Жанры древнерусской литературы в таблице – основные кратко основные с примерами (9 класс)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 687.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 687.
В данной статье, которая предназначена для учеников 9 класса, рассмотрим, что такое жанры древнерусской литературы, как происходило их деление, каковы особенности первичных и объединяющих жанров.
Определение
Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.
Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.
Первичные жанры
К основным первичным жанрам относятся:
- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
- слово – образец торжественного красноречия;
- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
- повесть – повествование о важных исторических событиях;
- хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
- летописный рассказ – развернутое описание;
- летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
- погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.
Объединяющие жанры
К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:
- летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
- хронограф – описание времени 15-16 вв.;
- четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
- патерик – описание жизни святых отцов.
Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.
Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.
Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.
Таблица
Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:
Жанр | Произведение древнерусской литературы |
Житие | «Житие Александра Невского» |
Слово | «Слово о Законе и Благодати» |
Поучение | «Поучение Владимира Мономаха» |
Повесть | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
Хождение (хожение) | «Хожение за три моря» (Афанасий Никитин) |
Летописный рассказ | Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского |
Летописное сказание | Сказание о мести Ольги древлянам |
Погодная запись | Погодные записи из «Повести временных лет» |
Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Что мы узнали?
Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Тест по теме
Доска почётаЧтобы попасть сюда — пройдите тест.
Фируза Амирова
5/5
Денис Баленков
5/5
Lilnait Student
5/5
Татьяна Баландаева
5/5
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 687.
А какая ваша оценка?
Интегрированный урок (литература + основы православной культуры) по теме «Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
Нравственные заветы Древней Руси». 8-й классЦели урока
Образовательные:
- дать понятие о жанре жития в древнерусской литературе;
- рассмотреть и выделить признаки жанра жития, его идейно-художественное своеобразие.
Развивающие:
- углубить формирующиеся в процессе обучения представления о древнерусской литературе через знакомство с произведениями, не входящими в федеральный компонент литературного образования;
- развивать самостоятельную деятельность учащихся, навыки исследовательского подхода к изучаемому материалу;
- развивать общеучебные навыки (информационно-аналитические, организационно коммуникативные).
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к духовной культуре своего народа;
- обогащать духовно-нравственный опыт школьников.
Оборудование: Учебник-хрестоматия “Литература 8 класс” под ред. В.Я. Коровиной; хрестоматия для чтения “Край родной” под ред. В.Б. Небратенко, В.Д. Яцык, изд. Баро. Пресс, Ростов – на – Дону, 2004г.; “Толковый словарь русского языка” Ожегов С.И., Москва 1997г., мультимедийная система, презентация
, карточки с заданием для учащихся.Словарная работа: святые, подвижники, благочестие, иночество.
Ход урока
I. Определение темы урока и постановка цели.
(Слайд № 2)
“В произведениях житийной литературы, как и во всей литературе Древней Руси, мы находим высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и для нас, идеи глубокого патриотизма, сознания высокого гражданского долга”.
Д.С. Лихачев
Беседа с классом.
– Ребята, прочитайте высказывание Д.С. Лихачева, которое послужило эпиграфом к нашему уроку (выразительное чтение одним из учеников).
– К изучению какого раздела русской литературы мы приступаем?
– Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
– Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?
– Какие произведения древнерусской литературы вы знаете?
– Назовите жанры древнерусской литературы.
– Назовите исследователей древнерусской литературы.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы расширим свои представления о древнерусской литературе, познакомимся с одним из самых излюбленных жанров древнерусской литературы – жанром жития. Что же это за жанр и каковы его особенности, нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке.
II. Работа над новым материалом.
(Слайд №3)
1. Работа в группах по тексту о житийном жанре. (Приложение № 2)
а) Задание для 1-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и дайте определение жанру жития”.
б) Задание для 2-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и выделите основные качества, которыми должен был обладать герой жития”.
в) Задание для 3-ей группы: “Ознакомьтесь с текстом и выделите особенности композиции жития”.
г) Задание для 4-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и найдите определение слов житие, подвижники, благочестие, иночество по “Толковому словарю русского языка” Ожегова С.И.
2. Проверка выполненных заданий с использованием презентации. (Слайд № 5, 6). Учащиеся выполняют запись выводов в тетрадь.
III. Закрепление полученных знаний.
1. Слово учителя.
В первой половине XIII века, в трудное время исторического
самоопределения страны, воссияла звезда замечательного подвижника, проповедника святителя Дмитрия митрополита Ростовского. Составитель двенадцатитомных жизнеописаний святых “Четьих Миней”, создатель образцового духовного училища, выдающийся церковный писатель, митрополит Дмитрий был причислен к лику святых в 1757 году. А через четыре года его именем была названа крепость, возведенная недалеко от устья Дона, рядом с Темерницкой таможней. Так город Ростов получил имя небесного покровителя. Сегодня мы познакомимся с жизнеописанием этого выдающегося человека. (Слайд № 7-11 с комментариями учителя).
2. Чтение текста “Житие святого Дмитрия Ростовского” и беседа по вопросам:
– Какой цели посвятил всю свою жизнь св.Дмитрий?(Служению церкви и народу, составлению сборника жизнеописаний святых “Четьи-Минеи” и др.).
– Какой личностью предстает перед нами св.Дмитрий? (Благочестивый, великий труженик, образованнейший человек, талантливый педагог, просветитель).
– Найдите в тексте признаки жанра жития.
3.
Работа с текстом “Из творений святителя Дмитрия” и беседа по вопросам:– К какому жанру древнерусской литературы мы можем отнести этот текст? (Жанр поучения).
– Чему учит святой Дмитрий? (Учащиеся приводят примеры из текста).
4. Работа с текстом “Краткое христианское нравоучение” св. Дмитрия Ростовского (Слайд № 12)
– Являются ли нравоучения св. Дмитрия актуальными в наши дни?
– Какие нравственные заветы древней Руси сохранились и являются ценными для нас?
– Чем интересны и полезны оказались для вас жизнеописания святого Дмитрия и фрагменты проповедей Дмитрия Ростовского?
IV. Подведение итога урока.
(Слайд № 13)
– Согласны ли вы с высказыванием Д.С. Лихачева ?
– О какой нравственной помощи говорит исследователь? (выводы учащихся)
V. Домашнее задание:
– написать сочинение-миниатюру “Чем интересны и полезны оказались для вас жизнеописания святого Дмитрия и фрагменты проповедей Дмитрия Ростовского?”
– прочитать самостоятельно “Житие Александра Невского”.
Русская классическая книга — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 904 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
10 лучших русских книг, которые стоит прочитать
FacebookTwitterPinterest
Русская литература имеет богатую и увлекательную историю, и многие из величайших литературных произведений мира написаны русскими авторами.
От классических романов Льва Толстого и Федора Достоевского до современных произведений русских авторов, таких как Людмила Петрушевская и Виктор Пелевин, в русской литературе каждый найдет что-то для себя.
Вот 10 лучших русских книг, которые стоит прочитать:
Содержание
10 лучших русских книг
1. «Война и мир» Льва Толстого
Считающийся одним из величайших романов всех времен, «Война и мир» повествует о жизни пяти аристократических семей в России во времена Наполеоновские войны.
Роман исследует темы любви, войны и личностного роста и известен своим эпическим размахом и яркими персонажами.
2. «Преступление и наказание» Федора Достоевского
Еще один классический русский роман «Преступление и наказание» рассказывает историю Раскольникова, бедного студента, который совершает жестокое убийство, чтобы проверить свою теорию о том, что некоторые люди освобождены от мораль.
Роман исследует психологические последствия действий Раскольникова и искупление, которое он в конечном итоге находит [1].
3. «Анна Каренина» Льва Толстого
В этом романе рассказывается об обреченной любви Анны Карениной, замужней женщины, и графа Вронского, богатого холостяка.
В романе, действие которого происходит в России 19 века, исследуются темы любви, ревности и ограничений общества.
Связанный пост: Лучшие польские книги
4. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Действие этого сатирического романа происходит как в Москве, так и в древнем Иерусалиме, и рассказывает о злоключениях Дьявола и его товарищей, сеющих хаос в Советском Союзе. Роман известен своим магическим реализмом и критикой советского общества.
5. «Доктор. Живаго» Бориса Пастернака
В этом романе рассказывается история Юрия Живаго, русского врача и поэта, и его любви к двум женщинам: жене Тоне и красавице Ларе.
В романе, действие которого разворачивается на фоне русской революции и Первой мировой войны, исследуются темы любви, потерь и последствий политических потрясений.
По книге был снят одноименный известный фильм.
6. «Братья Карамазовы» Федора Достоевского
«Братья Карамазовы», считающиеся одним из величайших произведений Достоевского, рассказывают историю четырех братьев, каждый из которых имеет свою индивидуальность и убеждения.
Роман исследует темы веры, морали и природы зла и известен своими сложными персонажами и психологической глубиной.
7. «Идиот» Федора Достоевского
В этом романе рассказывается о князе Мышкине, добром и наивном человеке, который возвращается в Россию, проведя несколько лет в швейцарской клинике эпилепсии.
Роман исследует борьбу Мышкина за то, чтобы ориентироваться в сложном и часто жестоком обществе России 19-го века, и катастрофические последствия его невиновности.
8 «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына
В этом романе рассказывается об Иване Денисовиче, узнике советского ГУЛАГа, и его борьбе за выживание в суровых условиях заключения.
Роман основан на собственном опыте Солженицына в заключении и представляет собой сильное и трогательное изображение жизни в ГУЛАГе.
9. «День опричника» Владимира Сорокина
Действие этого антиутопического романа происходит в России будущего, где правящий класс, известный как опричники, обладает абсолютной властью и способен совершить любое злодеяние без последствий.
Роман рассказывает о Андрее Комяге, опричнике, который путешествует по коррумпированному и жестокому миру правящего класса и сталкивается с моральными дилеммами своего положения.
10. «Рысь» Татьяны Толстой
Действие этого романа-антиутопии происходит в России будущего, население которой живет в страхе перед чудовищной рысью, существом, которое может красть слова и мысли людей.
Роман повествует о Бенедикте, историке, которому поручено записать историю этого нового мира, и о проблемах, с которыми он сталкивается, пытаясь сохранить прошлое в обществе, которое хочет его забыть.