Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
Меню статьи:
- Биография и семья Евгения Базарова
- Внешность Евгения Базарова
- Отношение к другим людям
- Философия Евгения Базарова
- Характеристика личности
- Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой
- Смерть Базарова
Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.
Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии. Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя. И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».
Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.
Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.
Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.
Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение. Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии. Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.
Внешность Евгения Базарова
Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.
Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.
Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.
Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.
Отношение к другим людям
Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.
Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества. Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу. Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.
Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия. На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление. Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.
На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.
Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга. Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону. Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.
Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий. «От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце. Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.
К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.
Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».
Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.
Философия Евгения Базарова
Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».
Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».
Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.
Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.
Характеристика личности
В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.
Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».
В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».
Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.
Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой
Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.
Смерть Базарова
К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.
У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.
Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.
Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».
Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.
Базаров и родители
Базаров любит собственных родителей, но не воспринимает Базаров тоскливый образ жизни. У Евгения отношения с родителями прохладные. У героя не было желания дольше задержаться дома, постоянно стремился далеко уехать. Мать для Базарова домохозяйка. Базаров иронично относится к матери наивности, набожности. Мать скучный собеседник для него. Отец Базарова любит и гордится сыном: “А я, Аркадий Николаевич, не только боготворю сына, я горжусь им ”.
У Базарова не было преданных друзей, но приходили временные посетители в жизнь героя. После смерти Базарова родители скорбно доживают года, навещая могилу сына.
Образ жизни и привычки
Базаров ведет образ жизни активно. Мужчина любит делать опыты над лягушками, в этом развивается так учиться на доктора. “Базаров привез с собой микроскоп и по часам с ним возился”.
В обществе аристократов ведет себя сдержанно и старается не вмешиваться в беседы. Базаров любит плотно поесть и выпить в больших количествах.
Характеристика Базарова в цитатах
Возраст Базарова, 30 лет. Герой старше Аркадия, и одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет
“…мы оба уже не первой молодости, особенно я…”
“…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…”
Описание внешности Базарова.
“…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…”
“Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…”
“Не правда ли, какое у него славное лицо?..”
“Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…”
“…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…”
Евгений Базаров, не относит себя к числу дворян, хоть и дворянин по маминой линии.
“Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. ”
Евгений бедный, гордый человек.
“Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…”
Базаров занимается естественными науками.
“Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…”
“…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…”
Евгений учится на доктора.
“Он в будущем году хочет держать на доктора…”
“А! он по медицинскому факультету…”
У Базаров небрежные манеры.
“ Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немного сложным и отрывочным речам. “
Базаров самоуверенный человек.
“…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…”
“И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!”
Базаровым легок в общении с окружающими людьми, не любит “церемоний”.
“Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…”
“…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…”
“Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…”
“Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…”
Базаров насмешливым, ироничным человеком, любит шутить.
“…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…”
“…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны”.
“…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…” “Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…”
“Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…”
Интересные факты
- В сценарий ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но веден, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем.
- Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру Андрею Смирнову.
- Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.
- Сотрудница музея в имении Тургенева, сыграло роль сына Фенечки десяти месячный ребенок.
Автор: Виктория Давыдова
Сочинение Евгений Базаров в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) 10 класс
- Сочинения /
- Литература /
- Тургенев
Роман «Отцы и дети» интересен и проблемами, поднятыми в нём, и, конечно, главным героем. Общеизвестен факт, что это произведение при выходе из печати вызвало много споров, а писателя студенческая молодежь обвиняла в искажении образа молодого поколения. Но ведь если роман не оставил читателей равнодушными, значит он обращал внимание на вопросы, важные для общества, и тип человека, злободневный для своего времени. Кто же такой Базаров? Почему писателя заинтересовало появление людей, подобных ему? И, наконец, в чем особенности обрисовки данного образа?
Базаров – нигилист и, в изображении Тургенева, нигилист, убежденный в своей правоте отрицать, с его точки зрения, вещи бесполезные. Автор дает читателю возможность познакомиться со страстными и бескомпромиссными взглядами Базарова, в первую очередь, в его спорах с представителями старшего поколения Кирсановых. Что же для героя не имеет практического смысла, а поэтому бесполезно?
Бесполезно искусство, и «Рафаэль гроша ломаного не стоит». И природу как проявление красоты, как предмет восхищения он не приемлет. И «сладостная мелодия» Шуберта в исполнении Николая Петровича Кирсанова вызывает в нем смех только потому, что с его точки зрения смешно, когда «в сорок четыре года человек … играет на виолончели». Стихотворения Пушкина он считает ерундой и советует Аркадию познакомить отца с дельной литературой. В конце концов он отрицает даже любовь, видя в ней только проявление физиологических потребностей человека. Но разве можно прожить без всего этого? И неужели сам Базаров абсолютно искренен в таком отрицании и не понимает, что он обедняет свою духовную жизнь? Кажется, автор критически относится к своему герою?
Конечно, взгляды автора не совпадают и даже противоречат взглядам героя. Автор по своим взглядом близок Николаю Петровичу Кирсанову, он ценит красоту природы, для него важна литература, он понимает цену любви. Но можем ли мы согласиться с мнением, что в образе Базарова дана карикатура на представителей нигилизма? Все-таки нет. На протяжении романа автор рисует своего героя достойным человеком. Он бесспорно умен, он стремится принести пользу своей деятельностью, он критически относится к пустой болтовне, тепло говорит о своих родителях и не стесняется того, что они простые люди. . Базаров даже проявляет благородство в сцене с дуэлью, когда, ранив Павла Петровича, он спешит оказать ему помощь, как будущий врач.
Следовательно, образ Базарова противоречив. Несмотря на его принципы нигилиста, он человек, который не может обойтись без духовной жизни. И Тургенев показывает нам, как в герое просыпаются чувства, которых не должно быть у прагматика. Базаров как нигилист не выдерживает испытания любовью. Мы видим как исчезает его цинизм в отношении женщин, как героя захватывает сильное чувство, и мы сочувствуем герою, который пытается сопротивляться ему: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Последние же сцены романа и вовсе поднимают героя в наших глазах: мы видим человека сильного, мужественно встречающего надвигающуюся смерть. И мы понимаем, что человеческое, которое он отрицал как нигилист, в нем не умерло.
Сочинение 2
Литературный герой Базаров, является персонажем произведения Тургенева «Отцы и дети». Это произведение поднимает ряд важнейших как общечеловеческих так и всероссийских проблем.
«Отцы и дети» это роман по своей структуре, написан он И. С. Тургеневым шестидесятые годы XIX века, как раз после отмены крепостного права в империи. К «отмене» Россия, аристократия и общество шло не одно десятилетние. Поражение в Крымской войне (1855) принудили самодержавие в корне пересмотреть систему государственно управления и стать на путь реформ. Тургенев немало способствовал отмене крепостничества. В своих статьях и произведениях он остро ставил вопрос о правовом равенстве крестьянина и дворянина.
В своём рассказе «Муму» Тургенев показывает бесчеловечность крепостнического строя, не нормальность человеческого бесправия и в то же время наличие воли у крепостника выдержать и отстоять достоинство человека, — глухонемого Герасима.
Главная идея романа показать конфронтацию двух политических идей, различных в своей направленности: либералов-западников и радикалов-разночинцев. Этим Тургенев как бы определяет дальнейшее социально-политическое развитие для России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно для страны.
В это самое время в России распространяются идеи политического радикализма. Уничтожить всё старое и отжившее и строить (неизвестное) «светлое» будущее. По сути начинается революционное брожение общества (интеллигенции) в России.
Ведь именно такие революционеры-разночинцы типа героя Базарова, покушались а затем убили царя Александра II-Освободителя. И именно такие революционеры типа Базарова устроят террор в России в начале XX века, а затем сотворят в России кровавую гражданскую войну. В герое Базарова есть сходные черты Верховенского из романа «Бесы» Достоевского.
Герой Базарова это нервный, но в то же время с большой волей человек, у него сильный характер, он умён и самостоятелен в своих суждениях и действиях. Над собой авторитетов он не желает терпеть, даже родного отца. Для него нет никого выше него самого, — Бога нет и т. д.
Его идея: разрушение (даже самого себя отчасти), на обломках будет возводится новое здание будущего. Но, Базаров не отрицательный герой на все 100%, есть в нём и положительные черты.
Сочинение Образ Базарова
При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое- отрицательным или положительным героем можно его считать? Но ответить очень сложно. Ведь образ Базарова противоречивый.
Читая роман, мы видим, что наш герой порой бывает высокомерным, не стесняется в выражениях и не обдумывает свои поступки и ход действий. Так, например, это видно из эпизода с поцелуем Базаров поцеловал Фенечку, не думая о том, что это может привести его к дуэли. Наш герой любил показывать превосходство над людьми. Его честолюбие подпитывается похвалой его ближайшим окружением. Да и его высокомерие можно понять. Именно так он защищается о проявлений внешнего мира. Ведь своим социальным положением он не может гордиться. Его семья находится в бедственном положении, хотя и имеет имение с крестьянами. Единственное, что он позаимствовал от отца- это демократизм в общении с работниками.
Жизненная перспектива у него была не очень благоприятной. Базаров должен был получить профессию земского врача, которую в обществе особо не уважали. Поэтому Базаров понимал, что звание дворянина для него относительно, и он достоин большего. Прожив некоторое время в имении, наш герой сразу же невзлюбил Павла Петровича И Николая Петровича. В итоге Павел Петрович сражается на дули с Базаровым, в результате чего оказывается раненым, а его противнику по долгу службы оказывает ему первую медицинскую помощь. Кирсанов прощает Базарову этот поступок, отмечая в нем мягкие черты характера, однако Евгению безразлично это прощение. Его волнуют другие переживания. Он понимает, что его вся схема окружающего мира не работает. Подтверждением тому становится неудачная любовь к Одинцовой. Но и отказаться от проповедуемых им взглядов он не может, так как это выше его.
Базаров сочувствует русскому народу, сожалея при этом о невежестве и забитости мужиков. Он ищет способ, как исправить эту проблему. Для начала Базаров считает, что надо исправить общество. Евгений рассуждает чисто теоретически, та как практики ему не достает. Базаров считает, что воспитывать должен каждый сам себя, как делает он. На не видно, как автор показывает становление героя как личности, но Базаров представлен как человек сильной воли, умный и деятельный.
В конце произведения показано, что наш герой умирает от заражения крови. Страницы, рисующие кончину Базарова, отчетливо показывают отношения писателя к Евгению. Видно восхищение Базаровым, а его смерть нам кажется трагической.
4 вариант
Одним из главных персонажей романа «Отцы дети» является Евгений Базаров. С помощью этого героя автор, И. Тургенев анализирует и выясняет проблемы в отношениях отцов и детей.
Внешность Евгения довольно примечательна: высокий рост, удлиненное лицо с широким лбом, заострённый нос. Весь его облик выражает самоуверенность. В умных зеленоватых глазах читается ум и спокойствие. Одним словом, в свои тридцать лет он обладает всеми необходимыми физическими и умственными способностями, которые должен иметь молодой человек его возраста.
К своей внешности Базаров был, казалось, безразличен: видавший виды костюм выглядит на нём небрежно. Назвать Евгения неряшливым нельзя, просто он не так щепетилен в этом вопросе, как например, Павел Кирсанов.
Базаров – единственный ребенок в семье, любимый сын. Студент, собирающийся стать лекарем, как и его отец. Родители старались дать ему достойное образование, а на его прохладное отношение к себе смотрят сквозь пальцы.
Хотя Евгений Базаров не имеет благородных корней, тем не менее он занял в обществе неплохое положение. У него множество хороших друзей и полезных знакомых. Большинство из них прочат ему большое будущее и верят, что он достигнет немалых высот в медицинской сфере.
Жизнь Базарова бьёт ключом. Он просыпается спозаранку, а отдыхать ложится довольно поздно. Практически всё своё свободное время он сидит над микроскопом, ставит опыты над лягушатами, справедливо считая, что такая практика непременно поможет ему в будущей профессии.
В разных слоях общества Евгений ведёт себя по-разному: в аристократических кругах больше отмалчивается, а оказавшись среди равных себе по социальному статусу людей, позволяет себе вольности, порой выходящие за рамки приличия. К женщинам Базаров относится небрежно, считая их глупыми, они для него представляют интерес только со стороны физиологии.
В целом, Евгения Базарова можно охарактеризовать как положительного персонажа. Он простой и открытый, умный и коммуникабельный. Но есть в нём также такие черты, как упрямство, самолюбие, заносчивость. Его очень трудно в чем-либо переубедить. Выслушав доводы оппонента, он делает вид, что соглашается, на самом же деле всегда остаётся при своем мнении.
Евгений обладает незаурядными умственными способностями и прекрасно осознаёт своё превосходство над менее интеллектуально подкованными людьми. Некоторые считают, что такие черты характера не должны быть присущи будущему врачу.
Характеристика Базарова — сочинение
Роман «Отцы и дети» принадлежит перу русского писателя И. С. Тургеневу. В этом романе поднята проблема отношений двух поколений, и попытка решения этой проблемы. Идет борьба между двумя лагерями старым аристократическим миром и новым радикальным миром. В романе показано, что на смену старым представителям дворянства идут молодые беспокойные и ищущие.
Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.
Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.
Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.
Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.
Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.
Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.
Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.
Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.
Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.
Базаров
И. С. Тургенев написал роман «Отцы и дети», главная проблема произведения взаимоотношения двух поколений, когда молодежь не хочет учиться на ошибках старших. Одним из главных героев романа является молодой человек Евгений Базаров. Он привлекает к себе интерес читателей с первых строк. Он сильно отличается от всех персонажей в романе. Он был нигилистом, его передовых взглядов ни кто не поддерживал. Он был против религии и монарха. Он введен в роман в противовес старому поколению с устоявшимися взглядами и традициями. Он был олицетворением нового человека, который всего добивается своим умом и трудом. Писатель противопоставил Базарова аристократическому обществу, которое пришло в упадок.
Базаров в жизни отрицает искусство, моду, ненавидит дворянство. Он задается решением крестьянского вопроса. По его философии, что рассуждать об искусстве, когда простой народ умирает с голода кощунственно. Он не понимает, как народ может терпеть издевательства над собой, откуда у русского крестьянства столько терпения и почему так верят в доброго монарха. Он хочет нести просвещение в народные массы.
Базаров демонстрирует, что не знатность рода, не возраст, не родственные связи для нег не являются авторитетом, и он не должен прислушиваться к их мнению. Он любил спорить с Павлом Петровичем, у них всегда были жаркие споры, в которых сталкиваются две противоположные позиции. Спор достиг точки кипения дуэлью.
У Базарова была лишь наука в авторитете. Наука, та, которая подтверждается экспериментом, её можно увидеть и доказать, и она должна приносить пользу. Всё остальное глупости. Все думали, что в мире нет такой силы, которая могла повлиять на него, но оказалось, что этот умный и сильный человек сдался под натиском такого чувства, как любовь. Когда Евгений влюбился, разум отступил на второй план.
После встречи с Ольгой Одинцовой он уже не мог что – либо противопоставить силе своей любви. Но эта любовь оказалась безответной, Ольга не любила Евгения. Это обстоятельство огорчило Базарова. Он решил вернуться домой к родителям, где планирует заняться наукой.
Но роман заканчивается трагедией, во время своих экспериментов Евгений получает заражение крови, и на смертном одре просит приехать любимую, тем самым отказывается от своих придуманных идеалов. Этим действием Тургенев развеял свою философию об отрицании, всё отрицать нельзя.
Другие темы:← Смерть Базарова↑ ТургеневПо произведению Ася →
Евгений Базаров в произведении Отцы и дети
Популярные сочинения
- Семейный и социальный конфликт в драме Гроза 10 класс
Рассмотрев знаменитое произведение Николая Островского «Гроза», читатель может увидеть несколько масштабных и вечных проблем. Социальный и семейный конфликты являются
- Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)
Борьба разума с чувствами, как и борьба добра со злом была и будет актуальна во все времена. Споры на эту тему могут продолжаться бесконечно, художники, писатели, поэты в своих произведениях до
- Сочинение по картине Лесное озеро Левитана (описание 3, 5 класс)
Картины Левитана пользуются большой популярностью. Люди, которые разбираются в искусстве рассказывают, что эта картина относится к экспериментам художника. Именно в это время Исаак Ильич искал новые тона и тени
Любовь отцов и детей | Shmoop
Любовь отцов и детей | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Предыдущий СледующийЛюбовь
Базаров, главный герой Отцы и дети , не верит в любовь.
Вопросы о любви
- В какой степени неудавшиеся любовные связи определяют судьбы разных персонажей рассказа? Что характеризует неудачливых в любви (Павел, Базаров, Анна Сергеевна) и удачливых (Николай, Аркадий, Катя)?
- Какие ограничения любви между родителями и детьми рассматриваются в рассказе? Как вы думаете, почему детям нужна дистанция от родителей, даже если они их обожают?
- Какая связь между любовью и практичностью в романе? Думая конкретно о Николае и Фенечке, кажется ли, что их отношения руководствуются экономической необходимостью или настоящей любовью?
- Как вы думаете, почему Базаров отказывается от романтики и любви? Что такого в любви, что мешает ему поверить в нее?
Пожуй это
Самые гордые персонажи романа — это те, кого больше всего переполняет любовь по той конкретной причине, что они пытаются контролировать чувства, которые не поддаются контролю.
Отношения Фенечки и Николая характеризуются скорее необходимостью, чем любовью. Николаю нужна Фенечка, чтобы умерить одиночество, а Фенечке Николай нужен для экономической безопасности.
Предыдущий СледующийПодробнее об отцах и детях Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
9, Отцы и дети, Иван Тургенев, 1861
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ БАЗАРОВ ВСТРЕЧАЛ ФЕНИЧКУ. ОН ШЕЛ с Аркадием в саду и объясняя ему почему некоторые деревья, особенно дубы, были плохо растет.
«Вы бы лучше серебро посадили тополя здесь, или ели и, возможно, липы, с некоторыми дополнительный чернозем. Беседка там выросла ну, — добавил он, — потому что это акация и сиреневый; это хорошие кусты, им не нужно присматривать за. Ах! внутри кто-то есть».
В беседке Фенечка с Дуняшей сидели и Митя. Базаров остановился, и Аркадий кивнул Фенечка как старый друг.
«Кто это?» — спросил его Базаров. прямо они прошли мимо. «Какая хорошенькая девушка!»
«Кого ты имеешь в виду?»
«Вы должны знать, только один из них красивая.»
Аркадий не без смущения объяснил ему вкратце кто такая Фенечка.
«Ага!» — заметил Базаров. «Что показывает, что у твоего отца хороший вкус. мне нравится твой отец; ай, ай! Он хороший парень. Но мы должны подружиться, — прибавил он и повернулся в сторону беседки.
— Евгений, — крикнул ему вслед Аркадий в недоумение: «Будь осторожен в своих поступках, ибо Боже мой.»
— Не беспокойтесь, — сказал Базаров. «Я опытный человек, не страна деревенщина.»
Подойдя к Фенечке, он снял шапку. «Могу я представить себе?» он начал, делая вежливый поклон. «Я друг Аркадий Николаевич и безобидный человек».
Фенечка встала с садовой скамьи и посмотрела на него, не говоря ни слова.
«Какой чудесный ребенок», продолжение Базаров. «Не беспокойтесь, мои похвалы никогда не наводил сглаза. Почему у него такие щеки покраснел? Режет зубы?»
— Да, — пробормотала Фенечка, — он прорезал уже четыре зуба и теперь десны снова распухла.»
«Покажи мне… не бойся, я доктор.» Базаров взял младенца на руки, и к великому удивлению обеих Фенечек а Дуняша-ребенок не сопротивлялась и даже не испугался.
«Вижу, вижу… Ничего, он иметь хороший набор зубов. Если что-то пойдет не так ты просто скажи мне. а ты совсем здоров себя?»
«Очень хорошо, слава богу.»
«Слава богу, это главное. И ты? — прибавил он, обращаясь к Дуняше.
Дуняша, которая вела себя очень чопорно внутри дома и был легкомыслен на улице, только хихикал в ответ.
«Ну, ничего. Вот тебе юный герой.»
Фенечка взяла обратно малышку на руки.
«Какой он был с тобой тихий», сказала она в полутон. «Дети всегда хороши со мной, — отвечал Базаров. — У меня есть как с ними.»
«Дети знают, кто их любит», — заметила Дуняша. «Да, они, конечно, делай, — прибавила Фенечка. — Митя не будет позволять некоторым людям прикасаться к нему, не для ничего.»
«Он придет ко мне?» — спросил Аркадий. который, постояв некоторое время поодаль, присоединяйтесь к ним. Он пытался заманить Митю в руками, но Митя запрокинул голову и закричала, к большому смущению Фенечки.
«Еще один день, когда он успел привыкли ко мне, — милостиво сказал Аркадий, и двое друзей ушли.
«Как ее зовут?» — спросил Базаров.
«Феничка… Федося», — ответил Аркадий.
«А имя ее отца? Надо знать это тоже.»
«Николаевна».
«Хорошо. Что мне в ней нравится, так это то, что она не слишком смущается. Некоторые люди, я предположим, будет плохо думать о ней из-за этого. Но какой мусор! Почему она должна смущаться? Она мать и совершенно права.»
«Она права», заметил Аркадий, «но мой отец…»
«Он тоже прав», вставил Базаров.
«Нет, я так не думаю.»
«Полагаю, лишний наследник не на ваш вкус.»
«Вам должно быть стыдно приписывать такое мысли мне!» — горячо возразил Аркадий. «Я не считаю своего отца неправым от эта точка зрения; как я понимаю, он должен жениться ее.»
— Ну-ну, — спокойно сказал Базаров, «какие мы великодушные! Так ты еще придавать значение браку; я не ожидал это от тебя»
Несколько шагов друзья прошли молча.
«Я видел все вокруг вашего отца место, — начал опять Базаров. скот плохой, лошади сломаны, здания не очень, и рабочие выглядят как профессиональные мокасины; а судебный пристав то ли дурак, то ли плут, я еще не выяснил который.»
«Вы сегодня очень суровы, Евгений Васильич. »
«А твои добрые мужики берут отец правильно; ты знаешь пословицу Русский мужик самого бога обманет».
«Я начинаю соглашаться с дядей», — заметил Аркадий. «У вас, конечно, бедный мнение россиян.»
«Как будто это важно! Единственная хорошая качество русского — иметь самое низкое возможное мнение о себе. Что важно что дважды два четыре, а остальное все мусор.»
«А природа — мусор?» сказал Аркадий, задумчиво глядя на цветные поля в даль, красиво освещенная мягкими лучами заходящего солнца.
«Природа тоже мусор в том смысле, дать ему. Природа не храм, а мастерская, а работником в ней является человек».
В этот момент протяжные ноты к ним из дома выплыла виолончель. Кто-то с чувством играл Шуберта Ожидание , хоть и неумелой рукой, и сладким мелодия лилась медом по воздуху.
«Что это?» — воскликнул Базаров в изумление.
«Мой отец».
«Твой отец играет на виолончели?»
«Да.