Проект отмены крепостного права: Проектная работа по теме «Отмена крепостного права в России»

К 160-летию отмены крепостного права

В этом году исполняется 160 лет с момента отмены в России крепостного права. 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Это событие стало по-настоящему знаковым для истории России. Одними из первых, кто заговорил во весь голос о необходимости отмены крепостного рабства, стали еще в 1820-е гг. члены тайных обществ – будущие декабристы. Например, и в «Русской правде» П. Пестеля, и в «Конституции» Н. Муравьева говорится об отмене «крепостного состояния и рабства». Тем более знаменательным было то, что многие из них дожили до освобождения крестьян, смогли застать это великое событие и даже принять участие в осуществлении этого важнейшего преобразования.

Далеко не все представители декабристского движения смогли дожить до начала обсуждения крестьянского вопроса в России, увенчавшегося отменой крепостного права в 1861 г. Именно поэтому многие декабристы с особой радостью встретили события, предшествовавшие крестьянской реформе. К примеру, В.И. Штейнгейль так выражал свои чувства в одном из писем: «Уж и то много, что Господь допустил увидеть некоторым образом результат нашего страдания, что поможет умереть, благословляя свою судьбу».

Отмене крепостного права предшествовала очень долгая подготовка в различных комитетах и ведомствах, которая не могла пройти мимо декабристов – активных участников общественной жизни. Практически все из них так или иначе реагировали на новости, касавшиеся подготовки реформы, на публиковавшиеся документы и на проекты различных губернских комитетов, информация о которых периодически просачивалась в декабристское сообщество. Многие декабристы выражали свои мысли и мнения в письмах. Кто-то пытался составить собственные проекты освобождения крестьян. А некоторые даже писали статьи и комментарии.


С.Г. Волконский

Так, С.Г. Волконский, который внимательно следил за общественно-политической жизнью, выражал свои суждения в многочисленных письмах, полных глубокого сочувствия крестьянам, резкой критики в адрес помещичьих проектов, пытавшихся сохранить в той или иной форме зависимость крестьян от помещиков. Незадолго до опубликования «Положения 19 февраля 1861 года» об освобождении крепостных он заканчивает наброски, озаглавленные им «Свод некоторых замечаний из беглого чтения протоколов Редакционной комиссии». Критикуя систему выборов депутатов в губернские дворянские комитеты, Волконский пишет, что из «этих выборных передового сословия <…> треть чистых крепостников, явившихся на дело освобождения. <…> Бывают и Ноздревы, и Собакевичи в дворянских мундирах». Как видно из рассуждений Волконского, он был категорически за решение этой проблемы «сверху», верховной властью. «Дозволь только помещикам самоуправно решать освобождение крестьян, они пустят их голых и без средств пропитания по белому свету».

Главным предметом раздумий другого декабриста – С.П. Трубецкого – также оставалась подготовка крестьянской реформы. С нетерпением ожидая крестьянскую реформу (до которой декабристу, увы, дожить не удалось), Трубецкой все больше убеждался, что разумное решение дворянским сословием этой проблемы несбыточно. В дневниковых записях за 1857–1858 гг. декабрист отмечал, что дворянство не выразило ни малейшей готовности содействовать проведению крестьянской реформы, что оно сроднилось с мыслью, что право владения крепостными людьми нисколько не противоречит законам природы. Сергей Петрович был одним из тех, кто связывал надежды на осуществление крестьянской реформы с царем.


П.Н. Свистунов

Некоторые декабристы принимали деятельное участие в подготовке проектов реформы. К примеру, П.Н. Свистунов, живший в Калужской губернии и входивший вместе с декабристами Е.П. Оболенским и Г.С. Батеньковым в круг общения тамошнего губернатора В.А. Арцимовича, был избран в декабре 1858 г. в Калужский губернский комитет «об улучшении быта помещичьих крестьян». Он входил в состав Финансовой комиссии комитета и даже составил либеральный по своему характеру проект реформы, который вызвал широкий общественный резонанс. Кроме того, известен подобный опыт декабриста М.А. Назимова, который в 1858 г. опубликовал статью «Об оброке или ренте с сельскохозяйственных земель в России вообще и в Псковской губернии в особенности», а позже принял предложение войти в состав Псковского губернского комитета по подготовке проекта реформы.

19 февраля 1861 г. Александром II были подписаны Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Эти документы, освободившие крестьян от зависимости, к сожалению, оставили много вопросов как для дворян, так и для крестьян. Многие современники были огорчены положениями реформы. Например, декабристу А.В. Поджио явно не нравились начала, на которых должна была осуществляться реформа, особенно временнообязанное состояние крестьян. А декабрист Г.С. Батеньков оставил такую заметку в письме от 18 марта 1861 г.: «Манифест у нас объявлен 9-го числа. <…> Свидетели говорят, что приметно на многих лицах оказалось веселие. <…> Но как мало ума и воли во многих помещиках! Вместо того чтобы последовать за необходимым своевременным движением, они собираются толковать в смысле реакции, сочиняют адресы, выдумывают демонстрации, как будто в самом деле что-нибудь могут. Показывают печальные и недовольные лица; между тем изданный Устав не содержит ничего им враждебного и наполнен разными уступками».


Г.С. Батеньков

Для проведения реформы в жизнь на местах был создан институт «мировых посредников». Они должны были вводить в действие уставные грамоты, разбирать споры помещиков и крестьян. Такими посредниками были декабристы М.А. Назимов, А.Е. Розен и Е.П. Оболенский.

Одной из главных идей движения декабристов было уничтожение крепостной зависимости в России. В 1825 г. они не смогли ее реализовать, но их труды и мысли не пропали даром. А многим из декабристов удалось дожить до «счастливых времен» и вновь послужить своим идеям и народу и стать участниками одного из важнейших событий русской истории – отмены крепостного права.

(При написании статьи использованы материалы из изданий серии «‎Полярная звезда»).

П.С. Солоницын. О роли Я. И. Ростовцева в подготовке крестьянской реформы 1861 г. (1857-1860 гг.

).



П.С. Солоницын. О роли Я. И. Ростовцева в подготовке крестьянской реформы 1861 г. (1857-1860 гг.).
Вестник ОмГУ Выпуск Тематика Литература

Вестник Омского университета, 1999, Вып. 4. С. 68-72.
© Омский государственный университет, 1999
УДК 947(-058.244)

П.С. Солоницын

Самарский государственный университет, кафедра российской истории

Получена 15 октября 1999 г.


The article is devoted to preparation of Grat persant’s refopm of 1861. The autor considers participation of famour states man J. Rostovcev (1803/04-1860) to the work of peasant’s committee.

Имя Якова Ивановича Ростовцева (1803/04 — 1860 гг.), выдающегося государственного деятеля второй трети XIX в., очень часто встречается на страницах специальной и популярной литературы о крестьянской реформе 1861 г. [1]. Между тем Ростовцев мог остаться в истории и как преобразователь русской военной школы, во главе которой он фактически стоял более 25 лет жизни. Однако крестьянскоя реформа, эпо-хальное событие русской истории, в подготовке которого Ростовцеву посчастливилось участвовать, оттенило прочие, не менее значимые его заслуги.

Биография Ростовцева практически не разработана (мы полагаем, что восполнили этот пробел). Более того, до сих пор непонятным остается идеологическое кредо этого деятеля, внесшего, несомненно, значительный вклад в русскую историю. Так или иначе, все оценки, даваемые Ростовцеву, носят оттенок неопределенности. Подчеркивается почти всегда его консерватизм и исполнительность, что, по мнению Б.Г.  Литвака, делало его в николаевское царствование «воплощенным орудием застоя» [2]. Делая такие выводы, историки всякий раз вынуждены были искать разумное объяснение «чудесному», «мгновенному» превращению этого консерватора «в ревностного прогрессиста и отчаянного эмансипатора» [3], которое произошло летом 1858 г.

Предложенная еще Я. А. Соловьевым, активным участником подготовки отмены крепостного права, интерпретация поведения Ростовцева вызывает много вопросов. Можно ли рассматривать неприятие Ростовцевым земельного освобождения крестьян в 1857 — пер. пол. 1858 гг. как проявление его реакционной позиции и защиты помещичьих интересов? Почему, допустив выкуп как возможный исход реформы, он долгое время настаивал на такой реакционной мере, как введение временных генерал-губернаторств и уездных управ с диктаторскими полномочиями начальников? Если Ростовцевым двигал постоянный страх революции, то почему же он допускал активное сотрудничество правительства с дворянскими депутатами летом — осенью 1859 г. , а еще в начале 1857 г. хотел возбудить общественную инициативу в крестьянском вопросе? Являлось ли его участие в разработке крестьянского вопроса удобным случаем «оправдаться» за возводимые на него обвинения в предательстве своих друзей-декабристов, если сам Ростовцев рассматривал это участие, как «тяжелый крест»? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались дать в специальном исследовании. В данной работе будет сделана попытка обобщить некоторые его результаты, затронув важнейшие аспекты темы.

Участие Я. И. Ростовцева в подготовке отмены крепостного права имеет два аспекта: сугубо личностный, субъективный, и государственный, связанный с его ролью в эволюции правительственной программы реформы и постановке её задач. Оба эти аспекта тесно переплетены между собой.

Как человек, вознесенный судьбой на вершину властного Олимпа, Ростовцев всегда старался ревностно исполнять волю своих августейших покровителей.

Однако мы не можем остановиться только на констатации этого факта. Личностный аспект участия Ростовцева в подготовке великой реформы связан еще с особенностями психологического склада этого человека, её глубинными мировоззренческими ориентирами. Глубокая религиозность Ростовцева всегда граничила с мистицизмом. Выполнение долга перед монархом делало его причастным к подготовке преобразования, затрагивающего общие основы национальной жизни, заново их формирующего. На общем заседании Редакционных комиссий (РК) 16 марта 1859 г., которое проходило в бывшем дворце Меншикова, Ростовцев заметил: «В этом самом здании была зала ассамблей, в которой Петр призывал к жизни общество, а нам выпадет на долю призывать народ — в этом наша задача» [4]. Он трижды решался просить Александра II отстранить его от участия в разработке крестьянской проблемы. Даже через полтора года после начала работы Секретного комитета по крестьянскому делу, в течение которых Ростовцев «помолившись, зачал учиться делу новому», и надо заметить, достиг в нем неплохих результатов, летом 1858 г.
он снова просил императора об увольнении [5]. Свое участие в великом деле Ростовцев мог рассматривать как выполнение воли Провидения, указаниям которого нужно бесприкословно и смиренно следовать. Такое настроение субъективно придавало его поведению налет избранности и героизма. «Я умираю, как герой», — будучи уже смертельно больным, сказал он В.А. Черкасскому (проект положения о крестьянах был к этому времени — январь 1860 г., практически готов) [6]. Эти слова выдают в нем человека, чей духовный склад сформировался в первой четверти XIX в., в эпоху романтизма [7]. К этому следует прибавить ощущение жертвенности выполняемого долга (что сближало Ростовцева с декабристами), соединенное с постоянным чувством бренности своего величия. «У меня впереди кинжал Росси или кибитка Сперанского», — такую мимолетную запись сделал он летом 1859 г., испытав уже накал страстей вокруг работ Редакционных комиссий [8]. Современникам Ростовцев казался чужаком и потому еще, что он действительно представлял другую эпоху русской жизни, ценности которой сохранил до конца 1850-х гг.

Ростовцев идеально подошел для той задачи, которую возложил на него Александр II. Человек демократического происхождения (дворянин во втором поколении), неотягощенный сословными предрассудками, он соединял в себе культуру дворянского просвещения начала XIX в. с её страстью к постановке глобальных исторических и нравственных проблем с широтой и прозорливостью мышления государственного деятеля середины XIX в., способного видеть и ставить конкретные задачи. Уже в первой своей записке (апрель 1857 г.) Ростовцев связал процесс освобождения крестьян с общей культурной и экономической пе-рестройкой основ социального строя, процессом окончательного «раскрепощения» сословий и созданием гражданского общества (термин этот неоднократно употреблялся Ростовцевым [9]). Проект этот настраивал правительство на длительный путь эволюционных реформ с неясными перспективами в будущем. По мысли Ростовцева, оно должно усилить свою законадательную активность таким образом, чтобы «открывать все пути для уничтожения крепостного права».

Освобождение, согласно такому взгляду, носит многовариантный характер. Правительство «всеми мерами будет помогать и крестьянину, и помещику обращением крепостного и в обязанного, и в свободного хлебопашца, и в свободного человека, кого без земли, кого с землею, и никого не обижая» [10]. Важной составляющей такого курса Ростовцев считал раскрепощение государственной деревни и создание условий для роста фабричной промышленности, что могло обеспечить постепенный отток части сельского населения из деревни, закрепив в ней экономически дееспособный элемент [11]. К данным соображениям можно добавить и план создания эффективной местной администрации. К сожалению, механизм обеспечения перехода помещичьей деревни на договорные отношения не был им проработан, что обесценивало в целом весь проект. Это отметили практически все историки подготовки крестьянской реформы [12].

Новый импульс реформаторская активность Ростовцева в крестьянском вопросе получила в связи с выходом 20 ноября 1857 г.

рескрипта виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. План долговременного реформаторского процесса приобретал вполне конкретные очертания. В связи с этим еще накануне выхода рескрипта Ростовцев подверг критике идею выкупа усадебной оседлости, предлагая отодвинуть окончание срочнообязанных отношений на более длительный, по сравнению с нормой рескрипта, срок, осуществив одновременное личное освобождение крестьян и допустив их переходы. Гарантией соблюдения интересов помещиков становилась периодическая переоброчка, Ростовцев высказался также за постепенное уничтожение обязательного труда [13].

Мы рассматриваем негативное отношение Ростовцева к выкупу надельной земли как рельефное выражение общих опасений правительства допустить нарушение юридического права собственности, а также боязни финансовых потрясений, связанной с расстройством денежной и банковской системы страны.

Передача обсуждений условий реформы на усмотрение дворянских комитетов явилось следствием юридической непроработанности правительством вопроса об окончании срочнообязанных отношений. Ростовцев настаивал на превращении дворянства в активного субъекта реформы, что в свете его политических воззрений являлось своеобразным консенсусом между прерогативой верховной власти изменять существующие законы и сохранением основных прав подданных (в этом смысле примечательна его фраза из апрельской записки: «Венценосцы меняются, но Государь — Тот же» [14]). Работа над проектами в губернских комитетах являлась своеобразной гарантией сохранения кредита доверия подданных к своему монарху, а также проверкой их готовности исполнить его волю, выраженную в словах «улучшить быт крестьян». Последнее обстоятельство обусловило наивную веру Ростовцева в то, что дворяне непременно допустят «щедрый» надел крестьян землей и угодьями [15].

Поиск правительством рационального выхода из создавшейся ситуации привел к появлению проектов о введении временных генерал-губернаторств и реформы уездных управ с чрезвычайными полномочиями их начальников. Ростовцев был наиболее активным сторонником данных планов. Здесь обнаруживается прямая связь с его предположениями о положительном влиянии просвещенного правительственного элемента на отсталую российскую глубинку, которые делались им в период управления Штабом военно-учебных заведений [16]. В предположениях по кадровому составу уездных начальников, помимо выпускников университетов, Ростовцев прямо указывал на офицеров — питомцев ведомства военно-учебных заведений [17].

Изучение юридических и экономических аспектов предстоящей реформы в период заграничного путешествия (июнь-сентябрь 1858 г.) заставило Ростовцева скорректировать свою позицию в крестьянском вопросе. Знакомство c печатной и рукописной литературой, изучение реформаторского опыта германских государств и империи Габсбургов привели его к выводу о коренном различии феодальных отношений в Европе и крепостного права в России. В своих письмах к царю Ростовцев доказывал теперь невозможность соединения прав свободного человека с длительным обязательным пользованием помещичьей землей [18]. Отмеченное в литературе внимание Ростовцева к крестьянскому движению в Прибалтике, несомненно, стало важным фактором, позволившим ему изменить свою позицию по вопросу юридической регламентации обязанных отношений на уровне правительства [19]. Реформаторский курс объективно приобретал двустороннюю направленность защиты интересов обоих сословий. Германские знакомства Ростовцева помогли ему лучше узнать голос дворянства, заитересованного в социальной стабильности и готового идти на уступки [20].

Стоит также отметить, что в самих заграничных письмах вплоть до февраля 1859 г. Ростовцев не рассматривал выкуп как единственную меру выхода крестьян из обязанного положения. Наряду с этим, он вполне серьезно прорабатывал такие варианты, как постепенный переход крестьян в другие состояния, допущение свободного перемещения крестьянского населения (с чем связан проект либеральной реформы паспортной системы) [21]. Таким образом, мы, в отличие от М. Д. Долбилова и других историков подготовки реформы [22], не считаем страх «массовой стихийной пауперизации крестьянства» определяющим в его позиции. Ростовцев уповал на спонтанные процессы расслоения, которые начнутся в деревне, и вполне допускал так называемое «бродяжничество». Еще в конце 1830-х гг. в своей записке «Природное право» он обосновывал «политическое неравенство», которое, «хотя и кажется случайным, но…есть закон природы», то есть изначально присуще человеческому обществу [23].

Активная позиция Ростовцева импонировала императору, желавшему скорейшего и рационального решения крепостной проблемы. Ростовцев становится главным выразителем монаршьей воли в крестьянском вопросе, что позволяло Александру II, не связывая себя групповыми и ведомственными интересами, придать процессу подготовки реформы больший динамизм и заданную направленность, искуссно лавировать между различными интересами.

Перспектива гарантии выкупной операции государственными имуществами, поставленная Ростовцевым в заграничных письмах в свете его контактов с М. Н. Муравьевым, давшим ему соответствующие заверения, приобретала конкретные очертания [24]. Активное участие М.П. Позена в проектировании операции позволило Ростовцеву лучше узнать финансовый аспект проблемы выкупа и поставить на повестку дня вопрос об изменении правительственной программы, что было легко достигнуто на заседаниях Главного комитета по крестьянскому делу в ноябре 1858 г. и закреплено Высочайшим повелением 4 декабря. Гарантированное вознаграждение помещика за выкупленную землю с одновременной отменой обязательных работ должны были, по мысли Ростовцева, привести к распространению свободного труда и появлению фермерских хозяйств, в которых активно будет применяться аренда. По всей видимости, он рассчитывал, что переход к свободным отношениям произойдет за короткий срок даже в том случае, если выкуп не превратится в обязательную меру, против чего Ростовцев всегда выступал. По своей либеральной направленности программа Ростовцева близка к реформаторским проектам, составленным некоторыми губернскими комитетами Нечерноземья. Между прочим, критикуя проект большинства Симбирского комитета, он резко выразился против ограничения свободы передвижения крестьян, отметив, что планируемая комитетом волость есть «совершенно излишняя и вредная бюрократическая инстанция» [25].

В январе-феврале 1859 г. Ростовцев должен был в третий раз скорректировать свою позицию в крестьянском вопросе. Связано это с провалом его планов по созданию на период проведения реформы «сильной власти» на местах [26]. Данное обстоятельство ускорило постановку вопроса о необходимости издания общего Положения. Одновременно Ростовцев пытался возбудить вопрос об обязательном выкупе, однако последовательная позиция царя, обеспокоенного предполагаемым крахом банковской системы страны, перевела проблему в разряд предположений.

Работы РК должны были подготовить проект Положения, который первоначально замышлялся Ростовцевым как своеобразный свод проектов губернских комитетов. Он рассчитывал, что члены РК, опираясь на компетентное мнение «образованного меньшинства» комитетов, смогут показать несостоятельность авторов «крепостнических проектов» [27]. Это позволило бы приготовить почву для встречи депутатов от дворянства и узаконить в его глазах правительственные предположения. На наш взгляд, Ростовцев стремился придать приезду депутатов в Петербург оттенок представительства, а их коллективному мнению — характер фактического легитимного одобрения проекта. Данная позиция Ростовцева своеобразно проявилась в период съезда депутатов, когда председатель РК смог устранить негативное впечатление, вызванное составлением полицейской инструкции МВД [28].

Мы считаем, что при организации работ РК Ростовцев использовал положительный опыт, накопленный во время руководства Штабом военно-учебных заведений, и в частности, его Учебным отделом, который структурно и функционально во многом походил на РК.

При составлении проекта положения Роствцеву пришлось сузить объем задач, которые он ставил перед реформой. Мы считаем, что все-таки целесообразно противопоставить органические основы программы Ростовцева и программы МВД, активным проводником которых в РК был Н. А. Милютин. Ростовцев предполагал связать проведение крестьянской реформы с осуществлением целого комплекса социально-политических преобразований, изменяющих основы сословного строя русского общества. Реформа мыслилась им в рамках дихотомиии «сословный строй - гражданское общество»; Ростовцев хорошо понимал, что реформа должна изменить весь свод законодательства. В процессе работы РК он предлагал своим сотрудникам рассмотреть целый пакет либеральных законов, издание которых он четко приурочивал к выходу в свет освободительного положения [29]. Милютин и его так называемая неформальная группа в РК (термин М. Д. Долбилова) больший акцент делали на социальном аспекте предстоящего преобразования, взяв за образец социально-патерналистские нормы государственной деревни [30]. Ростовцев, не ощущавший себя специалистом по аграрным вопросам, по необходимости принял в качестве рабочего варианта положения проект организовавшегося большинства чиновников и членов-экспертов, которые стремились дать рациональное определение условий реформы еще до приезда депутатов. Ростовцев сознательно стремился создать эффект сплоченной команды, избегая разногласий среди членов РК, что было обусловлено накалом политической борьбы вокруг комиссий, опасностью реакционного поворота. Мы оцениваем стремление Ростовцева активно сотрудничать с депутатами обоих призывов как вполне осознанную линию на трансформацию рабочего варианта положения РК в сторону большего либерализма, что могло выразиться в сокращении срока ограничений передвижения крестьян (см. примечание 5 последней записки Ростовцева [31]), в расширении возможностей для арендных отношений, в уменьшении полицейских полномочий волости. Преждевременная смерть реформатора привела к тому, что проект РК получил характер безальтернативной формулы.

Участие Я. И. Ростовцева в подготовке крестьянской реформы можно, таким образом, разделить на этапы, преемственность между которыми обусловлена его видением процесса преобразования как постепенного, эволюционного развития русского общества на началах материальной и правовой независимости личности. При этом он прекрасно осознавал, каковы должны быть экономические и культурные составляющие этого процесса. Данная констатация позволяет отнести Ростовцева к деятелям, которые стояли у истока Великих реформ, разрабывали идеологию и практику проведения в жизнь реформаторских начинаний.


Литература

[1] Корнилов А.А. Крестьянская реформа. Спб., 1905; Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России М., 1968; Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 — 1861 гг. М., 1984; Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Долбилов М. Д. Крестьянская поземельная собственность в политических замыслах реформаторов 1861 г. // Россия и реформы. М., 1995. Вып. 3. С. 28-52 и др.
[2] Соловьев Я. А. Записки о крестьянском деле // Русская старина. 1883. Кн. 2. С. 265.
[3] Материалы для истории упразднения крепостного права помещичьих крестьян в России в царствование императора Александра II. Берлин, 1860. T. I. С. 388.
[4] См. подробнее об умонастроениях дворянской интеллигенции той эпохи в кн.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Спб., 1994. С. 210-230 и др.
[5] См. например: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1155. Оп. 1. Д. 16. Л. 2 (записка Я.И. Ростовцева «О внешней политике Англии в 1848 — 1849 гг.»).
[6] Там же. Л. 312, 315, 321-321-об.
[7] РГИА, Ф. 1180. Оп. 15. Д. 108. Л. 86, 89, 90.
[8] РГИА. Ф. 1180. Оп. 15. Д. 108. Л. 330, 338.
[9] Материалы… С. 386.
[10] Захарова Л. Г. Указ. соч. С. 124.
[11] Материалы. .. С. 390-391; Фишер К. И. Записки// Исторический вестник. 1908. № 10. С. 57.
[12] ГАРФ. Ф. 1155. Оп. 1. Д. 22. Л. 3-об.
[13] ОР РГБ. Ф. 219. К. 80. Д. 18. Л. 1-об.
[14] Скребицкий А. Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Материалы для истории освобождения крестьян. Т. I. Бонн, 1862. С. 786-787 (записка Я.И. Ростовцева от 26 января 1859 г. «Об учреждении особых комиссий для составления сводов проектов Положений губернских комиьтетов»).
[15] Семенов Н. П. Деятельность Я. И. Ростовцева…// Русский вестник. 1864. № 12. С. 467- 471; ГАРФ. Ф. 1155. Оп. 1. Д. 163.
[16] Cкребицкий Я. И. Mатериалы. T. I. C. 961.

рабство и крепостничество — Студенты | Britannica Kids

Введение

Photos.com/Getty Images Plus

Наиболее распространенной формой принудительного труда в истории цивилизации является рабство. Подневольное состояние – это общий термин, используемый для описания всех видов принудительного труда. Оно происходит от латинского существительного servus , что на самом деле означает «раб», хотя также можно узнать как источник слова «слуга». Во всем древнем мире любой, кто функционировал как слуга, обычно был рабом.

Северный ветер Фотоархив

Другими формами рабства, связанными с рабством и иногда неотличимыми от него, являются крепостное право, долговая кабала, кабальная служба, рабство и барщина (также называемая уставным трудом). Крепостное право было после рабства самым распространенным видом принудительного труда; оно появилось через несколько столетий после введения рабства. В то время как рабы считаются формой собственности, принадлежащей другим людям, крепостные связаны с землей, которую они занимают из поколения в поколение.

Долговая кабала означает потерю свободы из-за невозможности вернуть долг. Таким образом, должник стал рабом кредитора. Иногда рабство становилось постоянным. В некоторых обществах это было только на фиксированный срок лет.

Подневольный труд использовался как форма контрактного труда в британских колониях Северной Америки. Большое количество немецких, английских и шотландских колонистов прибыло в Северную Америку в качестве наемных слуг. Некоторые из них были осуждены дома. Нехватка рабочей силы в колониях иногда приводила к похищению людей в Европе и отправке в Америку в качестве наемных слуг. Обычный срок контракта составлял от четырех до семи лет, после чего слуга становился свободным. Этот вид контракта был одним из способов, с помощью которого люди, слишком бедные, чтобы приехать в колонии, могли оплатить свой транспорт. Контракты часто заключались с капитанами кораблей, которые по прибытии в Северную Америку продавали контракты кому-то другому. Эта система труда вымерла после американской революции. Рабство стало единственным видом принудительного труда в США.

Пионерство — вид контрактного труда, который когда-то был распространен в Мексике. Индейцев и бедных колонистов заставляли работать на полях и в шахтах. Держа рабочих в нищете, владельцы поместий и шахт создали постоянную систему рабства, которая была практически идентична рабству.

Барщина, или статутный труд, отличалась от других форм принудительного труда, потому что это был труд, принудительно выполняемый для правительства на крупных общественных работах. (Слово барщина означало «пожертвование», означающее обязательство перед государством.) В некоторых случаях барщина означала определенное время, отдаваемое государству в соответствии с законом. Во Франции система была отменена Французской революцией.

Рабство

Британская энциклопедия, Inc.

В том виде рабства, который называется рабством, рабочий считается собственностью. Его или ее можно купить и продать, как любой другой товар. Происхождение рабства неизвестно, но, вероятно, оно возникло как экономическая необходимость или удобство, когда люди начали создавать постоянные общины, основанные на сельском хозяйстве.

Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц

Во II веке нашей эры римский юрист Флорентин сказал: «Рабство — это институт права народов, посредством которого человек — вопреки природе — подчиняется собственности другого». Таким образом, рабство было признано законным, несмотря на то, что оно считалось противоречащим естественному праву. Это говорит о том, что после того, как рабство существовало некоторое время, люди нашли для него удобные объяснения. Они были закреплены в законе и стали установленными чертами почти каждой ранней цивилизации.

Рабство в древнем мире

Г. Дагли Орти—Библиотека изображений DeA/age fotostock

Рабство существовало во всем древнем мире, от Америки до Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии и других мест Азии. В Корее было очень большое количество порабощенных людей, от трети до половины всего населения. Рабство практиковалось по всей Черной Африке, и во многих районах существовали крупномасштабные рабовладельческие системы. Позже, после возникновения ислама, порабощенные чернокожие из Африки широко продавались по всему исламскому миру, в том числе в Африке и в Турецкой Османской империи. Исламские общества также порабощали славян и другие народы из Европы и Средней Азии.

В Древнем Египте были рабы, хотя рабство там никогда не было обычным явлением. В Египте порабощенные люди иногда женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе рабы, принадлежащие к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. Однако некоторые египетские рабы были убиты, когда умерли их владельцы. Затем этих порабощенных людей хоронили вместе с их владельцами в надежде, что они будут служить своим владельцам в загробной жизни.

Photos.com/Getty Images

Рабство имело большое значение для экономики Древней Греции и Рима. Источниками рабов были завоевания, пиратство или покупка в чужих землях. Порабощенные люди выполняли почти все задачи, доступные свободным людям, но им не разрешалось принимать участие в политических делах. Во многих случаях они могли владеть собственностью и вести собственный бизнес. Иногда, если они накопили достаточно богатства, они могли купить свою свободу. В греческих городах-государствах освобожденный раб не мог быть гражданином, потому что гражданство передавалось по наследству. Вместо этого он был причислен к числу резидентов-инопланетян. В Риме вольноотпущенник мог получить гражданство, хотя он не пользовался полными гражданскими правами — он не мог служить в армии или занимать государственные должности.

Photos.com/Thinkstock

В Риме рабский труд был основой государства. Порабощенные люди были гребцами военного флота. Крупные общественные сооружения, такие как акведуки, доки, дороги и храмы, были делом рук порабощенных людей. Книги в публичных и частных библиотеках Рима переписывались вручную группами порабощенных людей. Гладиаторы, которые сражались, чтобы развлечь толпу, были военнопленными, купленными каким-то богатым римлянином. Их обучали в гладиаторских школах обращению с различными видами оружия, а затем сдавали в аренду императору или частным лицам, которые собирались устроить выставку, открытую для публики.

Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц; Эскиз © 1960 Universal Pictures Company, Inc.

Во 2-м и 1-м веках до нашей эры Рим накопил большое богатство, и порабощенных людей было много. Именно в это время в огромных масштабах было введено сельскохозяйственное рабство. Это также единственный период, когда были серьезные восстания рабов. На Сицилии было два восстания — в 135–132 до н. э. и в 104–100 до н. э. Самым известным из восстаний было восстание под предводительством Спартака в Италии в 73–71 гг. до н. э.

Крепостное право приходит на смену рабству в Европе

The British Library/Robana/REX/Shutterstock.com

К поздней Римской империи, в 4—5 вв. н. э., сложились большие группы потомственных рабов-земледельцев. Они не могли быть проданы отдельно от самой земли. Их статус стал похож на статус свободных фермеров-арендаторов, которые обрабатывали землю на кого-то другого. Эти порабощенные люди постепенно становились крепостными: они и их последующие поколения были по закону привязаны к земле, которую они занимали. В западной части империи рабство постепенно исчезло после 4 века, и к концу 10 века о нем редко слышали. Крепостное право стало обычной формой сельскохозяйственного труда и сохранялось как таковое по крайней мере до XIX века.ХХ века во многих частях Европы. Крепостное право было одной из основ феодализма, системы взаимных обязательств, связывавших общество воедино в Средние века.

В Англии крепостное право прекратилось вскоре после окончания Великого крестьянского восстания в 1381 году. В некоторых частях Франции крепостное право не исчезало до ночи 4 августа 1789 года, во время Французской революции. В то время дворяне отказались от всех своих феодальных прав. В Пруссии он сохранялся до 1811 г., и только в 1861 г. царь Александр II по императорскому указу освободил 40 миллионов крепостных в России, число которых с 1700 г. росло.0007

Порабощенные африканцы в Америке

В 15 веке европейцы впервые вступили в тесный и продолжительный контакт с народами Африки. Португальцы, которые постепенно продвигались вдоль побережья Западной Африки в 16 веке, были первыми, кто ввел порабощенных африканцев в Европу. Португальские корабли везли порабощенных людей в Испанию; а после того, как был открыт Новый Свет, потомки этих порабощенных людей были доставлены на Гаити для работы на рудниках. Сначала испанцы пытались использовать местных индейцев в рудниках и на плантациях, но индейцы не были приспособлены к такому труду и были практически истреблены.

Photos.com/Getty Images

Интерактив

Британская энциклопедия, Inc./Кенни Хмелевски

Вскоре невольничьи корабли стали обычным явлением на океанских путях между Африкой и Новым Светом. Крупнейшие морские компании Европы соревнуются друг с другом за то, чтобы нажить состояние на атлантической работорговле. По Утрехтскому договору (1713 г.) Англия закрепила за собой исключительное право поставлять порабощенных чернокожих в испанские колонии. В 1739 году, когда Испания попыталась отозвать соглашение, Англия начала войну, чтобы сохранить его. Спрос на рабский труд вскоре переместился из Вест-Индии в Северную Америку, где он увеличился.

Stockbyte/Jupiterimages/Getty Images

Именно плантационное, или земледельческое, рабство установилось в Вест-Индии, Центральной и Южной Америке, а также в британских колониях Северной Америки. Меньшая часть порабощенных людей работала в городах на промыслах. Большинство жило на плантациях, где они выполняли всю работу как в качестве домашней прислуги, так и в качестве полевых рабочих. Обращение с порабощенными людьми зависело от выполняемой ими работы. Те, кто был домашней прислугой, чувствовали себя относительно комфортно, а те, кто работал в поле, выносили самые суровые условия.

Кризис 19-го века

Большинство стран Латинской Америки сразу же отменили рабство, когда они стали независимыми от Испании. Однако это учреждение сохранилось на Кубе, в Пуэрто-Рико и других местах, оставшихся под контролем Испании. Восстание во французской колонии Гаити привело к свержению рабства в 1803 году.

Когда эта торговля людьми стала известна европейцам в целом, это возмутило их чувство справедливости. Квакеры давно протестовали против торговли, и их усилия, наконец, принесли свои плоды. В известном деле раба Джеймса Сомерсетта суды Англии в 1772 году вынесли решение о том, что порабощенные люди, бежавшие на Британские острова, не могут быть насильственно вывезены из Англии и, таким образом, становятся свободными.

Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры, Вашингтон, округ Колумбия (объект № 2010.21.2ab)

В 1792 году Дания стала первой западной страной, отменившей работорговлю. За ней последовала Англия в 1807 году и Соединенные Штаты в 1808 году. Дальнейший прогресс был достигнут на Венском конгрессе в ноябре 1814 года. Во многом благодаря влиянию Англии собравшиеся державы согласились с тем, что работорговлю следует отменить как можно скорее. Они оставили фактическую дату для переговоров между различными правительствами. Договор Вебстера-Эшбертона 1842 года, обязывающий Великобританию и Соединенные Штаты держать военно-морскую эскадру на африканском побережье, чтобы предотвратить отправку порабощенных людей, отмечает дату, когда наконец прекратилась организованная африканская работорговля, хотя какое-то время грузы перевозились. незаконно.

© Photos.com/Jupiterimages

Лидером движения против рабства в Англии был Уильям Уилберфорс, посвятивший большую часть своей жизни его осуждению и введению в палате общин мер по его отмене. В 1833 году, через месяц после его смерти, был принят закон об освобождении порабощенных людей во всех британских колониях и выделении суммы почти в 100 миллионов долларов для компенсации владельцам понесенных ими убытков. Этому примеру последовали и другие страны. В Соединенных Штатах порабощенные люди были освобождены только после десятилетий политической борьбы и долгой, дорогостоящей и кровавой Гражданской войны в США. ( См. также аболиционистское движение; чернокожие американцы или афроамериканцы; Гражданская война в США.)

20-й и 21-й века

Рабский труд широко использовался в Советском Союзе на протяжении большей части его истории, а также на оккупированных немцами территориях во время Второй мировой войны. Принудительный труд применялся также в Китае, Камбодже и других тоталитарных режимах. В конце 20 века в Азии и Латинской Америке был распространен тип рабства, называемый долговой кабалой. Низкооплачиваемые рабочие, которые задолжали своим работодателям за дорогую еду и жилье, были вынуждены оставаться на своих рабочих местах, не имея возможности расплатиться с долгами. Рабство в результате гражданской войны свирепствовало в некоторых африканских странах, включая Судан, в конце 20-го и начале 21-го веков.

‘Славянский эпический цикл’ №19: Отмена крепостного права в России. Работать на воле — основа государства (1861) — Славянская эпопея — Темы — Галерея

Славянская эпопея ( Slovanská epopej ) представляет собой серию из двадцати монументальных полотен (самый большой размером более 6 на 8 метров), изображающих историю славянского народа и цивилизации. Муха задумал его как памятник для всех славянских народов, и вторую половину своей творческой карьеры он посвятил реализации этого произведения.

Идея произведения возникла в 1899 г. , когда Муха работал над оформлением интерьера Павильона Боснии и Герцеговины, заказанного австро-венгерским правительством для Парижской выставки 1900 г. В рамках подготовки к По заданию он много путешествовал по Балканам, исследуя их историю и обычаи, а также наблюдая за жизнью южных славян в регионах, которые были аннексированы Австро-Венгрией двумя десятилетиями ранее. Из этого опыта возникло вдохновение для нового проекта — создания «эпопеи для всех славянских народов», в которой были бы изображены «радости и горести» его собственного народа и всех других славян.

Между 1904 и 1909 годами Муха посетил Соединенные Штаты пять раз в надежде найти благотворителя, который поддержал бы его амбициозный проект, и, в конце концов, на Рождество 1909 года он заручился поддержкой Чарльза Ричарда Крейна (1858–1939), богатого жителя Чикаго. бизнесмен и меценат. Крейн был сильно заинтересован в развитии политических дел в Восточной Европе и славянской культуре, и ему предстояло обеспечить Мухе финансовую и эмоциональную поддержку в течение почти двадцати лет. Муха вернулся на родину в 1910, чтобы приступить к своей миссии.

Между 1911 и 1926 годами энергия Мухи была направлена ​​на создание Славянской эпопеи . Для этого проекта он арендовал студию и квартиру в замке Збирог в Западной Чехии, чтобы воспользоваться просторной студией, позволяющей ему работать с огромными полотнами. В сериале он изобразил двадцать ключевых эпизодов из славянского прошлого, от древнего до современности, десять из которых изображают эпизоды из чешской истории и десять — исторические эпизоды из других славянских регионов. Первое полотно серии, Славяне на своей исконной родине , был закончен в 1912 году и вся серия была завершена в 1926 году заключительным полотном Апофеоз славян , которое прославляет триумфальную победу всех славян, родина которых в 1918 году окончательно стала их очень личное.

С помощью Славянской эпопеи Муха хотел объединить всех славян через их общую историю и их взаимное уважение к миру и обучению и, в конечном итоге, вдохновить их работать на благо человечества, используя свой опыт и добродетель. В 1928 мая Муха и Крейн официально представили городу Праге полную серию Славянской эпопеи в качестве подарка нации, приуроченной к 10-й -й годовщине независимости.

Хотя этот сюжет является одним из самых современных при жизни Мухи, это был один из первых из полотен славянской эпопеи , которые были завершены. Муха посетил Россию в 1913 году и обнаружил, что великий славянский народ и союзник, которого он так почитал, на самом деле осаждён нищетой и страданиями и значительно отстал от остальной Европы.

Когда царь Александр II вступил на престол в 1855 году, он инициировал ряд реформ, в том числе Указ об освобождении рабов от 1861 года, который предоставил личную свободу русским крепостным. Для Мухи эта реформа была слишком запоздалой, чтобы иметь какое-либо значение.

Неуверенные в том, как реформа улучшит их положение, покорная Мухе толпа русских крестьян с тревогой наблюдает, как чиновник читает указ. Собор Василия Блаженного и Кремль за ним едва различимы сквозь густую пелену тумана, отражающую неопределенность момента. Далекое солнце едва ощутимо сквозь тучи и предлагает слабый проблеск надежды на светлое будущее. Опять же, Муха включает фигуру матери и ребенка, чтобы выразить страх и надежду, связанные с будущими поколениями.

Связанные объекты

  • Отец и сын-крестьянин на фоне Царь-колокола, Московский Кремль (1913 г.)

    Репродукция с оригинальной стеклянной пластины

    Переход к Крестьянскому отцу и сыну на фоне Царь-колокола, Московский Кремль

  • Муха зарисовывает на Красной площади в Москве (1913 г.)

    Воспроизведение с оригинальной стеклянной пластины

    Сходить к Мухе зарисовать на Красной площади в Москве

  • Нищий и мещанка, Москва (1913)

    Репродукция с оригинальной стеклянной пластины

    Идти к Нищему и мещанке, Москва

  • Этюд к ‘Славянскому эпическому циклу’ №19: Отмена крепостного права в России (1913-1914 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *