Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия, кратко
Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.
Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.
Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.
Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси
Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.
Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.
Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».
Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.
Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.
Причины принятия христианства
Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.
Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.
Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.
Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:
- назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
- укрепление связей с народами западных стран;
- достижение стабильного положения Руси;
- упрочение власти Князя Владимира;
- приобретение в союзники Византии.
Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).
Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.
Еще больше запретов оказалось в иудаизме.
Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.
Значение крещения Киевской Руси
Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.
Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.
Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:
- Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
- Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
- Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
- Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:
- христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
- изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
- произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения.
Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
- произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
- так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
- появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).
Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.
Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.
Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:
Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.
Обряд крещения
По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.
Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.
В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.
С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.
Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.
Культурные и политические последствия
Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.
В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.
Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.
В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.
Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.
В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.
Заключение
Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.
Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.
Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.
Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.
Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.
Список литературы
- Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
- Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
- Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
- Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
- Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
- Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
- Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
- Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
- Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
- Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
- Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
- Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
- Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
- Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
- Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
- Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
- Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
- Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.
Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)
Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.
Предпосылки
Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:
- Католичества;
- Ислама;
- Иудаизма;
- Православия.
Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.
По итогу выбор пал на православие.
Интересный фактИоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.
Отношения с Византией
Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.
Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.
Крещение Руси
В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:
- Полоцк;
- Чернигов;
- Туров;
- Волынский и т.д.
Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.
Последствия
Принятие православия поспособствовало:
- Объединению земель;
- Развитию культуры и зодчества;
- Распространению письменности на кириллице;
- Моральные взгляды общества стали меняться в лучшую сторону
Причины принятия христианства на Руси – кратко по пунктам и значение (6 класс)
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 210.
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 210.
Христианство, по меркам Средневековой Европы, на Русь пришло поздно, в конце X века, а христианизация населения заняла несколько десятилетий. Выбор в сторону новой религии языческими князьями был сделан не просто так. Причины принятия христианства на Руси можно поделить на четыре группы.
Политические и международные
В X веке Византию вполне можно было считать самым развитым государством Европы. Несмотря на постоянные и разорительные войны с соседями на западе и на востоке, ее богатствам мог позавидовать любой славянский правитель.
Рис. 1. Крещение Руси картина.Византийцы воевали со славянами-язычниками. Обращение в христианство было стандартной практикой с целью примирения, так как у единоверцев повода для войн меньше. Первые попытки крещения восточных славян относятся к 860 году, к деятельности патриарха Фотия. В 957 году христианство по византийскому обряду приняла княгиня Ольга, которая в середине X века была регентом при своем малолетнем сыне – Святославе. В крещении она получила имя Елена. Вероятно, в третьей четверти X века небольшие христианские общины появились в Чернигове, Ярославле, Смоленске и других городах. Об этом свидетельствуют археологические находки – кресты, монеты, свечи.
К политическим причинам принятия христианства относится стремление князя Владимира Святославича укрепить территориальное единство государства. Христианами было легче управлять, чем язычниками с их разнообразными культами.
На международной арене в X веке язычество по сути означало изоляцию государства, так как почти вся Европа были христианской или мусульманской (Иберийский полуостров).
Другие славянские государства приняли христианство раньше Руси. Например, королевство Польша – в 966 году, а чешские князя перешли в него в середине IX века. Крещение Болгарии началось в 864 году, а Сербии – к концу IX века. Зато в финно-угорской Венгрии крещение короля Иштвана состоялось чуть позже, около 1000 года н.э.
Рис. 2. Князь Владимир Святой.Социальные и личностные
Относительно язычества христианство является более сложной мировоззренческой системой. По мере роста социальной неоднородности общества и духовных запросов элиты, появилась потребность в переходе от политеизма к монотеизму.
К причинам принятия христианства можно отнести и личное желание князя Владимира жениться на сестре византийского императора Василия II – Анне. В 987 году он осадил город Корсунь в Крыму и там же был крещен, а позже крестил и киевлян в Днепре.
Византийские и арабские источники говорят о том, что князь Владимир
заключил военный альянс с императором Василием II против мятежного полководца Варды Фоки. Одним из условий договора стал брак с сестрой императора.
Рис. 3. Русь при князе Владимире.Что мы узнали?
Кратко о причинах и значении принятия христианства Русью в 988 году можно узнать из школьного курса 6 класса. Причины лучше всего систематизировать по пунктам: международные, политические, социальные, личные.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 210.
А какая ваша оценка?
Что значит, что христиане усыновлены Богом?
ГлавнаяМатериалыИндексСпасениеУсыновление евангельских христиан
Вопрос
Ответ
Усыновить кого-либо означает сделать это лицо законным сыном или дочерью. Усыновление — одна из метафор, используемых в Библии для объяснения того, как христиане вводятся в Божью семью. Иисус пришел, «чтобы мы могли получить усыновление» (Галатам 4:5), и Он преуспел: «Вы приняли Духа Божьего, когда Он усыновил вас как Своих детей» (Римлянам 8:15, NLT).
Библия также использует метафору «рождения свыше» в Божьей семье (Иоанна 3:3), что, кажется, противоречит концепции усыновления, потому что обычно человек либо рождается в семье, либо усыновляется, не оба. Однако мы не должны делать слишком большой разницы, потому что обе эти концепции являются метафорами и не должны противопоставляться друг другу.
Усыновление не было обычным явлением в еврейском мире. Положение человека основывалось на его рождении. По этой причине, если мужчина умирал, его брат должен был жениться на вдове. Первый сын, родившийся от нового брака, по закону считался бы сыном умершего брата, так что его семейная линия продолжалась. Никогда не было мысли о том, чтобы вдова усыновила сына, чтобы продолжить фамилию. В Иоанна 3 Иисус говорит с Никодимом, иудейским лидером, и Он использует еврейскую концепцию рождения свыше (или рождения свыше), чтобы объяснить, как человек попадает в Божью семью.
В римском мире усыновление было важной и распространенной практикой. Сегодня мы можем написать завещание и оставить наше богатство и собственность кому угодно, мужчине или женщине. В римском мире, за немногими исключениями, мужчина должен был передать свое богатство своему сыну (сынам). Если у человека не было сыновей или если он чувствовал, что его сыновья не в состоянии управлять его богатством или недостойны его, он должен был усыновить кого-то, кто был бы достойным сыном. Эти усыновления не были усыновлениями младенцев, как это принято сегодня. Обычно усыновляли мальчиков постарше и взрослых мужчин. В некоторых случаях усыновленный может быть даже старше усыновившего его мужчины. Когда усыновление будет официально утверждено, с усыновленного будут списаны все его долги, и он получит новое имя. Он будет законным сыном своего приемного отца и будет иметь все права и привилегии сына. Отец мог отречься от своего внебрачного сына, но усыновление было необратимым.
В книге Бен-Гур: Повесть о Христе и фильме с Чарлтоном Хестоном в главной роли мы видим яркое изображение римского усыновления. В фильме Иуда Бен-Гур (еврей) был заключен в тюрьму на римской галере в качестве гребца. Когда корабль тонет в бою, Иуда убегает и спасает жизнь римскому полководцу Аррию. Единственный сын Аррия был убит, и в конце концов он усыновил Иуду, которого помиловали за его предполагаемые преступления. Он также получает новое имя «молодой Аррий» и имеет все права наследования. В сцене, где объявляется об усыновлении, Арриус снимает перстень с печатью предков и отдает его юному Арриусу. Молодой Аррий говорит, что получил «новую жизнь, новый дом, нового отца».
Павел, обращаясь к римской аудитории, использует метафору усыновления, которую римская аудитория поняла бы. В Галатам 4:3–7 говорится: «Так и мы, когда были детьми, были порабощены основным принципам мира. Но когда время полностью пришло, Бог послал Своего Сына, рожденного от женщины, рожденного под Законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы мы могли получить наше усыновление. А как вы сыны, то Бог послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Так что ты уже не раб, но сын; а так как ты сын, то и наследник от Бога». В этом отрывке христиане рождаются порабощенными, но Иисус выкупает их из рабства, и они усыновлены Отцом и наделены Духом, так что теперь они наследники.
Когда мы приходим к вере во Христа, наши долги списываются, нам дается новое имя и все права, которыми обладают наследники Бога. Одно отличие от римского усыновления состоит в том, что христиан усыновляют не потому, что Бог думает, что они станут достойными наследниками. Бог усыновляет людей, которые совершенно недостойны, потому что Он усыновляет на основании Своей благодати.
Итак, христиане рождаются в Божьей семье (используя еврейскую метафору) и усыновляются в Божью семью (используя римскую метафору). Конечный результат тот же; Христиане навсегда являются частью Божьей семьи.
Вопросы о спасении
Что означает, что христиане усыновлены Богом?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Усыновление — Коалиция Евангелия
Дж. И. Пэкер кратко и убедительно предлагает краткое изложение Евангелия, состоящее из трех слов: «усыновление через умилостивление…». Затем он восклицает: «Я никогда не ожидаю найти более богатое или более глубокое изложение Евангелия, чем это». 1 Праведный гнев Бога на грешников полностью утоляется заместительной смертью Его праведного Сына и оправдывающим воскресением/возвышением (Рим. 1:3–4; 4:25; 1 Тим. 3:16). По божественной благодати, впитывая Божий гнев вместо нас, Спаситель обращает к нам лик Отца в полном прощении (Чис. 6:22–24). Какое чудесное примирение!
Но это благодатное расплата со своим грехом и греховностью не исчерпывает Евангелие. Умилостивительное служение Христа за нас приносит неизмеримо большее благословение — славу и богатство принятие . Как утверждает Писание, прощенные грешники не входят в Царство Христово простыми нищими. Мы становимся царственными сыновьями, членами Божьей семьи, братьями и сестрами Царя царей — братьями, которых Он не стыдится (Евр. 2:11).
Поскольку это понятие несет в себе такой ослепительный груз, мы могли бы ожидать, что термин усыновление ( huiothesia ) будет часто появляться в Новом Завете, однако он появляется только пять раз: Галатам (1x), Ефесянам (1x), Римляне (3x). Его относительная редкость (в отличие, например, от оправдания) может подтолкнуть нас к выводу, что усыновление восхитительно и убедительно, но, возможно, не так важно для нашего понимания Евангелия, как это сделал Пэкер. В какой мере он вкладывает столько евангельского капитала в этот редко встречающийся термин?
Пакер не одинок. Кальвин вплетает усыновление во весь свой корпус с таким акцентом, что его богословие спасения было названо «евангелием усыновления». 2 Спустя сто лет Джон Оуэн описал усыновление как «великую и исходную привилегию» 3 спасения во Христе. Совсем недавно Джон Мюррей назвал усыновление «вершиной благодати и привилегии». 4
Как бы глубоко они ни ценили учение об оправдании, эти возвышающиеся богословы настаивают на том, что «библейские мотивы спасения не остаются в зале космического суда, но… смело и глубоко проникают в дом и отцовство сердце божье. Бог не является исключительным Судьей; он милостивый Отец — верующий стоит не только как оправданный преступник, но и как приемный сын…». 5
Использование Апостолом Павлом усыновления должно направлять и информировать нас.
Усыновление и Божественный совет В 1-й главе Послания к Ефесянам апостол начинает возносить хвалу, восхищаясь великолепием Евангелия. Установленное вечным Отцом (Еф. 1:3–6), искупление совершается Сыном Божьим (Еф. 1:7–10) и применяется Его Духом (Еф. 1:11–14). Свидетельствуя о гармонии Триединого Бога в этом спасении, апостол свидетельствует о премудром совете Божием, приведшем в движение историю. Примечательно, усыновление занимает центральное место в мыслях Бога: «прежде создания мира… Он предопределил нас к усыновлению» (Еф. 1:4–5). В рамках Ефесянам 1 усыновление объясняет значение истории, причину воплощения Христа и искупительной работы, а также Божью цель для вселенной. Свидетельствуя о внутритринитарном пакте до сотворения мира, Павел обнаруживает, что целью истории является усыновление народа Божьего.
В 9 главе Послания к Римлянам продолжает сиять значимость усыновления. Отвечая на очевидные возражения против своих утверждений об Иисусе-Мессии и возвещении Евангелия язычникам, Павел напоминает своим еврейским братьям о привилегиях ожидания Мессии, которые они знали. «Какое необычайное преимущество Бог , а не дал этому народу?» 6 Павел определяет древние израильские привилегии как благословенное предвкушение полного благословения и обещания, реализованного в эпоху Нового Завета.
В качестве извинения Павел напоминает своим читателям о шести благодатных чертах, которыми пользовались со времен патриархов. Эти привилегии Ветхого Завета достигают исполнения во Христе:
Они израильтяне, и им принадлежит усыновление, слава, заветы, дарование закона, поклонение и обетования. К ним принадлежат патриархи, и из рода их, по плоти, Христос, Который есть Бог над всем, благословенный во веки. Аминь. (Рим. 9:4–5).
Удивительно, но усыновление получает первое упоминание в этом списке подарков. Хотя совместному усыновлению Израиля не хватало содержания и безопасности полного усыновления во Христе, основанного на божественном замысле (Ефесянам 1), сыновство Израиля обеспечивает историческое/теологическое происхождение для совершенного усыновления, которое должно произойти в Мессии.
Несмотря на важные различия между усыновлением Израилем и окончательным усыновлением, точки преемственности сильны. «Даже его призрачное искупительно-историческое развертывание, усыновление… восхваляет моральное и этическое соответствие, а его конструкция «усыновление-к-послушанию» на самом деле предвосхищает эсхатологическую позволяет присутствие Духа Христа Иисуса [для верующих] достичь соответствия Сыну, то есть соответствия Ему Его полным послушанием (Рим. 8:29; 2 Кор. 6)». 7 В Исх. 4:22–23 Израиль как «сын Божий» был обязан верой, послушанием и поклонением (ср. Втор. 14:1–2; 32:5–6; Ис. 43:1). –7, 24–27; Ос. 11:1). Несостоявшееся сыновнее послушание Израиля усугубило отчаянную нужду в грядущем Спасителе, обеспечивающем усыновление Сыне.
В отличие от по сравнению с и раствором за непослушание Израиля, непорочный Сын Божий обеспечил и утвердил веру, послушание и поклонение для усыновленных сынов Божьих. «Только когда Отец познается через Сына Святым Духом, усыновление является полностью последовательным понятием». 8 Израильское усыновление посеяло семя и предвосхитило полностью распустившиеся благословения усыновления, обеспеченные Христом Иисусом .
Усыновление и Христос Иисус Христос, Сын, посланный Небесным Отцом, пришел к «полноте времени» (Гал. 4:4) и принял человеческую плоть, «чтобы искупить тех, кто был под [ проклятие закона» (Гал. 4:5а). Его милостивый акт искупления имеет заявленную цель — и вариант! Как сказано в Галатам 4:5, усыновление знаменует собой высшую причину прихода Сына на землю. Усыновление, задуманное прежде времени (Ефесянам 1) и предвосхищенное совокупным опытом Израиля (Римлянам 9), — это усыновление, обеспеченное воплощенным Сыном Божьим. Христос пришел, пострадал и умер для нашего полного и окончательного усыновления.
В двух других его упоминаниях и без того бушующий огонь усыновления получает дополнительное топливо. До главы 8 Павел упомянул Святой Дух только пять раз в Послании к Римлянам. Затем только в Римлянам 8 он говорит о нем двадцать (20) раз! Как и в Ефесянам 1 и Галатам 4, апостол охватывает историю — от сотворения до завершения. С непоколебимым оптимизмом в отношении финала истории он прославляет силу и присутствие «Духа усыновления» (Рим. 8:15–17), открывающего приемных сыновей Божьих во Христе (Рим. 8:18–23).
В структуре обетования/исполнения от Ветхого до Нового Завета излияние Духа подтверждает, что Божьи обетования были исполнены (Рим. 9:1–5; Иоиль 2:28–32; Деян. 2) и что Мессия и пришло его божественное спасение (Гал. 4:1–7). В работе Сына Божьего и Его Духом Бог раз и навсегда обеспечивает славную судьбу для Своего народа — судьбу, определенную усыновлением . Опираясь на космически важные события работы Христа и излияние Духа, Павел электрически восклицает, что Дух усыновления дан нам теперь (Рим. 8:15). И этот же самый Дух произведет заключительную фазу усыновления, наше телесное преображение (Рим. 8:23)! В солидарности с волей Отца и работой Христа Дух Христа дан для нашего славного усыновления.
Усыновление и идентичность Изучив пять текстов, в которых встречается термин усыновление , и обнаружив его обширную роль в выражении Евангелия, трудно переоценить замечательную благодать и славу усыновления. Нечастость его явного упоминания уступает место экспансивному способу использования термина. Евангелие, как его видит Павел, — это принятие .
Неудивительно, что при таком всепроникающем охвате усыновление информирует о других преимуществах нашего союза со Христом. В этом отношении «евангелие усыновления» Джона Кальвина выделяет две нити — двойные благодати ( duplex gratia ) — евангельской пользы во Христе: оправдание и освящение. Отвечая на вопрос «что» в работе Иисуса, эти богословские термины определяют, соответственно, юридические и преобразующие аспекты того, что Иисус приготовил для нас. Усыновление включает в себя больше «что» работы Христа, но, раскрывая ключевые привилегии Царства царской семьи Бога, оно, в конечном счете, отвечает на «кто» Евангелия. Усыновление раскрывает нашу щедрую духовную идентичность: дети Бога, братья Христа, сонаследники с Ним и соправители в Его Царстве.
Усыновление и обоснование Хотя многие рассматривают усыновление как синоним оправдания, эти два понятия имеют разные черты. Писание наглядно изображает вину грешников перед Богом (Пс. 32; 51; Рим. 3:9–20). Оправдание считается с нашей виной, чтобы мы были блаженно прощены во Христе: «Блажен, кому прощены преступления, чей грех покрыт. Блажен человек, на которого Господь не вменит неправды» (Пс. 32:1–2а). Действительно благословенный. Все наши грехи полностью и справедливо прощено Праведным Судьей, потому что Христос является нашим праведным Ходатаем (Рим. 3:26; 1 Иоанна 2:2). Оправдание подтверждает наше правильное положение перед Богом во Христе Иисусе и через него.
Усыновление описывает оправданных грешников по-разному (хотя и совместимо). Римское имперское усыновление, которое обеспечивает контекст первого века для использования Павлом этого термина, помогает пролить свет на его теологический интерес. Усыновление, как это практиковали римские императоры, обеспечило сохранение династии. Убежденный, что его биологический потомок предлагает плохие варианты замены, император выберет взрослого сына, не являющегося его ближайшим потомком, в качестве преемника престола. Император выбрал этого сына-преемника, основываясь на его продемонстрированном превосходстве, ярком характере и доказанной надежности. Усыновленный императором, этот уже зарекомендовавший себя взрослый сын унаследовал все королевство и был назначен править им.
Великолепная аналогия с Евангелием. Как показано в концепции спасения Павла от Ветхого до Нового Завета, Бог переводит прощенных грешников в Царство Христа (Кол. 1:13). 9 Павел раскрывает сокровищницу духовных благословений на небесах (Еф. 1:3), которыми Христос поделился с приемной семьей. Оправданные сыны Божьи получают полное наследство и даже царствуют с Иисусом Христом, Царем царей и Господом господствующих. Как получатели Духа усыновления, оправданные правят со Христом, потому что Бог «воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).
Усыновление и освящение 10 Ключевой особенностью служения Духа является создание святости в жизни Божьего народа. В целях совершенства нашего будущего и полного соответствия образу Иисуса Христа (Рим. 8:29) Павел связывает возрастание в святости с Духом усыновления .
Итак, братья, мы должники не плоти, чтобы жить по плоти. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, ведомые Духом Божиим, суть сыны Божии. Ибо вы не приняли духа рабства, чтобы впасть в страх, но приняли Духа усыновления, которым мы взываем: «Авва! Отец!» (Рим. 8:12–15)
С Духом усыновления в качестве нашего внутреннего Мотиватора и Активатора обязательство перед Богом порождает радость; для чада Божия заповеди Отца не обременительны (1 Ин. 5, 3). «Кто» в Евангелии занимает здесь видное место. Освобожденные от обязательств перед плотью (Рим. 6:14), приемные сыновья освобождаются для послушания (Гал. 5:1) и с радостью стремятся умертвить оставшийся грех (умерщвление; Рим. 8:13). Эффективность этой битвы с грехом полностью зависит от пребывающего в нас Духа усыновления (Рим. 8:15).
Павел не стесняется слов: без освящения нет духовной жизни. Таким образом, благодаря пребывающему в них Духу усыновления сыновья Божьи действительно продвигаются в освящении (ср. Евр. 12:14). «Деятельность верующего [в борьбе с грехом] является свидетельством действия Духа, а действие Духа причина деятельности верующего». 11 Благодаря работе Духа усыновления дети Божьи возрастают в святости Христа.
Усыновление и прославление Наслаждаясь присутствием излитого Духа усыновления, мы покоимся в Христовой праведности, но все больше и больше с нетерпением ждем полного христоподобия. Благодать усыновления дает удивительный ответ на наше упрямое беспокойство. В Последний день своим Духом усыновления «Господь Иисус Христос… преобразит наше униженное тело, чтобы оно было подобно Его славному телу» (Флп. 3:20б–21а). Мы станем прославленными сыновьями, похожими на станет подобным , нашему прославленному Старшему Брату: «когда Он явится, мы будем подобны Ему» (1Ин. 3:2б). В животворящем Духе (1 Кор. 15:45) мы испытаем наше окончательное «усыновление, искупление тел наших» (Рим. 8:23б). Дух Христов увенчает наше усыновление прославлением — всесторонним преображением в образ воскресшего Сына Божия (Рим. 8:17, 29).
Глубоко личная тема, усыновление не является частной привилегией. Все верующие соединены с одним и тем же Христом одним и тем же Духом усыновления. Этот Дух усыновления порождает и поддерживает общение тела Христова, братьев и сестер в Христовой церкви, которые любят (Еф. 4:2), прощают (Еф. 4:32) и ободряют (1 Фес. 5:11). ) друг друга. Эти семейные обычаи и лежащая в их основе семейная солидарность зависят от чистого усыновления, совершенного Сыном Божьим от имени своих братьев и сестер, «дабы быть первородным между многими братьями» (Рим. 8:29).б).
Кроме того, усыновление во Христе сияет славным светом в обескураженных и омраченных душах. Синклер Фергюсон описывает вызываемый Духом словесный рефлекс страдающих детей Божьих, когда мы взываем к нашему Отцу: «этот сыновний крик [«Авва! Отец!»] …выражается не только в высотах духовного экстаза, но и в глубинах… нужды». 12 Пуритане добывали глубокие пастырские сокровища усыновления. В усыновлении они обнаружили — и мы должны заново открыть для себя Духом усыновления — чудесную уверенность и утешение в самые темные дни: «Когда пуритане угнетены грехом, поражены сатаной, соблазнены миром или встревожены страхом смерти, пуритане побуждайте верующих искать прибежища в их драгоценном небесном Отце». 13
Великолепные контуры усыновления для семьи Бога предлагают столь же приятные, сколь и впечатляющие ресурсы. Прощенные и освященные святые — приемные сыны Божии, украшенные царскими семейными привилегиями, нескончаемым комфортом и ошеломляющей славой .
Сноски
1 J. I. Packer, Knowing God, выпуск к 20-летию (Downers Grove, IL: IVP, 1993), 214.
2 Брайан А. Герриш, Благодать и благодарность: евхаристическое богословие Джона Кальвина (Эдинбург: T&T Clark, 1993), 89.
3 Джон Оуэн, Причастия , (https://www.ccel.org/ccel/owen /communion.i.vii.x.html)
4 John Murray, Искупление осуществлено и осуществлено , 134.
5 Дэвид Б. Гарнер, Сыновья в сыне: богатство и Охват принятия во Христе (Филлипсбург, Нью-Джерси: P&R, 2016), 25
6 Нигрен, Римляне , 356, курсив добавлен.
7 Дэвид Б. Гарнер, сыновей в Сыне , 165.
8 Синклер Б. Фергюсон, «Некоторые размышления о« первом названии »Святого Духа». Reformed Spirituality (изд. Joel R. Beeke and Derek W.H. Thomas; Grand Rapids: Reformation Heritage, 2013), 105. как сын’], «сын» и «сыновья». Римское имперское усыновление имело место только для мужчин, но апостол бесстыдно применяет усыновление к мужчинам и женщинам в Божьей семье.