Проблематика іліади: ✅Тематика і проблематика роману «Іліада»

Содержание

Анализ «Илиады» Гомера | Литерагуру

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

Содержание:

  • 1 История в поэме
  • 2 Тематика и проблематика
  • 3 В каком переводе лучше читать?
  • 4 Суть произведения
  • 5 Главные герои
  • 6 Чем заканчивается поэма?
  • 7 Значение «Илиады» в культуре

История в поэме

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно,  можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

  1. Н.И. Гнедич стремился своим переводом приблизиться к Гомеровскому стилю, он хотел передать атмосферу эпохи, используя высокий стиль, и, на наш взгляд, у него это получилось. «Илиада» Гнедича написана гекзаметром, наполнена архаизмами и славянизмами. Именно в этом переводе читатель может прочувствовать выразительность языка и погрузиться «с головой» в Древнегреческий мир, несмотря на то, что текст достаточно сжатый. Данный перевод довольно тяжело читается из-за обилия устаревших слов, рассчитан на «искушенного читателя».
  2. В.В Вересаев заменил слова «очи», «брег», «в сонмах» на более простые и разговорные. Часть его перевода взята от Жуковского и Гнедина, и автор не скрывал этого, он считал, что хорошо написанные фрагменты других переводчиков можно использовать в своих трудах. Данный перевод читается легче, чем у Н.И. Гнедича и рассчитан на «неискушенного читателя».
  3. В переводе А.А. Сальникова появляется ровность ритма стихотворного произведения. Текст адаптирован для современного читателя и не составляет труда в прочтении. Данный перевод лучше всего подойдет для понимания сюжета «Илиады».

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Ахилл был призван на войну Агамемноном, но он не воин своего Царя. Их взаимная ненависть друг к другу приносит первую роковую ссору.  Ход войны меняется после того, как Агамемнон силой забирает Брисеиду, принадлежавшую, в виде воинского трофея, герою. Силы Троянцев резко начинают перевешивать после выхода из сражений Ахилла. Только смерть Патрокла возбуждает в герое настоящую жажду мщения. Он вонзает меч в горло Гектора (сын Троянского царя, убийца Патрокла), привязывает его тело к колеснице и едет так до своего лагеря. Месть затмевает разум героя.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Главные герои

  1. Ахилл – сын от последнего брака бога и земной женщины (Пелей и Фетида). Обладал невероятной силой и выносливостью, слабое место было скрыто в пятке. Один из главных героев Троянской войны, сражался со стороны Греции под формальным предводительством Агамемнона.
  2. Агамемнон – микенский царь. Корыстолюбивый. Его ссора с Ахиллом является центральным конфликтом «Илиады».
  3. Гектор – сын Троянского царя, пал от руки Ахилла. Настоящий защитник Трои, через данного персонажа раскрывается тема чести.
  4. Елена – виновница войны, дочь Зевса, жена Менелая.
  5. Зевс – бог громовержец, вершит исход войны.
  6. Приам – Троянский царь.
  7. Патрокл – друг Ахилла, которого он учит военному делу. Погибает от руки Гектора.
  8. Брисеида – наложница Ахилла, влюбляется в героя. Стала поводом ссоры Агамемнона и Ахилла.
  9. Менелай — муж Елены.
  10. Парис — царевич Трои, похититель Елены.

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Скорбь Троянского Царя о сыне была велика, он готов рисковать своей жизнью, чтобы проститься с Гектором. Приам проникает в шатер Ахилла незамеченным, об этом позаботились боги. Царь привозит дары. Аполлон просил героя усмирить свою жестокость, но гнев за смерть друга не утихает. Троянский царь падает на колени и взывает к чувствам сострадания Ахилла, ведет речь об отце героя Пелее, который так же ждет сына с войны живым, а Приам теперь одинок, ведь Гектор был его единственной надеждой. Самоотверженность и отчаянье, которые поставили на колени Царя перед воином, трогают потаенные уголки души Ахилла. Царь просит тело сына, чтобы похоронить с почестями, они вместе плачут, гнев утихает, и герой отдает Гектора Приаму. Ахилл так же обещает столько дней мира и военного бездействия, сколько потребуется для погребения Троянского вождя по всем правилам.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Значение «Илиады» в культуре

Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас.

В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

Автор: Анастасия Федорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

описание причин Троянской войны, сюжет, с чего начинается и чем заканчивается поэма

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

История в поэме

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Сюжетная линия

Ахейцы одержали долгожданную победу, проявив смекалку. Для подарка, направленного в Трою, был изготовлен большой деревянный конь. Когда конструкция оказалась доставлена на вражескую территорию, под покровом ночи из нее выбрались солдаты и открыли ворота своим соплеменникам. Так произошло падение Трои.

Если кратко, то главной темой произведения, по жанру являющегося эпической поэмой, можно назвать проблематику судеб. Каждый житель Древней Греции свято верил в то, что все происходящее вокруг предопределено богами. Считалось, что человек не может изменить судьбу, повлиять на нее каким-либо образом. Что же касается недугов и бед, то они посылаются божествами за совершенные неблаговидные дела и промахи.

Не менее важной темой считается описание гнева Ахилла, касающегося этого героя и Гектора. В поэме раскрывается множество проблем, говорится о них подробно.

Например, человеческие пороки, которые совершают даже боги, — это зависть, жадность и блуд. Необычно описана извечная борьба между злом и добром.

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

Краткое содержание

Песнь 1. Мор. Гнев

Отважный Ахиллес разгневан, и причиной его гнева стало нежелание ахейского вождя Агамемнона вернуть за вознаграждение украденную дочь жреца. В результате Аполлон наслал на ахейцев страшный мор.

Ахиллес потребовал, чтобы Агамемнон вернул девушку отцу, и тот согласился, но с условием, что Ахиллес взамен отдаст ему свою прекрасную наложницу. Оскорбленный воин решил покинуть ахейского вождя, чтобы не «умножать здесь богатств и запасов». Он пожаловался своей матери, нимфе Фетиде, на нанесенную ему «злую обиду», и та попросила Зевса наказать Агамемнона.

Песнь 2. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Чтобы сдержать данное Фетиде обещание, Зевс ниспослал Агамемнону обманчивый вещий сон, согласно которому тот должен возглавить войско ахейцев и овладеть «широкоуличной Троей».

Агамемнон, поверивший сну, устроил «собранье старейшин». Он понимал, что после десятилетней войны армия ослабла и воины хотят вернуться домой. Благодаря Одиссею ему удалось поднять боевой дух войска, которое вскоре вышло в море. Подробно описываются корабли ахейцев, а также народы и герои, которые будут противостоять друг другу.

Тем временем в Трое царь Приам узнал о предстоящем сражении и выдвинул собственную армию навстречу ахейцам.

Песнь 3. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менелая

От троянцев вышел вперед Парис и предложил самому храброму ахейцу «выступить против него и помериться в схватке ужасной». Его противником стал Менелай, и перед битвой обе стороны условились, что победитель заберет Елену и все ее богатство, а война закончится.

Началось сражение между Парисом и Менелаем – настоящим и бывшим супругами Елены. Парис потерпел поражение, и богиня Афродита спасла его от неминуемой смерти. Агамемнон напомнил об условии этой битвы и потребовал выдать Елену.

Песнь 4. Нарушение клятв. Агамемнонов обход

На совете у Зевса богами было решено, чтобы война продолжилась. Зевс послал Афину помочь троянцам нарушить перемирие. Богине удалось внушить одному из воинов пустить «стрелу в Менелая, любимца Ареса».

Агамемнон, возмущенный столь дерзким нарушением клятвы, поднял свое войско. Началась страшная битва, в ходе которой погибло немало отважных воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

В этом бою особенно отличился ахейский герой Диомед, которому всячески помогала Афина. Он убил немало троянцев, был ранен стрелой в плечо, но благодаря Афине исцелился и вновь оказался в самой гуще сражения. Преследуя Энея, Диомед ранил в руку богиню Афродиту, а затем и Ареса. Боги отправились к Зевсу, чтобы пожаловаться на дерзость простого смертного.

Песнь 6. Встреча Гектора с Андромахой

Когда же «яростный бой меж троян и ахейцев оставили боги», перевес сил оказался на стороне ахейцев. Прорицатель убедил Гектора, чтобы тот повелел всему своему народу молить о помощи богиню Афину Палладу. Исполнив это, Гектор отправился к Парису и упреками вынудил его вновь вернуться на поле боя. Также он встретился с супругой Андромахой, которая умоляла его отказаться от участия в войне. Гектор успокоил жену и напомнил, что «война же – забота мужчины каждого, кто в Илионе родился».

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мертвых

Гектор и Парис присоединились к своим воинам, желая «как можно скорее начать воевать и сражаться». По совету прорицателя Гектор вызвал на бой самого храброго ахейца. Им стал Аякс, который в ходе сражения ранил Гектора, а затем сбил его с ног камнями. Воины готовы были биться до победного конца, но этому помешало наступление ночи. Агамемнон устроил пир в честь отважного Аякса.

Тем временем троянцы организовали собрание, где предложили вернуть ахейцам Елену и ее богатства. Парис высказал свою волю – оставить Елену, но вернуть все ее сокровища. Приам передал это решение ахейцам, а также просьбу временного перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8. Прерванная битва

Зевс созвал «бессмертных богов на собранье» и запретил под угрозой страшной кары помогать обеим враждующим сторонам. С высоты Олимпа взирал он на битву, и после бросил молнию – признак скорого поражения ахейцев. Троянцы, воодушевленные поддержкой Зевса, обратили в бегство своих врагов. Гера и Паллада были возмущены несправедливостью Вседержателя и хотели было помочь ахейцам, но Зевс их вовремя остановил. С наступлением ночи бой между ахейцами и троянцами был прерван.

Песнь 9. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

После поражения в битве ахейцы «объяты были великой тревогой». В отчаянии Агамемнон решил спасаться бегством. Но соратники отговорили его от этого и посоветовали обратиться за помощью к Ахиллесу. Агамемнон согласился и отправил к Ахиллесу послов, однако ни одному из них не удалось уговорить его возглавить ахейское войско.

Песнь 10. Долония

После бессонной ночи Агамемнон и Менелай созвали всех вождей и на общем совете решили отправить разведчиков в стан врага. Выполнить сложное задание согласились Диомед и Одиссей. Тем временем Гектор также решил отправить лазутчика к ахейцам, и им оказался Долон. Диомед и Одиссей поймали его, выведали все подробности расположения троянского войска, а после убили. Они отправились к стану Реза, убили его и всех его сподвижников, а также увели «коней, величайших, прекраснейших видом». К ахейцам Одиссей и Диомед вернулись настоящими героями.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

С восходом солнца Зевс послал на поле брани Вражду, и началось очередное сражение ахейцев и троянцев. Силы противников были равны, но к полудню ахейцам удалось разорвать вражеские ряды. Особым мужеством отличился Агамемнон, погубивший немало троянских воинов.

Песнь 12. Бой у стены

Ахейцы надежно укрепились за стеной, в то время как троянцы решили разделиться на пять отрядов и атаковать ее с разных сторон. В очередной раз показав себя бесстрашным воином, Гектор пробил ворота камнем, чем вызвал бегство ахейцев.

Песнь 13.

Бой у судов

В этой битве Зевс откровенно благоволил троянцам, в то время как Посейдон «скорбел об ахейцах». Ему удалось воодушевить их и помочь отразить очередное нападение Гектора. Перевес в битве оказывался то на одной, то на другой стороне, погибло множество отважных воинов.

Песнь 14. Обманутый Зевс

Гера, пожелавшая оказать помощь ахейцам, решила «обмануть эгидодержавного Зевса». Соблазнив его своими прелестями, богиня ниспослала на Зевса «глубокий и сладкий сон». Этим воспользовался Посейдон, который оказал существенную поддержку ахейцам. В результате Гектор оказался повержен камнем, и от верной смерти его спасли соратники, вовремя вынесшие его с поля боя. Воодушевленные ахейцы благополучно отразили все атаки троянцев и освободили свои корабли.

Песнь 15. Обратный напор от судов

Пробудившись ото сна, Зевс с удивлением обнаружил бегство троянцев и поверженного Гектора. Он потребовал объяснений от Геры, а после предсказал участь Троянской битвы, если не будет смыто оскорбление с Ахиллеса, как он ранее пообещал Фетиде. Зевс отозвал с поля брани Посейдона и направил Аполлона в качестве помощника Гектору. Отважному воину вновь удалось оттеснить ахейцев к своим кораблям.

Песнь 16. Патроклия

Патрокл отправился к Ахиллесу, на груди которого «слезы горячие лил» о судьбе ахейского войска. Ахиллес сжалился над ним и согласился помочь отразить атаки троянцев. Тем временем силы Аякса уже были на исходе, и троянцам удалось подступить к его кораблю и поджечь его. В этот миг появился Ахиллес со своими воинами, которые обратили троянцев в бегство и потушили судно. Патрокл преследовал убегающих воинов, которых безжалостно убивал. Его жертвой чуть было не стал и Гектор, но при помощи Аполлона Гектор убил своего противника.

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор хотел было забрать тело Патрокла на всеобщее поругание, но Менелай принялся рьяно защищать его. Разгорелась страшная битва. Гектору удалось снять доспехи Патрокла, принадлежавшие Ахиллесу, прежде чем ахейцы отвоевали его тело. Менелай отправил гонца к Ахиллесу, чтобы сообщить о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Узнав о смерти Патрокла, «черное облако скорби покрыло» Ахиллеса. Мать решила утешить его и пообещала достать ему оружие, изготовленное самим Гефестом. Она отправилась на Олимп, где уговорила Гефеста выковать для любимого сына доспехи и оружие. Тем временем Ахиллес и другие ахейцы со всеми почестями приняли тело Патрокла. Троянцы, узнав о появлении Ахиллеса, решили отступить, но Гектор наотрез отказался сделать это.

Песнь 19. Отречение от гнева

На заре Фетида принесла сыну «гефестов доспех достославный». Увидев его, Ахиллес решил немедленно броситься в бой, чтобы отомстить за смерть Патрокла. Он созвал ахейцев на собрание и прилюдно объявил о том, что позабыл свой гнев ради праведного мщения. Агамемнон хотел было оправдаться перед ним и поднести богатые дары в честь примирения, но Ахиллес желал лишь одного – оказаться в пылу сражения. Когда он взошел на колесницу, услышал предсказание Геры, согласно которому он должен «от мощного бога и смертного мужа погибнуть».

Песнь 20. Битва богов

Когда троянцы и ахейцы схлестнулись в страшной битве, Зевс призвал богов принять участие в ней и помогать той или иной стороне по собственному усмотрению. Приближение богов к полю брани ознаменовалось громом, молниями и сотрясением земли. Из-за явного участия богов в сражении долгожданный поединок Ахиллеса и Гектора так и не состоялся, поскольку их всячески оберегали небесные покровители – Афина и Аполлон.

Песнь 21. Битва у реки

Ахиллесу удалось обратить троянцев в бегство. Он «двенадцать живых себе юношей выбрал» в качестве жертвы убитому Патроклу. У реки Ксанф он, обуреваемый жаждой мести, убил немало троянских воинов. Приам, увидев с высокой башни бегство троянцев, приказал немедленно открыть ворота, чтобы спасти их.

Песнь 22. Убийство Гектора

Все троянцы, за исключением Гектора, успели скрыться за спасительной стеной. Родители Гектора умоляли сына одуматься и спастись, но он намеревался сразиться с Ахиллесом. Зевс решил бросить жребий – кому из героев остаться в живых. Повезло Ахиллесу, который в бою смертельно ранил Гектора копьем. Желая как можно больше унизить врага и после смерти, он «к колеснице тело его привязал, голове ж предоставил влачиться».

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Вернувшись в стан, Ахиллес отдал все возможные почести Патроклу, после чего устроил похоронный пир. Во сне к нему явилась душа усопшего Патрокла, которая потребовала скорейшего захоронения, поскольку ее не принимали в царство Аида. С восходом солнца Ахиллес завершил обряд погребения и в честь друга устроил различные воинские и спортивные состязания.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Благодаря покровительству богов Приаму удалось уговорить Ахиллеса вернуть тело убитого им Гектора. Он привез его домой, где троянцы отдали герою заслуженные почести, родственники оплакали его, а после тело сожгли и погребли. Затем «блистательный пир пировали в доме великом Приама, владыки, вскормленного Зевсом».

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

  1. Н.И. Гнедич стремился своим переводом приблизиться к Гомеровскому стилю, он хотел передать атмосферу эпохи, используя высокий стиль, и, на наш взгляд, у него это получилось. «Илиада» Гнедича написана гекзаметром, наполнена архаизмами и славянизмами. Именно в этом переводе читатель может прочувствовать выразительность языка и погрузиться «с головой» в Древнегреческий мир, несмотря на то, что текст достаточно сжатый. Данный перевод довольно тяжело читается из-за обилия устаревших слов, рассчитан на «искушенного читателя».
  2. В.В Вересаев заменил слова «очи», «брег», «в сонмах» на более простые и разговорные. Часть его перевода взята от Жуковского и Гнедина, и автор не скрывал этого, он считал, что хорошо написанные фрагменты других переводчиков можно использовать в своих трудах. Данный перевод читается легче, чем у Н.И. Гнедича и рассчитан на «неискушенного читателя».
  3. В переводе А.А. Сальникова появляется ровность ритма стихотворного произведения. Текст адаптирован для современного читателя и не составляет труда в прочтении. Данный перевод лучше всего подойдет для понимания сюжета «Илиады».

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Ахилл был призван на войну Агамемноном, но он не воин своего Царя. Их взаимная ненависть друг к другу приносит первую роковую ссору. Ход войны меняется после того, как Агамемнон силой забирает Брисеиду, принадлежавшую, в виде воинского трофея, герою. Силы Троянцев резко начинают перевешивать после выхода из сражений Ахилла. Только смерть Патрокла возбуждает в герое настоящую жажду мщения. Он вонзает меч в горло Гектора (сын Троянского царя, убийца Патрокла), привязывает его тело к колеснице и едет так до своего лагеря. Месть затмевает разум героя.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Десятый год войны

Итак, шел десятый год войны. Произведение Гомера начинается с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, после чего Ахилл решает не принимать участия в сражениях. Поэма, посвященная последнему году Троянской войны, напоминает, что без этого героя, согласно предсказаниям, объединенное греческое войско не смогло бы захватить город. Видя, как приуныли греки и воспрянули духом троянцы, друг Ахилла Патрокл надевает его доспехи. Его задумка приободрить уставших воинов удалась, но сам он гибнет. Ахилл, сильно опечаленный и рассерженный, решает мстить и идет в атаку.

Рассвирепевший герой убивает многих троянцев, заставляя их отступить. Затем, сошедшись в поединке с Гектором, старшим сыном Приама и братом Париса, он его убивает. Ночью же царь Илиона приходит к Ахиллу и умоляет отдать тело троянского принца. Сжалившись над стариком, сын богини Фетиды, обещает, что греки не пойдут в атаку, пока не будет погребен Гектор. После трогательных похорон, которые описаны Гомером очень детально, сражения продолжаются. Но поэма на этом заканчивается. А что же было дальше?

Главные герои

  1. Ахилл – сын от последнего брака бога и земной женщины (Пелей и Фетида). Обладал невероятной силой и выносливостью, слабое место было скрыто в пятке. Один из главных героев Троянской войны, сражался со стороны Греции под формальным предводительством Агамемнона.
  2. Агамемнон – микенский царь. Корыстолюбивый. Его ссора с Ахиллом является центральным конфликтом «Илиады».
  3. Гектор – сын Троянского царя, пал от руки Ахилла. Настоящий защитник Трои, через данного персонажа раскрывается тема чести.
  4. Елена – виновница войны, дочь Зевса, жена Менелая.
  5. Зевс – бог громовержец, вершит исход войны.
  6. Приам – Троянский царь.
  7. Патрокл – друг Ахилла, которого он учит военному делу. Погибает от руки Гектора.
  8. Брисеида – наложница Ахилла, влюбляется в героя. Стала поводом ссоры Агамемнона и Ахилла.
  9. Менелай — муж Елены.
  10. Парис — царевич Трои, похититель Елены.

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Скорбь Троянского Царя о сыне была велика, он готов рисковать своей жизнью, чтобы проститься с Гектором. Приам проникает в шатер Ахилла незамеченным, об этом позаботились боги. Царь привозит дары. Аполлон просил героя усмирить свою жестокость, но гнев за смерть друга не утихает. Троянский царь падает на колени и взывает к чувствам сострадания Ахилла, ведет речь об отце героя Пелее, который так же ждет сына с войны живым, а Приам теперь одинок, ведь Гектор был его единственной надеждой. Самоотверженность и отчаянье, которые поставили на колени Царя перед воином, трогают потаенные уголки души Ахилла. Царь просит тело сына, чтобы похоронить с почестями, они вместе плачут, гнев утихает, и герой отдает Гектора Приаму. Ахилл так же обещает столько дней мира и военного бездействия, сколько потребуется для погребения Троянского вождя по всем правилам.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Некоторые вопросы универсальности в семействах многомерных рациональных пространств

Некоторые вопросы универсальности в семействах n -мерных рациональных пространств

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • С. Д. Илиадис  

Журнал математических наук том 81 , страницы 2515–2516 (1996)Цитировать эту статью

  • 21 доступ

  • Сведения о показателях

Abstract

В работе поставлены некоторые вопросы универсальности в семействах n-мерных рациональных пространств. Библиография: 17 названий.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Литература Цитируется

  1. Феггос Л.Е., Илиадис С.Д., Зафириду С.С. Некоторые семейства плоских пространств, рассеянных по краям, и универсальность. Препринт.

  2. Георгиу Д. Н., Илиадис С. Д. Рациональные n -мерные пространства и свойство универсальности // Препринт.

  3. В. Гуревич, «Теория нормальных состояний и измерений»,

    Math. Анна. , 96 , 736–764 (1927).

    Артикул МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  4. С. Д. Илиадис, Универсальный континуум для класса вполне регулярных континуумов, Бык. акад. пол. науч. , 28 , 603–607 (1980).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  5. «>

    С. Д. Илиадис, «Rim-конечные пространства и свойство универсальности», Houston J. Math. , 12 , 55–78 (1986).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  6. Илиадис С. Д., Рациональные пространства заданного типа обода и свойство универсальности, Топология Proc. , 11 , 65–113 (1986).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  7. С. Д. Илиадис, «Ободный тип пространств и свойство универсальности», Houston J. Math. , 13 , 373–388 (1987).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  8. С. Д. Илиадис, Рациональные пространства и свойство универсальности, Фонд. Мат. , 131 , 167–184 (1988).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  9. «>

    С. Д. Илиадис, «Универсальные пространства для некоторых семейств пространств с краевым рассеянием», Tsukuba J. Math. , 16 , 123–159 (1992).

    МАТЕМАТИКА MathSciNet Google ученый

  10. С. Д. Илиадис, С. С. Зафириду, «Планарные рациональные компакты и универсальность», Фонд. Мат. , 141 , 109–118 (1992).

    MathSciNet Google ученый

  11. С. Д. Илиадис и С. С. Зафириду, «Пространства с рассеянием на кольцах и свойство универсальности», в: Topology, Theory and Applications II, Colloq. Мат. Soc., 55 , Северная Голландия, Амстердам (1992).

    Google ученый

  12. К. Куратовски, Топология , Том. Я, Нью-Йорк (1966).

  13. Майер Дж., Тымчатын Е.Д., Универсальные рациональные пространства, Dissertationes Mathematicae CCXCIII, Варшава (1990).

  14. К. Менгер,

    Курвентеория , Тойбнер, Берлин, Лейпциг (1932).

    Google ученый

  15. J. Nagata, Modern Dimension Theory , Helderman Verlag, Berlin, исправленное и расширенное издание (1983).

    Google ученый

  16. Г. Нёбелинг, «Сверхрегулярное одномерное пространство», Math. Анна. , 104 , 81–91 (1931).

    MathSciNet Google ученый

  17. Х. Решовски, «Über Reasone Kurven», Fund. Мат. , 15 , 18–37 (1930).

    МАТЕМАТИКА Google ученый

Ссылки на скачивание

Авторы

  1. С. Д. Илиадис

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Дополнительная информация

Перевод с Записки научных семинаров ПОМИ , Vol. 208, 1993, стр. 98–102.

Перевод С. Д. Илиадиса.

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Увеличение частоты рекомбинации в результате выбора направления для геотаксиса у дрозофилы

. 1994 г., январь; 72 (часть 1): 64–8.

doi: 10.1038/hdy.1994.7.

А Б Король 1 , К. Г. Илиади

принадлежность

  • 1 Институт эволюции Хайфского университета, гора Кармель, Израиль.
  • PMID: 8119830
  • DOI: 10.1038/hdy. 1994.7

А.Б. Король и др. Наследственность (Эдинб). 1994 Январь

. 1994 г., январь; 72 (часть 1): 64–8.

doi: 10.1038/hdy.1994.7.

Авторы

А Б Король 1 , К. Г. Илиади

принадлежность

  • 1 Институт эволюции Хайфского университета, гора Кармель, Израиль.
  • PMID: 8119830
  • DOI: 10.1038/hdy.1994.7

Абстрактный

Было предложено несколько классов моделей для объяснения того, как естественный отбор может благоприятствовать ненулевой рекомбинации. Направленный и флуктуирующий отбор, абиотический и биотический отбор, а также отбор против вредных мутаций кажутся наиболее вероятными факторами, но мало что было сделано для экспериментальной проверки этой проблемы. Здесь мы показываем, что долгосрочный отбор на положительный или отрицательный геотаксис у Drosophila melanogaster приводит к резкому увеличению скорости рекомбинации в разных областях генома. Суммарное приращение рекомбинации для рассматриваемого участка генома составляет 78 сМ для geo+ и 66 сМ для geo-. Отбор на отрицательный геотаксис не приводил к рекомбинационным изменениям в хромосоме 2, тогда как отбор в противоположном направлении вызывал почти четырехкратное увеличение сегмента b-cn и значительное, хотя и не столь высокое, увеличение в соседних регионах al-b. и cn-vg. В хромосомах X и 3 обнаружено значительное усиление рекомбинации у обеих выделенных линий. Суммарно прирост частоты обмена в хромосоме X (y-cv-ct-v-car) составил от 72,6 % (контрольный уровень) до 124,7 и 110,3 % geo- и geo+ соответственно, тогда как для исследуемого участка хромосомы 3 (ru-h-cu-sr-e) получили соответственно 60,8, 76,4 и 73,8%. Таким образом, в целом отбор на геотаксис приводил к увеличению частоты рекомбинации независимо от направления отбора.

Похожие статьи

  • Генетическая рекомбинация и адаптация к изменчивой среде: отбор на геотаксис у Drosophila melanogaster.

    Бурге Д., Гейр Дж., Маттис М., Уитлок М.С. Бурге Д. и соавт. Наследственность (Эдинб). 2003 г., июль; 91 (1): 78–84. doi: 10.1038/sj.hdy.6800283. Наследственность (Эдинб). 2003. PMID: 12815456

  • Связь между скоростью рекомбинации и моделями молекулярной эволюции и изменчивости Drosophila melanogaster.

    Campos JL, Halligan DL, Haddrill PR, Charlesworth B. Кампос Дж.Л. и соавт. Мол Биол Эвол. 2014 апр; 31(4):1010-28. doi: 10.1093/molbev/msu056. Epub 2014 30 января. Мол Биол Эвол. 2014. PMID: 24489114 Бесплатная статья ЧВК.

  • Способы отбора и рекомбинационный ответ у Drosophila melanogaster.

    Роделл К.Ф., Шиппер М.Р., Кинан Д.К. Роделл С.Ф. и соавт. Дж. Херед. 2004 г., январь-февраль; 95 (1): 70-5. дои: 10.1093/jhered/esh016. Дж. Херед. 2004. PMID: 14757732

  • Экспериментальная эволюция рекомбинации и перекрестной интерференции у дрозофилы, вызванная направленным отбором по признакам, связанным со стрессом.

    Аггарвал Д.Д., Рашковецкий Э., Михалак П., Коэн И., Ронин Ю., Чжоу Д., Хаддад Г.Г., Корол А.Б. Аггарвал Д.Д. и соавт. БМС Биол. 2015 27 ноября; 13:101. дои: 10.1186/с12915-015-0206-5. БМС Биол. 2015. PMID: 26614097 Бесплатная статья ЧВК.

  • Отношения между скоростью рекомбинации и моделями молекулярной изменчивости и эволюции у дрозофилы.

    Чарльзворт Б., Кампос Дж.Л. Чарльзворт Б. и соавт. Анну Рев Жене. 2014;48:383-403. doi: 10.1146/annurev-genet-120213-092525. Epub 2014 10 сентября. Анну Рев Жене. 2014. PMID: 25251853 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Изменение скорости мелкомасштабной рекомбинации в популяциях Drosophila melanogaster с температурной эволюцией в ответ на отбор.

    Винбуш А., Сингх Н.Д. Винбуш А. и др. G3 (Бетесда). 2022, 30 сентября; 12(10):jkac208. doi: 10.1093/g3journal/jkac208. G3 (Бетесда). 2022. PMID: 35961026 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сезонные изменения рекомбинационных характеристик в природной популяции Drosophila melanogaster.

    Аггарвал Д.Д., Рыбников С., Сапелкин С., Рашковецкий Э., Френкель З., Сингх М., Михалак П., Корол А.Б. Аггарвал Д.Д. и соавт. Наследственность (Эдинб). 2021 сен; 127 (3): 278-287. doi: 10.1038/s41437-021-00449-2. Epub 2021 23 июня. Наследственность (Эдинб). 2021. PMID: 34163036 Бесплатная статья ЧВК.

  • Адаптивная дивергенция скорости мейотической рекомбинации в экологическом видообразовании.

    Неупане С., Сюй С. Неупан С. и соавт. Геном Биол Эвол. 2020 1 октября; 12 (10): 1869-1881. doi: 10.1093/gbe/evaa182. Геном Биол Эвол. 2020. PMID: 32857858 Бесплатная статья ЧВК.

  • Межпородная изменчивость скорости мейотической рекомбинации и распределения у домашней курицы Gallus gallus .

    Малиновская Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *