Происхождение и расселение восточных славян
Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.
Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.
Внутри славянской общности стали складываться союзы племен — прообразы будущих государств.
В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.
Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.
К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.
Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.
География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».
В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).
Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.
Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.
Основа их хозяйственной деятельности — пашенное земледелие: в восточной части — подсечно-огневое, в лесостепной — переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.
Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).
Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.
Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).
Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.
Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.
1. Происхождение и расселение славян. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Читайте также
Расселение славян с Дуная
Расселение славян с Дуная Составитель Начальной летописи не поможет нам в этом искании. У него другая точка зрения: он панславист; исходя из своей идеи первобытного единства славянства, он прежде всего старается связать ранние судьбы родной Руси с общей историей славян.
§ 1. Происхождение славян
§ 1. Происхождение славян В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно
РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Расселение восточнославянских племен в лесостепной зоне Восточной Европы — одна из последних волн миграций эпохи Великого переселения народов — по древнейшим достоверно славянским археологическим
Глава вторая РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
Глава вторая РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН Происхождение славян Расселение славян на север, запад и юг в период раннего Средневековья — историческое событие первостепенной важности, не менее весомое по своим последствиям для будущего Европы, чем нашествия германцев. В течение
Происхождение славян
Происхождение славян Расселение славян на север, запад и юг в период раннего Средневековья — историческое событие первостепенной важности, не менее весомое по своим последствиям для будущего Европы, чем нашествия германцев. В течение двух или трех веков группа племен,
Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН
Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН Истоки Славянская речь — когда зазвучала она? Еще во второй половине XIX в. славяне считались относительно «молодым» этносом, и ученые сомневались в самой возможности говорить о славянской истории до Рождества Христова. Но народы — не
Глава 4 РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Глава 4 РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Восточнославянские племена Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой
Происхождение славян
Происхождение славян Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отпочкования славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н. э. К этому
Великое расселение славян
Великое расселение славян Из своей обширной лесистой прародины славянские племена, жившие в первобытнообщинном строе, долгое время никуда не расселялись. Стимулом к расселению могли быть три фактора: во-первых, естественное увеличение населения, приводившее к
Глава I Происхождение славян
Глава I Происхождение славян Вплоть до конца XVIII века наука не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении славян, хотя он уже тогда привлекал внимание ученых. Об этом свидетельствуют относящиеся к тому времени первые попытки дать очерк истории
Происхождение славян
Происхождение славян Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры, существовавшей с начала III до середины VI века. Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге. Здесь была2. Расселение восточных славян к VIII в.
2. Расселение восточных славян к VIII в. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: – поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;– древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;– северяне,
Происхождение славян
Происхождение славян С доисторических времен до XV в. кочевники играли решающую роль в истории Южной России, а в Центральной Европе их жестокие опустошительные набеги влияли на течение европейской истории в V–XIII вв. Многие проблемы современной Европы зародились еще в те
§ 1. Происхождение славян
§ 1. Происхождение славян В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % Украины и 98 % Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно
Происхождение славян
Происхождение славян Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то – к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. В целом, все гипотезы происхождения славян можно поделить на
Урок 1: Восточные славяне — 100urokov.ru
План урока:
Кто такие восточные славяне
Как появились первые славянские племена
Образование племенных союзов
Расселение славян по территории Восточной Европы
Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла
Религиозные верования славян
Языческие боги
Кто такие восточные славяне?
Происхождение и расселение восточных славян невозможно изучать, не зная ответа на вопрос о том, что это за племена, где жили и чем занимались? Это группа племен, образовавшаяся между II и IV вв. н.э. в междуречье Днестра и Днепра.Территория расселения славян изначально пролегала между реками Висла и Днепр, но к указанному периоду времени началось Великое переселение народов, результатом которого стало постепенное вытеснение славян с занимаемых ими земель и разделение их на:
- западных;
- южных;
- восточных.
Ввиду отсутствия письменности, как таковой, о ранней истории существования и причинах расселения славян в Европе известно немного.
Территория расселения восточных славян
Как появились первые славянские племена?
Славяне, как этнос, сформировались ко второй половине I тысячелетия до н.э. Но предки их поселились в Европе задолго до этого, примерно во II тысячелетити до н.э. На формирование новой народности и расселение славян в древности оказали влияние ираноязычные племена, а также балты, фракийцы, кельты и германцы.
Ученые предполагают, что славянскую группу племен в древности также называли «венетами», «антами» или «склавенами». Эти названия применялись ко всем славянам или же к отдельным племенным союзам, выбравшим в качестве места расселения славян Восточную Европу.
Венеты — этническое имя всех славянских племен. Название «анты» имеет индоиранское происхождение и переводится, как «живущие на окраине». Самих себя славяне антами не называли. Так своих соседей именовали ираноязычные обитатели Северного Причерноморья. Первое упоминание о «склавенах» встречается в трудах Йордана и Прокопия Кесарийского.
Термином «склавены» славяне обозначали самих себя, это самоназвание.
Связи между существующими обозначениями славян и с территорией расселения восточных славян в данном случае нет.
Образование племенных союзов
На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:
- Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
- Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
- Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
- Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.
Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.
Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.
Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.
Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.
Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.
При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.
Народное вече
Расселение славян по территории Восточной Европы
На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.
Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:
- вятичи – земли у Оки;
- кривичи – Днепр, Западная Двина;
- ильменские словене – Ильменское озеро;
- радимичи – река Сож;
- древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
- дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
- поляне – запад Днепра;
- волыняне – Западный Буг;
- бужане– река Южный Буг;
- белые хорваты – Днестр и Висла;
- дулебы – на востоке от белых хорватов;
- северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
- уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.
Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».
Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.
Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.
Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла
Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:
- Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
- Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.
Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.
Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).
Крестьянин вспахивает поле
Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.
Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.
Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.
Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.
Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.
Религиозные верования славян
Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.
Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом. Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).
История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки.
Языческие боги
Расселение древних восточных славян не могло обойтись без благословения богов. Поклонение богам занимало важное место в мировоззрении. Богов было несколько, но главными считались:
- Перун – повелитель молнии, грозы и грома;
- Ярило – бог земледелия, весеннего плодородия и плодовитости скота;
- Стрибог – повелитель ветров;
- Сварог и Хорс – оба являлись богами солнца, но Сварог занимал главенствующее положение;
- Велес –иногда выступал в роли бога подземного мира, ему поклонялись скотоводы;
- Мокошь – покровительница всех ремесел, которыми занимались женщины, в основном прядения (иногда ее почитали, как богиню плодородия).
Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли. Расселение славян в 9 веке продолжилось, и они по-прежнему верили в то, что их покой зависит от милости Перуна, Ярилы или Сварога.
Место поклонения языческим богам
Технологическая карта урока «Происхождение и расселение восточных славян»
Занятие 2. Происхождение и расселение восточных славян
Движение славянских племенных объединений
Повернем колесо истории на полторы тысячи лет назад. Мы увидим, что большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена индоевропейцев. Они говорили на одном языке, имели большое сходство во внешнем облике. Постепенно из массы индоевропейских племен выделяются общности, одним из таких объединений племен стали славяне. Во времена Великого переселения народов в 5 веке славяне устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — южную, восточную и западную. Восточные славяне, наши предки, заселили территорию от Восточной Европы до озера Ильмень, они дали начало русскому, украинскому и белорусскому народам.
Прочитайте учебные материалы «Расселение древних славян».
Посмотрите презентацию «Расселение древних славян» (карты: «Направления расселения славян», «Восточная Европа в 5-7 веках»)
Начните заполнение «Маршрутного листа курса. Занятие №2 Происхождение и расселение восточных славян».
2.1 Используя графический редактор, выделите на карте «Восточная Европа в 5-7 веках» территории расселения восточных славян
2.2 Выпишите названия рек, протекающих по территории расселения восточных славян (при выполнении задания используйте презентацию «Расселение древних славян»)
Племенные образования восточных славян
Восточные славяне жили племенами. Всего историки называют от 12 до 15 крупных племен. Название племени «дреговичи» произошло от слова «дрягва» — болото, трясина. Для древних славян важно было правильно выбрать место для поселения. Оно должно быть безопасным и удобным для жилья.
Изучите учебные материалы «Племенные образования древних славян».
Посмотрите презентацию «Расселение древних славян» (карта «Племенные образования древних славян»)
Продолжите выполнять задания в Маршрутном листе.
2.3 Выпишите названия племен, которые жили на территории восточных славян
2.4 Отчего произошли названия племен восточных славян? Обоснуйте свой выбор. Предложите свое название племени. Обоснуйте выбор.
2.5 Нарисуйте в графическом редакторе свою карту восточнославянских племенных стоянок. Отметьте на карте места, наиболее пригодные для поселения восточнославянского племени. Обоснуйте свой выбор. Дайте художественное описание поселения.
Древние поселения могли опустеть по разным причинам. Иногда люди просто уходили на новое место, иногда на них нападали враги и выгоняли с родной земли, а иногда бывало, что все жители поселения гибли в бою, и оно оставалось пустым.
2.6 Археологи умеют узнавать, опустело ли селение из-за войны, или люди покинули его в мирное время. Как вы думаете, каким образом это можно узнать? Обоснуйте свой выбор.
Восточные славяне: происхождение и расселение
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Восточные славяне.
Происхождение и расселение.
Реконструкция лиц по методу М. Герасимова
Слайд 2
.
Происхождение и расселение восточных славян;
Занятия славян;
Быт и нравы;
Верования;
Управление.
Восточные славяне.
Слайд 3
Схема миграций индоевропейцев
Слайд 4
Индоевропейцы — народы-носители
индоевропейских языков.
Слайд 5
К индоевропейцам относится большая
часть современного человечества
большая
Слайд 6
индоевропейцы
Балтославянские племена
балты
славяне
западные
южные
восточные
украинцы
белорусы
русские
4 тыс. лет назад
5 век до н.э.
5 век нашей эры
Слайд 7
Славяне заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.
12-15 восточнославянских племенных союзов.
Слайд 8
Занятия славян:
Слайд 9
Бортничество — бортевое пчеловодство,
добывание меда и воска диких лесных
пчел из естественных дупел и
разведение пчел
в выдолбленных дуплах.
Слайд 10
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Слайд 11
Переложная система земледелия, примитивная система земледелия, при которой выпаханное после снятия нескольких урожаев и засорённое сорняками поле (перелог) оставлялось без обработки на 8—15 лет.
Слайд 12
Быт и нравы
Какие выводы можно сделать об особенностях этого поселения?
Что изображено на этой картине?
Дом- полуземлянка
Слайд 13
Маврикий пишет:
«Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению… Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».
Слайд 14
Капище (от старославянского капь — изображение,
идол), культовое сооружение у восточных и прибалтийских
славян дохристианского периода.
Волхвы, жрецы в Древней Руси, служители языческого религиозного культа.
Слайд 15
Боги и праздники
Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Бог Неба.
Бог Солнца.
Его имя означает — «дающий Бог», «податель всех благ».
Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг.
Главное божество языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей.
Плетет нити судеб, покровительница женских рукоделий, попечительствует женскому плодородию и урожайности
Покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, землепашцев..
Дажьбог
Сварог
Род
Перун
Макошь
Велес
Слайд 16
Колядование — Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена, несколько раз в году, славяне производили заклинание злых духов. С принятием христианства обряд был приурочен к святочному периоду.
Боги и праздники
Слайд 17
«Эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» (Прокопий)
коллективные формы управления
Выбирали старейшин;
Решали вопросы войны и мира;
Выносили судебные решения.
Слайд 18
Проверь себя.
3
0
— подсказка
ВЕРВЬ
ВЕЧЕ
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
НРАВЫ
ЯЗЫЧЕСТВО
ВОЛХВЫ
Слайд 19
http://www.inoforum.ru/forum/lofiversion/index.php/t52008.html
http://kids.wosir.ua/ru/article/view/2429
http://forum.siberianet.ru/showthread.php?s=bd8e3f977a7d54ad7306a0c2c5730eea&p=785245
http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?p=16116
http://rufoto.eu/domain/istorik.org/
http://www.ourmos.ru/wincont.htm
http://www.savelev.ru/book/?ch=434&mode=reply
http://www.emc.komi.com/02/16/021.htm
http://yukhnov.xost.ru/history/h2/
http://www.goverl.com/religii-mira/religija-drevnih-slavjan/?cld_month=11&cld_year=2010ъ
http://militera.lib.ru/science/razin_ea/2/01.html — военное искусство славян, их нравы.
http://www.tanais.info/art/slavs.html — Н.Рерих. Начало Руси.
http://slavyans.narod.ru/panteon/slavyan.html — пантеон славянских богов
http://www.sports.ru/tribuna/forums/viva_la_cuba?p=15
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение восточных славян
1. Восточные славяне в древности
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ВДРЕВНОСТИ
2. Происхождение и расселение восточных славян
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХСЛАВЯН
В настоящее время Восточная и Южная Европа заселена
преимущественно славянскими народами.
Славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность.
Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки,
кашубы, и лужицкие сербы), восточные славяне (русские,
белорусы, русины и украинцы) и южные славяне (болгары,
сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы).
Вопрос о происхождении славян считается одним из основных
вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы.
Проблему составляет не только определить прародину славян,
но даже и ответить на вопрос об их происхождении.
На её решение направлены усилия разных специалистовисториков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов.
Наибольшие споры возникают при определении территории
формирования славян, хронологических рамок сложения
славянской общности.
Парадоксально, что у этого многомиллионного народа не могут
определить место, откуда он вышел.
Одна из причин этого — отсутствие сколько-нибудь полноценных
письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.
3. Происхождение и расселение восточных славян
ПРОИСХОЖДЕНИЕИ РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ
СЛАВЯН
Славяне – часть индоевропейской ветви
народов Земли.
Индоевропейцы
– древнее
население
огромных территорий Европы и Азии,
которое
дало
начало
многим
современным народам мира.
4. Индоевропейцы
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫЧасть
ученых
считает,
что
прародиной
индоевропейцев
являлся большой район ЮгоВосточной
и
Центральной
Европы, в частности Балканский
полуостров и предгорья Карпат
(Балканская гипотеза)
Другие
полагают,
что
прародиной
индоевропейцев
была
территория
Северного
Причерноморья в междуречье
Днепра и Волги, а сами они
представляли собой полукочевое
население
степных
районов
современных востока Украины и
юга России, жившее в этих местах
в V—IV тыс. до н. э.
Существуют и другие точки
зрения на место прародины
индоевропейцев.
Индоевропейцы
занимались
скотоводством и земледелием,
позднее
стали
выплавлять
бронзу.
Схема миграций индоевропейцев в
4000-1000
гг.
до
н.
э.
в
соответствии
с
«курганной
гипотезой».
Розовая
область
соответствует
предполагаемой
прародине
индоевропейцев.
Оранжевая
область
соответствует
территории
расселения
носителей
индоевропейских языков к 1000 г.
до н. э.
5. Трипольская культура
ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРАПримером поселений индоевропейцев
стали остатки древнего поселка в
районе среднего течения Днепра у
села Триполье, относящиеся к IV – III
тыс. до н.э.
Основным занятием трипольцев
было
земледелие
и
разведение
домашних животных.
Ареал распространения
Они засевали большие пространства трипольской культуры
земли пшеницей, ячменем, просом,
горохом;
обрабатывали
поле
мотыгами, собирали урожай при
помощи
деревянных
серпов
со
вставленными в них кремниевыми
вкладышами.
Трипольцы разводили рогатый скот,
свиней, овец, коз.
Реконструкция жилья
трипольской
6. Индоевропейцы
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫВ связи с переходом индоевропейских племён к
бронзовому веку и приручением лошади начались
их
интенсивные
миграции
в
различных
направлениях.
Часть индоевропейцев двинулась на запад и югозапад и заняла всю Европу до Атлантики.
Другая
часть
индоевропейских
племен
распространилась на север и восток. Они заселили
север Европы. Клин индоевропейских поселений
врезался в среду угро-финских народов и уткнулся
в Уральские горы.
На юге и юго-востоке они продвинулись в Малую
Азию, на Северный Кавказ, в Иран и Среднюю
Азию, расселились в Индии.
В ходе переселений индоевропейская общность
стала распадаться. Индоевропейские племена все
больше отдалялись друг от друга.
7. Появление славян
ПОЯВЛЕНИЕ СЛАВЯНСовременные историки предполагают, что народы
славянской
этнической
группы
начали
выделяться
из
индоевропейских
народов
примерно во II тыс. до н.э.
В
настоящее
время
ученые
по-разному
определяют
прародину
этой
части
индоевропейцев.
Наиболее
распространенной является точка
зрения, что основой праслявянского ядра во 2-1
тыс. до н.э. стали земли в бассейнах Вислы, Одера
и Эльбы.
Уже отсюда предки славян распространились по
Центральной, Южной и Восточной Европе, дав
начало и восточнославянским племенам новой
эры.
8. Индоевропейская языковая семья
ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯСЕМЬЯ
(Указаны лишь некоторые языки)
Индоевропейская
языковая семья
Германская Романская Славянская Балтийская
группа
группа
группа
группа
Иранская
группа
Фарси
Немецкий
Литовский
Французский Польский
Пушту
Английский
Латышский
Итальянский Чешский
Дари
Шведский
Испанский
Сербский
Норвежский
Таджикский
Румынский Болгарский
Датский
Осетинский
Русский
Голландский
Курдский
Славяне
переселялись
в Восточную
Европу двумя
путями –
северным и
южным.
Северный путь:
Поморье –
Ильмень-озеро
и Волхов,
верховья Днепра,
Ока
Южный путь:
Дунай – Карпаты –
Днестр, Южный
Буг, средний Днепр,
Припять.
Концепции происхождения и прародины
славян
Автохтонная
(Б.А. Рыбаков)
Славяне — коренное
(автохтонное)
население Восточной
Европы.
«Дунайская»
(В.О.Ключевский,
С.М. Соловьев)
Восточные
славяне
перешли с
Дуная
в
Карпаты, а оттуда в VIVII вв. – на Днепр.
Миграционная
(пришли на территорию
Восточно-Европейской
равнины)
Древнейшей
прародиной
славян является Центральная
Европа, а конкретнее, район
верховий Вислы, Одера, Эльбы
и Дуная.
«Прибалтийская»
Был
и
другой
путь
переселения
славян
в
Восточную Европу: с Южного
побережья Балтийского моря
на берега Ладожского озера
и реки Волхов
11. Взаимодействие славян с коренным населением Восточной Европы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛАВЯН С КОРЕННЫМНАСЕЛЕНИЕМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Земледельческие
навыки
Балтские
племена
?
Славянские
племена
Земледельческие
навыки
Опыт
существования
в таежных условиях Финно-угорские
племена
Почему пришельцы-славяне не встретили
ожесточенного сопротивления коренных жителей?
Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения
была низкой, свободной земли было много и хватало всем.
12. Основные восточнославянские племена и места их расселения
ОСНОВНЫЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕПЛЕМЕНА И МЕСТА ИХ РАССЕЛЕНИЯ
Нестор (ок. 1056-1114) древнерусский летописец,
агиограф к. XI — н. XII вв.,
монах Киево-Печерского
монастыря, автор «Повести
временных лет».
Повесть временных лет
-наиболее ранний из
дошедших до нас
древнерусских летописных
сводов начала XII в.
(ок. 1110 – 1112 гг.).
Нестор Летописец.
Скульптура работы
М. Антокольского
Восточнославянские
племена
Места их расселения
Поляне
Среднее Поднепровье («в полях»)
Древляне
К северо-западу от полян в дремучих
лесах
Северяне
К северо-востоку от полян по рекам
Десна, Сейм, Сула
Дреговичи
Между реками Припять и Западная
Двина («дрягва» – болото)
Полочане
В бассейне реки Полоты
Радимичи
К северу от полян, по реке Сож
Кривичи
Верховья рек Волги, Днепра, Западной
Двины
Словене ильменские
Бассейн озера Ильмень и реки Волхов
Вятичи
Междуречье Оки и Волги
Уличи и тиверцы
Междуречье Днестра и Дуная
Волыняне и бужане
В верховьях Западного Буга
Белые хорваты
Прикарпатье
15. Соседи восточных славян
СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯННа Балтийском побережье и на севере проживали балтийские
(литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры, мордва,
мари, мурома, меря) племена. Колонизация этих мест была мирной,
славяне ужились с местным населением.
На востоке и юго-востоке соседями восточных славян стали степные
кочевники — тюрки. Они создавали свои государственные образования. В
середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и
перестал существовать.
В VII — VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков Булгарское царство. Затем Булгарское царство распалось. Часть
булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую
Булгарию. Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была
образована Дунайская Булгария.
Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки — печенеги.
На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями
полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили
свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых
платили им дань до IX века.
На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395 1453 гг.) со столицей в г. Константинополе.
16. Занятия восточных славян
ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНЗемледелие
Животноводство
Охота
Рыболовство
Бортничество («борть» – лесной улей) –
собирание меда диких пчел
Земледелие
Лесная зона
Подсечно-огневое
земледелие
Вырубка леса
Сжигание оставшихся
в почве пней
Удобрение почвы золой
Вспашка (разрыхление)
земли
Использование
земельного участка в
течение 2-3 лет
Переход на новый
участок
Степная зона
Переложное земледелие
Земледелие, схожее с
подсекой, но связанное со
сжиганием не деревьев, а
полевой травы
Пашенное земледелие
С VIII в. в южных районах получает развитие полевое
пашенное
земледелие,
основанное
на
использовании
тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до
начала XX в.
Земледельческие культуры:
рожь, пшеница, ячмень,
просо
Огородные культуры: репа,
капуста, свекла, морковь,
редька, чеснок
Сельскохозяйственные
культуры, известные
восточным славянам
Технические культуры: лен,
конопля
19. Земледельческие инструменты восточных славян
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1–2. Цельнодеревянная
лопата
3. Лопата с железной
лопастью
4. Цельнодеревянная
мотыга
5. Железная мотыга
6. Железная оковка для
деревянных лопат
7. Вилы деревянные
двузубые
20. Земледельческие инструменты восточных славян
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОСТОЧНЫХСЛАВЯН
Борона-суковатка.
Такой
бороной рыхлили верхний
слой
почвы,
удобренный
золой
после
выжигания
травы или деревьев.
Новгородские грабли XII–XV
вв.
Древнерусские серпы X–XIII
вв.
Коса с рукоятью XIII век.
Косы X–XIII вв.
21. Начало перехода к двуполью
НАЧАЛОПЕРЕХОДА К ДВУПОЛЬЮ
В VIII в. в лесостепной зоне
начинается
переход
к
двуполью.
Сохи
Земля вспахивается сохой,
боронится
деревянной
бороной.
После 1 года посева поле 1
год отдыхает под паром для
восстановления плодородия
почвы.
Участок
используется
постоянно.
Рало
У восточных славян с земледелием было
тесно
связано
животноводство.
Разводили свиней, мелкий рогатый
скот, коров.
На юге в качестве рабочего скота
использовали волов, на севере – лошадей.
23. «Из варяг в греки»
«ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»«Волокут волоком». Н. К. Рерих, 1915
Особое
значение
для
восточных славян имела
внешняя
торговля,
развивавшаяся на пути «из
варяг
в
греки»,
связывающим
византийский мир через
Днепр
с
Балтийским
регионом.
Путь «из варяг в греки»:
Балтийское море – река
Нева – Ладожское озеро
– река Волхов – Ильменьозеро – река Ловать –
волоки
до
притоков
Днепра – Днепр – Черное
море – Царьград.
24. «Из варяг в арабы»
«ИЗ ВАРЯГ В АРАБЫ»Волжский торговый
путь
(«из варяг в
арабы») обеспечивал
экономическое
благосостояние трёх
государственных
образований — Руси в
верховьях, Волжской
Булгарии в средней
части и Хазарского
каганата в низовьях
Волги.
Речные
пути
Древней
Руси:
волжский путь отмечен красным,
днепровский — фиолетовым
25. Торговля на пути из Варяг в Греки
ТОРГОВЛЯ НА ПУТИ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИРабы, кожи, рыба,
металлы, янтарь
Скандинавия
Русь
Мед, воск, пушнина,
соль,
вина, драгоценности,
шелк, парча
Мед, воск,
меха,
кожи,
рабы
Византийская
империя
Оружие, вина,
драгоценности,
шелк, парча
26. Общественный строй восточных славян
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХСЛАВЯН
В VII-IX вв. восточные славяне переживали
разложение родоплеменного строя.
Община изменялась от родовой к соседской.
Выделилась родоплеменная знать – князья и
старейшины.
Они
окружили
себя
дружинниками,
т.е.
вооруженной силой, не зависящей от воли
народного собрания (вече) и способной принудить
рядовых общинников к повиновению.
Каждое племя имело своего князя. Слово «князь»
происходит
от
общеславянского
«кнез»,
означающего «вождь». Одним из таких племенных
вождей VI (VII) в. был Кий, которого Повесть
временных лет называет основателем Киева.
28. Религия восточных славян
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНЯзычество — обозначение нехристианских, в
широком смысле — политеистических религий
в литературе христианских авторов.
Культ предков
Поклонение явлениям природы
Поклонение
предметам
ближайшего
окружения
Земледельческие культы
Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ 2.1 Проблема этногенеза восточных славян. Территория и расселение восточных славян2.2 Общественный строй восточных славян 2.3 Хозяйственная деятельность 2.4 Быт, культура и верования восточных славян 2.1 Проблема этногенеза восточных славян. Территория и расселение восточных славян. В начале нашей эры срединная часть России была заселена народами финского и литовского происхождения. Славяне пришли на эту территорию позже. Откуда? Кто они? От кого произошли? Происхождение народа, его возникновение и формирование называется этногенез. Проблема этногенеза славян давно волновала ученых. По их мнению, предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и Восточной Европе — от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге. Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н. э.), готами (III в. н. э.), гуннами (IV в. н. э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей. Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н. э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства. 2.2 Общественный строй восточных славян. В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации — патриархальная семейная община — вервь. Государства еще не было, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решало народное собрание свободных общинников — вече, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделялись из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян — главным образом, против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности. Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточнославянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н. э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. н. э. скандинавы называли Русь — Гардарики — страна городов. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. Для походов на Византию славянские племена стали объединяться в союзы племен, которые были уже не только родовыми, но и территориально – политическими объединениями. Как известно из «Повести временных лет», самого древнего письменного источника, известного нам, на территориях, вошедших в состав Киевской Руси, проживало двенадцать славянских союзов племен, сложившихся в 6 — 8 вв. Автор «Повести…», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга — бужане или волыняне; в Поднестровье — уличи и тиверцы; в Закарпатье — белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны — северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем — радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины — кривичи; в бассейне Западной Двины — полочане; в районе озера Ильмень — словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки. 2.3 Хозяйственная деятельность.
Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Ремесло отделилось от земледелия в VI-VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. 2.4 Быт, культура и верования восточных славян.
Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей. О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.
Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств — идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования. Вопросы и задания:
|
Classici Stranieri — Библиотека, свободная мультимедийная, легальная и бесплатная. Omnia sunt communia! Мы не Либер, мы свободны.
703 просмотров всего
703 всего просмотров Sono in linea le edizioni 2008 della Static Wikipedia (solo testo, niente images) in olandese e polacco. Potete trovarle ai seguenti indirizzi: https://www.classicistranieri.com/nl/ […]
Continua a leggere1405 просмотров всего
1405 просмотров всего classicistranieri.com è lieta di informarvi che da due giorni è stata implementation la funzione di ripubblicazione di articoli informativi di qualità da risorse […]
Continua a leggere886 просмотров всего, сегодня 2 просмотров
Всего просмотров 886, сегодня 2 просмотров Esprimiamo la nostra più complete e sentita solidarietà agli amici del Project Gutenberg per l’oscuramento subito sul territorio italiano, su solutione […]
Continua a leggere8 просмотров всего, 8 просмотров сегодня
Всего просмотров 8, просмотров сегодня 8 Шреяс Айер и Равичандран Ашвин собрали 39 победителей матча, чтобы помочь Delhi Capitals обыграть владельцев Mumbai Indians в […]
Continua a leggere8 просмотров всего, 8 просмотров сегодня
Всего просмотров 8, сегодня просмотров 8 Премьер-министр Борис Джонсон дал далеко идущие обещания распространить хорошую жизнь за пределы процветающей юго-восточной Англии в заброшенные районы […]
Continua a leggere13 просмотров всего, 13 просмотров сегодня
13 просмотров всего, 13 просмотров сегодня Бой Криса Юбэнка-младшего с Анатолием Муратовым отменен после того, как BBBofC выразила обеспокоенность по поводу медицинских показаний Муратова перед боем.
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня просмотров 7 Жители Ла-Пальмы описывают свою борьбу после извержения вулкана, которое началось две недели назад. от: BBC News
Continua a leggere11 просмотров всего, 11 просмотров сегодня
Всего просмотров 11, сегодня 11 просмотров В эти выходные в британской полиции царит атмосфера кризиса, поскольку она стоит перед великим моментом расплаты.
Continua a leggere12 просмотров всего, 12 просмотров сегодня
Всего 12 просмотров, 12 просмотров сегодня Чемпионка женской Суперлиги «Челси» продолжает свой прекрасный старт кампании с победы над «Брайтоном» на «Кингсмедоу».
Continua a leggere10 просмотров всего, 10 просмотров сегодня
Всего 10 просмотров, сегодня 10 просмотров Ветряная мельница Литама, построенная на побережье Ланкашира в 1805 году, ежегодно привлекает тысячи посетителей.
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня 7 просмотров от: BBC News Независимое управление по вопросам поведения полиции рассматривает возможность принятия мер в отношении Стива Тернера.
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня 7 просмотров от: BBC News Правительство «немедленно» выдает 300 виз иностранным водителям бензовозов, чтобы облегчить проблемы с доставкой.
Continua a leggere9 просмотров всего, 9 просмотров сегодня
Всего просмотров 9, сегодня просмотров 9 Рим бросил вызов усилиям по налаживанию работы основных служб, а действующий мэр отстает в опросах, причем недостатка в […]
Continua a leggere8 просмотров всего, 8 просмотров сегодня
Всего просмотров 8, просмотров сегодня 8 Эндрю Келлауэй делает хет-трик из попыток, когда Австралия обыграла Аргентину со счетом 32-17 и финишировала вторым в чемпионате по регби.от: BBC […]
Continua a leggere8 просмотров всего, 8 просмотров сегодня
Всего просмотров 8, сегодня 8 просмотров от: BBC News Министр здравоохранения сказал, что не будет откладывать крайний срок вакцинации рабочих в ноябре.
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня просмотров 7 Это решение расширило предыдущий шаг, предложив трехмесячные визы для иностранных водителей, и было принято по просьбе правительства […]
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня 7 просмотров от: BBC News Экологические активисты протестуют против выбросов, вызванных частными рейсами в Фарнборо.
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня просмотров 7 От президента Филиппин, срок полномочий которого истекает в следующем году, ожидалось, что он будет претендовать на должность № 2, но сказал, что он […]
Continua a leggere17 просмотров всего, 17 просмотров сегодня
всего просмотров 17, сегодня просмотров 17 伯罗克 (信仰 通讯社) — 活跃 在 巴布亚新几内亚 伯罗克 教区 的 慈幼 会 士 主办 的 首届 鲍思 高 神父 教育 系统 教育 大会 隆重。 主持 大会 闭幕式 弥撒 圣 祭 讲道 中 , 慈幼 会 巴布亚新几内亚 会长 格利 高 里奥 · 比 孔孟 神父 强调 “耶稣 是 我们 上 最 伟大 的 导师 祂 甚至 也 被 门徒 , 他们 因为害怕 而 不敢 提问。 我们 也 一样 们 的 时候 , 甚至 害怕 提问 ”。 在 进 教 之 佑 圣母 朝圣 地 的 圣 礼仪 家 , 省 大认识 充分到 «我们 蒙召 建设 一个 更加 美好 的 世界» ; «让 巴布亚新几内亚 变得 更加 美好»。 比 孔孟 神父 谈到 了 的 奥 迹 、 复活 的 奥 迹 迹 参加 了慈幼 会 鲍思 高 神父 教育 系统 培训 的 学生 表示 , “参加 慈幼 会 的 工作坊 让 我 鲍思 高 神父 的 教育 方式 , 的 鲍思 精神 分享给 他人 、 分享 给 我 的 学生 ”。 (AP) (Agenzia Fides 2021/10/02)
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, сегодня 7 просмотров Это неожиданное объявление породило слухи о том, что его дочь будет баллотироваться в президенты в следующем году.от: BBC News
Continua a leggere7 просмотров всего, 7 просмотров сегодня
Всего просмотров 7, просмотров сегодня 7 Сарацины соглашаются на сделку по поглощению за 32 миллиона фунтов стерлингов, в результате которой консорциум инвесторов приобретет контрольный пакет акций клуба. […]
Continua a leggere17 просмотров всего, 17 просмотров сегодня
всего просмотров 17, сегодня просмотров 17 伊洛勒 (信仰 通讯社) — 南苏丹 小 卡车 、 摩托车 、 摩托艇 甚至 的 流动 医疗队 满载 着 各种 抗疫 物资 , 特别 接种 帐篷 入伊洛勒 和 伦贝克 等 边远 地区 , 推广 疫苗 接种 Covid-19 疫情。 刚刚 从 疫苗 接种 前线 的 “意大利 医生 援助 非洲 协会” 会长 但丁 · 神父 介绍 , “本着 大牺牲 精神 , 我们 终于 满怀信心 希望 迈出 了 步伐 ”。 身为 医生 的 卡拉罗 神父 一直 家 抗疫 线 他 停滞 或者 松懈 ,“我们 要 努力 普及 疫苗 接种 , 不能 将 排除 , 特别 是 最 弱势 群体 »。 卡拉罗 神父 还 , 近 一个月 以来 , 伊洛勒 医院 的 外科 再也 收治 过 武器 打伤。 大 湖州 的 公共 健康 状况 逐渐 恢复 , 运输 食子 和 各种 的 卡车 开始 源源不断 地。 (DC / AP) (Agenzia Fides 2021/10/02)
Continua a leggere120 просмотров всего, 120 просмотров сегодня
Всего просмотров 120, сегодня просмотров 120 Бороко — «Jesús fue el mayor maestro de todos los tiempos, pero también fue incprendido incluso por sus propios discípulos, que […]
Continua a leggereКто такие славяне? | труба.com
Народы великих равнин Польши и Украины в значительной степени славянского происхождения. Хотя некоторые из потомков мадаев (мидян) рано поселились на юге Украины и в целом в Молдове (между Румынией и Украиной), и большие волны иммигрантов, в том числе ассирийские и израильские народы, со временем пронеслись через этот регион, он как правило, это были в основном люди славянского происхождения, населявшие эти районы. Хотя в истории мало говорится о происхождении славян, с точки зрения Библии, они идентифицированы как потомки Сима, прародителя кавказских рас.Они спустились через Элама, сына Сима (Бытие 10:22), а мидяне произошли от Иафета (стих 2).
Джон Робертс записал в своем окончательном труде «Триумф Запада»: «Славянское происхождение очень неясно, но славяне жили в Восточной Европе очень давно. … Автор: a.d. 500 г. славянские переселенцы заняли северный берег Дуная от Белграда до моря ». Часто преследуемые кочевыми племенами с востока, волнами захлестнувшими их районы поселения, славянам каким-то образом удавалось удержать свою землю.
Переселившись из северных поселений между реками Висла и Днепр и вслед за немцами в южную Россию и Восточную Европу в третьем веке, славяне не появлялись на границах Римской империи до тех пор, пока не переселились германские племена. на юг и запад.
К шестому веку славяне контролировали Литву, Украину, центральную часть России, Польшу, Чехию и Словакию и продвигались к Балканскому полуострову. К этому времени римляне воевали со славянами вдоль дунайской границы, пытаясь остановить славянский прилив, укрепив свои восточные континентальные границы.С тех пор две великие группы потомков Сима, германцы и славяне, боролись за демаркационную линию между своими цивилизациями.
Среднеевропейским славянам постоянно угрожали нашествия немцев. В восьмом веке Карл Великий подавил сопротивление славян, полностью подчинив их влиянию франков и пап. Поскольку религия и политика рассматривались императорами Священной Римской империи как единое целое, принудительное обращение в католицизм славян на востоке через Украину последовало как при Людовике Благочестивом, так и при его сыне Людовике Немецком в девятом веке.
Император Михаил предпринял согласованные усилия по католицизированию хазар (казаков), которые создали империю на юге России, к югу от Днепра, на берегу Черного моря и распространились на север через Дон до реки Вислы. К этому времени папство претендовало на юрисдикцию над всеми славянами.
Православная религия
Славянская Европа в том виде, в котором она существует сегодня, является самым выдающимся преемником Византийской империи при Юстиниане. В рекламе. 865 г. болгарский хан Борис принял организованное христианство.Так началось православное царство христианской цивилизации, которая сейчас доминирует над славянскими народами к востоку от Балканского хребта. Он сливался с философскими идеями и культурными моделями, созданными на основе Византии на Востоке, а не Латинского Запада под господством Рима.
В этом заключается начало разделения между католицизмом или «универсальной» религией, которую исповедуют приверженцы Ватикана, и приверженцы восточного православия.
В девятом веке Отто Великий, стремясь колонизировать восточную границу Германского королевства, продолжил усилия по германизации и насильственному обращению славян в религию Рима, вплоть до Великой Польши.В это время Польша владела Украиной за Вислой.
К 11 веку польский король Болеслав i «Храбрый» укрепил отношения с Отто III. Папа короновал Болеслава польским королем в 1025 году, в результате чего Украина, тогда находившаяся под властью Польши, вошла в состав Священной Римской империи.
В 14 веке крестоносцы-тевтонские рыцари, которым османы не позволили содействовать усилиям папы по захвату Иерусалима, направили свои усилия на насильственное обращение в христианство прибалтийских государств и языческой Пруссии.Их систематическая жестокость заставила прибалтов и пруссаков покориться папскому правлению. К 15 веку поляки обратили Литву в католицизм.
История славян окрашена (по большей части кровью) исламским влиянием, которое вдохновило великие вторжения, которые распространили турецкую власть до н.э. 1500 в материковую Грецию, Боснию, Герцеговину, Албанию и Ионические острова. Многие славяне затем обратились в ислам под властью Османской империи.
славян в Германии
Германия [1] было заселено примерно до трети славян примерно с 7 века.Наиболее яркими упоминаниями являются славянские топонимы ( Berl в , Chemn itz , Güstr ow ) [2] и славянские личные имена (например, Noack, Krahl ). Славянские слова дошли до сегодняшнего литературного языка (например, граница, огурец ). Славянских жителей раньше называли Венденом, территория от Эльбы и Заале до Одера / Нейсе теперь также известна как Германия Славика.В Лужицкой зоне до сих пор говорят на сербском, как на единственном сохранившемся автохтонном славянском языке в этой области. Структурные свидетельства — это славянские валы, Рундлинге в Вендланде, деревушки-музеи, такие как Археологический музей под открытым небом Groß Raden и другие.
На бывших восточных территориях Германской империи, через границу Одер-Нейсе и Судетскую область (к югу от границы между Германией и Чешской Республикой), в зависимости от региона проживало славянское и немецкое население в разной степени.После этого, особенно после Второй мировой войны, иммиграция снова привела к значительной части населения славянского происхождения, которое сегодня составляет несколько миллионов жителей.
В настоящее время большая часть репатриантов и этнических немцев составляет самую большую группу жителей, лингвистически принадлежащих к славянским культурам. Нынешнее немецко-славянское двуязычие чрезвычайно разнородно как с точки зрения владения вариантами славянского языка, с одной стороны, так и вариантами немецкого языка, с другой: преобладающим языком становится немецкий по мере увеличения периода заселения, а славянский язык по-разному произносится среди них. люди, выросшие в Германии, от пассивного двуязычия до использования в качестве чистого семейного языка до использования в широких сферах применения, включая письменный язык.
Автохтонные славяне
Племена сербских и полабских языковых областей в VII-XV веках
После того, как германские племена покинули свои поселения к востоку от Эльбы в период миграции, они были заселены славянами в VI-VII веках. которые прибыли из областей сегодняшней Чехии и Польши. Они поселились рядом с оставшимися немцами и образовали племенные объединения. Самые большие группы сгруппированы по общим языковым признакам под названиями Polaben или Obodriten (на севере также Obotriten, Abodriten; названия также относятся к отдельным племенам в этой области) и Sorbs (на юге).
Поселение в Восточной Германии по имени Вальтера КунаСельское немецкое поселение на востоке началось в 8 веке и закончилось около 1300 года. Оно распространилось не только на более поздние районы Римской империи германской нации, но и на западную Польшу, Чехию, Венгрию и Румынию. В то время как немецкое поселение на востоке вернулось к инициативе правителей этих поселений, области к востоку от Эльбы были завоеваны и политически аннексированы немецкими князьями с разной степенью успеха в 10-12 веках.Славянское сопротивление наиболее очевидно во время великого славянского восстания 983 г. и восстания ободритов в 1066 г. Славянское население было ассимилировано, за исключением сербских анклавов. Немецкое население было ассимилировано в этих областях.
Сорбен
Двуязычный географический знак политического и культурного центра Сорбской Верхней ЛузииСорбы — единственное официально признанное коренное славянское меньшинство в Германии. Верхние сорбы (собственное название Serbja ) обитают в Верхней Лужицкой зоне, Нижние сорбы ( Serby ) в Нижней Лужице.Численность населения колеблется в зависимости от метода подсчета. По самооценке, в упомянутых районах проживает около 60 000 сербов, около половины из которых активно говорят на сербском языке. Верхний и нижний сербский язык имеют свой собственный литературный язык, истоки которого уходят в XVI век: первыми печатными произведениями на сербском языке были переводы псалтыря Лютера и катехизиса. Хорошая литература писалась с 19 века.
Drawänopolaben
Середина 18 века умерла в Вендланде, где разговорный Drawänopolabische вышел.Здесь сохранились славянские круглые села со славянскими топонимами, например. Б. Любельн с Rundlingsmuseum. [3] Такие деревни возникли в зоне германо-славянского соприкосновения.
Майнславен
Еще одним форпостом западных славян являются главные славяне ( Bavaria Slavica ), которые, в частности, были обращены в христианство из Бамберга. В отличие от славян к северу от Тюрингенского леса, государства не были основаны. Вероятно, они были ассимилированы еще в 11 веке. [4] Об этом свидетельствуют исторические источники и устойчивые топонимы. Самое западное название с дополнительным названием windisch — Windischbuch между Таубером и Оденвальдом. Вдоль Главного тянутся славянские названия мест с суффиксом до Сегница у вершины главного треугольника. По Наабу они спускаются вниз по течению до Тойблица около Максхютте.
Польша
Территория Германии
Большое количество польскоязычных рабочих-мигрантов прибыло из Верхней Силезии, которая тогда была оккупирована Россией, Пруссией и Австрией, а также других польскоязычных регионов на рубеже XIX и XX веков.Прежде всего, горняки были наняты в экономически расширяющуюся Рурскую область, а также в другие мегаполисы, например Б. Гамбург (Вильгельмсбург). Поляки Рурской области и их потомки были известны как Рурские поляки. Они сформировали этнические сети, например Б. в Эссене, Бохуме и Дортмунде и теперь полностью ассимилировались. [5]
Во время Второй мировой войны поляки были депортированы в Германию для использования в качестве так называемых иностранных рабочих. Эти солдаты и военнопленные оставались в Германии какое-то время после войны или целиком (перемещенные лица).
«С 1950-х годов в Федеративную Республику Германии приехало в общей сложности около 2,5 миллионов человек из Польши: были как этнические репатрианты, которые, хотя и признавали свою принадлежность к немецкой культуре, но также были сформированы польской культурой и традициями. как политические эмигранты времен Солидарности ». (Посольство Польши в Берлине) [6] .
Силезия
Силезия (Верхняя и Нижняя Силезия) с шестого века была территорией, в которой проживало преимущественно славяноязычное население.За военную службу против герцога Богемии Болеслав II вступил в бой с императором Оттоном III. герцог Полян Мешко I. с Силезией. Первоначально это были местные князья, польская корона и Богемия. Вместе с Богемией он перешел в Австрию и был окончательно завоеван Фридрихом II в Семилетней войне. Следуя примеру французской политики воссоединения на Рейне, он оправдал свой подход весьма сомнительными с юридической точки зрения претензиями на наследство. Сегодня Силезия в значительной степени является частью польской национальной территории.В Средние века в Нижней Силезии была сильная немецкая иммиграция. Славянское население в значительной степени ассимилировалось (за исключением узких полос на востоке Нижней Силезии). В городах Верхней Силезии до 1945 года проживали как польские, так и немецкоязычные жители, в то время как сельское население в основном говорило на славянском диалекте ślónsko mowa. Таким образом, этническая и языковая ситуация привела к более или менее продуманному двуязычию на польской стороне с обширной немецкой вотчиной на польском диалекте и польской вотчиной в силезской разновидности немецкого языка, а также к обширным современным языковым смесям (ранее недифференцированным, также именуемым » водный полироль »). [7]
Польскоязычное население Пруссии
После раздела Польши более 3 миллионов польскоязычных жителей жили в пределах Прусского государства. [6] Силезия и Данциг, а также Восточная Пруссия, на южной окраине которой проживало мазурское население, но была заселена балтийскими, то есть не славянскими старопрусскими племенами в средние века, раньше принадлежали к восточным немецким областям. 1937 г. Западная Пруссия, провинция Позен и другие области принадлежали восточным территориям в более широком смысле, то есть Пруссии до Версальского договора 1920 года.
Восточные славяне
Иммиграция восточных славян (русских, украинцев, белорусов) в основном происходила в контексте так называемых «четырех волн» миграции из России в западные страны, в том числе в значительной степени в Германию. [8] С первой волной представители высшего класса, в частности, бежали от Октябрьской революции. Вторая волна была вызвана Второй мировой войной, во время которой жители оккупированных территорий Советского Союза были похищены в Германию в основном как так называемые иностранные рабочие и остались в Германии, как и советские военнопленные (перемещенные лица).С третьей волной пришли диссиденты с 1970 года, в том числе люди, которым было разрешено покинуть страну. С этой волной, но в больших масштабах только с 1988 года, когда началась четвертая волна с политикой либерализации Михаила Горбачева, более 2 миллионов (опоздавших) репатриантов прибыли из стран бывшего Советского Союза. Вторая группа четвертой волны сформировалась с 1991 года по квоте еврейских беженцев, третья группа соискателей работы, студенты и другие группы. Число русскоязычных иммигрантов сегодня превышает 3 миллиона. [9] Интеграция происходит с разной скоростью.
Несколько десятилетий советские солдаты находились в ГДР, первоначально в качестве военной оккупации. В принципе, был только официальный контакт с немецким населением, но также и в случае оказания помощи при стихийных бедствиях и помощи в уборке урожая. Количество военнослужащих или других интенсивных контактов между ГДР и государствами Варшавского договора, z. Б. Славян, оставшихся в ГДР по браку, не собирали.
Славяне из других стран происхождения
Хорватцы составляют пятую по величине группу иностранцев в Германии. Большинство из них приехали в Германию в качестве гастарбайтеров (поэтому этот термин сейчас используется в хорватском языке) в 1960-х годах и в рамках воссоединения семей. Войны в связи с распадом Югославии вызвали новую волну эмиграции в начале 1990-х годов. С тех пор многие хорваты вернулись на родину или получили немецкое гражданство, что статистически не регистрируется.
Другая, меньшая группа иммигрантов была беженцами и мигрантами из Чехословакии после подавления Пражской весны в 1968 году.
Помимо упомянутых здесь славян, в Германии всегда были небольшие группы, отдельные семьи или люди славянской национальности. Однако здесь упоминаются только более крупные славянские группы населения.
Примечания
- ↑ Выражение «Германия» в данном контексте относится к сегодняшней Германии как к ядру временного и пространственного континуума с меняющимися контурами.Не термин Германия, а тема «Славяне в Германии» значимо распространяется на районы, которые определенно не принадлежали Германии, Германской империи или Священной Римской империи, например, районы Восточной Эльбы в то время, когда не было Священного Римского Рейха. отдал или на Западную Пруссию, которая принадлежала Польше, но находилась под управлением Пруссии. Это означает, что можно принять во внимание области немецко-славянских контактов, которые были или находятся в пространственном или прямом политическом контакте (Восточная Пруссия) с сегодняшней Германией, которая считается ядром (Силезия),
- ↑ http: // www.Рурские поляки: национальная и конфессиональная идентичность в сознании и в повседневной жизни 1871-1918 гг. (Первая диссертация на получение докторской степени на философском факультете Рейнского университета имени Фридриха-Вильгельма в Бонне)
- ↑ a b http: //berlin.msz.gov.pl/de/bilaterale_z Zusammenarbeit / auslandspolen_127 /
- ↑ Lehmann, Volkmar. Чтобы типизировать польско-немецкий язык, контакт в Верхней Силезии. В: Славяноведение на 8-м Международном конгрессе славистов в Загребе 1978 г.Кельн / Вена 1978
- ↑ Земская Е.А. (Hrsg.) 2001. Язык русского зарубежья. Общие процессы и речные портреты. Москва / Вена. Пфандл Х., Четыре волны русской эмиграции XX века и культурно-языковое поведение эмигрантов. В кн .: Г. Хруслов (Hrsg.) Русский язык в диаспоре: проблемы сохранения и преподавания. Москва: Институт русского языка имени А.С. Пушкина, изд. Наука и Флинта 2002, 9-32.
- ↑ Бремер, Б. Вы говорите на квельском? Формы и последствия русско-немецкого двуязычия в Германии. В: Т. Анштатт (ред.), Многоязычие у детей и взрослых. Комплектование, формы, поддержка (стр. 163–185). Tübingen: Attempto 2007. [1]
См. Также
Болгары в Германии, поляки в Германии, сербы в Германии, украинцы в Германии
литература
- J. Achterberg: О жизнеспособности славянских идиом в Германии: эмпирическое исследование языкового поведения славянских иммигрантов. Мюнхен 2005.
- Таня Анштатт: Дома на двух языках. Славяно-немецкое многоязычие в Рурской области. В: LWL-Industriemuseum, Dietmar Osses (Ed.): На запад. Иммиграция из Восточной Европы в Рурскую область. Эссен 2012, стр. 47–53. (PDF 135,5K)
- HH Bielfeldt: Заимствования из различных славянских языков в лексике нововерхненемецкого письменного языка. Берлин 1965.
- Феликс Бирманн и др.(Ред.) Религия и общество в северном западнославянском ареале. Langenweißbach 2017.
- Немецко-польские отношения в прошлом и настоящем: политика, общество, экономика, культура в эпохах и регионах. Висбаден 2000.
- Вольфганг Х. Фритце, Клаус Зернак (ред.): Основные вопросы исторических отношений между немцами, полабами и поляками. Лекции и материалы для дискуссий 2 научных конференций. Colloquium Verlag, Berlin 1976 (отдельные публикации Исторической комиссии в Берлине; 18).
- Иоахим Херрманн: Культура и искусство славян в Германии с 7 по 13 века. Издано по случаю Международного конгресса славянских археологов в Варшаве. Институт предыстории и протоистории. Берлин, 1965 год.
- Иоахим Херрманн (Ред.): Славяне в Германии. История и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с VI по XII века. Akademie-Verlag, Берлин 1985 (публикации Центрального института древней истории и археологии Академии наук ГДР, том 14).
- Франц Тецнер: Славяне в Германии. Вклады в фольклор пруссаков, литовцев и латышей, мазурцев и филиппинцев, чехов, моравских и сербов, полабов и словинов, кашубов и поляков. Брансуик 1902.
- Кай Витцлак-Макаревич, Надя Вульф (Ред.): Справочник русского языка в Германии. Миграция — многоязычие — овладение языком . Франк и Тимме Верлаг, Берлин 2017.
Ссылки
Источниковая база изучения этнической истории восточных славян: опыт современной белорусской историографии
Ивангородский, К.(2018). Источниковые аспекты реконструкции этнической истории восточных славян в современной украинской историографии. Вестник Черкасского университета, Серия истории, 3-4, 5-16. (на укр.)
Ивангородский К. (2015). Белорусская историография сегодня: между неосоветской и национальной практикой. В кн .: Масненко В. (ред.). Образ Беларуси в историографии и исторической памяти украинцев: коллективная монография, 31–63. Черкассы. (на укр.)
Источниковедение: Теория.История. Метод. Источники истории России (1998). Москва.
Рассадин, С. Э. (2008). Первые славяне. Славяне-генезис. Минск.
Пилипенко, М. Ф. (1991). Возникновение Беларуси: новая концепция. Минск.
Рогалев А.Ф. (1994). Белая Русь и белорусы: в поисках истоков. Гомель.
Мікулич, Т. М. (1996). Язык и этническая принадлежность.Минск. (в Белар.)
Темушев, С. Н. (2008). Происхождение Руси: генезис государственности в источниках и исторических традициях. Минск.
Темушев, С. Н. (2014). Становление древнерусского государства. Москва.
Егорейченко А.А. (2006). Культуры лепной керамики. Минск.
Медведев А. (2004). Население Центральной и Восточной Беларуси в период Великого переселения народов.В кн .: Егорейченко А. (ред.). Восточная Европа в древности и средневековье, 37-45. Минск.
Макушников О.А. (2009). Гомель-Днепровская область в V — сред. XIII века: социально-экономическое и этнокультурное развитие. Гомель.
Лысенко, П. (2000). Вступление. В кн .: Археология Беларуси в 4 т., Т. 3: Средневековый период (IX — XIII вв.), 5-9. Минск. (в Белар.)
Лысенко П.Ф. (1999).Земля Турова. IX — XIII вв. Минск.
Шадыро, Б. (1998). Роль европейских этнокультурных процессов I тысячелетие нашей эры. в этногенезе белорусов. В кн .: Егорейченко А. (ред.). Славяне и их соседи: археология, нумизматика, этнология, 86-90. Минск. (в Белар.)
Шадыра В. И. (2006). Белорусско-Двинский край (I тысячелетие нашей эры). Минск. (в Белар.)
Загорульский Э. М. (2012). Славяне: происхождение и расселение в Беларуси.Минск.
Егарейченко Э., Шадыра В., Вяргей В. и др. (1999). Археология Беларуси в 4 т., Шадыра В., Вяргей В. (ред.). Vol. 2: Железный век и раннее средневековье. Минск. (в Белар.)
Мядзведзиев, А. (1994). Население Беларуси в железном веке (VIII в. До н. Э. — VIII в. Н. Э.). Белорусское историческое обозрение, т. 1, 15-37. Минск. (в Белар.)
Богданович, А. (2005). Источниковедческие аспекты изучения этнической идентичности белорусов в средние века.Источниковедение и специальные исторические дисциплины, т. 2, 145-148. Минск. (в Белар.)
Ильин А. (2011). «Повесть временных лет» и вопросы этногенеза белорусов. Деды: сборник публикаций по истории Беларуси, 6, 99-112. Минск.
Демин, В. Н. (1996). Философские основы русского космизма. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Москва.
Пилипенко, Н. (2000). Становление Руси.В кн .: Абрамов Ф. (и др.). Беларусь на рубеже тысячелетий, 30-43 гг. Минск. (в Белар.)
Калакура Я. и др. (2002). Историко-источниковедение: Учебник.