Происхождение восточных славян и норманская теория возникновения государственности на руси: Возникновение государственности у восточных славян

Содержание

Норманнская теория возникновения государства

Удобная навигация по статье:

  • 1 Норманнская теория происхождения государства у славян
    • 1.1 «Призвание варягов»
    • 1.2 Восшествие Рюрика на княжеский престол
    • 1.3 Научное оформление норманнской концепции происхождения государства. Труды Байера и Шлёцера.
    • 1.4 Формирование антинорманнской теории
    • 1.5 Схема: основные теории происхождения государства у восточных славян
    • 1.6 Научная аргументация норманнской теории
    • 1.7 Таблица: норманнская теория возникновения государства
    • 1.8 Таблица: современные представления о происхождении государства у славян
  • 2 Видео-лекция: норманнская теория происхождения государства

Норманнская теория происхождения государства у славян

Норманнская теория возникновения государства у славян

«Призвание варягов»

Норманнской теорией историки называют концепцию, согласно которой в 862 году славянские племена, так и не договорившись, кто будет ими править, призвали на княжение норманнов из династии Рюриковичей и именно они (Рюрик, Трувор и Синеус) положили начало первому русскому государству.

Начиная с восемнадцатого века, вышеописанная теория стала сопровождаться утверждениями того, что в тот исторический период, восточные славяне были неспособны построить даже примитивное государство, ведь у них не было знаний и предпосылок к этому.

В двадцатом веке все эти взгляды и доводы были структурированы сторонниками концепции и включены в норманнскую теорию, которая существует и сегодня (путь даже в немного иной форме).

Итак, за основу данной концепции был взят летописный рассказ «о призвании варягов», который был помещён Нестором-летописцем в его «Повесть временных лет». Так, согласно тексту, варягами в то время называли скандинавские народы и именно они были призваны собранием словен, кривичей, чуди и других племён славян для княжения на Руси.

Восшествие Рюрика на княжеский престол

Откликнувшиеся на призыв варяги сели княжить в Изборске, Белоозере и Новгороде, а после 864 года все владения Трувора и Синеуса, которые умерли к тому времени, перешли к брату Рюрику. Возглавляемое им государство стало зваться Русская земля. Примерно в 882 году в результате хитрого захвата Олегом Вещим (преемником Рюрика) города Киев, данное государство стало Киевской Русью в которой ещё долго правили князья, являвшиеся потомками Рюрика.

Научное оформление норманнской концепции происхождения государства. Труды Байера и Шлёцера.

Впервые своё научное оформление норманнская концепция получила в трудах Байера, изданных в 1735 году, а основные положения теории были позже развиты Миллером в 1749 году в его работе о происхождении имени российского.

Кроме того, в сочинениях Шлёцера «Нестор» и «Опыт анализа русских летописей», которые касались исследования непосредственно русской истории и личности Нестора-летописца, был выдвинут тезис о том, что до момента прихода скандинавов славяне не имели представления о государственности, как таковой.

При этом, своё традиционное воплощение концепция призвания варягов получила в многочисленных работах лингвиста и историка Томсена, примерно в 1876 году. Именно этот автор попытался соединить антинорманскую и норманнскую теории, утверждая, что, хотя братья-варяги и заложили основы славянской государственности, но всю работу по её возведению проделал сам славянский народ.

В принципе, тезис Шлёцера, согласно которому восточные славяне не были знакомы с самим понятием «государственности» и с ним их познакомили лишь прибывшие княжить скандинавы, являлся тезисом, который уже в 1940-80х годах советская историческая наука не рассматривала серьёзно, полностью угас к девятнадцатому веку.

Формирование антинорманнской теории

Сама же антинорманская теория начинает формироваться в 1750 году, представляя собой вполне естественную реакцию патриотов на работы Миллера.

Одним из самых ярких проявлений антинорманской концепции возникновения Руси были многочисленные попытки доказать славянское происхождение трёх призванных братьев. К примеру, Михаил Ломоносов в своём произведении под названием «Древняя российская история», изданном в 1766 году, провозглашал прибывших варягов «русь»-племенем, которые были по его мнению родственны прусам (Ломоносов в то время ошибочно считал пруссов славянами).

А после издания в 1876 году произведения Гедеонова «Варяги и Русь», возникло ошибочное утверждение, что эти самые «варяги» имели западно-славянские корни и обитали на южном побережье Балтийского моря.

Ещё одним проявлением антинорманской теории являются большинство работ известных исследователей Древней Руси Бориса Рыбакова и Дмитрия Лихачева, которые в 1940-1960х годах утверждали, что призвание варягов является лишь красивой легендой, выдуманной для объяснения зарождения государства самими славянами.

Схема: основные теории происхождения государства у восточных славян

Схема: основные теории образования древнерусского государства

 

Научная аргументация норманнской теории

На сегодняшний день норманнское происхождение варягов и, следовательно, всей древнерусской княжеской династии – доказанный факт. Это же подтверждают и лингвисты, отмечая именно скандинавское, а не западнославянское происхождение всех имён прибывших в славянские земли варягов, в том числе и имена трёх братьев – первых князей Русской земли (Трувор, Синеус и Рюрик).

Продолжительные археологические раскопки, которые проводились на месте, где ранее стояло Рюриково городище, представляющее собой княжескую резиденцию, располагавшуюся около современного Новгорода, доказали факт прибытия в эти земли большой численности скандинавских воинов (но не западных славян!). Кроме того, историческая наука насчитывает огромное множество различных скандинавских артефактов, которые были найдены на территориях, где ранее располагалось великое Русское государство.

Таблица: норманнская теория возникновения государства

Норманнская теория возникновения государства

 

Таблица: современные представления о происхождении государства у славян

Современные представления о возникновении государства у славян

 

Видео-лекция: норманнская теория происхождения государства

 

Восточные славяне и образование древнерусского государства

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава — Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

Карта: Восточные славяне в 7-9 веках. Восточнославянские племена занимали обширную территорию от Онежского озера и до черноморского побережья, откуда и выступали в походы на земли Византии.

  1. 1 Восточные славяне в VI—IX вв.
  2. 2 Территория восточных славян (VI—IX вв.).
  3. 3 Путь «из варяг в греки»
  4. 4 Община
  5. 5 Город
  6. 6 Общественный строй
  7. 7 Славянское язычество
  8. 8 Образование Древнерусского государства
  9. 9 Норманнская теория

Восточные славяне в VI—IX вв.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.

Территория восточных славян (VI—IX вв.).

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки»

Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,— слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V—VI в.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Норманнская теория

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка — Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить Рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Расселение восточных славян (взаимное географическое соотношение размещения племенных союзов).

Схема: Возникновение государственности у восточных славян в VII — VIII вв.

Реферат Сергея Журавлева | Псевдоистория

Reima Välimäki

В русской истории период Средневековья — это время с 9 века до конца 17 века, то есть от Рюрика и зарождения государства Восточной славян (названных по имени своей столицы «Киевской Русью» в 19 веке) – к реформам Петра Великого. Несмотря на то, что в современной России безусловный приоритет принадлежит дискуссиям об истории XX века, после распада СССР в течение нескольких десятилетий мы наблюдаем беспрецедентный общественный и научный интерес к истории Средневековья (включая такие темы, как основоположники и первых святых Древней Руси, интерпретации норманнской теории, личности и деяний Ивана Грозного и др. ) Особый интерес к истории Средневековья характерен не только для России, но и для «нового» постсоветского состояния. Они заняты оправданием национальных идентичностей, что подразумевает построение национальных историй в соответствии с государственной исторической политикой. В случае с Россией ситуация со средневековьем выглядит еще более сложной по нескольким причинам.

Первый можно назвать «внутренним». В современной России происходит настоящий ренессанс региональной и национальной истории. Местные власти активно используют реальные и легендарные юбилеи и памятные исторические даты, связанные с регионом, чтобы громко заявить о себе и получить дополнительное финансирование от Москвы (в случае празднования на государственном уровне). Подобно татарам и башкирам, уже опубликовавшим фундаментальные многотомные исследования по истории своих народов, другие народы Поволжья, Крайнего Севера, Северного Кавказа и т. д. активно занимаются изучением своей исторической и культурные корни. Средние века по понятным причинам являются началом их истории, так как это первый период, обеспеченный письменными источниками.

Эти краеведческие и отечественные историко-краеведческие исследования привели к серьезным корректировкам или даже к пересмотру трактовок истории России (в том числе и средневековой), которая традиционно – и в царское, и в советское время – была преимущественно «русскоцентричной» . Теперь мы лучше понимаем сложность и противоречивость генезиса российской государственности, а также по-новому оцениваем вклад в историю России финно-угорских, тюркских, монгольских и других неславянских народов, а также вклад украинцев и белорусы. Ярким примером может служить пересмотр односторонне отрицательного отношения к Орде, отказ от использования в российских учебниках термина «татаро-монгольское иго». В условиях активно формирующейся в последнее время в России государственной исторической политики , одной из важных, но трудно решаемых задач является написание общероссийской версии истории, в том числе ее средневекового периода.

Второй фактор можно назвать «внешним вызовом», он связан с присвоением прошлого бывшими союзными республиками, и политической «мобилизацией средневековья» ( А. Филюшкин ) в поисках национального самосознания и оправдания государственного суверенитета. Вопрос в том, должна ли недавняя Россия (государство, научное сообщество), и если да, то как, реагировать на официальные версии истории, написанные в Украине, Белоруссии, Казахстане и других бывших советских республиках. Эти версии обусловлены современными политическими событиями, для них часто характерно отрицание или искусственное сегментирование общего прошлого с Россией. Особо острые споры развернулись вокруг историко-культурного наследия Древней Руси и ее героев, а также генезиса русской, украинской и белорусской наций в средние века в Московском царстве, Золотой Орде, Великом княжестве Литовском, Польско-Литовском Содружество.

Не секрет, что российские историки в той или иной мере участвуют в формировании государственной исторической политики, являясь одновременно и объектом, и субъектом государственной политики. Мое выступление будет построено на последних работах российских историков по средневековью в исторической политике (А. Филюшкин, А.Селин, Е.Ростовцев, Д.Сосницкий и др.). Расскажу также о своем личном опыте за последние 10 лет в качестве знатока юбилейных и памятных дат, участника просветительских, научных и музейно-выставочных проектов по истории России.

История России Том 48 Выпуск 1 (2021)

Аннотация

В этой статье мы собираемся показать, что сочинения русских путешественников начала XIX века заложили основу дискурса славянства. Путешественники перестали воспринимать Балканы как часть Ближнего Востока и стали считать их «Нашими» . Это позволило русским утвердить свою идентичность в границах европейского сообщества, одновременно отделив себя от романо-германского «Запада». Мы рассмотрели четыре разных типа описаний Балкан русскими путешественниками 1800–1830-х гг. Подходы авторов к этим нарративам носили либо ориенталистский, либо славянский характер. Произведения, написанные в рамках ориентализма, часто характеризуются взглядом на Балканы как на землю прошлого, а путешественники воспринимали Балканы как антитезу России, которую они видели частью Запада.

Дискурс славянства принципиально отличался от ориентализма. Во-первых, он заменил бинарное отношение Восток-Запад триптихом Запад-Россия-Восток. Во-вторых, оно стремилось отождествить Русь и славян. Путешественники 3-й группы первыми нашли способ примириться с «отсталым» прошлым в рамках триптиха «Запад-Россия-Восток». В-четвертых, Венелин вербализовал новую парадигму в русском описании Балкан. Он первый считал Россию центром славянского мира в противовес дикой европейской периферии.

Заголовок:
В поисках себя: русские путешественники на Балканах 1800–1830-х гг.
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *