Произведения ганс гольбейн младший: Hans Holbein the Younger (1497 — 29.11.1543) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Ганс Гольбейн Младший | Введенская сторона

Редакция Музей, Рубрики | 340 Просм. |

Ганс Гольбейн Младший Портрет Георга Гиссе Масло 1532

Возрождение в Германии поражает как высочайшим взлетом национального художественного гения, так и своей кратковременностью. По существу, оно явилось плодом творческих усилий художников одного поколения. Старшим из них был Альбрехт Дюрер, а самым младшим – Ганс Гольбейн.

Ганс Гольбейн родился зимой 1497 года в Аугсбурге, в Баварии. Его отец был художником, и звали его также Ганс Гольбейн. Для того, чтобы отличить отца от сына, первого называют Гансом Гольбейном Старшим. Художником был и брат Ганса Младшего – Амброзиус. Все профессиональные навыки братья получили в мастерской отца. Здесь же прошли и первые годы их творчества. Однако уже в1515 году семнадцатилетний Гольбейн покидает Баварию, переезжает в швейцарский город Базель, в германских землях это был крупнейший культурный центр, здесь находились знаменитый университет и издательский центр поистине мирового значения.

В городе проживало много известных ученых, интеллектуалов.

Вначале Гольбейн поступил в подмастерья к художнику Гансу Гербстеру. Он выполнял произведения самого разного характера: портреты, иллюстрации к книгам, и быстро становится самостоятельным, обретает творческую индивидуальность, посещает Северную Италию и Францию. Как и все мастера немецкого Ренессанса, Гольбейн был замечательным рисовальщиком. За годы жизни в Базеле он выполнил рисунки к более чем тысяче гравюр на дереве – ксилографии. Именно в Базеле он создает свою знаменитую графическую серию – «Пляску смерти». В этой серии гравюр, вырезанных на крошечных (65х48 мм) дощечках, Гольбейн без всякого текста выразил свои взгляды на мир: в основу творческого замысла легла мысль о равенстве всех людей перед лицом смерти. Серия «Пляска смерти» насчитывает сорок одну гравюру…

В Базеле Гольбейн пишет и алтарные картины, посвященные Богоматери. Его «Золотурнская Мадонна» и «Мадонна Якоба Майера» – подлинные шедевры немецкой живописи. Существует предположение, что самостоятельную творческую деятельность в Базеле Гольбейн начал с произведений монументально-декоративного характера, выполнив ряд росписей фасадов и внутренних помещений домов в Базеле. Самой знаменитой работой в этой области стали наружные росписи дома базельского ювелира Бальтазара Ангельрота. По изображению танцующих крестьян на иллюзорном фризе дом Ангельрота получил название «Дома танца».

Художник отправляется в Лондон. Интенсивная и плодотворная работа в первый приезд в столицу поможет художнику позднее, когда он переедет в Англию навсегда.
Выполнив в Лондоне ряд произведений, Гольбейн возвращается в Базель. Однако в Базеле наступили беспокойные времена. В 1529 году там произошли иконоборческие выступления, в результате которых пострадали церкви, находящиеся в них произведения искусства. Пропали заказчики алтарей и статуй, а художникам стало невозможно зарабатывать на жизнь своим искусством. Кроме того, из города бежала напуганная волнениями интеллигенция.

И Гольбейн решает окончательно покинуть Швейцарию и перебраться в Англию. По возвращении из Лондона он занялся росписями зала базельской ратуши, рисунками к Ветхому Завету. Портретов не писал. Мы практически ничего не знаем об обстоятельствах жизниГольбейна в этот второй базельский период. Но сама по себе немногочисленность работ, относящихся к этому времени, свидетельствует о душевном смятении художника. Перед отъездом Гольбейн выполнил портрет жены и детей – произведение глубоко личного характера. С семьей художник прощался навсегда.

В Англии художник быстро утвердился. И если первыми его заказчиками были жившие в Лондоне немецкие купцы, то уже в 1536 году Гольбейн становится придворным художником короля Генриха VIII, начинает писать послов и дворян, получает мастерскую в башне замка Уайтхолл. Для лондонцев Гольбейн был прежде всего портретист, и это определило характер его творчества английского периода.
Признанный шедевр английского периода творчества Гольбейна – «Портрет Георга Гиссе». Молодой немецкий купец сидит за столом, покрытым дорогим восточным ковром. Он находится в своей конторе, и Гольбейн со всей обстоятельностью живописует ее обстановку: бревенчатые стены, пол.

Здесь множество предметов, необходимых в работе, характеризующих их владельца. Букет гвоздики в стеклянной вазе указывает на то, что Гиссе является женихом. Предметы не заслоняют своей многочисленностью владельца, но, напротив, создают атмосферу особой деловитости и образ спокойного, уверенного в себе человека. На листке бумаги, прикрепленном к стене, художник начертал: «Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532».

«Портрет Георга Гиссе» с присущим ему множеством деталей потребовал от художника больших творческих сил. Обычно же Голь-бейн в лондонский период писал портреты много более простые и лаконичные. По сложности «Портрет Георга Гиссе» превосходит лишь знаменитая картина «Посланники».

В Лондоне Гольбейн работает очень интенсивно, у него складывается большая мастерская, с ним работают ученики и помощники. Он плодовит и популярен. Портреты его неизменно добротны, но теперь уже далеко не всегда художник стремится отразить помимо внешнего сходства еще и внутреннюю, душевную жизнь модели. Скончался Гольбейн в зените славы в возрасте сорока шести лет от чумы.

 Ю. Сугробова.

Рубрика | Музей, Рубрики

Картинки с выставки. Ганс Гольбейн младший: kuzdra — LiveJournal

Я уже рассказывала о двух художниках, произведения которых стали ядром выставки, посвящённой немецкому портрету около 1500-го года.
Здесь и здесь о Дюрере, а здесь о Кранахе.
Теперь пришла очередь третьего: Ганса Гольбейна младшего.



Гольбейн младший принадлежит уже к другому поколению, он появился на свет на четверть века позже Дюрера и Кранаха, современником которых был скорее его отец, тоже художник, Ганс Гольбейн старший, родившийся в 1465-м году.
Ганс Гольбейн старший был достаточно популярен у современников, не только в родном городе Аугсбурге, но и за его пределами. Он выполнял заказы в Базеле и других городах. Его ранние творения ещё готические, в них заметно влияние Мартина Шонгауэра и нидерландской живописи, но постепенно Гольбейн всё больше овладевает языком итальянского Ренессанса, хотя это очень мягкий и постепенный переход, лишённый революционности его современника Дюрера.
Ганс Гольбейн старший — самый старший из художников, носивших эту фамилию. Помимо его детей, Амброзия и Ганса, художником был также его младший брат Зигмунд. Младший Ганс Гольбейн превзошёл своего отца в искусстве и популярности, однако заслуга отца, ставшего его учителем, в формировании личности сына неоценима. Гольбейн старший специализировался преимущественно на религиозной живописи, но писал и портреты. Сохранились блокноты с его набросками, необычайно живыми и интересными, некоторые из них были на выставке и я решила их показать, прежде чем перейти к творчеству сына.

Ганс Гольбейн старший, Генрих Грим (или Грин), бенедиктинский монах из монастыря св. Ульриха и Афра в Аугсбурге, гравюрный кабинет, Берлин

Это один из примеров многочисленных портретов аугсбургских монахов из монастыря св. Ульриха и Афра, выполненных серебряным карандашом. Для чего предназначались эти рисунки неизвестно. Возможно, это наброски к утерянному или не осуществлённому алтарному образу с интегрированными портретами монахов, подобному тому, что хранится в Штеделевском институте во Франкфурте.

Ганс Гольбейн старший, портрет ремесленника, «Ганс», гравюрный кабинет, Берлин
Ганс Гольбейн старший, Вольфганг (?) Брейшух, гравюрный кабинет, Берлин

Оба портрета выполнены серебряным карандашом, с применением белил и сангины для свето-теневой моделировки лица. После завершения самые тёмные места, контур и волосы, были дополнительно обработаны чёрной тушью, что придало им большую законченность.
Фартук юноши на первом портрете выдаёт в нём ремесленника. Второй юноша принадлежит более высокому сословию, едва различимая надпись сообщает, что это один из членов аугсбургской семьи Брейшухов, предположительно Вольфганг.

Ганс Гольбейн старший, портрет мужчины (Йорг Бомхекель?), гравюрный кабинет, Берлин

Этот портрет выполнен теми же графическими средствами. Сангина, белила и особенно тушь расставляют акценты в выполненном серебряным карандашом рисунке. Удивительно, как гармонично могут сочетаться столь разные материалы. Портрет Йорга Бомхекеля — один из самых нежных и выразительных графических портретов Гольбейна старшего. Чёрной тушью подчёркнуты разрез глаз, контуры носа и впадина между губами, а также усилен контур лица справа и слегка тронуты волосы с обеих сторон. Завязка берета, полностью закрашенная тушью, кажется выполненной из другого материала, например бархата.

И ещё один портрет неизвестного в берете в той же технике.

Ганс Гольбейн старший, портрет молодого человека в берете, гравюрный кабинет, Берлин

Мне очень понравился портрет молодой женщины.

Аугсбургский мастер, портрет женщины в чепце, 1517, Мюнхен, графическое собрание

Автор портрета неизвестен, но многие приписывают его Гольбейну старшему. Помимо серебрянного карандаша и туши, здесь использованы акварельные краски (охра, жёлтый, красный), что нетипично для Гольбейна. Но даже если это не Гольбейн, то художник, близкий кругу Гольбейна, живший в Аугсбурге. Типичный для замужней женщины головной убор, задумчивый, устремлённый внутрь взгляд, расслабленная поза… Рисунок очень истёрся и напоминает старую фреску, что делает его ещё более мягким, нежным и камерным.

А это пример живописного портрета кисти Гольбейна старшего.

Ганс Гольбейн старший, Филипп Адлер, 1513, Базель, художественный музей

Изображённый Филипп Адлер принадлежал к 10 самым богатым жителям Аугсбурга. Он давал ссуды самому Максимилиану I, известен также как меценат, вложивший значительные средства в строительство доминиканской церкви св. Магдалины. Обрамление портрета в виде архитектурного орнамента — дань итальянскому Ренессансу. На картине представлено множество разных фактур: мрамор, ткани, мех, волосы… Их письмо требовало большого мастерства и определённо интересовало художника. На шапке и воротнике не прописан каждый волосок, но прекрасно передано ощущение мягкости, пушистости материала. Архитектурное обрамление в портрете характерно также для первых работ сына, написанных в Базеле, его он явно перенял у отца. Сравните, например, портрет Адлера с двойным портретом базельского бургомистра Иакова Мейера цум Хазен и его жены Доротеи Канненгисер.

Ганс Гольбейн младший, парный портрет Иакова Мейера цум Хазен и Доротеи Канненгисер, 1516, Базель, художественный музей

Портретов не было на выставке, но я решила всё же их здесь поместить, потому что они необычайно важны как первое свидетельство таланта Гольбейна-портретиста. На момент их создания художнику не исполнилось ещё и 20 лет, но портреты уже поражают своей зрелостью. Мейер стал одним из первых заказчиков и покровителей молодого художника, приехавшего вместе с братом в Базель сразу после окончания учёбы. Базель был городом с известным университетом и крупным издательским центром. Братья надеялись найти там работу в качестве иллюстраторов издающихся там книг. И не ошиблись: работа нашлась. К сожалению, старший, Амброзий, вскоре умер там, будучи совсем молодым человеком, младший же, Ганс, сразу получил признание, причём не только как иллюстратор, но и как портретист.
Его подход к портрету подобен отцовскому: сначала юноша делает эскиз серебряным карандашом. Рисунок сохранился и его интересно сравнить с приведёнными выше графическими портретами Гольбейна старшего.

Ганс Гольбейн младший, рисунок серебряным карандашом Иакова Мейера цум Хазен, 1516, Базель, гравюрный кабинет

Через 10 лет Гольбейн напишет ещё один портрет семейства Мейеров, коленопреклонённых пред образом Богоматери, так называемую Дармштадтскую мадонну, о которой я уже писала в первом посте о выставке.

На выставке был другой ранний портрет кисти Гольбейна младшего, написанный через год после портретов бургомистра и бургомистерши.

Ганc Гольбейн младший, Бенедикт фон Гертенштейн, 1517, Метрополитен, Нью-Йорк

Председатель совета швейцарского кантона Люцерн Иаков фон Гертенштейн вероятнее всего узнал о Гольбейне от базельского бургомистра. Известно, что 1517-19 годы Гольбейн младший провёл в Люцерне, расписывая, предположительно вместе с отцом, фасад дома фон Гертенштейна. Тогда же бы написан портрет одного из его сыновей, Бенедикта. На портрете снова присутствует архитектурный декор в виде фриза, изображающего триумфальное шествие. Фриз придаёт портрету ещё большую торжественность, дополняет богатый облик молодого патриция. Однако он носит не только декоративный, но и нарративный характер. Это элемент, поставляющий дополнительную информацию об изображённом человеке, о его планах, чаяниях, надеждах.
Молодому человеку только 22 года, но он богат и надеется на блестящую карьеру, представляя грядущую жизнь как триумфальное шествие. Но жизнь, к сожалению, не всегда складывается так, как хочется — через пять лет после написания портрета Бенедикт падёт в бою в битве при Бикокке.
Уже в этом раннем портрете Гольбейну удаётся схватить не только физиогномические черты, но и характер, сущность изображённого: молодого честолюбца с далеко идущими планами. Это умение разгадывать характер, заглядывать в душу растёт от заказа к заказу, вместе с мастерством, для которого важным моментом стало знакомство с итальянской живописью, произошедшее во время краткого пребывания Гольбейна при дворе французского короля Франциска I в 23-м или 24-м году.
К Франциску Гольбейн направился в надежде найти покровителя. В связи с прогрессирующим протестантизмом заказы на алтарные образы, когда-то хороший источник дохода, практически прекратились, портреты позволяли как-то жить, но в Базеле не было человека, который мог бы обеспечить художнику постоянную работу и доход. Художнику такого ранга нужен был могущественный покровитель и заказчик. Знаменитый Эразм Роттердамский, который периодически жил в Базеле, написал молодому художнику рекомендательное письмо. Гольбейн хорошо знал гуманиста и написал как минимум 4 его портрета, один из которых он повёз в качестве примера своего искусства французскому монарху.
Однако очаровать Франциска Гольбейну не удалось.
Покровителя он нашёл в лице другого монарха: английского короля Генриха VIII. Но это произошло не сразу. В 1526 году художник отправился с очередным письмом Эразма к его другу, ещё одному знаменитому гуманисту того времени сэру Томасу Мору, который был тогда канцлером короля. Мор радушно его принял и сделал ему ряд заказов. Помимо Мора Гольбейну позировали другие видные деятели Англии. Через 2 года он вернулся в Базель, но остаться там не смог. В результате деятельности иконоборцев 1528-29 годов церкви были очищены от алтарных образов, многочисленные произведения, включая работы Гольбейна, стали жертвами неистовствовавших фанатиков.
Религиозной живописи в Швейцарии был положен конец, и это, конечно, не могло не отразиться на благосостоянии художников, которые существовали прежде всего благодаря заказам от и для церкви. В 1532 году Гольбейн решил вернуться в Англию, на этот раз он ехал туда навсегда.
Однако там ему тоже не пришлось работать для церкви. Не получив от папы разрешение на развод со своей первой женой Катериной Арагонской, Генрих VIII порвал с папой и объявил себя главой англиканской церкви. Однако, предполагается, что Томас Мор успел до своей немилости и казни представить Гольбейна королю. А может, это был какое-то другое влиятельное лицо. В любом случае, около 1536 года Гольбейн стал придворным живописцем Генриха, что принесло ему постоянный доход и популярность.
С этого момента художник пишет только портреты (если не считать эскизов костюмов для Генриха и прочей ерунды, какую нередко поручают придворным художникам). Он создаёт многочисленные портреты самого монарха, его жён и кандидаток в жёны, детей, придворных, даже слуг. На выставке был рисунок Генриха VIII, точная копия с оригинала, выполненная мастерской, и знаменитый портрет его третьей жены, Джейн Сеймур, подарившей королю долгожданного наследника.

Ганc Гольбейн младший (копия мастерской), Генрих VIII, король Англии, 1539/40, Мюнхен, государственное графическое собрание

Ганc Гольбейн младший, Джейн Сеймур, 1536/37, МИИ, Вена

Судьбу жён деспотичного английского короля легко запомнить: развелась — казнена — умерла — развелась — казнена — пережила. Джейн Сеймур — это та, которая умерла. Умерла от родильной горячки через неделю после рождения наследника.
Портрет очень качественный, тщательно и точно выписаны разные фактуры, разнообразные ткани, из которых сшит наряд королевы, и богатые украшения. Фигура повёрнута влево, что говорит о существовании парного портрета супруга, такой действительно был, в Королевской библиотеке в Виндзорском замке хранится рисунок-эскиз к нему. Неизвестно, был ли портрет Джейн Сеймур написан при ее жизни или он посмертный.

После смерти королевы Генрих пустился на поиски новой жены, задействовав в столь важном деле Гольбейна. Так как новоявленный жених плохо представлял внешность кандидаток, он отправил Гольбейна писать их портреты, которые должны были помочь ему сделать выбор. Всем хорошо известен скандал с портретом Анны Клевской, который оказался лучше оригинала, из-за чего Генриху пришлось разводиться во второй раз, а Гольбейн попал в немилость.
Представленный на выставке набросок скорее всего эскиз для портретов, которые отправляли кандидаткам, дабы те в свою очередь могли ознакомиться с внешностью монарха.

Был на выставке также очень выразительный портрет врача Генриха VIII.

Ганc Гольбейн младший, Джон Чамберс, 1543, МИИ, Вена

Более поздняя надпись сообщает неверный возраст. В 1543 году доктору было чуть за 70, до 88 лет он не дожил. Чамберс был не только врачом, но и духовным лицом, деканом св. Стефана в Вестминстере.
Портрет был написал в связи с объединением общества цирюльников (Company of Barbers) и гильдии хирургов (Guild of Surgeons). По поводу этого события Гольбейн написал групповой портрет членов с королём и его лейбврачами. Приведённый выше портрет был сделан по тому же рисунку, но слегка видоизменён. Гольбейн всегда сначала делал рисунок, который переводил на загрунтованную доску с помощью копирки, специальной угольной бумаги, которую помещал между основой для портрета и рисунком.

Парный портрет слуги Генриха VIII и его жены. О паре ничего неизвестно, но буквы на ливрее мужчины HR (Henricus Rex) говорят о том, что это один из лакеев, прислуживавших королевской семье.

Ганc Гольбейн младший, слуга короля Генриха VIII c женой, 1534, МИИ, Вена

По приезде в Лондон в 1532 году Гольбейн наладил контакты с немецкими ганзейскими купцами, которые имели филиалы в лондонском «Стальном дворе». Многих из них он запечатлел на портретах. Купцы написаны, как правило, на нейтральном тёмном фоне, часто за столом, на котором разложены вещи, необходимые им для работы.

Ганc Гольбейн младший, дуйсбургский купец Дирк Тибис, 1533, МИИ, Вена

Портрет дуйсбургского купца очень любопытный. В связи с ним нельзя не вспомнить в очередной раз портрет Дюрера из Старой Пинакотеки. В надписи на бумажном листке слева упоминается Иисус и далее сообщается, что изображённому Дирку Тибису, купцу в Лондоне, на момент написания портрета 33 года. 33 года — возраст Христа, принёсшего искупительную жертву. Во времена Гольбейна 33-й день рождения был частым поводом для заказа портрета. Также были распространены надгробные портреты в этом возрасте, даже если умершие покинули этот мир значительно позже. Фронтальность здесь не случайна, она намекает на набожность и кротость изображённого, старающегося в своих поступках следовать Христу (т.н. imitatio Christi) и соответственно надеющегося на спасение и вечную жизнь.

Имя другого купца неизвестно.

Ганc Гольбейн младший, молодой купец, 1541, МИИ, Вена

Портрет сходен с предыдущим, не исключено, что 28-летний мужчина также служил в «Стальном дворе». Его фигура более монументальна, т.к. выбран более крупный план. Он одет по моде, соответствующей своему статусу, одежда из изысканных тканей, в руке кожаные перчатки — очень дорогая в то время вещь, всё это говорит о том, что дела у купца идут очень даже неплохо. Однако это не мешает ему помнить о Боге и жизни вечной: в другой руке молодой человек держит приоткрытую книгу, скорее всего молитвенник. Это один из самых поздних портретов кисти Гольбейна.

Помимо королевского окружения и купцов, художник пишет портреты других представителей высшего общества. Самым известным его портретом считается двойной портрет Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельв, французского посла и его друга епископа Лаворского, написанный в 1533 году. Молодые люди окружены многочисленными предметами, указывающими на их блестящее образование, их внешний вид говорит о богатстве и успехе в жизни, однако этот портрет содержит в себе элементы vanitas (искажёный череп на переднем плане, порванная струна), напоминающие, что всё это тщетно пред лицом смерти.
Примерно через год после этого портрета был написан портрет, представленный на выставке, тоже очень известный, на котором запечатлён ещё один французский посол Шарль де Солье.

Ганc Гольбейн младший, Шарль де Солье, сир де Моретт, 1534/35, Дрезден, картинная галерея

Это один из самых интересных портретов немецкого Ренессанса, написанный с большим реализмом и знанием психологии. Он очень монументален, фигура посла почти полностью заполняет картину. Статус изображённого иллюстрирует богатая одежда, одновременно сдержанная и изысканная, особенно празднично выглядят белые рукава, контрастирующие с чёрным верхом. На после множество золотых украшений: брошь на берете, золотая цепь с медальоном, золотом отделаны рукоятка и ножны кинжала. Одна перчатка снята и зажата в руке, другая обтягивает руку, сжимающую кинжал. Это достаточно распространённый приём, которым пользовались многие живописцы, оживляющий композицию контрастом и предоставляющий возможность продемонстрировать мастерство в изображении разных фактур.

Помимо достоверных портретов Гольбейна на выставке было несколько картин, написанных художниками, принадлежащими к кругу Гольбейна. Мне хочется привести здесь три наиболее понравившихся мне портрета.

Приписывается Ганcу Гольбейну младшему, портрет молодого человека, 1520/30, Вашингтон, Национальная галерея

По поводу этой небольшой картины до сих пор не утихают споры. Она долгое время считалась произведением брата, Амброзия Гольбейна, сейчас её приписывают Гансу. Сомнение в его авторстве вызывает небрежность, суммарность, набросочность, с какой написана одежда молодого человека, не типичная для произведений Гольбейна. Были предположения, что это эскиз к большому портрету, но использование дорогой липовой доски опровергает это предположение.

И ещё два парных портрета, когда-то бывшие створками диптиха. Судя по монограмме, они точно написаны другим художником, но очень близким кругу Гольбейна.

Монограммист HF, композитор Стефан Маху, 1524, Вена, Картинная галерея Академии изобразительных искусств
Монограммист HF, портрет 27-летнего мужчины, 1524, Базель, художественный музей

Сравните архитектуру на заднем плане с ранними портретами Мейера и его супруги (см. выше) и особенно с хранящимся в Эрмитаже портретом, который приписывается Амброзию Гольбейну. У «Амброзия», помимо арок, такие же гирлянды из листьев, как и на портрете монограммиста HF, сходные здания вдали, горы… Но на портрете в Эрмитаже другая монограмма AH (Ambrosius Holbein?).

Портреты написаны в 1524 году, мужчине слева 34 года, справа — 27. Кто они и что их связывает, неясно. Физиогномическое сходство даёт основание для предположений, что они родственники, например, братья. Ноты, которые держит в руке старший мужчина и текст к ним, читаются: это начало популярной в Южной Германии и Австрии любовной песенки, написанной Стефаном Маху, служившим вицекапельмейстером в Венской придворной капелле. Он родился в 1489 или 90 году, т.е. в 1524 году ему было около 34 лет, что совпадается с возрастом изображённого, поэтому, не исключено, что это он и есть. Здесь тоже есть элементы vanitas: пока композитор сочиняет любовную песенку, смерть подкрадывается сзади, напоминая, что всё рано или поздно кончится («Betrachte das Ende»).

Мой рассказ, к моей большой радости, тоже подошёл к концу.

Что касается Гольбейна младшего, то он умер в Лондоне осенью 1543 года от чумы. Может быть, я когда-нибудь расскажу о портрете Ганса кисти его отца, портрете-обереге, который должен был спасти сына от этой страшной болезни, но, к сожалению, не спас.

Ганс Гольбейн Младший | 346 работ на аукционе

ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ГЕНРИХА VIII

масло на панели

Портрет молодого бородатого мужчины с небольшим бюстом, в черном пальто с кружевной сорочкой и черной шляпе, 1518 г.

панель, масло

40 x 34,8 см

Портрет сэра Томаса Мора, когда его вели на казнь

масло на панели

диаметр 2 7/8 дюйма (7,3 см)

Посмотреть все произведения искусства

Текущие выставки

Художественный музей Маскегона

Маскегон | Мичиган | США

15 сентября 2022 г.

— 19 марта 2023 г.

Прошедшие выставки

Метрополитен-музей

Верхний Ист-Сайд | Нью-Йорк | США

10 октября 2022 г. — 08 января 2023 г.

Токийский музей фотоискусства

Мэгуро-ку | Токио | Япония

17 июня 2022 г. — 25 сентября 2022 г.

Посмотреть все выставки

На аукционе

Предстоящие лоты

Последние результаты аукциона

ДВА МИНИАТЮРНЫХ ПОРТРЕТА

Ганс Гольбейн Младший

Галереи Берчарда

Пара портретных гравюр

Ганс Гольбейн Младший

Ирландский аукционный дом Шеппарда

Масло на колыбельной панели

Ганс Гольбейн Младший

Кларк Аукцион

Просмотреть все результаты

Артикул

Власть и пропаганда — Портреты британских королевских особ

Ежедневный художественный журнал 20. 02.2023

Королевская портретная живопись — это многовековая традиция, но ее можно назвать предшественником постановочного селфи — искусно созданного изображения, призванного продвигать и превозносить объект.

История искусства 101: двенадцать портретов, которые вы должны знать

Ежедневный художественный журнал 29.01.2023

Потребность человека запечатлеть свое подобие пришла с зарождением цивилизации, что сделало портрет одним из древнейших видов искусства.

Просмотреть все статьи

Гольбейн младший, Ганс, ок. 1497–1543

Фото: Национальная галерея, Лондон

(Родился в Аугсбурге, вероятно, 149 г.7; умер в Лондоне, окт./ноябрь. 1543). Немецкий художник и дизайнер, наиболее известный как один из величайших портретистов. Он обучался в Аугсбурге у своего отца, Ганса Гольбейна Старшего (ок. 1465–1524), одного из ведущих художников того времени; его брат Амброзиус (ок. 1494–? ок. 1519) также был художником. К 1515 году братья переехали в Базель. Там Ганс быстро нашел работу дизайнера печатников и в 1516 году написал портреты мэра города Якоба Мейера и его жены (Художественный музей, Базель). С 1517 по 1519 годон работал в Люцерне, помогая своему отцу в украшении дома главного магистрата города (сохранился только фрагмент работы в музее Люцерна). Возможно, что в это время Гольбейн перешел через Альпы в Ломбардию, ибо по возвращении в Базель, где он должен был оставаться до 1526 г., его работа приобрела больше достоинства и авторитета, а лепка стала мягче. Мучительный Христос во гробе (1521 или 1522, Художественный музей, Базель), например, обладает силой выражения в сочетании с мастерством светотени, почти не уступающим Леонардо.

Читать далее

Гольбейн теперь был ведущим художником в Базеле, создавая самые разнообразные работы, включая портреты, запрестольные образы, фрески и рисунки для витражей.

Он также продолжал работать в типографии, выпустив между 1523 и 1526 годами свою самую известную работу в этой области — серию «Пляска смерти». Он не публиковался до 1538 года (в Лионе), но затем пользовался огромной популярностью, выходил во многих изданиях с сопровождающими текстами на разных языках. Его наиболее заметными портретами в эти годы являются три портрета Дезидериуса Эразма, все датируемые примерно 1523 годом (Лувр, Париж; Граф Рэднор Кол., Замок Лонгфорд, Уилтшир; и Художественный музей, Базель). В них, возможно, по желанию натурщика, он использовал формулу ученого в своем кабинете, впервые придуманную Квентином Массейсом, также для портрета Эразма. Визит во Францию ​​в 1524 году дал Гольбейну дополнительные знания о живописи эпохи Возрождения, особенно благодаря работам Рафаэля в королевской коллекции, и эффект можно увидеть в Мадонне Мейера (1526, Schlossmuseum, Дармштадт). И у Матери, и у Дитя идеальная красота, совершенно не по-немецки, хотя донорские портреты отличаются великолепным натурализмом.

Волнения Реформации означали снижение покровительства в Базеле, и в 1526 году, вооружившись рекомендацией Эразма к сэру Томасу Мору, Гольбейн искал работу в Англии. Его большой групповой портрет семьи Мор (утерян, но позже скопирован в NPG, Лондон и Ностелл Прайори, Йоркшир) является вехой в европейском искусстве, поскольку ни один из предыдущих художников не создавал групповой портрет фигур в полный рост в своем собственном доме. . Этот визит также датирует ряд одиночных портретов выдающихся натурщиков, и Гольбейн, похоже, преуспел в финансовом отношении. Однако в 1528 году он вернулся в Базель, вероятно, потому, что существовал риск потерять гражданские права, если он отсутствовал слишком долго. Он купил дом в городе вскоре после своего возвращения и снова был востребован на различных работах. Его самым большим заказом в Базеле было украшение зала совета ратуши фресками (от которых остались только фрагменты) на тему справедливости; они были начаты в 1521 году и завершены после его возвращения из Англии. Пока он отсутствовал, религиозная рознь в Базеле усилилась, и в 1532 году он вернулся в Англию, оставив жену и двоих детей. Он видел их только еще раз, во время краткого визита в Базель в 1538 году, и всю оставшуюся жизнь прожил в Лондоне.

Англия тоже изменилась с момента его первого визита. Мор ушел с поста лорда-канцлера и ушел в отставку, и члены его окружения, покровительствовавшие Гольбейну, также оказались в немилости. Он нашел новых покровителей среди зажиточной немецкой купеческой общины в Лондоне и примерно в 1533 году написал портрет Томаса Кромвеля (Frick Coll., Нью-Йорк), который вскоре стал секретарем Генриха VIII. Кромвель, возможно, получил для Гольбейна заказ на его знаменитый двойной портрет «Послы» (1533, NG, Лондон) и почти наверняка помог ему получить королевское покровительство. К 1536 году он работал на короля, а в следующем году создал работу, которую современники считали шедевром его английских лет, — настенную роспись Генриха VIII во дворце Уайтхолл с отцом, матерью и третьей женой Джейн. Сеймур. Хотя картина погибла в пожаре в 169 г.8 часть мультфильма сохранилась (NPG, Лондон), а чрезвычайно напористая фигура короля в полный рост хорошо известна по копиям. Говорят, что посетители дворца Уайтхолл были «смущены» и «уничтожены» этим непреодолимым образом королевской власти. Единственный портрет короля, бесспорно написанный рукой Гольбейна, — это погрудная картина в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, копии которой существуют в многочисленных копиях.

После того, как Джейн Сеймур умерла при родах в 1537 году, Гольбейна несколько раз отправляли за границу для создания портретов предполагаемых невест для Генриха. Большинство этих картин утеряны, но сохранились две основные работы — «Кристина, герцогиня Миланская» (1538 г., НГ, Лондон) и «Анна Клевская» (1539 г.)., Лувр). Генрих женился на Анне в 1540 году, но через несколько месяцев союз был расторгнут, так и не завершив его. Согласно народному преданию, он был введен в заблуждение портретом Гольбейна, но, очевидно, его разочаровала тупость Анны, а не ее внешность, и он винил отчеты своих послов, а не сходство с художником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *