Проект микеланджело: Микеланджело Буонарроти | Архитектурная классика

от Капрезе до Рима с Микеланджело — La Tua Italia

Микеланджело Буонарроти не нуждается в представлении. Великий гений, неповторимый скульптор, архитектор, живописец и поэт прожил долгую и насыщенную жизнь. Мы составили небольшой маршрут по местам, где проходили основные события в жизни «Божественного» Микеланджело.

 

Капрезе, Кьюзи и Сеттиньяно

Дом Подеста́ (слева), где родился Микеланджело, Капрезе Микеланджело

Капрезе – небольшой городок в окрестностях Ареццо, где Микеланджело появился на свет и прожил несколько месяцев – в его доме сейчас находится музей. Семья Буонаротти входила в состав флорентийской знати, но обедневший отец Микеланджело, Лудовико, согласился занять должность подеста́ (мэра) городков Кьюзи и Капрезе.

Недавно было обнаружено, что горный пейзаж фона «тондо Дони» (хранится в Уффици) изображает скалу Монте-делла-Верна, возвышающуюся над Кьюзи. Сам тондо представляет собой великолепное изображение Святого семейства и типичный образец скульптурного видения форм в живописи Микеланджело.
Этот же пейзаж можно наблюдать на заднем плане «Создания Адама» на своде Сикстинской капеллы. Все дело в том, что прадедушка Микеланджело, Симоне, имел отношения к францисканскому монастырю, стоящему на этой горе. В то время он был одним из самых крупных монастырей во всей Тоскане.

Ещё одно место, весьма символичное для Микеланджело, – это Сеттиньяно, край пещер и каменоломен, расположенный недалеко от Флоренции, где художник провёл детство. Кормилица Микеланджело была из рода каменотёсов. Сам художник так отзывался о своём детстве: «Моя будущность была определена молоком кормилицы с примесью мраморной пыли».

 

Флоренция

В городе Медичи Микеланджело состоялся как художник, и именно к Флоренции он испытывал противоречивые чувства любви и ненависти. Здесь Микеланджело сполна испытал капризы судьбы и последствия своего беспокойного характера.

После ученичества у Гирландайо молодой Микеланджело примыкает к сообществу художников и интеллектуалов «Академии Марчано» при библиотеке монастыря Сан-Марко. При дворе Лоренцо Великолепного он знакомится с античной скульптурой и самыми известными деятелями культуры своего времени: поэтом Анджело Полициано, философами Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой.

Однажды «Голова фавна», сделанная Микеланджело ради удовольствия, попалась на глаза синьору Флоренции. Лоренцо Великолепный, улыбнувшись, заметил, что для старика у этого фавна слишком много зубов. Ничтоже сумняшеся, Микеланджело тут же выбил фавну «лишние» зубы, что стало началом его официальной карьеры: уже через несколько дней он был тепло принят Лоренцо в его резиденции на Виа Ларга.

Церковь Сан-Лоренцо, где находится «Новая Сакрестия» работы Микеланджело

Впоследствии Микеланджело бежит из Флоренции, чтобы не раз в неё затем вернуться: после смерти Лоренцо Великолепного город погрузился в череду переворотов и борьбы за власть. Отношения Микеланджело с кланом Медичи отличались двойственностью, тем не менее, после смерти художника герцог Козимо I предпринял все меры, чтобы завладеть его телом, вывезти из Рима и устроить торжественные похороны человеку, ставшему легендой уже при жизни.

Работы Микеланджело находятся в галереях Академии и Уффици, музее Барджелло, палаццо Веккьо и доме-музее Буонаротти.

Любителям фирменной микеланджеловской недосказанности придутся ко вкусу его «Рабы», словно пытающиеся вырваться из породившего их камня. «Маданна у лестницы» и «Битва кентавров» — одни из самых ранних его работ, где, тем не менее, уже безошибочно узнаваем стиль великого скульптора. А ценители красоты человеческого тела не смогут равнодушно пройти мимо его «Вакха» в музее Барджелло.

Капелла Медичи, церковь Сан-Лоренцо

Главное же наследие Микеланджело во Флоренции – это капелла Медичи (Новая Сакристия) при церкви Сан-Лоренцо, его мемориальная пластика по заказу могущественных Медичи и, конечно, «Давид» — созданный для украшения собора Санта Мария дель Фьоре, но затем размещённый на Пьяцца делла Синьория (в настоящее время статуя находится в галерее Академии). Библейский гигант быстро завоевал народную любовь и стал символом города.

 

В каменоломнях Каррары

Апуанские Альпы стали для Микеланджело практически вторым домом, где он самостоятельно выбирал лучший мрамор. Его любовь к каррарскому мрамору начинается с создания знаменитой ватиканской «Пиеты». В 1505 году, работая над мавзолеем Юлия II, он потратил на выбор и транспортировку материала около 8 месяцев. Для этого ему даже пришлось спроектировать и построить дорогу, проходившую через Версилию, небольшой городок на северо-западе Тосканы. Дорога, кстати, сохранилась до сих пор.

Микеланджело настолько ценил мрамор как материал, что ему приписывают изречение, что статуи изначально существуют внутри него. Задача художника – лишь извлечь их наружу.

Каменоломни Каррары

Именно этим и занимался Микеланджело с полной отдачей. По воспоминаниям дипломата, переводчика и алхимика Блеза де Виженера, он однажды наблюдал как Микеланджело уже в возрасте за 60 с остервенением сбрасывал с помоста тяжёлые осколки мрамора. Казалось, что хрупкая конструкция вот-вот развалится на части.

Микеланджело никогда не окрашивал и не золотил свои статуи, в отличие от многих современников. Тем не менее, в своих работах он добивался почти живописной выразительности, учитывая условия освещения, в которых они будут находиться. Это было установлено недавно во время реставрации надгробия папы Юлия II в Риме. Ещё больше интересных фактов о Микеланджело и мраморе можно узнать в музее CARMI, открывшемся в Карраре чуть более года назад.

 

Рим

Без Микеланджело Рим не был бы Римом: именно он спроектировал купол собора святого Петра, Капитолийскую площадь, Порта Пиа и работал над фасадом палаццо Фарнезе.

Впервые Микеланджело оказывается в Риме в 21 год в результате курьёзного случая: его несохранившуюся  статую «Спящий купидон» продали кардиналу Раффаэле Риарио под видом античной за большие деньги. Обнаружив подлог, коллекционер возжелал посмотреть лично на молодого скульптора, столь талантливо сымитировавшего античных мастеров. Первой римской работой Микеланджело стал «Вакх», имевший большой успех.

Интерьер собора Святого Петра © Alessandro Colle

В Риме Микеланджело обзавёлся друзьями, такими как его коллега по ремеслу Себастьяно дель Пьомбо, а также влиятельными соперниками, такими так Донато Браманте и Рафаэль. Но главным двигателем его карьеры были отношения со столь непохожими друг на друга папами римскими – Юлием II, Климентом VII и Павлом III. Без их заказов мы бы не увидели многих великих памятников эпохи Возрождения.

В Риме же Микеланджело и скончался в возрасте 88 лет в доме на виа Мачель де Корви, снесённом в конце XIX века при реконструкции площади Венеции. Теперь на его месте находится монумент «Алтарь Отечества». Менее чем за месяц до его смерти на Тридентском соборе было принято решение прикрыть скандальную наготу персонажей «Страшного суда». Некоторые историки считают этот момент концом Возрождения.

 

От мрамора к фрескам

Если ватиканская «Пьета» стала первым успешным проектом 22-летнего Микеланджело в Риме, то работа над надгробием Юлия II стала одним из самых сложных и тяжёлых заказов. Здесь было всё: сложные отношения между скульптором и папой, интриги Браманте, и, наконец, смерть папы. И хотя финальное надгробие получилось меньше изначального проекта, результат всё равно впечатляет. Недавно отреставрированные скульптуры можно увидеть в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.

«Страшный суд», Сикстинская капелла, 1537—1541, Музеи Ватикана, Ватикан

Настоящим вызовом для Микеланджело стал заказ на роспись свода Сикстинской капеллы, доверенный ему тем же Юлием II. Ему не смогли помешать ни отсутствие опыта во фресковой живописи, ни происки конкурентов. «Не увидев Сикстинскую капеллу, нельзя составить себе представления о том, чего может достигнуть человек», напишет Гёте спустя два века. Этот проект дался Микеланджело невероятно тяжело, но он всё-таки смог завершить работу уже в преклонном возрасте.

 

Микеланджело Буонарроти (7) Архитектура: lovers_of_art — LiveJournal



Микеланджело Буонарроти является итальянским скульптором, гениальным живописцем, поэтом и архитектором, удивительным мастером, который покорил своими произведениями весь мир не только в Высоком и Позднем Возрождении, но и по сегодняшний день. Уже с молодых лет он начал творить свои произведения, это были драматичные, пластичные и монументальные образы, приклоненные перед человеческой красотой. Архитектурные работы Микеланджело смогли утвердить, насколько человек красив не только физически, но и духовно, насколько большую безграничность творческих возможностей он имеет.






Скульптурно-архитектурный комплекс гробницы папы Юлия II



С 1501 года Буонарроти уже работал как полноценный скульптор и заслуживает уважение и признание среди почитателей своего таланта. Кроме этого, мастеру заказывают различные общественные работы крупных масштабов. Одним из таких заказчиков стал и папа Юлий II, который поручил скульптору создать гробницу в Ватикане. Но по каким-то причинам отношения между Микеланджело и папой не сложились, мастер периодически покидал Рим, потом снова туда возвращался, в результате, скульптурно-архитектурный комплекс мастер смог реализовать только к концу 1545 года.




Фасад церкви Святого Лоренцо



Базилика Святого Лаврентия — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь появилась здесь в конце IV века, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке благодаря известному архитектору Филиппо Брунеллески.



Деревянная модель фасада


Внутри храм украшают многочисленные произведения искусства: две кафедры работы Донателло, украшения старой ризницы, также выполненные Донателло, саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккио, надгробия Медичи работы Микеланджело. Здесь покоятся наиболее известные члены семьи Медичи от Козимо Старого до Козимо III.


С 1516 года скульптор начал работать над фасадом церкви Святого Лоренцо, который у него заказал папа Лев Х. Вместе с Буогаротты были привлечены и другие мастера – А. Сангалло, А. Сансовино, Рафаэль, Б. д’Аньоло и Я. Сансовино, но спустя 2 года на вторичный заказ пригласили только лишь Микеланджело. Он отнесся очень ответственно к разработке фасада, и в этом ему помогли знания скульптуры, античной архитектуры и рельефа.



Фасад церкви был разделен на несколько этажей фронтоном, а также аттиками и карнизами. Первый этаж должны были украшать величественные колонны, а второй – пилястры коринфского ордера. Между большим количеством колон и пилястров на обоих этажах в нишах планировалось разместить рельефные работы и статуи. Микеланджело как мог совершенствовал свой архитектурный фасад, но не смог реализовать его, и по сегодняшний момент церковь стоит без какой либо отделки.




Фортификации города



Пьяцца дель Кампидольо.Рим



Дворец сенаторов.Рим


Дворец сенаторов  — ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.



В 78 году до н. э. Сенат поручил консулу Квинту Лутацию Катулу возвести на Капитолийском холме государственный архив — Табуларий. Строительством заведовал зодчий Луций Корнелий. В течение средневековья здание архива пришло в запустение, как и другие античные постройки города. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок.



Вид со стороны Римского форума


В середине XVI века папа римский поручил Микеланджело перестроить весь Капитолий, разбив на вершине представительную площадь под названием Пьяцца-дель-Кампидольо. По замыслу зодчего, стороны площади должны были образовать три дворца, главным из которых должен был стать Дворец сенаторов. По бокам от него были задуманы более низкие объёмы двух симметричных зданий — Дворца консерваторов и Нового дворца. При оформлении фасадов всех трёх дворцов Микеланджело предполагал использовать нечто прежде неслыханное — колоссальный ордер.



Вид со стороны Витториано


Посредине площади Кампидольо в 1538 году была установлена конная статуя Марка Аврелия (древнеримская скульптура II века, в конце XX века заменена копией). К дворцу сенаторов по склону Капитолия должна была вести величественная лестница, посредине которой планировался фонтан с античными фигурами — олицетворениями Тибра и Нила.



Монументальный проект Микеланджело был реализован (с незначительными отклонениями) уже после его смерти учениками, Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди (представители маньеризма). В новом здании уцелела нижняя часть античного Табулария. Две башни по бокам также остались со времени укреплений Корси. Всё это придаёт дворцу, несмотря на его чисто ренессансный фасад, оттенок оборонительного сооружения. Ратушная (часовая) башня возведена в 1578-82 гг. архитектором Мартино Лонги.


С 1871 года дворец служит резиденцией мэра Рима и местопребыванием других городских чиновников, поэтому бо́льшая часть помещений закрыта для туристов. В этом дворце 25 марта 1957 года был подписан Римский договор. В нижней (античной) части здания выставлены некоторые экспонаты Капитолийских музеев.



Дворец консерваторов. Рим



Пала́ццо-деи-Консервато́ри — ренессансное общественное здание на Капитолийской площади в Риме. Во дворце находится бо́льшая часть экспонатов Капитолийских музеев. Среди них такие общепризнанные шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Умирающий галл».



 


Первое здание дворца было построено при папе Николае V в середине XV века. Тогда его фасад украшали двенадцать арок, обрамляющие шесть окон первого этажа.В небольшом общественном здании заседали судьи, именуемые консерваторами (что и дало название дворцу), сенаторы из близлежащего дворца и городские магистраты, которые вместе осуществляли власть над вечным городом. Постепенно, с усилением могущества папы, значимость этого синклита (как и всей городской власти) существенно уменьшилась.



В середине XVI века Микеланджело Буонаротти спроектировал новый ансамбль Капитолийской площади с дворцом сенаторов в центре. С одной стороны от него должен был стоять новый Дворец консерваторов, с другой стороны — абсолютно симметричная постройка (возведена в XVII веке под названием Нового дворца, или палаццо Нуово).



Умирающий галл


Ныне существующее здание дворца возведено в 1574-99 гг. на основе проекта Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта. Последнему принадлежит большое окно посередине фасада, тогда как прочие окна с эдикулами и балкончиками соответствуют оригинальному замыслу Микеланджело.В историю архитектуры Дворец консерваторов вошёл как первый пример использования колоссального ордера: оба этажа здания объединены большими коринфскими пилястрами. Портик, увеличенный при папе Александре VII, поддерживают ионические колонны



Капелла Медичи


Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Её скульптурное убранство входит в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонарроти и Позднего Возрождения в целом.



Микеланджело прибыл во Флоренцию в 1514 году, поскольку папа римский Лев Х Медичи предложил ему создать новый фасад для местной церкви Сан-Лоренцо, семейного храма влиятельной семьи Медичи. Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии», воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег — и проект сошел на нет после смерти папы.




Джулио Медичи — папа римский Климент VII


Чтобы не оттолкнуть от семьи амбициозного художника, кардинал Джулио Медичи поручил ему не доделывать фасад, а создать часовню в той же церкви Сан-Лоренцо. Работы над ней начались в 1519 году.Надгробие эпохи возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи — памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого геня.


Скульптура «Скорчившийся мальчик». Эрмитаж.

В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи — герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо, которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними — фресками.



Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц — действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние — намёк на непрерывное течение времени.



Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).



Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей — Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.



Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи


Часовня Медичи — небольшое помещение, квадратное по плану, боковая длина стены которой равняется двенадцати метрам. На архитектуру сооружения повлиял Пантеон в Риме, прославленный образец купольной постройки древнеримских мастеров. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Внешне обыденное и высокое, сооружение производит неприятное впечатление шероховатой поверхностью ничем не украшенных стен, монотонную поверхность которых разбивают редкие окна и купол. Верхнее освещение — практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне.



Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Он же успеет создать фигуры обоих герцогов, аллегорические фигуры течения суток, мальчика на коленях, Мадонну с младенцем и святых Косму и Дамиана. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи.




Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу. Впечатлению тоски способствовало и контрастное сочетание светлых стен с темными цветами пилястр, карнизов, обрамлений окон и арок люнетов. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях.



Надгробие Джулиано Медичи


Фигуры речных богов были разработаны только в рисунках и эскизах. В готовом варианте от них отказались вообще. Пустыми остались и ниши вдоль фигур Лоренцо и Джулиано и люнеты. Никак не разработан и фон стены с фигурами Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Дамиана. На одном из вариантов здесь тоже планировали создать пилястры и ниши. В люнете могла быть фреска на тему «Воскресение Христово» как намек на вечную жизнь умерших в загробном мире и которая в эскизе.



Библиотека Лауренциана



Интерьер читального зала Библиотеки Лауренциана


Библиотека Медичи Лауренциана (кратко Лауренциана, лат. Biblioteca Medicea Laurenziana) — знаменитая своими манускриптами государственная библиотека Италии, находится во Флоренции. Библиотека появилась ещё во времена правления Медичи. Своё название «Лауренциана» библиотека получила в честь Лоренцо I Медичи, значительно обогатившего фонды библиотеки своего деда Козимо Медичи Старшего.



Одно из известных архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы — напоминает поток лавы (поток мысли).


Джулио Медичи (1478—1534), незаконный племянник Лоренцо I, давшего имя библиотеке, ставший в 1523 году папой римским Клементом VII, поручил в 1524 году Микеланджело строительство здания библиотеки. По его эскизам с южной стороны клуатра базилики Сан-Лоренцо в последующие два года было возведено здание.



фрагмент пола


В последующие три десятилетия до 1560 года по проекту Микеланджело отделкой здания занимались другие зодчие, в том числе Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Библиотека открылась в 1571 году. Здание объединило в себе черты маньеризма, позднего итальянского Возрождения, что привело к поразительным эффектам.



проект вестибюля



вестибюль


Уникальная по форме монументальная лестница, ведущая в библиотеку, возведённая по проекту Микеланджело, представляет собой сложное сооружение, делающее подъём в библиотеку длиннее и выше, чем в действительности. Каждая деталь в библиотеке — окна, потолок, пол и скамьи в читальном зале — продумана Микеланджело, постаравшимся создать в ней практичную учебную атмосферу для мирян.




Собор Святого Петра



Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.



Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) 




В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. 




Палаццо Фарнезе


Палаццо Фарнезе— римский дворец (палаццо), считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Уже больше ста лет во дворце размещается посольство Франции.



Создание палаццо Фарнезе связано с именами Антонио да Сангалло Младшего, Микеланджело и Виньолы. До 1546 года строительство вёл Антонио да Сангалло. Он построил трёхэтажное здание, через парадный вход которого, расположенный в центре, открывался вид на внутренний дворик, а оттуда — через аркаду лоджии — на Тибр.



Была даже идея построить мост, который связал бы палаццо Фарнезе с находящейся на противоположном берегу реки виллой Фарнезина, принадлежавшей той же семье. Микеланджело, возглавивший работу в 1546 году, внёс ряд изменений, в частности дополнил главный фасад огромным выступающим карнизом, придавшим ему монументальность и завершённость. Фасад со стороны виа Джулиа создан Виньолой.



После своего предшественника мастер ввел ещё  различные изменения – широкие оконные проемы с фронтонами треугольной формы, прекрасные фрески на фасаде здания и прочие элементы.




Порта Пия



Порта Пиа  — ворота в северо-восточной части Аврелиановой стены Рима, на Номентанской дороге, построенные папой Пием IV из семьи Медичи неподалёку от снесённых Номентанских.


Ближе к 1562 году Микеланджело начал работать над знаменитыми римскими воротами – Порта Пия. Конструкция получалась довольно мрачноватой и суровой, но в тот же момент она была восхитительной и грандиозной проработкой, которая соответствуют манерам скульптора и его идеальному почерку. Что касается архитектурно-декоративной пластики на стенах, то она сосредоточена по центру, сразу над отверстием самих ворот, а по сторонам ворот стены оголенные, что полностью характеризует черты Барокко.



Это последний архитектурный проект Микеланджело, представленный им, по сообщению Вазари, в трёх вариантах, из которых понтифик выбрал самый дешёвый. Фасад со множеством нетипичных даже для маньеризма деталей, более напоминающий театральный занавес над въездом в «вечный город», был возведён в 1561—1565 годах под присмотром зодчего Джакомо дель Дука. Завершения работ Микеланджело уже не увидел.



В 1851 году в ворота попала молния, после чего тёзка строителя, папа Пий IX, решил привести ворота в порядок, пристроив со стороны города пышный фронтон в стиле классицизма (арх. Вирджинио Веспиньяни, 1869). В нишах установили статуи, а над аркой сделали хвалебную надпись по поводу «чудного спасения» папы от падения стены в соседнем монастыре св. Агнессы в апреле 1855 года.


Ворота Пия вошли в историю Италии 20 сентября 1870 года, когда через брешь в стене рядом с ними в Рим вошли передовые отряды берсальеров. Это событие ознаменовало собой завершение рисорджименто. В 1932 году Муссолини повелел отметить это событие возведением на площади перед воротами памятника берсальерам; в соседнем здании поместился посвящённый им музей с гробницей национального героя Энрико Тоти.


11 сентября 1926 года бомбометатель Джино Лучетти совершил близ Пиевых ворот неудачное покушение на Муссолини.




Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири



На последних годах своей жизни в 1561 году мастер поучаствовал в строительстве церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, но не смог увидеть ее окончание, так как умер в 1564 году, здание было достроено лишь спустя 2 года после смерти известного скульптора.

Работая над церковью, мастер смог использовать центральный зал тепидария, закрыл лишние в нем оконные и дверные проемы, а также сделал несколько больших дверей по бокам здания. Знаменитый архитектор внес в строительство титанические творческие усилия, чтобы отобразить элементы Барокко, античности и Ренесанса.



Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме, на площади Республики.


Церковь построена на месте античных руин терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году. В основе плана церкви лежит греческий (равносторонний) крест.



Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. Сейчас фасадом служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн), основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод.


Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков. В церкви похоронен Сальватор Роза, итальянский художник и поэт XVII века, архитектор Карло Маратта, осуществлявший работы по перестройке церкви. В проходе, ведущем к поперечному нефу, расположена статуя св. Бруно, выполненная французским скульптором Гудоном.



В архитектурном наследии Микеланджело насчитывается более 15 зданий и сооружений, в работе над которыми мастер выполнял основную роль, или был привлечен как проектировщик, скульптор, архитектор или живописец. Помимо перечисленных проектов Буонарроти принимал участие в создании выдающихся памятников – ниши Бельведера, капеллы Сфорца и многих других укреплений. Стоит отметить роспись Сикстинской капеллы, оформление Капитолийского холма, библиотеку Лауренциана, и многие другие архитектурные строения.


На всех сооружениях скульптора присутствуют родственные черты, которые отображают динамическую архитектуру и стремление к величественной монументальности, все это так характерно в работах мастера. Его интересовали не светлые и спокойные интерьеры, и даже не ясная и показная гармония в уравновешенном усилии в тектонике сооружения, а пластическая выразительность архитектурных масс. Микеланджело внес невероятный вклад в стилистический комплекс Барокко благодаря своим архитектурным и художественным разработкам. По сегодняшнее время множество людей рассматривает его работы с восхищением и невероятным восторгом.



http://architecturiya.ru/istoriya//


Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)

Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла = фр. Vie de Michel-Ange. — М.: Известия, 1992. — С. 71 —197.

Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с. (рус.)


Баренбойм П. Д., Шиян С. Н. / Петр Баренбойм, Сергей Шиян. Микеланджело. Секреты капеллы Медичи. — М.: Слово/Slovo, 2006. — 192 с.


Микеланджело | Legacy Project Chicago

Биография

1475 — 1564

«Большая опасность для большинства из нас заключается не в том, чтобы ставить перед собой слишком высокие цели и не достигать их, а в том, чтобы ставить перед собой слишком низкие цели и достигать поставленных целей.»

— Микеланджело

Микеланджело был первым художником, признанным гением еще при жизни. Он получил прозвище Il Divino («Божественный») за такие скульптурные шедевры, как «Пьета» (149 г.9) и Давида (1504 г.), архитектурные планы купола собора Святого Петра (1547 г.) и особенно его фрески «Бытие» (1508–1512 гг.) и «Страшный суд» (1534–1541 гг.) на потолке собора. Сикстинская капелла – в совокупности самые известные произведения искусства в христианском мире. Хотя Микеланджело по необъяснимым причинам сжег многие из своих рисунков и бумаг перед смертью, он оставил богатую коллекцию биографических материалов, включающую любовные сонеты, написанные многим мужчинам на протяжении многих лет, в частности Томмазо де Кавальери.

Из-за кажущегося несоответствия между этим свидетельством и глубокими религиозными убеждениями, связанными с его искусством, большинство историков предпочитали изображать Микеланджело замученным целибатом, игнорируя до недавнего времени наиболее очевидную характеристику его жизни и творчества: чрезвычайную озабоченность мужская форма проявляется в изысканном качестве обнаженных тел, которые доминируют даже в его самых священных работах. Эта озабоченность мужской анатомией была настолько абсолютной, что многие из его немногочисленных изображений обнаженных женщин являются явной адаптацией мускулистой мужской формы с добавленной грудью. Для Микеланджело обнаженное мужское тело олицетворяло высшую красоту и совершенство. Та же самая страсть к мужчинам, которая была движущей силой его поэзии, стала бы частью общей человеческой культуры, если бы его внучатый племянник не подверг эту работу цензуре, изменив имена предметов и род местоимений, чтобы они кажется, были написаны для женщин, а не мужчин.
Неотредактированные версии будут обнародованы только через 300 лет после смерти художника с оригинальной публикацией книги Джона Аддингтона Симондса «9».0009 Жизнь Микеланджело Буонарроти . За 450 лет, прошедших после его смерти, историки твердо определили Микеланджело как трагического и трансцендентного художника, чье совершенство было «за гранью человеческого опыта». Он умер в возрасте 89 лет — с Томмазо де’Кавальери у его постели — его гений навсегда сохранился за счет его человечности.

Демография

Демография

Пол Мужчина

Сексуальная ориентация гей

Гендерная идентичность цисгендер

Этническая принадлежность Кавказец/Белый

Вера Конструкт католик

Аффилированные нации Италия

Эра/Эпоха Ренессанс/Реформация (1300-1700)

Поле (ы) вклада

Архитектура

Art

Поэт

Попоминания и почести

Человек 400 -й годовщины смерти Микеланджело (1964)

Микелангло среди членов фантастического мутатского подросткового мутатского мутатского мутатского подросткового мутатского подросткового мутатского мутатского подростка (1964)

. 84)

Ресурсы

Ресурсы

Похожие видео

Экскурсия по потолку Сикстинской капеллы Академии Хана

PBS Digital Studio Биография Микеланджело: кем был этот парень на самом деле?

Музей Гетти Микеланджело Разум Мастера

Авторство

Авторство

Автор оригинальной биографии

Виктор Сальво

Биография отредактирована

Оуэн Кинен

Координация ресурсов

Кэрри Максвелл

Назначить кого-то → Сообщить о проблеме →

Реализация проекта: 4 урока Микеланджело

Познакомьтесь с нашими экспертами
  • Дэйв Левитт, старший вице-президент по международным продажам, FieldFX в ServiceMax Разведка

Познакомьтесь с нашими экспертами

Несколько лет назад я вернулся в Рим, чтобы впервые после реставрации посетить Сикстинскую капеллу. Даже в наш век, со всеми достижениями современной техники, реставрация Сикстинской капеллы была монументальной задачей.

Глядя на элегантность и красоту отреставрированных фигур Микеланджело, я не мог не задаться вопросом о стратегии, планировании и исполнении, которые, должно быть, вошли в оригинальное убранство потолков часовни длиной 40 и шириной 13 метров. – все это на строительных лесах, подвешенных на высоте 14 метров над землей. Микеланджело и его команде — да, у него была команда — потребовалось 4 года, чтобы завершить один из самых важных шедевров западного искусства: И вся эта красота была создана с помощью технологий, доступных в начале 16 века!

Когда я начал читать историю фресок Сикстинской капеллы, я понял 4 урока, которые так же важны для реализации успешного проекта сегодня, как и для росписи Сикстинской капеллы 512 лет назад:

1. Хорошая коммуникация и общее видение — ключ к успеху

Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Видение папы состояло в том, чтобы украсить потолки изображениями 12 апостолов, окруженными геометрическим орнаментом. Микеланджело понял, что дизайн слишком упрощен для размера помещения, поэтому вместо этого он предложил рисовать сцены из Ветхого Завета, используя архитектурные элементы для организации композиции. Затем он обсудил и усовершенствовал свой план с папой и его теологами, пока не смог достичь консенсуса, необходимого ему для реализации своего видения.

Даже великому Микеланджело приходилось слушать, договариваться и идти на компромиссы, чтобы воплотить свою мечту. Независимо от того, кто ваши клиенты, будь то внутренние заинтересованные стороны или конечные потребители, вам необходимо создать общее видение и общее понимание цели проекта, который вы выполняете, если хотите добиться успеха.

Чтобы сплотить организацию вокруг проекта, вам нужно убедиться, что у вас есть ясность в отношении ожиданий различных заинтересованных сторон. Вам необходимо определить и внедрить метрики, которые позволят вам отслеживать, соответствуете ли вы ожиданиям ваших заинтересованных сторон или нет. Вы должны быть в состоянии определить сторонников и противников, понять, что мотивирует каждого из них, и найти способ вовлечь их в успех проекта.

Открытое общение и доверительные отношения с вашими заинтересованными сторонами также помогают обеспечить вам доверие и поддержку, необходимые для преодоления проблем проекта, когда они возникают. В 1509 году работа над потолком Сикстинской капеллы была приостановлена, когда неправильная смесь штукатурки в сочетании с плесенью и сырой погодой не позволила штукатурке для фрески затвердеть. Микеланджело обратился за помощью к своему главному заказчику и спонсору, папе Юлию. Папа Юлий предоставил Микеланджело воздушное прикрытие со своими недоброжелателями, а также финансирование, необходимое ему для привлечения экспертов, которые смогли помочь ему решить проблему и вернуть проект в нужное русло.

2. Иметь долгосрочное видение, но планировать с учетом реалистичных краткосрочных результатов

К тому времени, когда Сикстинская капелла была завершена, Микеланджело нарисовал 343 фигуры на 464 квадратных метрах потолка. Микеланджело должен был иметь очень четкий долгосрочный план, чтобы выполнить эту монументальную задачу. Потолки Сикстинской капеллы изогнуты, поэтому, чтобы фигуры выглядели правильно, если смотреть с высоты 14 метров, Микеланджело пришлось запланировать несколько очень сложных приемов в перспективе. Он выполнил множество набросков и этюдов, при этом перспектива каждой фигуры адаптировалась к кривизне определенного сегмента потолка, на котором она должна была быть нарисована. Работы Микеланджело были нарисованы на быстросохнущей штукатурке, поэтому ему нужно было иметь в голове четкий рабочий план, чтобы нарисовать дневные фигуры до того, как гипс высохнет. Он добился этого, разбив работу над потолком на задачи, которые можно было выполнить за рабочий день.

Сам того не зная, Микеланджело даже использовал в своей работе некоторые ранние приемы «гибкого планирования». Он создавал эскизы сегментов потолка, над которыми планировал работать дальше, только по мере необходимости. То есть он заканчивал роспись на одной части потолка и только потом начинал подробные эскизы для следующего сегмента своего дизайна.

Даже с современными технологиями покраска потолков Сикстинской капеллы была бы сложной задачей. Но есть несколько очень простых уроков, которые мы можем извлечь из Микеланджело, которые применимы к реализации любого современного проекта. Убедитесь, что у вас есть ясность в отношении «общей картины», которую вы пытаетесь создать. Параллельно разбейте свой проект на ежедневные действия и назначьте владельцев задач и сроки для каждой задачи. Убедитесь, что каждая из задач предназначена для того, чтобы приблизить вас на один шаг к конечной цели. Уделите время и усилия планированию — зафиксируйте требования проекта и постарайтесь спланировать трудности, с которыми вы можете столкнуться. Убедитесь, что «перспектива» правильная, проверяя то, что вы строите, с людьми, для которых вы это строите.

3. Если вы просто будете придерживаться первоначального плана без адаптации, вы, вероятно, потерпите неудачу

Первой сценой, которую Микеланджело нарисовал на потолке Сикстинской капеллы, была «Фреска Ноя», на которой изображены изображения великого потопа из Ветхого Завета. . Как только Микеланджело снял леса и посмотрел на картины снизу, он понял, что фигуры слишком малы. Он использовал этот важный урок перспективы и адаптировал свой стиль рисования, чтобы создавать гораздо более крупные фигуры на всех своих последующих фресках.

Наличие долгосрочного видения того, чего вы хотите достичь, имеет основополагающее значение для успешного выполнения проекта. Однако проекты не возникают на пустом месте. Динамика рынка продолжает развиваться, поэтому вы должны быть готовы адаптироваться и переориентироваться, когда это необходимо. Периодически переоценивайте результаты и убедитесь, что они по-прежнему соответствуют меняющимся бизнес-сценариям, чтобы убедиться, что ваш проект остается актуальным.

Как руководитель проекта, один из самых действенных передовых методов, который вы можете внедрить в проект, — это привлечение клиентов и конечных пользователей на протяжении всего жизненного цикла проекта. Не останавливайтесь на том, чтобы спросить своих клиентов и конечных пользователей, каковы их потребности на этапе сбора требований, а затем предполагайте, что вы знаете, что вам нужно построить. Продолжайте показывать заинтересованным сторонам то, что вы создаете, по мере создания, а затем адаптируйте или улучшайте дизайн в соответствии с их отзывами.

4. Наймите нужных людей, чтобы они помогли вам

Поскольку Микеланджело был скульптором, а Сикстинская капелла была его первым заданием по росписи, он пригласил команду надежных друзей-художников из своей мастерской во Флоренции, чтобы помочь ему начать работу. Гениальность Микеланджело заключалась в том, что он мог учиться у своих друзей-художников и использовать их опыт, чтобы создать нечто, чего раньше не видел. Он применил многомерные методы, которым научился как скульптор, чтобы создать первый шедевр, в котором использовалась перспектива и 3D, чтобы привлечь зрителя в мир, который он создал. Он был настолько успешен в этом, что другие известные художники того времени, такие как Браманте и Рафаэль, пробирались ночью в Сикстинскую капеллу, чтобы посмотреть на его работы, а затем использовали эти 3D-техники в своих собственных работах.

У Микеланджело также была команда помощников, которые делали все, от смешивания красок до подготовки гипса, необходимого для живописи. Поскольку штукатурка быстро сохнет и ее нужно было красить в строго установленные сроки, его помощники планировали ежедневный график на основе рисунков, которые Микеланджело хотел выполнить в тот день, и соответствующим образом готовили необходимые материалы. В дополнение к своему заказу Микеланджело получил бюджет на роспись Сикстинской капеллы. Несомненно, процесс ежедневного планирования также был разработан для максимального использования доступных ресурсов и минимизации отходов — особенно красок, которые в то время были очень дорогим товаром.

Без сомнения, Микеланджело заслуживает львиную долю похвалы за то, что он придумал и выполнил великолепные росписи на потолке Сикстинской капеллы. Но даже Микеланджело не смог бы реализовать свое видение без группы разносторонне одаренных помощников и сверстников, которые ему помогали. Как руководитель проекта, не забудьте привлечь экспертных ресурсов, чтобы помочь вам реализовать свое видение.

Привлекая экспертов, участвующих в операционной деятельности вашего бизнеса, вы можете лучше согласовать свой проект с меняющимися потребностями бизнеса и максимизировать свои шансы на реализацию проекта, который превосходит ожидания ваших клиентов (и ваших конкурентов).

Хотя Микеланджело имел репутацию одинокого волка и трудного надсмотрщика, даже Микеланджело не смог бы осуществить свое видение Сикстинской капеллы, просто взбираясь на строительные леса каждый день и рисуя. Он потратил много времени и усилий на развитие своих заинтересованных сторон, планирование своего видения и делегирование задач своей команде, чтобы воплотить свой шедевр. Пятьсот лет назад не было такого понятия, как сертификация управления проектами или лучшие практики реализации проектов, на которые можно было бы ссылаться. И все же, как современные менеджеры проектов, мы можем извлечь ценные уроки из стиля управления проектами Микеланджело, которые могут помочь нам представить и успешно построить наши собственные шедевры проектов сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *