Произведение посвященное куликовской битве: Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, называется …

Содержание

Куликовская битва в древнерусской литературе.

Значение одержанной победы осмысляется в складывающемся в конце 14 – середине 15 века цикле повестей о Куликовской битве. В этот цикл входят летописная повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», лиро-эпическая повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Все эти произведения – яркое свидетельство роста национального самосознания. Они проникнуты патриотическим пафосом прославления великой победы над иноземными поработителями, прославления подвига русского народа и великого князя московского Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича, князя Серпуховского и Боровского. Повести о Куликовской битве подчеркивают, что победа была добыта ценой огромных жертв русского народа и что она явилась результатом единения и сплочения основных сил Руси под знаменами Москвы. События 1380 года даются в широкой исторической перспективе: Куликовская битва сопоставляется с битвой на Калке, Мамай сравнивается с Батыем, а борьба с Золотой Ордой рассматривается как продолжение многовековой борьбы Руси со степенными кочевниками – печенегами и половцами.

Битва на Куликовом поле вызвала к себе неослабевающий интерес, как в ближайшие годы, так и в последующие десятилетия. Ни одному историческому событию не было посвящено столько литературных памятников, как Мамаеву побоищу. Вскоре после битвы была написана «Летописная повесть о Мамаевом побоище». Этот рассказ ярко окрашен непосредственными, свежими впечатлениями от описываемых в нем событий. Особенно характерна оценка, которая дана князю-изменнику Олегу Рязанскому. Автор называет его «душегубивым», «лихоимцем», «Иудой», «кровопийцем» и т.п. Это произведение проникнуто идеей предопределенности: победа над Мамаем и роль в этой победе великого князя Московского объясняется в ней предначертанием «божественной воли». В соответствии с этой тенденций исход боя решается не умелыми действиями полководца и мужеством русских воинов, а появлением на поле брани полков «святых», которые с неба поражают татар и обращают их в бегство. Таким образом, в повести историческое событие получает типичную средневековую церковную интерпретацию – все зависит от воли Бога.

«Задонщина».

Поэтическая повесть о Куликовской битве – «Задонщина», дошедшая до нас в шести списках и двух редакциях, была написана в конце 14 века. Автором этого произведения обычно назывался Софоний, брянский боярин, ставший впоследствии священником. Но по наблюдениям Дмитриевой получается, что Софонию принадлежало другое, не дошедшее до нас произведение, которым и воспользовался неизвестный нам автор при написании «Задонщины». Неизвестный автор поставил себе целью воспеть одержанную в 1380 году победу, взяв в качестве образца «Слово о Полку Игореве». Он создал песнь славы победителям и горестным плачем почтил павших на поле брани.

В Задонщине ход исторических событий не излагается подробно. Главное внимание обращено на их смысл, оценку. Примечательно, что автор Задонщины увидел неразрывную связь времен и событий и помог уяснить это своим современникам. По верному представлению автора, Куликовская битва – это продолжение той многовековой борьбы, которую «храбрым русичам» пришлось вести со степными кочевниками. Если поражение Игоря на Каяле (в СЛОВЕ) – результат феодальной розни, отсутствия единства действа, то победа на Куликовом поле – результат преодоления розни, результат единения русских сил во главе с великим московским князем Дмитрием Ивановичем. Под знаменами Москвы все русские войны идут в бой «за землю русскую, за веру христианскую». Этот рефрен проходит через всю Задонщину,

Задонщина состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы». Задонщина начинается с небольшого вступления. Оно не только настраивает читателей – слушателей на высокий, торжественный лад, но и определяет главную тему произведения – прославить Дмитрия Ивановича, его брата Владимира Андреевича и возвести печаль на восточную страну. Таким образом, в Задонщине сразу же устанавливается генеалогическая связь первых киевских князей. А Москва – новый политический центр Русской земли, объявляется наследницей Киева и его культуры.

Воинская доблесть и мужество московских князей характеризуются в ЗАДОНЩИНЕ с помощью тех же художественных приемов, что и в СЛОВЕ. Например, характеризуя Дмитрия Ивановича и его брата Владимира Андреевича, автор использует в одном предложении несколько деепричастных оборотов, что придает повествованию особую плавность, неторопливость.

Первая часть Задонщины – жалость, открывается яркими картинами сбора русских войск, их выступления в поход, начала сражения и их поражения. Воинская доблесть Ольгердовичей – Андрея и Дмитрия, пришедших на помощь московскому князю, прославляется так же, как и доблесть воинов Буй Тура Всеволода в Слове. Природа в Задонщине на стороне русских войск и предвещает поражение «поганых». Летают крылатые птицы, вороны грают, галки галдят, орлы клекочут, волки воют. Зато князю Дмитрию Ивановичу солнце ясно на востоке сияет.

Центральное место в Задонщине отведено изображению боя на Куликовом поле. Первая половина боя завершается поражением русских. Оплакивают русские женщины павших воинов. Их лирические песни подобны знаменитому плачу Ярославны.

Вторая часть Задонщины – похвала, посвящена описанию победы, одержанной русскими войсками тогда, когда в бой вступает полк воеводы Дмитрия Боброка.

В результате одержанной победы по русской земле простерлось веселие и ликование и вознеслась слава русская над хулой поганой.

Стиль повествования Задонщины радостный, мажорный, взволнованно – патетический. Автор оживляет повествование прямой речью персонажей.

В Задонщине совершенно отсутствуют языческие мифологические образы, но значительно усилены религиозно – христианские мотивы. Автор вкладывает в уста русских князей размышления, молитвенные обращения, в повествование вводятся элементы религиозной фантастики (Борис и Глеб творят молитву). Все свидетельствует о возросшей роли церкви в жизни Московского государства.

В Задонщине широко используются приемы и поэтические образы народной поэзии, песенные ритмы. Так, подобно орлам, русские князья слетаются на помощь Дмитрию Ивановичу. Словно соколы и ястребы, устремляются русские воины на вражеские стада гусиные и лебединые. Такая художественная логика параллелизмов основывается на впечатлениях, связанных с охотой, а также дает наглядное представление о превосходстве силы русских войск перед золотоордынскими.

В стиле Задонщины значительны и следы деловой прозы 15 века. Об этом свидетельствуют хронологические уточнения, титулование князей, генеалогические формулы, перечень убитых, а также однообразие приемов выделения прямой речи. В то же время Задонщине присуще строфическое строение, что подчеркивается одинаковыми зачинами: «И сказал им князь..», «И молвил Андрей…», «И сказал ему Дмитрий». Задонщина – образец особого рода народных поэм литературного содержания, автор ее подражал «Слову» не книжным путем, а путем воспроизведения на слух и запоминания. Задонщина типологически принадлежит к лиро–эпическим произведениям, подобным «Слову о полку Игореве» и «Слову о погибели Русской земли». Идейный замысел «Задонщины» связан с поэтизацией политической роли Москвы и московского князя в борьбе с ордынцами (видимо, поэтому в ней преднамеренно не говорится о предательстве рязанского князя Олега). Весь свой пафос автор направил на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы, всячески поддерживая, что только благодаря единству была одержана историческая победа, а князья и русские войны добыли себе «честь и славное имя».

На основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Донского», дошедшее до нас в многочисленных списках и в четырех редакциях. В «Сказании» усилен религиозный элемент. А в одной из редакций на первое место выдвинута фигура митрополита Киприана. Сказание по характеру сродни житиям, и автор стремится придать памятнику пышную, торжественную и парадную форму, непомерно усиливая риторику, расширяя описание чудес.

«Сказание о мамаевом побоище».

В середине 15 века на основе летописной повести о Куликовской битве, Задонщины и устных преданий было создано «Сказание о мамаевом побоище», дошедшее до нас в более чем ста списках, в шести редакциях. В Сказании обнаруживается тенденция к беллетризации повествования, усилена его занимательность. Автор Сказания, прославляя благочестивые помыслы Дмитрия Ивановича и противопоставляя их помыслам Мамая, не стремится к точности исторических фактов, часто допуская анахронизмы, включает в повествование вымышленные монологи.

В Сказании можно найти немало новых, порой поэтических подробностей, так, в Сказании сообщается о посылке Дмитрием в качества посла к Мамаю Захария Тютчева, о посещении московским князем Троицкого монастыря.

В Сказании стойкость, мужество, христианское благочестие русских противопоставляется хвастовству, спеси и нечестивости Мамая и его союзников.

В сказаниях о Куликовской битве в основу нравственно – эстетической оценки деятельности исторических лиц положена народная идея единения русских княжеств вокруг Москвы. Показательно, что в Сказании эта идея трактуется довольно широко и своеобразно. Она перерастает рамки собственно русских границ и приобретает межнациональное значение. По мысли автора, в борьбе с Мамаем должны объединиться усилия не только русских, но и литовских князей.

В Сказании, как и в других повестях эпохи Куликовской битвы, по-новому изображается князь. Ранее князь был отважным и выносливым воином, искусным дипломатом, но теперь эти качества не определяющие. Главным в изображении князя становится показ его объединительных усилий, преодоления им узкоместнических интересов.

Одно из художественных открытий Сказания видится в том, что деятельность князей, особенно их участие в Куликовской битве, представлена не только как общерусское дело, но и как дело семейное. С тревогой и волнением провожают русские княгини мужей на битву, в таком изображении Куликовская битва приобретает особую силу эмоционального воздействия.

«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго»

«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» по своему стилю может быть отнесено к агиографическим памятникам экспрессивно-эмоционального стиля.

Это похвала деяний Дмитрия Донского, о чем автор «Слова» с характерным для жанра самоуничижением заявляет в конце своего произведения, что недостоин описывать деяния господина.

Стилистически и композиционно «Слово» близко к произведениям Епифания Премудрого.

Сочетаются книжные традиции воинской биографии и фольклорные традиции (плач Евдокии наполнен ф. образами).

Время написания «Слова» датируется по-разному. Большинство исследователей относили его создание к 90-м гг. XIV в., считая, что оно было написано очевидцем смерти и погребения князя (ум. в 1389 г.).

Имеет традиционную структуру жития (характеристики ДД, его отца и матери), но при этом вплетается и другая ипостась ДИ – государственного деятеля.

Точные биографические сведения о Дмитрии Донском и исторические данные мало интересуют автора. В начале подчеркивается преемственность Дмитрия по отношению к великому князю Владиру I и то, что он «сродник» святых князей Бориса и Глеба. Упоминаются битва на Воже и Мамаево побоище. Как в этих частях «Слова о житии», так и в других, где подразумеваются какие-то конкретные события; ведется не столько рассказ о них, сколько дается их обобщенная характеристика. «Слово» — цепочка похвал Дмитрию и философских, весьма сложных размышлений автора о величии князя, в которую вклиниваются биографические подробности. Сравнивая своего героя с библейскими персонажами (Адамом, Ноем, Моисеем), писатель подчеркивает превосходство своего героя над ними. В этом же ряду сравнений Дмитрий выступает как наиболее великий правитель из всех известных мировой истории.

Особо выделяется в «Слове» плач жены Дмитрия Донского, княгини Евдокии, проникнутый глубокой лиричностью. На нем отразилось влияние народной вдовьей причеты: Евдокия обращается к умершему, как к живому, как бы ведет с ними беседу, характерны для фольклора и сопоставления покойного с солнцем, месяцем, закатившейся звездой. Однако плач прославляет и христианские добродетели князя.

«Слово о житии» преследовало ясную политическую цель: прославить московского князя, победителя Мамая, как властителя всей Русской земли, наследника Киевского государства, окружить власть князя ореолом святости и поднять его политический авторитет на недосягаемую высоту.

Победа на Куликовом поле над полчищами Мамая показала, что у русского народа есть силы для решительной борьбы с врагом и эти силы способна объединить и направить централизованная власть великого князя. Победа укрепила политический авторитет Москвы – центра формирующегося государства, и вопрос об окончательном уничтожении золотоордынского ига стал лишь вопросом времени: сто лет спустя после Куликовской битвы, в 1480 году, с игом было покончено.

121. «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Ивановича»

Третье произведение, посвященное Куликовской битве, извест­но под именем «Сказания о побоище великого князя Дмитрия Ива­новича». Оно дошло до нас в большом количестве списков (более ста), которые можно распределить по четырём основным редакци­ям, одна из которых вошла в Никоновскую летопись ‘. Возникло «Сказание», нужно думать, в первой четверти XV в. В 1408 г. Москва подверглась набегу татарского хана Едигея. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, оказался неспособ­ным защитить Москву и покинул её при приближении Едигея. «Сказание», возможно, создалось с целью противопоставить пове­дению Василия Дмитриевича поведение русских князей во главе с Дмитрием Донским, прославивших себя победой над татарами. Впоследствии «Сказание» перерабатывалось вплоть до XVI в. В его основу легли распространённая летописная повесть, «Задон-щина», а также устные народно-поэтические источники и перевод­ные исторические произведения. Есть основания утверждать, что на «Сказание» повлияло и «Слово о полку Игореве». Сюжет «Ска­зания» осложнён большим количеством эпизодов и исторических и легендарных подробностей, не одинаковых в различных редак­циях, как не одинакова в них связь с летописной повестью и «За-донщиной». Не совпадают отдельные редакции «Сказания» и по своей идейной тенденции. Так, в одной из них усиленно подчёрки­вается в действиях Дмитрия Донского руководящая роль митро­полита Киприана, по отношению к которому Дмитрий проявляет сугубое сыновнее послушание и исключительное уважение. Сдела­но это вопреки исторической действительности, так как в 1380 г. Киприана не было в Москве и никакого участия в событиях Кули­ковской битвы он не принимал. Такое освещение отношения Дмит­рия к Киприану понадобилось в данном случае для того, чтобы подчеркнуть политически актуальную в ту пору тенденцию едине­ния княжеской власти с властью церковной в лице митрополита. В основном же все редакции «Сказания» объединяет идея героического подвига русского народа в его борьбе с врагом под водитель­ством московского князя, выделяющегося своей воинской добле­стью, высотой своих душевных качеств и примерной религиозно­стью, которая сказывается в том, что Дмитрий перед походом предаётся усиленным молитвам, общается с митрополитом Киприа-ном, отправляется за благословением к Сергию Радонежскому, даю­щему ему в помощь двух монахов-богатырей — Пересвета и Осля­бю, молится у гробов митрополита московского Петра и москов­ских князей — своих предков.

Все эти подробности, характеризующие благочестие Дмитрия Донского и преданность его церкви, представляют собой дополни­тельный материал по сравнению с тем, что об этом говорится в ле­тописной повести. В «Сказании» мы находим ещё ряд эпизодов и деталей, какие не встречаются ни в летописной повести, ни в «За-донщине». К ним относятся письма Олега Рязанского к Мамаю и Ягайлу ‘, Ягайла к Мамаю, Мамая к Ягайлу и Олегу и, наконец, Андрея Полоцкого к Дмитрию Брянскому, плач супруги Дмитрия Ивановича Евдокии, раскаяние Олега, знамения и приметы, пред­вещающие поражение татар, обмен одеждой Дмитрия с Михаилом Брейком, единоборство Пересвета с «печенегом» из татарского пол­ка, розыски раненого Дмитрия и др.

В «Сказании» имеются отдельные удачные поэтические карти­ны, не покрывающиеся текстом «Задонщины» и самостоятельно связанные с народно-поэтической традицией. Такова прежде всего картина русского войска, открывающаяся глазам Дмитрия с вы­сокого места. На знамёнах выделяется спасов образ, как солнеч­ное светило, испускающее лучи и всюду светящееся, озаряющее всё «христолюбивое» воинство, шумят распущенные стяги, прости­рающиеся, как облака, и тихо трепещущие, будто хотят загово­рить, а у богатырей хоругви, как живые, колышутся, доспехи же русские, как вода при сильном ветре, колеблются, а шлемы золо­чёные на головах их светятся, как утренняя заря в ведряное время, гребни же шлемов развеваются, как огненное пламя.

Сбор русского войска в Москве описан так: «Убо, братия, стук стучит, а гром гремит в славном граде Москве, стук стучит вели­кая рать великого князя Дмитрия Ивановича, а гремят русский удалцы злачеными шеломы и доспехи». Отправление в поход изо­бражается такими словами: «Тогда ж возвеяша силнии ветры по Березовице широце, тогда воздвигошась великие князи рус-ския и по них дети боярские успешно грядут, аки чаши медвяныя пити и стеблия виннаго ясти, но не медвяныя чаши пити, ни стеблия виннаго ясти, но хотят чести добыти и славного имени в веки» ‘.

Накануне Куликовской битвы, когда вечерняя заря уже потух­ла, Дмитрий Иванович, по предложению Дмитрия Волынца, вме­сте с ним, с князем Владимиром Андреевичем и с литовскими князьями отправляется на Куликово поле выведывать приметы. Они становятся между русским и татарским станами и, повернув­шись к стану татарскому, слышат сильный шум и клики, как будто торжища снимаются со своих мест, как будто города строятся или трубы трубят. Позади их грозно выли волки, а с правой стороны была большая тревога среди птиц, вороны граяли и каркали, и по­хоже было, что горы колебались, по реке Непрядве гуси и лебеди непрестанно крылами плескали, подымая необычайный шум. И ска­зал Волынец великому князю: «Слышал ли что-нибудь?» И отве­тил князь: «Слышал большой шум». Волынец предложил князю повернуться к русским полкам. И была там большая тишина, и ни­чего не слышно было, только многие огни и зори полыхали. Уверив князя, что это добрые приметы, Волынец советует ему молиться богу и не оскудевать верою, а сам сходит с коня и припадает на долгое время правым ухом к земле. Встав, он поник головой и дол­го не хотел сказать князю, что он слышал. Наконец, по настоянию князя, сказал ему: «Одна примета тебе на пользу, другая же не на пользу. Слышал я землю надвое плачущую — с одной стороны — как некая жена, горько рыдающая и кричащая татарским голосом о детях своих, убивающаяся и проливающая слёзы, как реки, а с другой стороны — как некая девица, жалобно вопящая, как свирель в скорби и печали великой». Это значит, что татары будут побеждены, но и русских много падёт. Дмитрий Иванович просле­зился, услышав это; Волынец же предупредил его, что не следует разглашать об этом в полках и всю надежду нужно возложить на бога и молиться ему.

В одном из списков «Сказания» мы находим явные песенные вставки, к числу которых принадлежит описание выезжающего против Пересвета татарского богатыря, восходящее к былинному описанию встречи Ильи Муромца с Идолищем поганым:

Трею сажень высота его.
а дву сажень ширина его,
межу плеч у него сажень мужа добраго,
а глава его аки пивной котел,
а межу ушей у него — стрела мерная,
а межу очи у него аки питии чары,
а конь под ним аки гора велия. ..
Или следующая картина боя:

Щепляются щиты богатырския от вострых копеев, ломаются рогатины булатныя о злаченыя доспехи, льется кровь богатырская по седельцам покованым, сверкают сабли булатныя около голов богатырских, и катятся шеломы злачены добрым коням под копыта, валятся головы многих богатырей

Должно быть, в конце XV в. возникла самая пространная ре­дакция «Сказания», пополнившая его текст целым рядом вставных эпизодов. В 1674 г. она в сокращении вошла в печатное издание исторического руководства, приписываемого украинскому писателю Иннокентию Гизелю,— в «Синопсис», текстом которого восполь­зовались авторы всех последующих литературных обработок «Ска­зания», в том числе и Озеров в своей трагедии «Дмитрий Дон­ской». Новейшей попыткой поэтической обработки повестей о Ма­маевом побоище является поэма В. Саянова «Слово о Мамаевом побоище» (1939). События Куликовской битвы нашли себе отра­жение и в былинном творчестве и в сказке — частично через по­средство книжного «Сказания» 2.

Победа русского войска над татарами в 1380 г., будучи очень важным шагом по пути к свержению татарского ига, не обеспечила Русь даже на ближайшие годы от реванша со стороны татар. В 1382 г. Москва была осаждена, сожжена и разорена Тохтамышем. При этом, как мы уже знаем, погибло множество книг, све­зённых в московские соборы. В 1395 г. Москве угрожал Тамерлан; в 1408 г. Москва вновь была разорена татарами под предводитель­ством Едигея. Все эти военные неудачи, выпавшие на долю Моск­вы, вызвали живые литературные отклики с различной, порой про­тиворечивой, политической тенденцией.

Несмотря на все эти злоключения, в Москве не ослабевало литературное творчество. Тот политический и моральный подъём, который она переживала в результате Куликовской победы, сти­мулировал литературное творчество, как стимулировал он и твор­чество в области живописи и архитектуры 3.

Выставка каллиграфии, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

Музей мировой каллиграфии и Конгрессно-выставочный центр «Сокольники» представят уникальную выставку каллиграфии, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы, парка «Сокольники» и общероссийского общественного движения «Добровольцы Победы».

Тема объединила художников-каллиграфов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, Волгограда и многих уголков России. Благодаря им на мероприятии будут представлены шедевры каллиграфии из собрания музея, а также работы известных художников, представляющих ведущие школы каллиграфии России: Н. Таранова, П. Чобитько, Д. Петровского и их учеников.

Один из самых привлекательных разделов выставки посвящен истории военных сражений и называется «Да грянет гром Победы!». Серия работ, подготовленная командой преподавателей Центра каллиграфического искусства «От А до Ѵ» (Санкт-Петербург) под руководством председателя Национального союза каллиграфов России Петра Чобитько, представит страницы русской батальной истории, такие как как Куликовская битва, Чудское сражение, Полтавская битва, Взятие Измаильской крепости, Бородинское сражение и многое другое. Через композицию и каллиграфию ее авторы передали ауру исторической эпохи во всем ее величии и драматизме.

Далее следует раздел, посвященный Великой Отечественной войне, демонстрирующий интерпретации стихов и известных песен того времени, отражающих саму суть и ужасы Великой Отечественной войны, радость победы. Война, унесшая миллионы жизней, осталась в памяти россиян, и эти события, безусловно, будут и дальше сопутствовать художникам разных поколений. И художники послевоенных поколений, слышавшие о войне из рассказов, книг и фильмов своих отцов, и молодежь отразили свои представления о войне в каллиграфии.

Идея русской воинской доблести, представленная на этой уникальной выставке каллиграфии, призвана напомнить о великой русской истории и объединить людей через гордость за свою Родину.

Алена Стаськова


Дети войны (стихотворение Бориса Пастернака) Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Анна Скокова


Война Бумага, тушь, смешанная техника, темпера, широкое перо, кисть
Россия, 2018

Дарина Бирюлина


Слова любви Смешанная техника, золото керамики, темпера, холст грунтованный
Россия, 2018

Дина Ружа (Журавлева)


Минута молчания Бумага, акрил, тушь, кисть, широкое перо
Россия, 2015

Дмитрий Петровский


Победа Бумага матовая, белые чернила Winsor&Newton, широкие перья. Собственное стихотворение на основе авторской каллиграфии на графическом плакате дизайнера
Россия, 2018

Дмитрий Петровский


Реквием Бумага, черная тушь, широкие перья. Каллиграфия собственного стихотворения на основе оригинальной цветной фотографии. Компьютерное редактирование
Россия, 2018

Дмитрий Петровский


Христос Бумага, черная тушь, широкие перья. Каллиграфия собственного стихотворения на основе оригинальной цветной фотографии. Компьютерное редактирование
Россия, 2018

Екатерина Ковалева


Чтобы мы не забыли Аэрозольная краска, темпера
Россия, 2018

Екатерина Ковалева


Радость победы мучительно грустна Аэрозольная краска, темпера
Россия, 2018

Екатерина Волкова


Куликовская битва Бумага, темпера, широкое перо, широкая кисть
Россия, 2015-2016

Елена Бобкова


Когда будет не знаю… Бумага, тушь, широкое перо, золочение
Россия, 2018

Елена Борисенко


Я пришел не из детства. Ю. Друнина Бумага, тушь, гуашь, кола-перо
Россия, 2018

Елизавета Манерова


Реквием Хлопок, горячий батик
Россия, 2017

Григорий Мартыненко


Для Родины! Чернила, стеклянное перо, параллельное перо, плоская кисть, перо для черчения
Россия, 2018

Ирина Лебедева


Темная ночь. Стихотворение Владимира Агатова Пергамент, картон, широкоугольное перо
Россия, 2015

Ирина Молчанова


Знамя Победы, панграмма Картон цветной, тушь, гуашь, акварель, перо, кисть
Россия, 2018

Ирина Молчанова


Подвиг Н. Сиротинина, панграмма Цветной картон, тушь, гуашь, акварель, перо
Россия, 2018

Иван Веланский


Взятие Парижа Бумага, акрил, широкое перо, острое перо
Россия, 2015-2016

Иван Веланский


День Победы в Великой Отечественной войне Бумага, акрил, ширококонечное перо, пастельный мелок
Россия, 2015-2016

Иван Веланский


Битва у мыса Калиакра Темно-синяя бумага, акрил, широкое перо, остроконечное перо
Россия, 2015-2016

Мара Фрибус


Морриган Ворон Картон, тушь, гуашь, плоское перо, кисть
Россия, 2018

Мария Скопина


День окончательного снятия блокады Ленинграда Бумага, гуашь, перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Мария Скопина


Подвиг Меркурия Брига Бумага, тушь, гуашь, перо, картон, автоматическая ручка
Россия, 2015-2016

Мария Яшина


Сила правды Бумага, тушь, широкое перо
Россия, 2015

Марина Ханкова


Кто придет к нам с мечом Бумага тонированная, акварель, тушь
Россия, 2018

Марина Ханкова


Четыре года. .. Бумага тонированная, акварель, тушь
Россия, 2018

Надежда Павлова


Краны Бумага Carrara, черные чернила Tuoniao, остроконечная ручка Leonardt Hiro 41
Россия, 2018

Наталья Лотарева


«Набат» (стихотворение Давида Самойлова) Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Наталья Лотарева


Стихотворение фронтовика Д. Самойлова Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2014

Наиля Лотфи (Валеева)


Во имя Бога Милостивого и Милосердного Геометрический куфи, мозаика из стеклянной плитки
Россия, 2017

Наиля Лотфи (Валеева)


Алиф Лам MIM Насх стиль, мозаика из натурального камня
Россия, 2017

Наиля Лотфи (Валеева)


Сабр (Терпение) Насх, мозаика из натурального камня и стеклянной плитки
Россия, 2017

Николай Таранов


Цитата: Гораций Бумага, акрил, фломастер
Россия, 2015

Николай Таранов


Сталинград, 1943 год. Василий Гроссман Фотография, акрил, широкоугольное перо
Россия, 2015

Ольга Варламова


Брусиловский прорыв Бумага, тушь, гуашь, ширококонечное перо, остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Ольга Варламова


Наваринская битва Бумага, тушь, гуашь, ширококонечное перо, остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Оксана Папонина


Города Победы Бумага, акварель, тушь, плоская кисть, шрифт Roman Capital
Россия, 2015

Оксана Папонина


Мы победили смерть Бумага Ватмана, акварель, тушь, плоское перо, плоская кисть, шрифт Roman Capital
Россия, 2018

Петр Чобитько


Бородино Бумага цветная, кисть, перо, ручное конгревное тиснение
Россия, 2016

Петр Чобитько


Взятие турецкой крепости Измаил «Суворов…» Бумага, кисть, перо, гуашь, акрил
Россия, 2017

Петр Чобитько


Полтавская битва. «И началась битва» Цветная бумага, кисть, перо, гуашь, акрил
Россия, 2017

Светлана Андреева


Аисты Бумага, тушь, перо, акрил
Россия, 2018

Таня Георгиева


«Летят журавли» («Журавли» Расула Гамзатова) Бумага, тушь, гуашь, остроконечное перо, кисть
Россия, 2015

Татьяна Титова


Журавли, стихотворение Расула Гамзатова Бумага для пастели, белая тушь, акварель металлик, медь
Россия, 2018

Татьяна Титова


Мужество, стихи Анны Ахматовой Медная пастель, смешанная техника
Россия, 2018

Татьяна Титова


Он не вернулся из боя, стихотворение Владимира Высоцкого Бумага для пастели, Spenserian, черная и золотая тушь
Россия, 2018

Вера Веланская (Чеснокова)


Освобождение Москвы Мининым и Пожарским Бумага, тушь, акварель, широкое и остроконечное перо, остроконечная кисть
Россия, 2015-2016

Виталий Шаповалов


Победа Бумага, акварель, кисть, золочение
Россия, 2015

Елена Борисенко


Память (книга-раскладушка) Бумага, тушь, широкое перо, кисть
Россия, 2015

Елена Борисенко


У братских могил, триптих Цветная бумага, тушь, гуашь, кола-перо, плакатное перо
Россия, 2018

Елизавета Фиртич


Память Фотоколлаж, тушь, остроконечное перо, кисть
Россия, 2015

Вера Ильина


Баллада о Т34 Бумага, тушь
Россия, 2015

Юлия Иванова


В этом знаке ты победишь! Акрил, холст круглой формы, каллиграфия современная церковная готика, смешанная техника
Россия, 2018

Юрий Ковердяев


Заявление Сергея Шойгу Бумага, тушь, остроконечное перо
Россия, 2017

татарско-башкирский Доклад: 27 сентября 2005 г.

27 сентября 2005 г.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ИЗ ТАТАРСТАНА

образец проекта федерального закона о деятельности уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации, сообщает intertat.ru 17 сентября. Этот Об этом сообщили на конференции, посвященной развитию российского уполномоченными по правам человека или омбудсменами, закончившейся в Сочи 16 Сентябрь. Заседание Координационного совета Российской омбудсмена и представителей по правам человека состоялось в рамках в рамках конференции по обсуждению законопроекта. Проект будет передана уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину и будет внесен в Государственную Думу России

Празднование Куликовской битвы вызывает полемику
Торжества, посвященные 625-летию Куликовской битвы прошли в Тульской области 17-18 сентября, Казанское бюро Радио Свобода сообщил 19 сентября. Татарские общественные организации раскритиковали празднования битвы, в которой русские победили татар. группы утверждали, что проведение торжеств может создать межнациональная напряженность в республике. В недавнем опросе, проведенном компанией Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 47 процентов опрошенных не считаю, что юбилей нужно отмечать. В течение 19Сентябрьская телефонная связь посвященной Куликовской битве, 74 процента слушателей сочли ее опасно отмечать такие события в многонациональной стране.

Депутат от Татарстана выдвинут на должность первого заместителя Председателя Государственной Думы
Фракция Государственной Думы РФ «Единая Россия» 19 сентября поддержал кандидатуру Олега Морозова, ныне депутата Госдумы спикера и депутата от Татарстана на пост первого вице-спикер, сообщает «Татар-информ» 20 сентября. Председатель комиссии Госдумы по регламенту и организации работы Олег Ковалев сообщил информагентству, что Морозов будет курировать «взаимодействие нижней палаты Госсобрания России с правительством и администрацией президента, а также проведение пленарных заседаний Госдумы». » Морозов сообщил журналистам, что он сохранит свой пост руководителя подгруппы «Единая Россия». фракция. Дума должна проголосовать за кандидатуру Морозова 21 сентября.

Татнефть обвиняется в прекращении поставок нефти в адрес Укртатнафты
Об этом журналистам сообщил председатель Полтавской облгосадминистрации Степан Бульба. конференции 21 сентября о том, что Татарстан прекратил поставки нефти на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий татаро-украинскому СП «Укртатнафта», сообщили в тот же день «Украинские новости». Бульба сказал, что это было согласовано с руководителями «Укртатнафты» и «Татнефти» во время его визит в Татарстан 18 августа, что Татарстан полностью удовлетворит Масло Кременчугскому заводу нужно, но татарская сторона передумала после приговора суда от 6 сентября, аннулировавшего покупку 18 процентов Укртатнафты аффилированными лицами Татнефти, SeaGroup International и AmRuz Trading, в результате чего Татарстан потерял контрольный пакет акций предприятия (см. «Радио Свобода/Татарско-Башкирская Report», 8 сентября 2005 г.). Бульба добавил, что «Укртатнафта» предоставила 43 процентов объема промышленного производства Полтавской области, поэтому область столкнется с резким спадом промышленного производства.

Еженедельник: Татарстану невыгодно оставаться в России
Главный редактор «Звезды Поволжья» Решид Эхметов написал в в редакционной статье, опубликованной 22 сентября, говорится, что рост мировых цен на нефть делает Для Татарстана финансово безответственно оставаться в составе России. Федерация. Эхметов подсчитал, что Татарстан платит России $8 млрд из 12 миллиардов долларов, которые он ежегодно зарабатывает на добыче нефти, описывая ситуацию как «неоколониализм». Ехметов отмечал, что весь пятилетняя федеральная программа подготовки к казанскому тысячелетию стоит 1 миллиард долларов, и он предположил, что если Татарстан сократит свои ежегодные выплаты России на эту сумму каждый год она могла бы накачать эти деньги в его инфраструктуру и новое здание и держать такие праздники каждый год. Эхметов предсказал, что Москва будет стремиться захватить Татнефть, чтобы лишить республику экономической базы для суверенитет.

Составитель Искендер Нурми

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ИЗ БАШКОРТОСТАНА

Коммунистам не удалось провести неофициальный референдум в Башкортостане
Несмотря на предыдущие заявления о проведении неофициального публичного референдум в России 16 сентября, во многих городах коммунисты не удалось эффективно организовать плебисцит, «КоммерсантЪ-Daily» сообщил 19 сентября. Башкортостан оказался в числе регионов, где репортерам газеты не удалось найти ни одного активиста избирательного участка, хотя Коммунистическая партия республики заявила, что ее активисты провели референдума во всех основных общественных местах.

Благовещенск Потерпевшие подают в суд на полицию
Кировский районный суд г. Уфы 3 октября рассмотрит жалобу жертв рейда милиции в Благовещенске в декабре 2004 г. МВД республики, которое отказалось проводить расследование в неправомерных действиях ответственных полицейских предлагает «Московский комсомолец в Об этом 19 сентября сообщила газета «Уфе».
Прокуратура Башкортостана прекратила расследование по факту деловой практики нефтяной компании «Башнефть», которую подозревали в незаконная добыча нефти на 52 месторождениях республики, передает Радио Свобода. Об этом 21 сентября сообщил уфимский корреспондент.

Дело было возбуждено в декабре 2004 года на основании утверждений о том, что «Башнефть» превысила официально утвержденные уровни добычи. Однако, впоследствии следователи обнаружили, что лицензии, полученные «Башнефтью», не имели указана максимальная добыча, а деятельность нефтяной компании не привести к неконтролируемым потерям масла.

Годовая добыча нефти Башнефти по 160 месторождениям по республике составляет 11-12 млн тонн. Сорок процентов акциями компании управляет частная компания под под контролем сына президента Башкирии Муртазы Рахимова, Урала, и Институт региональной экономики и права; еще 20 процентов принадлежит Группа компаний Система. Миноритарными акционерами являются Башкортостан Министерство имущественных отношений.

Башкортостан готовится к 15-летию «суверенитета»
Башкортостан 11 октября отметит 15-летие принятие декларации о суверенитете, корреспондент РСЕ/РС в Уфе Об этом 20 сентября сообщил спикер Минобороны Башкортостана. парламент, Константин Толкачев.

Через четыре года после принятия декларации в 1990 г., Башкортостан был подписан договор о делегировании полномочий между республиками и федеральные правительства. По последним сообщениям в республиканском СМИ, 72 процента налоговых поступлений, собираемых в республике, переданы в федеральный бюджет. За первые девять месяцев 2005 г. эти переводы составили около $2,8 млрд, что в два раза больше чем общая сумма переводов за тот же период 2004 г.

Умер известный башкирский поэт
Известный башкирский поэт Мостай Керим скончался в ночь с 20 на 21 сентября в в возрасте 85 лет от сердечного приступа, сообщает уфимский корреспондент Радио Свобода. 21 сентября. Автор многих шедевров башкирской литературы, Керим также известен как герой Второй мировой войны и видный общественный деятель. фигура. Его здоровье было серьезно подорвано боевыми ранами, и его жизнь усложнилась после недавней смерти жены.

Уроженец Башкортостана задержан по обвинению в терроризме
Управление ФСБ по Удмуртии и Чечне Сотрудники прокуратуры задержали Мохеммеда Небуйлина, уроженец Башкортостана, которого подозревают в причастности к боевикам на Северном Кавказе, сообщает Regnum 22 сентября. Небуиллин якобы скрывался в удмуртском городе Сарапуле, где был арестован.

Прокурор: Нет шансов отменить сделку по приватизации нефтехимического комплекса
Об этом журналистам заявил генеральный прокурор Башкортостана Александр Коновалов. 22 сентября, что, по его мнению, нет законных шансов отменить сделок, приватизировавших государственные доли в республиканских нефтехимической промышленности, сообщили российские СМИ в тот же день.

С 1993 года управление акциями осуществляет Башнефтехим Холдинг. В В 1999 году Министерство госимущества Башкортостана передало акции Башкирская Топливная Компания (БТК). В 2002 году президент Муртаза Рахимов санкционировал продажу акций БТК Башкирскому Компания Kapital, которую контролирует его сын Урал.

Заявление Коновалова якобы принесло облегчение АФК «Система» группа компаний, которая в августе 2005 г. приобрела у Башкирского Капитал 190,9% акций Башнефти и четырех местных НПЗ; 18,6% акций Башнефтепродукта; и 10,08-процентный пакет в Башкирэнерго за $502 млн.

По данным неназванных аналитиков, процитированных «Ведомостями» 23 сентября, На решение прокуратуры оказало влияние республиканское правительство, которое поддержал распродажу.

Составитель Гульнара Хасанова

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ИЗ РЕГИОНА ИДЕЛЬ-УРАЛ

Посол Германии высоко оценивает усилия России по уничтожению химического оружия
Полномочный посол Германии в России Юрген Шмид заявил 20 сентября, что Россия добилась «большого прогресса» в реализации национальной программы ликвидации химического оружия, сообщило 21 сентября агентство Regnum. Об этом Шмид заявил на встрече с полпредом президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко в Москве. Шмид перечислил работу завода в поселке Горный Саратовской области и строящегося при активном участии немецкой стороны объекта по уничтожению химоружия в Камбарке Удмуртии. Шмид также сообщил, что «ведется изучение возможности участия Германии в строительстве завода по уничтожению химического оружия в поселке Леонидовка Пензенской области». Кириенко добавил: «Германия является нашим самым стабильным партнером в процессе уничтожения отравляющих веществ. Российско-германское сотрудничество в этом вопросе всегда ставится в пример лидерам других стран, координирующих процесс уничтожения химического оружия».

Спикер Законодательного собрания Кировской области найден мертвым
Председатель Законодательного собрания Кировской области Валерий Кайсин был найден мертвым в результате возможного самоубийства в ночь на 24 сентября, сообщило 25 сентября «Интерфакс-Поволжье» со ссылкой на областное управление внутренних дел. Тело Кайсина нашли в его гараже. По предварительным данным, Кайсин застрелился, предположили следователи.

Между тем главный помощник прокурора области Анна Савиных 26 сентября сообщила «Интерфакс-Поволжье», что возбуждено уголовное дело по факту халатности. «Осмотр места происшествия, тела и карабина дал основания полагать, что смерть наступила в результате неосторожности», — сказал Савиных.

Гепатит распространяется в Нижнем
В Нижнем Новгороде с начала текущей вспышки гепатита А госпитализированы 166 жителей, в том числе 218 детей в возрасте до 14 лет, сообщило 26 сентября «Интерфакс-Урал» со ссылкой на пресс-службу Приволжского Уральский региональный центр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В больницах остаются 922 пациента. Тем временем в Дзержинске, что в 50 км от Нижнего Новгорода, с таким же диагнозом госпитализированы 45 жителей, в том числе 10 детей. В Нижнем Новгороде вакцинировано около 36 тысяч человек.

Горнолыжный курорт будет построен в Нижнем
Администрация Нижнего Новгорода и австрийский бизнесмен Артур Доппельмайр подписали протокол о намерениях построить в Нижнем Новгороде в ближайшие пять лет горнолыжный курорт, сообщило 21 сентября агентство Regnum. Сергей Федулов, глава компании «Красивый город», которая будет работать над проектом под патронажем Доппельмайр, сообщил в тот же день на пресс-конференции, что первоначальная смета объекта составляет 13 млн евро. Строительство будет включать пять этапов, первый из которых стартует этой осенью и будет стоить 2 млн евро. Вместимость составит около 2000 посетителей.

Финская компания инвестирует в целлюлозно-бумажный комбинат в Свердловской области
Финский концерн Ruukki Group Oy построит в Свердловской области ЦБК мощностью 500 тыс. тонн целлюлозы в год, сообщило 23 сентября Уралинформбюро со ссылкой на пресс-службу областного министерства промышленности, энергетики и науки. Объект будет располагаться в Новой Ляле, где под проект уже выделен участок площадью 50 га. Ожидается, что финская сторона инвестирует 1 миллиард евро в строительство, которое предполагается завершить в течение трех лет.

Ruukki Group Oy – одна из ведущих европейских компаний, инвестирующих в деревообработку.

В Екатеринбурге избит кыргызский студент…
Генконсул Кыргызстана в Екатеринбурге направил ноту в местное представительство МИД России в связи с избиением кыргызского студента в Екатеринбурге. Об этом 21 сентября агентству «Интерфакс-Урал» сообщил исполняющий обязанности генерального консула Чингиз Кубанычбеков. В письме содержится призыв к ведомству содействовать расследованию инцидента и принять меры для предотвращения подобных случаев в будущем, сказал Кубанычбеков. Генконсул также обратился в УВД Свердловской области с просьбой провести расследование. 15 сентября студенты избили 18-летнего кыргызстанца, студента Уральского государственного экономического университета. Сообщается, что группа российских студентов напала на него, предложив молодому человеку вернуться на «родину».

…Как в Нижнем убиты двое корейцев
Вечером 23 сентября в Нижнем Новгороде обнаружено тело северокорейского строителя, сообщил 24 сентября «Интерфакс» со ссылкой на правоохранительные органы Нижнего Новгорода. Судя по всему, мужчина скончался от ножевых ранений. Другой северокореец, тоже строитель, был найден раненым поблизости и позже скончался в больнице. Прокуратура возбудила уголовное дело.

Уровень преступности в армии растет
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в этом году рассмотрел 200 уголовных дел, 60 процентов из которых связаны с притеснением подчиненных (дедовщина), сообщило 21 сентября Уралинформбюро. За этот период за домогательства были осуждены 20 офицеров, 58 сержантов и девять прапорщиков. Председатель суда Владимир Бозров заявил, что с упразднением караульных помещений в армии получило более широкое распространение насильственное обращение с подчиненными.

Между тем, координатор екатеринбургской общественной группы «Против насилия» Глеб Эделев 22 сентября сообщил «Регнуму», что истинные цифры таких преступлений в армии в сотни раз превышают официальные данные, поскольку «подпадают только самые неосторожные преступления». уголовное преследование».

Венгрия открывает торговое представительство в Екатеринбурге
Венгрия откроет торговое представительство в Екатеринбурге, сообщило 20 сентября агентство Regnum со ссылкой на управление информационной политики губернатора Свердловской области. Соответствующая договоренность достигнута между двумя сторонами по данному вопросу. На повестке дня также открытие генерального консула Венгрии и прямого авиасообщения между Будапештом и Екатеринбургом.

Минометный снаряд найден в Свердловской школе…
19 сентября в школе Нижнего Тагила был обнаружен минометный снаряд, сообщило 20 сентября агентство Regnum со ссылкой на пресс-секретаря областного управления внутренних дел Валерия Горелых. Снаряд, который, как сообщается, был обнаружен охранником в раздевалке, был выпущен, но не взорвался. Школьников и учителей эвакуировали, а взрывчатку вывезли для уничтожения. Ведется расследование.

…и взрывчатка в другом
Макет взрывчатки обнаружен сторожем возле школы в поселке Алапаево Свердловской области 18 сентября, сообщает Regnum 19 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *