Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор
Токката и фуга ре минор — самое известное органное произведение в мире. Не каждый может назвать его правильно, но, когда оно звучит, практически все знают, что это музыка одного из величайших композиторов мира, несравненного Иоганна Себастьяна Баха.
История создания
Токката и Фуга ре минор считается одной из ранних работ композитора— она была написана, когда Иоганн Себастьян был подростком, вероятно, в 1702 году. Хотя, некоторые музыковеды подвергают сомнению авторство и утверждают, что Токката и Фуга скорее всего написаны кем-то другим. Для многих это невыразимая ересь, но для других это, действительный, важный исторический вопрос.
Мы не знаем, когда это произведение было написано, поскольку не существует известной его партитуры, подписанной композитором. Существуют только более поздние копии, сделанные другими. Самая ранняя известная партитура была написана немецким композитором и органистом Йоханнесом Рингком. Эта транскрипция не датирована.
Кто такой Йоханнес Рингк? Талантливый композитор и органист, который сегодня известен важными транскрипциями органных произведений. Он был учеником Иоганна Петера Келлнера — также композитора и органиста, который был близким знакомым или, возможно, учеником Баха. Как и Рингк, Келлнер считается важной фигурой в сохранении работ своего великого наставника. Конечно же, Келлнер вряд ли мог ошибаться в отношении авторства Токката и Фуга ре минор. Бах также прекрасно знал транскрипции Кельнера и его группы, в которую входил и Рингк.
youtube.com/embed/qPNtI2wM9Yo?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Многие ранние свои произведения Бах не использовал в качестве учебных моделей после 1710 года, поскольку считал их технически и стилистически устаревшими. Кстати, большинство его клавишных произведений было скопировано студентами.
Но почему нет копии Токкаты и фуги, написанной самим Бахом? Конечно, он бы сохранил ее. Считается, что во многом это связано с тем, как распорядились его имуществом после его смерти — все его вещи, включая его партитуры, были разбросаны повсюду, и многое было утеряно. Немецкий музыковед Кристоф Вольф крупнейший общепризнанный в мире авторитет в области Баха в 600-страничном опусе «Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант» писал, что большинство автографных партитур инструментальных произведений Баха, в том числе клавишных, не сохранилось. Как правило, многие более ранние произведения, такие как
Теории современных ученых
Многие музыковеды спорят, для какого инструмента Токката и Фуга изначально написаны. Наиболее вероятным является орган, но есть конкурирующие теории, в том числе, что произведение было изначально написано для скрипки, клавесина или лютни. Известно, что Бах как минимум дважды переписывал сольные скрипичные произведения для органа. Один из музыковедов применил эту теорию на практике, написав реконструкцию предполагаемого оригинального произведения для скрипки, которое было исполнено (скрипачами Яапом Шредером и Саймоном Стэндиджем) и опубликовано. Скрипач Эндрю Манзе впоследствии произвел свою собственную реконструкцию, которые он исполнил и записал. Другая версия скрипки была создана ученым Брюсом Фокс-Лефришем в 2004 году, и для оригинальной пьесы были предложены и другие струнные инструменты, например, пятиструнная виолончель.
youtube.com/embed/Xh5eCupjS1o?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Когда музыковед слушает Токкату и Фугу ре минор, находит немало аспектов, о которых он может сказать: «Хммм, это звучит нехарактерно для Баха». В 2006 году учеными-программистами был проведен анализ произведений Иоганна Себастьяна Баха. Используя алгоритмы распознавания статистических образов, они проанализировали ряд спорных произведений композитора и нанесли их на график, показывающий известные произведения Баха, его старшего сына композитора Вильгельма Фридеманна Баха и композитора Иоганна Людвига Кребса. Из проанализированных ими спорных произведений одно явно относилось к стилистике Кребса, а все остальные относились к области самого Иоганна Себастьяна.
Следует добавить, что многие исследователи объясняют нехарактерную для композитора стилистику юностью Баха в то время, когда он сочинял Токкату и фугу. Один из них писал: «Столь же освежающе творческий, разнообразный и кипучий, сколь структурно недисциплинированный и неосвоенный; и мы слишком хорошо понимаем, почему самокритичный Бах не использовал этот coup de main позже в учебных целях».
Структура Токкаты и Фуги ре минор
Первая часть произведения Баха — это toccata, название которой происходит от итальянского toccare — «касаться». Он представляет собой музыкальную форму для клавишных инструментов, призванную раскрыть виртуозность исполнительского прикосновения. Во времена Баха токкаты часто служили вступлением к фугам и фоном для них, подготавливая почву для последующей сложной и запутанной композиции.
Фуга — техника, характеризующаяся перекрывающимся повторением основной темы в разных мелодических линиях (контрапункт ), то есть вторая часть композиции Баха, отражает особую популярность этой формы в конце 1600-х и начале 1700-х годов. Бах широко использовал фугу в своих произведениях, особенно в сольных органных пьесах, а также в инструментальных произведениях и хоровых кантатах . Эта конкретная фуга с сопровождающей ее токкатой является не только самой известной из многих фуг Баха, но и самой известной из фуг любого композитора.
После силы «импровизированной» токкаты строго направленная фуга с ее непрерывной чередой быстрых нот наверняка звучит не менее яростно. Позже Бах, возможно, смутился из-за своего грубого, юношеского стиля «клавирного гусара», как назвал его биограф Форкель, и отложил работу. Многие другие его ранние органные произведения были полностью утеряны.
В современной поп-культуре
Toccata использовалась в различных популярных средствах массовой информации, от фильмов, видеоигр до рок-музыки и рингтонов.
В начальных титрах фильма 1931 года «Доктор Джекил и мистер Хайд».
В 1960 году Федерико Феллини представил этот трек в своем фильме «Сладкая жизнь», где его сыграл персонаж на церковном органе.
В экранизации «Призрака оперы» 1962 года от Hammer Productions было использовано это произведение, и с тех пор фильм помогает ассоциировать музыку с фильмами ужасов, Хэллоуином и тому подобным в популярной культуре.
Джон Лорд из Deep Purple записал композицию под названием Bach on this, основанную на BWV 565. Она появилась в его альбоме 1982 года Before I Forget.
Английская прогрессив-рок-группа Egg сделала кавер на песню для своего дебютного альбома 1970 года.
Голландская прогрессивная / симфоническая рок-группа Ekseption сделала кавер на песню для своего альбома 1973 года Trinity.
Английская классическая / рок-фьюжн-группа Sky (с участием классического гитариста Джона Уильямса и классического перкуссиониста Тристана Фрая) вошла в десятку лучших поп-хитов со своей аранжировкой 1980 года в разделе Toccata BWV 565. Эта версия попала в Billboard Hot 100
, попав в чарты под номером 83.Ванесса-Мэй записала кавер на это произведение. Он достиг 24 строчки в чартах Billboard.
Трек используется для вступительных титров и финального стоп-кадра фильма «Роллербол» 1975 года.
В 1978 году Уолтер Мерфи выпустил альбом «Призрак оперы», в котором была представлена переработка Токкаты и фуги под названием « Токката и фанк ре минор». Остальная часть альбома сильно сэмплирует партитуру.
В фильме Диснея 1940 года «Фантазия» он используется как первая часть фильма. Аниматорам Диснея была дана абстрактная тема для создания образа под музыку.
В другом диснеевском фильме «20 000 лье под водой» капитан Немо (которого играет Джеймс Мейсон) исполняет пьесу на органе.
Вариация Токкаты есть в «Пиратах Карибского моря» .
Интересные факты
Произведение было впервые опубликовано издательством Breitkopf & Härtel в конце 1833 года как часть собрания органных произведений Баха. Издание было задумано и частично подготовлено Феликсом Мендельсоном. Первое крупное публичное выступление Мендельсона также состоялось 6 августа 1840 года в Лейпциге. Концерт был очень хорошо встречен критиками, в том числе Робертом Шуманом.
Позже Ференц Лист включил эту пьесу в свой органный репертуар, а ученик Листа Карл Таузиг сделал фортепианную транскрипцию, получившую значительную известность. Другая популярная транскрипция была завершена в 1899 году Ферруччо Бузони.
Знаменитое начало произведения привлекло внимание и похвалу уже со стороны Шумана, который, однако, восхищался им как образцом баховского чувства юмора. В 20 веке произведение воспринималось совсем по-другому, как смелое и драматичное произведение.
Альберт Швейцер — музыкант, врач, мыслитель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года — сыграл это произведение на маленьком органе в маленькой церкви, считая что это больше похоже на органы, на которых играл бы Бах.
В коротком научно-фантастическом рассказе «Транзит Марса» великий писатель-фантаст Артур Кларк предлагает своему главному герою назвать это произведение самым потрясающим музыкальным произведением из когда-либо сочиненных.
youtube.com/embed/kk-dzxPBcVk?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Бах Иоганн Себастьян | Виртуальный центр искусств
Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) — немецкий композитор, представитель эпохи Барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.
Детство
Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.
Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции.
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре акапелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.
Арнштадт и Мюльхаузен (1703—1708)
В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.
Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.
К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.
В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.
Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.
Веймар (1708—1717)
Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность — в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).
В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» — сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
Кётен (1717—1723)
Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.
7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года.
Лейпциг (1723—1750)
В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Св. Фомы и Св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год. Бах получил должность «музыкального директора» всех церквей города: в его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.
Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях — лютеранских хоралах.
Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.
Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.
Сочиняя кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730—1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и, возможно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина.
В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.
В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Начало шестиголосной фуги из «Музыкального приношения», автограф Баха
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям — до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться — в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.
Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.
10 Известные произведения Баха — 10 Известные произведения
10 Знаменитые произведения Баха (род. Эйзенах, 1685; ум. Лейпциг, 1750)
Родившись в семье музыкантов, Бах получил первые музыкальные уроки от своего отца. В 1695 году Бах переехал в Ордруф после смерти отца, где жил и учился у Иоганна Кристофа. Он получил образование в Эйзенахе, Ордруфе и Люнебурге. В возрасте 18 лет он начал работать органистом в Арнштадте (1703–1707), а затем в Мюльхаузене (1707–1708). Между 1708 и 1717 годами он работал у герцога Вильгельма Эрнста Веймарского сначала органистом, а затем, в 1714 году, концертмейстером.
Между 1717 и 1723 годами он работал у принца Леопольда Кютенского музыкальным руководителем.
В 1723 году Бах был назначен кантором в церкви св. Фомы и музыкальным руководителем в Лейпциге. Эти должности он занимал до конца своей жизни. В его официальные обязанности входило наблюдение за музыкой в главных церквях города и организация других муниципальных музыкальных мероприятий.
1. Страсти по Матфею BWV 244.Впервые исполнено в Великую пятницу в 1729 г.в церкви святого Томаша Лейпцигского произведение представляет страдания Христа по словам евангелиста святого Матфея. В его состав входят хоры, арии и речитативы; он длится примерно два с половиной часа. Начальный хор Kommt, ihr Töchter и ария «Erbarme dich, mein Gott» для скрипки и контральто или «Mache dich, mein Herze, rien», возможно, являются шедеврами этого великолепного произведения.
2. Бранденбургские концерты BWV 1046-1051.Это сборник из шести концертов для нескольких инструментов, премьера которых состоялась в 1721 году, когда он занимал должность капельмейстера в Кётене. Они посвящены маркизу Кристиану Людвигу,
Концерт № 1 в Fa M — это классика, которую наверняка узнают все. № 3 является примером истинной виртуозности, доводящей скорость инструментов до предела.
1-6 (BWV 1046-1051)» src=»https://www.youtube.com/embed/uw2dlZ8V4-0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> 3. Оркестровые сюиты BWV 1066-1069.Четыре пьесы в различных частях по классическим схемам музыкальной барочной сюиты. Они были составлены между 1725 и 1739 годами.в Лейпциге. Возможно, самая известная часть — Ария Сюиты для оркестра № 3 ре мажор, BWV 1068. Прослушивание всех сюит — истинное наслаждение для чувств.
4. Сонаты и партиты BWV 1001-1006.Это 6 произведений, разделенных на несколько частей, написанных для скрипки соло. Наиболее известными фрагментами являются Чакона партиты BWV 1004 и прелюдия партиты BWV 1006, хотя все эти пьесы без исключения являются настоящими произведениями искусства.
5. Вариации Гольдберга BWV 988.Первоначально под названием Ария с различными вариациями была написана в 1741 году, кажется, что она была названа в честь ученика Баха Иоганна Готлиба Гольдберга, которым мог быть человек кто в нее играл. Он стал очень известен в двадцатом веке благодаря двум записям, сделанным пианистом Гленном Гулдом.
6. Концерт для двух скрипок BWV 1043.Написанный в Лейпциге между 1717 и 1723 годами, он является одним из самых известных произведений Баха. Из трех его движений, виваче, ларго и аллегро, это второе по известности из трех и, возможно, самое поэтичное.
7. Кантата BWV 147В течение нескольких лет немецкий композитор писал по одной кантате в неделю, сочинения средней продолжительностью 30 минут, предназначенные для исполнения в церкви. Это кантата BWV 147 под названием Herz und Mund и Tat und Leben , возможно, самая известная из них.
youtube.com/embed/9vsaDIs_1-I?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> 8. Сюиты для виолончели BWV 1007-1012.Шесть сюит для виолончели соло, написанные в период Кётена, являются важными справочниками в мире виолончели. Среди прочих их записали Пау Казальс, Миша Майнски или Йо-Йо Ма. Это первая сюита соль мажор BWV 1007, наиболее известная своей прелюдией, хотя ее сарабанда — настоящее произведение искусства.
9. Ключ хорошо закаленный BWV 846-869.Одними из самых экспериментальных произведений немецкого композитора являются прелюдии и фуги, сочиненные для клаве. В этом произведении, которое, кажется, было завершено в 1722 году, композитор экспериментировал со всеми известными тональностями, и говорят, что в этом произведении заложена тональность. Бах проявляет мастерство, особенно в процессе построения фуг. Наиболее известны прелюдия и фуга до мажор BWV 846.
10. Месса си минор BWV 232.Месса си минор, внесенная в список наследия ЮНЕСКО в 2015 году, является одним из величайших произведений кантора Лейпцига. Сантус был сочинен в 1724 году, другие части были закончены в 1733 году, а в последние годы жизни Бах дополнил его новыми номерами. Возможно, Kyrie — его самое известное число.
youtube.com/embed/7F7TVM8m95Y?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Весь Бах – Бах
All of Bach — проект Нидерландского общества Баха. Высококачественные записи произведений Иоганна Себастьяна Баха находятся в свободном доступе для всех. Вы можете узнать больше об этом проекте здесь. Чтобы поддержать Всех Баха и наших музыкантов, нажмите здесь.
Недавно добавленные
Все видео
Все видео
Новый
Менуэт из Концерта № 1 фа мажор ‘Бранденбург’
оркестровые произведения, BWV 1046
Новый
Ein feste Burg ist unser Gott
кантаты, BWV 80
Хорошо темперированный клавир II № 14 фа-диез минор
Произведения для клавесина, BWV 883
Хорошо темперированный клавир II № 13 фа-диез мажор
Произведения для клавесина, BWV 882
Wenn mein Stündlein vorhanden ist
хоралы, BWV 430
Ich elender Mensch, wer wird mich erlösen
кантаты, BWV 48
Хорошо темперированный клавир II № 12 фа минор
произведения для клавесина, BWV 881
Хорошо темперированный клавир II № 11 фа мажор
произведения для клавесина, BWV 880
Фуга соль минор
камерная музыка, BWV 1026
Mein Gott, wie lang, ach lange
кантаты, BWV 155
Хорошо темперированный клавир II № 10 ми минор
произведения для клавесина, BWV 879
Хорошо темперированный клавир II № 9 ми мажор
произведения для клавесина, BWV 878
Christum wir sollen loben schon
хоралы, BWV 121/1
Von Gott will ich nicht lassen
органные произведения, BWV 658
Хорошо темперированный клавир II № 8 ре-диез минор
произведения для клавесина, BWV 877
Топ-10 самых просматриваемых
Все видео
Все видео
Сюита для виолончели №.
2 ре миноркамерная музыка, BWV 1008
Сюита для виолончели №. 5 до минор
камерная музыка, BWV 1011
Сюита для виолончели №. 1 соль мажор
камерная музыка, BWV 1007
Вариации Гольдберга
Произведения для клавесина, BWV 988
Месса си минор
Латинская церковная музыка, BWV 232
Wachet auf, ruft uns die Stimme
кантаты, BWV 140
Страсти по Матфею
оратории и страсти, BWV 244
Страсти по Иоанну
оратории и страсти, BWV 245
Концерт для двух скрипок ре минор
оркестровые произведения, BWV 1043
Сюита для виолончели №.