Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Внукова Татьяна Дмитриевна, Кеник Анастасия Вячеславовна
Рубрика: История
Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 15.12.2017 2017-12-15
Статья просмотрена: 17039 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Огольцова, Е. Г. Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв. / Е. Г. Огольцова, Т. Д. Внукова, А. В. Кеник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47149/ (дата обращения: 13.03.2023).
В настоящее время тему образования в историческом аспекте в исследованиях затрагивают многие ученые. Однако в большинстве работ образование рассматривается отдельно от религиозного мировоззрения. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния христианства на развитие образования в нашей стране в период X — XV вв.
Смена религиозных приоритетов в конце X в. на Руси способствовала объединению древнерусского государства, причем, как отмечают историки, духовное объединение было гораздо крепче политического: «Бережное введение христианства в Киевской Руси было важным условием для собирания большого русского народа Православие — невидимый стержень, без которого русский народ рассыпется и исчезнет, как человеческая пыль».
[2, с. 6].«Первыя школы на Руси учреждаются, говоря словами летописца, «на утверждение веры». Утверждение веры утвердило образование». [1, с. 2]. Действительно, с появлением новой религии возникла потребность в богослужебных книгах и людях, которые умели ими пользоваться и могли бы обучить этому русских людей. Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и бывшие высокообразованными людьми. Помимо перевода богослужебных книг на славянский язык они занимались обучением населения страны грамоте. Первые школы организовывались при приходах, в последствие они получили название «церковно-приходских». Монахами переписывались книги, велись летописи. Самая известная — «Повесть временных лет», написанная Нестором летописцем и датируемая 1113 годом. Тексты летописей не могли не нести отпечатка религиозного мировоззрения, так как их авторами являлись православные монахи, церковно- и священнослужители. Естественно, что описываемые события, их причины и последствия преподносились читателю так, как видел их религиозный человек православного вероисповедания.
Само понятие «образование» помимо непосредственно обучения наукам включает процесс развития и воспитания человека. Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях. В отличие от Европы на Руси главной фигурой в образовании являлось духовное лицо. Первостепенным навыком, которому обучали детей, было чтение богослужебных книг. Первыми книгами, по которым ученики осваивали азбуку, были псалтирь и часослов.
С начала IX в. в племенах восточных славян были свои законы, правила поведения, особая культура, и новая принятая религия, которой стало христианство, по словам И. С. Миропольского: «Вносит в Русь новый закон, — закон самого Бога, общий для всех» [1, с. 2]. Так, заповеди, описанные в Библии, нашли отражение в первом своде законов Русского государства «Русская правда», написанном Ярославом Мудрым. Таким образом, с момента объединения церкви и государства распространение образования стало их совместной деятельностью.
Феноменальным явлением был расцвет русского монашества в Монгольский период.
Несмотря на все бедствия и притеснения, претерпеваемые от монголо-татарских захватчиков русскими людьми, источник их веры никогда не оскудевал. Строились новые храмы, возрождались поруганные святыни, количество монастырей увеличивалось с каждым годом. Некоторые историки причиной такого развития считают привилегии, предоставляемые ханскими ярлыками. Однако митрополит Макарий (Булгаков), автор двенадцатитомного труда по истории России, утверждает, что образованию новых монастырей способствовал естественный путь развития религиозно-христианской жизни русского народа [3]. Вплоть до середины XVIII в. монастыри являлись культурно-просветительскими центрами на Руси.
Надо отметить, что дух воспитания, характер обучения, само устройство школы, утверждение ее на принципах православной веры в XIII в. оставалось неизменным со времен Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. По-прежнему руководство и реализация самого процесса обучения и воспитания принадлежало духовенству. В качестве предметов в школах изучалось чтение, а также иконопись, церковное пение и письмо. Именно в этот период (конец XII—XIII вв.) стала развиваться письменность. Перепиской книг стали заниматься не только духовные лица, но и грамотные миряне. Церковное пение, которое было обязательным предметом, передавалось в основном практическими навыками, хотя уже в то время существовала так называемая крюковая нотация, которая позже будет называться знаменным распевом.
Кроме того, в Монгольскую эпоху продолжало активно развиваться народное творчество, которое выражалось в песнях, сказках, преданиях и передавалось из уст в уста. Появилось множество переводов легенд, сказаний, басен зарубежной литературы, которые были сделаны русскими иноками. К XIII—XIV вв. относятся первые религиозно-художественные произведения русской литературы: «Житие Бориса и Глеба», книга-сборник «Пролог», «Киево-Печерский патерик». Также в этот период появились новые жанры литературы, например «проложные статьи» в киевской письменности.
В XIV в. произошло разделение Владимирской Руси на Западную и Восточную.
Не менее сложная ситуация наблюдалась и в развитии образования на территории Северо-Восточной Руси. Здесь XV в. считается упадком просвещения. Российский историк XIX в. С. М. Соловьёв считает, что Монгольское иго повергло русский народ в отчаяние и окончательно заглушило проблески просвещения [4]. Об этом свидетельствует отсутствие школ в Новгороде, который издавна считался центром просвещения русских земель. Главным историческим документом данного периода является послание архиепископа Новгородского Геннадия к митрополиту Симону с просьбой благословения на учреждение училища.
Таким образом, можно проследить влияние христианства на процесс образования на Руси. Цели и фундаментальные установки образования изменялись в соответствии с эпохой. Иными словами, в первые века христианства на Руси вплоть до начала XVII в. образование было направленно на обучение грамоте, и целью его было понимание богослужебных текстов и участие в самих богослужениях. Русский историк М. П. Погодин назвал христианскую веру источником русского образования [5]. Поэтому образование на Руси нельзя рассматривать в отрыве от христианства.
Литература:
- Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени [Электронный ресурс], 1910. — Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/miropolsky_ocherk-istorii-tserkovno_1910/go,82;fs,1/
- Кара-Мурза С. Возвращение к православию // Наше время. — 2006. — № 20. — ноябрь.— С. 6.
- Булгаков Макарий (митрополит) История русской церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/39220/Bulgakov_Istoriya_russkoy_cerkvi_Tom_7.html
- Соловьёв С. М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 2: История России с древнейших времен. Т. 3–4. — Москва: Голос, 1993. — 768 с.
- Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. — Т. 1. — Москва, 1871. — С. 653.
Основные термины (генерируются автоматически): Русь, русский народ, православная вера, образование, Польша, школа, влияние христианства, религиозное мировоззрение, Северо-Восточная Русь, церковное пение.
Похожие статьи
Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII векеРусь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие, принятие христианства, русский, русский народ, быль, христианская вера, Древняя Русь. Похожие статьи. Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII…
Искусство слова Василия Великого.
Влияние на духовную…Новое христианское мировоззрение стало прочной основой духовной культуры Руси, развивающейся с X
Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе в 2-х томах.
Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Практика
воспитания подрастающего поколения у восточных…Образование в Киевской Руси базировалось на православной христианской традиции.
Под влиянием православия образование на Руси стало доступно всем слоям населения, однако оно
В 1054 г. христианство официально разделилось на восточную и западную ветви.
Проблема преемственности
взглядов на семейные отношения…Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке. Представления восточных славян о домовых духах.
Клерикализация современного российского государства…
Существование непреодолимого разногласия между догматами религиозной веры и
Русская протоконституционная мысль развивалась одновременно с образованием
развивалось новое государство; 2) географический фактор; 3) православное христианское мировоззрение; 4)…
Диалог культур на уроках в общеобразовательной
школеСамым «религиозным из русских поэтов» [2] признан М. Ю. Лермонтов.
Церковное пение как особый вид музыкальной культуры не было чем-то застывшим, созданным однажды и навсегда.
Православная культура в школе № 3. 2014.
Святые и грешники
русской истории: агиографический этап…Вырос авторитет Русской Православной церкви, увеличилось ее присутствие в жизни общества.
Все они связываются с влиянием на героя язычества и первая смысловая часть фильма
Гальковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси/Н.
Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII — начала…Украина, Россия, запад, Русь, православная вера, прочная основа, национальное самосознание, высокая нравственность, великая Россия, русский народ.
Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…
Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ),смутное время, Церковный собор, Москва — третий Рим, Славяно-греко-латинская
Русь приняла из Византии Студийский устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства.
Похожие статьи
Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII векеРусь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие, принятие христианства, русский, русский народ, быль, христианская вера, Древняя Русь. Похожие статьи. Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII…
Искусство слова Василия Великого.
Влияние на духовную…Новое христианское мировоззрение стало прочной основой духовной культуры Руси, развивающейся с X
Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе в 2-х томах.
Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Практика
воспитания подрастающего поколения у восточных…Образование в Киевской Руси базировалось на православной христианской традиции.
Под влиянием православия образование на Руси стало доступно всем слоям населения, однако оно
В 1054 г. христианство официально разделилось на восточную и западную ветви.
Проблема преемственности
взглядов на семейные отношения…Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке. Представления восточных славян о домовых духах.
Клерикализация современного российского государства…
Существование непреодолимого разногласия между догматами религиозной веры и
Русская протоконституционная мысль развивалась одновременно с образованием
развивалось новое государство; 2) географический фактор; 3) православное христианское мировоззрение; 4)…
Диалог культур на уроках в общеобразовательной
школеСамым «религиозным из русских поэтов» [2] признан М. Ю. Лермонтов.
Церковное пение как особый вид музыкальной культуры не было чем-то застывшим, созданным однажды и навсегда.
Православная культура в школе № 3. 2014.
Святые и грешники
русской истории: агиографический этап…Вырос авторитет Русской Православной церкви, увеличилось ее присутствие в жизни общества.
Все они связываются с влиянием на героя язычества и первая смысловая часть фильма
Гальковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси/Н.
Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII — начала…Украина, Россия, запад, Русь, православная вера, прочная основа, национальное самосознание, высокая нравственность, великая Россия, русский народ.
Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…
Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ),смутное время, Церковный собор, Москва — третий Рим, Славяно-греко-латинская
Русь приняла из Византии Студийский устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства.
Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события
- 11 Августа, 2019
- События
- Ольга Стрелкова
С точки зрения современных историков, суть крещения Руси князем Владимиром состоит во введении в Киевской Руси в качестве государственной религии христианства. По традиции, согласно летописной хронологии, это событие относят к 988 году. Эта дата рассматривается также как начало официальной истории Церкви в России. Однако вопрос о том, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, на сегодняшний день является дискуссионным. Наряду с указанной называются и другие даты. Об истории крещения Руси кратко будет рассказано в статье.
Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.
Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.
После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.
Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.
Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.
Княгиня Ольга и отношения с Константинополем
Разбираясь в том, что такое крещение Руси, нужно сказать о той роли, которую сыграла в этом процессе княгиня Ольга.
Она была первым правителем в Киеве, принявшим христианство официально. Наиболее аргументированная версия называет дату – 957 год. Вместе с большим посольством и сыном Святославом она посетила столицу Византии, что известно из сочинения «Церемонии», написанного императором Константином Багрянородным, где Ольга названа архонтиссой, то есть правительницей Руси.
Она делала попытки добиться крещения своего государства и признания его Византией в качестве равного христианской империи. Крестившись, она получила второе имя – Елена. В 959 году она принимала в Киеве греческое посольство, но послать войско на помощь Византии отказалась. В тот же год Ольга направляет к Оттону I, германскому императору, послов с просьбой прислать к ней епископов, а также других священников, чтобы учредить на Руси церковь.
Попытка сыграть на византийско-германских противоречиях правительнице вполне удалась, Константинополь стал уступчивее, и с ним был заключен взаимовыгодный договор. А германские послы вернулись на родину ни с чем. В 960 году на помощь грекам было отправлено русское войско. Оно участвовало в военных действиях под руководством Никифора Фоки, будущего византийского императора, на острове Крит против арабов.
Мнение Василия Татищева
Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.
Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.
Археологические данные
Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.
В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:
- Киев.
- Гнездов – недалеко от Смоленска.
- Шестовица – вблизи Чернигова.
- Тимерев – под Ярославлем.
Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.
Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.
Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».
В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.
Владимир Красно Солнышко
Официально датой принятия христианства на Руси считается 28 июля 988 года. Сегодня это памятный день, который установлен федеральным законом 1 июня 2010 года. Эта дата в православном церковном календаре (по старому стилю она приходится на 15 июля) является днем памяти князя Владимира, годы жизни которого – 960-1015.
Церковью он назван равноапостольным крестителем Руси, историками – великим, а народом – Красно Солнышко. В 2008 году Архиерейский собор РПЦ постановил совершать 28 июля богослужение в соответствии с уставом великого праздника.
Князь Владимир приходился сыном князю Святославу и Малуше, «вещей деве», которая приняла христианство в Константинополе вместе с бабкой Владимира, княгиней Ольгой.
Его самостоятельное правление началось в 17-летнем возрасте. Как говорит предание, в то время молодой князь был язычником, он любил военные походы и шумные пиры. Однако судьбой именно ему суждено было стать крестителем Руси.
Испытание вер
Как рассказывается в «Повести временных лет», которая веком крещения Руси считает десятый, сначала имело место так называемое испытание вер. К князю Владимиру в 986 году прибыли целых четыре делегации с целью склонить к своей вере русского правителя. Это были:
- магометане-булгары;
- «латиняне» из Рима;
- хазарские евреи;
- греко-византийцы.
Представители каждого из посольств перечисляли преимущества своей веры. Послы из Волжской Булгарии предложили правителю Руси принять ислам. Когда Владимир спросил, в чем их вера, они поведали князю о соблюдении необходимых обрядов, об обрезании и запрете есть свинину. Среди прочего значилось и табу на употребление спиртных напитков.
Однако было и такое преимущество: Магомет каждому дает по семидесяти красавиц-жен. Владимиру последнее очень понравилось, так как он очень любил женщин. Тогда как обрезание и воздержание от употребления свиного мяса пришлось ему не по душе. А о запрете на вино он ответил фразой, которую сегодня довольно часто цитируют в качестве причины шуточного отказа от принятия мусульманской веры:
Руси веселье есть питие, не можем без того быть.
После этого предложение булгар было им предварительно отвергнуто.
«Латинян» из Рима, присланных римским папой, названных в летописи немцами, князь отослал, сказав им, чтобы возвращались туда, откуда пришли, так как еще отцы не приняли этой веры.
У хазар-иудеев князь поинтересовался, где находится их земля. А в ответ услышал, что Бог рассеял их по всему свету. Тогда Владимир заключил, что, если бы Бог любил иудеев и их закон, он бы не допустил их расселения по чужим землям. «Может, и нам вы этого хотите?», — возмутился князь.
Посланца из Византии, который в летописи назван за его мудрость Философом, Владимир слушал продолжительное время и с большим интересом. Тот поведал о законах христианства, рассказал историю Иисуса. Киевский князь заинтересовался, но и на этой вере пока не остановился, взяв время для размышлений.
Нет на земле такой красоты
Правитель стал советоваться со своим окружением, и было принято решение испытать веру дополнительно. Через год, в 987-м, князь решил сам отправить гонцов в разные земли, чтобы узнать, как служат Богу другие народы. Возвратившись, гонцы рассказали, что наиболее всего их впечатлила служба в Царьграде, то есть в Константинополе.
Она их просто-таки восхитила. Посланники сообщали, что во время проведения церковного обряда они не знали, где находятся – на земле или на небе, так как не видели на земле зрелища такой красоты. Согласно летописи, подумав, Владимир решил креститься по правилам греческого обряда, и был поддержан ближними боярами. Однако крещению Руси Владимиром предшествовал еще ряд событий.
Как крестился князь Владимир?
Прежде чем принять христианскую веру, в 988 году Владимир захватил Корсунь. Сейчас там находится город Севастополь. Он потребовал в жены Анну, являвшуюся сестрой византийских императоров Константина VIII и Василия II, которые были соправителями. В противном случае он грозился напасть на Константинополь.
Оба императора дали согласие, но в свою очередь выдвинули требование Владимиру о необходимости его крещения. Ведь они не могли отдать сестру замуж за иноверца. Правитель Киевской Руси не возражал, и братья отправили Анну в Корсунь.
Там же Владимир и его дружинники приняли крещение. Обряд был совершен Корсунским епископом, который после этого провел и церемонию бракосочетания. Князем в крещении было принято имя Василий, в честь одного из правящих императоров.
Существует предание, что в Корсуни Владимир ослеп, но как только он был крещен, произошло исцеление. И тогда князь воскликнул, что теперь он познал Бога истинного. После вступления в брак с византийской царевной Владимир всех своих жен и наложниц отпустил.
Причины крещения Руси
Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.
К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.
По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.
После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.
Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.
Вот ряд предпосылок для крещения Руси.
- Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
- Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
- Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
- Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.
Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:
- Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
- Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
- В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
- Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
- Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
- Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.
Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.
Крещение киевлян в днепровских водах
В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.
Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.
Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.
Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.
Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.
Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.
Распространение христианства на Руси
После Киева христианство стало приходить и в другие города. Речь идет о Чернигове, Полоцке, Турове, где были созданы епархии. В целом процесс крещения Руси растянулся на несколько столетий, так как наблюдались случаи массового сопротивления. Поэтому на некоторых территориях происходило насильственное насаждение новой веры.
При этом культовые языческие сооружения подвергались разрушениям, на сопротивлявшихся обрушивались репрессии. Но следует особо отметить, что в большинстве случаев причины были политическими, противодействие касалось именно антикиевского аспекта, а не антихристианского. Кроме того, были и другие причины: социальные, культурные, бытовые. Тогда как религиозные стояли отнюдь не на первом месте.
Так, Иоакимовская летопись (данные подтверждаются археологическими раскопками 20 века) сообщает, что активное сопротивление введению христианства наблюдалось в Новгороде. Там волхвы выступали против князя Глеба.
Жители города были крещены в 990 году. Это было сделано епископом Иоакимом вместе с Воробьем Стояновичем, новгородским посадником. При этом им оказывалась военная помощь киевским воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Первый из них приходился дядей князю Владимиру и братом его матери – Малуши.
Восстание волхвов было подавлено в 1024 году Ярославом Мудрым во Владимиро-Суздальской земле. Аналогичные события произошли и в 1071 году.
Согласно сведениям, известным из традиционной церковной истории, в Муроме и Ростове сопротивление продолжалось вплоть до 12 века. Сначала два посланных в Ростов епископа были оттуда изгнаны, а третий, по имени Леонтий, много трудился для утверждения веры христиан.
Лишь епископ Исаия окончательно окрестил ростовчан. Он взошел на кафедру в 1078 году. К этому же периоду относятся и события, отраженные в Житии Авраамия Ростовского, который сокрушил идол Велеса, а на его месте воздвигли Богоявленский монастырь.
Из всех славянских племен дольше всех сопротивлялись вятичи. В 12 веке их просветителем был печерский инок, преподобный Кукша, который принял мученическую смерть.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре.
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.
Похожие статьи
События
Основные решения Потсдамской конференции
События
Мюнхенское соглашение 1938 года
События
Начало книгопечатания в России: дата и интересные факты
События
История 15-го века. Какие события произошли в 15-м веке?
События
Смоленская война 1632-1634 гг.: причины и итоги
События
Великая Отечественная война: когда началась и закончилась, причины и даты
Краткий обзор религиозной истории чернокожих в США
Две трети чернокожих американцев являются протестантами, то есть примерно четыре из десяти американцев в целом. Отношения между чернокожими американцами и протестантизмом необычны из-за истории рабства и сегрегации, которая привела к созданию нескольких деноминаций, возглавляемых чернокожими, которые позволили чернокожим американцам свободно поклоняться. Эти исторически сложившиеся чернокожие протестантские деноминации, основанные в основном до 1900 года, также поддерживали колледжи и помогали чернокожим общинам другими способами.
В то же время протестантизм сам по себе не определяет религиозный опыт чернокожих в Соединенных Штатах. Прежде чем порабощенные люди в Америке начали массово обращаться в протестантизм в 1700-х годах, они обычно следовали традиционным западноафриканским религиям или исламу. Католицизм также давно присутствует среди чернокожих американцев, в том числе в Мэриленде, Кентукки и Луизиане в эпоху рабства. А в начале 1900-х годов ислам начал привлекать тысячи чернокожих американцев посланием о том, что христианство, как и Америка в целом, не смогло предложить им равенство.
Далее следует краткий отчет о религиозной истории чернокожих в Соединенных Штатах с акцентом на усилиях религиозных групп по борьбе с расизмом и его последствиями.
Довоенное рабство и религия
Когда они были впервые схвачены и отправлены в Америку, некоторые порабощенные чернокожие были христианами. Мусульман было больше. Но наибольшее число, безусловно, были последователями традиционных религий, распространенных в то время в Западной Африке. Многие из этих африканских систем верований включали в себя верховного, далекого бога, сотворившего мир, и пантеон низших богов и духов предков, активно участвовавших в повседневной жизни.
Это религиозное наследие также включало использование лекарственных трав и заклинаний, применяемых специалистами, известными как фокусники, которые, как полагали, могли исцелить болезнь, причинить вред врагу или заставить кого-то влюбиться. Историки говорят, что доступ к колдуну давал порабощенным людям ощущение силы и контроля над своей жизнью, в то же время допуская мировоззрение, которое отличало их от рабовладельцев и связывало их с Африкой. 23
Основные исторически сложившиеся чернокожие протестантские конфессии и время их основания:
1. Африканская методистская епископальная церковь (AME), 1816 г.
2. Африканская методистская епископальная церковь Сиона (AME Zion), 1821 г.
3. Христианско-методистская епископальная церковь (CME), 1870 г.
4. Национальная баптистская конвенция, США , Inc., 1880
5. Церковь Бога во Христе (COGIC), 1897
6. National Baptist Convention of America International, Inc., 1915
7. Progressive National Baptist Convention, Inc., 1961
8 , Международное братство баптистской церкви Полного Евангелия, 1994
Примечание: Некоторые отдельные церкви, связанные с этими деноминациями, появились еще до основания самих деноминаций.
Взаимодействие между порабощенными людьми и христианскими миссионерами (и другими евангелистами) привело к распространению христианства среди чернокожих американцев. Многие рабовладельцы поначалу сопротивлялись этим евангельским усилиям отчасти из опасения, что, если порабощенные люди станут христианами, они будут считать себя равными своим владельцам. К 1706 году этот страх рабовладельцев подстегнул закон по крайней мере в шести колониях, заявляющий, что крещение порабощенного человека не влечет за собой его свободы. Кроме того, многие порабощенные люди, которые стали христианами, столкнулись с ограничениями со стороны мастеров, которые запрещали им посещать церковь или молитвенные собрания. Чтобы обойти эти ограничения и в качестве альтернативы проповедям Белого духовенства с просьбой подчиняться своим владельцам, многие порабощенные христиане проводили секретные службы с особым стилем молитв, пения и поклонения. Эти службы обычно проводились в их хижинах или в близлежащих лесах, оврагах, оврагах и зарослях. 24
Историки говорят, что библейская история о бегстве израильтян из Египта вдохновила порабощенных людей. Это нашло отражение в закодированных текстах некоторых из их религиозных песен или спиричуэлс. Например, в «Спустись, Моисей» текст умоляет еврейского пророка «скажи старому фараону, отпусти мой народ». Фредерик Дуглас писал, что когда он был ребенком, еще до того, как сбежал из рабства, «внимательный наблюдатель мог бы уловить в нашем постоянном пении «О Ханаан, милый Ханаан, я направляюсь в землю Ханаанскую» нечто большее, чем надежду. достижения небес. Мы намеревались достичь севера, а север был нашим Ханааном». 25
Рост протестантизма и исторически сложившиеся чернокожие протестантские деноминации
Первая чернокожая протестантская деноминация, Африканская методистская епископальная (АМЕ) церковь, была основана в начале 1800-х годов Ричардом Алленом, который выкупил себе свободу от рабства. Аллен стал методистским проповедником в 1780-х годах, но в 1787 году он и другие покинули преимущественно белую церковь после того, как их подняли с колен в молитве за то, что они находились в той части церкви, куда чернокожие прихожане не допускались. Три десятилетия спустя он и представители пяти других общин основали деноминацию AME. Аналогичная цепь событий в Нью-Йорке привела к созданию в 1821 году церкви АМЕ Сион. 0003
К концу Гражданской войны и в последующие десятилетия чернокожие протестантские деноминации прочно закрепили свое место в религиозном ландшафте США. Особенно после эмансипации церкви AME и AME Zion отправили большое количество миссионеров на юг, в результате чего многие чернокожие христиане покинули в основном белые церкви и присоединились к преимущественно черным. Церковь АМЕ выросла с 20 000 членов незадолго до начала Гражданской войны до 400 000 в 1884 г., в то время как число членов церкви АМЕ Сион подскочило с 4 600 в начале войны до 300 000 в 1884 г. 26 Другими крупными конфессиями, возникшими в этот период, были Христианско-методистская епископальная церковь (1870 г.) и Национальная баптистская конвенция (1880 г.). 27 В целом Бюро переписи населения США насчитало почти 2,7 миллиона «негритянских прихожан» в христианских церквях в 1890 году, сообщив о четырехкратном увеличении числа чернокожих христиан за предыдущие три десятилетия. Также было обнаружено, что чернокожие в 1890 году чаще, чем белые, были членами христианского собрания (36% против 33%). 28
Еще один тип протестантского христианства, пятидесятничество, приобрел последователей в Соединенных Штатах на рубеже 20-го века. Самая крупная чернокожая пятидесятническая деноминация, Церковь Бога во Христе (COGIC), образовалась в 1897 году и набрала обороты после возрождения в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, известного как возрождение на Азуза-стрит, которое началось в 1906 году. Возрождение, возглавляемое черным проповедником. , преподобному Уильяму Дж. Сеймуру, ученые приписывают стимулирование роста пятидесятничества в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире.
Католицизм также вырос среди чернокожих американцев в начале-середине 20-го века во время так называемого Великого переселения народов, когда миллионы чернокожих американцев перебрались из сельских южных общин в города по всей стране. Приходские школы, которые часто рассматривались как привлекательная альтернатива государственным школам, были одним из способов, с помощью которого многие черные семьи вступили в контакт с католицизмом. 29
Ученые говорят, что преимущественно черные церкви 19-го и 20-го веков играли важную роль в черном обществе вне сферы религии. В период, когда дискриминация лишала чернокожих доступа к различным общественным услугам, многие церкви чернокожих предлагали программы профессионального обучения, страховые кооперативы, библиотеки и спортивные клубы. 30 Это было одно из немногих мест, где чернокожие могли занимать государственные или полугосударственные руководящие должности. Мужчины получили известность как пасторы, в то время как женщины часто возглавляли церковные комитеты и организации, которые оказывали социальные услуги на местном уровне или выступали за общественные дела. 31 Женщинам запрещалось проповедовать до 1884 года, когда церковь AME разрешила им стать лицензированными проповедниками. 32 Однако деноминация не посвящала женщин в сан до середины 20 века. (Церковь АМЕ Сион начала посвящать женщин в сан в 189 г.4.) В 1900 году, чтобы решить проблему гендерного неравенства в рамках Национальной баптистской конвенции, Нэнни Хелен Берроуз и другие баптистские женщины основали Женскую конвенцию. 33
Новые религиозные движения
На рубеже веков и в начале 1900-х гг. потомки древних израильтян, и которые использовали религию для взращивания идентичности «вне расовой иерархии общества», по словам профессора религии Камбиза Ганеа Бассири. 34 Они часто утверждали, что христианство, самая распространенная американская религия, подвело чернокожих. Многие из этих движений основывались на повествованиях об исламе как об африканской религии. Хотя они никогда не привлекали больше, чем небольшую часть чернокожего населения, некоторые из этих организаций имели длительное влияние в черных общинах.
Нация ислама, ставшая наиболее заметной из этих групп, была основана в 1930 году в Детройте человеком, известным как Уоллес Д. Фард. Он учил, что чернокожие были «изначальной» и высшей расой, а белые — «дьяволами», появившимися в результате эксперимента, разработанного чернокожим ученым. Элайджа Мухаммад, руководивший группой с середины 19 в. С 30-х годов до своей смерти в 1975 году проповедовал необходимость финансовой и экономической независимости для чернокожих и черных общин. Он учил, что разделение рас было логичным ответом на расизм со стороны белых, и сказал членам NOI, что они не должны голосовать на выборах в США или служить в вооруженных силах. 35
Другие группы включали Храм мавританской науки Америки (MSTA) и движение Ахмадийя, последнее из которых было основано в Индии, но имело миссионера в США, который проповедовал в общинах чернокожих. Благородный Дрю Али, пророк-основатель MSTA, учил своих чернокожих членов, что они «не негры», а «мавританские американцы». Пиренейского полуострова веками ранее. Потом было движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». Хотя это и не религиозное движение, его лидер Гарви призвал чернокожих переехать в Африку, чтобы сформировать «правительство, собственную нацию, достаточно сильную, чтобы обеспечить защиту представителям нашей расы, разбросанным по всему миру». 36
Черное духовенство и движение за гражданские права
В 1957 году небольшая группа чернокожих лидеров движения за гражданские права сформировала Конференцию христианских лидеров Юга (SCLC) с первоначальной целью использовать ненасильственные действия для координации протестов на Юге. Президентом группы был преподобный доктор Мартин Лютер Кинг-младший, который в 1955 году возглавил бойкот автобусной системы в Монтгомери, штат Алабама.
Выступая против расизма и дискриминации, Кинг использовал как политический, так и религиозный дискурс. Его знаменитая речь на марше в Вашингтоне за рабочие места и свободу к формулировкам Декларации независимости («У меня есть мечта, что однажды эта нация поднимется и воплотит в жизнь истинный смысл своего вероучения: «Мы считаем, что эти истины самоочевидно, что все люди сотворены равными») и в Книге Исайи («Я вижу сон, что однажды всякая долина возвысится, всякий холм и гора понизятся, неровные места сделаются прямо, и кривизны выпрямятся, и явится слава Господня, и узрит ее всякая плоть».
Несмотря на известность Кинга, ученые отмечают, что многие чернокожие христианские священнослужители не поддержали его подход. Некоторые опасались насилия, в то время как другие предпочитали более юридический подход тактике «прямого действия» Кинга. Пример разделения возник в 1960 и 1961 годах, когда Кинг и другие безуспешно пытались сместить действующего президента Национальной баптистской конвенции США, преподобного Джозефа Х. Джексона, который не поддерживал тактику Кинга. Кинг и его сторонники в конечном итоге ушли, чтобы основать новую деноминацию, Прогрессивную национальную баптистскую конвенцию, которая полностью поддержала движение за гражданские права. Отмечая уровень поддержки этой активности, историк Барбара Дайанн Сэвидж писала, что «черные церкви, их члены и их служители сыграли решающую роль в том, чего добилось движение [за гражданские права], но в нем никогда не участвовало больше, чем небольшое меньшинство чернокожих. религиозные люди». 37 Подобные наблюдения – или критика – о том, что слишком мало представителей черного духовенства выступали за права чернокожих, предшествовали движению за гражданские права; например, в первом десятилетии 20-го века журналист и активистка Ида Б. Уэллс сетовала на то, что ни одна церковь в Чикаго, включая ее собственную, не позволила бы ей использовать церковное пространство для проведения публичного собрания по поводу линчевания. 38
После 1965 года
Как борьба за десегрегацию, возникшая в движении за гражданские права, повлияла на религиозный ландшафт чернокожих? Стало ли чернокожее население более вероятным после движения за гражданские права посещать многорасовые собрания или собрания, где другие расы составляют большинство, и с меньшей вероятностью посещать места отправления культа преимущественно чернокожими? Это трудно знать наверняка. Опрос 2020 года показал, что 60% чернокожих американцев, которые посещают религиозные службы хотя бы раз в год, делают это в преимущественно чернокожих общинах, в то время как 39% ходят в общины с другим расовым составом. Это говорит о том, что в долгосрочной перспективе меньше черных семей с детьми посещают собрания чернокожих. Среди самых старших взрослых, участвовавших в исследовании (поколение молчаливых и старше), 83% взрослых говорят, что в детстве ходили в преимущественно чернокожее собрание, по сравнению с меньшим количеством взрослых в самом молодом поколении (поколение Z), которые говорят это. (64)%. 39
В годы, последовавшие за движением за гражданские права, некоторые чернокожие теологи начали призывать духовенство рассматривать расовую справедливость как неотъемлемую часть христианской морали. Сторонники религиозной философии, известной как теология освобождения черных, утверждали, что Бог и христианство в основном озабочены искоренением бедности и обеспечением свободы для чернокожего населения и других угнетенных народов. «Бог не дальтоник в борьбе черных и белых, но безоговорочно отождествил себя с черными», — писал преподобный доктор Джеймс Х. Коун, видный ученый в области теологии освобождения черных. 40 Трудно сказать, сколько чернокожих священнослужителей приняли эти взгляды с течением времени, хотя богословы подсчитали в 2008 году, что не более четверти чернокожих пасторов рассматривают свое богословие как освободительное. 41
В 1975 году «Нация ислама» изменила свои религиозные учения и политические взгляды после смерти своего лидера Элайджи Мухаммада. 42 Его преемник, его сын Уоллес Мохаммед, призвал членов активизировать свое участие в основном американском обществе — в отличие от призыва его отца к разделению. Тем не менее, после того, как Уоллес Мохаммед изменил название «Нации ислама» и дистанцировал группу от учения своего отца, министр Луи Фаррахан, видный член NOI, основал воссозданную «Нацию ислама» в 1919 году.78, который поддерживал послание Элайджи Мухаммеда. (Большинство членов группы, однако, остались с Уоллесом Мохаммедом.)
Во второй половине 20-го века количество католических школ сократилось, а вместе с ним и количество чернокожих, обращенных в католицизм. 43 В тот же период чернокожее духовенство и религиозные сестры в недавно созданных организациях, таких как Национальный совет чернокожего католического духовенства и Национальная конференция черных сестер, все чаще требовали от епископов США решения проблем чернокожих католиков по таким вопросам, как инклюзия, литургия и музыка в приходах. 44 Вехи включали в себя назначение первого афроамериканского епископа, который возглавил епархию в США в 1977 году, первого темнокожего архиепископа в США, назначенного в 1988 году, и первого чернокожего кардинала в США Уилтона Грегори, назначенного в 2020 году. , Конференция католических епископов США говорит, что в Соединенных Штатах проживает 3 миллиона чернокожих католиков, что составляет около 4% католического населения страны, в то время как чернокожие священники составляют около 1% всех священников США. 45 Согласно опросу Pew Research Center 2020 года, 6% всех чернокожих американцев являются католиками.
В 21 веке многие из исторически черных протестантских деноминаций, сформировавшихся в 1800-х и 1900-х годах, сохранили значительное число последователей. Когда Национальный совет церквей в последний раз опубликовал Ежегодник американских и канадских церквей в 2012 году, шесть из восьми конфессий из Конференции национальных черных церквей вошли в список 25 крупнейших христианских конфессий в Соединенных Штатах: Церковь Бога во Христе. ; Национальная баптистская конвенция, США, Inc.; Национальная баптистская конвенция Америки, Inc.; Африканская методистская епископальная церковь (АМЕ); Африканская методистская епископальная церковь Сиона (AME Zion); и Прогрессивная национальная баптистская конвенция. 46
Мегацеркви, обычно определяемые как церкви с посещаемостью не менее 2000 человек в неделю, также являются частью религиозного ландшафта чернокожих 21-го века. Согласно многочисленным исследованиям, в Соединенных Штатах насчитывается от 120 до 150 мегацерквей, большинство из которых посещают чернокожие, многие из которых датируются концом 1800-х годов. 47 Некоторые пасторы этих мегацерквей (и некоторые пасторы других церквей, в основном чернокожих) подвергались критике за акцент на так называемом «евангелии процветания» — идее о том, что материальное богатство является признаком Божьего благоволения. 48 Исследователь Скотт Тумма, изучающий мегацеркви, провел различие между мегацерквями в центре города, которые, по его словам, имеют тенденцию быть активными, и мегацерквями в пригородах, которые, по его словам, имеют тенденцию подчеркивать евангелие процветания. 49
Увеличение иммиграции из Африки также повлияло на религиозный ландшафт чернокожих в Соединенных Штатах, поскольку африканские иммигранты по некоторым показателям, как правило, более религиозно активны, чем взрослые чернокожие, родившиеся в США. В 2009 году насчитывалось 1,9 миллиона африканских иммигрантов, идентифицировавших себя как чернокожие, по сравнению с примерно 10 000 в 1970. 50 Приблизительно дюжина христианских деноминаций, возникших в Африке, имеют общины в Соединенных Штатах, в том числе Пресвитерианская церковь Ганы и базирующаяся в Нигерии Церковь Господа. 51 Результаты опроса показывают, что африканские иммигранты чаще, чем чернокожие взрослые в США, еженедельно посещают религиозные службы (54% против 32%), говорят, что религия очень важна для них (72% против 59%). и сказать, что верующие обязаны обращать неверующих (68% против 51%). Они также кажутся более социально консервативными. Например, они чаще, чем чернокожие американцы, родившиеся в США, говорят, что отец должен финансово обеспечивать семью, а мать должна брать на себя основную ответственность за воспитание детей. И они менее склонны говорить, что гомосексуальность должен быть принят обществом. 52
Несмотря на то, что по многочисленным показателям религиозной приверженности чернокожие американцы более религиозны, чем население в целом, они, как и другие американцы, стали чаще идентифицировать себя как атеистов, агностиков или «ничего особенного». Тем не менее, чернокожие американцы реже, чем взрослые американцы в целом, не имеют религиозной принадлежности (21% против 27%).
Колумбийская биржа — Институт Билля о правах
Автор: Марк Кристенсен, Успенский колледж
К концу этого раздела вы:
- Объясните причины колумбийского обмена и его влияние на Европу и Америку в период после 1492 года
Предлагаемая последовательность
Это повествование должно быть предложено учащимся в начале изучения главы 1 вместе с повествованием о первых контактах.
Когда европейские поселенцы отплыли в отдаленные места в эпоху Возрождения, они везли с собой различные предметы, видимые и невидимые. По прибытии в Карибское море в 149 г.2 Христофор Колумб и его команда привезли с собой несколько различных товаров. Тем не менее, они также несли невидимые биологические организмы. То же самое делали все европейцы, африканцы и коренные американцы, которые вольно или невольно принимали участие в колумбийском обмене — перемещении растений, животных, людей, культур, микробов и идей между Америкой и Старым Светом. Результатом стало беспрецедентное в истории планеты биологическое и идеологическое смешение, которое навсегда сформировало участвующие культуры.
В течение десятков миллионов лет люди и животные Земли развивались в относительной изоляции друг от друга. Географические препятствия, такие как океаны, тропические леса и горы, препятствовали взаимодействию различных видов животных и растений и их распространению в другие регионы. Первые поселенцы Америки, которые, вероятно, тысячи лет назад пересекли ледяной мост через Берингов пролив, соединявший современную Россию и Аляску, привезли с собой из Евразии растения, животных и микробы. Однако ученые предполагают, что холодный климат Сибири (вероятное происхождение коренных американцев) ограничивал разнообразие видов. И хотя викинги вступили в контакт с Америкой около 1000 г., их влияние было ограниченным.
Большое разнообразие новой флоры и фауны было завезено в Новый Свет и Старый Свет на Колумбийской бирже. Культуры Нового Света включали кукурузу (кукурузу), перец чили, табак, белый и сладкий картофель, арахис, помидоры, папайю, ананасы, кабачки, тыквы и авокадо. Культуры Нового Света одомашнили лишь несколько видов животных, в том числе некоторые виды мелких собак, морских свинок, лам и несколько видов домашних птиц. Такие животные были одомашнены в основном для использования в пищу, а не в качестве вьючных животных. Со своей стороны, жители Старого Света усердно выращивали лук, салат, рожь, ячмень, рис, овес, репу, оливки, груши, персики, цитрусовые, сахарный тростник и пшеницу. Они также приручали животных для употребления в пищу, включая свиней, овец, крупный рогатый скот, птицу и коз. Однако коровы также служили вьючными животными, наряду с лошадьми и ослами. Домашние собаки также использовались для охоты и отдыха.
Отсутствие одомашненных животных не только мешало индейцам разрабатывать трудосберегающие технологии, но также ограничивало их подверженность болезнетворным организмам и, таким образом, их иммунитет к болезням. Европейцы, однако, долгое время подвергались воздействию различных болезней, переносимых животными, а также других заболеваний, которые часто распространялись из-за тесноты в городах, включая корь, холеру, бубонную чуму, брюшной тиф, грипп и оспу.
Европейцы также путешествовали на большие расстояния на протяжении веков и заразились многими мировыми болезнями, в первую очередь бубонной чумой во время Черной смерти. Таким образом, они получили иммунитет к большинству болезней, поскольку достижения в области кораблестроения позволили им путешествовать еще дальше в эпоху Возрождения. Жители Нового Света не имели таких возможностей для путешествий и жили на изолированных континентах, где не сталкивались со многими болезнями.
Все изменилось с первым путешествием Колумба в 1492 году. Вернувшись год спустя в Испанию, Колумб привез с собой шесть туземцев таино, а также несколько видов птиц и растений. Колумбийский обмен шел полным ходом. Во время своего второго путешествия Колумб привез в Карибское море пшеницу, редис, дыни и нут. Его путешествия открыли атлантическое шоссе между Новым и Старым Светом, которое никогда не закрывалось и только расширялось по мере того, как обмен товарами увеличивался в геометрической прогрессии год за годом. Хотя европейцы экспортировали свой пшеничный хлеб, оливковое масло и вино в первые годы после контакта, вскоре пшеница и другие товары стали выращиваться и в Америке. Действительно, пшеница остается важным продуктом питания в Северной и Южной Америке.
С исследованием и заселением Нового Света европейцами товары, животные и болезни начали пересекать Атлантический океан в обоих направлениях. Эта «колумбийская биржа» вскоре имела глобальные последствия. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4. 0)
Лошади, крупный рогатый скот, козы, куры, овцы и свиньи также дебютировали в Новом Свете в первые годы контактов, навсегда сформировав его ландшафты и культуры. На более пышных пастбищах Америки резко увеличилось количество импортированных лошадей, крупного рогатого скота и овец, поскольку в Новом Свете не было естественных хищников для этих животных. В центральной Мексике местные фермеры, которые никогда не нуждались в заборах, жаловались на бродячий скот, который часто портил их посевы. Чилийские мапуче настолько хорошо интегрировали лошадь в свою культуру, что стали непреодолимой силой, противостоящей испанцам. Появление лошадей также изменило способ охоты коренных американцев на бизонов на Великих равнинах и сделало их грозными воинами против других племен.
Атлантическое шоссе не было односторонним, и Новый Свет определенно повлиял на Старый Свет. Например, более высокая калорийность картофеля и кукурузы, привезенных из Америки, улучшила рацион крестьян по всей Европе, как и кабачки, тыква и помидоры. Это, в свою очередь, привело к чистому приросту населения в Европе. Табак помог поддержать экономику первой постоянной английской колонии в Джеймстауне, когда курение было введено и стало чрезвычайно популярным в Европе. Шоколад также пользовался широкой популярностью по всей Европе, где элита часто употребляла его в качестве напитка в горячем виде. Некоторые болезни также были общими с европейцами, в том числе бактериальные инфекции, такие как сифилис, которые испанские войска из Нового Света распространили среди европейского населения, когда их страна отправилась на войну в Италию и другие места.
В отличие от этого, болезни Старого Света нанесли ущерб местному населению. На рисунках ацтеков, известных как кодексы, изображены коренные американцы, умирающие от характерных симптомов оспы. Без предыдущего воздействия и без иммунитета население коренных американцев, вероятно, сократилось на целых 90 процентов за 150 лет после первого путешествия Колумба. Испанцы и другие европейцы не могли знать, что несут с собой смертельные микробы, но такие болезни, как корь, грипп, тиф, малярия, дифтерия, коклюш и, прежде всего, оспа, были, пожалуй, самой разрушительной силой в завоевании Европы. новый мир.
Контакты и завоевания также привели к смешению идей и культур. Европейские священники и монахи проповедовали христианство коренным американцам, которые, в свою очередь, приняли и адаптировали его верования. Например, католическое празднование Дня всех душ и всех святых было смешано с ацтекским праздником в честь мертвых; В результате празднования Дня мертвых объединили элементы испанского католицизма и верований коренных американцев, чтобы создать что-то новое. Влияние христианства было продолжительным; Латинская Америка стала преимущественно римско-католической.
Люди также смешались на этой Колумбийской бирже. Европейцы, коренные американцы и африканцы в Новом Свете производили потомство, в результате чего возникло потомство смешанной расы.
Расы в испанских колониях были разделены юридическими и социальными ограничениями. В середине восемнадцатого века картины каста, подобные этим, продемонстрировали популярное увлечение категоризацией людей смешанных национальностей.
На протяжении всего колониального периода местная культура влияла на испанских поселенцев, формируя идентичность аметисов. Метисы гордились как своим доколумбовым, так и испанским наследием и создавали такие образы, как Дева Гваделупская — темнокожая латиноамериканская Мария, которая отличалась от своих светлокожих европейских предшественниц. Дева Гваделупская стала покровительницей Америки и самой популярной среди католических святых в целом. Прежде всего, она остается непреходящим примером и свидетельством Колумбийской биржи.
Посмотрите этот видеоролик BRI Homework Help на Columbian Exchange, чтобы ознакомиться с основными идеями этого эссе.
Вопросы для повторения
1. Глобальный перенос растений, животных, болезней и продуктов питания между Восточным и Западным полушариями во время колонизации Америки называется
- Срединным проходом
- Колумбийская биржа
- Треугольная торговля
- Межполушарный обмен
2. Что из следующего свидетельствует о культурном смешении, которое произошло в результате Колумбийского обмена?
- Принятие ацтекских праздников испанским католицизмом
- Готовность испанцев изучать родные языки
- Отказ ацтеков принять христианство
- Призыв испанских священников поклоняться Деве Гваделупской
3. Какой предмет появился в Новом Свете?
- Сахар
- Оспа
- Лошади
- Картофель
4. Как колумбийская биржа повлияла на Европу?
- Домашние животные из Нового Света значительно повысили производительность европейских ферм. 90 161 европейцев пострадали от массовых причин болезней Нового Света, таких как сифилис.
- Более высокая калорийность картофеля и кукурузы улучшила европейскую диету.
- Домашние животные из Нового Света сеяли хаос в Европе, где у них не было естественных хищников.
5. Как колумбийская биржа повлияла на Америку?
- Домашние животные из Старого Света значительно повысили продуктивность ферм коренных американцев.
- Коренные американцы пострадали от болезней Старого Света, таких как оспа.
- Более высокая калорийность таких культур, как картофель и кукуруза, улучшила рацион коренных американцев.
- Коренные американцы научились приручать животных благодаря общению с европейцами.
6. Какой предмет возник в Старом Свете?
- Сахарный тростник
- Тыквы
- Кукуруза
- Картофель
Вопросы с бесплатным ответом
- Сравните влияние Колумбийской биржи на Северную Америку и Европу.
- Объясните, почему историк Альфред Кросби назвал Колумбийскую биржу «экологическим империализмом».
Практические вопросы AP
«Колумбийский обмен включал человека, и он изменил Старый и Новый Свет иногда непреднамеренно, иногда преднамеренно, часто жестоко. Вполне возможно, что он и растения и животные, которые он принес с собой, вызвали вымирание большего количества видов форм жизни за последние четыреста лет, чем обычные процессы эволюции могли бы уничтожить за миллион. . . . Колумбийская биржа оставила нам не более богатый, а более бедный генетический фонд. Мы, все живое на этой планете, для Колумба меньше, и обнищание будет увеличиваться».
Альфред Кросби, Колумбийский обмен: биологические и культурные последствия 1492 года
См. предоставленную выдержку.1. Что из следующего наиболее прямо поддерживает аргумент Кросби?
- Прирост населения в Европе за счет выращивания культур Нового Света, таких как картофель
- Сокращение населения в Северной Америке из-за таких болезней, как оспа
- Массовая миграция европейцев в Северную Америку в шестнадцатом веке, вытеснившая группы коренных американцев
- Перевыпас животных, завезенных европейцами
2. Какие доказательства может использовать историк, стремящийся дискредитировать аргумент Кросби?
- Немедленное и повсеместное принятие христианства в Новом Свете
- Борьба коренных американцев с европейцами за господство в Новом Свете
- Неудачное внедрение индейскими группами европейских технологий
- Чистый прирост населения с течением времени из-за увеличения доступности высококалорийных продуктов, характерных для Нового Света
Первичные источники
Исследование Бартоломью Госнольдом Кейп-Кода: http://historymatters.