Проблематика повести портрет: Какие проблемы характеризует гоголь в произведение «Портрет»

Проблематика повести Гоголя «Портрет» | Какой Смысл

Главная » Проблематика

Проблематика

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

«Портрет» — одна из самых загадочных повестей Николая Гоголя, вошедших в цикл «Петербургские повести», напоминает произведения его гениальных зарубежных современников — Бальзака и Гофмана, а также написанный много позже «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Эту историю о художнике. продавшем талант, можно подыскать как мистическое, так и реалистическое обоснование, если решить, что все фантасмагорические события происходят в воображении несчастного молодого художника Чарткова, который не устает перед искушением сделаться модным живописцем ценой утраты таланта.

Эта история начинается с того, что бедный художник Чартков покупает в лавке старьевщика портрет зловещего старика с пристальным взором, который следит за каждым движением молодого человека.

Этот жуткий старикашка, искушающий молодого человека призраком богатства, оказывается причастным к тому, что в квартире Чарткова появляется неизвестно откуда взявшийся мешок с деньгами. Теперь художник может обустроить мастерскую по собственному вкусу, принимать состоятельных заказчиков, которые разнесут славу об его талантах по всему Петербургу. На первых порах Чарткову действительно везет, но вскоре, начиная потакать заказчикам, он становится на путь, превращающий его из подающего надежды талантливого художника в бойкого ремесленника, рисующего стереотипные портреты и набивающего кошелек.

Молодой человек чувствует, что с ним происходит что-то ужасное и прозревает, когда видит работу своего товарища по Академии художеств, создавшего действительно великое, верное жизни и вместе с тем не копирующее натуру произведение. Запершись в мастерской, он пытается создать столь же талантливую картину, а когда видит, что окончательно деградировал как художник, начинает скупать во всему Петербургу произведения талантливых художников и уничтожать их, пока не сходит с ума и не умирает в нищете.

После смерти Чарткова открывается тайна портрета — это был пугающе реалистичный портрет злобного ростовщика, настоящего беса в человеческом облике, который принес своему создателю неисчислимые бедствия. Художник, написавший этот портрет, успел раскаяться и умирает с миром в душе в отличие от Чарткова. Впрочем, как следует из событий, описанных в первой части «Портрета», художнику следовало уничтожить зловещую картину, которая продолжает гулять по миру и вводить в соблазн живописцев, не подозревающих, какое опасное наследство им досталось.

Проще всего было бы истолковать эту повесть как историю о губительной власти богатства, что и делалось в советских школьных учебниках. Но такой сюжет был слишком простым для Гоголя, уже признанного в момент создания «Портрета» величайшим из русских прозаиков. К тому же приверженцы этой версии забывают о второй части, где ясно показано, что для художника смертельно опасны не только желание денег и славы, но и неудержимое влечение к «темной» стороне жизни и дьявольским соблазнам.

Сам Гоголь в конце жизни почти возненавидел свои сатирические произведения, создавшие ему всероссийскую славу, и стал выступать с посланиями-проповедями, изумлявшими даже старых друзей, которые были готовы поверить в «безумие» великого писателя.

А еще о загадке «Портрета» писал знаменитый популяризатор науки Яков Перельман. Он рассказал юным читателям, чем объяснялся пугающий эффект картины: зрачки зловещего старика были изображены в самом центре, что и создавало эффект всевидящего пристального взгляда. Но это объяснение не отменяет загадки «Портрета», над которой ломают головы читатели уже почти два века.

проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести». Уроки литературы в 10 классе


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 29
Урок внеклассного чтения.
Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика,
место в сборнике «Петербургские повести»

Цель:
углубить представление учащихся о личности Н. В. Гоголя; ознакомить с повестью Н. В. Гоголя «Портрет»; раскрыть проблематику, поэтику и место произведения в сборнике «Петербургские повести»; совершенствовать умения и навыки аналитического подхода к художественному тексту; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Н. В. Гоголя, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о проблематике, поэтике и месте повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести»; дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической беседе.

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою. Другому
простится многое, но ему не простится.
Н. В. Гоголь

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Что такое искусство? Создайте ассоциативный ряд к этому слову.

• В чём смысл существования искусства?
• В повести Гоголь настойчиво обращает нас к шедеврам Рафаэля, Гвида, Тициана, Леонардо да Винчи, фламандцев. Что вы можете рассказать об этих всемирно известных художниках – внесюжетных героях?
• Почему Гоголь в своём произведении, время действия которого приходится на XIX в., упомянул этих живописцев?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Талант Николая Васильевича Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик-обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций.

Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.

Жизнь многих известных талантливых художников XIX в. складывалась трагично (примерами тому могут служить судьбы художников: Исаака Ильича Левитана, Александра Андреевича Иванова, Винсента Ван Гога). Нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства восхищала и Гоголя. Спорные вопросы о роли искусства в обществе, об истинном назначении художника, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Гоголя «Портрет», которая впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 г.

В этом произведении Гоголь ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Давайте же посмотрим, какой смысл приобретает гоголевское слово в истории с загадочным портретом, как оно помогает разгадать тайну, скрытую в портрете, даёт возможность раскрыть то, что лежит в глубине души художника Чарткова.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщений
об истории создания повести «Портрет»

1 — й у ч е н и к. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства разных времён и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались «пенсионерами». В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу.

Критика В. Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 г. эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развёрнуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.

В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

Гоголь назвал свою повесть «Портрет», так как:
• портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести;
• автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры;

• это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству.

2 — й у ч е н и к. Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 г.

Ободрённый успехом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет», надеясь в предисловии на великодушие читателя: «Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанные нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три ещё не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого».

2. Аналитическая беседа

• Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

• Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги?

• Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

• Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?

• Проследите этапы жизни Чарткова, когда духовная смерть приводит к физической. Пытается ли он изменить свою жизнь?

• Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?

• В чём смысл нарушения реального времени в финале повести?

3. «Под сенью дружных муз…»:
практическая работа в парах с иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя «Портрет»

(раздаточный материал)

• Рассмотрите рисунок В. М. Васнецова «В мастерской Чарткова».
Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. М. Васнецовым?
Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов и Б. М. Кустодиева.
Каким фрагментам из повести они соответствуют? Совпадают ли ваши представления о Чарткове с иллюстрациями художников?


В. М. Васнецов. В мастерской Чарткова


Кукрыниксы. Чартков перед купленным им портретом


Кукрыниксы. Чартков – модный живописец


Б. М. Кустодиев. Конец художника Чарткова

4. Коллективная работа над составлением опорной схемы
«Ступени нравственного падения Чарткова»
(запись на доске и в тетрадях)

5. Постановка и решение проблемного вопроса

У ч и т е л ь. После выхода «Арабесок» В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою,— и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Задание.
Согласитесь или опровергните мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Художник должен быть совершенно свободен, никогда никому не подчинён, независимость его должна быть беспредельна. Герой Гоголя, погнавшись за славой и богатством, не смог вернуться к прежней жизни. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится губителен для личности. «Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира»,— замечает Гоголь в повести «Портрет».

Сегодня, при изучении этой повести, мы увидели, что жажда денег вторгается даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно уродует сознание и душу, калечит талант и губит искусство… (Обращение учителя к эпиграфу урока. )

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Добро и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”», «В чём заключаются гибель и спасение таланта художника?».

2. Прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.

Следующий урок: Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» >>>

Советы по написанию романов — общие задачи

Советы по написанию романов: общие задачи

Ищете советы по написанию романов? Вот несколько вопросов, которые нужно задать себе о концепции вашей истории. Эти вопросы помогут вам определить общие проблемы, которые могут помешать вашему роману работать.

Есть ли у вашего главного героя главная цель?

Есть ли у вашего главного героя главная цель, на которой сосредоточены его или ее действия? Эта цель мотивирует вашего персонажа на протяжении всей истории?

Примеры центральных целей:


  • Достичь любви

  • Спасти мир от злого волшебника Волдеморта

Если цель персонажа не ясна, история, как правило, теряет направление. Без понимания того, куда движется история, читатель может не чувствовать мотивации продолжать чтение.

Четкая центральная цель главного героя дает цель и читателю, и история движется вперед.

Есть ли центральный конфликт?

Дать вашему персонажу цель недостаточно. Должен быть крупный конфликт или проблема на пути к достижению этой цели.

В противном случае ваша история будет двигаться по предсказуемой прямой линии к цели персонажа. Нет саспенса, нет удивления.

Примеры центральных конфликтов:


  • Мужчина, которого любит ваша героиня, уже женат.

  • Злой волшебник Волан-де-Морт полон решимости убить Гарри Поттера до того, как Гарри убьет его.

Как правило, вашему персонажу легко? Если да, подумайте об усилении вашего центрального конфликта.

Возможно, вместо одного центрального конфликта прямо сейчас ваш персонаж сталкивается с рядом не связанных между собой проблем. Это может вызвать эффект случайности, эпизодическое ощущение «одно за другим». Подумайте о создании единого всеобъемлющего конфликта, который длится на протяжении всей истории и придает ему форму.

Если вы хотите сохранить некоторые другие проблемы, они могут быть сюжетными усложнениями в более длинной рукописи (мы поговорим о сюжетных усложнениях позже). Но даже если вы включаете «лишние» проблемы, не упускайте из виду основной конфликт.

В вашей истории уже есть центральный конфликт? Подумайте, не сделаете ли вы его более захватывающим, усугубив проблему персонажа.

Достаточно ли у главного героя на кону?

Ваш сюжетный конфликт будет казаться значительным только в том случае, если его исход действительно изменит жизнь вашего персонажа.

Например, предположим, что цель вашего персонажа — выиграть турнир по боулингу. Если она думает, что получить трофей было бы забавно, но знает, что в любом случае это не имеет большого значения, то нет особого смысла рассказывать историю игры.

Но, скажем, эта героиня только что потеряла работу, и ей грозит потеря мужа из-за одной из ее соперниц по боулингу. Она отчаянно хочет выиграть что-нибудь для разнообразия. Чемпионат по боулингу начинает приобретать для этого персонажа огромное символическое значение. У нее есть ощущение, что если она сможет одержать эту единственную победу, это будет признаком того, что ее удача изменится, и она сможет изменить свою жизнь.

Увеличивая ставки персонажа, мы можем придать тому же конфликту достаточное значение, чтобы продолжить историю.

Есть ли у персонажа причина действовать прямо сейчас?

Представьте, что ваш персонаж мечтает переехать в Голливуд и начать актерскую карьеру. Вместо этого он провел последние пятнадцать лет в ловушке на корпоративной работе, которую ненавидит, но боится уйти.

У вас есть главная цель и конфликт. С другой стороны, ваш персонаж терпел ситуацию последние пятнадцать лет, так что непонятно, почему сейчас что-то должно меняться.

А что, если он проснется однажды утром и ни с того ни с сего решит изменить всю свою жизнь? Как только этот парень наткнется на большое препятствие, разве он не отступит довольно быстро? Если персонаж сдастся при первом обострении конфликта, сюжета будет немного.

У вашего персонажа должна быть веская причина идти к своей цели именно в этот конкретный момент .

Если эта причина недостаточно ясна, ваша история может показаться надуманной, как будто ваш персонаж действует на ровном месте. И если причина недостаточно сильна, может быть трудно поддерживать сюжет. Создайте для своего персонажа достаточно срочности, чтобы он продолжал пробиваться к своей цели, независимо от того, какие препятствия вы ставите на его пути.

Что-то меняется между началом и концом истории?

Как изменилась ситуация вашего персонажа между началом и концом вашей истории? Если ответ «Не так много», возможно, вам еще не хватает истории.

В этом случае вам может понадобиться усилить сюжетный конфликт и увеличить долю вашего персонажа в нем. Встряхнуть ситуацию поможет мощный конфликт.

Практический пример

Недавно я рецензировал рукопись о персонаже, который спустя много лет возвращается в свой родной город. Этот визит вызвал много воспоминаний у персонажа, который также заметил, как город менялся с течением времени. И воспоминания, и описание города были очень интересны и ярко описаны.

Однако между первым предложением и последним не произошло ничего существенного. Персонаж въехал в город, огляделся и задумался над увиденным. Это была еще не история.

Как автор мог исправить эту рукопись? Вот лишь несколько вариантов:

1) Воспоминания, вызванные визитом, могут повлиять на жизнь персонажа в настоящем. Например, ностальгия, которую он испытывает по своей школьной девушке, может создать проблемы с его нынешней девушкой. Или, может быть, его открытие того, как сильно изменились и он, и город, могло бы, наконец, освободить его от ностальгии, позволив ему продолжить свою жизнь после многих лет жизни в прошлом.

2) Что-то могло случиться с персонажем во время этого визита, вызвав изменения. Например, он может столкнуться со своей школьной девушкой, и у них может быть роман, что приведет к разрыву его нынешних отношений. 3) Автор мог убрать кадр взрослого персонажа, возвращающегося домой и вспоминающего прошлые события. Вместо этого он мог перенести историю назад, когда персонаж учился в старшей школе, превратив одно из событий того времени в основную историю.


Действия вашего главного героя повлияли на изменения?

Допустим, вы пишете историю о персонаже, ожидающем результатов медицинского обследования. Он сидит в тревоге у телефона, пытаясь скоротать время, разгадывая кроссворд. Звонит телефон, но это просто его сестра. Тогда персонаж решает сам позвонить в больницу и получает сигнал «занято». Он пытается еще раз, но администратор сообщает ему, что доктора нет на месте.

В конце истории доктор наконец звонит и сообщает вашему персонажу результат теста. Тест положительный. А может тест отрицательный. В любом случае, это еще не история.

Безусловно, между началом и концом истории в жизни персонажа происходит важное изменение. Но персонаж не может повлиять на результат. Между временем, когда он сдает тест, и временем, когда он получает результаты, никакие действия, которые он предпримет, не будут иметь значения.

Возможно, настоящая история о действиях, которые предпримет персонаж после того, как получит результаты. Возможно, в ответ на результаты персонаж решит сделать что-то драматическое.

В общем, намного интереснее наблюдать, как персонажи действуют, чем наблюдать, как они пассивно ждут, когда что-то произойдет.

Советы по написанию романов — дальнейшие действия

Присоединяйтесь к нашей бесплатной группе электронной почты, чтобы получать советы и идеи по написанию новых книг по электронной почте. Вы также можете найти помощь на этих страницах:


  • 6 лучших советов по написанию романа

  • Как написать отличное начало

  • Главное меню написания романа

Советы по написанию романа для творческого письма Главная

Шесть распространенных проблем в коротких рассказах — мифотворцы

Хотя они и не могут получить славу и престиж своего двоюродного брата романа, короткие рассказы* являются жизненно важной частью спекулятивной фантастики. Некоторые из наиболее важных и влиятельных работ автора написаны в форме коротких рассказов, от почтенной классики, такой как «Желтый знак», до выдающихся современных произведений, таких как «Если бы ты был динозавром, любовь моя».

Писать короткие рассказы — сложное ремесло. В то время как меньшее количество слов означает меньше вещей, которые нужно отслеживать, это также означает, что вам нужно делать больше для каждого слова, и многие авторы борются с этим. За время работы писателем и редактором я замечал, что одни и те же проблемы возникают снова и снова, как в моей собственной работе*, так и в работе других. Давайте рассмотрим эти распространенные ошибки, чтобы они стали менее распространенными.

1. Слишком много символов Может быть, немного подрезать генеалогическое древо.

Большинство из нас, авторов, любят своих персонажей. Мы тратим много времени, придумывая их, наполняя их жизнью, а потом портя им жизнь проблемами. Часто мы рассказываем целую историю, потому что придумали крутого персонажа, чтобы добавить в нее. Поэтому неудивительно, что во многих историях больше персонажей, чем они могут поддерживать.

Проблема в том, что каждый введенный вами персонаж требует от читателя дополнительной работы. Читатель должен вспомнить другое имя и погрузиться в арку другого персонажа. Все время, которое читатель проводит, сосредоточившись на одном персонаже, дает меньше времени другому персонажу для развития, в котором он нуждается. Если первый персонаж не является жизненно важным для истории, он тратит место на странице.

Например, однажды я написал постапокалиптический рассказ о одержимой местью солдатке, которая думала, что все ее проблемы можно решить, убив своего врага. Я также включил жену солдата и маленькую дочь. Дочь будет ранена, разжигая в солдате жажду мести, а жена взывает к лучшему характеру солдата, давая ей шанс на искупление.

Когда я передал статью моему редактору, она указала, что жена и дочь служат очень похожей цели. Я просил аудиторию вложиться в двух персонажей там, где один мог бы выполнить свою работу и, таким образом, отнять драгоценное место на странице у основного конфликта.

Как исправить

В простейших случаях можно вырезать посторонний символ. Это будет сложнее, чем кажется, так как добавляется много посторонних персонажей, потому что автор их очень любит, но вы должны быть сильными. Если персонаж не служит сюжету, избавьтесь от него, как бы вам ни нравился его особый драматический талант. Отложите персонажа в сторону и сделайте его звездой собственной истории позже.

Немного сложнее, если персонаж приносит пользу истории. В этом случае лучше всего сочетать их с другим персонажем. Какую бы важную роль они ни выполняли, обычно их можно взять на себя без особых проблем. В моей постапокалиптической истории я привил сюжетную линию дочери к жене. В новом проекте обе жены получили ранения и апеллировали к лучшей природе солдата, создавая гораздо более эффективную историю.

2. Недостаточно конфликтов Как с этим у вас получится хорошая сцена действия? Статуя ненасилия работы Чжэн Чжоу, используемая в рамках CC BY-SA 3. 0

Истории о конфликтах. Если в истории нет конфликта, она скучна, потому что кому захочется читать историю о том, как кто-то просто ведет обычный день и получает все, что хочет? Никто, вот кто.

Почти всегда полезно начинать с конфликта, чтобы зацепить читателя, а в коротких рассказах это абсолютно необходимо. С меньшим количеством слов для работы короткие рассказы должны сразу переходить в действие, будь то в форме захватывающих боевых сцен или сильных эмоций. Легко отвлечься, описывая все крутые элементы своего мира или углубляясь в сокровенные мысли главного героя.

Не только рассказы должны начинаться с конфликта, но и поддерживать его до конца. Отличное начало не принесет вам пользы, если с середины ваша история будет состоять только из двух персонажей, которые дружелюбно болтают, ни о чем не думая.

В одном из моих недавних рассказов эльфийка посетила бедную деревню людей, а затем следовала за мэром деревни, пока она занималась своими делами. Я был так взволнован идеей технологически продвинутых эльфов, служащих метафорой империализма, что не осознавал, насколько скучной была эта история, потому что в ней не было конфликта. деревня.

Как это исправить

Если в вашей истории недостаточно конфликта, вы можете либо вырезать сцены, пока он не появится, либо добавить конфликт к тому, что у вас уже есть. Если вы начали с того, что главный герой встает с постели и выполняет свои утренние дела перед тем, как отправиться в бой, вы, вероятно, можете сразу перейти к боевой части. Или вы можете начать с того, что главный герой попал в засаду во время чистки зубов, если утреннее омовение действительно важно для вас.

В своей истории я изменил отношение двух главных героев друг к другу. Я сделал эльфа высокомерным и пренебрежительным к людям, считая их детьми, нуждающимися в руководстве. Затем я сделал человека-мэра недоверчивым и подозрительным к эльфам, до такой степени, что ее первой мыслью было отказаться от любой эльфийской помощи, даже если она действительно нуждалась в ней. Этот эмоциональный конфликт дал читателю возможность инвестировать и позволил мне гораздо эффективнее донести свои идеи.

3. Лишнее обрамляющее устройство Это подделка!

Обрамление — это то, что обрамляет историю, потому что тот, кто называет литературные инструменты, в тот день не чувствовал себя творческим. Это когда история начинается с того, что пожилой герой вспоминает приключения своей юности, а затем возвращается к пожилому герою в конце, чтобы все связать.

Обрамляющие устройства очень популярны, возможно, потому, что они придают ощущение новизны или изысканности. Это не просто история об убийстве монстров и получении добычи — ее рассказывает старик с трубкой! Вот откуда ты знаешь, что это высоколобо.

К сожалению, большинство кадровых устройств — пустая трата места. На самом деле вам не нужно разрешение устройства кадрирования, чтобы рассказать свою историю. Если ваша история хороша, вы обычно можете просто начать ее и двигаться дальше. Устройства кадрирования отнимают время и внимание от того, что действительно важно в истории. Вместо того, чтобы знакомиться с героем в первой строке, мы должны читать о его взрослом «я», которое мало влияет на повествование истории.

В одной из своих старых историй я думал, что поступил очень умно, добавив искусственный интеллект в качестве устройства для кадрирования. Этот ИИ начал рассказ с воспоминаний об этом великом приключении, в котором он* участвовал, и о том, как он хотел бы показать его вам. Затем у меня была реальная история о космических кораблях и тому подобном, прежде чем вернуться к ИИ в конце для какого-то остроумного ответа.

Как вы, наверное, догадались, ИИ-фрейминг ничего не добавил к истории и лишь отвлек от реального начала и конца.

Как это исправить

Если ваше устройство кадрирования совершенно лишнее, как и мое, вы, вероятно, можете просто удалить его. Вы должны быть осторожны, чтобы не потерять важную информацию, так как еще одна распространенная ошибка с кадрирующими устройствами — загружать их экспозицией. Все важное придется рассредоточить по всему повествованию.

С другой стороны, кадрирование может улучшить сюжет, если его правильно использовать. Если ваш фреймовый прием запускает центральный конфликт, то он на самом деле может привлечь читателей. Например, «Дагон» Лавкрафта начинается с наркомана-самоубийцы, переживающего абстинентный синдром, разглагольствующего о неестественных вещах, которые он видел, доводящих его до такого состояния. Это сразу же вызывает интерес у читателя. Затем история возвращается назад, чтобы показать нам, как главный герой попал туда, и, наконец, обрамляющее устройство возвращается, чтобы показать нам его печальный конец.

4. Перестроенные миры Может, в следующий раз построим меньше? Площадь Боосар в Раште от City Rain используется в соответствии с CC BY-SA 3.0

Спекулятивная фантастика и фантастические миры идут рука об руку, будь то игольчатые корабли, сжигающие антиматерию в тени Альфы Центавра, или огромные змеи, карабкающиеся по стенам замка. Для многих авторов-специалистов построение мира — половина удовольствия. Так что понятно, что многие рассказы обременены переизбытком построения мира.

Проблема чрезмерного построения мира вашего рассказа состоит в том, что это запутает и утомит читателя чем-то ужасным. И он будет делать это, даже если ваш мир на 100% последователен и красиво составлен. Читатели могут воспринять столько спекулятивных элементов, и чем больше вы впихиваете в повествование, тем больше вы рискуете оттолкнуть свою аудиторию.

Это, безусловно, может случиться и в романах, но в рассказах эта проблема гораздо хуже из-за меньшего количества слов. В таком романе, как «Рожденный туманом: Последняя империя» Брэндона Сандерсона, у читателей есть целые главы, чтобы привыкнуть к сложной магической системе и постапокалиптическому ощущению мира. Короткие рассказы работают с крошечной частью этого.

Я столкнулся с этой ошибкой лицом к лицу, когда писал историю, основанную на ролевой кампании. История была об экипаже военного корабля в стиле стимпанк в мире, который был полон морских чудовищ, магической радиации и причудливых механических изобретений, поражающих воображение. Он был настолько плотным, что большую часть первого черновика я провел, вводя новые элементы. Немногие читатели могли даже добраться до истории, потому что я потратил так много времени, подбрасывая им новые фантастические вещи.

Как это исправить

При написании рассказа ваш мир должен быть достаточно сложным для истории, которую вы хотите рассказать. Если конкретный элемент не является строго необходимым, вам, вероятно, следует его вырезать, каким бы крутым он ни был. В моей истории я понял, что действительно важным элементом был технологически продвинутый военный корабль среди многочисленных, но менее сильных врагов. Это была история, которую я хотел рассказать, и для ее раскрытия я вырезал морских чудовищ, магическое излучение и даже умопомрачительные изобретения.

Все немного сложнее, если вы пишете в общей обстановке, где вы не можете просто упростить мир, пока он не впишется в вашу историю. В таких случаях постарайтесь изложить свою историю в такой части обстановки, которая требует как можно меньше объяснений. Терри Пратчетт сделал это с Wee Free Men*, где он сделал историю доступной, поместив ее подальше от самых откровенно фантастических элементов Плоского мира. На самом деле, вам было бы трудно сказать, что это вообще книга о Плоском мире, если бы вы не знали заранее.

5. Запутанные скачки временной шкалы Хм, сколько сейчас времени? Time After Time by Prairie Kittin используется в соответствии с CC BY-ND 2.0

Это было не то, что я ожидал увидеть очень часто, когда начал редактировать короткие рассказы, но во многих из них есть повествование, которое скачет во времени. Я понимаю привлекательность этого. Это позволяет авторам раскрывать предысторию всякий раз, когда это удобно, что заманчиво. Не помогает и то, что мы часто связываем фильм о прыжках во времени с пронзительным высоким искусством* 9.0007

В большинстве случаев скачки во времени сбивают с толку. Это дополнительная вещь, за которой читатели должны следить. В более длинном рассказе есть время хотя бы внимательно провести читателя через каждый прыжок, но в коротком рассказе это сделать сложно.

По правде говоря, скачки во времени редко дают тот эффект, на который рассчитывают авторы. Хотя вы можете использовать их, чтобы создать ощущение драматической иронии, раскрывая информацию читателю до того, как персонажи узнают об этом, эта польза мимолетна. Большинство прыжков во времени ничего не добавляют, а истории, в которых они фигурируют, так же хорошо работают с линейным повествованием.

В другой постапокалиптической истории главный герой погружается в длинную последовательность воспоминаний каждый раз, когда встречает другого персонажа. Видите ли, главный герой был охотником за головами, и у него была история с каждым преступником, которого он привел. Я думал, что поступаю умно и создаю глубокие предыстории, которые тронут читателя. На самом деле, я сбил читателя с толку, добавив кучу пояснений, в которых история не нуждалась.

Как это исправить

То, как вы это исправите, будет зависеть от характера прыжка во времени. Используете ли вы воспоминания, чтобы представить экспозицию, которая не нужна или должна появиться в самой истории? Если это так, пришло время вырезать эти сцены воспоминаний и перенести что-либо важное из них в настоящее. Это то, что я сделал в своей постапокалиптической истории охотника за головами, и оказалось, что мне на самом деле не нужна была большая часть того, что было в воспоминаниях, с самого начала.

С другой стороны, если вся информация в каждой из ваших сцен важна, вам следует подумать о построении истории в линейном порядке. Линейные истории не примитивны и не бесхитростны; их просто легче понять читателю. В большинстве случаев вы поймете, что расстановка сцен не по порядку на самом деле не служила никакой цели.

6. Больше, чем одна сквозная линия Ваша история может развиваться в одном или другом направлении, а не в обоих. Путь разветвления, используемый в соответствии с CC BY-SA 2.0

Сквозная линия — это то, что ведет вашу историю от начала до конца. Проблема, с которой вы начинаете, разрешается в кульминации, завершая историю. Это основа вашего сюжета; в некоторых случаях это весь сюжет.

У авторов иногда возникает соблазн включить более одной сквозной линии, потому что у них так много замечательных идей. Было бы жалко их тратить! Но дополнительные сквозные линии не делают историю лучше; они просто путают это.

Если в вашей истории более одной центральной темы, ни одна из них не может привлечь должного внимания. Так что вместо одного хорошо проработанного сюжета вы получаете два полусырых. В лучшем случае вторичная сквозная линия представит ряд проблем, которые не может решить первичная, оставив читателю кучу нерешенных вопросов.

Однажды я написал рассказ о старой седой космической воровке, которая учится работать со своим младшим напарником. Это была прочная сквозная линия, и она довольно хорошо передала историю. Но затем я попытался добавить вторую сквозную линию, о дискриминации иммигрантов с Ио.* Я думал, что поступил умно, сделав молодого партнера иммигрантом с Ио. Наверняка две сквозные линии сольются в историю абсолютной силы.

Нет, не было. Вместо этого у меня было две сквозные линии, конкурирующие за место. Когда в финальных сценах появилась линия дискриминации, большинство читателей не поняли, что она вообще там делает.

Как это исправить

Если вы твердо настроены на использование нескольких сквозных линий, решение состоит в том, чтобы разделить их. Таким образом, вместо того, чтобы конкурировать за пространство в одной истории, каждая сквозная линия будет иметь свою собственную историю, в которой она будет процветать. А как автор, вы получите два семечка истории по цене одного. Это то, что я сделал для примера выше. Я сделал сюжет о воровстве центральным, а сюжет об иммиграции Ио выделил в отдельную историю.

Еще один вариант, хотя это требует гораздо больше работы: превратить свой рассказ в повесть или полноценный роман. Может быть, просто история, которую вы хотите рассказать, требует более одной сквозной линии, и в этом случае вам понадобится намного больше слов.


Слишком многие авторы предполагают, что те же приемы, которые работают для более длинных историй, будут работать и в этом более коротком формате, и это приводит к проблемам. Рассказы — это не просто уменьшенные романы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *