Происхождение казаков научное доказательство: Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Содержание

Кураев, А.Н. «Научные исследования по истории казачества в контексте образовательной системы ВУЗа» — МРОЧ – ПравОбраз

                                                                                              Кураев Алексей  Николаевич,

                                                                       д-р ист. наук, профессор кафедры

                                                                    «Общественные процессы, средства

                                              массовой информации и рекламные технологии»

                                                               МГУТУ  им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

 

В ВУЗах  неразрывно соединяется учебная и научная деятельность. Это в полной мере относится и к «Московскому государственному университету технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» — головному ВУЗу в системе казачьего образования в современной России. Изучение истории казачества идет рука об руку с научными исследованиями в данной области.

Вначале рассмотрим особенности самой дисциплины «история казачества». Во-первых, она носит интеграционный гибридный характер, то есть неразрывно связана со многими другими дисциплинами, которые изучают студенты. Это и общие социально-гуманитарные науки (история, философия, культурология, социология, политология, педагогика, психология), и специальные дисциплины о казачестве (духовно-нравственные основы и культура российского казачества, роль казачества в формировании и развитии Российской государственности, казачье хоровое пение), и дисциплины религиозного цикла (основы православного вероучения, основы христианской психологии, религиозная безопасность). Во-вторых, история казачества связана с современностью: ведь казаки были не только раньше, но есть и теперь. В-третьих, как и любая другая социально-гуманитарная наука, история казачества носит во многом дискуссионный характер. Особенно много споров вызывают следующие проблемы: происхождение казачества; оценка крестьянско-казачьих войн и бунтов; казачество и революция; роль казачества в современной России.

Обратимся к первой из этих дискуссионных проблем. Мы до сих пор точно не знаем, откуда произошли казаки. Теории здесь носят характер гипотез, то есть предположений. Согласно миграционной теории [7, с. 9], главную роль в формировании казачества сыграло беглое население (в основном крестьяне и военные люди), спасавшееся от феодальной эксплуатации, ужасов крепостничества, репрессий (в т.ч. опричнина, гонения на старообрядцев), голода и войн. Эта теория преобладала в советское время. Сейчас она часто подвергается критике, её презрительно называют «беглохолопской». В защиту миграционной теории скажем: бежали не худшие, а лучшие (во всех смыслах) люди, которые не хотели мириться с гнетом и унижениями и были готовы с оружием в руках отстаивать свободу и независимость для себя и своих семей. К тому же бежали из центра на окраины, что позволяло обустраивать новые территории. Автохтонные теории считают, что казачество произошло от местного населения: славянского [8]    или азиатского и кавказского [1; 4, с. 230].  Синтезируя эти теории, Л.Н. Гумилев рассматривает возникновение казачества как симбиоз славян (бродники) и азиатов (касоги) [3].    Государственно-колонизаторская (сословная) теория [9]    решающую роль в создании казачества, как в центре, так и на местах отводит государству.   Ордынская теория [2; 5]    истоки казачества видит в особых войсках, охранявших границы монгольской империи. После крушения империи русские князья взяли эти войска к себе на службу, а также начали создавать свои подобные же полки – т.е. казаков. Есть и другие теории. Необходимо сделать вывод, что все эти теории не противоречат, а успешно дополняют друг друга. У казачества был не один, а несколько источников происхождения [6].     В этом – одна из причин феномена казачества, его силы и непобедимости.     У каждого их источников оно взяло всё самое лучшее. У славян – занятие земледелием и скотоводством; у азиатов – умение воевать на лошадях, передвигаться на большие расстояния; из опыта Золотой Орды – необходимость специальных войск, охраняющих границы; у беглых и переселенцев – привычку всегда жить и воевать вместе; у разбойников – тактику спецназа: неожиданно для врага нападать и также быстро скрываться.

Что же такое казачество? Термин «казачество» произошел от тюркских слов «казак», «козак», что в переводе на русский означает «вольный человек», «удалец». В дореволюционной России, с времен Петра I, казачество было   военным сословием, в котором числилось население ряда местностей страны. Казачество несло обязательную и всеобщую воинскую повинность, и за это пользовалось особыми правами и преимуществами. Оно освобождалось от налогов. Казачьи войска наделялись землей. На них казаки имели привилегии в занятиях торговлей и предпринимательством.

