Принятие сталинской конституции год: Принята «Сталинская» конституция | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1936 ГОДА – ВЕРШИНА ДЕМОКРАТИИ

5 декабря — день принятия Сталинской Конституции

Ныне даже злобные враги советской власти не отрицают стремительного экономического развития Советской страны в предвоенные годы. Это развитие не могло бы быть без единства власти и народа, без поддержки трудящимися советской власти.  Мощнейшим условием такого единства и поддержки явилась  новая социальная политика Советской власти. Именно она нашла отражение в Основном законе — Сталинской Конституции 1936 года.

Впервые в мировой практике в Основном законе страны появились право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола и от национально-расовой принадлежности; свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций, свобода объединения в общественные организации и общества трудящихся, свобода совести.

Провозглашая равные права для всех граждан, Конституция СССР возложила на них равные обязанности: обязанность соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя.

Также был провозглашён принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайной подаче голосов. И самое главное – Конституция провозглашала доминирование общественной собственности на средства производства, исключала возможность эксплуатации человека человеком.

Все это вместе взятое характеризует Сталинскую Конституцию 1936 года, как вершину демократии.

Отмечая её годовщину, неизбежно приходиться сравнивать суть Сталинской Конституции с той, которая ныне существует в России. С той,  которая была написана продажной кликой президента алкоголика под диктовку американских советников, и  закрепила результаты реставрации капитализма в стране в 90-е гг.

Эти две Конституции разделяет пропасть.

Сталинская Конституция 1936 года – вершина демократии

Ныне даже злобные враги советской власти не отрицают стремительного экономического развития Советской страны в предвоенные годы. Правда, клеветники стараются очернить трудовой подвиг советских людей, умалчивая про всенародный энтузиазм строителей первых сталинских пятилеток и уверяя, будто советское хозяйство создавалось лишь с помощью грубого насилия. Однако отрицать наличие существующих и сейчас заводов, фабрик, целых отраслей производства, крупных городов, созданных в годы сталинских пятилеток, невозможно.

Особую ненависть у клеветников, управляющих массовым сознанием современной России, вызывают свидетельства о роли Сталина в осуществлении демократических политических преобразований. Они истерично заявляют, что Сталин и демократия — это несовместимые понятия.

Между тем борьба Сталина за демократические политические реформы естественно и логично вытекала из его марксистско-ленинских представлений о развитии демократии по мере строительства социализма, а также о соответствии политических институтов общества характеру его экономических отношений. В середине 30-х годов Сталин поставил вопрос о необходимости демократических изменений в конституционном устройстве страны, которые бы отразили совершившиеся грандиозные перемены в экономике и социальной жизни советского общества.

Как создавалась Конституция 1936 года

Конституция 1936 года не была плодом усилий одного человека. Разработку отдельных разделов Основного закона СССР осуществляли 12 подкомиссий, а их предложения обобщала редакционная комиссия, состоявшая из 12 председателей подкомиссий. Сталин возглавил всю редакционную комиссию, а также подкомиссию по общим вопросам.

Иосиф Виссарионович очень хорошо понимал, что суть социалистической демократии — обеспечение реальных прав человека в обществе. И, когда возглавлявший правовую подкомиссию Н. Бухарин предложил предпослать тексту конституции «Декларацию прав и обязанностей граждан СССР», Сталин не согласился с этим и настоял, чтобы права советского гражданина были закреплены непосредственно в статьях конституции. Причем не просто провозглашены, но и самым подробным образом гарантированы.

Так впервые в мировой практике в Основном законе страны появились право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола и от национально-расовой принадлежности; свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, свободу объединения в общественные организации и общества трудящихся, свободу совести.

Провозглашая равные права для всех граждан, Конституция СССР возложила на них равные обязанности: обязанность соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя.

Также был провозглашён принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайной подаче голосов. И самое главное – Конституция провозглашала доминирование общественной собственности на средства производства, исключала возможность эксплуатации человека человеком.

Всё это даёт право сделать неопровержимый вывод: Конституция СССР 1936 года, с момента её принятия и до настоящего времени не имеет аналогов, она была, и остаётся самой демократической Конституцией в мире. Разве в какой-нибудь другой стране трудящиеся имели огромные социальные и политические права? Разве в иных государствах экономика работала на удовлетворение материальных и духовных потребностей народа, а не на обогащение кучки капиталистов? Разве простые труженики в остальных частях Земного шара могли свободно избирать своих представителей либо самим быть избранными в органы законодательной власти и контролировать деятельность государственного аппарата, подчиняя его интересам народа?

Сталин дотошно работал над формулировками каждой статьи конституции. Он многократно их перерабатывал, прежде чем вынести окончательный текст на обсуждение. Так, 126-ю статью, в которой идет речь о праве граждан на объединение, Сталин писал сам и несколько раз переписывал и уточнял. Всего он лично написал одиннадцать наиболее существенных статей Основного Закона СССР.

В своем докладе «О проекте Конституции Союза ССР» (декабрь 1936 года) он выступил с критикой одного из предложений по реформированию политической системы: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету». Сталин отлично понимал то, чего не могли понять «реформаторы» эпохи перестройки: нельзя мешать две совершенно разные политические системы.

Вождь в декабре 1936 года творил иную политическую систему республики трудящихся – это была система на основе триады: «парламент-партия-правительство». По мысли Сталина, средоточием государственного управления должен был выступать Совет народных комиссаров (СНК), работающий в тесном взаимодействии с Верховным Советом  – источником народной воли. СНК должен был подчиняться ВС, но, в то же время, иметь достаточную самостоятельность. Партия рассматривалась Сталиным как идейно-политический авангард, воспитывающий и просвещающий советский народ.

Почему была необходима новая конституция?

Проект конституции СССР всесторонне обсуждался в течение нескольких месяцев 1936 года. Он отражал глубокие изменения, совершившиеся в Советской стране за неполные 20 лет после Октябрьской революции, особенно за последние годы ускоренного экономического развития СССР.

Сравнивая состояние Советской страны в 1924 г., когда была принята первая конституция СССР, с положением страны в конце 1936 г., Сталин в своем докладе о проекте конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, подробно рассказал о радикальных количественных изменениях во всех сферах экономики и качественной перемене — вытеснении из них частника.

Он говорил: «Класс помещиков, как известно, был уже ликвидирован в результате победоносного окончания Гражданской войны… Не стало класса капиталистов в области промышленности. Не стало класса кулаков в области сельского хозяйства. Не стало купцов и спекулянтов в области товарооборота. Все эксплуататорские классы оказались, таким образом, ликвидированными». Таким образом, полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом».

Эти глубокие перемены в советском обществе требовали политического закрепления и дальнейшего развития  социалистической демократии. Поэтому новая конституция предусматривала, впервые в советской истории, проведение прямых, равных, тайных и всеобщих выборов.

С 1918 года выборы в Советской стране были открытыми. Избирателей собирали на участки, где в ходе собраний, проводились голосования за кандидатуры членов местных Советов поднятием руки. Таким же способом на заседаниях Советов избирались депутаты каждого вышестоящего Совета.

Выборы были неравными, так как один депутат от сельского избирательного округа представлял в пять раз больше избирателей, чем депутат от городского округа. Помимо этого, несколько миллионов людей были лишены права голоса, на том основании, что они в прошлом эксплуатировали наемный труд, служили в белых армиях, состояли в антисоветских партиях, были священниками или еще каким-то образом отличались от большинства советских людей.

В своем докладе 25 ноября 1936 г. Сталин осудил тех, кто настаивал на том, чтобы по-прежнему «лишить избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае, ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только право избирать, но не быть избранным». Сталин исходил из того, что в обновленном советском обществе степень влияния враждебных сил на сознание советских людей не может быть существенным. Так Сталин провозгласил поворот в политической жизни от запретов к снятию социальных и политических ограничений.

Кроме того, вождь исходил из того, что избиратели будут выбирать депутата из нескольких кандидатов наиболее достойного. Он считал: «Наша новая избирательная система подтянет все учреждения и организации, заставит их улучшить свою работу. Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти».

Буржуазные идеологи полагают, будто многопартийность и демократия якобы являются синонимами. А если функционирует одна политическая партия, то это, дескать, свидетельствует о «диктаторском» характере политического режима.

Да, в СССР в это время существовала только одна партия – ВКП(б). Но, во-первых, не следует забывать, что любая политическая партия представляет интересы определённого класса. В середине 1930-х годов, когда социализм был в основном построен в нашей стране, когда в обществе уже не было эксплуататорских элементов, действовали все предпосылки для общенародного единства. Не было почвы для возникновения многопартийности. Во-вторых, Конституция 1936 года предусматривалось участие в выборах в Советы всех уровней представителей не только ВКП (б), но и различных общественных организаций, представляющих интересы беспартийных масс трудящихся и различных социальных, профессиональных групп. И выборы должны были проходить на всеобщей, равной, конкурентной основе с тайной подачей голосов. В то время ни в одной буржуазной стране – даже в самой «демократической», такого даже невозможно было себе представить.

Проект конституции СССР был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов СССР тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. В его обсуждении приняло участие свыше 50 миллионов человек (55% взрослого населения страны).

Принятие Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов конституции СССР было встречено с энтузиазмом подавляющим большинством советских людей. 5 декабря — день принятия Сталинской Конституции был объявлен праздничным. В школах дети декламировали на утренниках стихи казахского акына Джамбула:

«Я славлю Великий Советский Закон.

Закон, по которому радость приходит,

Закон, по которому степь плодородит…

Закон, по которому все мы равны

В созвездии братских республик страны.

Пойте, акыны, пусть песни польются!

Пойте о Сталинской Конституции…»

Источник

«Основной Закон державы Российской» (из истории двух Конституций)

В госархиве Ивановской области хранятся информационные материалы, связанные с всенародным обсуждением населения области двух Конституций, двух «Основных Законов» нашей страны — «Сталинской Конституции» 1936 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г.

«Сталинская Конституция» 1936 г.

«Великая хартия всего человечества», — писали газеты тех лет о «Сталинской Конституции». Принятая 5 декабря 1936 г. на 8-ом чрезвычайном съезде Советов, Конституция законодательно закрепила победу социалистического строя в СССР. В обсуждении проекта Конституции приняли участие 75 млн чел., было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы) не публиковались. В работе над текстом Конституции непосредственно принимал участие И.

В. Сталин.

В архивном фонде Ивановского облисполкома отложилось уникальное дело за 1936 год – «Дополнения к проекту Конституции СССР трудящихся Ивановской области». В документе опубликованы 448 неповторяющихся дополнений к проекту. В целом, по Ивановской промышленной области, в обсуждении приняли участие почти миллион человек, было внесено 2,5 тыс. поправок, замечаний, дополнений. В центральных и местных газетах, журналах, производственных бюллетенях ежедневно публиковались сводки и отчеты о ходе всенародного обсуждения Конституции. На предприятиях, в колхозах, учреждениях проводились собрания, где трудящиеся получали информацию о самой «лучшей Конституции мира и ее создателе — самом мудром вожде в мире — товарище Сталине».

В замечаниях жителей области отчетливо прослеживается линия вечного спора деревни с городом. Так, колхозники деревни Улыбешево Владимирского района внесли предложение записать в статью первую Конституции следующее: «Социалистическое государство трудящихся, а не рабочих и крестьян».

Труженики полей почти из всех районов ИПО просили «приравнять их в пользование домами отдыха и курортами к рабочим и служащим. В случае болезни или увечья колхозника на работе в колхозе установить оплату по принципу рабочим в промышленности». Очень много поступало предложений от женщин, которые ратовали за равные права с мужчинами. Колхозницы из Комсомольского района просили дополнить статью 122 проекта следующим пунктом: «Мужчины, пытающиеся прямо или косвенно нарушить равноправие женщин в хозяйственной, государственной, культурной, общественной и семейной жизни, привлекаются к уголовной ответственности». В статье 12 проекта Конституции говорилось: «Труд в СССР является обязанностью каждого способного к труду гражданина». Предлагали в статью внести поправку: «Лица, сознательно уклоняющиеся от работы, лишаются почетного звания трудящегося социалистической страны». Отдельные граждане просили разъяснить текст четвертой статьи проекта: «Кто не работает, тот не ест» и сами же комментировали: «А у нас имеются жены инженеров, командиров, которые не работают, а едят, да и не хуже нас».

Многочисленные дополнения поступили к статье 132 — «Всеобщая воинская повинность является законом». Работники Ивановской областной станции земледелия и совхоза «Леднево» Небыловского района предложили добавить в проект Конституции, что «прохождение военной службы в рядах Красной Армии для каждого гражданина нашей страны обязательно. Всякое уклонение от службы в рядах Красной Армии, считать изменой Родине». Общее собрание работниц фабрики «Красная Талка» в г. Иванове проголосовало о внесении в статью 132 дополнения о разрешении женщинам вступать в ряды Красной Армии. Собрание колхозников с. Туртино Суздальского района внесло предложение о переименовании Рабоче-Крестьянской Красной Армии в «Красную Армию народов СССР».

Работники организационно-массовых отделов райисполкомов и облисполкома вели специальные тетради учета внесенных дополнений к проекту, где порой фиксировались самые замысловатые пожелания граждан. Житель г. Владимира внес предложение к статье 145 — «сделать г. Москву столицей СССР без примыкания к ней Московской области. Последнюю разделить и передать близлежащим областям. Если они по территории слишком большие, то создать новую область». Собрания рабочих Ивановского механического завода им. Киселева и фабрики «Большевик» Никологорского района вынесли постановления, чтобы записать в Конституции пункт об общенародных праздниках и день принятия Конституции сделать общественным праздником – «Днем Сталинской Конституции». Граждане предлагали изменить изображение государственного герба СССР (ст. 143 проекта) – «на пятиконечной звезде сделать барельеф с изображением Ленина и Сталина – величайших вождей трудящихся всех стран. Серп и молот заменить машинами современной техники, а вверху изобразить аэропланы, охраняющими страну самых счастливых в мире людей».

В ходе обсуждения проекта Конституции в городах и районах области принимались резолюции по социалистическому строительству. Так, пленум Кинешемского горСовета 28 сентября 1936 г., заслушав доклад председателя горСовета т. Бокова «О проекте Сталинской Конституции СССР и соцстроительстве», единодушно принял резолюцию о срочной постройке в Кинешме трех школ, детских яслей, поликлиники. В 1937 г. планировалось открыть аптеку на фабрике Демьяна Бедного, колхозные базары на фабриках Томна и Д. Бедного. Кинешемцы взяли обязательства наладить качественный выпуск хлеба и хлебобулочных изделий, организовать новые магазины на окраинах города с разнообразным выбором ассортимента, а также расширить обоз по очистке города до 40 лошадей, приобрести автоцистерны и грузовые автомашины по уборке мусора, приступить к организации полуавтоматической телефонной станции, закончить строительство водной станции и оборудовать спасательную станцию. Последним пунктом в резолюции пленума значилось – «поставить себе задачу в ближайшие годы постройку нового драматического театра в Кинешме».

Из фондов ГАИО:

Протокол отчетного собрания медицинских работников г. Гаврилово-Посада по вопросу обсуждения проекта Конституции СССР, 25 сентября 1936 г.

Материалы из архивного дела «Дополнения к проекту Конституции СССР трудящихся Ивановской области», 1936 г.

Протоколы отчетных собраний по избирательным участкам Ивановской области по обсуждению проекта Конституции СССР, 1936 г.

Занятие кружка агитаторов-пропагандистов на Ивановской швейной фабрике по изучению Конституции СССР, октябрь 1937 г.

Из материалов 4-го районного съезда Советов по Середскому (Фурмановскому) району Ивановской области об итогах всенародного обсуждения проекта Конституции СССР, ноябрь 1936 г.

Протокол № 16 заседания президиума обкома профсоюза работников госучреждений Ивановской области от 13 июня 1936 г. «О массовом обсуждении проекта Конституции СССР среди членов Союза».

Статистические отчеты о ходе всенародного обсуждения проекта Конституции СССР по районам Ивановской области.

Телеграммы, направленные в Ивановский облисполком из ВЦИК СССР с указанием прислать материалы по всенародному обсуждению новой Конституции, 1936 г.

Работники Ивановского механического завода им. Королева обсуждают проект Конституции СССР, 1936 г.

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

«России крайне необходим прочный правовой порядок», — заявил президент России Б.Н. Ельцин в телеобращении по проекту Конституции в ноябре 1993 г.

12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, ныне действующая в России. Всенародное голосование прошло одновременно с выборами в Совет Федерации и Государственную Думу 1-го созыва. Проект Конституции являлся плодом трехлетнего упорного труда. Процесс рождения нового «Основного Закона» ковался в длительных общественных дискуссиях и в условиях острой политической борьбы. Над проектом работала Конституционная комиссия, затем Конституционное совещание. Текст Конституции состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство РФ.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

В документах облисполкома хранится переписка Ивановского областного Совета народных депутатов с Верховным Советом РФ по вопросам, связанным с проектом Конституции. В сентябре 1992 г. облСовет направил в Верховный Совет РФ «Перечень замечаний, предложений по проекту Конституции РФ, поступивших от городских, районных Советов и от жителей области». Под номером один в документе значилась поправка, внесенная депутатами Пучежского райСовета. Вместо наименования государства – Российская Федерация, пучежане предложили свое название – Российская Советская Федеративная Республика – Россия. Представители Фурмановского райСовета внесли поправку об увольнении судей по достижению ими 65-летнего возраста (и не более) (по Конституции – по достижению 70-летнего возраста). Южский райСовет просил дополнить проект статьей, закрепляющей экономическую и финансовую самостоятельность, так называемых, «малых городов».

Всего было внесено 38 поправок.

В архивном фонде избирательных комиссий по выборам и всенародному голосованию Ивановской области хранятся избирательные бюллетени по выборам депутатов Совета Федерации, Государственной Думы и всенародному голосованию по проекту Конституции. Образец «Бюллетеня» по проекту Конституции включал следующий текст: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации. Да. Нет». Внизу бланка, мелким шрифтом разъяснялось, что бюллетени, в которых оставлены или вычеркнуты оба слова «Да» и «Нет» считаются недействительными. Также недействительными признавались бюллетени, изготовленные неофициально, без печати участковой избирательной комиссии, либо подписей двух ее членов.

В избирательном бюллетене по выборам депутатов Государственной Думы значились самые разнообразные партии и объединения – «Аграрная партия России», блок Явлинского, «Будущее России – новые имена», «Выбор России», «Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса», «Демократическая партия России», «Достоинство и милосердие», «Коммунистическая партия РФ», «Конструктивно-экологическое движение России «Кедр», либерально-демократическая партия России, «Партия Российского единства и согласия», «Политическое движение «Женщины России», «Российское движение демократических реформ».

Для участия в выборах, в качестве иностранных наблюдателей, в Ивановскую область прибыла группа политиков из Голландии. Гости посетили 12 избирательных участков в Иванове и Палехе, беседовали с членами избирательных комиссий, с представителями различных партий и блоков. Голландцы заметили, что жители области неплохо ориентировались в бюллетенях, в наименованиях партий и фамилиях кандидатов. Политик Франц Лейнсе отметил, что «у нас в Голландии выборы проходят также, и я не видел большой разницы между ними».

В обобщающем протоколе окружной комиссии о результатах голосования по проекту Конституции РФ по Ивановской области (составлен на основании 325 протоколов участковых избирательных комиссий) приведены следующие цифры: общее число граждан, имеющих право участвовать в голосовании – 493659; число действительных голосов, поданных за принятие Конституции – 179660; против принятия Конституции – 77271. В выборах и референдуме приняли участие около 57 процентов избирателей Ивановской области, более 64 процентов поддержали проект Конституции. Анализируя явку избирателей на участки, ивановский журналист М. Колчинский, отмечал, что «достаточно активная подготовка к выборам и референдуму, которая проводилась в течение продолжительного времени различными партиями и общественными организациями, не смогла вывести из состояния политического безразличия и общественной апатии значительную часть ивановцев». Самая низкая явка избирателей наблюдалась в Советском районе Иванова. Это было связано, в первую очередь, с катастрофическим положением дел на градообразующем предприятии района – меланжевом комбинате, где люди месяцами не получали зарплату. Оппоненты новой Конституции заявляли, что «она существенно урезает права россиян, предоставляет неоправданно большие полномочия Президенту, ликвидирует советскую власть и социализм». Были сомнения и в истинности официальных итогов голосования. Ряд наблюдателей утверждали, что голосование 12 декабря, в целом по стране, не состоялось. Причем, сомневающимися были как противники, так и сторонники Б. Н. Ельцина. Тем не менее, Конституция 1993 г. стала самым большим достижением всего постсоветского развития, основой стабильности и динамизма России.

Из фондов ГАИО:

Протоколы участковых избирательных комиссий о результатах голосования по проекту Конституции РФ по районам области, 12 декабря 1993 г.

Постановление № 23 окружной избирательной комиссии от 14 декабря 1993 г. «О награждении ценными подарками членов окружной комиссии и областного штаба по проведению выборов».

Заседание рабочей группы Конституционной комиссии. Дом Советов РСФСР. 1990 год. За столом (по часовой стрелке): О. Г. Румянцев, В. Л. Шейнис, Р. И. Пименов, И. В. Константинов, Б. А. Золотухин, Л. М. Власова, В. А. Кикоть, В. Д. Зорькин, Б. А. Страшун, Ф. В. Шелов-Коведяев; у стены (слева направо): М. П. Лебедев, А. А. Собянин, Д. А. Юрьев.

Доклад Председателя Верховного Совета РФ, заместителя Председателя Конституционной комиссии Р. И. Хасбулатова Съезду народных депутатов РФ. 1992 год.

Заместитель Председателя Верховного Совета РФ Ю.Ф. Яров и член Конституционной комиссии, председатель Комитета Верховного Совета РФ по законодательству М.А. Митюков. Ноябрь 1992 года.

Координатор депутатской фракции «Суверенитет и равенство», народный депутат Р.Ф. У.Е. Темиров.

О.Г. Румянцев ведёт заседание Рабочей группы Конституционной комиссии. Дом Советов РФ, зал заседаний Президиума Верховного Совета РФ.

Депутатская фракция «Смена — Новая политика» в перерыве заседаний Съезда. Слева направо: В. А. Балала, И. В. Муравьев, С. Н. Бабурин, А. Л. Головин, В. А. Кирпичников.

Член Конституционной комиссии, председатель Комитета Верховного Совета РФ по международным делам В.П. Лукин даёт интервью в фойе Большого Кремлёвского Дворца у стенда с телеграммами избирателей о проекте Конституции.

Пленарное заседание Конституционной комиссии РФ Кремль, Овальный зал. 29 июля 1992 года. Слева направо: Б. Н. Ельцин, Г. Э. Бурбулис, О. Г. Румянцев, С. А. Ковалёв.

Народный депутат РФ, начальник Главного правового управления Президента РФ А. А. Котенков. 1 июля 1992 года.

Заместитель Председателя Верховного Совета РФ, заместитель Председателя Конституционной комиссии (с 1993 по 1996 год — Председатель Центральной избирательной комиссии РФ) Н. Т. Рябов.

Заседание рабочей группы по рассмотрению замечаний к президентскому проекту Конституции 11 мая 1993 года. Кремль, Овальный зал. Слева направо: М. Е. Николаев, А. Г. Тулеев, Б. А. Золотухин, В. К. Варов, А. В. Козырев, Н. Т. Рябов, Б. Н. Ельцин, С. М. Шахрай, А. А. Котенков, В. Л. Шейнис, Ф. В. Шелов-Коведяев.

Первое пленарное заседание Конституционного совещания при Президенте РФ. Москва, Кремль, Мраморный зал. 5 июня 1993 года. На переднем плане: народный депутат РФ, член Конституционной комиссии Ю. М. Слободкин (слева), начальник Службы безопасности Президента РФ А. В. Коржаков (справа).

Р. И. Хасбулатов на первом пленарном заседании Конституционного совещания в Кремле. Москва, 5 июня 1993 года.

Президент РФ Б. Н. Ельцин во время выступления на заседании Конституционного совещания. Москва, Кремль. 12 июля 1993 года. В президиуме (слева направо): С. М. Шахрай, В. С. Черномырдин, В. Ф. Шумейко, Ю. Ф. Яров, А. А. Собчак.

Подписание проекта Конституции Российской Федерации в печать и на всенародное голосование. Москва, Кремль. Кабинет президента РФ. 8 ноября 1993 года. Слева направо: Ю. М. Батурин, В. В. Илюшин, Б. Н. Ельцин, С. А. Филатов (из личного архива С. А. Филатова).

В госархиве Ивановской области хранится коллекция документов депутата Совета Федерации, члена СФ Федерального Собрания РФ В.Н. Тихомирова.

Владислав Николаевич Тихомиров с 1987 г. являлся председателем Ивановского облисполкома, с 1990 г. – председателем областного Совета народных депутатов, с 1994 г. – председателем Законодательного Собрания области. С 1 февраля 1996 г. Президентом РФ был назначен главой администрации Ивановской области.

12 декабря 1993 г. В.Н. Тихомиров избран депутатом Совета Федерации по 37 избирательному округу. В 1993 г. сотрудничал с «Гражданским Союзом». Являлся членом «Аграрной партии России». Тихомиров считал, что реформы Е.Т. Гайдара, нанесли непоправимый ущерб экономике. Он выступал за приоритетное развитие агропромышленного комплекса, против насильственного слома колхозно-совхозной системы.

В.Н. Тихомиров осуществил конкретные шаги по решению проблем в текстильной промышленности края: принял областной Закон о ее поддержке, создал финансово-промышленные группы, заключил договора с регионами по расширению рынка сбыта, добился налоговых льгот предприятиям.

В 1992-1993 гг. Ивановский областной Совет народных депутатов, во главе с В.Н. Тихомировым, направлял к рассмотрению в Конституционную комиссию РФ замечания и предложения по проекту новой Конституции.

Переписка ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева с председателем Ивановского областного Совета народных депутатов В.Н. Тихомировым по проекту Конституции РФ, июль 1992 г.

Постановление президиума Ивановского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1990 г. № 83 «О проекте Конституции Российской Федерации».

Архивное дело из коллекции документов В.Н. Тихомирова.

Материал подготовили: начальник
отдела публикации и использования
документов ГАИО Л.В. Яблокова,
сотрудники отдела информатизации
и автоматизации ГАИО А.А. Aршинoв,
Д.Ю. Листопадов, А.С. Хрипунов.

Саманта Ломб, Конституция Сталина: советская политика участия и обсуждение проекта Конституции 1936 года

Метаданные

Автор

  • Саманта Ломб

Дата

1 января 2017 г.

Дисциплина

  • История
  • Политическая наука
  • Закон

Язык

  • Английский

Идентификаторы

  • ручка: 10670/1.i66633
  • исп. : 9781315194004

Коллекция

Открытая научная библиотека

Организация

Открытое знание

Лицензия

https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/legalcode


Ключевые слова

История / Европа / Россия и бывший Советский Союзbisacsh:HIS032000


Похожие темы En

Военная повинность Военный призыв Выборочный сервис Призыв, Армия Всеобщая военная подготовка Военная служба, Обязательная Военная подготовка, Универсал Обязательная военна яслужба Служба, Обязательная военная служба Групповое обсуждение


Процитировать этот документ

Саманта Ломб, «Конституция Сталина: советская политика участия и обсуждение проекта Конституции 1936 года», Open Research Library , ID: 10670/1. i66633


Метрики


Доля/Экспорт

Аннотация 0

Принятая в декабре 1936 года, советское руководство приветствовало новую так называемую Сталинскую Конституцию как самую демократическую в мире. Ученые долго высмеивали это утверждение, отмечая, что последовавшие за этим массовые репрессии 1937-1938 годов сделали его пустым документом. Эта книга посвящена шестимесячному общественному обсуждению проекта Конституции, которое предшествовало его официальному принятию в декабре 1936 года. Опираясь на богатые архивные источники, эта книга использует обсуждение проекта Конституции 1936 года для изучения дискурса между центральным государственным руководством и граждан о новом советском общественном договоре, определявшем роли государства и граждан в развитии социализма.

От тех же авторов

По той же тематике

Похожие документы

По тем же дисциплинам

Экспорт в
  • XML/RDF
  • N3/Черепаха
  • JSON-LD

КОНСТИТУЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | Посольство Социалистической Республики Вьетнам в США

 

КОНСТИТУЦИЯ

 

Действующая Конституция была принята Национальной ассамблеей 13-го созыва в 2013 г. Конституция 2013 г. является основополагающим юридическим документом высшей судебной юрисдикции, в котором закреплены основные взгляды Коммунистической партии Вьетнама на экономические и политические реформы, социалистические цели, социалистическую демократию и права граждан на свободу. В Конституции четко указано, что государственная власть находится в руках народа. Государство создано людьми, создано людьми и для людей. Государство обеспечивает и постоянно поощряет право народа на мастерство во всех областях, проводит политику равноправия, единства и взаимопомощи между этническими группами. Народ использует государственную власть через Национальное собрание и народные советы. Эти агентства избираются народом, отражая его волю и устремления.

 

Конституция наделяет всех граждан (как мужчин, так и женщин) равными правами во всех политических, экономических, культурных и социальных сферах, а также в семейных делах, правом на свободу убеждений и религии, правом исповедовать или не исповедовать исповедовать любую религию, право на свободу передвижения и проживания во Вьетнаме, право выезжать за границу и возвращаться домой в соответствии с законом и т. д. является правовым государством. Политическая система была создана при рождении Демократической Республики Вьетнам и включает в себя следующее:

 

Коммунистическая партия Вьетнама — авангард вьетнамского рабочего класса, трудящихся и всей нации; верный представитель интересов рабочего класса, трудящихся и всего народа.

 

Люди в политической системе: Как творец истории, люди составляют решающую силу в процессе социальной эволюции и составляют нынешнюю политическую систему во Вьетнаме. Все полномочия принадлежат народу, и их полномочия осуществляются через государство. Государство регулирует общество законами под руководством Коммунистической партии Вьетнама.

 

Государство Социалистическая Республика Вьетнам является центральной организацией и опорой политической системы, которая реализует волю и власть народа, действует от имени народа и несет ответственность перед народом за управление все действия общественной жизни и во внутренних и внешних делах.

 

Национальное собрание является высшим представительным органом народа; высший орган государственной власти Социалистической Республики Вьетнам; Национальное собрание выполняет три основные функции: издавать законы, решать важные общегосударственные вопросы, осуществлять высший надзор за всей деятельностью государства.

 

Президент государства является главой государства, избираемым Национальным собранием из числа его депутатов для представления Социалистической Республики Вьетнам во внутренних и внешних делах. Президент имеет двенадцать полномочий, предусмотренных Конституцией, из которых наиболее важными являются провозглашение Конституции, законов и постановлений, возглавить всенародные вооруженные силы и взять на себя председательство в Совете национальной обороны и безопасности, рекомендовать Национальному собранию избрание, смещение или увольнение вице-президента, премьер-министра, председателя Верховного народного суда и главы народной прокуратуры.

 

Правительство является высшим органом государственного управления Социалистической Республики Вьетнам. Правительство имеет тот же срок полномочий, что и Национальное собрание. Правительство управляет осуществлением государственных дел в области политики, экономики, культуры, общества, национальной обороны и безопасности и внешних сношений; обеспечивает эффективность государственного аппарата от центрального до низового уровня; обеспечивает соблюдение и исполнение Конституции и законов; и гарантирует устойчивость и улучшение материальной и духовной жизни людей. Правительство состоит из премьер-министра, являющегося депутатом Национального собрания в соответствии с Конституцией, заместителей премьер-министра, министров и других членов.

 

Народные суды: Верховный народный суд, местные народные суды, военные трибуналы и другие трибуналы, установленные законом, являются судебными органами Социалистической Республики Вьетнам. При особых обстоятельствах Национальное собрание может принять решение об учреждении Специального трибунала. Во время судебного разбирательства присяжные равны и независимы от судей и подчиняются только закону. Судебные процессы проводятся открыто, за исключением случаев, предусмотренных законом. Решения народных судов принимаются коллегиально и решаются большинством голосов. Верховный народный суд — высший судебный орган Социалистической Республики Вьетнам. Он контролирует и направляет судебную работу местных народных судов, военных трибуналов, специальных трибуналов и других трибуналов, если иное не установлено Национальным собранием при учреждении таких трибуналов

 

Народные прокуратуры: Верховная народная прокуратура осуществляет надзор за исполнением закона министерствами, органами министерского уровня, другими государственными учреждениями, местной администрацией, хозяйствующими субъектами, массовыми организациями, народными военными органами и гражданами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *