Итоги Холодной войны по этапам, каковы ее причины и последствия
Начало противостояния двух систем: капиталистической и социалистической было положено в середине 40-х годов прошлого столетия. После победы во Второй мировой войне над странами Оси: США, Великобритания, Франция и ряд других держав, обеспокоенные возросшим влиянием СССР в мире, а также установлением марионеточных режимов в государствах Восточной Европы были вынуждены пойти на конфронтацию.
Оглавление
- Начало блокового противостояния
- Противостояние на земле и в космосе
- Снижение политической и экономической помощи
- Итоги Холодной войны
Начало блокового противостояния
Причиной развязывания Холодной войны со стороны Запада можно назвать и тот факт, что страны капиталистического блока опасались усиления влияния СССР на другие Европейские, Скандинавские государства. Также в бывших странах-колониях постепенно нарастало народно-освободительное движение. Все это беспокоило США, Великобританию, что в конечном итоге привело к созданию Североатлантического Альянса (НАТО) в 1949 году. Ответом СССР и союзнических стран было образование Варшавского договора 14 мая 1955 года.
Период Холодной войны длился между 1945-м и 1991-м годами. Прошедшие десятилетия держали весь мир в напряжении от постоянной угрозы ядерного апокалипсиса. С упразднением СССР военное и политическое соперничество было завершено.
Основные события Холодной войны:
Четыре с половиной десятка лет противостояния капиталистического мира и социалистического лагеря можно охарактеризовать несколькими пунктами:
- острая борьба на международной арене за сферы интересов;
- создание военно-политических альянсов;
- гонка обычных и ядерных вооружений;
- прямое и косвенное участие ведущих стран в вооруженных конфликтах;
- раздел мирового пространства на зоны влияния.
Советский Союз и США – основные противоборствующие стороны, из года в год упражнялись друг с другом в психологической войне. В подрывной работе использовались: телевидение, радиоголоса, литературные издания, где упор делался на дискредитацию общественного строя.
Противостояние на земле и в космосе
После прихода к власти Горбачева М. С. и взятого им курса на разрядку, разоружение, во второй половине восьмидесятых годов, мир вздохнул с облегчением. Исчезла реальная угроза ядерного конфликта между СССР и США. Агрессивное противостояние двух военных блоков НАТО и Варшавского договора постепенно снизилось. Вывод Советских войск из Афганистана наглядно продемонстрировал миру, что с Холодной войной между социалистическим и капиталистическим строем покончено навсегда.
Итоги Холодной войны очень разнообразны, поучительны и интересны. Например, жесточайшее противоборство двух враждующих систем не ограничивалось только на земле. Две могучие сверхдержавы – Советский Союз и Соединенные Штаты стремились доказать всему миру, что именно их строй является лучшим, поэтому военное и политическое противостояние перекинулось и в космос. В СССР делали все, чтобы первым космонавтом стал советский человек, а американцы обогнали страну развитого социализма в лунной гонке.
Снижение политической и экономической помощи
Главными итогами Холодной войны можно назвать распад Варшавского договора, объединение двух германий: ГДР, ФРГ, упразднение СССР, а также последовавшая смена политического курса стран Восточной Европы. Другие государства, например, на Африканском континенте, в Юго-Восточной Азии, находившиеся под патронажем Советского Союза, все годы жесточайшего противостояния, остались без моральной и финансовой поддержки.
В отсутствии партийных указаний и материальной помощи со стороны Советского Союза, в большинстве стран третьего мира вспыхивали восстания, революции, после которых происходила частая смена власти. Беспрерывные военные и политические столкновения не могли не отразиться на снижении экономического развития, фактически всех государств, особенно на африканском континенте.
Итоги Холодной войны
Для США и стран союзников победа в Холодной войне означала единоличное лидерство среди всех государств земного шара, что, собственно, и произошло в начале 90-х годов прошлого столетия. Неоспоримый факт тоже можно считать одним из печальных итогов Холодной войны, когда Соединенные Штаты при непосредственном участии стран-союзников, в отсутствии необходимой резолюции ООН, бомбили Югославию в 1999 году.
Главные итоги Холодной войны можно выразить списком:
- Соперничество двух политических систем – капиталистической и социалистической было завершено.
- Произошло объединение двух германий: ГДР, ФРГ в одно государство.
- Снижение вероятности ядерного конфликта между СССР и США.
- Вывод Советских войск из Афганистана.
- Провозглашенный М. С. Горбачевым курс на разрядку и разоружение.
- Распад СССР на множество отдельных стран.
- Роспуск Варшавского договора.
- Ухудшение экономических условий во многих странах третьего мира.
- Начало капиталистического развития в государствах Восточной Европы.
- Распад Югославии, Чехословакии на самостоятельные государства.
- Новая Россия становится правопреемником Советского Союза.
Не все согласны с мнением, что США выиграли Холодную войну. К краху СССР привела неумелая, бездарная внутренняя и внешняя политика последнего генсека Советского Союза. И, если бы страной руководил другой лидер – никто не знает, в каком мире мы бы жили сейчас.
Холодная война и ее причины, этапы, итоги, последствия. Обо всем этом узнайте из видео:
Читайте на нашем сайте о СССР и РСФСР по ссылке.
Причины Холодной войны
Причины Холодной войны:
- Политические. В мире образовалось две принципиальные формы политического режима: демократический и тоталитарный. США и страны Западной Европы развивались по пути демократии, СССР — по пути тоталитарного социализма.
- Идеологические. США и страны Западной Европы использовали идеологию либерализма в качестве основной. СССР же реализовывал в своей практике марксизм-ленинизм, основным постулатом которого была мировая революция.
- Экономические. Разные модели экономического развития: социализм и капитализм.
- Стратегическая. Советская армия находилась в центре Европы и в занятых ею государствах были образованы просоветские социалистические тоталитарные режимы. Гарантий, что эта армия не двинется дальше — не было.
Все это и многое другое создавало атмосферу взаимного недоверия и конфронтации после Второй мировой войны. Далее разберем эти и другие причины более подробно.
Есть такие исторические явления, которые действительно важны не только для сдачи ЕГЭ, но и для понимания всего периода. К примеру, если Вы просто учите внешнюю политику Советского Союза, но не обратили внимание, что львиная доля событий относится к данному историческому явлению, то и запомнить все это будет крайне Вам не просто.
В этой статье же мы раскроем кратко по пунктам причины Холодной войны, которая длилась с 1946/49 года по 1989 год. Публикация на эту тему поможет вам дать ответ на самый «завальный» экзаменационный вопрос: почему антигитлеровская коалиция так быстро распалась, а страны-союзники оказались врагами после 1946 года?
Причины
Холодная война — это период политической, экономической и военной конфронтации (противостояния) между государствами и системами государств. Она была главным образом между СССР и США, между двумя системами хозяйственно-экономического и политического устройства. Собственно в этом и есть ключевые причины.
- Конфронтация была из-за взаимного недоверия между странами, между Советским союзом и США. Масла в огонь добавил тот факт, что Советская армия находилась прямо с центре Европы, и ничто не мешало ей двинуться дальше — на Запад.
- Большая разница в идеологиях: в США господствовал капитализм с присущим ему либерализмом и неолиберализмом; в Советском Союзе — господствовала марксистко-ленинская идеология, которая, кстати, предусматривала курс на мировую революцию. То есть речь шла о свержении буржуазных правительств силами местного рабочего класса и установления советской власти.
- Разная система хозяйствования: в США был рынок и преимущественно естественные рыночные механизмы, которые были усовершенствованы после Великой депрессии 30-х годов. В СССР же была плановая командно-административная система хозяйствования.
- Популярность послевоенного СССР была крайне велика во всем мире: это тоже подливало масла в огонь.
Также вы должны помнить про сопутствующие предпосылки: в ходе освобождения государств Европы от нацистов и фашистов в них устанавливались просоветские и прокоммунистические режимы, в которых сразу после войны шла индустриализация и коллективизация по советскому типу. Конечно, она была несравненно мягче, чем в самом Советском союзе, но была.
Такое беспрецедентное вмешательство СССР во внутренние дела освобожденных государств создавало реальную угрозу существования других независимых государств. В результате никто не мог дать гарантий, что Советская армия двинется дальше: на Англию, или Францию, или США. Именно эти опасения, в том числе, и высказал У. Черчилль в своей речи в г. Фултоне 5 марта 1946 года. Кстати, эту речь я настоятельно рекомендую прочесть, потому что текст из нее вполне может быть включен в ЕГЭ.
Ход событий
В рамках обычного поста у меня нет возможности рассказать детально об этих событиях. К тому же я уже сделал это в своих видеоуроках, доступных на наших курсах подготовки и в отдельном курсе «Сквозные темы». Но назвать события все же хотелось, чтобы дать вам хоть какие-то ориентиры.
- 1949 год — образование НАТО, испытание советской атомной бомбы.
- 1950 — 1953 годы — Корейская война — это первое серьезное военное противостояние, в котором косвенно, да и напрямую участвовали обе стороны.
- 1955 год — образование ОВД.
- 1956 год- Суэцкий кризис.
- 1961 год — Карибский кризис. Это пик противостояния между СССР и США, когда эти страны, да и весь мир был на грани ядерной войны. Именно это событие положило начало процессу разрядки международной напряженности при Л.И. Брежневе. Именно после этого события на Западе массово появляются субкультуры, в рамках которых молодежь пытается найти свой жизненный путь.
- 1965 — 1975 — война во Вьетнаме.
- 1973 — 75 — переговоры в Хельсинки и принятие Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 1979 — 1989 годы — война в Афганистане.
Еще раз повторю, это всего лишь ориентиры. Детально все я разобрал в своих видеоуроках, и на наших курсах подготовки.
Поделиться в соц. сетях
Почему НАТО стала точкой возгорания с Россией в Украине
Введение
Напряженность между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО) достигла критической точки. Правительство президента России Владимира Путина угрожает более широким военным вторжением в Украину, если возглавляемый США альянс не пойдет на ряд серьезных уступок в сфере безопасности, включая обязательство прекратить расширение на восток.
Подробнее от наших экспертов
Стивен Сестанович
Как страны поддерживали внутреннюю поддержку войны в Украине
Роберт Д. Блэквилл
Политические рецепты для американо-китайских отношений
Томас Грэм
Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?
Россия заявляет, что Соединенные Штаты и НАТО постоянно нарушают обещания, якобы данные в начале 1990-х годов, что альянс не будет расширяться за счет бывшего советского блока. Между тем лидеры альянса заявили, что они открыты для новой дипломатии с Россией по контролю над вооружениями и другим вопросам, но не желают обсуждать вопрос о том, чтобы навсегда закрыть двери НАТО для новых членов.
В чем причина спора России с НАТО?
Подробнее:
НАТО (Организация Североатлантического договора)
Россия
Украина
Военные операции
Войны и конфликты
Российские лидеры уже давно опасаются расширения НАТО на восток, особенно после того, как альянс открыл свои двери для бывших государств Варшавского договора и бывших советских республик в конце 1990-х (Чехия, Венгрия и Польша) и начале 2000-х (Болгария , Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения). Их опасения усилились в конце 2000-х годов, когда альянс заявил о своем намерении принять Грузию и Украину в неустановленный момент в будущем.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все бюллетени >
Для Кремля мысль о том, что Украина, опора Советского Союза, имеющая прочные исторические связи с Россией, вступит в НАТО, была красной линией. «Ни один российский лидер не мог безучастно смотреть на шаги, направленные на членство Украины в НАТО. Это было бы враждебным актом по отношению к России», — предупредил Путин заместителя министра по политическим вопросам США Уильяма Дж. Бернса, который сейчас является директором ЦРУ, за несколько недель до саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году.
Хотя НАТО не объявила об официальном плане членства для Украины и Грузии на саммите в Бухаресте, альянс подтвердил, «что эти страны станут членами НАТО», и направил официальные приглашения на переговоры о вступлении
Подробнее от наших экспертов
Стивен Сестанович
Как страны поддерживали внутреннюю поддержку войны в Украине
Роберт Д. Блэквилл
Политические рецепты для американо-китайских отношений
Томас Грэм
Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?
Обещали ли США Советскому Союзу заморозить расширение НАТО?
Российские официальные лица говорят, что правительство США дало обещание советским лидерам не расширять восточные границы альянса, обязательство, которое, по их словам, появилось во время дипломатического шквала после падения Берлинской стены в 1989 году и воссоединения Германии в 1990 году. Сторонники этого нарратива часто цитируют слова, которые госсекретарь США Джеймс А. Бейкер сказал советскому лидеру Михаилу Горбачеву 19 февраля.90, что «не будет расширения юрисдикции НАТО для сил НАТО ни на дюйм к востоку». Они говорят, что Соединенные Штаты и НАТО неоднократно нарушали это устное обязательство в последующие десятилетия, используя в своих интересах неспокойный постсоветский период России и несколько раз расширяя западный альянс, вплоть до порога России в случае со странами Балтии.
Однако многие западные аналитики и бывшие официальные лица США, участвовавшие в этих дискуссиях, оспаривают то, что они называют избирательным взглядом на историю. Они отмечают, что в начале 1990, в центре внимания дипломатии между так называемыми двумя плюс четырьмя (Восточная и Западная Германия плюс Соединенные Штаты, Франция, Советский Союз и Соединенное Королевство) было будущее Германии и вопрос о том, будет ли -будь единая страна была бы частью НАТО. (Западная Германия уже была членом альянса, а Восточная Германия была частью связанного с Советским Союзом Варшавского договора.) Они говорят, что обсуждения касались не долгосрочных планов НАТО по расширению на восток, что в то время не имело большого смысла; Варшавский договор и Советский Союз все еще существовали, и не было никаких признаков того, что они распадутся так быстро, как это произошло, в течение нескольких месяцев. В интервью 2014 года Горбачев сказал так: «Тема «расширения НАТО» никогда не обсуждалась. В те годы его не поднимали».
Подробнее:
НАТО (Организация Североатлантического договора)
Россия
Украина
Военные операции
Войны и конфликты
Дипломатия между лидерами США и Советского Союза в этот период была сосредоточена на Германии и включала обсуждение различных вариантов безопасности после объединения, в том числе потенциальное вступление Германии в НАТО и Варшавский договор, неприсоединение Германии и даже Советский Союз вступить в НАТО. В начале переговоров советские лидеры настаивали на том, что объединенная Германия никогда не станет частью НАТО, хотя в конечном итоге они признали право Германии решать за себя. Точно так же Соединенные Штаты отступили от первоначальной формулировки Бейкера о нерасширении «юрисдикции НАТО», которую он, как сообщается, использовал только в дискуссии о том, будут ли войска НАТО базироваться на территории, которая тогда была Восточной Германией.
Как НАТО фигурировало в дипломатии между лидерами США и постсоветской России?
Некоторые эксперты указывают на еще один ключевой момент, объясняющий сегодняшнее недоверие между Россией и НАТО:93–94 дискуссии между администрацией Билла Клинтона и российским правительством во главе с Борисом Ельциным.
К этому моменту распались Варшавский договор и Советский Союз, и администрация Клинтона стремилась создать новую архитектуру безопасности в Европе, которая помогла бы взрастить и укрепить зарождающиеся постсоветские демократии на континенте, включая Россию. Кое-кто в правительстве Клинтона, а также в странах Центральной Европы, таких как Чехия и Польша, хотели действовать быстро и начать расширение членства в НАТО на восток. Однако, как сообщается, большинство чиновников Клинтона этого не сделали, опасаясь, что расширение вызовет раздражение у российских лидеров в хрупкий переходный момент и отвлечет внимание от других целей внешней политики США, таких как контроль над ядерными вооружениями.
Вместо этого Клинтон решила разработать новую инициативу НАТО под названием «Партнерство ради мира» (ПРМ), которая не будет эксклюзивной и открытой для всех бывших членов Варшавского договора, а также для неевропейских стран. Расценив эту схему отказа от членства как своего рода компромисс, в октябре 1993 года американские дипломаты предложили ее Ельцину, который с радостью согласился. (Всего за несколько дней до этого Ельцин при поддержке российских военных силой подавил попытку парламента свергнуть его).94, и более двух десятков стран, включая Грузию, Россию и Украину, присоединились в последующие месяцы.
Однако вскоре Клинтон начала публично говорить [PDF] о расширении членства в НАТО, заявив в Праге всего через несколько дней после запуска ПРМ, что «вопрос больше не в том, примет ли НАТО новых членов, а в том, когда и как». Ельцин предупредил западных лидеров на конференции в декабре того же года, что «Европа, даже не успев избавиться от наследия холодной войны, рискует обременить себя холодным миром».
Впоследствии Клинтон приложила усилия, чтобы развеять опасения Ельцина: отложила расширение до переизбрания российского лидера в 1996 году, пригласила Россию присоединиться к Большой семерке и учредила формальный неконфликтный форум для дипломатии Россия-НАТО. Но аналитики говорят, что расширение НАТО в последующие годы оставит глубокие шрамы в душе россиян. «Для многих россиян, прежде всего Владимира Путина, 1990-е годы были десятилетием унижений, поскольку США навязывали Европе свое видение порядка (в том числе в Косово в 1999), в то время как русские ничего не могли делать, кроме как стоять и смотреть», — написал Джеймс Голдгейер, эксперт по отношениям Россия-НАТО, для War on the Rocks .
Российское правительство во главе с Путиным продолжало опасаться расширения НАТО в 2000-х годах. Путин выразил сомнение в том, что альянс, который в 2004 году рос самыми быстрыми темпами, будет эффективен в решении актуальных проблем безопасности, включая международный терроризм и конфликт в Афганистане. Многие новые члены, особенно страны Балтии, рассматривали членство в НАТО как щит против своих бывших советских правителей.
В последующие годы Путин все более откровенно выражал свое недовольство вторжением НАТО в Восточную Европу, заявив в громкой речи в Мюнхене в 2007 г., что «очевидно, что расширение НАТО не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или с обеспечением безопасности в Европе. Наоборот, это серьезная провокация, снижающая уровень взаимного доверия». Летом после саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, на котором НАТО заявило о своем намерении принять Грузию и Украину, Россия вторглась в первую. Шесть лет спустя, когда Киев приблизился к экономическому партнерству с другим западным блоком, Европейским Союзом, Россия вторглась в Украину и аннексировала Крым.
Чего сегодня Россия требует от НАТО и США?
Россия выдвинула два проекта соглашений, требующих явных, юридически обязывающих гарантий безопасности от США и НАТО, соответственно:
Договор с США . Проект договора содержит восемь статей, некоторые из которых призывают к жестким ограничениям политической и военной деятельности США и НАТО.
- Статья 4 призывает НАТО прекратить расширение на восток, в частности, отказать в будущем членству бывшим советским государствам, таким как Украина. Это также запретит Соединенным Штатам создавать базы или сотрудничать в военном отношении с бывшими советскими республиками.
- Статья 5 запрещает обеим подписавшим сторонам размещать военные средства в районах за пределами их национальных границ, которые «могут быть восприняты другой стороной как угроза ее национальной безопасности». Тяжелые бомбардировщики и «надводные военные корабли любого типа» должны воздерживаться от развертывания за пределами национального воздушного пространства или территориальных вод одной из сторон в районах, где они могут нанести удар по территории другой стороны.
- Статья 6 призывает стороны ограничить развертывание ракет наземного базирования средней и малой дальности своей территорией и только в районах, где они не могут нанести удар по территории другой стороны.
- Статья 7 запрещает сторонам размещать ядерное оружие за пределами их соответствующих территорий и требует демонтажа соответствующей инфраструктуры ядерного оружия в третьих странах.
Соглашение с НАТО . Проект соглашения состоит из девяти статей, в том числе нескольких, призывающих к радикальным военным уступкам со стороны трансатлантического альянса.
- Статья 4 фактически разделит западно- и восточноевропейское членство в НАТО. Он запретил бы странам НАТО, которые были членами альянса по состоянию на 1997 (группировка, которая исключает почти всех восточных членов) от развертывания военных средств в «любых других государствах Европы» сверх того, что эти члены развернули к 1997 году. Такое развертывание могло иметь место только «в исключительных случаях» и с согласия России. согласие.
- Статья 5 запрещает сторонам размещать ракеты средней и малой дальности наземного базирования в районах, которые могут нанести удар по другим сторонам.
- Статья 6 ограничивала бы НАТО «любое дальнейшее расширение», включая принятие Украины.
- Статья 7 запрещает членам НАТО вести любую военную деятельность в Украине, а также в других государствах Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии.
Многие западные аналитики и официальные лица заявляют, что некоторые требования России, такие как запрет на расширение НАТО в будущем, фактически не имеют смысла и что Кремль выдвинул их недобросовестно. Некоторые опасаются, что требования Москвы являются преднамеренно чрезмерными, рассчитанными на то, чтобы западные державы отклонили их, и послужат предлогом для России для эскалации своей военной активности в Украине, возможно путем широкомасштабного вторжения.
Как США и НАТО поддерживают Украину?
Соединенные Штаты и НАТО заявили, что они по-прежнему привержены восстановлению территориальной целостности и суверенитета Украины. Они не признают претензии России на Крым и призывают Россию и Украину урегулировать конфликт в восточном Донбассе посредством Минских соглашений [PDF]. Эти соглашения, подписанные в 2014 и 2015 годах при посредничестве Франции и Германии, предусматривают прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, контроль Украины над границей с Россией, местные выборы и особый политический статус для определенных районов региона.
Между тем, Киев подтвердил свою цель в конечном итоге стать членом НАТО и проводит ежегодные военные учения с альянсом, в том числе учения Sea Breeze и Rapid Trident. Американские военные предоставили украинским силам обучение и снаряжение, в том числе снайперские винтовки, гранатометы, приборы ночного видения, радары, противотанковые ракеты Javelin и патрульные корабли. В 2020 году Украина стала одним из шести так называемых партнеров с расширенными возможностями — особый статус, предоставленный ближайшим союзникам НАТО, таким как Австралия.
Прокси-войны во время холодной войны: Африка
После Второй мировой войны напряженность между коммунистическими и демократическими формами правления обострила отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами и послужила идеологической основой холодной войны. Эта напряженность несколько раз почти перерастала в конфликт, особенно в связи с быстрым распространением и испытаниями ядерного оружия в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Обе страны сочли крайне важным расширить свои сферы влияния, в основном за счет продвижения лидерства в «третьем мире», которое сочувствовало бы их делу. Однако, возможно, более важной была возможность иметь дружественные правительства, которые можно было бы использовать в качестве союзников для ведения обычных войн или предоставления баз для размещения ядерных боеголовок в случае ядерной войны. Используя как дипломатическую, так и военную мощь, Соединенные Штаты и Советский Союз пытались выделить территории, которые можно было бы использовать в качестве плацдармов друг против друга.
Африканский континент, особенно его южная и центральная части, оказались благодатной почвой для такого рода вмешательств. Колониальные державы в регионе, такие как Англия, Португалия, Германия и Бельгия, начали терять свое могущество из-за огромных затрат, связанных со Второй мировой войной. Пока многие колонии боролись за независимость, Соединенные Штаты, Советский Союз и Китай пытались заполнить вакуум власти деньгами и оружием. В результате будут происходить стычки и полномасштабные войны, поскольку две сверхдержавы будут вести опосредованные войны, в которых погибнут многие тысячи. Отголоски этих конфликтов еще больше дестабилизируют регион на долгие годы, что приведет к новым войнам, случаям геноцида и серьезным нарушениям в экономике, шрамы от которых можно увидеть и сегодня. В то время как прокси-войны происходили по всему миру — от Центральной и Южной Америки до некоторых частей Азии — в этой статье основное внимание уделяется прокси-войнам, которые происходили в центральной, восточной и южной частях Африки.
Кризис в Конго (1960-1965)
Кризис в Конго был периодом социальных, политических и военных потрясений во вновь образованной Республике Конго-Леопольдвиль (современная Демократическая Республика Конго, ранее Заир). Конго было территорией Бельгии с 1880-х годов. Сначала он находился в частной собственности короля Леопольда II (справа) и назывался Свободным государством Конго, а затем был переименован в Бельгийское Конго после того, как он был передан бельгийскому правительству. При бельгийском правлении жизнь конголезцев была ужасной: миллионы людей умирали от голода, болезней и плохих условий труда.
Сопротивление началось в 1950-х годах и завершилось провозглашением независимости в июне 1960 года. Формально отделенной от Бельгии Республике Конго-Леопольдвиль было поручено сформировать правительство и подавить региональные и племенные раздоры изнутри. Эти проблемы усугублялись плохой экономикой и годами дестабилизации. Конголезское властное трио Патриса Лумумбы, Жозефа Каса-Вубу и Жозефа-Дезире Мобуту (позже переименованного в Мобуту Сесе Секо) почти сразу же столкнулось с проблемами. В течение первых нескольких недель независимости вспыхнули межконфессиональное насилие и беззаконие, в основном между несколькими племенными группами, борющимися за власть. В результате были убиты десятки европейских граждан, в результате чего бельгийское правительство отправило войска обратно в Конго для сопровождения бельгийских граждан обратно в Европу.
При Лумумбе (слева), который стал первым премьер-министром, власть была консолидирована и централизована в столице Леопольдвилле. Правительство разрабатывало все более националистический и коммунистический тон, подавляя оппозиционные партии и заключая в тюрьмы их лидеров. Это привело к отделению провинции Катанга под руководством Моиза Чомбе. Чомбе был относительно прозападным лидером и заманчивым союзником Соединенных Штатов, которые все больше беспокоились о событиях в Конго. Советский Союз тоже увидел в Лумумбе возможности, и была подготовлена почва для опосредованной войны, которая продлится пять лет. Главной заботой обеих стран было не благополучие конголезцев и даже не финансовая выгода. Скорее обе страны были обеспокоены тем, что богатые урановые рудники в южных районах Конго перейдут под контроль друг друга. Хотя и в Соединенных Штатах, и в Советском Союзе были собственные месторождения урана, уран, находящийся в Конго, был чрезвычайно ценным, учитывая его высокое качество. На самом деле, большая часть урана, использованного в атомной бомбе «Малыш», была добыта на конголезских рудниках.
Получив отказ в помощи Запада для контроля над повстанческими группировками на юге Конго, Лумумба обратился к Советам, которые предоставили ему оружие и военных советников. Это решение обеспокоило официальных лиц в Соединенных Штатах, которые теперь считали, что подающая надежды нация официально станет коммунистической. Это обеспечит Москву важными месторождениями урана, лишив Соединенные Штаты их самых процветающих зарубежных рудников.
Во время тайного переворота военные советники США помогли Мобуту (справа) и бельгийским оперативникам свергнуть Лумумбу.[1] Затем Лумумба был арестован и доставлен в Катангу, где он и несколько других его сторонников были казнены без суда и следствия. Соединенные Штаты оказали дополнительную помощь Мобуту, который правил страной железным кулаком до 19 века.97.
Кризис в Конго позволил взглянуть на внешнюю политику Советского Союза и Соединенных Штатов на африканском континенте в течение следующих тридцати лет. Ни одна из сторон не желала напрямую вступать в бой друг с другом с помощью военной силы, но обе были готовы послать помощь, оружие и советников для поддержки своих режимов. Конголезский конфликт и более поздние опосредованные войны были сосредоточены на физических ресурсах, но также велись из-за политической идеологии, экономики и географической стратегии.
Огаденская война (1977-1978)
Огаденская война — восьмимесячное военное столкновение между Временным военным правительством Социалистической Эфиопии (Дерг) и Сомалийской Демократической Республикой при поддержке Фронта освобождения Западного Сомали (ФОСФ). Конфликт берет свое начало в территориальном разделе после завершения Второй мировой войны и обретения Сомали независимости от Италии и Великобритании в 1960 году. Огаденская война была важна в контексте холодной войны не потому, что существовал прямой конфликт между СССР и США. поддерживаемые силы. Скорее, отсутствие американского вмешательства со стороны сомалийского режима и общественные последствия нерешительности президента Джимми Картера противостоять коммунистической агрессии привели к постепенному ослаблению разрядки между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
В результате раздела Африканского Рога многие этнические сомалийцы оказались в затруднительном положении в соседних странах Эфиопии, Кении, Джибути и Эритрее. Хауд, ценные пастбища для кочевых общин, располагался в Огадене. Юридически являясь частью Эфиопии, Огаден был домом для большинства сомалийского населения. Первоначально сомалийцам была предоставлена автономия под британским колониальным правлением, но это право было отменено, когда британцы ушли, а Эфиопия заявила о суверенитете над регионом. Почти сразу же был сформирован WSLF, и он начал партизанскую войну против эфиопских войск.
Менее чем через десять лет после провозглашения суверенной нации в Сомали произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Мохамед Сиад Барре. Объявив себя президентом, Барре учредил Высший революционный совет, коммунистическую хунту, которая распустила Верховный суд и приостановила действие Конституции. Советское финансирование Сомали, начатое в 1963 году, неуклонно увеличивалось. Цель советской помощи заключалась в том, чтобы в конечном итоге создать военно-морскую базу в Бербере; это дало бы Советам прямой доступ к Аденскому заливу и Красному морю, что, в свою очередь, облегчило бы морскую торговлю с богатыми нефтью арабскими странами на севере.
Эфиопия, расположенная к западу от Сомали, была одной из немногих африканских стран, которая никогда не была колонизирована (она была оккупирована фашистской Италией с 1936 по 1941 год). После падения династии Соломоновых островов, когда император Хайле Селассие был свергнут и заменен марксистско-ленинским Дергом, Эфиопия на несколько лет погрузилась в политический хаос. Общая стабильность вернулась, когда Менгисту Хайле Мариам взял на себя полный контроль над Дергом в 1977 году.
Увидев возможность вернуть Огаден и укрепить поддержку своего недавно сформированного правительства, Барре (внизу справа) присоединился к силам WSLF и вторгся в Огаден в июле. из 1977. За один месяц силы Барре захватили 60-70% Огадена и, казалось, были готовы к военной победе. На тот момент обе стороны все еще пользовались поддержкой Советского Союза и использовали советские средства и оружие для борьбы друг с другом. Однако Советский Союз решил перенести основную поддержку с Сомали на Эфиопию. Оружие, деньги, 1500 советских советников и 15000 кубинских военнослужащих прибыли в сельскую местность Эфиопии в попытке остановить сомалийское наступление, что оно решительно и сделало.
Барре немедленно осудил Советский Союз и разорвал отношения со всеми коммунистическими странами, кроме Китая и Румынии. Затем он удалил всех советских дипломатов в стране, пытаясь заручиться поддержкой Запада. Приводились слова Барре, который сказал, что Соединенным Штатам необходимо «выполнить свой моральный долг перед Сомали» не только словами.[2] Хотя Соединенные Штаты перешли на финансовую поддержку Сомали, вторжение в Огаден было осуждено американским руководством как провокационное, и в Барре не было задействовано никаких сухопутных войск или советников.
Президент Картер считал, что проблему следует решать на региональном, а не на международном уровне. Память о Вьетнаме была еще свежа, и он не хотел ни чрезмерно усердствовать в далеком конфликте, ни нарушать тонко сбалансированную разрядку, существовавшую со времен кубинского ракетного кризиса. Картер неоднократно просил советских чиновников, таких как министр иностранных дел Андрей Громыко, выйти из конфликта и разрешить его дипломатическим путем. Однако его желания мы так и не выполнили, и кубинские и советские войска оттеснили Сомалийскую национальную армию через Огаден.
Огаденская война закончилась разгромом, и к марту 1978 года все сомалийские силы были выведены с территории Эфиопии. Война породила трудности в обеих странах, и каждая из них пережила жестокие гражданские войны (в Сомали они продолжаются и по сей день). В контексте холодной войны конфликт в Огадене казался победой коммунистического дела. Американская общественность, а также некоторые члены Конгресса и кабинета самого Картера не согласились с действиями (или их отсутствием), которые он предпринял, чтобы помочь сомалийцам. Многие аналитики считают, что консервативная волна 19-гоПрезидентские выборы 80 года были в значительной степени связаны с внешнеполитическими неудачами президента Картера, одна из которых, по крайней мере, по мнению общественности, произошла в Огадене.[4]
Советы воодушевились своим успехом и попытались оккупировать Афганистан в 1980 году. В результате произошел окончательный прорыв в разрядке, и Соединенные Штаты и Советский Союз вступили во вторую фазу холодной войны.
Гражданская война в Анголе (1975-2002)
Гражданская война в Анголе была продолжительным конфликтом в юго-западной части Африки, который распространился на несколько соседних стран, включая Демократическую Республику Конго и Намибию. Конфликт велся по этническому и политическому признаку, но включал иностранное вмешательство со стороны Соединенных Штатов, Советского Союза, Китая, Кубы и Южной Африки. Это лучший пример настоящей опосредованной войны холодной войны на африканском континенте, и ее первые годы в конечном итоге определят внешнюю политику на юге Африки для последующих конфликтов.
Война началась после вывода португальских войск после Войны за независимость Анголы. 1974-1975 годы стали известны как Ангольский кризис, поскольку вакуум власти, образовавшийся в новообразованной стране, сменился борьбой между несколькими военными и политическими группировками. Существовало три партии: Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), носившее марксистский характер и поддерживаемое Советским Союзом и Кубой; Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА), поддерживаемый США; и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), который вышел из ФНЛА и получил помощь Китая, чтобы противостоять советской помощи МПЛА. МПЛА возглавлял Агостиньо Нето, ФНЛА — Холден Роберто, УНИТА — Жонас Савимби.
К середине 1975 года МПЛА оттеснило ФНЛА и УНИТА, которые вскоре после этого подписали договор о союзе друг с другом, на юг, к границе Анголы и Юго-Западной Африки (современная Намибия). Правительство апартеида в Южной Африке, надеясь ограничить активность левых в регионе, одобрило использование сухопутных войск для поддержки отступающих сил ФНЛА и УНИТА и предотвращения возможного разгрома. После непродолжительного наступления в рамках недавно сформированной коалиции Советский Союз и Куба удвоили свою защиту правительства МПЛА. Советы увеличили свою экономическую помощь, в то время как кубинцы первоначально направили в регион около 15 000 сухопутных войск, а за год их число выросло почти до 36 000 человек. В ответ Соединенные Штаты оказали собственную помощь силам УНИТА и ФНЛА, а также пообещали свою поддержку маневрам Южной Африки. Война теперь велась непосредственно между капиталистическими и коммунистическими странами, а также снабжалась двумя сверхдержавами мира.
Интервенция Соединенных Штатов в Анголе во многом определялась несколькими факторами. Во-первых, как и во Вьетнаме, американские лидеры, такие как госсекретарь Генри Киссинджер, считали, что приход к власти коммунистов в Анголе приведет к «эффекту домино» в остальной части юга Африки. Эта вера была усилена политическими и экономическими беспорядками в соседних странах Родезии (Зимбабве), Заире и Юго-Западной Африке. Опасались, что если Ангола падет, Советы, Куба и, в меньшей степени, Китай почувствуют себя достаточно смелыми, чтобы вдохновить революцию, которая будет панафриканской и коммунистической по своей природе, а не национальной и капиталистически ориентированной, на всем африканском континенте. .
Во-вторых, на шельфе северной половины страны лежат огромные нефтяные месторождения. Ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз не хотели, чтобы такие резервы попали в чужие руки. Ангольская нефть потенциально может принести экономическую выгоду обеим странам, а также может помочь сократить расходы на военные операции на континенте, если они возникнут в будущем.
В-третьих, ЦРУ опасалось, что Советский Союз пытается создать военную базу в Анголе. Такое беспокойство было основано на исторических свидетельствах . Советы поддержали переворот 1977 года, который возглавил бывший министр внутренних дел Анголы Нито Алвеш. Алвеш представлял себе глобально интегрированное ангольское коммунистическое государство, тесно связанное с Советским Союзом. Он несколько раз безуспешно пытался обратиться к Нето, председателю МПЛА, с просьбой построить военные объекты для Советов в Анголе, относительно недалеко от Западного полушария. Хотя Алвес был в конечном итоге казнен Нето после переворота Нитиста (имя, данное последователям Алвеша), американские официальные лица знали, что ангольская война служила реальной угрозой их интересам во всей Африке.
К 1976 году FLNA распалась, поскольку Соединенные Штаты переключились на поддержку сил УНИТА. Напряженность между МПЛА и УНИТА и, следовательно, Советским Союзом и Соединенными Штатами, соответственно, нарастала в середине 1980-х годов. Между 1987 и 1988 годами гражданская война в Анголе завершилась битвой при Куито-Куанавале. МПЛА поддерживали напрямую кубинские солдаты и косвенно советские советники и оружие, в то время как УНИТА поддерживали напрямую Силы обороны Южной Африки и косвенно американские деньги и оружие. Обе стороны заявили о победе после семимесячной стычки. В конечном итоге из-за экономических ограничений и растущих потерь руководство МПЛА и УНИТА начало мирные переговоры.
Гражданская война в Анголе имела решающее значение, поскольку она наиболее ярко представляла собой столкновение идеологий между капитализмом и коммунизмом на африканском континенте. Для американских интересов это было важнее всего потому, что советские военные объекты не были созданы на западном побережье Африки. Гражданская война также еще больше дестабилизировала юг Африки, вызвав крупные кризисы с беженцами, усиление этнической напряженности и недовольство, основанное на прежних политических пристрастиях. Эти факторы в совокупности вызвали конфликты в соседних странах, вызвав еще несколько гражданских войн и вылившись в 1998 Вторая война в Конго, также известная как Африканская мировая война.
Пограничная война в Южной Африке / Война за независимость Намибии (1966-1990)
Пограничная война в Южной Африке, также известная как Война за независимость Намибии, была длительной битвой между несколькими правительствами и партизанскими движениями. Война была, по сути, битвой за независимость Юго-Западной Африки (ныне известной как Намибия) от Южной Африки, находившейся под британским влиянием. Большая часть боев происходила вблизи границы Анголы и Намибии. Из-за этого Пограничная война неразрывно связана с гражданской войной в Анголе; часто эти двое сливались в одну объединенную битву, основанную на идеологических линиях холодной войны.
Основными воюющими сторонами в войне были правительство Южной Африки в лице Сил обороны Южной Африки (SADF), поддерживаемое УНИТА, FLNA и американским оружием, против Народной организации Юго-Западной Африки (SWAPO), при поддержке МПЛА, кубинскими военными и советскими советниками.
Юго-Западная Африка изначально была колонией Германской империи. В рамках борьбы за Африку Германия оккупировала этот район в 1884 году. Под властью Германии народ Юго-Западной Африки столкнулся с жестоким режимом, который осуществил несколько массовых убийств (часто считающихся геноцидом) народов гереро и намаква, начиная с 19 века.04.
После Первой мировой войны Германия была вынуждена отказаться от своих колониальных владений, и Юго-Западная Африка стала административным мандатом под опекой ЮАР. С начала 1920-х до середины 1960-х годов Южная Африка несколько раз пыталась полностью аннексировать территорию Юго-Западной Африки, но каждый раз терпела неудачу. Однако влияние Южной Африки на Юго-Западную Африку, особенно при правительстве апартеида, продолжало расти и отталкивать жителей Юго-Западной Африки.
Партизанская война разразилась в 1966 году, когда небольшие отряды СВАПО, поддерживаемые повстанцами, получившие название Народно-освободительной армии Намибии (НОАК), разбили базовые лагеря в буше на севере Намибии. Несколько их рейдов были отражены в течение следующих нескольких лет, но боевые действия заставили Генеральную Ассамблею ООН отозвать мандат Южной Африки в этом районе. Все больше САДФ и южноафриканской полиции устремились в Юго-Западную Африку, чтобы умиротворить регион, что вызвало рост антиюжноафриканских настроений. К 1970 году поддерживаемые СВАПО ополченцы появились на большей части территории страны и начали жесткую партизанскую кампанию, сосредоточенную на минной войне.
К середине 1970-х небольшие стычки в кустах превратились в полномасштабные военные операции при поддержке союзников из Западного и Восточного блоков. Ангола стала независимой после Революции гвоздик в 1974 году, и страна погрузилась в гражданскую войну. Границы между Анголой и Юго-Западной Африкой почти исчезли, и в границах Анголы были созданы многочисленные военные лагеря СВАПО. МПЛА одержала верх в Анголе, предложив стратегического союзника столь же коммунистической СВАПО.
Министр обороны ЮАР П.В. Бота считал, что Юго-Западная Африка служила эффективным буферным государством между коммунизмом и Южной Африкой. Однако, если бы Юго-Западная Африка пала, Южная Африка стала бы следующей логичной территорией для проникновения коммунизма — действительно, многие чернокожие южноафриканцы симпатизировали коммунизму, который обещал процветание для всех по сравнению с жесткой и расистской инфраструктурой апартеида, гарантировавшей угнетение черных.
Соединенные Штаты тоже рассматривали Южную Африку как последний оплот дружественного капиталистам правительства на юге Африки. Соединенные Штаты могли предложить лишь ограниченную помощь Южной Африке, поскольку полноценное спонсорство расистского режима было бы непопулярным среди демократических обществ во всем мире.
Используя тайные военные операции и постоянные поставки ресурсов, Соединенные Штаты попытались укрепить САДФ в достаточной степени, чтобы сохранить власть над Юго-Западной Африкой. Наиболее эффективным способом сохранения контроля САДФ над Юго-Западной Африкой было вытеснение сил СВАПО в Анголу, а затем продолжение наступления там. Несколько громких миссий, включая операцию «Саванна», операцию «Протея» и операцию «Аскари», сделали именно это. В большинстве случаев САДФ удавалось сокрушить объединенные силы СВАПО, МПЛА и кубинских боевиков, поддерживаемых советскими советниками, благодаря превосходному вооружению, предоставленному САДФ Соединенными Штатами.
Однако война затянулась до 1980-х годов, и с каждой эскалацией со стороны САДФ кубинцы и Советы удваивали свои усилия по защите территории СВАПО и МПЛА. Хотя южноафриканские силы нанесли гораздо больше потерь, чем получили, внутренняя поддержка конфликта ослабла, поскольку конца ему не было видно. Американская поддержка также уменьшилась, и начались переговоры между советскими и американскими советниками о прекращении огня. Переговоры продолжались до конца 1980-х годов, и 19-й Совет объявил о формальном прекращении огня.88 Трехстороннее соглашение. В нем предусматривалось, что кубинские войска выйдут с африканского континента, силы САДФ покинут Юго-Западную Африку, а открытые выборы будут проведены в Юго-Западной Африке.
Намибия получила и подтвердила свою независимость в 1990 году. В контексте холодной войны наследие пограничной войны в Южной Африке стало примером напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Однако действия обеих стран показали, как общественное мнение может со временем влиять на государственную политику. Когда началась война, напряженность между двумя странами была высокой, но на протяжении 24 лет конфликта она то уменьшалась, то уменьшалась. К началу 19В 90-е годы как в США, так и в Советском Союзе наблюдалось снижение поддержки внутри страны — особенно в Советском Союзе, где экономика трещала по швам, — дорогостоящей борьбы за границей через посредников.
Наследие
Эти опосредованные войны на африканском континенте представляют собой лишь небольшой пример глобального масштаба холодной войны. Идеологическая война между коммунизмом и капитализмом унесла миллионы жизней и стоила несметных денег. К несчастью для большинства африканских стран, вовлеченных в эти конфликты, их внутренние проблемы были второстепенными для США и СССР. Из-за этих конфликтов многие страны в центральной, восточной и южной Африке были дестабилизированы в экономическом, политическом и социальном плане. Глубокие проблемы, вытекающие из этих конфликтов, остаются и по сей день и свидетельствуют о болезненном наследии холодной войны.