Из всего этого вытекали следующие особенности дореволюционного казачества:  1)  Оно успешно совмещало   военную службу с экономической деятельностью. Это – уникальное явление в отечественной и мировой истории. Вспомним провал реформы А.А. Аракчеева по созданию военных поселений: крестьяне и солдаты никак не хотели совмещать сельскохозяйственный труд и армейскую службу, и поэтому военные поселения часто бунтовали. 2) Казаки никогда не были крепостными, тем более что многие из них бежали от крепостничества. У них всегда был дух свободы. 3) Казачество раньше постоянно жило и служило на границах России. В отличие от регулярной армии, которая уходила в походы, но всегда возвращалась в места своей дислокации, как правило, в центральные регионы страны, чтобы защищать существовавшую власть. Отметим, что постоянно жить на границе мог далеко не каждый! Ведь в случае нападения врагов помощи ждать было неоткуда, и надо было рассчитывать только на собственные силы.  4) В основе казачьего мировоззрения лежали: служба Царю и Отечеству и православие («казак без веры не казак»). В тоже время казаки отличались веротерпимостью. В их составе были  также старообрядцы (7,5% от общего числа; около 50% старообрядцев в Уральском казачьем войске), а в национальных регионах —   мусульмане, буддисты. У казаков были выборные священники, которые воспринимались не только как служители культа, но и как боевые друзья.

Остановимся теперь на периодизации истории российского казачества. Выделяются четыре главных периода. 1) XIV — XV вв. – XVIII в. Было ли казачество до XIV в.? Может,  и было, но мы об этом точно не знаем. Тогда казачество еще нельзя было четко выделить из общей массы военных, служилых людей и разбойников. А в XIV — XV вв. уже появляются первые точные данные о казаках. Служилое казачество начало складываться с XIV в., когда по окраинам русских княжеств стали селиться служилые люди для несения сторожевой («станичной») и пограничной («полевой») службы. Позже их назвали казаками. С конца XIV в. появились наблюдательные посты (разъезды) по рекам Хопёр, Дон и др.; по южной и юго-восточной границе Московского государства образовалась линия (Засечные черты) с населением из служилых казаков. К 1444 г. относится первое упоминание о казаках в русской летописи (рассказ о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский). Со 2-й половины XV в. за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах польско-литовского и русского государств начали скапливаться спасавшиеся от крепостной зависимости беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя «вольными людьми» — казаками («вольное» казачество). В 1538 г. в русских летописях встречается упоминание о «вольных» казаках в южных пределах Руси. Непрерывная борьба против соседних государств и полукочевых народов способствовала объединению этих людей в общины. Организационное оформление сторожевая и станичная служба получила по «Уставу сторожевой станичной службы» (составлен воеводой князем М.И. Воротынским и утверждён 16 февраля 1571 г.), который разделил служилых казаков на городовых (полковых) и станичных (сторожевых). Казаки использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства жалованье и землю в пожизненное пользование на условиях поместного землевладения. XVIII в. — это последний бунтарский век в истории казачества: Крестьянско-казачья война 1773 – 1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева.

2) XIX в. – 1917 г.: казачество полностью стало частью регулярной армии и государственного аппарата Российской империи. Это имело и положительные последствия. Казачество больше не участвовало в антиправительственных выступлениях. Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах России, особенно в Отечественной войне 1812 г., Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877­­­–1878 гг., Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне. Но были и серьезные негативные последствия. В конце XIX – начале XX вв. правительство широко использовало казачьи войска для несения полицейской службы. 26 ноября 1905 г. всем казачьим войскам была объявлена особая Высочайшая благодарность за «неутомимую и верную службу царю и Родине, как на театре войны, так и при поддержании порядка внутри империи», то есть за участие в подавлении Первой революции.  Во время декабрьского 1905 г. вооруженного восстания в Москве пять казачьих полков воевали против восставших. Чрезмерная вовлеченность казачества в политику, особенно его участие в подавлении революционных выступлений, справедливо вызывали резко негативную реакцию со стороны пролетариата, крестьянства, интеллигенции и средних городских слоёв. Всё это явилось одной из причин дальнейшей трагической судьбы российского казачества.

3) 1917 – 1991 гг.: казачество в советский период. Это – наиболее кровавый и противоречивый период в истории казачества. В период Гражданской война казачество разделилось на «белых», «красных» и «зеленых». Порой члены одной семьи воевали друг против друга. Казачество подверглось массовым репрессиям: «расказачивание», насильственная коллективизация и др. Но с 1935 г. казакам позволили служить в Красной Армии. Подавляющее число казаков воевало в ее составе в Великой Отечественной Войне против немецко-фашистских оккупантов.

4) С 1992 г. начался современный период в истории российского казачества. Активно происходит процесс реабилитации и возрождения казачества. В различных регионах (даже в тех, которые не являются традиционно казачьими), создаются казачьи общества и войска. Но до сих пор не принят Федеральный закон о казачестве, что сильно затрудняет его финансирование. Перед современным российским казачеством стоят и другие серьезные проблемы: о казачьей земле, самоуправлении, образовании; соотношение реестрового и нереестрового казачества; принимать ли не православных в казачество?; неоднородность социального состава казачьего движения; и др.

В МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) создается учебник «История казачества». Различные аспекты истории и культуры казачества активно разрабатываются Ассоциацией исследователей казачества, в Музее истории казачества, на ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях, где проходят конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».

 

Литература

  1. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. I. – Прага: Библиотека Вольного

казачества, 1930. – 177 с.

  1. Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2014. – 640 с.
  2. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Астрель, 2012. – 839 с.
  3. Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Книга, 1989. —  Кн. 2. — Т.  5.
  4. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. – М.: Алгоритм, 1999. — 480 с.
  5. Кураев А.Н. Происхождение казачества// Человеческий капитал. – 2015.   — № 6. –

С. 101-104.

  1. Российское казачество: государственная служба и кадровая политика. – М.:

Международный издательский центр ЭТНОСОЦИ-УМ, 2008.

  1.   Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М.: Вече, 2012. – 660 с.
  2.   Синеоков В. Казачество и его государственное  значение/ С предисл. ген. Краснова.

–  Париж: [б. и.], 1928. – 46 с.    

 

Казачество, история — Сайт Наука. Общество. Оборона

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2015. — № 2 (5)

DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10049

 

Рецензия на книгу: Курц Ю. Ф. На арчаке казачьего седла: Очерки истории казачества Забайкальского края. Чита: «Поиск», 2011. 528 с. ISBN 978-5-93-119-254-3

Book Review: Kurtz J.F. For Archak Cossack saddle: Essays on the history of the Cossacks Trans-Baikal Territory. Chita: «Search», 2011. 528 p. ISBN 978-5-93-119-254-3

Аннотация. Принесший в 2014 г. Ю.Ф. Курцу литературную премию губернатора Забайкальского края имени М. Вишнякова сборник искажает исторические факты, пропагандирует мистические представления, обеляет коллаборационистов и содержит нападки в адрес РПЦ.

Ключевые слова: казачество, история, историография, православие, коллаборационизм.

 

Summury. The collection which has brought in 2014 to the J.F. Kurtz a literary award of the governor of Zabaykalsky Krai of M. Vishnyakov distorts historic facts, propagandizes mystical representations, rehabilitates collaborators and contains attacks to ROC.

Keywords: cossacks, history, historiography, Russian Orthodox Church, collaboration.

Рецензируемая работа Ю. Ф. Курца в содержательном плане представляет собой собрание очерков и нескольких поэтических произведений автора, а также тексты старинных казачьих песен и др. Литературно-художественная ценность поэтических произведений в рецензии не рассматривается.

 

В аннотации к книге указано, что в ней излагается история наиболее значимых событий в судьбе забайкальского казачества. В действительности книга Ю. Ф. Курца не является научным трудом, а представляет собой симбиоз исторических сведений, а также ошибочных и ненаучных взглядов о забайкальском и некоторых иных казачьих формированиях. При этом многие факты из прошлого казачества излагаются в своеобразной авторской трактовке с искажением исторической действительности, неточностями и(или) существенными пробелами.

 

Например, рассуждения автора о том, является казачество народом или сословием (с. 3-6) звучат достаточно наивно и необоснованно упрощают существо вопроса. Стоит особо отметить, что стремление автора видеть в казачестве исключительно народ получает продолжение в делении автором казаков на ««чистых» казаков, так называемой «старой сотни» Ермака» (с. 64) и прочих. К числу последних (надо полагать не вполне «чистых») он причисляет даже запорожцев. Утверждение автора о том, что «Сословное деление народа ввела Екатерина II» (с. 5) явно ошибочно. Фраза о том, что «Цари Московского государства называли казаков «великим войском Донским»» также ошибочна. В действительности не сами казаки, а казачье формирование (община) на Дону именовалась в официальных документах Войском Донским или Донским казачьим войском. Название «Всевеликое войско Донское» появляется во время Гражданской войны в России.

 

Тезис о том, что «Ни в одном бою силы забайкальских казаков не используются на полную мощь, как и преимущества конницы – быстрота, маневр, внезапность. … Плен считается величайшим позором. Вот почему забайкальских пленных казаков было в несколько раз меньше, чем в других казачьих войсках» (с. 164) искажает подлинный характер конского состава Забайкальского казачьего войска и провоцирует раздор в казачьей среде. В действительности для профессиональных кавалеристов и иппологов начала прошлого века было очевидно, что по своим скоростным характеристикам забайкальские кони существенно проигрывали представителям улучшенной донской породы и конскому составу некоторых других казачьих войск. Мысль Ю. Ф. Курца касательно пленных приводится без надлежащей в таких случаях аргументации.

 

Автор нередко приводит информацию без ее подтверждения ссылками на источники. Например, упоминания о численности казаков и количестве церквей (с. 178-179). Явным преувеличением является фраза о том, что в «1851-1899 годы. Забайкальским казакам была доверена пограничная служба на всем протяжении границы России с Китаем…» (с. 476). В действительности пограничную службу на границе с Китаем также несли семиреченские, амурские и уссурийские казаки.

 

Вольно Ю. Ф. Курц относится к казачьим чинам, наименованию частей и подразделений, другим терминам, определениям, характеристикам. Так, приводя названия чинов, не проходящих военную службу членов входящих в Реестр современных казачьих обществ, автор пропустил чин приказного и необоснованно заявил об их соответствии «званиям в Российской Армии: казак – рядовой, урядник – сержант, младший и старший урядник – младший и старший сержанты …» (с. 467). Он также искажает подлинные названия казачьих частей и подразделений Лейб-гвардии (с. 475). Состав отряда (дружины) Ермака Ю. Ф. Курц фактически стремится приравнять к полку: «Дружину он сколачивает по уже признанному принципу казачьих войск: полки во главе с выборными есаулами, делятся на сотни, сотни на полусотни и десятки» (с. 21). Ермак у него «хитромудрый» (с. 22), военачальники во время службы «выявляются» (с.

167).

 

В негативном свете на страницах книги Ю. Ф. Курца предстает Русская Православная Церковь. В частности автор обвиняет ее иерархов в лицемерии за стремление канонизировать Ермака исключительно для достижения успеха в христианизации народов Сибири и одновременно за последующий отказ в канонизации по причине незнатного происхождения, разбойного прошлого и отсутствия раскаяния (с. 36-37).

 

Не обошел автор своим вниманием и так называемый «табачный скандал». Вновь без ссылок на источники читаем: «С благословления Московской патриархии, которая сама в это время беспошлинно торговала водкой и табаком, начал создавать (речь идет о А. Кудинове) некий «Казачий духовный центр» и «Казачью слободу» на базе храмовой территории. А на самом деле построил там мастерские по ремонту и сбыту автомобилей, в том числе и краденных. Всю прибыль прикарманивал» (с. 447).

 

Кроме того в своей книге Ю. Ф. Курц излагает убеждения, фактически являющиеся рекламой некоего не православного религиозно-магического учения: «В глубинах истории русского народа берет начало учение, имя которому Спас. Это своеобразная религия чувств, исповедующая магию самоспасения. Воины-спасы проживают несколько жизней. Возвращаясь на Землю в плотном теле, они не забывают о прошлой жизни, берут из ее опыта лучшее, совершенствуются, чтобы создать свою «звезду», от которой должна исходить животворная энергия, помогающая людям достигать определенных высот в физическом и интеллектуальном развитии» (с. 133).

 

Крайне неопределенно и двусмысленно отношение Ю. Ф. Курца к воевавшим на стороне фашистской Германии казакам. О них он в частности пишет: «Воюют они в составе Вермахта и всячески дистанцируются от Русской освободительной армии … (Предательство искони презиралось казачьим народом). Себя казаки считали кровными врагами власти Советов еще с Гражданской войны. Когда в 1943 году началось отступление германских и казачьих войск, то к ним примыкали и тысячи других граждан СССР, прежде всего жителей Кавказа, служивших немцам или поддерживавших оккупационный режим…» (с.

220).

 

Таким образом, по мнению Ю. Ф. Курца, казаки – коллаборационисты не считали себя предателями и потому не вступали в контакты с РОА генерала Власова. Тем не менее, они шли навстречу нуждам перешедших на сторону фашистов жителей оккупированных территорий (фактически подобных членам РОА предателей). Характерно, что при этом Ю. Ф. Курц не дает собственную оценку взглядам и деяниям казаков – коллаборационистов и, таким образом он как минимум стремится к их частичному обелению.

 

Далее в книге читаем: «30 августа 1946 г. в Москве казнены последние представители казачьего самоуправления и офицерства ЗКВ, не признавшие факта «расказачивания»» (с. 481). То есть исполнение приговора Военной коллегии Верховного суда СССР по делу активно сотрудничавшего с японскими военными преступниками атамана Г. М. Семёнова и других эмигрантов автор оценивает не как справедливое возмездие в отношении коллаборационистов, а как казнь непримиримых борцов за казачьи вольности.

 

Неверное представление у Ю. Ф. Курца о якутском казачестве (с. 380-382). Якутский казачий полк по геополитическим и по историческим традициям никогда не тяготел к Забайкальскому казачьему войску. Его структура абсолютно обособленна. До 1917 г. этот полк осуществлял свою служебную деятельность в соответствии с Уставом «О Сибирских городовых казаках» от 22 июля 1822 г., входил в состав МВД и подчинялся местной администрации. Современное якутское казачество возродилось в качестве самостоятельной структуры Союза казаков 27 апреля 1991 г. Учрежденное же в качестве альтернативной структуры Межулусное землячество казаков Саха, объединив различных маргиналов, стало микроскопически малочисленной организацией.

 

Негативной в изложении Ю. Ф. Курца предстает и вся история современного казачества. Предвзято и необъективно описывает он имевшие место в Забайкальском казачьем войске разногласия (с. 264-268). Его стремление представить их как последствия внедрения в казачьи ряды со специальными заданиями коммунистов не объективно. Более того, участники возрождения казачества в Восточной Сибири Н. М. Меринов, П. Ф. Задорожный, Ю. Л. Касьянов, всегда видели в действиях самого Ю. Ф. Курца явное стремление помешать возрождению забайкальского казачества.

 

Негативно, необъективно и с особым пристрастием Ю. Ф. Курц описывает поведение и деятельность организатора возрождения и первого Атамана Забайкальского казачьего войска Г.Кочетова. Ю. Ф. Курц умышленно замалчивает имевшую место неприглядную деятельность кошевого атамана В. Сухарева, интенданта Ю. Ткаченко и атамана ЧКО Ю. Шаталина. Хорошо зная о меркантильных устремлениях данных лиц в ходе организации казачьего музея в Забайкалье и о решениях противостоявшего им Г. Кочетова, Ю. Ф. Курц тем не менее публикует в своей книге (с. 265) лживые наветы расхитителей казачьей собственности на своего атамана.

 

Общественное казачество Ю. Ф. Курц видит в «пионерских одежках», а реестровых казаков рассматривает в качестве пасынков государства (см. с. 368). Причину сохранения Союза казаков России, после включения «казачьих войск в Государственный реестр» (с. 351), он видит исключительно в меркантильных интересах его атаманов (с. 377-378).

 

Список источников и литературы (в авторской трактовке – «библиографические ссылки на источники» (с. 523) книги Ю. Ф. Курца содержит 21 наименование монографий, книг, энциклопедию, толковый словарь, альманах, словарь справочник, сборник документов и журналы (без указания конкретных номеров). Исходя из состава списка, не вполне понятно какими критериями руководствовался автор при его составлении. Также вызывает удивление и краткость приведенного автором списка литературы. Тем более, что на страницах своей книги он ссылается на работы Н. М. Карамзина, Е. П. Савельева, А. С. Пушкина (с. 14-15) и др. Однако в списке литературы их произведения отсутствуют.

 

Вывод: проведенный анализ показал, что книга Ю. Ф. Курца в основном является самобытной авторской работой ненаучного характера с включением и(или) заимствованием информации из работ других авторов и содержит неточности, ошибки и неоднозначные авторские взгляды и суждения.

 

Материалы к рецензии подготовили:

  • к.и.н., доцент, профессор Академии военных наук Соклаков А. Ю.
  • к.и.н. Изюмов А. И.
  • к.ю.н., доцент Иванов В. И.
  • член Союза писателей России Коваль–Волков В. А.
  • историк, краевед, атаман Иркутского казачьего войска СК Меринов Н. М.
  • Верховный Атаман Общероссийской общественной организации «Союз казаков» Задорожный П. Ф.

 

Рецензия составлена, обсуждена и утверждена на заседании редакционного совета Научного объединения Общероссийской общественной организации «Союз казаков» «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАЗАЧЕСТВА» от 25.05.2014 г. по запросу ответственного секретаря Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Н. Константинова (исх. А50-2015 от 02.04.2014).

 

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2015. — № 2 (5)

Украинские казаки | Казаки и религия в Украине раннего Нового времени

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Plokhy, Serhii,

‘Украины Cossacks’

,

The Cossacks and Religion в ранней современной Украине

(

2001;

онлайн,

,

.

, 1 января 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199247394.003.0002,

по состоянию на 6 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В середине 16 века два самых могущественных государства Восточной Европы, Московское царство и Царство Польское, почти одновременно выступили на восток. За короткий период между 1552 и 1556 годами московским войскам удалось не только разгромить и подчинить себе два крупнейших татарских ханства на Волге, Казанское и Астраханское, но и подчинить себе Сибирское ханство, а также черкесских и кабардинских князей. Степные просторы юга Украины не контролировались полностью ни одним из граничащих с ними государств. Со времени монгольского нашествия степь стала местом кочевья и добывания пищи, не подлежащих официальному регулированию, бандами рыбаков, охотников и флибустьеров, которых стали называть казаками. Позже казачество будет признано отдельным корпоративным порядком со своими привилегиями, свободами и прерогативами. Религия, особенно православие, сыграла ключевую роль в истории казачьего движения.

Ключевые слова: Казаки, Московия, Польша, корпоративный порядок, религия, православие, история, степь, Восточная Европа

Предмет

Раннее Новое время (1500-1700)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

В поисках православного монарха | Казаки и религия в Украине раннего Нового времени

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка

Plokhy, Serhii,

‘В поисках ортодоксального монарха’

,

Cossacks and Religion в ранней современной Украине

(

Oxford,

2001;

Online Edn,

Oxford,

2001;

Online Edn,

.

, 1 января 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199247394.003.0009,

, по состоянию на 6 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

С приходом к власти Богдана Хмельницкого новое и все еще зарождающееся казачье государство все более активно вовлекалось в европейскую систему международных отношений. Подняв восстание против Речи Посполитой, казаки почти автоматически сделали врагами католические государства Европы и тем самым нашли потенциальных союзников среди некатолических держав, будь то исламских, таких как Крым и Османская империя, или протестантских. , как в случае с Трансильванией и Швецией, восходящей звездой европейской политики. Православная Московия сразу же заинтересовалась казачьим восстанием, происходящим за ее границей, как и православная Молдавия. Главным потенциальным союзником казачьего государства в православном мире была не маленькая Молдавия, зажатая между османами и Речью Посполитой, а могучая и традиционно антипольская Московия. Исчезло первоначальное согласие в отношениях между двумя православными партнерами, Польско-Литовской Русью и Московским царством. Непростой союз между Россией, Украиной и Белоруссией, в котором православию суждено было играть основополагающую роль, был еще впереди.

Ключевые слова: Казачество, политика, международные отношения, Европа, Московия, Россия, Беларусь, православие

Предмет

Раннее Новое время (1500-1700)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *