Принятие крепостного права: История отмены крепостного права в России

Содержание

Крепостное право. Как его вводили и отменяли

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», — привыкли мы говорить, когда наши желания не сбываются. Старинное выражение стало поговоркой, но мало кто помнит, что именно она означает.

Юрий – не кто иной, как Георгий Победоносец, издавна почитаемый народом на Руси. Согласно русской традиции имя святого звучит как Юрий или Егорий. 26 ноября (9 декабря по новому стилю) на Руси праздновали День святого Георгия. Кроме того, он совпадал с завершением полевых работ, расчетов крестьян с помещиком и сбором податей. В народе праздник получил название Юрьева дня.

Известно, что до XVI века крестьянин мог покинуть имение помещика в течение недели до Юрьева дня – 26 ноября – и недели после него. Однако все изменил царь Федор Иоаннович (1557-1598), который, послушав своего шурина Бориса Годунова, запретил на время составления писцовых книг переходы крестьян от одного помещика к другому даже 26 ноября.

В те времена это привело людей в шок.

Впрочем, документ об ограничении крестьянских свобод, подписанный царем, до сих пор не найден, а потому некоторые историки (в том числе, Василий Ключевский) считают эту историю неправдоподобной.

Кстати, Федор Иоаннович (который еще известен по имени Феодор Блаженный) в 1597 году выпустил указ, согласно которому срок сыска беглых крестьян составлял пять лет. Если в течение этого срока помещик не находил беглеца, то последний закреплялся за новым владельцем.

В 1649 году царь Алексей Михайлович (по прозвищу – Тишайший, 1629-1676) издает Соборное уложение, согласно которому объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Плюс ко всему, даже свободные от долгов крестьяне не могли теперь менять место жительства. При Тишайшем же царе примерно в то же время проводится знаменитая церковная реформа, приведшая впоследствии к расколу в Русской православной церкви.

Как отмечал известный историк Василий Ключевский, один из главных недостатков Соборного уложения заключался в том, что не были прописаны обязанности крестьянина перед помещиком.

В результате – хозяева активно пользовались своей неограниченной властью, предъявляли жесткие требования к крепостному народу.

Положение крестьян заметно ухудшилось во времена Петра Великого (1672-1725). Царь всячески поощрял торговлю крепостными, не обращая внимания на то, что помещики разлучают целые семьи. Особо Петр I любил делать подарки своим приближенным в виде «крепостных душ». Так, своему протеже Александру Меншикову император подарил около ста тысяч крестьян «обоего пола».

Крепостное право существенно усилилось во второй половине XVIII века – именно тогда были приняты указы о возможностях помещиков заключать дворовых людей и крестьян в тюрьмы, ссылать их в Сибирь на поселение и каторжные работы. Самих помещиков можно было наказывать только в случае, если они «забивали крестьян до смерти».

Первым русским императором, который пошел навстречу крепостному народу – стал Павел I (1754-1801). Он подписал Манифест о трехдневной барщине (1797) — документ, юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели.

Кроме того, Манифест запрещал принуждать крестьян к работе в воскресные дни «дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам».

Русский историк Василий Ключевский писал: «Никогда законодательство не шло таким ускоренным темпом, может быть, даже при Петре I: перемены, новые уставы, положения, на все новые точные правила, всюду строгая отчетность».

Павел в силу ряда обстоятельств не одобрял политику матери — Екатерины II, хотел многое изменить. Он ещё до воцарения предпринимал реальные меры для улучшения положения крестьян в своих личных имениях в Гатчине и Павловске.

Дело Павла I продолжил Александр I (1777-1825), который издал указ «о вольных хлебопашцах» (1803). По документу помещики получали право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. Но за свою волю крестьяне платили выкуп или исполняли повинности. Отпущенных на свободу крестьян называли «свободными хлебопашцами».

В 1825 году на российский престол вступил Николай I (1796-1855), называемый в народе Николаем Палкиным.

К середине XIX века крепостная система изжила себя – рабское положение народа тормозило экономику России. В городах требовались рабочие руки. А на селе разорялись помещичьи хозяйства, деградировавшие на примитивном труде крепостных.  Пытаясь предотвратить банкротство, помещики усиливали гнёт крепостных. Но лишь ускоряли разорение и стимулировали бунты.

Беспощадные бунты крестьян

Николай I пытался любыми способами упразднить крепостное право, но каждый раз видел яростное недовольство помещиков.

В дальнейшем волю императора исполнит его сын – Александр II (1818-1881), величать которого станут не иначе, как Освободитель. Конечно, эпитет «Освободитель» появится и в связи с победой в Русско-турецкой войне и ставшим ее следствием освобождением Болгарии.

Александр II в ходе крестьянской реформы ликвидирует крепостное право 3 марта (по новому стилю) 1861 года.

Название манифеста звучит следующим образом: «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.

В отечественной истории трудно найти более переломную и масштабную по последствиям реформу, чем отмена крепостного права. Идея избавиться от тормозившего развитие страны пережитка посещала и Александра I, и Николая I, но решился на неё только Александр II.

Отменяя крепостное право, он пытался найти золотую середину между интересами дворян и крестьян. Император справедливо опасался, что посягательство на сложившееся веками право собственности может спровоцировать серьёзное недовольство. Поэтому в итоговой версии реформа предусматривала такое количество привилегий дворянству, что заметного облегчения от «освобождения» крестьяне не ощутили.

Их жизнь не изменилась, а в отдельных случаях даже стала тяжелее из-за выкупных платежей.

Однако и этот Манифест не смог удовлетворить полностью обе стороны, поскольку преобразования имели неоднозначный характер. Согласно нему, крестьянам были присвоены гражданские права – свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя.

Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы (урезанные в среднем на 20%) крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Наделение крестьян землёй и порядок несения повинностей определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами.

Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины.

Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска.

Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

Реформа стала важной вехой в истории Российского государства, но по большей части она имела больше политическое и экономическое влияние, нежели социальное. Тем не менее, был сделан важный первый шаг к разрушению старых устоев и развитию России как прогрессивного государства. Реформа также заложила основы развития капитализма и дальнейшего разрушения сословного деления общества, подготовив почву для развития и укрепления пролетариата как нового класса.

Материал подготовлен на основе открытых источников, а также при помощи Президентской библиотеки — Высочайше утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 36. Отд. 1. СПб., 1863. № 36657; Крестьяне // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 16а. СПб., 1895.

Отмена крепостного права

→ Виртуальные тематические выставки > Отмена крепостного права

Сегодня Россия идет по пути модернизации. Она постепенно обновляет все сферы общественной жизни, и опыт подобных преобразований у нее уже есть. 150 лет назад Россия выбрала путь реформ. Осознание тупика, в котором оказалась наша страна в политическом, экономическом, культурном отношениях, подтолкнуло правительство Александра II к масштабным преобразованиям. Стране предстояла вторая, после Петра I, модернизация. Крепостное право – позорное для цивилизованного общества состояние почти неограниченной власти одного человека над другим – было отменено. С падением крепостничества был открыт путь другим важным реформам. Обновленная Россия заняла достойное место в ряду великих держав.

Библиотека юридического факультета СПбГУ подготовила виртуальную выставку в честь знаменательной даты. Выставка дает представление о становлении института крепостного права, о порожденном им кризисе, о мероприятиях Александра II и его сподвижников. Текст сопровождается иллюстрациями из старых печатных изданий, принадлежащих библиотеке юридического факультета. 150-летие отмены крепостного права актуально в свете тех глобальных задач, которые ставит перед Россией стратегия модернизации.

1. Этапы закрепощения крестьян в России

К 1580-м годам, при царе Иване IV Грозном, в политике Московского государства ясно обозначилась тенденция к закрепощению свободного крестьянского населения. Это было связано с тяжелым экономическим положением в стране после неудачной Ливонской войны и опричных нововведений. Крестьянство на Руси было единственным бесперебойным источником доходов государства, поэтому удержание крестьян под постоянным контролем и усиление эксплуатации крестьянского труда было положено в основу государственной политики.

Подробнее…

2. Россия и крестьянский вопрос

Понимание того, что крепостное право резко негативно сказывается на развитии России, стало проникать в высшие эшелоны власти за 60 лет до эпохи Великих реформ. Александр I (1801-1825) взошел на престол, вооруженный программой реформ и окруженный талантливыми единомышленниками.

Подробнее…

3. Подготовка Великой реформы

Перед новым правителем, царем Александром II (1855-1881) встала проблема безотлагательных кардинальных преобразований. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, возможность сбросить «комплекс стыда», наконец, оживить экономическую жизнь и России и повысить доходы государства.

Подробнее…

4. Деятели Крестьянской реформы

Яков Ростовцев, Николай Милютин, Петр Семенов, Юрий Самарин, многие другие государственные и общественные деятели, ученые и публицисты откликнулись на призыв к обновлению страны. Они взвалили на себя труд воплощать в жизнь достижения Крестьянской реформы и способствовать распространению духа реформ.

Подробнее…

5. Главный комитет об устройстве сельского состояния

Специальный совещательный орган, состоявший в непосредственном ведении императора, был учрежден 19 февраля 1861 года для претворения в жизнь идей Крестьянской реформы. Комитет обладал законодательными и исполнительными функциями. В 1882 году Комитет был закрыт, так как правительство сочло его особую задачу выполненной.

Подробнее…

6. Ход освобождения от крепостной зависимости

Для правового обеспечения реформы было издано 17 актов. Первый из них, обязательный для всей Российской империи, – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Затем были приняты положения о поземельном устройстве крестьян Украины, Белоруссии и Великороссии, а также о специальных группах крестьян, как то: приписанных к заводам, малоимущим и т. д.

Подробнее…

7. Реакция общества на отмену крепостного права

Крестьяне воспринимали землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней. Поэтому в целом они отрицательно отнеслись к «земельным статьям» Манифеста 19 февраля 1861 года.

Подробнее…

8. Радикальная интеллигенция как продукт Великих реформ

Двадцатилетие реформ не принесло успокоения России. Широкая общественная дискуссия, выбор пути развития страны и критическое переосмысление николаевского наследия в те годы создали условия для выхода на авансцену истории новой социальной силы – радикальной интеллигенции. В отличие от западных стран интеллигенция – образованные люди, живущие, главным образом, умственным трудом, – в России была самостоятельной политической силой, оппозиционной власти. При полной политической пассивности крестьян и дворян интеллигенция развернула борьбу во имя «спасения России» так, как она это понимала.

Подробнее…

9. Главное здание Юридического факультета – бывшее «Городское училище в память 19 февраля 1861 г.»

На углу Большого проспекта и 22 линии Васильевского острова, на месте сада начального училища, в 1911 году видным петербургским архитектором Иваном Ивановичем Яковлевым возведено здание в неоклассическом стиле – дом №7, представляющий собой монументальный пятиэтажный учебный корпус. Постройка здания была приурочена к 50-летию отмены крепостного права. Эта памятная дата широко праздновалась в Российской империи: в Москве заложен храм Александра Невского, выпущены памятные медали, проведены многочисленные собрания, издана литература.

Подробнее…

10. Сцены крестьянской и помещичьей жизни.

Смотреть все…

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством

Вступила в силу: 30 апреля 1957 года в соответствии со статьей 13

Принимая во внимание, что свобода является неотъемлемым правом каждого человека,

Памятуя о том, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в достоинство и ценность человеческой личности,

Принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в качестве общего стандарта для всех народов и всех наций, гласит, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии и что рабство и раб торговля запрещается во всех ее формах,

Признавая, что с момента заключения Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, которая была разработана для обеспечения отмены рабства и работорговли, был достигнут дальнейший прогресс в направлении этот конец,

Принимая во внимание Конвенцию о принудительном труде 1930 г. и последующие действия Международной организации труда в отношении принудительного или обязательного труда, была ликвидирована во всех частях мира,

Приняв поэтому решение о том, что Конвенция 1926 года, которая остается в силе, теперь должна быть дополнена заключением дополнительной конвенции, призванной активизировать национальные, а также международные усилия, направленные на отмену рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством,

договорились о нижеследующем:

Раздел I. Институты и обычаи, сходные с рабством по возможности полное упразднение или отказ от следующих институтов и обычаев, где они все еще существуют и подпадают ли они под определение рабства, содержащееся в статье 1 Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926:

  1. Долговая кабала, то есть статус или условие, вытекающее из залога должником своих личных услуг или услуг лица, находящегося под его контролем, в качестве обеспечения долга, если стоимость этих услуг разумная оценка не применяется для погашения долга или продолжительность и характер этих услуг соответственно не ограничены и не определены;
  2. Крепостное право, то есть положение или статус арендатора, который по закону, обычаю или договору обязан жить и трудиться на земле, принадлежащей другому лицу, и оказывать этому другому лицу какую-либо определенную услугу за вознаграждение или безвозмездно. , и не может изменить свой статус;
  3. Любое учреждение или практика, посредством которых:
  4. Любой институт или практика, при которых ребенок или молодой человек в возрасте до 18 лет передается одним или обоими своими биологическими родителями или его опекуном другому лицу за вознаграждение или безвозмездно с целью эксплуатации ребенка или подростка или его труда.
Статья 2

С целью положить конец институтам и практике, упомянутым в статье 1(с) настоящей Конвенции, Государства-участники обязуются устанавливать, где это уместно, приемлемый минимальный возраст вступления в брак, поощрять использование возможности, посредством которых согласие обеих сторон на брак может быть свободно выражено в присутствии компетентной гражданской или религиозной власти, и поощрять регистрацию браков.

Раздел II. — Торговля рабами

Статья 3
  1. Акт перевозки или попытка перевозки рабов из одной страны в другую любыми транспортными средствами или соучастие в них является уголовным преступлением в соответствии с законодательством государств-участников настоящей Конвенции, и лица, осужденные за нее, подлежат очень суровому наказанию.
    1. Государства-участники принимают все эффективные меры для предотвращения перевозки рабов морскими и воздушными судами, уполномоченными плавать под их флагами, и для наказания лиц, виновных в таких действиях или в использовании национальных флагов для этой цели.
    2. Государства-участники принимают все эффективные меры для обеспечения того, чтобы их порты, аэродромы и побережья не использовались для перевозки рабов.
  2. Государства-участники настоящей Конвенции обмениваются информацией в целях обеспечения практической координации мер, принимаемых ими в борьбе с работорговлей, и информируют друг друга о каждом случае работорговли и о каждой попытке ее совершения. уголовное преступление, которое доходит до их сведения.
Статья 4

Любой раб, который находит убежище на борту любого судна Государства-участника настоящей Конвенции, ipso facto является свободным.

Раздел III. — Рабство и институты и обычаи, сходные с рабством

Статья 5

В стране, где отмена или отказ от рабства или институтов или обычаев, упомянутых в статье 1 настоящей Конвенции, еще не завершена, акт нанесения увечий, клеймение или иное клеймение раба или лица, находящегося в подневольном состоянии, с целью указать на его статус, или в качестве наказания, или по любой другой причине, или в качестве соучастника, является уголовным преступлением в соответствии с законодательством государств-участников настоящего Конвенции и лица, осужденные за нее, подлежат наказанию.

Статья 6
  1. Порабощение другого лица или склонение другого лица отдать себя или зависимое от него лицо в рабство, или покушение на эти действия, или соучастие в них, или участие в сговоре с целью совершения любые такие действия являются уголовным преступлением в соответствии с законодательством государств-участников настоящей Конвенции, и лица, осужденные за них, подлежат наказанию.
  2. С учетом положений вступительного пункта статьи 1 настоящей Конвенции положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к акту склонения другого лица поставить себя или зависимое от него лицо в подневольное состояние в результате любым из институтов или видов практики, упомянутых в статье 1, к любой попытке совершить такие действия, соучастию в них и участию в заговоре с целью совершения любых таких действий.

Раздел IV. — Определения

Статья 7

Для целей настоящей Конвенции:

  1. «Рабство» означает, согласно определению в Конвенции о рабстве 1926 года, статус или положение лица, в отношении которого какие-либо или все полномочия принадлежат осуществляется право собственности, а «раб» означает лицо в таком состоянии или статусе;
  2. «Лицо с подневольным статусом» означает лицо в состоянии или статусе, являющемся следствием любого из институтов или обычаев, упомянутых в статье 1 настоящей Конвенции;
  3. «Работорговля» означает и включает в себя все действия, связанные с захватом, приобретением или распоряжением человека с намерением обратить его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по отчуждению путем продажи или обмена лица, приобретенного с целью продажи или обмена; и вообще всякий акт торговли или перевозки рабов какими бы то ни было средствами перевозки.

Раздел V. Сотрудничество между государствами-участниками и передача информации

Статья 8
  1. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются сотрудничать друг с другом и с Организацией Объединенных Наций для выполнения вышеизложенных положений.
  2. Стороны обязуются сообщать Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций копии любых законов, постановлений и административных мер, принятых или введенных в действие для выполнения положений настоящей Конвенции.
  3. Генеральный секретарь сообщает информацию, полученную в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, другим Сторонам и Экономическому и Социальному Совету в качестве части документации для любого обсуждения, которое Совет может провести с целью вынесения дальнейших рекомендаций по отмене рабства, работорговли или институтов и обычаев, являющихся предметом настоящей Конвенции.

Раздел VI — Заключительные положения

Статья 9

Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

Статья 10

Любой спор между государствами-участниками настоящей Конвенции, касающийся ее толкования или применения, который не урегулирован путем переговоров, передается в Международный Суд по просьбе любой из сторон в споре, если заинтересованные стороны не договорятся об ином способе урегулирования.

Статья 11
  1. Настоящая Конвенция открыта до 1 июля 1957 года для подписания любым государством-членом Организации Объединенных Наций или специализированного учреждения. Он подлежит ратификации подписавшими его государствами, а ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который информирует каждое подписавшее и присоединившееся государство.
  2. После 1 июля 1957 года настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства — члена Организации Объединенных Наций или специализированного учреждения, или любого другого государства, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций направила приглашение присоединиться. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение официального документа Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который информирует каждое подписавшее и присоединившееся государство.
Статья 12
  1. Настоящая Конвенция применяется ко всем несамоуправляющимся подопечным, колониальным и другим неметропольным территориям, за международные отношения которых несет ответственность любое государство-участник; заинтересованная Сторона, с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, в момент подписания, ратификации или присоединения объявляет внеметропольную территорию или территории, к которым Конвенция применяется ipso facto в результате такого подписания, ратификации или присоединения. вступление.
  2. В любом случае, когда предварительное согласие неметропольной территории требуется в соответствии с конституционными законами или практикой Стороны или внеметропольной территории, заинтересованная Сторона прилагает усилия для получения необходимого согласия внеметропольной территории. в течение двенадцати месяцев с даты подписания Конвенции метрополией, и когда такое согласие получено, Сторона уведомляет об этом Генерального секретаря. Настоящая Конвенция применяется к территории или территориям, указанным в таком уведомлении, с даты его получения Генеральным секретарем.
  3. По истечении двенадцатимесячного периода, упомянутого в предыдущем пункте, заинтересованные Государства-участники информируют Генерального секретаря о результатах консультаций с теми неметропольными территориями, за международные отношения которых они несут ответственность и чье согласие на в применении настоящей Конвенции может быть отказано.
Статья 13
  1. Настоящая Конвенция вступает в силу в день, когда два государства станут ее Сторонами.
  2. После этого оно вступает в силу в отношении каждого государства и территории в день сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении этого государства или уведомления о применении к этой территории.
Статья 14
  1. Применение настоящей Конвенции делится на последовательные трехлетние периоды, первый из которых начинается с даты вступления в силу Конвенции в соответствии с пунктом 1 статьи 13.
  2. Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем направления этим государством уведомления Генеральному секретарю не менее чем за шесть месяцев до истечения текущего трехлетнего периода. Генеральный секретарь уведомляет все другие Стороны о каждом таком уведомлении и о дате его получения.
  3. Денонсации вступают в силу по истечении текущего трехлетнего периода.
  4. В случаях, когда в соответствии с положениями статьи 12 настоящая Конвенция стала применяться к территории Стороны, не входящей в метрополию, эта Сторона может в любое время после этого с согласия соответствующей территории уведомить Секретаря -Генерал Организации Объединенных Наций, денонсирующий настоящую Конвенцию отдельно в отношении этой территории. Денонсация вступает в силу через год после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем, который уведомляет все другие Стороны о таком уведомлении и дате его получения.
Статья 15

Настоящая Конвенция, тексты которой на английском, китайском, испанском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы Секретариата Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь подготавливает ее заверенную копию для направления государствам-участникам настоящей Конвенции, а также всем другим государствам-членам Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию в день, указанный напротив их соответствующих подписей.

Совершено в Европейском отделении Организации Объединенных Наций в Женеве седьмого сентября тысяча девятьсот пятьдесят шестого года.

Проект MUSE — От крепостного права к социализму

  • Кейр Харди , Джон Кэллоу
  • Лоуренс и Уишарт
  • книга
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

49 ПРЕДИСЛОВИЕ Отношение множества людей к социализму такое, как у человека, который за деревьями не видит леса. Они настолько поглощены созерцанием мелких деталей, что никогда не получают даже отдаленного представления о великом объединяющем принципе, лежащем в основе социализма. Кто должен чернить сапоги и убирать мусор? А как насчет опасных и неприятных профессий, таких как добыча полезных ископаемых и мореплавание? Как мы собираемся обеспечить, чтобы каждый выполнял свою справедливую долю работы, а не больше, и получал свою справедливую долю, а не больше результирующего богатства? Как вознаграждается гений при социализме и как признается Искусство? Если все должны быть равны, то что станет с человеком с исключительными способностями? Он должен быть особо награжден? Если нет, то какой у него будет стимул для проявления своих особых способностей, а если да, то что станет с обещанным равенством? Эти и сотни других подобных возражений постоянно встречаются с защитниками социалистов. Если он не может дать подробного и обстоятельного разъяснения того, как следует преодолевать каждую из этих трудностей, его противник от крепостничества к социализму уходит, ликуя, полагая, что он разрушил доводы в пользу социализма. С большим уважением я осмеливаюсь утверждать, что ни одна из этих вещей вообще не влияет на рассматриваемый вопрос, а именно на то, представляет ли социализм желательный набор принципов, которые, если действовать в соответствии с ними, существенно облегчили бы бремя человеческого горя и способствовали бы дальнейшему развитию. и совершенствование человеческого рода. Если допустить, что такие результаты последуют за принятием социализма, то приспособление средств для достижения этой цели должно представлять лишь немногие и легко преодолимые трудности. Трудности кажутся великими и непреодолимыми только при исключении всякого допущения здравого смысла. В мои намерения при написании этой небольшой брошюры не входило подробное исследование исторической основы социализма или воплощение его экономических теорий и принципов в научном трактате. Эти вещи были сделаны другими и более компетентными руками. Трогательным «почему», которым я руководствуюсь, является моя вера в необходимость краткого, ничем не приукрашенного изложения аргументов в пользу социализма, легко понятного простым людям и в котором, между прочим, могут быть встречены некоторые возражения наших противников и некоторые из трудности на пути серьезного искателя истины могут быть устранены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *