По следам императора: Персидский поход Петра I
Франц Рубо. Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года. 1893 год. Национальный музей Дагестана
В начале XVIII века Россия, одержав победу в 20-летней Северной войне, обеспечила себе выход к Балтике. Петр Первый, прорубив окно в Европу, обращает свой взгляд на Восток — на Кавказ, который был в это время ареной противоборства Османской империи и Персии.
«Нам обиду сделали»
В августе 1721 года подоспел и повод: отряды горцев, возглавляемые Хаджи-Давудом Мюшкюрским и Сурхай-ханом Казикумухским, в ходе антиперсидского восстания захватили и разграбили город Шемаху (ныне это территория Азербайджана). Напали они и на гостиный двор, где жили купцы, следовавшие с Востока в Европу со своими лучшими товарами: специями, тканями, оружием. Останавливались здесь и русские торговцы, вывозившие на Восток пушнину и мед, лен и пеньку. Во время грабежей русские купцы лишились товаров на полмиллиона «персидской монетою». Именно этот погром купцов можно считать отправной точкой Персидского или Каспийского похода русского императора Петра Великого.
Спустя год император напишет посланнику в Иране: «Передай шаху старому или новому, или кого сыщешь, по силе кредитов, что мы идем к Шемахе не для войны с Персиею, но для искоренения бунтовщиков, которые нам обиду сделали».
Перед самым началом похода император повелел выпустить свой манифест к народам Кавказа, в котором разъяснялись его основные цели: «Принуждены мы, прося и моля у Господа Бога победу на оных бунтовщиков и злодеев непобедимым нашим войскам, сами двигаться и, надеясь на Господа Бога (аще соизволит), что святыми и умирительными нашими ружьями таких злодеев, которые обоим сторонам похищение и вреды чинить причины давали, крепко наказав и отыскать сатисфакции, к чему они достойны». Манифест был отпечатан на турецком, татарском и персидском языках, его переводом занимался князь Дмитрий Кантемир.
Лысый Петр
Фото: Виктор Великжанин
Скульптура Михаила Шемякина «Петр I»
19 июня 1722 года император прибыл в Астрахань — сборный пункт войск для военного броска на юг. Сюда же пришли корабли Каспийской флотилии, построенные в Угличе, Твери, Казани и Нижнем Новгороде. 47 парусных кораблей, 241 островская лодка и 55 шлюпок отправились по морю к берегам Дагестана. 27 июля флот вошел в Аграханский залив. Императора на руках вынесли на берег, где он выбрал место для укрепления — Аграханского ретраншмента.
Русской армии не оказали почти никакого сопротивления, исключением стала небольшая стычка у аула Эндирей. А когда император переправился через Сулак, местные владетели стали присылать своих гонцов, которые приносили письма с изъявлением покорности.
Условия походной жизни в Дагестане были чрезвычайно сложными; невыносимая жара и влажность стремительно сокращали число солдат, не привыкших к такому климату. Даже сам император был вынужден сбрить волосы, которые, согласно легенде, впоследствии стали париком для его скульптурного портрета, изготовленного известным художником и архитектором Бартоломео Растрелли.
С чего началась Махачкала
13 августа император вместе со своими министрами поднялся на гору Тарки-Тау, затем посетил резиденцию шамхала Адиль-Гирея. А шамхальские жены посетили императрицу Екатерину, которая сопровождала Петра в походе.
15 августа после обедни, отслуженной недалеко от аула Тарки, император взял в руки булыжник и предложил сложить небольшой курган в память о своем пребывании здесь. По легенде, на этом самом месте через полтора столетия возникло русское военное укрепление, названное в честь императора Петровском. Очень скоро оно получило статус города. Сегодня это столица Дагестана Махачкала, один из главных ее проспектов носит имя Петра Великого.
По пути в Дербент на русские войска напал один из дагестанских владетелей — Султан-Махмуд. Однако это дорого ему обошлось. Император писал в Сенат: «Проводили его кавалерию и третьею частию пехоты до его жилища, отдавая контрвизит и, побыв там, для увеселения их сделали изо всего его владения феэрверк для утехи им, а имянно сожжено в одном его местечке, где он жил, с 500 дворов, кроме других деревень, которых по сторонам сожгли 6».
Ключи от Дербента
23 августа император въехал в Дербент. Здесь ему преподнесли ключи от города на серебряном подносе, застеленном лучшей парчой. Управляющий городом Имам Кули-бек позднее писал: «Я за верные свои службы пожалован в дербентские наипы, и с того времени как пожалован я наипом, город Дербент содержан, и в моем управлении никакой измены не явилось, как о том высокопочтенный шамхал известен и может вашему величеству донесть, понеже многократно для вспоможения к нам приезжал».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
По следам императора: Николай I в Ставрополе
За 180 лет здесь изменилось почти все. Но кое-что осталось прежним: вкус айвы и родниковой воды, лавки в Гостином ряду, привычка опаздывать и переименовывать улицы и снежные вершины Кавказа
Еще одна из легенд гласит, что наиб Имам Кули-бек более чем через 70 лет, в 1796 году, будучи почтенным старцем, в очередной раз преподнес ключи от города генерал-губернатору Кавказского наместничества Валериану Зубову, когда Дербент в очередной раз «покорили».
С именем князя Дмитрия Кантемира, возглавлявшего походную канцелярию, связано начало изучения города Дербента как историко-культурного памятника.
Жители Дербента преподнесли Петру Великому еще один дар — историческую хронику «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акташи. Дмитрий Кантемир частично перевел ее на латинский язык.
«В рассуждении гостеприимства»
Фото: Иван Губский
Вид на море из крепости Нарын-Кала
Пребывание императора в Дербенте породило большое количество легенд, подтвердить или опровергнуть которые достаточно трудно. Например, еще в XIX веке рассказывали, что Петр Великий разместился в бывшем ханском дворце в цитадели. Ожидая прибытия флотилии, он собственными руками прорубил окно, из которого открывался вид на город и Каспийское море. Аналогия с пушкинскими строками «в Европу прорубить окно» очевидна: Дербент рассматривался именно как ключ к Востоку.
Помимо преданий сохранились и документальные свидетельства, например записки шотландского врача Джона Белла, который получил должность при российском дворе и сопровождал царя и сановников в Персидском походе. Двухтомное описание его путешествий было издано на английском, французском и русском языках. В них он изобразил не только спутников, но и местное население: «Не могу я пропустить в молчании их законов в рассуждении гостеприимства. Довольно того, чтоб неприятель их пришел к кому-нибудь из оных и отдался под покровительство оного, чтобы ничего уже более от него не опасаться. Хозяин дома, какого бы звания он ни был, должен его взять под свое хранение, оберегать его ото всякого насильства и даже проводить его в безопасное место».
Здесь был царь
Сегодня любой желающий может увидеть остатки хижины, в которой жил император во время пребывания в Дербенте. Она сохранилась благодаря павильону, воздвигнутому вокруг этого памятника истории кавказским наместником князем Воронцовым.
Фото: Наталья Крайнова
Фото: Александр Демьянчук
Что еще почитать про Персидский поход
1. Кавказский вектор российской политики. Сборник документов. Т. I: XVI—XVIII вв. / Сост. М. Волхонский, В. Муханов. — М., 2011.
2. Курукин И. В. На пути в Индию. Персидский поход 1722−1723 гг. — М., 2015.
3. Курукин И. В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722−1735). — М., 2010.
4. Лысцов В. П. Персидский поход Петра I. 1722−1723. — М., 1951.
Французский романист Александр Дюма, путешествовавший по Кавказу в середине XIX века, писал: «Первый предмет, поразивший нас, — небольшое земляное строение. Оно было защищено двумя пушками, окружено решеткой, на двух каменных столбах виднелись две даты: 1722 и 1848 — и надпись: „Первое отдохновение великого Петра“. Петр посетил Дербент в 1722 году, а в 1848 году была поставлена вокруг землянки, в которой он жил, эта ограда». В 2014 году дагестанские археологи провели здесь исследования и обнаружили несколько артефактов петровской эпохи, в том числе медные монеты начала XVIII века.
До Персии Петр не дошел: его флот сильно потрепали каспийские шторма, провизия потонула. Тем не менее поход было решено считать победоносным. 13 декабря 1722 года император вернулся в Москву, где в честь его победы соорудили триумфальные ворота, на которых был изображен город Дербент. Лаконичная надпись гласила: «Основан героем — покорен Великим». Тем самым проводилась параллель между Петром и Александром Македонским, которому приписывалось основание города.
Победа на Кавказе была увенчана специально созданным по такому случаю торжественным кантом «На взятие Дербента». Через год, в сентябре 1723 года, был заключен мирный договор с Персией, в результате которого к России отошла территория Дагестана и часть Закавказья. Россия взамен обещала Персии военную поддержку против Турции и афганских племен.
Сергей Манышев
Причина смерти Петра I
Петра Первого за его бурную деятельность, связанную с превращением России в великую европейскую страну, реформы в военном деле, в судебной ветви, в церковных делах и прочих, называют «Великим». Он был одним из величайших людей своего времени, обладал великанским ростом, огромной физической силой, он не гнушался тяжелого физического труда, кроме того являлся основателем славного и легендарного русского флота, прославился своими военными походами на татар, турок и шведов. Царь обладал крепким здоровьем, но прожил всего пятьдесят три года и умер в тяжких мучениях. Так в чём причина смерти Петра?
Как утверждают историки, за год до своей кончины, в 1724 году, царь сильно заболел, но вскоре начал поправляться и болезнь вроде как отступила. Но уже спустя короткий период времени, Пётр опять приболел. Врачи пытались наладить железное здоровье царя, но тот, в гневе от своего недуга, чуть не прибил несчастным медиков. Потом хворь опять прошла. Однажды, в ноябре того же года, император плыл по Неве и увидел, как один из бортов сел на мель. На борту находились матросы. Пётр прыгнул в холодную, осеннюю воду и начал спасать людей, находясь по колена в воде. Это и сказалось фатально, царь слёг. Его здоровье всё больше ухудшалось, и 28 января 1725 года он умер в постели, не успев оставить даже завещание. Причины высказывались разные. Многие европейцы, служившие Петру или с ним в качестве дипломатов, высказывали свои версии. Кто — то говорил, что Пётр болел странгурией, соратник Лефорт доказывал, что император страдал от мочевого камня. Русский историк М. Н. Покровский заявлял, что царь умер от сифилиса, который он получил в Европе. Таким образом, причина смерти Петра могла быть как одна, так и совсем другая.
Человеком, который тогда ведал лечением Петра, был Блюментрост. При развитии болезни царя, ему в помощь выписали доктора Бидлоо. Они и занимались улучшением здоровья самодержца. Сперва ему стало легче после осмотров докторов. Пётр немного оправился и даже намеревался поехать заграницу. Но через несколько дней вновь появились приступы, состояние здоровья монарха ухудшилось. Ночью двадцать первого января царю стало легче, он хорошо спал и вроде как всё наладилось, но, как часто это бывает, облегчение наступило перед смертью. У императора началась сильная лихорадка, он упал в обморок и умер, в сильных мучениях, как было сказано выше.
Историки нашего времени высказывают различные мнения, касаемые причин смерти Петра Великого.
Существует версия об отравлении. Гипотеза такова: царь умер, не успев объявить официального наследника. К власти приходит Екатерина с помощью светлейшего князя Меньшикова. Александр Данилович происходил из низов, был сыном простого крестьянина и добился такого положения при дворе только благодаря расположению к нему Петра. Император зачастую был недоволен Меньшиковым за постоянное казнокрадство. Кроме того, серый кардинал когда — то покровительствовал любовной связи супруги царя с иноземцем Вилимом Монсом. Монарх об этом так бы никогда и не узнал, если бы не подброшенная ему записка о любовниках. Монса казнили, Меньшикова сия случайность миновала. По указанию царя, вели долгое время дело о злоупотреблениях «Алексашки». Светлейший и мог быть заинтересованным в устранении Петра. Ему не было выгодно выздоровление монарха, так и приход к власти партии влиятельных царедворцев, ибо они выдвигали на престол внука царя Петра Второго. Меньшиков выигрывал только с воцарением Екатерины, которая не отличалась большим умом и дальновидностью, через неё можно было спокойно управлять государством.
Подобные версии высказывались и современниками Петр. С казнью Монса Екатерина сама могла либо попасть в монастырь, как поступил Пётр со своей первой женой Евдокией Лопухиной, либо царь мог найти иной способ расплаты. Взять ту же плаху. Европейские короли не чуждались этого метода с ликвидацией изменивших им женщинам. Поэтому и Екатерина, и Меньшиков были заинтересованы в первую очередь в устранении Петра, который был скор на расправу. Пьедестал власти, на котором стоял Александр Данилович и так сильно шатался в последнее время. Пётр не оказывал больше ему своего доверия и снял с некоторых руководящих должностей.
Сразу после смерти императора пошли слухи о его отравлении. Как известно, дыма без огня не бывает. Зная ум царя, нетрудно было догадаться, что император догадывался, кому надобно передать престол, а именно внуку Петру. Цесаревича окружали преданные монарху сподвижники, с которыми он долгое время был вместе, и Меньшиков с Екатериной не могли не понимать, что с приходом к власти Петра Второго райской жизни для них не будет, если даже их соперники и оставили им бы жизнь.
Так как же можно было причинить смерть Петру? Однажды, ему преподнесли в подарок конфеты. После этого он начал плохо себя чувствовать, появилась рвота, онемение и болезнь живота.
А вот доктор медицинских наук Л. Л. Хунданов утверждал, что специальной отравы быть не могло. В то время часто пробовали излечить человека с помощью мышьяка, большое количество последнего и могло привести к смерти. Вместо этого, профессор говорит, что самая вероятная причина смерти царя — стриктура урерты. Вдобавок, могло повлиять чрезмерное употребление алкоголя на «всепьянейших» и «всешутейших» оргиях, а также переохлаждения в воде. Всё это могло вызвать обострение, которое потом могло прогрессировать.
Добавить комментарий
2 Петра 1:3 Его Божественная сила дала нам все необходимое для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас Своей славой и совершенством.
|
2 Петра Урок 1: 2 Петра 1:1-4
2 Петра 1:1-4
Прежде чем мы углубимся в изучение 2 Петра и изучение 2 Петра 1:1-4, давайте начнем со стиха для запоминания книги 2 Петра, то есть:
2 Петра 3:18 «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.»
2 Петра 3:18 действительно резюмирует основную тему книги, которая заключается в том, чтобы «…возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Как христиане, мы должны постоянно возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Это должно быть нашей молитвой. Это должно быть нашим искренним желанием. Это должно быть направлением наших действий. Мы должны постоянно стремиться возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Я хочу призвать вас выучить этот стих и почаще размышлять над ним в течение следующего месяца или около того, потому что он представляет собой практическое указание и практический курс действий, которые мы можем предпринять, живя для Христа Иисуса.
Теперь, когда у нас есть памятный стих для 2 Петра и тематическая идея книги, давайте рассмотрим авторство и каноничность 2 Петра.
Авторство и каноничность 2-го послания Петра
Авторство и каноничность 2-го послания Петра были предметом споров среди ученых с третьего века и еще более спорных вопросов среди скептически настроенных и либеральных ученых в прошлом столетии.
Аргумент против того, чтобы 2 Петра был написан апостолом Петром, основан на трех конкретных аргументах:
1. Аргумент о том, что никакая длинная линия церковного предания II века не поддерживает Петра как автора.
2. Аргумент о том, что литературные стили 1 Петра и 2 Петра различны, и что литературный стиль 2 Петра слишком похож на Книгу Иуды.
3. Аргумент о том, что упоминание писаний Павла означает, что книга 2 Петра была написана после смерти Петра.
Несмотря на то, что эти три аргумента могут вызвать у нас некоторые интересные моменты для размышления и рассмотрения, все три из этих мнений имеют очень мало веса, когда мы рассматриваем внешние и внутренние доказательства, подтверждающие, что Петр является автором 2 Петра.
Еще один момент, который мы также должны учитывать, это то, что Святой Дух говорит через Петра, как того желает Дух. Жизненно важно понимать, что Святой Дух говорит через авторов Ветхого и Нового Заветов и что иногда Он говорит по-разному или использует разные стили общения, чтобы донести свою мысль.
Давайте посмотрим на внешние и внутренние доказательства, чтобы понять, почему авторство Петра имеет наибольший смысл.
Есть несколько внешних свидетельств, которые мы должны рассмотреть в связи с аргументом в пользу того, что Петр является автором 2 Петра. Внешние доказательства включают в себя:
• 2 Петр очень короткий и, вероятно, не был широко распространен из-за преследований, имевших место в то время.
• Поскольку Петр умер вскоре после написания 2 Петра, он не мог прямо подтвердить, что он был автором.
• Принятие 2 Петра происходило медленно из-за скептицизма ранней церкви.
• В третьем веке Мефодий Олимпийский, Фирмилиан (епископ Кесарии Каппадокийской) и Ориген ссылались на Петра как на автора 2 Петра, хотя Ориген указывал на нынешнюю тенденцию сомнения.
• Лаодикийский собор (372 г. по Р.Х.) включил это послание в канон Писания.
• Иероним поместил 2 Петра в латинскую Вульгату (ок. 404 г. н. э.). 90 414 • Третий великий Карфагенский собор (397 г. по Р. Х.) признал внутренний авторитет и ценность 2 Петра и официально подтвердил, что оно было написано апостолом Петром.
Есть также несколько внутренних свидетельств, которые мы должны рассмотреть в связи с аргументом в пользу того, что Петр является автором 2 Петра. Внутренние доказательства включают:
• Петр, скорее всего, использовал другого писца, а не Сильвана, который служил Петру при написании его первого письма.
• Обе книги заполнены hapax legomena, словами, которые встречаются в Новом Завете только один раз.
o В 1 Петра 62, а во 2 Петра 54 — пропорционально больше, чем в большинстве книг Нового Завета такого же размера.
• Обе книги содержат необычное приветствие: «Да умножится вам благодать и мир» (1 Петра 1:2; 2 Петра 1:2).
• Термин aretas («хвалит» KJV) в 1 Петра 2:9 и aretē («благость» KJV) в 2 Петра 1:3 являются формами одного и того же уникального слова и относятся к нравственному совершенству и благости Бога.
• Слово apothesis («удаление» KVJ) используется в Новом Завете только в 1 Петра 3:21 и 2 Петра 1:14.
• Графическая фраза amōmou kai aspilou («порок или порок»), используемая в 1 Петра 1:19 для обозначения безгрешности Христа как единого «непорочного или порока», искусно перефразирована во 2 Петра 2:13 как spiloi kai mōmoi («пятна и пятна») для обозначения характера лжеучителей.
• Эта фраза снова используется в 3:14, aspiloi kai amōmētoi («непорочный и непорочный»), чтобы призвать христиан к нравственному совершенству в свете возвращения Христа.
• Второе послание Петра также отражает уникальный словарный запас проповедей Петра, записанных в Книге Деяний.
o Одним из лучших примеров является глагол kolasōntai («наказывать»), встречающийся только в Деяниях 4:21, и kolazomenous («наказание») во 2 Петра 2:9.
Теперь, когда мы обсудили авторство и каноничность 2 Петра, давайте посмотрим на дату и аудиторию.
Дата и аудитория
Книга 2 Петра, вероятно, была написана незадолго до смерти Петра, где-то между 60 и 68 годами по Р.Х., и некоторые считают, что гонения Нерона уже начались, когда письмо было первоначально написано.
Нам довольно трудно понять, куда было отправлено письмо, потому что Петр не говорит прямо, как в 1 Петра. Если понимать второе письмо как относящееся к первому (2 Петра 3:1), как я понимаю, то письмо было отправлено церквам в Малой Азии, церквям, которые были в основном языческими.
Если оно было отправлено в Малую Азию, есть подсказки, что Петр писал церкви, столкнувшейся с синкретизмом (смешением двух или более религий), и что он использовал язык их культуры, обращаясь к церкви или церквям, которым он писал.
Другой аспект, который мы должны рассмотреть здесь, заключается в том, что если письмо было отправлено в Малую Азию и эти верующие столкнулись с синкретизмом, то нас не должно удивлять, что Петр посвятил целую главу призыву к лжеучителям.
Теперь, когда мы обсудили дату и аудиторию 2 Петра, давайте посмотрим на цель книги и план книги.
Цель 2 Петра
Цель 2 Петра — призвать христиан к духовному росту, чтобы они могли бороться с отступничеством в своей церкви и в своей жизни, ожидая возвращения Господа.
Несмотря на то, что Петр является апостолом, его письмо похоже на письмо старшего пастора, выражающего заботу о своей пастве и одновременно отстаивающего идею надлежащей богословской ортодоксии.
С самого начала мы видим, что Петр хотел освежить память своих слушателей и стимулировать их мышление, чтобы они запомнили его учение. Он подробно описал качества зрелых верующих и призвал их приложить все усилия, чтобы возрастать в благодати и познании.
Последний страстный призыв Петра возрастать в христианской зрелости и остерегаться лжеучителей был вызван тем фактом, что у него было мало времени и что его аудитория столкнулась с непосредственной опасностью со стороны лжеучителей, которые «тайно вносили пагубные ереси».
Полномочия Петра для истинных учителей даны, чтобы помочь читателям быть проницательными исследователями Божьего Слова. Петр предостерегал их от лжеучителей и разоблачал злые качества лжеучителей.
В конце 2 Петра Петр ободрял своих читателей уверенностью в возвращении Христа.
Схема 2 Петра
Схема 2 Петра очень красивая. Что интересно в книге 2 Петра, так это то, что она открывается и закрывается темой победы, и когда мы читаем это послание, мы обнаруживаем, что основное внимание Петра сосредоточено на том, как мы должны жить как верующие и какими мы должны быть. знают, когда дело доходит до лжеучителей.
Нарисовав пейзаж во 2-й главе и часть 3-й главы, наполненную лжеучителями, падшими ангелами, вопиющей безнравственностью и вялыми насмешниками, Петр призвал своих читателей «жить святой и благочестивой жизнью, ожидая дня Божьего». и ускорить его приход».
Жить с верой в трудные времена – вот урок, который Петр хочет усвоить верующим через это динамичное письмо. Это тот самый урок, который мы должны усвоить сегодня! Мы должны стремиться жить верой в трудные времена, возрастая в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!
Глава 1 знакомит нас с христианской природой, рассматривая работу Бога и Слово Божье.
Глава 1 раскрывает:
• Работа Бога
o Факт божественной природы – божественная сила, божественное обетование и божественное участие.
o Функция божественной природы – характеристики функции, последствия функции и контрасты функции.
o Завершенность божественной природы – эмпирическая завершенность и вечная завершенность.
• Слово Божье
o Память о Слове Божьем
o Величие Слова Божьего
o Смысл Слова Божьего
Глава 2 погружается прямо в христианскую войну и нападки лжеучителей, давая нам хороший контраст с качествами, перечисленными Петром в главе 1. Глава 2 раскрывает:
• Избавление от лжеучителей.
• Подробное описание лжеучителей.
• Уничтожение лжеучителей.
Глава 3, последняя глава 2 Петра, затем говорит о нашей надежде на возвращение Господа. Глава 3 раскрывает:
• Верующие помнят об этом.
• Насмешники смеются над этим.
• Бог гарантирует это.
• Питер описывает это.
• Эта надежда меняет наше поведение.
Несмотря на то, что 2 Петра – очень короткая книга по сравнению с другими книгами Библии, из плана легко увидеть, что 2 Петра наполнено столькими важными вещами, которые мы должны изучить и применить в своей жизни!
Теперь, когда мы рассмотрели цель и содержание 2 Петра, давайте углубимся в наш сегодняшний текст.
2 Петра 1:1-4
«1 Симеон Петр, раб и апостол Иисуса Христа, стяжавшим равноправную с нами веру по праведности Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 да благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Иисуса, Господа нашего. 3 Божественная сила Его даровала нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас к Своей славе и совершенству, 4 коими Он даровал нам Свои драгоценные и весьма великие обетования, чтобы через ими вы можете стать причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления из-за греховных похотей».
1:1a «Симеон Петр, раб и апостол Иисуса Христа»
Автор идентифицирован как Симон Петр. Петр — это греческий перевод арамейского имени Кифа; имя, которое Иисус дал Симону, когда его призвали в ученики (Иоанна 1:42). Имя Петр означает «скала», и никто другой в Новом Завете не может быть идентифицирован как Петр, апостол Иисуса Христа.
Это смелое заявление об авторитете апостолов подтверждается как внутренними свидетельствами в тексте, так и его ранним и всеобщим признанием как части канона Писания.
Сочетая вместе эти отчетливо еврейские и греческие имена, Петр, возможно, дает нам представление о смешанной аудитории (еврейских и греческих христианах), к которой он обращается в своем письме.
Что интересно и красиво в этом вводном отрывке, так это то, что Петр использует термин слуга (доулос, букв. «раб») перед своим титулом апостола Иисуса Христа (Рим. 1:1; Титу 1:1). Это открывает нам, что Петр находился под властью Иисуса Христа, что он подчинялся господству Иисуса и что он не обладал собственной неотъемлемой властью.
Использование термина «слуга» также предполагает почетное положение. Петру выпала честь быть слугой Иисуса Христа, и он был в хорошей компании, потому что термин «слуга» также использовался в Ветхом Завете для описания таких людей, как Авраам, Моисей, Исаак, Иаков, Самуил, Давид и многих других.
Это подводит нас к первому пункту в этом отрывке текста:
1.) Мы прежде всего рабы Христа.
Петр был сначала слугой Христа, а уже потом апостолом. Примером этого было бы сказать, что я в первую очередь слуга Христа, а уже потом пастырь. Ты раб Христов, во-первых, а во-вторых, отец, муж, жена, брат, сестра, служащий, пенсионер и т. д.…
Какой бы титул вы ни носили в этом мире, вы прежде всего служитель Христа Иисуса, а не что-то еще. Это означает, что вы действуете с позиции подчинения Иисусу. Ваши мысли, ваше отношение, ваши действия исходят из позиции подчинения Христу.
Сказав это, важно отметить, что может возникнуть конфликт между вашим званием слуги и другими второстепенными титулами, которые вы можете носить в этом мире. В подобных случаях вы всегда должны стремиться подчиниться Иисусу, ища ответы в Его Слове и применяя эти ответы в своей жизни.
Например, много лет назад у меня был босс, который постоянно лгал своим клиентам и побуждал меня делать то же самое. Я знал, что ложь не соответствует Библии, поэтому я пошел к нему через несколько дней после того, как он призвал меня солгать, сказал ему, что ему не следует лгать и что я не буду лгать ради него.
Несмотря на то, что ему не понравилось то, что я сказал, и хотя он плохо отреагировал на то, что я сказал, мне пришлось занять позицию. Я должен был сначала быть слугой Христа, прежде чем стать Его сотрудником.
Это позиция, которую мы должны занять как христиане – мы прежде всего слуги Христа.
Еще одним интересным аспектом этого текста является использование термина «апостол». Петр называл себя не только рабом, но и «апостолом Иисуса Христа». Термин «апостол» в некоторых контекстах может относиться к миссионерам или посланникам (Рим. 16:7; 2 Кор. 8:23; Флп. 2:25), но здесь не подходит ни одно из этих значений.
Петр более формально говорил о тех, кого Иисус Христос специально призвал и назначил служить апостолами (Мф. 10:1–11:1; Мк. 3:13–19).; ср. Деяния 1:21–26).
Петр был Апостолом, призванным и назначенным Иисусом. Это означало, что Петр занимал высокое положение в христианской церкви и что его слова пользовались авторитетом среди верующих. Однако, как и другие апостолы, Петр не злоупотреблял своей властью и не использовал свое положение в корыстных целях.
Это подводит нас ко второму пункту в этом отрывке текста:
2.) Используйте свой титул, чтобы прославлять Христа
Независимо от вашего положения, вы обязаны перед Иисусом использовать свой титул, чтобы прославлять Его.
Возможно, вы спрашиваете себя: «Как мне это сделать?»
Ну, все восходит к тому, чтобы быть слугой Иисуса Христа. Если мы в первую очередь займем положение слуги Христа, мы будем чтить Христа своим титулом. Это может звучать как абстрактное понятие; однако это не так!
Мы могли бы легко найти отрывки из Ветхого и Нового Заветов, иллюстрирующие и подтверждающие идею использования нашего титула для прославления Христа. На самом деле, Колоссянам 3:23-24 очень хорошо резюмирует эту идею.
«Все, что ты делаешь, делай от души, как для Господа, а не для человеков, 24 зная, что от Господа ты получишь наследство в награду свою. Вы служите Господу Христу».
Даже если мы не высшие апостолы, мы должны чтить Христа во всем, что мы делаем, усердно трудясь, как для Господа.
Наше звание, будь то по отношению к работе, семейному положению или социальному положению, здесь НЕ важно! Важно то, что мы живем жизнью служения Христу.
Здесь важно то, что мы прежде всего слуги Христа!
Другая сторона этой медали заключается в том, что мы никогда не должны злоупотреблять или неправильно использовать наши титулы, должности или социальный статус. Это обесчестило бы нас и, что более важно, могло бы обесчестить дело Христа.
Например, я когда-то знал человека, который занимал довольно высокий пост в компании, в которой я работал много лет назад. Мужчина сказал, что он христианин и по большей части вел себя как христианин. Однако примерно через год после того, как я начал работать в компании, компания уволила его за неуместные ухаживания за некоторыми женщинами, которыми он руководил.
Его действия заставили как минимум двух из этих женщин усомниться в своей вере.
С учетом сказанного это приводит нас к еще одной прекрасной части этого фрагмента текста.
1:1b «Тем, кто приобрел веру, равную с нашей, праведностью Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа»
Петр описывает тех, кому он пишет, как «приобретших веру, равную с нашей наш».
Петр не имеет здесь в виду веру в какой-то определенный свод учений или доктрин, потому что то, как здесь используется слово «приобрел», означает получение чего-либо по жребию.
Например, Захария по жребию получил привилегию возносить фимиам в храме (Луки 1:9). Римские солдаты бросили жребий, кому достанется одежда Иисуса (Иоанна 19:24). В каждом случае получение чего-либо по жребию является даром, который получают.
«Вера», о которой говорит Петр, — это «вера» в Иисуса Христа. Это личная и субъективная вера в Иисуса Христа, данная нам благодатью Божией.
Это подводит нас к третьему пункту в этом фрагменте текста:
3.) Вера во спасение – это божественный дар
Вера, необходимая для спасения, – это божественный дар от Бога. Вера во спасение не может быть произведена нашей собственной волей или нашей собственной силой — она должна быть получена от Самого Бога как драгоценный дар, которым она является.
Мы должны понимать как точку доброго учения, что Бог определил, так сказать, по жребию, что читатели Петра получат такую веру, и что мы тоже получим такую веру. Сказав это, я хочу остановиться прямо здесь и сделать предостережение.
Если вы увлечены религией или доктриной, которая учит вас, что вы должны каким-то образом постичь спасительную веру или что спасительная вера исходит из вашей работы, пожалуйста, бегите от этой религии или доктрины. Это не по-библейски, и это не помогает вам расти в ваших отношениях с Богом.
Вернемся к тексту. Другим интересным аспектом этого отрывка является фраза «наравне с нашими» в сочетании с фразой «по праведности Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» 9.0009
Общая мысль, которую Петр пытается донести здесь, заключается в том, что все верующие всех мест, классов и национальностей разделяют одно и то же благословение веры в Иисуса Христа по благодати Божьей. Другими словами, «равноправная вера» — это вера во Христа по благодати Божией.
Еще один замечательный аспект фразы «праведностью Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» заключается в том, что используемая здесь грамматика ясно указывает на то, что Иисус Христос назван «Богом» в этом стихе.
Структура придаточного предложения согласуется со знаменитым правилом Г. Шарпа, согласно которому, когда два имени существительного в единственном числе, не являющиеся именами собственными, подпадают под один и тот же артикль, они относятся к одному и тому же объекту.
Фраза, использованная здесь, соответствует всем частям этого определения. Если бы Петр хотел отличить Иисуса Христа от Отца, он бы вставил артикль перед существительным «Спаситель».
Местоимение «наш» также указывает на то, что здесь упоминается только одно лицо. В дополнение к этому, в четырех параллельных текстах «Господь и Спаситель» в каждом случае относится к одному и тому же лицу, Иисусу Христу (2 Пет. 1:11; 2:20; 3:2, 18).
Слава Иисуса Христа также подчеркивается в конце письма в славословии (3:18), так что письмо ограничивается темой превосходства Христа. Используя здесь такой язык, Петр подчеркивает, что Иисус Христос является и Богом, и Спасителем.
Это не просто чудесно составленное заявление, говорящее о превосходстве Христа, — это чудесно составленное заявление, говорящее о Его божественности! Это фундаментальный пункт учения, в который должны верить все христиане: Иисус есть Бог!
1:2 «Да умножится вам благодать и мир в познании Бога и Иисуса, Господа нашего».
Приветствие 2 Петра — это то же самое приветствие, которое используется в 1 Петра, и Петр придает этому приветствию слово «благодать». Это может показаться обычным типом приветствия для послания, однако размещение слова «благодать» перед словом «мир» важно, поскольку подразумевает, что те, кто получает Божью благодать, также испытают Божий мир!
Другим важным моментом является то, что приветствие Петра является предметом молитвы – Петр молился, чтобы Бог умножил Свою благодать и мир в жизни Его читателей, потому что он знал, что их успехи в христианской жизни зависят только от Бога.
Это подводит нас к четвертому пункту в этом отрывке текста:
4.) Мы должны молиться, чтобы Бог умножил Свою благодать и мир
Как христиане, часть нашей молитвенной жизни должна быть посвящена молитве о том, чтобы Бог умножил Свою благодать и мир другим верующим и в жизни нашей!
Я не знаю, как выглядит ваша молитвенная жизнь прямо сейчас, однако я хочу умолить вас и призвать вас включить это в свою молитвенную жизнь.
Прямо сейчас возьмите на себя обязательство молиться каждый день, чтобы Бог умножил Свою благодать и мир в жизни других верующих, а также в вашей собственной жизни. Пусть эта молитва станет темой вашей молитвенной жизни!
Другим важным аспектом этого отрывка текста является то, что благодать и мир умножаются через познание Бога и Иисуса Христа, нашего Господа. Этот тип познания Бога является личным и относительным, но также включает в себя интеллектуальное содержание.
Это важно, потому что библейские писатели никогда не разделяли голову и сердце с точки зрения духовного роста. Благодать и мир изобилуют, когда мы больше узнаем о Боге и глубже познаем Бога в горниле опыта.
1:3 «Божественная сила Его даровала нам все, что относится к жизни и благочестию, через познание Призвавшего нас к Своей славе и совершенству»,
Божественная сила Христа дала нам все, что нам нужно жить богоугодной жизнью. Все, что нам нужно для духовной жизненности (жизни) и благочестивой жизни, достижимо через познание Христа. Другими словами, глубокое «полное знание» Христа является источником духовной силы и роста.
Это подводит нас к пятому пункту в этом отрывке текста:
5.) У вас уже есть то, что вам нужно – используйте это
Христос призвал нас к этой благочестивой жизни Своей собственной славой и благостью, и мы несем личную ответственность за использование знаний, которые Он дал нам в Своем Слове.
На практике это означает:
• Мы должны молиться о мудрости и понимании.
• Мы должны ежедневно изучать Божье Слово.
• Каждый день мы должны активно искать способы применить Его Слово в нашей жизни.
В этой жизни нам предстоит столкнуться со всевозможными ситуациями и испытаниями, некоторые из которых сложнее, чем другие. Однако у нас есть Слово Божье, и Его Слово дает нам мудрость, проницательность и понимание, необходимые нам для благочестивой жизни.
Церковь у нас уже есть то, что нам нужно — давайте использовать это!
1:4a «которыми Он даровал нам Свои драгоценные и весьма великие обетования»,
«Которыми», то есть «славой и благостью» Христа, Он дал нам Свои весьма великие и драгоценные обетования .
Греческий глагол, переведенный как «даровал», означает «наделять, наделять». Использование слова «подаренный» несет в себе идею ценности дара.
Это подводит нас к шестому пункту в этом фрагменте текста:
6.) Помните цену дара
Иисус заплатил высокую цену за то, что мы просто забыли цену дара, который Он нам дал. На самом деле, Петр продолжает обращаться к этому в стихе 9, говоря:
«9 Ибо тот, кто лишен этих качеств, настолько близорук, что слеп, забыв, что он очистился от своих прежних грехов».
Как верующие во Христа, мы должны помнить о ценности Его дара. Мы никогда не должны забывать работу Христа и Его обещания нам.
Говоря об обещаниях, слово «обещания» подразумевает очевидное публичное объявление. Эти обетования не являются чем-то, что скрыто от нас – они публично провозглашены через Слово Божье, и мы должны часто обращаться к Слову, чтобы ободрять себя этими обетованиями!
Читая дальше, мы видим, что Петр уместно описывает обетования как «весьма великие и драгоценные». Обещания Божьи имеют внутреннюю ценность, и они чрезвычайно драгоценны! Мы никогда не должны упускать из виду их ценность или проявлять безразличие к Божьим обетованиям.
Бог дал нам Свои обетования по очень конкретной причине, так что давайте читать дальше, чтобы понять эту причину.
1:4б «чтобы через них вы соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления из-за греховных похотей».
Эти обетования Бога позволяют нам приобщиться к божественной природе.
Слово «участники» буквально означает «стать партнерами». Другими словами, мы становимся партнерами Бога и приобщаемся к самой Божьей природе – каждый из нас, кто уповает на Христа как на Господа и Спасителя, является «новым творением» (2 Кор. 5:17).
Это подводит нас к седьмому и последнему пункту в этом отрывке текста:
7.) Помните, что вы являетесь причастником Божественного естества
Это поразительно! Сначала Бог дает нам дар спасения, а затем Он позволяет нам быть причастниками Его самой природы через Его обетования! Не знаю, как вы, а это захватывающая вещь! Просто подумайте об этом на мгновение. Бог, сотворивший все, дал вам дар спасения, а затем Бог, сотворивший все, Тот, Кто обладает всей силой и властью над всем сущим, хочет, чтобы вы причастились Его Божественной природе. Это действительно удивительно!
Вот еще один удивительный момент, над которым стоит задуматься и порадоваться! Поскольку мы являемся «причастниками» Божьей природы, мы можем участвовать в нравственной победе Христа над грехом в этой жизни и в Его славной победе над смертью в вечной жизни.
Другими словами, благодаря обетованию нового рождения, обетованию Божьей защищающей силы и обетованию Божьей действенной силы мы можем быть «причастниками Божеского естества», то есть участвовать в победе Христа над грех и смерть.
Если это не запустит ваш двигатель, я не знаю, что запустится! Всевышний Бог дает вам спасение, а затем позволяет разделить во Христе победу над грехом и смертью. Мощные вещи прямо здесь!
Но это еще не все… Бог не останавливается на достигнутом! Кроме того, мы избегаем разложения и нравственного разложения этого мира, вызванного греховными желаниями человека (epithymia, букв.