Причины принятия Христианства на Руси
По Древней Руси мы с вами дорогие друзья, говорили очень много. Но важно понимать, что школьные экзамены все также проверяют причинно-следственные связи. Подробнее о них вы можете узнать здесь. Причины принятия Христианства на Руси надо знать, равно как и причины остальных событий, явлений или процессов в истории России. В этой статье мы кратко их и разберем.
Важно понимать, что целевая аудитория этой статьи — будущие выпускники общеобразовательных школ, которые готовятся к ЕГЭ. Поэтому я кратко в своей манере изложу именно этот материал. Если вы — академик и у Вас диссертация написана на эту тему, то простите уж нам некоторые вольности.
На Руси в X веке протекало несколько исторических процессов. Одним из них — был переход от политеизма к монотеизму: от язычества к христианству, как мы сейчас уже знаем. Этот процесс шел в рамках другого процесса — образования государственности. И можно смело утверждать, что христианизация Руси — была одной из предпосылок образования государственности.
Почему же обязательно нужен был переход от язычества к Христианству? Неужели на базе язычества оно не могло существовать? Ведь были же Древняя Греция, Римская империя…. Эти империи существовали на основе язычества — и ничего!
В чем были причины принятия Христианства? Вот они по пунктам:
- Во-первых, язычество способствовало децентрализации государственной власти. Ядром этой децентрализации были языческие волхвы, которые непосредственно влияли на местных князей. Народ в древности в гораздо большей степени зависел от веры в божеств: нужно было как-то гарантировать хорошие урожаи, или хорошее поголовье скота, или благополучный исход сражения. Недостаток в знаниях восполнялся верой. И волхвы были тут как тут.
- Во-вторых, каждое славянское племя верило в своего какого-то главного языческого бога. Новгородцы -, например, верили больше в Перуна, а дреговичи какого-нибудь бога болот. Это также децентрализовало власть и могло способствовать неподчинению власти киевского князя. Поэтому было стремление подчинить все эти племена в религиозном плане Киеву. На самом деле это ведь и произошло в ходе первой религиозной реформы Владимира Святого. Он попытался в 980 году учредить единый киевский пантеон богов. И никто из славянских племен не подчинился этому нововведению. Провал первой религиозной реформы и доказал такое положение вещей.
- В-третьих, новая княжеская централизованная власть нуждалась в унифицированной и стройной религиозной системе. Один бог, один князь, одна церковь.
- В-четвертых, все государства, окружавшие Древнюю Русь уже стали монотеистическими. Все поняли неиссякаемый потенциал монотеистической религиозной системы в подчинении населения. Например, монотеистическая религия обращается к населению с помощью писанного слова. А значит будет развиваться письменность — на то время — революционный канал пропаганды. А как вы думаете, почему большевики, как пришли к власти ввели обязательное общее образование? Одна из причин — научить людей читать, чтобы глаголом жечь их сердца. Так-то!
- В-пятых, языческие государства — считались варварами. Слову князя-варвара нельзя доверять, ведь у нас с ним разные боги. А если бог один, то понятно, что и оснований для доверия больше.
- В-шестых — личные мотивы Владимира. Он ведь был язычником, да еще братоубийцей. Плюс наложниц у него было немеряно. Вероятно, он задумался о том, как ему дальше жить.
- В-седьмых — почему было принято именно восточное Христианство (разделение на Православие и Католичество будет только в XI веке)? Дело в том, что с Византией были давние военные и торговые связи. Плюс бабушка Владимира — княгиня Ольга — создала прецедент — лично приняла Христианство в Византии, да еще ее крестным отцом стали император Константин Багрянородный.
Кстати, про значение принятия Христианства и про его последствия писал в этой статье. Также скажу про еще такое последствие — больше идеологическое. Христианство действительно стало идеологией правящей власти на Руси. И не только в Древней Руси, но и далее — вплоть до краха монархии в России в ходе Февральской революции 1917 года. Оно сформировало моральный облик русского народа, и не только его.
В заключении привожу табличку-схему причин:
источник: схемо.рф
А на сегодня всё. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Напишите в комментариях, что думаете обо всем этом!
Кстати, если хотите подготовиться к реальному ЕГЭ по истории на максимальные баллы, то рекомендую наши курсы подготовки. Узнать больше=>>
Поделиться в соц. сетях
17. Раскройте причины и последствия принятия христианства на Руси.
Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год.
Причины крещения
Причины крещения Руси были довольно разнообразными, но все же большинство историков стоят на том, что самой важной из них было желание князя создать сильное государство, которое бы объединило все русские народы. Язычество мало того, что не способствовало объединению народов, оно еще служило причиной дополнительных раздоров между ними. В этой ситуации постоянные конфликты создавали угрозу власти князя, который не мог на них влиять в достаточной мере. Потому принятие христианства, должно было стать тем самым объединяющим фактором, которого так не хватало Руси, чтобы стать сильным духом княжеством.
Дипломатический фактор в принятие решения о крещении Руси
«Владимир прекрасно понимал, что сильное государство нуждается в партнерах и союзниках, с которыми можно иметь плотные торговые отношения и получать иные выгоды». Выгодным было сотрудничество с Европой. Язычество в те времена было уже мало распространено в европейских странах, принявших христианство. По этой причине Русь была не в почете, ее даже в определенной мере сторонились, считая чуть ли не варварами, а принятие православия в этом случае было решением этой проблемы.
ИЛИ:
Причины:
1. Надо было удержать славянские земли. Но опираясь только на военную силу этого сделать было нельзя. Надо было призвать на помощь религию, надо было показать, что киевский князь выше других. Надо было показать, что одно государство, Бог, князь.
2. Европа была приведена к христианству, надо было приводить и Русь. Объяснением этого служит то, что языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
3. Было необходимо укреплять семью воспитывать уважение к женщинам, детям, уходить от многоженства.
4. Предпосылкой крещения Руси, стало развитие письменности.
5. В стране углублялось социальное неравенство, поэтому для его устранения необходимо было объяснить то, что все это от Бога.
6. Было необходимо утверждать авторитет Руси.
8. Личное крещение князя Владимира в Херсонесе.(Период княжества Владимира имел как положительные стороны, так и отрицательные. Некоторые действия князя очень тяжело назвать позитивными. Потому Владимир желал какого-то очищения, которое способна была дать новая религия государства. Христианство было как раз той религией, которая могла дать Владимиру то, что он хотел. Причем он помнил пример своей бабки княгини Ольги, которая была христианкой. Так же Владимир хотел жениться и на сестре византийского князя, но это было невозможно, если бы он остался язычником. И это же послужило тем фактором, который склонил князя к христианству, так как роль этого брака в международных отношениях русского государство тяжело переоценить. Владимиру требовалось укрепить свою княжескую власть, заручится, таким образом, поддержкой Византии.
)Последствия:
Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.
Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение.
Упрочнились связи с Византией с самой развитой и культурной крестьянской страной в мире.
Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти.
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи.
Вывод: до принятия христианства Русь была языческой, в связи с этим на Руси установилось двоеверие – сочетание христианского учения с языческими традициями.
История русского христианства: знали ли вы? | Христианская история
Что князь Владимир, славянский правитель, которому приписывают христианизацию Руси (не России), якобы приказал всем жителям Киева, своей столицы, явиться к реке для крещения в определенный день в 988 году. или их будут считать врагами королевства?
Эта одна из причин, по которой Владимир якобы решил принять христианство, заключалась в том, что, выслушав защиту нескольких основных религий, он исцелился от глазной болезни после того, как его бабушка Ольга помолилась своему богу, Богу православных?
Что другой предполагаемой причиной обращения Владимира было сообщение его посланников о том, что, когда они увидели величие восточно-православных служб в Константинополе, они были в таком благоговении, что «мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо на нет на земле такого великолепия и такой красоты!»?
Что верующих из украинской части Советского Союза на протяжении веков считали святого апостола Андрея Первозванного своим святым покровителем, цитируя несколько ранних источников, в которых говорится, что он, «первозванный» апостол, вел миссионерскую работу в их родина около 50–60 гг. Н.э.?
То , несмотря на мероприятия, посвященные тысячелетию, которые в основном проводились в Москве в 1988 году, крещение, которое празднует тысячелетие, на самом деле произошло в регионе, который сегодня известен как Украина, в древнем городе Киеве (сотни километров от Москвы, что вряд ли даже существовал в 988 году)?
Что Украинская католическая церковь, претендующая на прямое происхождение от 988 крещения, сегодня запрещена в УССР, а ее четыре миллиона адептов либо исповедуют «подполье» на Украине, либо разбрелись по земному шару, прежде всего в США и Канаду?
Что Конституция Советского Союза гласит, что его гражданам «гарантируется… право исповедовать… любую религию и отправлять религиозные культы»?
Это , хотя статистика по Советскому Союзу весьма сомнительна, кажется достоверным, что сегодня около 50 миллионов советских граждан являются членами Русской православной церкви, около 10 миллионов являются членами Римско-католической церкви и по крайней мере еще 12 миллионов являются членами Грузинской и Армянской православных церквей, а также различных протестантских церквей?
Что прибавляя к 72 миллионам выше мусульман, евреев и прочих, не менее 40 процентов советских сохраняют религиозную идентичность, а только 19 миллионов являются членами КПСС?
Этот совсем недавно, в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время политики Никиты Хрущева по «десталинизации», от 7000 до 10000 Русских Православных Церквей — примерно половина тогдашних открытых — были закрыты и распущены действиями правительства ?
Тот в некоторых республиках Союза Советских Социалистических Республик верующие могут без особого сопротивления евангелизировать, проводить религиозное обучение и издавать религиозную литературу?
Что священнослужителя Русской Православной Церкви ступили на территорию, известную сегодня как штат Аляска, в 1794 году и основали православные храмы вплоть до Сан-Франциско, штат Калифорния, еще до того, как Аляска была куплена у России Правительство Соединенных Штатов?
Авторские права © 1988 автора или журнала «Christianity Today/Christian History».
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории.
Африканское христианство в Конго | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
В 1491 году король Нзинга обратился в христианство и призвал дворянство и крестьянство Конго последовать его примеру. В той или иной степени королевство Конго оставалось христианским в течение следующих 200 лет. Ученые продолжают оспаривать подлинность конголезской христианской веры и степень, в которой принятие новой веры было мотивировано политическими и экономическими реалиями. Со времени обращения Нзинги до XVII века руководство Конго поддерживало обширные связи с религиозными и политическими лидерами Европы, включая папу римского и других членов Ватикана, принявших церковь Конго как ортодоксальную.
В этот период королевство Конго было одним из крупнейших в Африке к югу от Сахары; охватывающий более 115 000 квадратных миль, он имел высокоцентрализованную монархию, а также могущественное дворянское сословие. Городская знать поддерживала свой роскошный образ жизни за счет тяжелой налоговой системы, взимаемой с класса сельских крестьян. Крупные продукты из провинций, в том числе медь, соль, продукты диких животных (шкуры и слоновая кость), ткани, а позже и рабы, продавались португальцам. Обращение в христианство укрепило эти важные торговые отношения.
Конголезская знать быстро приняла христианство по нескольким причинам. Во-первых, природа централизованного правительства и иерархически структурированного общества способствовала распространению информации. Переводы христианской доктрины на местный язык, киконго, были сделаны таким образом, что такие слова, как дух , бог и святой , были прямо эквивалентны существующим понятиям космологии Конго. Миссионерские документы семнадцатого века утверждали, что они нашли людей, которые верили в единого бога, но не знали его имени. Эта терпимая версия практики обращения резко отличается от часто насильственного испанского аналога в Америке, который был основан на принципе, требующем «изменения взглядов». В некоторых частях Конго христианство было принято не как новая религия, которая должна была заменить старую, а скорее как новый синкретический культ, полностью совместимый с существующими структурами.
португальских миссионера написали словари и грамматики КиКонго и принесли множество переводов португальских религиозных текстов, таким образом, в процессе рукоположения появился местный грамотный класс священников. Афонсу I, король Конго, правивший с 1506 по 1543 год, был не только грамотным, но также говорил и писал по-португальски, а его сына Энрике отправили в Европу для завершения религиозного обучения. Многочисленные содержательные письма Афонсу в Ватикан и португальским епископам являются одними из самых важных записей о доколониальной Африке и христианской вере Конго.
Цитата
Росс, Эмма Джордж. «Африканское христианство в Конго». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств г. . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/acko/hd_acko.htm (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Эммы Джордж Росс
- Росс, Эмма Джордж.