Произведение отелло: «Отелло» краткое содержание пьесы Шекспира – читать пересказ онлайн

главные и второстепенные персонажи пьесы, сюжет произведения о венецианском мавре

Краткие содержания

12.11.21

9 мин.

Впервые о венецианском мавре мир узнал из одноименного произведения Джиральди Синтио. Сюжет его был обыгран Уильямом Шекспиром, на основании чего была написана в 1606 году известная пьеса «Отелло», краткое содержание и история создания которой позволит читателю понять, что подтолкнуло главного героя к убийству собственной жены, почему судьба персонажей сложилась настолько трагично.

Оглавление:

  • История написания
  • Краткий сюжет произведения
  • Главные и второстепенные персонажи
  • Главные идеи

История написания

В начале своего творческого пути Уильям Шекспир часто заимствовал сюжеты у известных мировых авторов. Некоторую информацию он черпал из новелл, историй очевидцев, моряков, хроник. Главный герой пьесы «Отелло, венецианский мавр» был родом из Западной Европы. Так окрестили мусульман, населявших тогда территории Испании, север Африки. Всех арабов, берберов, участвовавших в захвате африканских и испанских земель, тогда называли маврами.

Они были известны во всем мире, как хорошие воины, стратеги, моряки. Ученые предполагают, что прототипом главного героя оперы, вероятнее всего, стал Маурицио Отелло, командовавший венецианской армией во время сражений на Кипре в период с 1505 по 1508 год. Он был женат, но супруга умерла при весьма загадочных обстоятельствах. Сами же киприоты пользуются тем, что события пьесы разворачивались именно на их острове. Поэтому замок Отелло в Фамагусте пользуется особой популярностью среди туристов.

Помимо произведения Синтио, работа Шекспира имеет сходства с «Рассказом о трех яблоках», который Шахерезада рассказывала султану. Там также повествуется о сворованном предмете жены, доказывающем факт измены мужу.

Краткий сюжет произведения

Мавр по имени Отелло прославился, как хороший полководец. В один из прекрасных дней главный герой знакомится с Дездемоной (дочкой Брабанцио). Девушка сразу увлеклась храбрым воином, рассказывавшим ей о походах. Скоро в ней зарождаются романтические чувства. Герои тайно венчаются.

Брабанцио удивлен столь скорым развитием отношений дочери. Он обращается к венецианскому дожу, подозревая, что мавр колдовскими силами очаровал Дездемону. Отелло отказывается от обвинений и убеждает всех в том, что супруга руководствовалась только своей волей. Сострадающая мукам полководца девушка сразу завоевала его неприступное сердце. Вместе с супругой мавр отправляется к отдаленному гарнизону.

Окружение Отелло готовит заговор против командира гарнизоном. Помощник Яго и дворянин Родриго поступают подло. Они хотят избавиться от славного воина, чтобы занять его место.

Родриго в это время руководствуется слепой любовью к Дездемоне, а Яго простым расчетом. Помощник убеждает своего командира в том, что женщина ему не верна (имеет связь на стороне с Кассио — подопечным Отелло). Яго подстраивает беседу с лейтенантом, которую подслушивает мавр. Вырванные из контекста фразы он воспринимает за беседу о своей жене.

Ревность съедает Отелло, он начинает верить словам коварного помощника. Яго подкладывает Кассио платок Дездемоны, который обнаруживается недоверчивым мужем. По наставлению горе-советчика мавр решает задушить возлюбленную во сне. Но перед этим он обвиняет Дездемону в измене, за нее вступается Эмилия — благоверная супруга Яго. Женщина утверждает, что жена ревнивца невинная, как ангел, такого и в мыслях у нее быть не могло.

Родриго отправляется к Кассио и ранит его ногу. Яго, сопровождающий дворянина, убивает наивного влюбленного мужчину. Охрана забирает труп, а убийца прикрывается защитой раненого лейтенанта. В это время мавр ложится спать с Дездемоной. В постели он высказывает ей все свои домыслы, слыша на них только отрицание. Его поражает лживость и испорченность любимой. Отелло решается убить супругу — сперва душит, затем закалывает.

Стражники врываются в спальню. Эмилия открывает глаза командиру на планы Яго, за что тот успевает заколоть «предательницу». Отелло выносит себе смертный приговор от отчаяния, что недоверие довело его до такого ужасного поступка. Странники арестовывают помощника.

Главные и второстепенные персонажи

В пьесе имеется достаточно много действующих лиц — главных и второстепенных героев. Все они обладают своим характером, делают сюжет динамичным. Особая роль отведена следующим персонажам:

  • Отелло — благородный мавр, состоящий на службе в Венеции, отважный главнокомандующий;
  • Брабанцио — сенатор, отец Дездемоны;
  • Кассио — лейтенант родом из Флоренции, подчиненный венецианского мавра;
  • Дездемона — дочка сенатора, любящая и верная супруга главного героя;
  • Яго — помощник (хорунжий), коварный человек, способный на любую подлость;
  • Родриго — венецианский дворянин, влюбленный в сенаторскую дочь;
  • Эмилия — подруга Дездемоны и жена Яго.

Еще в пьесе появляется дож Венеции, несколько сенаторов, Монтано (управлял раньше Кипром, наместник), Грацьяно (брат Брабанцио), шут, куртизанка Бьянка. В произведении из пяти актов упоминаются такие персонажи, как офицеры, музыканты, дворяне, придворные, стражники, слуги, моряки.

Главные идеи

Чтобы понять, о чем пьеса Шекспира «Отелло» (The Tragedy of Othello), стоит читать произведение полностью либо посмотреть постановку, дабы проникнуться чувствами центральных персонажей. Но и краткого содержания вполне достаточно, чтобы понять, здесь рассказывается о:

  • преданности;
  • утраченном доверии;
  • разрушительности чужого мнения и сплетен;
  • последствиях беззаветной любви и ревности;
  • смысле жизни.

Именно поэтому трагическая любовная история настолько востребована среди театральных постановщиков спектаклей. Краткий пересказ истории позволит грамотно написать сочинение или заполнить читательский дневник школьникам, проходящим великое творение Шекспира на литературных уроках.

Отелло

Действие первое
Кипр, морская гавань. Ураган. Народ ждет прибытия благородного мавра Отелло – венецианского полководца и нового губернатора Кипра. В числе встречающих – молодой лейтенант Кассио и Монтано, предшественник Отелло на губернаторском посту. Все с тревогой наблюдают, как корабль Отелло борется с бушующей стихией. Только два человека злорадствуют и надеются на его гибель – это офицер Яго и венецианский патриций Родриго. Наконец судно благополучно причаливает, и Отелло, окруженный матросами и солдатами, сходит на берег. Генерал возвещает победу над турками в морском сражении. Все ликуют. В сопровождении Кассио, Монтано и солдат Отелло направляется во дворец.
Яго заводит разговор с Родриго. Тот признаётся, что безнадежно влюблен в Дездемону, жену Отелло. Яго обещает помочь патрицию добиться благосклонности Дездемоны. Он ненавидит Отелло, поскольку генерал повысил в чине Кассио, а Яго оставил при себе всего лишь адъютантом.
Народ празднует счастливое прибытие победителей. Яго подпаивает Кассио и, желая очернить его в глазах Отелло, разжигает ссору между Кассио, Родриго и Монтано. Вспыхивает дуэль. Монтано ранен. Появившийся Отелло лишает виновника ссоры – Кассио – офицерского чина.
Все затихает. Отелло и Дездемона остаются одни, и счастье их кажется безграничным.

Действие второе
Зал во дворце губернатора. Яго подговаривает Кассио просить заступничества Дездемоны перед Отелло. Разжалованный лейтенант следует совету и отправляется в сад, где Дездемона гуляет со своей фрейлиной Эмилией, женой Яго. Наблюдая дружелюбную беседу Дездемоны с Кассио, Яго задумывает дьявольский план. Он вселит в душу ненавистного мавра ревнивые подозрения и погубит счастье супругов. Появляется Отелло. Яго намекает ему на неверность любимой. Отелло требует доказательств.
Жители острова восхваляют Дездемону и подносят ей дары. Растроганный Отелло гонит прочь ревнивые подозрения. Они вспыхивают вновь, когда Дездемона просит мужа простить Кассио. Дездемона не может понять, что же волнует и огорчает любимого человека. Отелло жалуется на головную боль, и жена хочет повязать его голову платком. Тот бросает платок на землю. Его подбирает Эмилия. Яго вырывает платок из рук жены – он пригодится ему. Отелло просит всех уйти. С ним остается только Яго, который продолжает распалять ярость ревнивца, рассказывая, что видел платок Дездемоны в руках Кассио. В отчаянии Отелло клянется отомстить за поруганное чувство. Яго присоединяется к его клятве.

Действие третье
Приемный зал во дворце. Яго продолжает плести интригу: он убеждает Отелло подслушать его разговор с Кассио и попросить у Дездемоны заветный платок. Входит ни о чем не подозревающая Дездемона. Отелло требует предъявить платок и, не получив его, оскорбляет жену и прогоняет прочь.
Яго приводит Кассио и затевает разговор о его любовных похождениях. Отелло подслушивает. Услышанные им обрывки фраз укрепляют его подозрения. Кассио рассказывает Яго, что нашел чей-то платок, и демонстрирует находку. Наблюдая эту сцену, Отелло считает вину жены доказанной. Он принимает решение: нарушившая клятву верности Дездемона должна умереть.
Трубы возвещают прибытие венецианских послов. Дож призывает Отелло в Венецию, а на время его отсутствия правителем Кипра назначает Кассио. Доведенный муками ревности до безумия, Отелло прилюдно бросается на Дездемону и требует от нее раскаяния. Все потрясены. Отелло приказывает всем удалиться. Яго торжествует.

Действие четвертое
Ночь. Спальня. Дездемона готовится ко сну. Ее душу теснят тяжелые предчувствия. Она поет старинную грустную песню об иве – о покинутой девушке. Напрасно Эмилия пытается успокоить подругу. Оставшись одна, Дездемона погружается в молитву, а затем засыпает.
В комнату неслышно входит Отелло. Он пришел исполнить свой приговор. Глядя на спящую жену, Отелло вспоминает прежнюю любовь к ней. От его рыданий Дездемона просыпается. Тщетно она клянется в невиновности и молит о пощаде. Отелло душит Дездемону. Вбегает Эмилия: Кассио только что убил Родриго, напавшего на него по наущению Яго. Увидев умирающую Дездемону, Эмилия зовет на помощь. Сбегаются люди. Эмилия перед всеми разоблачает Яго. Тот пытается ускользнуть, но его задерживают. Отелло поражает себя кинжалом и умирает возле безвинно загубленной Дездемоны.

5 февраля 1887 года «великий старец», как называли в Италии семидесятичетырехлетнего Джузеппе Верди, представил на сцене Ла Скала свою новую оперу – «Отелло». Это произведение ждали как никогда долго: полтора десятилетия композитор молчал, сопротивляясь натиску антрепренеров и издателей. Убедить его взяться за новую оперу сумели лучший итальянский либреттист того времени Арриго Бойто, дирижер Франко Фаччо и издатель Джулио Рикорди. Когда речь зашла об обожаемом им Шекспире, Верди начал понемногу сдаваться. «Отелло» продвигался медленно, но именно благодаря этой неспешности появилась на свет гениальная партитура. Никогда еще Верди не сочинял так спокойно, свободно и вольготно, ибо раньше всегда оказывался связан договорами и контрактами. Никогда прежде он не получал пьесу Шекспира в таком лаконичном, ясном либреттном изложении: для каждого поступка главных героев – Отелло, Яго и Дездемоны – была найдена четкая мотивировка. Да и накопления – духовные, личностные, музыкальные – долгого периода молчания выплескивались на бумагу совершенно новым, самому Верди незнакомым способом. Вероятно, поэтому оперу отличают идеальная слитность формы, плавно скользящей, перетекающей из одного эпизода в другой, абсолютное интонационное единство, окутывающая все действие мелодическая цельность, утонченный психологизм оркестровой партии, которая явила тайные – не выговоренные в словах – намерения. Злая отточенность вокального языка Яго, мученические перепады состояний Отелло, излучаемая Дездемоной поэтичность – все это удается Верди с небывалым доселе совершенством. Конечно, и сам композитор, с таким трудом расставшийся со своим детищем, и публика, после премьеры устроившая восторженное уличное приветствие, понимали: «Отелло» – высшая точка вердиевского театра, музыкальная драма, которая ближе всего подошла и к боготворимому Верди Шекспиру, и к полному выявлению его собственной могучей творческой индивидуальности. Надежда Маркарян

Мировая премьера: 5 февраля 1887 года, театр Ла Скала, Милан
Премьера в Мариинском театре: 26 ноября 1887 года (на русском языке, перевод Николая Спасского)
Премьера новой редакции постановки 1996 года: 3 декабря 2022 года


Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Отелло | опера Верди

Отелло , опера в четырех действиях итальянского композитора Джузеппе Верди (итальянское либретто Арриго Бойто), премьера которой состоялась в оперном театре Ла Скала в Милане 5 февраля 1887 года. По мотивам пьесы Уильяма Шекспира Отелло , опера была предпоследней оперой Верди и вывела композитора на пик драматического могущества.

Предыстория и контекст

Верди особенно любил произведения Шекспира. Он описал Барда как «великого исследователя человеческих сердец» и написал:

Он один из моих особенных поэтов, и я держал его в своих руках с самой ранней юности, и я постоянно читаю и перечитываю его.

Безусловно, сильные характеры Шекспира, а также смешение комических и драматических ситуаций очень хорошо переносятся на оперную сцену. Уже в 1856 или 1857 году композитор был готов к работе над давно запланированным Re Lear ( Король Лир ), но не мог ни договориться с театром, ни найти удовлетворительных певцов (9Вместо этого был быстро завершен 0005 Бал-маскарад ). В конце жизни он все еще рассматривал Re Lear

, а также оперу по мотивам «Антоний и Клеопатра ». В нынешнем виде завершенные произведения — « Макбет » (1847 г.), « Отелло » (1887 г.) и « Фальстаф » (1893 г.) — входят в число величайших опер, когда-либо основанных на шекспировских темах. ( См. также Шекспир и опера.)

Верди почти ушел на пенсию после завершения Aida в 1871 году. У его издателя Джулио Рикорди были другие идеи, и он предложил Otello в 1879 году сначала Бойто — композитору, хотя и более известному как поэт, — а затем Верди. Бойто и Верди уже работали вместе над небольшими проектами, и они снова будут работать над « Фальстаф », последней оперой Верди.

К тому времени, когда он написал « Отелло », Верди полностью владел как музыкальным, так и драматическим компонентами оперы. Его чувствительное и тонкое использование оркестровки и гармонии, чтобы подчеркнуть характер и эмоции, особенно в его последних операх, вызвало сравнение с немецким композитором Рихардом Вагнером. (И Верди, и Вагнер родились в 1813 году, но занимали совершенно разные ниши в оперной сфере, и прямого влияния ни одного на другого не было.) Либретто Бойто давало Верди большую гибкость в положении текста на музыку, а композитор использовал эту возможность, чтобы создать цельный музыкально-драматический опыт. Опера была очень хорошо принята и остается памятником жанра. Однако его высокие требования к певцам (в выносливости, а также вокальном диапазоне и гибкости) и отсутствие отдельных арий делают

Otello более сложен в производстве и менее известен, чем несколько других произведений Верди.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Бетси Шварм

Актерские и вокальные партии

  • Otello, мавр и венецианский генерал (тенор)

  • Десдемона, жена Отелло (Сопрано)

  • IAGO, Esello’s Ensigno (Baritone)

  • Emilia’s Ensigno (Baritone)

  • emilia’s Emilia, Erignos-Sife-Sife-0007

  • Cassio, Otello’s lieutenant (tenor)

  • Roderigo, a Venetian in love with Desdemona (tenor)

  • Lodovico, Venetian ambassador (bass)

  • Montano, former governor of Cyprus (bass)

  • Вестник (бас)

  • Солдаты, матросы, венецианцы, киприоты, глашатаи, трактирщик, слуги.

Сеттинг и краткое содержание сюжета

Действие Otello происходит на острове Кипр в конце 15 века.

Акт I

Порт Кипра ночью.

Сильный шторм обрушивается на побережье, и напряженная толпа наблюдает, как корабль Отелло борется к порту. Приземлившись, Отелло триумфально выходит на набережную («Эсультат»). Толпа приветствует, когда он объявляет, что победил турок.

Буря стихает. Родриго выражает горькое разочарование тем, что Отелло выжил, потому что он влюблен в жену Отелло, Дездемону. Яго обещает помочь Родриго завоевать даму. Яго ненавидит Кассио за то, что он получил повышение, и Отелло за то, что он повысил Кассио. Яго и Родриго обсуждают этот вопрос наедине, пока островитяне продолжают праздновать победу танцем у костра.

Яго приглашает Родриго и Кассио выпить, но Кассио говорит, что уже достаточно выпил. Он смягчается, когда Яго предлагает тост за Дездемону. Кассио воспевает ее, побуждая Яго намекнуть Родриго, что Кассио может быть его соперником в любви. Яго продолжает угощать Кассио выпивкой и заставляет его присоединиться к бурной песне («Inaffia l’ugola»). К концу его Кассио шатается. Затем Яго тайно советует Родриго подраться с Кассио. Тем временем прибывает Монтано, бывший губернатор, и потрясен, обнаружив пьяного Кассио. Яго говорит Монтано, что Кассио такой каждую ночь, и Монтано клянется рассказать о нем Отелло. Родриго смеется над Кассио, который приходит в ярость и обнажает меч. Монтано пытается успокоить Кассио, но Кассио нападает на него. Яго говорит Родриго поднять тревогу, а затем делает вид, что пытается остановить драку. Монтано ранен.

Появляется Отелло и приказывает двоим бросить мечи. Он спрашивает Яго, как началась драка, но Яго утверждает, что не знает. Кассио просит прощения, но Отелло приходит в ярость, обнаружив, что Кассио ранил Монтано. На сцену выходит Дездемона, разбуженная шумом. Отелло с любовью приветствует ее, а затем, к радости Яго, понижает Кассио в должности. Отелло приказывает толпе разойтись.

Отелло и Дездемона наедине под звездами вспоминают, как началась их любовь; она любила его за опасности, которым он подвергся, а он любил ее за ее жалость («Già nella notte densa»). Они целуются, когда Венера восходит в ночном небе.

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
Сумка для книг  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Поиск

Поисковые книги для:

Советы по поиску

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *