Примеры символизма: Примеры символизма в литературе. Поэты-символисты и их творчество

Содержание

Символизм в литературе серебряного века: русские поэты символисты и стихи, признаки и особенности

Рубеж XIX – XX века – это особое время в истории России, время, когда перестраивался быт, менялась система нравственных ценностей. Ключевое слово данного времени кризисность. Этот период благотворно повлиял на стремительное развитие литературы и получил название «серебряного века», по аналогии с «золотым веком» русской литературы. В этой статье будут рассмотрены особенности русского символизма, возникшего в русской культуре на рубеже веков….

Содержание

Определение термина

Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.

Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.

Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.

Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.

Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов. В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.

Основные признаки

Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:

  • Передача всех тайных смыслов должна производиться посредством символов.
  • В основе лежат мистицизм и философские работы.
  • Множественность значений слов, ассоциативное восприятие.
  • За образец берутся произведения великих классиков.
  • Предлагается постигать многообразие мира посредством искусства.
  • Создание собственной мифологии.
  • Особое внимание к ритмическому строю стихотворения.
  • Идея преобразования мира при помощи искусства.

Особенности новой литературной школы

Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.

Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».

На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях. Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы.

Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.

Неоднородность русского символизма

Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.

Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.

Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.

Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.

Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.

Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма.

 Представители русского символизма

Среди старших приверженцев особенно выделялись несколько представителей: Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Иванович Мережковский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Федор Кузьмич Сологуб. Разработчиками концепции и идейными вдохновителями этой группы поэтов считались Брюсов и Мережковский.

«Младосимволисты» были представлены такими поэтами, как А. Белый, А.А. Блок, В. Иванов.

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.

Стихотворения символистов открывают новые темы:

  • Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
  • Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
  • Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).

Валерий Яковлевич Брюсов

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.

Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Особенности ритмики и тропов, используемых символистами

Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.

Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.

Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.

Серебряный век. Часть 1. Символисты.

Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.

 Вывод

Символизм как литературное течение просуществовал недолго, он окончательно распался к 1910 году. Причиной стало то, что символисты сознательно оторвали себя от окружающей жизни. Они были сторонниками свободной поэзии, не признавали давления общества, поэтому их творчество было недоступным и непонятным народу. Символизм пустил корни в литературе и творчестве некоторых поэтов, которые выросли на классическом искусстве и традициях символизма. Поэтому черты исчезнувшего символизма в литературе присутствуют до сих пор.

Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Символизм в литературе: кратко и понятно

Символизм – это модернистское течение в литературе, музыке, архитектуре и других видах искусства. В России оно появилось в конце 19 века. Направление символизма (до направления оно, впрочем, не доросло) предполагает стремление к экспериментам с формой, использование символики, загадочности и намёков, а также мистическое содержание. Значение символизма трудно переоценить. Поэты пытались создать совершенно новую философию культуры, они придали слову многозначность, расширили возможности русского стихосложения. Самые яркие примеры символизма: роман Андрея Белого «Петербург», стихотворение Брюсова «Каждый миг», стихотворение Мережковского «Бог». Подробнее об этом течении 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Философия символизма
  • 3 Основные черты
  • 4 Стиль символизма
  • 5 Представители и примеры 
    • 5.1 Александр Блок
    • 5.2 Андрей Белый
    • 5.3 Валерий Брюсов

История создания

Литературный символизм берёт своё начало во Франции. 18 сентября 1886 года французским поэтом Жаном Мореасом в журнале была опубликована статья под названием «Манифест символизма». Однако данное культурное явление существовало и до этой публикации. Мореас собрал воедино характерные черты, которые были выработаны плеядой смелых поэтов: от Шарля Бодлера до самого Мореаса. Но начало символизма, как правило, определяют в 1870-1880 гг. 

Символизм в России напрямую связан с Серебряным веком российской литературы. В этот период происходила «переоценка ценностей», забывались прежние устои. Параллельно с этим и начали появляться новые течения в искусстве. Символизм серебряного века и его возникновение были неразрывно связаны с влиянием западной поэзии. В этом плане огромное влияние оказали такие французские поэты, как Верлен, Рембо, Малларме. Помимо них, в творчестве отечественных символистов заметно влияние философов Шопенгауэра и Ницше. 

Основоположник символизма в России — Дмитрий Сергеевич Мережковский. А предшественниками считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Немного позже течение разделилось на:

  1. Символизм как непосредственно течение в искусстве 
  2. Символизм как миропонимание и особая философия жизни

Далее выделились виды символизма, по которым распределились основные представители: 

  1. Старшие символисты: Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус
  2. Младшие символисты: Блок, Белый, Иванов 

Философия символизма

Несмотря на «этапное» разделение, всех поэтов объединяли общие задачи. Так, изменение форм искусства все символисты рассматривали как смену внутреннего восприятия мира и как совершенно новый этап в нравственно-религиозном мышлении. В пример можно привести размышления А. Белого, который считал, что символизм был тенденцией к новому ощущению мира и чувству новизны. Однако наряду с положительными изменениями поэты ощущали его неустойчивость. Помимо этого, символисты не хотели определяться как «только искусство». Они поставили себе задачу создать особое умонастроение и мироощущение. Подобные идеи берут своё начало в философии Вл. Соловьёва. Эта задача была объединена убеждениями конца «исторического времени», да и в целом эсхатологичностью (пессимизм по отношению к будущему) мышления. 

Можно сказать, что символизм 20 века отображал кризис в традиционном гуманизме, ужасы одиночества, неотвратимую смерть, а также разочарованность в идеалах добра и неспособность творческого человека выйти за пределы своего «я». Авторы часто впадали в декаданс и прочили миру погибель, упиваясь предвкушением неминуемого конца. Символисты, устремляясь к сущностям мира идей, недооценивали реальность. Поэтому они не смогли полностью отгадать ожидавшую реальность страны. Несмотря на это, поэтов заботили судьба народа и его проблемы. Вспомним ту же «Фабрику» Блока.

Основные черты

Главнейшей составляющей этого течения является, конечно же, символ. Его создают принципиально многозначным, в связи с чем становятся возможными бесконечные вариации трактовок. Это, в свою очередь, ознаменовало произведение символиста как творческий акт и самого писателя, и читателя. 

Существуют ещё особенности символизма. Основу любого символа, как правило, составляют философия и мистицизм. Символизм в поэзии основывается на внутреннем мире лирического героя, на его трагических состояниях и переживаниях. Однако помимо этого, герой ощущает некую таинственность, связь с вечностью. 

Со временем у символистов появилась даже собственная мифология. Так образовалась идея «двоемирия», то есть существование мира реального и потустороннего. Такая концепция отсылает читателя больше в эпоху романтизма, несмотря на то, что термин появился как раз в 20 веке. 

Также символисты были уверены, что единственным верным способом познания мира являются духовный опыт человека и его творческая интуиция, но никак не разум. Именно поэтому произведения символизма порой не поддаются рациональному анализу. Поэт фиксируют ощущения и состояния, а не передают конкретный образ с понятным смыслом.

Стиль символизма

Представители символизма считали, что каждый человек видит мир по-своему. Исходя из этого, приверженцы направления создавали свой текст так, чтобы отдельный человек откликнулся «по-своему», уяснил своё эмоциональное состояние. Примерно так же обстояло дело и с символами. Брался предмет или явление, и в тексте не было конкретного названия, а лишь указание на этот символ. Именно это и допускало расхождения во мнении, а также многозначность трактовки. 

Например, знаменитый образ Прекрасной Дамы Блока был лишен конкретных описаний и деталей, связанных с земной женщиной. Он был максимально прозрачен и легок, едва уловим. На Даму указывали ощущения героя: шелест шелка, голос многострунный, смеющаяся речь. Ее описания размыты: белоснежные плечи, нежный взор. Но в каждом стихотворении подчеркивается ее отдаленность, недостижимость, оторванность от реальности:

Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озера, пашни
Из высокого окна.

Перед нами не земная женщина, которая ходит по полям и лесам, а та, что возвышается над миром и излучает холод недостижимости. Прекрасная Дама — это классический образ-символ. Она олицетворяет ту идеальную реальность, до которой не добраться. По ней остается лишь томиться. Как известную, эту символику поэт воплотил даже в личной жизни.

В текстах этого периода практически всегда показываются зыбкость, непостоянство и изменчивость мира. Поэты пытались заставить читателя взглянуть внутрь себя. 

Представители и примеры 

Александр Блок

Одним из наиболее ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Именно с этим направлением связаны главные темы, идеи и образы «блоковской» лирики. Его творчество было наполнено большим количеством разнообразных символов, с необычной стороны раскрывался лирический герой, присутствовали тайна и мистика. Блок ощущал скорое изменение мира, он, можно сказать, предугадал революцию. Поэт обозначил особое место цвета в поэзии.

Например, чёрный – это цвет гибели или трагедии («Темный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвется в бой»), жёлтый – увядание, белый — цвет идеала, невинности, невозможной в реальном мире красоты («Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч»).

Помимо этого, в творчестве Блока символу соответствовало своё понятие. Например, в поэме «Двенадцать» «ветер» представляет собой не только очевидную атмосферу холода, но он также является символом разрушения. Так поэт ставил перед собой цель не только описать мир, но показать свои эмоции, обнажить чувства. Именно поэтому, когда читатель читает стихотворение, в его душе одно за другим сменяются чувства: от тревоги до торжества. 

Вот разборы стихотворений Блока:

  1. «Незнакомка»
  2. «Девушка пела в церковном хоре»
  3. «Летний вечер»
  4. «Жизнь»
  5. «Река раскинулась»
  6. «Есть минуты»

И это далеко не все: творчество Блока представлено на многих страницах Литрекона.

Андрей Белый

Ещё один выдающийся символист – это Андрей Белый. Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Суть символизма для Андрея Белого, прежде всего заключался в особом миропонимании и образе самой жизни. Он изучал очень много философских трудов: Ницше, Шопенгауэра, Канта, Соловьёва. Его философия символизма хорошо понятна при изображении треугольника. Основание составлял плюрализм. Это совокупность явлений, которые рассматривал писатель, и разнообразные философские концепции, включенные в символизм. Далее идёт дуализм. Он включает в себя разделение мироздания на материальную и духовную составляющие. А вершина треугольника – это «конкретный монизм». В философии он является воззрением, согласно которому множественность объектов сводится к единому началу. В случае с символизмом – к Символу. Андрей Белый планировал создать такую теорию символов, которая бы включала в себя концепции разных мыслителей. 

Лейтмотивом всего творчества Белого было ощущение глобального культурного кризиса. Писатель рассматривал символ гораздо шире, чем его коллеги, во всех его смыслах и аспектах. Например, даже его псевдоним «Андрей Белый» необходимо рассматривать с точки зрения символизма. Белый цвет – это гармоничное слияние всех цветов, а Андрей – имя одного из 12 апостолов, которого Иисус первым призвал в ученики. Свой образ писатель всю жизнь старался мифологизировать. Если принять во внимание, что в символизме для Белого сливаются половина известных человеку направлений: от религии до математики, то становится ясна вся сложность его произведений. Например, в романе «Петербург» писатель показывает революционную атмосферу города. На страницах произведения писатель «оживляет» статую «Медного всадника». Однако в символизме Белого это значит оживить насущные проблемы самого Петербурга.

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов является одним из теоретиков и основоположников русского символизма. Он определил свой собственный стиль – отчётливый, звучный. Брюсов был в постоянном поиске разнообразных форм, в стремлении сложить в своё творчество все временные периоды и страны.  

Один из главных мотивов поэзии Брюсова – это творческие возможности человека, подчинение себе сил природы. Кроме этого, Валерий Яковлевич обогатил русскую поэзию образом большого современного города с фонарями, рекламой и толпами людей. Именно город станет неотделимой частью личности и трагедии. 

Вот разборы стихотворений Брюсова:

  1. «Юному поэту»
  2. «Весенний дождь»
  3. «Первый снег»

У символистов, в том числе и у Брюсова, символ может выйти за рамки аллегорий и приобрести неожиданную форму. Так, например, в стихотворении «Ночью» поэт сравнил Москву и самку страуса, а также противопоставил Россию и Африку. Для Брюсова была характерны намёки, а также такие мотивы, как усталость и одиночество. 

Автор: Ксения Сизова

Примеры символики: обозначение идей через символы

  • Описание

    Символика любви Сердце роз

  • Источник

Символизм можно определить как практику или искусство использования объекта или слова для представления абстрактной идеи. Действие, человек, место, слово или предмет могут иметь символическое значение. Когда авторы хотят передать определенное настроение или эмоцию, они используют символизм, чтобы намекнуть на это, а не просто открыто говорить об этом. Есть много примеров символизма в литературе и искусстве, а также в повседневной жизни.

Что такое символизм?

Символизм может принимать разные формы и присутствовать во многих сферах жизни. Символ определяется как нечто, обозначающее что-то другое, часто представляющее абстрактную идею. Другими словами, термин «символизм» просто означает, что что-то используется для передачи значения, связанного с чем-то другим.

Когда символ (например, сердце) используется для обозначения чего-то (например, любви), это реальный пример того, что такое символизм. Когда образ сердца появляется в произведении искусства, художник может использовать его как символ любви, а не специально использовать слово «любовь» в своей работе. Каждый раз, когда объект или элемент объекта используется для передачи значения, выходящего за рамки его буквального назначения, этот объект или элемент является примером символизма.

Примеры символов в повседневной жизни

Каждый язык содержит огромное количество символов, предполагаемое значение или значение которых обычно хорошо известно или довольно легко понимается в контексте. Конечно, всегда есть место для интерпретаций с символикой.

Символические цвета

Различные цвета связаны с разными идеями или чувствами. Это придает объектам более глубокий смысл.

  • Черный часто используется для обозначения смерти или зла.
  • Белый символизирует жизнь и чистоту.
  • Красный может символизировать кровь, страсть, опасность или аморальный характер.
  • Фиолетовый — королевский цвет; он может символизировать величие, гордость или экстравагантность.
  • Желтый может означать насилие или распад.
  • Синий может олицетворять миролюбие и спокойствие.

Символические предметы

Предметы повседневного обихода часто используются для обозначения какой-то более крупной идеи.

  • Цепи могут символизировать объединение двух вещей.
  • Обручальные кольца символизируют брак и обязательства между двумя людьми.
  • Лестницы могут представлять отношения между небом и землей или вознесение.
  • Зеркала может символизировать саморефлексию, столкновение с реальностью или правдой.
  • Разбитое зеркало может означать несчастливый союз или разлуку.
  • Часы может символизировать приближающийся крайний срок или неизбежность перемен.

Цветы и растения как символы

Ботанические элементы, такие как цветы и растения, часто выбираются для подарка или демонстрации из-за их символизма.

  • Розы символизируют романтику.
  • Фиалки олицетворяют застенчивость.
  • Лилии символизируют красоту и соблазн.
  • Хризантемы олицетворяют красоту и правду.
  • Гардении символизируют чистоту и мир.
  • Четырехлистный клевер — символы удачи.

Животные как символы

Когда вы читаете книгу, наслаждаетесь стихотворением или рассказываете историю, включение персонажей животных может передать сообщение как часть темы.

  • Медведи могут олицетворять мужество и силу.
  • Бабочки могут символизировать великое преображение.
  • Д ogs часто означают верность или преданность.
  • Совы могут символизировать мудрость и важность образования.
  • Змеи могут символизировать порчу или тьму.
  • Черепахи могут символизировать настойчивость.

Погодные условия как символы

При использовании в качестве символа погода может задавать настроение сцены или служить предзнаменованием в литературных произведениях.

  • Туман может быть плохим предзнаменованием или чем-то ужасным на горизонте.
  • Облака обычно символизируют назревающие проблемы или приближающуюся бурю.
  • Бури обычно символизируют враждебность или беспорядки.
  • Снег часто несет в себе послание спокойствия или чистоты.
  • Ветер может использоваться как символ власти или силы.
  • Радуга может символизировать обещание грядущего или надежду на завтрашний день.

Метафоры как символизм

Метафора — это фигура речи, использующая символизм. Он сравнивает две вещи, которые не похожи, и демонстрирует, что у них действительно есть что-то общее. Чтобы понять метафору, необходимо учитывать переносное значение в дополнение к буквальному значению.

  • время — деньги — Это символично, потому что предупреждает вас, что, когда вы тратите (или тратите впустую) свое время, вы отказываетесь от возможности посвятить это время чему-то другому (например, заработать больше денег или иным образом быть продуктивным).
  • американские горки жизни — Это высказывание символично, потому что оно указывает на то, что в жизни естественно испытывать взлеты и падения, очень похожие на ожидаемый образец движения для американских горок. Эта метафора является напоминанием о том, что не всегда все идет гладко.
  • он/она — моя скала — Эта метафора означает, что конкретный человек сильный и надежный. Он используется, чтобы символизировать кого-то, кто всегда будет рядом с вами и поможет вам оставаться на земле, даже когда вы сталкиваетесь с трудностями.
  • любовь — это драгоценность — Эта метафора символически показывает, что любовь редка, драгоценна и бесценна.

Аллегории как символизм

Аллегории — это истории, рассказанные посредством расширенного использования символизма. Они передают значение, которое специально не указано в литературном произведении. Рассказ, стихотворение или даже целая книга могут быть аллегорией, символизм которой пронизывает произведение.

  • восприятие против реальности — В «Аллегории пещеры» Платон использует историю о пещерных обитателях, которые идут по жизни, видя только тени, отраженные на стене, чтобы показать, как люди часто идут по жизни, думая, что их восприятие представляет реальность, когда на самом деле реальность противоположна тому, что они воспринимают.
  • жизнь против драмы — В Как вам понравится это Уильяма Шекспира, Жак произносит монолог, в котором он заявляет: «Весь мир — сцена, / И все мужчины и женщины просто игроки». Эта часть пьесы аллегорична, так как символически передает идею о том, что люди устраивают представление и играют множество ролей в течение своей жизни.

В литературе есть много примеров аллегории, хотя использование аллегории не ограничивается миром литературы. Всякий раз, когда кто-то делится историей, в которой есть мораль или значение, которое слушатель, как ожидается, выведет из используемого символизма, это пример аллегории.

Символизм в искусстве

Когда художники хотят что-то сказать своей работой, символы — отличный способ для них общаться. В этой среде символы часто представляют собой материальные предметы, такие как животное, предмет или растение. Определенные типы символизма представляют искусство, созданное в определенный исторический период.

  • Ренессанс — В эпоху Возрождения многие произведения искусства носили библейский характер. Это было сделано для того, чтобы люди, которые не умели ни читать, ни писать, могли понимать библейские послания. Таким образом, искусство, созданное в то время, включало множество змей (представляющих дьявола), ягнят (представляющих мир), садов (представляющих рай) и крестов (представляющих жертву Иисуса).
  • Бурные двадцатые — Эксперименты и свобода были обычными темами бурных двадцатых. Пауль Клее, швейцарский художник, известный своим широким использованием символизма, любил использовать фигурки из палочек, лунные лица, рыб и стрелы. Он хотел выразить более простую реальность, чем сложный материальный мир вокруг него.

Символизм в литературе и поэзии

Символизм может придать литературному произведению большую насыщенность и цвет, а также углубить смысл произведения. В литературе символизмом может быть фигура речи или действия персонажа, слово, действие или событие, имеющее более глубокий смысл. В литературе есть много примеров символизма. Это распространено в книгах, хотя есть также много примеров символизма в поэзии.

  • пустота экстравагантности — Большая часть символизма в «Великом Гэтсби» показывает пустоту экстравагантного образа жизни, сосредоточенного на избытке и статусе, а не на построении настоящей дружбы и настоящих отношений.
  • тьма в человеческой природе — Символика «Повелителя мух» рисует тревожную картину того, как хрупка цивилизованность, когда люди удалены от границ цивилизации и их темные стороны могут беспрепятственно проявиться.
  • маргаритки как символ юности — В поэме «Дикие астры» Сара Тисдейл использует природу, особенно весну и маргаритки, как символ мудрости юности. Стихотворение гласит: «Весной я спросил у ромашек / Правдивы ли его слова, / И умные, ясноглазые ромашки / Всегда знали».

Взгляните за пределы буквального

Если вы наслаждаетесь искусством на холсте или романом в электронной книге, смотрите дальше того, что вы замечаете с первого взгляда. Идите вперед с более острым взглядом на слои символизма, которые окружают вас, как в физическом, так и в художественном мире. Начните с изучения образного языка.

Что такое символизм? | Справочник штата Орегон по литературным терминам

«Что такое символизм?» Стенограмма (в видео доступны испанские и английские субтитры. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке)

Гилад Элбом, Старший преподаватель литературы Университета штата Орегон

Символизм — это представление о том, что вещи представляют другие вещи . Под этим мы подразумеваем, что мы можем посмотреть на что-то — скажем, на цвет красный — и сделать вывод, что он представляет не сам красный цвет, а нечто за его пределами: например, страсть, любовь или преданность. Или, может быть, наоборот: неверность. Красный цвет также может обозначать кровь. Это также может означать остановку — когда вы приближаетесь к светофору. Он может символизировать коммунизм. Другими словами, это может означать все, что вы хотите, чтобы это означало. Другими словами, это означает все. Или: оно ничего не значит, потому что, если вы можете придать ему какую-либо символическую интерпретацию, оно не имеет внутренней ценности, фиксированного, неизменного или универсального значения. У него нет особого качества, обозначающего его как символ какой-то одной вещи.

Итак, возникает вопрос: существуют ли универсальные символы, передающие согласованные понятия? Мы могли бы говорить, например, о белом символе чистоты, невинности или жизни. Но опять же, это было бы очень поверхностным чтением литературы, потому что белый цвет мог означать и бледность, и бескровность, и безжизненность — и смерть. Итак, еще раз, если белый может означать одно и противоположное — жизнь и смерть — что это за символ?

Более изощренный подход к символизму состоял бы в том, чтобы сказать, что вещи обладают символическими качествами только в определенных контекстах, а иногда они вообще ничего не символизируют. Если мы хотим процитировать Гертруду Стайн: иногда роза есть роза есть роза. Иногда роза не означает ни любви, ни ухаживания, ни страсти, ни желания, ни преданности — или чего-то большего, чем она сама. Одни цветы бывают красными, другие белыми или синими, и они не имеют никакого символического значения ни в реальной жизни, ни в

литература .

Я думаю, очень заманчиво относиться к каждому элементу в литературе как к символу чего-то. Например, буря, назревающая на горизонте, должна быть символом эмоционального потрясения, которое переживает главный герой ; или черная машина, на которой ездит главный герой, — это , предвещающий его смерть; и так далее. Важно помнить, что иногда гроза на горизонте просто означает плохую погоду. Некоторые кошки белые, некоторые черные, некоторые рыжие. Это не означает, что белые кошки более невинны или чисты, или что владельцы черных кошек — болезненные персонажи, которые скоро умрут. Мы все умрем, и, к сожалению, раньше, чем мы думаем.

Итак, где же мы видим более умные символы, более изощренные, более сложные символы? Я думаю, что все зависит от контекста, и я думаю, что умные литературные произведения могут установить определенные текстовые элементы как символы, которые не обязательно наделены каким-либо предопределенным значением: элементы, которые мы не склонны автоматически воспринимать как символы что-либо.

Вот пример. Если мы возьмем этот очень интересный роман Гилберта Соррентино, Под тенью , он показывает нам серию изображений — или текстурных элементов, или текстовых компонентов — и мы понятия не имеем, что они означают или почему они повторяются на протяжении всего романа снова и снова, в разных конфигурациях. Но затем, когда мы смотрим на один из этих элементов — скажем, на луну — каждый раз, когда мы видим ее, каждый раз, когда персонажи смотрят на луну, мы постепенно понимаем, что они на самом деле оглядываются в свое прошлое, в свою личную историю. или детские воспоминания.

Точнее, в какой-то момент книги астроном-любитель, врач по профессии, направляет телескоп на Луну, и когда он смотрит в объектив, то видит молодую пару, мужчину и женщину — или иногда молодая женщина и пожилая женщина — купание в озере. Это очень странно. Он поражен этим изображением. Как возможно, что это то, что он видит, когда телескоп направлен на луну? Что мы узнаем позже в романе, так это то, что он смотрит на своих родителей и внезапно получает доступ к подавленным детским воспоминаниям. Итак, в следующий раз, когда появится луна, мы знаем, что она, вероятно, символизирует — или каким-то образом представляет — особый скрытый слой в психологическом складе персонажа, смотрящего на луну.

Это означает, что концепция идентификации символов в литературе не обязательно основана на идее декодирования или замены знакомого символа обозначенным значением.

Суть в том, чтобы исследовать текстовые элементы в новых контекстах и ​​приписывать им символические значения, которых раньше, возможно, никогда не существовало.

Дополнительные ресурсы для учителей

Учащиеся часто интерпретируют роман Ф. Скотта Фицджеральда « Великий Гэтсби » символически, но они также должны спросить почему рассказчик (и, что более важно, Гэтсби) хотят наполнить свой мир символической ценностью. Цель Гэтсби в повествовании — привести мир в символический порядок по своему вкусу. В этом отношении он похож на некоторых нетерпеливых читателей-«охотников за символами», упомянутых в этом видео. Но символические мировоззрения персонажей романа часто конфликтуют как друг с другом, так и с материальным миром, особенно (и по иронии судьбы ), когда второстепенный персонаж Уилсон путает рекламу бизнеса доктора Т. Дж. Эклебурга с Богом. В том же духе, понимание символического мировоззрения рассказчиков — как они приписывают определенные

конкретные и идиосинкразические , а не «универсальные» значения для определенных объектов и людей — также могут помочь нам понять их как ненадежных рассказчиков .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *