое древо жизни

 

Древние египтяне твердо верили в символизм, что можно увидеть на папирусе «Золотое древо жизни». Восток считался направлением жизни, поскольку солнце восходит на востоке. Запад рассматривался как направление смерти, поскольку именно там заходит солнце. Египтяне верили, что ночью солнце проходит через царство мертвых, а на следующий день снова восходит на востоке. На картине птицы на дереве представляют собой этапы жизни, и все они обращены на восток, кроме одной птицы, которая символизирует старость и смотрит на запад, символизируя неминуемую смерть. Эта красивая картина полна красок и передает глубокое духовное послание.

 

5. Бюст Нефертити (14 век до н.э.)

Бюст Нефертити, скорее всего, был сделан около 1340 г. до н.э., в то же время, что и великая статуя Эхнатона. Он весит 20 килограммов и выполнен в натуральную величину, вырезан из цельного квадрата известняка. Идея королевского подобия не была редкостью в древнеегипетской культуре, Храмы и дворцы Египта полны ими. Что делает это изображение исключительным, так это точное изображение королевы. Бюст Нефертити прекрасно сохранился. Лицо было вырезано, чтобы показать ее изящно покатые скулы, твердую линию подбородка и острый нос, а центр из известняка был покрыт гипсовой лепниной, которую затем раскрасили. Результат — поразительно точное сходство. Бюст показывает ее темную кожу, красные губы, украшения и корону. Глаза инкрустированы драгоценными камнями и закреплены пчелиным воском.

 

6. Канопы

Канопические кувшины использовались древними египтянами во время процесса бальзамирования для хранения и защиты органов умершего. У каждого органа есть свой контейнер. Канопы были сделаны из керамики или вырезаны из известняка. Эти контейнеры использовались со времен Древнего царства до позднего периода или периода Птолемеев, после чего органы оборачивались и помещались вместе с телом. Термин «канопа» был ошибочно связан с греческой легендой о Канопе ранними египтологами. Канопные контейнеры Древнего Царства лишь изредка были выгравированы и имели простую крышку. В Среднем царстве гравюры стали более распространенными, а крышки часто имели форму человеческих голов. К 19-й династии крышки стали олицетворять четырех детей Гора как хранителей органов.

 

7. Папирусы

 

Слово «бумага» происходит от «папирус», растения, которое выращивали в дельте Нила, и папирусная бумага была сделана из его сердцевины. Были найдены длинные свитки папируса, некоторые до 10 метров в длину. Метод создания папируса был на время утерян, но вновь открыт египтологом в 1940-х годах. Письма на папирусе показывают многие элементы древнеегипетской жизни и включают в себя научные, религиозные и административные записи. Изобразительные надписи, использованные в этих письменах, в конечном итоге привели к двум основным системам букв, используемым сегодня: римской и арабской.

 

Статуя Хуфу была найдена в 1903 году Флиндерсом Питри в Абидосе. Его высота составляет 7,5 сантиметров, и до сих пор можно отчетливо увидеть красивое вырезанное лицо фараона. Картуш на левой стороне трона, рядом с ногой правителя, больше не читается, но ссылка на Гора с правой стороны показывает важность Хуфу и богоподобный статус, приписываемый фараонам. Эта маленькая статуя сейчас выставлена ​​в Египетском музее в Каире.

 

Эта тщательно созданная статуя встречается редко и является одним из самых ценных древнеегипетских артефактов. Это одна из семи известных статуй одной из самых известных правителей Египта Клеопатры VII. Клеопатра VII родилась в македонской семье Птолемеев, которые были известны своими жестокими распрями. Убийства родственников были обычным явлением, и Клеопатра VII не была исключением. У нее было несколько родственников, убитых в ее стремлении к власти. Она изображена как великая египтянка, предположительно, чтобы напомнить римлянам о ее королевском происхождении, но ее лицо вырезано в греко-римском стиле. Статуя известна своим редким изображением тройного урея, или кобры, на лбу Клеопатры. Статуя была повреждена в лодыжках, а ноги позже были отреставрированы другим материалом.

 

10. Астрономический потолок гробницы Сененмута (15 век до н.э.)

Сененмут был архитектором гробницы фараона Хатшепсут. Его собственная гробница, однако, столь же впечатляющая, как и галактическая карта на потолке, которая является первым известным изображением такого рода. Карта состоит из двух сегментов — северного и южного полушарий. В северном полушарии показаны египетские лунные циклы и известные созвездия, а в южном сегменте — звезды и планеты, видимые невооруженным глазом. Что интересно, Марс отсутствует.

Древнее египетское искусство, насчитывающее 5000 лет, демонстрирует стиль и мастерство, которые остались относительно неизменными при небольшом культурном влиянии за пределами долины Нила. От изображений древних войн до символического изображения старых религий, церемоний и божеств — Древнего Египта выдержали испытание временем, и многие из них сохранились до наших дней, что позволяет нам заглянуть в одну из древнейших когда-либо известных цивилизаций.

Искусство Древнего Египта

Еще в начале III тысячелетия до н. э. начал зарождаться стиль египетского искусства, который все последующие века тщательно оберегали и хранили. Такое постоянство было связано с развитием древнего общества, а также тем, что искусство Египта было окутано культом загробной жизни и очень тесно связано с религией. Религия, мифология и обожествление сил земли все это отражалось в искусстве Древнего Египта во все времена.

Все произведения искусства были созданы согласно древним канонам, следование которым было обязательно. Древние египтяне строили величественные дворцы и храмы для богов, делали их скульптуры, изображали в образе людей, в виде животных или людей с головами животных, так до наших дней дошли изображения Амон-Ра, Осириса, Исиды, Анубиса и др.

Если сравнивать искусство других древних государств с египетским искусством, то видно, что египтяне в образ бога воплощали не ужасные и зловещие черты, а силу, справедливость и величие. Египтяне свято верили, что после смерти существует загробная жизнь, они верили, что если сохранить тело, то человек после смерти будет жить, поэтому тела умерших стали превращать в мумии, до наших дней дошли рисунки с изображением процесса мумификации.

Рисунок 1. Процесс мумификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Всё искусство Древнего Египта можно разделить на несколько периодов.

Искусство Древнего Царства (XXXII — XXIV в. до н. э.)

Именно в это время создаются такие великие архитектурные памятники как Пирамиды и Большой Сфинкс. Вместе с архитектурными сооружениями и предметами декоративно-прикладного искусства центральное место в искусстве Древнего Египта того времени занимает литература. Главными жанрами литературы были заупокойные тексты, любовные песни и мифы и легенды.

Самыми первыми заупокойными текстами историки считают «Тексты пирамид». В древнем Египте верили, что тексты и рисунки на стенах пирамид способствуют счастливому и беззаботному существованию в загробной жизни. Первые тексты были сделаны по приказу фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стене его пирамиды, это и стало началом традиции. Иероглифы окрашивали в разные цвета, чаще в зелёный. «Тексты пирамид» также включали легенды об Осирисе и Исиде, и противостоянии Ра со змеем Апопом.

Искусство Среднего Царства (XXI — XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства так же, как и древнее соблюдало строгие каноны, однако после распада Египта на отдельные части и абсолютной централизации под властью фиванских правителей в искусстве начинают проявляться свои особенности.

Местные управляющие (правители номов) стали еще богаче и самостоятельнее и начали присваивать себе разные привилегии. Гробницы египетской знати начали располагать не у подножия пирамид фараонов, а отдельно, пирамиды в этот период становятся меньше по размерам. В период Среднего Царства получает развитие ювелирное дело, также начинает развиваться разнообразие жанров, появляется такой вид живописи, как портрет, постепенно в нём все больше просматриваются индивидуальные черты людей.

Рисунок 2. Египетская статуэтка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Среднем Царстве также присутствовал культ заупокойной жизни, тексты в виде иероглифов начинают писать не только на стенах, но и на саркофагах, появляется новый сборник текстов, который получил название «Тексты саркофагов».

Определение 1

Саркофаг – особый вид гроба, в саркофагах хоронили знать и часто оставляли на поверхности земли в специальных помещениях.

Искусство Нового Царства (XVII — XI в. до н. э.)

Для искусства Нового Царства характерно проявление чувств. Жрецы обретают самостоятельность и власть и пытаются конкурировать с царями, продолжают воздвигать храмы, развивается архитектура, строятся гробницы, в этот период были построены знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, около Фив.

Новое царство также становится еще одной эпохой развития заупокойной литературы. Тексты уже составлялись в скрипториях и фиксировались на папирусной бумаге, которую специально для этого и изготавливали, тексты Нового Царства назывались «Книгой Мертвых», большая часть которой состояла из иллюстраций.

Замечание 1

Скрипториями называли мастерские, где переписывали рукописи, в основном они находились при монастырях и храмах.

Древние египтяне были очень озабочены тем, каким должен быть человек, чтобы достойно прожить жизнь. Только этим можно объяснить появление дидактической литературы, которая у египтян пользовалась большим успехом и получила дальнейшее распространение. Знаменитым образцом этой литературы считается «Поучение Аменемопе».

Замечание 2

«Поучение Аменемопе» — трактат эпохи Нового Царства, в котором говорится, что бог определяет всю судьбу человека, человек бессилен перед его всемогуществом: «Дела человека в руках бога».

Большую популярность в этот период получили любовные песни, появляются первые сказки, такие как «Обречённый принц», «Правда и Кривда».

Живопись становится более яркой, поверхность перед покраской предварительно обрабатывают мягким гипсом или известняком, сверху картины лакировали, вся эта красота создавалось для того, чтобы облегчить человеку загробное существование.

При создания скульптур необходимо было строго соблюдать нормы, и следовать четким правилам, особенно, при передачи образов богов и фараонов, для создания скульптур использовали целые каменные глыбы, изображения же простых египтян были представлены исключительно в виде деревянных статуэток.

Иные виды искусства Древнего Египта

Считается, что в Древнем Египте не было театров и появились они лишь в Древней Греции, однако в Египте впервые появились театральные фестивали, которые длились несколько дней, во время этих фестивалей разыгрывали сцены с участием фигурок богов, проводили игры, устраивали танцы.

В это время активно развивается ювелирное дело, мастера научились придавать различные формы золоту, умели изменять его цвет, в украшения вставляли цветные стекла и камни, в это время был создан стекловидный материал (фаянс), из него делали керамические изделия и бижутерию.

Таким образом, можно сделать вывод, что искусство Древнего Египта весьма неоднозначно, но некоторые свои главные черты и направления оно несёт на протяжении всех исторических периодов.

Древняя египетская культура оказала огромное влияние на искусство всех последующих эпох, породив множество стилей и направлений.

Древнеегипетское искусство – Smarthistory

Красиво сохранившиеся расписные известняковые погребальные скульптуры принца Рахотепа и его жены Нофрет в натуральную величину. Обратите внимание на реалистичные глаза из инкрустированного горного хрусталя (Старое царство). Фото: доктор Эми Калверт

Оценка и понимание древнеегипетского искусства

Чтобы понять древнеегипетское искусство, его нужно рассматривать с точки зрения древних египтян. Несколько статичный, обычно формальный, странно абстрактный и часто блочный характер многих египетских образов временами приводил к неблагоприятным сравнениям с более поздним и гораздо более «натуралистическим» греческим искусством или искусством эпохи Возрождения. Однако искусство египтян служило совершенно иной цели, чем искусство этих более поздних культур.

Искусство, не предназначенное для показа

Хотя сегодня мы восхищаемся сверкающими сокровищами из гробницы Тутанхамона, величественными рельефами в гробницах Нового Царства и безмятежной красотой скульптур Старого Царства, необходимо помнить, что большинство эти работы никогда не предназначались для просмотра — это просто не было их целью.

Рельеф короля в объятиях богини. Гробница Аменхерхепшефа (QV 55) (Новое царство) Фото: доктор Эми Калверт

Функция египетского искусства

Эти изображения, будь то статуи или барельефы, предназначались для помощи божественному или умершему получателю. Статуя давала получателю место для проявления и получения выгоды от ритуального действия. Большинство статуй демонстрируют формальную фронтальность, то есть они расположены прямо перед собой, потому что они были созданы для того, чтобы смотреть в лицо ритуалу, совершаемому перед ними. Многие статуи также первоначально были помещены в углубленные ниши или другие архитектурные сооружения — контексты, которые сделали бы фронтальность их ожидаемым и естественным образом.

Скульптура, будь то божественная, королевская или элитная, обеспечивала своего рода канал для духа (или ka ) этого существа для взаимодействия с земным царством. Божественные культовые статуи (некоторые из которых сохранились) были предметом ежедневных ритуалов одевания, помазания и ароматизации благовониями и несли процессии на особых праздниках, чтобы люди могли их «увидеть» — почти все они были полностью скрыты от глаз. , но их «присутствие» ощущалось бы.

Королевские и элитные скульптуры служили посредниками между людьми и богами. Семейные часовни со скульптурой усопшего праотца могли служить своеобразным «семейным храмом», проводились праздники в честь усопших, куда семья приходила и трапезничала в часовне, предлагая пищу для загробного мира, цветы (символы возрождение) и ладан (аромат которого считался божественным). Сохранившиеся письма позволяют нам узнать, что к умершим активно обращались с просьбами о помощи, как в этом мире, так и в загробном.

Что мы видим в музеях

Как правило, произведения, которые мы видим в музеях, были продуктами королевских или элитных мастерских; эти изделия лучше всего соответствуют нашей современной эстетике и представлениям о красоте. Однако подвалы большинства музеев забиты сотнями (даже тысячами!) других предметов, сделанных для людей с более низким статусом, — небольших статуй, амулетов, гробов и стел (похожих на современные надгробия), вполне узнаваемых, но редко выставляемых на обозрение. Эти изделия обычно демонстрируют меньшее качество изготовления; иногда из-за странных пропорций или плохого исполнения они реже считаются «искусством» в современном понимании. Однако эти предметы выполняли ту же функцию, принося пользу своим владельцам, и с той же степенью эффективности, что и предметы, созданные для элиты.

Статуя из твердого камня Рамзеса II с Осирисом, Исидой и Гором в Египетском музее, Каир (Новое царство). Фото: д-р Эми Калверт

Способы представления трехмерного искусства

Трехмерные изображения, хотя и были довольно формальными, также были направлены на воспроизведение реального мира — скульптуры богов, королевских особ и элиты были разработаны, чтобы передать идеализированная версия этого человека. Некоторые аспекты «натурализма» были продиктованы материалом. Каменная скульптура была довольно закрытой, с руками, прижатыми к бокам, ограниченными положениями, сильной задней опорой, обеспечивающей поддержку, и с заполненными промежутками между конечностями.

Раскрашенная деревянная модель умершего, наблюдающего за подсчетом скота в Египетском музее, Каир (Среднее царство). Фото: д-р Эми Калверт

Деревянные и металлические скульптуры, напротив, были более выразительными — руки можно было вытянуть и удерживать отдельные предметы, пространство между конечностями было открыто для создания более реалистичного вида, и было возможно больше положений. Однако каменные, деревянные и металлические скульптуры элитных фигур выполняли одни и те же функции и сохраняли один и тот же тип формализации и фронтальности. Только статуэтки людей с более низким статусом отображали широкий спектр возможных действий, и эти фигуры часто были сосредоточены на действиях , , которые принесли пользу элитному владельцу, а не вовлеченным людям.

Способы представления двухмерного искусства

Двухмерное искусство представляло совершенно другой способ представления мира. Египетские художники приняли двухмерность и попытались обеспечить наиболее репрезентативные аспекты каждого элемента в сценах, а не пытались создать перспективы, воспроизводящие реальный мир.

Каждый объект или элемент в сцене визуализировался с наиболее узнаваемого ракурса, а затем они были сгруппированы вместе, чтобы создать единое целое. Вот почему изображения людей показывают их лицо, талию и конечности в профиль, а глаза и плечи — спереди. Эти сцены представляют собой сложные составные изображения, которые предоставляют полную информацию о различных элементах, а не изображения, созданные с одной точки зрения, которые не были бы такими исчерпывающими в данных, которые они передавали.

Регистры

Хаотическая сцена боя на расписном ящике из гробницы Тутанхамона в Египетском музее, Каир (Новое царство). Фото: доктор Эми Калверт

Сцены располагались параллельными линиями, известными как регистры. Эти регистры разделяют сцену, а также обеспечивают линии земли для фигур. Сцены без регистров необычны и обычно использовались только для того, чтобы вызвать хаос; сцены сражений и охоты часто показывают добычу или иностранные армии без фона. Регистры также использовались для передачи информации о сценах: чем выше сцена, тем выше статус; перекрывающиеся цифры означают, что нижние находятся дальше, как и те элементы, которые находятся выше в регистре.

Иерархия масштаба

Разница в масштабе была наиболее часто используемым методом передачи иерархии — чем крупнее масштаб фигуры, тем они важнее. Короли часто изображались в том же масштабе, что и божества, но оба они изображались больше, чем элита, и намного больше, чем средний египтянин.

Текст и изображение

Высокодетализированные рельефные иероглифы на Белой часовне Сенусерта I в Карнаке (Среднее царство). Фото: доктор Эми Калверт

 

Текст сопровождал почти все изображения. В скульптуре идентифицирующий текст будет отображаться на задней колонне или основании, а рельеф обычно имеет подписи или более длинные тексты, которые дополняют и уточняют сцены. Иероглифы часто сами по себе изображались как крошечные произведения искусства, хотя эти маленькие изображения не всегда обозначают то, что они изображают; многие вместо этого фонетические звуки. Однако некоторые из них являются логографическими, то есть обозначают объект или понятие.

Во многих случаях линии между текстом и изображением стираются. Например, имя фигуры в тексте на статуе будет регулярно опускать детерминант (непроизнесенный знак в конце слова, облегчающий идентификацию — например, за глаголами движения следует пара ходячих ног, имена мужчины заканчиваются изображением человека, имена богов — изображением сидящего бога и т. д.) в конце имени. В этих случаях эту функцию выполняет само представление.


 

Дополнительные ресурсы:

Коллекция Экскурсия по египетскому искусству: Музей изящных искусств, Бостон

Архив Гизы

Египетское искусство в Музее искусств Метрополитен изд. Мелинда Хартвиг ​​(John Wiley & Sons, 2015)


Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Больше изображений Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Д-р Эми Калверт, «Древнеегипетское искусство», в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 16 ноября 2022 г., https://smarthistory.org/ancient-egyptian-art/.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • 9009Обзор за 5 недель
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Монстры, вурдалаки и призраки Викторина

6 удивительных видов динозавров, о которых вы должны знать

Инструмент ИИ может отличить теорию заговора от настоящего заговора — все сводится к тому, насколько легко история разваливается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *