Проблематика толстой детство: Ничего не найдено для Analiz Povesti Detstvo L N Tolstoj %23I

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Детство — яркая и безоблачная пора в жизни каждого человека. Ребенок счастлив просто, без всяких причин и поводов, а обиды и огорчения не трогают душу, забываются быстро и легко.

К теме детства обращались многие русские писатели: С. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е. Морозов и др. Не исключением стали и писатель Л. Н. Толстой. Его повесть «Детство» автобиографичная, автор вспоминает, как сам был ребенком, анализирует, рассуждает, показывает важность и значимость этого периода для человека.

Главным героем повести является мальчик Николенька Иртемьев. Толстой на страницах известного произведения приводит анализ его поступков, внутренних переживаний, мыслей. Такое подробное представление героя помогает нам более глубоко понять образ, познакомиться с маленьким мирком ребенка.

Николенька живет в обычной семейной обстановке. Тихая мама уделяет мало внимания детям, отец занят делами. Ребенок оставлен на попечение слуг и учителей. Но, тем не менее, его все любят. И эта атмосфера спокойствия и домашнего тепла воспитывает в Николеньке много добрых черт.

Правда, бывают в поведении мальчика и проступки. Николеньке они представляются глобальными, как и любому ребенку. На деле же это всего лишь мысли. Но каким же глубоким показывает автор анализ этих мыслей самим мальчиком. Посмотрим такой пример.


Старый учитель Карл Иванович щекочет ребенку пятки, и Николенька мысленно именует его противным человеком. Но ведь это совсем не так. Мальчик мгновенно осознает, как был не прав и как обидны были бы эти слова добрейшему наставнику. Мальчик раскаивается, ему стыдно до слез.

Если разобраться, то знаменитый прием «диалектика души» Толстой начал использовать именно в повести «Детство». Душевное состояние своего маленького героя автор показывает, используя внутренний монолог. И перед нами, читателями ,проносятся мысли мальчика, его перепады настроения: от злости к стыду, от печали к радости.

Стоит отметить и еще один момент, который связан с няней Николеньки, Натальей Савишной. Женщина добра к своему воспитаннику. Один-единственный раз был он наказан ею: за испачканную скатерть. Но это разозлило героя: он начал обдумывать план мести. Николенька даже позволил себе подумать о том, что няня не имеет права так вести себя по отношению к нему, барскому сыну, ведь она крепостная. Правда ,ссора длилась недолго. Наталья Савишна пришла мириться к Николеньке и принесла ему гостинец. И снова мы видим слезы на глазах мальчика. Он раскаивается и стыдится своих недостойных и обидных мыслей.

Негативные моменты, прожитые и пережитые Николенькой в детстве, остались в памяти на всю жизнь. Мальчик извлек из них неоценимую пользу, он сразу же понимал, в чем ошибся, как был не прав. А главный вывод, полученный из всех ситуаций, таков: относясь к людям по-доброму, ты и к себе в ответ получаешь такое же отношение.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» помогает и взрослым читателям заглянуть внутрь себя и изменить свое отношение к окружающим.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Толстого «Отрочество»
  • Анализ повести Толстого «Юность»

  • Л толстой детство анализ произведения. Толстой лев «сила детства». Чтение и анализ главы «Классы»

    В данном рассказе поражает, трогает, волнует какая-то особенная, неповторимая, именно «толстовская» мудрость простоты.

    Герои рассказал. Толстого «Сила детства» — люди обыкновенные, но им выпала доля жить в сложную историческую эпоху, эпоху бурь и потрясений, эпоху людских страданий, слез, горя, крови.

    Начинается рассказ серией коротких выкриков «Убить! Застрелить !» и т.д. Такое начало является исключительно экспрессивным, ибо побуждает читателя узнать, что же такое произошло.

    Среди хаоса, среди огромной, кричащей, озверевшей толпы мы видим человека, который горд и спокоен. Он идет «твердым шагом, высоко поднимая голову». Лицо его красиво и мужественно. Однако он связан. А весь его вид выражает презрение и злобу к окружающим людям. Почему? Потому что окружающие люди ему враги, он воевал против них «на стороне власти», он городовой, по его приказу стреляли в людей. Сейчас ему приходится идти мимо неубранных тел убитых людей. «Его схватили и ведут теперь но казнь», — кратко информирует читателя Л. Толстой.

    Велика ненависть и презрение этого человека к озверевшей толпе. «Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать ? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно так надо», думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе». Характеризуя отношение человека к толпе, Л. Толстой употребляет эпитет

    «холодно», деепричастный оборот «пожимая плечами» и другие языковые средства.

    На первый взгляд толпа противостоит этому высокомерному, гордому, холодному человеку. Людская масса свирепо кричит: «Убить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Горло перерезать убийце!..»

    Л. Толстой усиливает данный эффект следующим выражением: «Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! взвизгивали женские голоса ». В тексте повторяются страшные призывы к убийству, причем выкрикивают их женские голоса, автор добавляет здесь для усиления коннотативное слово взвизгивали.

    Л. Толстой силой своего таланта показывает нам, что ненависть этих людей можно понять и оправдать. Что же объединяет идущего на казнь человека и толпу, окружающую его кольцом злобы, презрения? Ненависть и злоба друг к другу.

    О, сколь сильна злоба в этом мире! На ее счету исковерканные судьбы людей, разъеденные ею человеческие души, искалеченные жизни… Неужели нет ничего, что могло бы противостоять злобе, ненависти, насилию?! Л. Толстой подводит нас к этой мысли и затем дает ответ: «Есть! Это сила детства!»

    Вот она толстовская мудрость простоты, вот истинный смысл рассказа, его идея: детская чистота, наивность, любовь и вера в людей спасут мир от хаоса, всеобщей ненависти, насилия; сила детства — именно та сила, которая может сплотить людей, которая научит человечество самому главному — умению прощать. Подводит нас к этой мысли автор прежде всего через заглавие. В данном заглавии заключена идея и все содержание текста, которое как бы сжато в нем. Заглавие «Сила детства» дает первый ориентир, по которому организовывается восприятие текста как целого. В нем доминанта смысла всего текста, подчиняющая себе все его построение, а следовательно, и восприятие (Выготский, 1968).

    Сильными позициями в тексте считается заглавие и первая фраза. Здесь всегда задерживается внимание читателя, что объясняется действием законов речевого прогнозирования. Экспериментально доказано, что мозг составляет прогнозы непрерывно. Заголовок же направляет и ориентирует предстоящую мыслительную деятельность читателя, дает ему первоначальную информацию о тексте, заключает в себе главную сюжетную линию. Однако содержательно-концептуальная информация, несомая заголовком, полностью разворачивается и воспринимается только на фоне целого текста. Что же дает нам для этого текст?

    Л. Толстой показывает шестилетнего ребенка, плачущего мальчика, таким доверчивым (ведь он не понимает, что толпа может и его растерзать), таким беззащитным, таким одиноким, нуждающимся в сильных руках отца, в поддержке людей.

    И ведь именно этим силен ребенок! Здесь снова автор применяет прием антитезы, которая «работает» как бы в подтексте. В тексте мы видим лишь результат: перед всхлипывающим ребенком толпа расступается, пропуская его к отцу. Сила детства такова, что в людях из толпы начинает проступать человечность, сострадание к ближнему.

    Вот одна женщина, возможно, только что требовавшая смерти, говорит: «Л какой миленький!» «Кого тебе?» — интересуется другая. Когда из диалогов становится ясно, что у мальчика нет матери, в толпе происходит какой-то надлом, настроение людей начинает меняться. А когда отец, поговорив с сыном и убедив его пойти домой, остался один, то сказал: «Теперь я готов, убивайте меня». И здесь случилось то, что автор называет «непонятное», «неожиданное »: в них одновременно проснулся «какой-то дух» — дух доброты, сочувствия, сострадания, всепрощения. Одна женщина сказала:

    • А знаете что. Пустить бы его.
    • И то, бог с ним, сказал еще кто-то. Отпустить. Отпустите, отпустите! загремела толпа.

    Это кульминация рассказа. Л. Толстой показывает нам, на что способна сила детства. Именно она помешала свершиться кощунству — убить отца на глазах сына. Озверевшая толпа под напором чистой детской любви на глазах меняется. Эта же сила неожиданным образом действует и на отца ребенка. Вначале гордый, безжалостный человек, ненавидевший толпу еще больше, чем она его, он вдруг зарыдал, но это были слезы вины, слезы раскаяния, стыда и облегчения. Он почувствовал себя виноватым перед сыном, перед людьми, а слезы очистили его душу от злобы, гордыни, бессердечия.

    Этот рассказ еще раз доказал, что Л. Толстой — тонкий знаток человеческой души, он умеет проникнуть в самые сокровенные ее уголки.

    С помощью каких языковых, композиционных, подтекстовых средств и приемов автору удалось достичь такого эффекта, так воздействовать на читателя?

    Специфичен язык и стиль писателя. Его слово точно и лаконично. В рассказе нет «украшательных» языковых средств (метафор, сравнений, гипербол и т.д.). На весь рассказ встречается лишь одна метафора — дух проснулся — и чуть более десяти сложных (сложноподчиненных) предложений. Простой синтаксис — это несвойственная Л. Толстому манера письма, которая сама по себе экспрессивна для читателя, больше знающего автора как мастера сложнейших конструкций по 5-8 предикативных единиц (см. «Войну и мир», «Воскресение», «Анну Каренину»).

    Рассказ построен почти полностью на диалогах. Причем, велика разница между речью автора и речью персонажей. Для речи автора характерна меньшая динамичность, большая длина фраз, обилие оценочных слов, эпитетов: толпа освирепела, ненавидящие люди, гордый человек, красивое, мужественное лицо

    и др.

    Реплики из толпы более динамичны, они изобилуют глаголами застрелить, перерезать, убить, повесить. Это речь людей, почуявших запах крови, жаждущих ее. А вот рядом другое слово, сказанное женщиной из этой же толпы,-миленький. Это голос пробуждающейся совести, зарождающейся доброты. Нежность прорывается и в речи пленного отца: милый, будь умник. А слово ребенка батя растопило в душе отца холод, поколебало его ненависть, растопило гордыню.

    Л. Толстой мастерски с помощью диалога развивает сюжет. Реплики диалога естественны, автор избегает в них излишеств, здесь соблюдена мера, что является свидетельством таланта и высокой культуры автора. Фактически весь сюжет построен на диалоге, а слова автора — лишь ремарки, точнее вводящие читателя в события рассказа.

    Своеобразна композиция данного рассказа. Особенность ее состоит в быстром начале, неожиданной кульминации и стремительном завершении.

    Всего несколько фраз потребовалось писателю, чтобы обрисовать начало действия: «Огромная толпа народа вела по улице связанного человека». Уже в самом начале Л. Толстой закладывает противопоставление: толпа и один человек, озлобленность толпы и беспомощность связанного человека и т.д. Думается, что противопоставления в этом рассказе являются тем основным стержнем, вокруг которого развертывается все повествование. Это противопоставление вины и раскаяния, силы и слабости, добра и зла.

    Концовка рассказа не «закрывает» его, а как бы еще больше «распахивает» произведение, заставляя читателя задуматься над теми вопросами, которые поднимал Л. Толстой, над вечными вопросами, составляющими суть человеческой души.

    Повесть «Детство» — это часть известной трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главному герою Николеньке Иртеньеву к тому моменту, как начинается повествование, всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем в этом произведении пишет Толстой, и сделаем анализ повести «Детство».

    В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего приходилось оставлять дом и ехать в лицей, либо в пансионат. Затем, отучившись, такой человек мог послужить для пользы Отечества. Николенька понимает, что через это предстоит пройти и ему. Осталось не так много времени, и отец повезет его в Москву. Но сейчас его окружают родные и близкие люди, можно наслаждаться счастливыми и пока беззаботными еще минутами.

    Анализ повести «Детство» был бы неполным без упоминания разновидности жанра. По сути, это автобиография, в которой замечательным языком и авторским стилем Льву Толстому удалось нарисовать картину своих детских лет, причем, в больших подробностях. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, это же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже десять лет. Конечно, Толстой не мог помнить свою маму, но образ maman, как дворяне называли маму с французским манером, вобрал в себя идеальные черты матери по мнению автора.

    Ключевые детали анализа повести «Детство»

    В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу — добрейшему человеку — возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

    Отдельно стоит упомянуть «диалектику души», которую в повести «Детство» стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд. Эти внутренние порывы и есть «диалектика души», и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

    Рассмотрим в ходе анализа повести «Детство» такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым — надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

    А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.

    31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

    10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П. Цыбулько.

    20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

    29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

    22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

    15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

    10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

    07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

    16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

    09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

    16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

    16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

    25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

    28. 01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

    Анализ художественного текста

    Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л.Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

    Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

    Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

    В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна» .

    Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

    Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

    Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

    Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

    Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

    Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

    В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

    Карл Иванович

    Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

    Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

    Мама

    Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

    У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

    Папа

    Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

    Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

    Наталья Савишна

    Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

    Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

    Соня, Катя и Сережа

    Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

    Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

    Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

    Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Агония Софьи Толстой | Дженнифер Уилсон

    В июле 1897 года Михаил Толстой, десятый ребенок Льва Толстого, хотел немного поболтать со своей матерью. Тема: его «сексуальные позывы», которые становились все более «болезненными». Ее сын-подросток боялся, как она рассказала в своем дневнике, что он может поддаться им. В связи с этим София решила, что во всем виноват ее муж. Он должен быть там, писала она, чтобы дать совет ее «бедным мальчикам!», а не в Туле на собрании любителей велосипедного спорта. — Еще один его интерес! — отметила она с раздраженным восклицательным знаком.

    В дневнике Софьи Толстой едва ли найдется запись, в которой не упоминается ее муж, от его занятий (пчеловодство, помощь голодающим, грехи плоти) до его тревог (вялость кишечника, дедлайны, грехи плоти). снова плоть). Когда она описывает, как он преодолел приступ запора, она звучит как Тереза ​​де Авила: «Моя душа избавилась от ужасной боли». Эта чрезмерная вовлеченность может быть истолкована симптоматично как продукт патриархальной культуры, в которой жизнь женщины вращалась вокруг своих мужей. Не помогало и то, что этот конкретный муж считался современниками величайшим писателем из когда-либо живших и религиозным пророком.

    Однако широкое социальное толкование может скрыть более частные, менее поучительные истины, а именно то, что эта пара была одержима друг другом. Когда Софья уехала в Петербург в непродолжительное путешествие, муж написал в письме следующее: «Я стараюсь не думать о тебе. Вчера я подошел к твоему столу, но отпрыгнул назад, как будто обжегся, чтобы не представить тебя там». Его внимание могло быть угнетающим и неуправляемым, но не всегда. Их обоих смущала частота и ненасытность их сексуальных желаний. «Это самый непростительный разврат, и в моем возрасте!» она пишет. «Мне так грустно и стыдно. Я чувствую себя грешным человеком и ничего не могу для этого сделать, хотя и стараюсь».

    Без этого фона Пара , редкий вымышленный проект легендарного документалиста Фредерика Уайзмана, может показаться чересчур. Фильм представляет собой 63-минутный монолог французской актрисы Натали Бутефё, играющей роль осажденной графини Толстой. Ее отчаянные мольбы посреди леса — «Твоя сила сокрушила мою жизнь и личность» — могут звучать мелодраматично, но они соответствуют интимной силе исходного материала: дневников и писем Софии, переведенных на французский язык Дарьей Оливье и Фредерик Лонгвиль. Пара почти вызывает клаустрофобию. Несмотря на то, что он снимался на открытом воздухе в живописном Бель-Иле у побережья Бретани, действие происходит в перегруженном сознании женщины, доведенной почти до безумия тотальным браком, истощением жены и материнством, усугубленным романтической зависимостью. Только она предстает на экране, размышляя о своем сорокавосьмилетнем браке среди полей трепещущих маргариток и вдоль тихих прудов, тревожимых проходящим ветерком, но присутствие ее знаменитого мужа чувствуется в каждом сильном ветре и сучковатой ветке, грозящей ударом беспомощной… кажущийся Бутефеу на земле. Пара выглядит как документальный фильм о природе, брак Толстого, переработанный в визуальную метафору: разбивающиеся волны, встречающиеся со скалистыми берегами.

    Уайзман наиболее известен тем, что запечатлел американские институты с теплотой и политической точностью в таких фильмах, как High School (1968), Welfare (1975) и Public Housing (1997). Он достигает этого, позволяя своим подданным, обычным людям, которые проживают жизнь, выжимая красоту и юмор везде, где они могут их найти, свободно говорить. «Пара » может показаться совершенно другим миром, поскольку в нем основное внимание уделяется личным невзгодам двух представителей поместного дворянства. Тем не менее, брак также является институтом, и, что удобно для фильма, снятого в 2020 году, по закону он не может включать в себя большое количество людей. В интервью Уайзман говорил о влиянии пандемии на его выбор темы. Он променял переполненные конференц-залы на одного актера на открытом воздухе. Единственной поверхностью, которая нуждалась в дезинфекции, был крошечный стол, за которым сидит Бутефе и пишет письма при свечах.

    Первые сезоны пандемии были также временем, когда неоплачиваемый домашний труд, постоянная проблема, временно привлекал внимание средств массовой информации. Хотя упоминаются и другие проблемы в браке Толстого (ревность, эмоциональная неверность, болезненный страх Толстого перед смертью), отрывки из дневника о воспитании детей и приготовлении еды получают дополнительное экранное время. В интервью Indiewire Уайзман сказал о браке Толстого: «Проблемы между ними сейчас кажутся очень современными… Кто собирался заботиться о детях? Каким будет их образование? Сколько времени каждый родитель провел с ними?» Поэтому немного забавно открыть дневники Софии и посмотреть, из-за чего были их настоящие ссоры: Почему он взялся за стрессовую задачу репатриации группы русских пацифистов в Канаду?

    Но спорить о том, кто будет присматривать за детьми, им не было никакого смысла. Уайзман посредством выборочного курирования и поэтической вольности подразумевает, что София живет в мире с вариантами выбора, в котором ее работа как матери нуждается в защите. В фильме, когда Бутефё рассказывает о приготовленной еде и восстановлении здоровья больных детей, она умоляет мужа признать, что «это проза жизни». Проблема в том, что Толстой абсолютно считал воспитание детей прозой жизни (грудное вскармливание считал чуть ли не таинством). Далекий от того, чтобы смотреть свысока на домашний труд, он идеализировал его в контексте жизни женщины, исключая все остальное. Наоборот, он никогда не удосужился прочитать настоящую прозу своей жены, и то, что зажгло чувство несправедливости Софии в ее литературных занятиях (она написала четыре повести), было отодвиганием на второй план творческих способностей женщин в искусстве.

    Реклама

    Пара — это не реалистический биографический фильм. Он не давал обет верности. Тем не менее, есть что-то неловкое в том, как фильм затушевывает особенности сексизма в том виде, в каком их пережила София, чтобы сделать свою жизнь более понятной в рамках современного феминистского дискурса. В конце концов, Уайзман, как и Толстой, снова делает Софью женой как средством.

    *

    Кем она была на самом деле? Софья Толстая родилась Софьей Берс в 1844 году, второй из тринадцати детей (только восемь пережили младенчество). Было бы почти невозможно переоценить, насколько идиллическим было ее детство. Семья была дружной, творческой и активной. Дети изучали искусство и брали уроки гимнастики в Кремле. Гости стекались в их дом на Пасху, чтобы отведать знаменитые пирожные экономки Берс. Дети бросились к окну, чтобы помахать царю, когда его карета проезжала мимо их дома (и он помахал в ответ). Представьте себе морозный снежный шар богемной привилегии. Толстой хорошо знал эту семью. Ребёнком он действительно был ласков с матерью Софьи, Любовью, на два года старше его; на самом деле, он чуть не убил ее после того, как столкнул ее с балкона, когда увидел, как она разговаривает с другим мальчиком на танцах. Эта ревнивая полоса не будет ослаблена течением времени. *

    Став взрослым, Толстой боготворил счастливый дом Бера издалека, тем более, что в его собственной семье царил ужасный беспорядок. К тому времени, когда он решил жениться, в тридцать четыре года, его родители и два брата умерли, а сестра уехала от мужа, чтобы жить со шведским графом за границей. Он фантазировал, что одна из радостных девушек Берса, как и его средняя сестра София (ей было всего восемнадцать, когда они поженились), могла бы стать противоядием от его несчастья. «Какая ты простая и чистая», — сказал он ей в последние дни перед свадьбой.

    Толстой был требовательным мужем, который относился к своей жене как к неиссякаемой машине (в частности, копировальной машине). Она переписывала и переделывала «Войну и мир » столько раз, что на первом публичном чтении Толстого заснула от скуки. У крестьян, живших в их имении в Ясной Поляне, она была не только хозяйкой, но и повивальной бабкой, рожая детей (ее отец был врачом), когда сама не рожала, — частое явление. Она рожала тринадцать раз, и когда у нее развился мастит и ей было трудно кормить грудью, Толстой так разозлился на нее за то, что она не соответствовала его идеалу женщины, что написал пьесу, в которой наем кормилицы является злым предзнаменованием. Он назвал его «Зараженная семья». В Пара , Бутефё подробно описывает трудности воспитания такого количества детей, физические потери, которые последовательные беременности нанесли ей физически и морально. Она смотрит прямо в камеру и спрашивает: «Ты видишь меня как личность?»

    Кинофорум

    Натали Бутефё в роли Софии Толстой в фильме Фредерика Уайзмана « Пара » , 2022

    Он определенно видел в ней материю. Толстой создал на ней образ Кити Щербацкой, верной жены и преданной матери, избавившей от мук похотливую Анну Каренину. Точно так же он почерпнул из нее Наташу Ростову, вернее, ту ее версию, которая появляется в эпилоге к Война и мир : замужем и постоянно беременна. Настоящая Софья могла наслаждаться идеализацией ее Толстым. Полная желания, она отчаянно пыталась угодить ему. Размышляя о шести годах брака, она писала: «Я неугомонна в любви к нему, полна такой же ревнивой и поэтической страсти, как всегда. Его самообладание меня бесит». Она будет играть ту роль, которую он от нее хочет, даже если это ее ослабит.

    Софья Уайзмана беспокоится о том, что муж видит в ней только мать, но была и другая роль, которую настоящая Софья имела в виду для себя, ту, о которой Толстой мало слышал. В 9 почти не упоминается0009 Пара литературного творчества и безграничного творчества Софии. Помимо четырех новелл, она написала и проиллюстрировала учебники, по которым обучала своих детей на дому. Она также рисовала книжки с картинками, чтобы они могли брать их с собой в длительные поездки. К сожалению, они не сохранились, но дочь живо описала их позже: «То, что она успела втиснуть в эти картинки! Там были ужасные волки, уводящие маленьких детей в темный лес», и «зайцы, воровавшие капусту и морковь». София также была известна, возможно, даже печально известна своей любовью к музыке. Толстой яростно ревновал композитора Сергея Танеева, с которым у нее сложилась близкая дружба. Ее любовь к Танееву легла в основу «Крейцеровой сонаты» (1889).), в котором муж убивает свою жену в ревнивой ярости из-за скрипача. В ответ София написала рассказ под названием «Кто виноват?»

    Реклама

    Но только ли музыканту завидовал Толстой, а может быть, самой музыке? В дневниках Софьи единственный предмет, о котором она говорит так же любовно, как и ее муж, — это мелодии Шуберта. В письме от 1864 года, всего через два года после их брака, она говорит ему, что плачет, когда ее сестра играет на них. Музыка, пишет она, «увела меня от моей сферы: детской, подгузников и детей». Она чувствует себя виноватой, объясняя ему, что «вам, как поэту и писателю, такие эмоции нужны, а мне, как матери и жене, они приносят только боль, так как я не могу и не должна отдаваться им. ”

    В Пара нет ничего от этой глубокой тоски. Нам дана София без желаний и удивительных фантазий, без музыки. Нам суждено увидеть женщину, сокрушенную тяжестью неравенства, но должна ли она, такая жизнерадостная и веселая, истощаться и становиться скучной, чтобы донести эту мысль до сознания? Мы должны видеть аппетит, чтобы понять, что его нужно кормить.

    Чего мы хотим от книг и фильмов о женах писателей-мужчин? Это игра в «попался» — ах, да, вы блестяще написали о человеческом состоянии на странице, но в реальной жизни вы были ослом? Наверняка мы все еще не делаем этого: притворяемся шокированным лицемерием, самым человечным из всех состояний. Я часто слышу, как люди говорят, что такие проекты дают бесценное понимание женских персонажей писателей. Этот подход к чтению женских жизней как карт сердец их мужей всегда оставлял у меня кислый привкус во рту, как будто мы выкапываем женские могилы только для того, чтобы сказать им еще раз: вы так же важны, как и мужчина, за которого вы вышли замуж. Я чувствую, что Уайзман думает, что избежал этой ловушки, оставив Толстого за кадром. Тем не менее, сводя жизнь Софьи Толстой к знакомому сценарию — недооцененной жене гения-мужчины, — он все равно инструментал ее, лишая ее всего, что делало ее уникальной, включая ее собственную гениальность. Каждая несчастная женщина несчастна по-своему.

    Детство, отрочество, юность — Лев Толстой

    В этом посте мы увидим трилогию Льва Толстого «Детство, отрочество, юность».

    Лев Толстой начал свою трилогию «Детство, отрочество, юность» в начале двадцатых годов. Хотя в старости он, как известно, назвал бы его «неуклюжей смесью фактов и вымысла», поколения читателей не согласились с этим, находя роман очаровательным и проницательным портретом внутреннего роста на фоне мира, изобилующего необычайными событиями. ясность, изящество и цвет. В его блестящем рассказе о зарождающемся осознании молодым человеком мира и своего места в нем также очевидны многие позиции, приемы и темы, которые расцветут в бессмертных «Войне и мире» и «Анне Карениной» и в других произведениях. великие произведения толстовской зрелости.

    Книга переведена с русского языка (имя переводчика не указано) и оформлена Д. Бисти. Книга была издана в 1963 году издательством «Иностранные языки».

    Кредиты оригинальному загрузчику.

    Книгу можно получить здесь.

    Следите за нами в Интернет-архиве: https://archive.org/details/@mirtitles

    Следуйте за нами в Twitter: https://twitter.com/MirTitles

    Пишите нам: [email protected]

    Разветвите нас в GitLab: https://gitlab.com/mirtitles/

    Добавить новые записи в подробный каталог книг здесь.

    ДЕТСТВО

    Глава I. Воспитатель Карл Иваныч 11
    Глава II. Мама 17
    Глава III. Папа 20
    Глава IV. Уроки 24
    Глава V. Пилигрим 28
    Глава VI. Подготовка к охоте 33
    Глава VII, Охота 35
    Глава VIII. Игры 40
    Глава 1X. Что-то вроде первой любви 42
    Глава X. Каким человеком был мой отец? 44
    Глава XI. В кабинете и гостиной 46
    Глава XII. Гриша 50
    Глава XIII. Наталья Савишна 53
    Глава XIV. Расставание 57
    Глава XV. Детство 62
    Глава XVI. Стихи 65
    Глава XVII. Княгиня Корнакова 71
    Глава XVIII, Князь Иван Иваныч 75
    Глава XIX. Айвины 80
    Глава XX. У нас гости 87
    Глава XXI. Перед Мазуркой 92
    Глава XXII, Мазурка 96
    Глава XXIII. После мазурки 99
    Глава XXIV. В постели 103
    Глава XXV. Письмо 105
    Глава XXVI. Что нас ждало в стране 110
    Глава XXVII. Скорбь 113
    Глава XXVIII. Последние печальные воспоминания 118

    ДЕТСТВО

    Глава I. Путешествие без реле 131
    Глава II. Гроза 138
    Глава III. Новые взгляды 143
    Глава IV. В Москве 147
    Глава V. Старший Брат 149
    Глава VI. Маша 152
    Глава VII. Выстрел 154
    Глава VIII. Карла Иваныча. История 158
    Глава IX. Продолжение предыдущей 162
    Глава X. Продолжение 166
    Глава XI. Плохие отметки 168
    Глава XII. Маленький Ключ 174
    Глава XIII. Предательница 176
    Глава XIV. Затмение 178
    Глава XV. Мечты 181
    Глава XVI. Никакой еды без измельчения 185
    Глава XVII. Ненависть 190
    Глава XVIII. Комната для прислуги 192
    Глава XIX. Отрочество 197
    Глава XX. Володя 201
    Глава XXI. Катенька и Любочка 204
    Глава XXII. Папа 206
    Глава XXIII Бабушка 209
    Глава XXIV. I 211
    Глава XXV. Друзья Володи 212
    Глава XXVI. Обсуждения 214
    Глава XXVII. Начало дружбы 219

    ЮНОСТЬ

    Глава I. Что я считаю пиком своей юности 225
    Глава II. Весна 226
    Глава III. Мечты 230
    Глава IV. Наш семейный круг 234
    Глава V. Правила Бон 238
    Глава VI. Исповедь 240
    Глава VII. Поездка в монастырь 242
    Глава VIII. Второе признание 246
    Глава 1X. Как я готовлюсь к экзамену 248
    Глава X. Экзамен по истории 251
    Глава XI. Экзамен по математике 256
    Глава XII, Латинский экзамен 260
    Глава XIII. Я вырос 263
    Глава XIV. Чем занимались Володя и Дубков 269
    Глава XV. Мой успех празднуется 273
    Глава XVI. Ссора 277
    Глава XVII. Я готов сделать несколько звонков 282
    Глава XVIII. Валахины 285
    Глава XIX. Корнаковы 291
    Глава XX, Айвины 294
    Глава XXI. Князь Иван Иваныч 298
    Глава XXII. Задушевный разговор с моим другом 301
    Глава XXIII. Нехлюдовы 306
    Глава XXIV. Любовь 311
    Глава XXV. Я знакомлюсь лучше 316
    Глава XXVI. Я показываю себя во всей красе 321
    Глава XXVII. Дмитрий 325
    Глава XXVIII. В стране 330
    Глава XXIX. Наше отношение к девушкам 335
    Глава XXX. Мои занятия 340
    Глава XXXI. Comme II Faut 344
    Глава XXXII. Молодежь 347
    Глава XXXIII.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *