Доклад про Льва Толстого
Лев Толстой — известнейший русский писатель, на весь мир прославившийся своими произведениями.
Краткая биография
Родился в 1828 году в Тульской губернии в дворянской семье. Детство провёл в имении Ясная поляна, где получил начальное домашнее образование. У него было трое братьев и сестра. Воспитывали его опекуны, так в раннем детстве при рождении сестры умерла мать, а позже, в 1840 году, отец, из-за чего вся семья переехала к родственникам в Казань. Там он учился в Казанском университете на двух факультетах, но решил бросить учёбу и вернуться в родные места.
Два года Толстой провёл в армии на Кавказе. Храбро участвовал в нескольких сражениях и даже удостоился ордена за оборону Севастополя. У него могла бы выйти хорошая военная карьера, но он написал несколько песен, высмеивающих военное командование, в результате чего ему пришлось уйти из армии.
В конце 50х годов Лев Николаевич отправляется путешествовать по Европе и возвращается в России после отмены крепостного права. Ещё во время своих путешествий он был разочарован европейским образом жизни, так как увидел очень большой контраст между богатыми и бедными. Именно поэтому, вернувшись в Россию, он был рад тому, что крестьяне теперь поднялись.
Женился, в браке родилось 13 детей, 5 из которых умерли ещё в детстве. Его жена, Софья, помогала своему мужу, переписывая аккуратным почерком все творения своего супруга.
Он открыл несколько школ, в которых всё обставил по своему желанию. Сам составлял школьную программу — вернее, отсутствие таковой. Дисциплина для него не играла ключевой роли, он хотел, чтобы дети сами тянулись к знанием, поэтому основной задачей учителя являлось заинтересовать учеников, чтобы те хотели учиться.
Его отлучили от церкви за то, что Толстой выдвигал свои теории о том, какой же должна быть церковь. Всего за месяц до своей смерти он решил тайно уехать из родного имения. В результате поездки сильно заболел и умер 7 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной поляне у овраге, где он любил играть в детстве со своими братьями.
Литературный вклад
Писать Лев Николаевич начал ещё во времена учёбы в Университете — в основном это были домашние задания по сравнению различных литературных произведений. Считается, что именно из-за литературы он и бросил учёбу — он хотел посвящать чтению всё свободное время.
В армии работал над своими «Севастопольскими рассказами», а также, как уже было сказано, сочинял песни для своих сослуживцев. По возвращении из армии принимал участие в литературном кружке в Петербурге, откуда и отправился в Европу. Он хорошо замечал особенности людей и старался отразить это в своих произведениях.
Толстой написал множество самых разных произведений, но всемирную славу получил благодаря двум романам — «Война и мир» и «Анна Каренина», в которых с большой точностью отразил жизнь людей тех времён.
Вклад этого великого писателя в мировую культуру громадный — именно благодаря ему многие люди узнали о России. Его произведения издаются и по сей день, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
жизненный путь и творчество великого русского писателя
Главное
Граф Лев Николаевич Толстой— один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Участвовал в обороне Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905).
История
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне.
Был четвёртым ребёнком в семье. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца.3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско- турецкой) словесности в качестве своекоштного — оплачивающего своё обучение, однако, так и не закончив обучение, в 1847 году уехал жить в Ясную поляну, доставшуюся ему по наследству. В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. В 1862 году Лев Толстой женится Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве. В имении Ясная поляна были написаны великие романы «Война и Мир», «Анна Каренина». В начале 1880-х годов, на вершине успеха, Лев Толстой отрекся от своего литературного прошлого и от идеала семейной жизни — для него начался период духовного и нравственного поиска. Под влиянием идей Льва Толстого в России возникло целое религиозно-этическое течение — толстовство. В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле.
Состояние
Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах, однако сам Толстой не хотел получать награду. Его имя носят районный центр и железнодорожная станция (бывшая Астапово) Липецкой области; район и районный центр Калужской области; посёлок (бывший Старый Юрт) Грозненской области, где Толстой бывал в юности.
В Москве улица Льва Толстого находится в Хамовниках, где находился его московский дом-усадьба. В России памятники Льву Николаевичу Толстому установлены в ряде городов: в Москве (на Девичьем поле и во дворе Государственного музея Толстого), в Туле (как уроженцу Тульской губернии), в Пятигорске, Оренбурге.Впечатления
На территории России создано четыре музея, посвящённых жизни и творчеству Л. Н. Толстого. Под охраной государства находится дом-усадьба Толстого в Москве (Ул. Льва Толстого, 21), превращённый по личному указанию Владимира Ленина в мемориальный музей. Здесь в Хамовниках Толстой провел значительную часть своей жизни. Крупнейшим из музеев Толстого, а также центром научно-исследовательской работы по изучению жизни и творчества писателя является Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве (ул. Пречистенка, дом № 11/8). Усадьба Толстого Ясная Поляна вместе со всеми окружающими её лесами, полями, садами и угодьями превращена в музей-заповедник, её филиал музей-усадьба Л.
Также превращён в музей дом на станции Астапово, Московско-Курско-Донбасской ж. д. (ныне станция Лев Толстой, Юго-Восточной ж. д.), где скончался писатель. Этот дом является объектом культурного наследия федерального значения. До 1939 года в нем существовала мемориальная комната «на общественных началах», а музей, официально открылся в 1946 году. Сейчас музей стал центром Мемориального музея памяти Льва Толстого «Астапово», созданного в 2010 году к 100-летию со дня смерти писателя; он и включает в себя комплекс воссозданных в своем первозданном виде строений исторической станции и находящихся рядом домов.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate. coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object.name}}
Комментарии для сайта Cackle
Последнее послание человечеству, Лев Толстой
Последнее послание человечеству, Лев ТолстойАрхив Льва Толстого
Последнее послание человечеству
Написано: 1909 г.
Источник: текст с сайта RevoltLib.com.
Транскрипция/разметка: Энди Карлофф
Интернет-источник: RevoltLib.com; 2021
Обращение к Шведскому конгрессу мира в 1909, опубликовано в The Kingdom of God and Peace Essays (перевод Эйлмера Мод)
Дорогие братья!
Мы собрались здесь, чтобы сражаться против войны. Война, дело, ради которого все народы земли — миллионы и миллионы людей — отдают в бесконтрольное распоряжение нескольких людей, а иногда и одного человека, не только миллиарды рублей, талеров, франков или иен (представляющих очень большую долю их труда), но и самой их жизни.
И теперь мы, десяток частных лиц, собравшихся с разных концов земли, не обладающих особыми привилегиями и, главное, не имеющих ни над кем власти, намерены воевать — и как хотим воевать, так хотим и победить — это огромную власть не только одного правительства, но и всех правительств, располагающих этими миллиардами денег и миллионами солдат и хорошо сознающих, что исключительное положение тех, кто за правительства, держится только на одной армии: армии, смысл и цель, против которых мы хотим бороться и которые мы хотим уничтожить.
Чтобы сражаться, силы, столь неравные, должны казаться безумными. Но если мы рассмотрим средства борьбы нашего противника и наши собственные, не наше намерение сражаться покажется абсурдным, а то, что то, с чем мы собираемся бороться, все еще будет существовать. У них миллионы денег и миллионы послушных солдат; у нас есть только одно, но это самое сильное в мире — Истина.
Таким образом, какими бы ничтожными ни казались наши силы по сравнению с силами наших противников, наша победа так же несомненна, как победа света восходящего солнца над тьмой ночи.
Наша победа неизбежна, но только при одном условии: говоря правду, мы говорим ее всю, без компромиссов, уступок или изменений. Истина так проста, так ясна, так очевидна, так обязательна не только для христиан, но и для всех разумных людей, что стоит только высказать ее во всем ее значении, чтобы она была неотразима.
Истина в полном смысле заключается в том, что было сказано тысячи лет назад (в законе, принятом у нас как Закон Божий) в четырех словах: «Не убий». Истина в том, что человек не может и не должен ни при каких обстоятельствах и ни под каким предлогом убивать себе подобных. Истина так очевидна, так обязательна и так общеизвестна, что стоит только ясно изложить ее перед людьми, как зло, именуемое войной, становится совершенно невозможным.
Итак, я думаю, что если бы мы, собравшиеся здесь, на этом Конгрессе Мира, вместо того, чтобы ясно и определенно озвучить эту истину, обратились бы к правительствам с различными предложениями об уменьшении бедствий войны или постепенном уменьшении ее частоты, то мы должны будьте подобны людям, которые, имея в руке ключ от двери, должны пробить стены, которые, как они знают, слишком прочны для них.
Перед нами миллионы вооруженных людей, все более и более эффективно вооруженных и обученных для все более и более быстрой бойни. Мы знаем, что эти миллионы людей не желают убивать себе подобных и большей частью даже не знают, почему они вынуждены заниматься этой отвратительной работой, и что они устали от своего положения подчинения и принуждения; мы знаем, что убийства, совершаемые время от времени этими людьми, совершаются по приказу правительств; и мы знаем, что существование правительств зависит от армий.
Можем ли мы, желающие уничтожения войны, не найти ничего более благоприятствующего нашей цели, чем предложить правительствам, существующим только с помощью армий и, следовательно, с помощью войны, меры, которые уничтожили бы войну? Должны ли мы предложить правительствам уничтожить самих себя?
Правительства охотно выслушают любые речи такого рода, зная, что такие дискуссии не уничтожат войны и не подорвут их собственной мощи, а только еще более эффективно скроют то, что должно быть спрятано, если войны и армии и их собственное управление армиями продолжать существовать.
«Но, — скажут мне, — это анархизм; люди никогда не жили без правительств и государств, и поэтому правительства и государства и защищающие их военные силы необходимы для существования наций».
Но если оставить в стороне вопрос о том, возможна ли жизнь христианских и других народов без армий и войн для защиты своих правительств и государств, или даже предположить, что для их благополучия необходимо рабски подчиняться учреждениям, называемым правительствами (состоящими из людей, которых они лично не знают), и что необходимо отдавать продукты своего труда этим учреждениям и выполнять все их требования, вплоть до убийства ближних, — предоставляя им все это, остается еще в нашем мире неразрешимая трудность.
Эта трудность заключается в невозможности согласования христианской веры (которую с особым упором исповедуют те, кто формирует правительства) с армиями, состоящими из христиан, обученных убивать. Как бы вы ни извращали христианское учение, как бы ни скрывали его главные принципы, основное его учение есть любовь к Богу и ближнему; Бога — это высшее совершенство добродетели, а ближнего — это все люди без различия.
И потому кажется неизбежным, что мы должны отвергнуть одно из двух: либо христианство есть любовь к Богу и ближнему, либо государство с его армиями и войнами. Быть может, христианство устарело, и, выбирая между тем и другим — христианством и любовью к государству и убийству, — люди нашего времени придут к выводу, что существование государства и убийство важнее христианства. Может быть, мы должны отказаться от христианства и оставить только самое важное: государство и убийство.
Это может быть так, по крайней мере люди могут так думать и чувствовать. Но в таком случае они должны так сказать! Они должны открыто признать, что люди в наше время перестали верить тому, что сказала коллективная мудрость человечества, и тому, что сказано Законом Божиим, который они исповедуют: перестали верить тому, что неизгладимо написано на сердце каждого человека. , и должны теперь верить только в то, что приказывают различные люди, которые случайно или по рождению стали императорами и королями, или различными интригами и выборами стали президентами или членами сенатов и парламентов, — даже если эти приказы включают в себя убийство. Вот что они должны сказать!
Но это невозможно сказать; и все же одно из этих двух вещей должно быть сказано. Если допустить, что христианство запрещает убийство, то и армии, и правительства становятся невозможными. И если допустить, что правительство признает законность убийства и отрицает христианство, то никто не захочет повиноваться правительству, которое существует только благодаря своей способности убивать. И кроме того, если на войне дозволено убийство, то оно должно быть еще более допустимо, когда народ добивается своих прав в революции. И поэтому правительства, не в силах сказать ни того, ни другого, стараются скрыть от своих подданных необходимость решения дилеммы. А нам, собравшимся здесь для противодействия злу войны, если мы действительно хотим достичь своей цели, необходимо только одно: именно поставить эту дилемму совершенно ясно и определенно как перед теми, кто образует правительства, так и перед народными массами. люди, из которых состоит армия.
Для этого мы должны не только ясно и открыто повторять истину, которую мы все знаем и не можем не знать, — что человек не должен убивать своего ближнего, — но мы также должны ясно дать понять, что никакие соображения не могут разрушить требование, предъявляемое истиной. на людей в христианском мире. Поэтому я предлагаю нашему Собранию составить и опубликовать обращение ко всем людям, и особенно к христианским народам, в котором мы ясно и определенно выразим то, что всем известно, но почти никто не говорит: именно война не есть, как полагает большинство, дело хорошее и похвальное, но что, как и всякое убийство, дело это подлое и преступное не только для тех, кто добровольно выбирает военную карьеру, но и для тех, кто подчиняется ей из корыстолюбия или из страха перед наказанием.
В отношении тех, кто добровольно избирает военную карьеру, предлагаю прямо и определенно заявить, что, несмотря на всю пышность, блеск и всеобщее одобрение, которыми она окружена, это деятельность преступная и постыдная; и что чем выше положение человека в военной профессии, тем преступнее и позорнее его занятие.
Равным образом и в отношении людей из народа, привлекаемых на военную службу взятками или угрозами наказаний, предлагаю ясно сказать о грубой ошибке, которую они совершают — вопреки своей вере, морали и здравому смыслу — когда они соглашаются вступить в армию; вопреки их вере, потому что, когда они вступают в ряды убийц вопреки Закону Божьему, который они признают; вопреки нравственности, потому что за плату или из страха перед наказанием они согласились на то, что в душе они знают как дурное; и вопреки здравому смыслу, потому что, если они поступят в армию и разразится война, они рискуют столкнуться с любыми последствиями, плохими или худшими, чем те, которыми им угрожают, если они откажутся. Прежде всего они поступают вопреки здравому смыслу тем, что примыкают к той касте людей, которая лишает их свободы и заставляет быть солдатами.
Применительно к обоим сословиям предлагаю в этом обращении ясно выразить мысль о том, что для людей истинно просвещенных, свободных поэтому от суеверия воинской славы (а число их растет с каждым днем) военное дело и призвание не выдерживать все усилия скрыть его истинное значение, такое же постыдное дело, как и дело палача, и даже более того. Ибо палач готов убить только тех, кого признали вредными и преступными, а солдат обещает убить всех, кого ему прикажут убить, хотя бы они были для него самыми дорогими или лучшими из людей.
Человечество вообще, и наше христианское человечество в частности, дошло до такого острого противоречия между своими нравственными требованиями и существующим общественным строем, что изменение стало неизбежным, и изменение не нравственных требований общества, которые непреложны, но в социальном порядке, который может быть изменен. Требование иного общественного строя, вызванное тем внутренним противоречием, которое так ясно проявляется в наших приготовлениях к убийству, с каждым годом и с каждым днем становится все настойчивее.
Напряжение, требующее изменения, достигло такой степени, что подобно тому, как иногда достаточно легкого толчка, чтобы превратить жидкость в твердое тело, так, может быть, потребуется небольшое усилие или даже одно слово, чтобы изменить жестокую и иррациональную жизнь нашего времени — с ее подразделениями, вооружениями и армиями — в жизнь разумную, соответствующую сознанию современного человечества.
Каждое такое усилие, каждое такое слово может стать ударом, который мгновенно затвердеет переохлажденной жидкостью. Почему наше собрание не должно быть шоком?
В сказке Андерсена, когда король шел триумфальным шествием по улицам города и все люди были в восторге от его прекрасного нового платья, слово ребенка, сказавшего то, что все знали, но не сказали, изменило все. Он сказал: «На нем ничего нет!» и чары рассеялись, и королю стало стыдно, и все те, которые уверяли себя, что видели его в красивых новых одеждах, поняли, что он наг! Мы должны сказать то же самое. Мы должны говорить то, что все знают, но не решаются сказать. Надо сказать, что как бы ни называли люди убийство, — убийство всегда остается убийством, делом преступным и постыдным. И стоит только сказать это ясно, определенно и громко, как можно здесь сказать, и люди перестанут видеть то, что им казалось, что они видели, и увидят то, что на самом деле находится перед их глазами.
Они перестанут видеть службу Родине, героизм войны, воинскую славу и патриотизм, а увидят то, что есть: голый, преступный бизнес убийства!
А если люди это увидят, то произойдет то же самое, что и в сказке: тем, кто совершает преступное дело, станет стыдно, а тем, кто уверяет себя, что не видит преступности убийства, тот ее увидит и перестанет быть убийцы.
Но как народы будут защищаться от своих врагов, как они будут поддерживать внутренний порядок и как могут народы жить без армии?
Какой образ жизни примут люди после того, как они откажутся от убийства, мы не знаем и не можем знать; но одно несомненно: людям естественнее руководствоваться разумом и совестью, которыми они наделены, чем рабски подчиняться людям, устраивающим массовые убийства; и что оттуда форма общественного устройства, которую примет жизнь тех, кто руководствуется в своих действиях не насилием, основанным на угрозе убийства, а разумом и совестью, будет во всяком случае не хуже того, при котором они живут теперь.
Это все, что я хочу сказать. Прошу прощения, если это кого-то оскорбит, огорчит или вызовет какое-либо недоброе чувство. Но мне, восьмидесятилетнему человеку, ожидающему умереть в любой момент, было бы постыдно и преступно не сказать всей правды, как я ее понимаю, — правды, которая, как я твердо верю, одна способна избавить человечество. от неисчислимых бед, произведенных войной.
Шесть уроков жизни от Льва Толстого
Прошло 150 лет с тех пор, как Лев Толстой взялся за перо и начал писать свою эпопею «Война и мир». В то время как большинство людей считают его одним из величайших романистов XIX века, мало кто знает, что он также был одним из самых радикальных социальных и политических мыслителей. В течение долгой жизни с 1828 по 1910 год Толстой постепенно отказывался от общепринятых убеждений своего аристократического происхождения и принял поразительно нетрадиционное мировоззрение, которое шокировало его сверстников. Прослеживая его личную трансформацию, мы можем извлечь несколько мудрых и удивительных уроков о том, как нам следует подходить к искусству жизни сегодня.
Толстой родился в русской дворянской семье. Его семья имела поместье и владела сотнями крепостных. Молодость молодого графа была шумной и развратной, и он проиграл целое состояние из-за безрассудной зависимости от карт. Как он признался в «Признании»:
Я убивал мужчин на войне и вызывал мужчин на дуэли, чтобы убить их. Я проигрывал в карты, потреблял труд крестьян, приговаривал их к наказаниям, жил развратно и обманывал людей. Ложь, грабеж, прелюбодеяние всякого рода, пьянство, насилие, убийство — не было преступления, которого бы я не совершал, и, несмотря на это, люди хвалили мое поведение, а современники считали и считают меня сравнительно нравственным человеком. Так я прожил десять лет.
Так как же Толстому удалось отучить себя от этого довольно пикантного, декадентского образа жизни? И как его путешествие может помочь нам переосмыслить нашу собственную философию жизни?
Урок 1. Непредвзятость
Одной из областей, в которой Толстой преуспел, была способность и готовность изменить свое мнение на основе нового опыта. Это умение он начал развивать в 1850-х годах, когда был армейским офицером. Толстой сражался в кровавой осаде Севастополя во время Крымской войны, ужасный опыт, превративший его из рядового солдата в пацифиста. Решающее событие произошло в 1857 году, когда он стал свидетелем публичной казни на гильотине в Париже. Он никогда не забывал, как отрубленная голова врезалась в коробку внизу. Это убедило его в вере в то, что государство и его законы не только жестоки, но и служат для защиты интересов богатых и могущественных. Он писал другу: «Правда в том, что государство — это заговор, созданный не только для того, чтобы эксплуатировать, но прежде всего для того, чтобы развратить своих граждан… Впредь я никогда и нигде не буду служить никакому правительству». Толстой был на пути к тому, чтобы стать анархистом. Его критика царского режима в России стала настолько громкой, что только литературная слава спасла его от заключения. Толстой был бы первым, кто побудил нас подвергнуть сомнению фундаментальные убеждения и догмы, на которых мы были воспитаны.
Урок 2: Практика эмпатии
Толстой был одним из величайших эмпатических авантюристов 19-го века, демонстрируя необычайное желание встать на место людей, чья жизнь сильно отличалась от его собственной. После освобождения крепостных в 1861 году и под влиянием растущего по всей России движения, превозносившего достоинства крестьянства, Толстой не только носил традиционную крестьянскую одежду, но и работал вместе с рабочими в своем поместье, вспахивая поля и ремонтируя их дома. его собственные руки. Для графа голубых кровей такие действия были не чем иным, как выдающимися. Хотя Толстой, без сомнения, имел оттенок патернализма, ему нравилось общество крестьян, и он сознательно начал избегать литературной и аристократической элиты в городах. Он также основал экспериментальную школу для крестьянских детей, основанную на либертарианских и эгалитарных идеях Руссо и Прудона, и даже сам преподавал там. В отличие от многих своих собратьев-аристократов, заявлявших о своей солидарности с сельскими рабочими, Толстой считал, что невозможно понять реальность их жизни, если не попробовать ее на вкус.
Толстой Пахота (около 1889 г.) Ильи Репина. Толстой регулярно откладывал перо, чтобы работать в поле. Он держал косу и увидел
, прислонившегося к стене рядом с его письменным столом. На полу валялась корзина с инструментами сапожника.
Урок 3: Измени мир
Для литературного джентльмена из высшего сословия Толстой приложил заметные усилия, чтобы предпринять практические действия, чтобы облегчить страдания других людей. Его преданность крестьянству нигде не была так очевидна, как в его работе по оказанию помощи голодающим. После неурожая 1873 года Толстой решил на год прекратить писать «Анну Каренину», чтобы организовать помощь голодающим, заметив родственнику: «Я не могу оторваться от живых существ, чтобы заботиться о мнимых». Его друзья и семья считали безумием, что один из лучших писателей в мире отложил одно из своих гениальных произведений на второй план. Но Толстой был непреклонен. Он сделал это снова после голода в 189 г.1, и с другими членами своей семьи провел следующие два года, собирая деньги со всего мира и работая на бесплатных столовых. Можете ли вы представить, чтобы сегодня автор бестселлеров отложил свою последнюю книгу, чтобы на два года заняться гуманитарной помощью?
Урок 4: Овладейте искусством простой жизни
Одним из величайших даров Толстого — а также источником мучений — было его пристрастие к вопросу о смысле жизни. Он не переставал спрашивать себя, зачем и как ему жить, и для чего все его деньги и слава. В конце 1870-х годов, не найдя ответов, у него случился психический срыв, и он был на грани самоубийства. Но после погружения в немецкий философ Шопенгауэр, буддийские тексты и Библию, он принял революционную форму христианства, которая отвергла все организованные религии, включая православную церковь, в которой он вырос, и обратилась к жизни духовной и материальной аскезы. . Он бросил пить и курить и стал вегетарианцем. Он также вдохновил на создание утопических сообществ для простой, самодостаточной жизни, где имущество было общим. Эти «толстовские» общины распространились по всему миру и привели Ганди к основанию ашрама в 1910 под названием Толстовский хутор.
Урок 5: Остерегайтесь противоречий
Однако новая, более простая жизнь Толстого не обошлась без борьбы и противоречий. Помимо того, что он проповедовал всеобщую любовь, но постоянно враждовал с женой, апостол равенства так и не смог полностью отказаться от своего богатства и привилегированного образа жизни и жил до старости в большом доме со слугами. Когда он выдвинул идею отдать свое имение крестьянам, его жена и дети были в ярости, и в конце концов он отступил. Но в начале 189Ему удалось, вопреки их желанию, отказаться от авторских прав на огромную часть своих литературных произведений, фактически пожертвовав целым состоянием. В его последние годы, когда писатели и журналисты приходили почтить память бородатого мудреца, они всегда удивлялись, обнаружив, что самый известный в мире писатель рубит дрова с рабочими или шьет себе сапоги. Учитывая привилегированное положение, в котором Толстой начал свою жизнь, его личная трансформация, если и не полная, все же заслуживает нашего восхищения.
Урок 6: Расширьте свой круг общения
Самый важный урок, который можно извлечь из Толстого, — следовать его примеру и признать, что лучший способ бросить вызов нашим предположениям и предрассудкам и выработать новый взгляд на мир — окружить себя с людьми, взгляды и образ жизни которых отличаются от наших собственных. Вот почему он перестал общаться в Москве и так много времени проводил с батраками на земле. В «Воскресении» Толстой указал, что большинство людей, будь то богатые бизнесмены, влиятельные политики или обычные воры, считают свои убеждения и образ жизни достойными восхищения и этичными. «Чтобы сохранить свой взгляд на жизнь, — писал он, — эти люди инстинктивно держатся в кругу тех людей, которые разделяют их взгляды на жизнь и свое место в ней».
В нашей группе сверстников или в социальной среде мы можем думать, что совершенно нормально и оправданно иметь два дома, или выступать против однополых браков, или бомбить страны Ближнего Востока.