Причина смерти василия андреевича жуковского: биография, некролог, причины смерти поэта

биография, некролог, причины смерти поэта

Годы жизни Василия Жуковского:

родился 29 января 1783, умер 12 апреля 1852

Эпитафия

«Лебедь благородный дней Екатерины
Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый,
А когда допел он, — на небо взглянувши
И крылами сильно дряхлыми взмахнувши,
К небу, как во время оное бывало,
Он с земли рванулся… и его не стало».

▼ Внизу: где купить или заказать цветы и венки, кафе для поминок, изготовление памятника, уборку могилы, иконы, амулеты, а также сайты психологов и экстрасенсов.

Из последнего стихотворения Василия Жуковского «Царскосельский лебедь»

Биография

Основоположник русского романтизма Жуковский искренне верил в то, что поэзия и жизнь неразделимы; что поэзия — это высшее воплощение красоты, справедливости, истины. Мягкий и верный характер Жуковского, его стремление к правде и гармонии были хорошо известны современникам: А. С. Пушкин, многому научившийся у друга-поэта, писал о нём: «Что за чертовски небесная душа? Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё!»

Отцом Василия Жуковского был помещик, матерью — пленная турчанка. Мальчика официально усыновил бедный дворянин, живший в господском доме, и Василий воспитывался в семье отца. Но права на дворянское звание у него не было, и мальчика на бумаге зачислили в гусарский полк, что сделало его личным дворянином и позволило обучаться в училище в Туле, а затем и в университетском пансионе в Москве.

В пансионе Жуковский стал главой литературного общества и уже в 14 лет написал своё первое серьёзное стихотворение. Будущий поэт в юности был увлечён сентиментализмом, занимался переводами английских авторов, подражал многим из них. После первого дебюта в московском журнале «Вестник Европы» Жуковский регулярно печатается там, а позднее становится и главным редактором.

После первых сентиментальных опытов поэзия Жуковского приобрела явный романтический уклон. И это было что-то новое для российской литературы. Жуковский учится у средневековых авторов: переводит романтическую поэму «Ленора», а затем на её основе пишет два собственных произведения, «Людмила» и «Светлана», оба очень успешные.

Портрет Василия Жуковского кисти О. Кипренского, 1815 г.

Началась война 1812 года, и Жуковский вступил в ополчение. В тот же год военном лагере он пишет своего «Певца в стане русских воинов», и эти стихи мгновенно становятся известными в армии, принося Жуковскому первую подлинную славу, но окончательно решает его судьбу написанное двумя годами спустя послание «Императору Александру». Жуковского призывает в Петербург императрица Мария Фёдоровна, и он поступает на придворную службу, которой отдаст 25 лет.

Сперва Василий Жуковский был только чтецом императрицы, а также учил русскому языку принцессу Шарлотту — будущую императрицу Александру Фёдоровну. В это время его талант расцвёл наиболее ярко. Поэт работал над переводами, преимущественно немецких авторов, много писал сам. Спустя 10 лет после поступления на придворную службу Жуковский стал наставником царевича, будущего императора Александра II. Благодаря своему положению, Жуковский мог заступиться — и заступался — за многих, кто попадал в опалу: Пушкина, Герцена, декабристов.

Выйдя в отставку после совершеннолетия царевича, Жуковский отправился в Германию и там женился на дочери старого друга. Здоровье молодой жены было слабым, да и сам Жуковский уже давно страдал от прогрессирующей слепоты, так что на родине поэту с тех пор не довелось побывать ни разу. Но Жуковский работал над переводами до самой смерти, завершив «Одиссею» Гомера, но не успев закончить «Илиаду». Умер Жуковский в Баден-Бадене, где и был похоронен, но через несколько месяцев его тело было доставлено в Петербург и торжественно погребено в Александро-Невской лавре, близ могилы Карамзина.

Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге

Линия жизни

29 января (9 февраля по старому стилю) 1783 г. Дата рождения Василия Андреевича Жуковского.
1797-1801 гг. Учёба в Московском университетском благородном пансионе.
1802 г. Первая публикация в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг. Работа редактором в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг. Работа редактором в «Вестнике Европы».
1812 г. Уход в ополченцы.
1815 г. Участие в литературном обществе «Арзамас».
1816 г. Создание текста первого официального российского гимна «Молитва русских» («Боже, царя храни»).
1831 г. Создание «Спящей царевны» и «Сказки о царе Берендее».
1841 г. Почётная отставка и переезд в Германию. Женитьба на Елизавете Рейтерн.
1845 г. «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
1848-1849 гг. Выход в печать обоих томов «Одиссеи» в переводе Жуковского.
12 апреля (24 апреля по старому стилю) 1852 г. Дата смерти Василия Жуковского.
август 1852 г. Похороны Василия Жуковского на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Село Мишленское Тульской губернии, где родился Василий Жуковский.
2. Дом № 20 по Казанской (ранее — Малой Мещанской) улице в Петербурге, где Жуковский жил в 1818 г.
3. Доходный дом Брагина в Петербурге, наб. Крюкова канала (ранее — Никольского канала), д. 11, где Жуковский жил в 1818-1819 гг.
4. Доходный дом А. А. Меншикова в Петербурге, Невский пр., д. 64, где в квартире А. Ф. Воейкова Жуковский жил в 1822-1826 гг.
5. Вилла Метцлер во Франкфурте-на-Майне (ранее — дача Зальведеля), где Жуковский с семьёй жил в 1844 г. и принимал у себя Н. Гоголя.
6. Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где похоронен Жуковский (ныне — Некрополь мастеров искусств).
7. Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге.

Эпизоды жизни

Чувством, сильно повлиявшим на поэтические творения Жуковского, стала любовь к его племяннице, Марии Протасовой, дочери единокровной сестры Жуковского по отцу. В 1812 г., перед вступлением в ряды ополченцев, поэт решается просить её руки у матери, но получает отказ. Несчастная любовь долгие годы находит отражение в романтических стихах Жуковского, не угаснув и после замужества возлюбленной в 1817 г. , и после её смерти спустя 6 лет.

Гимн России, написанный Жуковским в 1815 г., был на самом деле переводом английского гимна God save the king. Он и исполнялся на тот же мотив (подобные «заимствования» у англичан были характерны для гимнов нескольких государств в то время). В 1833 г. по велению Николая I композитор А. Ф. Львов сочинил новую мелодию для гимна, а текст опять был поручен Жуковскому. В новой версии поэт сместил акцент от обращения к богу на прославление самодержавия, и этот вариант гимна закрепился и использовался до самой революции.

Нет никаких сомнений в том, что Жуковский как воспитатель будущего «царя-освободителя» сыграл огромную роль в формировании прогрессивных взглядов Александра Второго. Сам поэт считал главной целью воспитания и образования в первую очередь формирование нравственности. По достижении царевичем совершеннолетия он вместе с наставником отправился в путешествие по России, результатом которого стало смягчение участи ссыльных в самых отдалённых её пределах.

Памятник на могиле Жуковского в некрополе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Заветы

«Жизнь и поэзия — одно».

«Что значит отсутствие поэзии, это ясно показывает наше бедственное, прозаически-разрушительное время, в котором все, одной душе принадлежащее, — все святое, божественно-историческое уничтожено. Дорого, свято и уважаемо теперь только то, что можно ощупать руками, что можно законно или незаконно положить в карман, что можно счесть на счетах или свесить».

«О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет!
А с благодарностию: были!».

Соболезнования

«Неизмерим подвиг Жуковского, и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою богинею Церерою. Она дала русской поэзии душу и сердце, познакомив ее с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления «в оный таинственный свет», которому нет имени, нет места, но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону…»
Виссарион Белинский

«Жуковский не дал своего имени никакому литературному периоду, он стоит посредине между эпохами Карамзина и Пушкина: закончив работу одного, он подготовил почву для другого. Белинский говорит, что без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Это страшно много, и нужно уметь быть за это благодарным».
Лев Троцкий

Ссылки

Страница Василия Жуковского в «Википедии»
Собрание сочинений Жуковского и книги о поэте в библиотеке Максима Мошкова
В. В. Огарков, «В. А. Жуковский. Его жизнь и литературная деятельность» на портале «Литература и жизнь»


Где купить или заказать

🍴 Недорогие кафе для поминок
☦️ Гранитные мастерские Москвы и РФ
🌼 Уборка и уход за могилами
💎 Иконы, амулеты, экстрасенсы

К 150-летию со дня смерти Василия Андреевича Жуковского

https://ria.ru/20020424/124649.html

К 150-летию со дня смерти Василия Андреевича Жуковского

К 150-летию со дня смерти Василия Андреевича Жуковского — РИА Новости, 05.06.2008

К 150-летию со дня смерти Василия Андреевича Жуковского

Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту… РИА Новости, 24.04.2002

2002-04-24T00:14

2002-04-24T00:14

2008-06-05T12:02

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/124649.jpg?1212652931

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2002

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество

Общество

Василий Андреевич Жуковский — поэт, переводчик — родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Его отец — помещик Афанасий Иванович Бунин, мать — турчанка Сальха, попавшая в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры.

Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, однако для получения дворянства малолетнего Жуковского пришлось зачислить на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк. В 1789 он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, и был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.

Первоначальное образование Василий Андреевич получил в кругу семьи, затем обучался в частном пансионе. После закрытия пансиона был определен в Главное народное училище, из которого был исключен «за неспособность» и далее продолжал обучение в доме В.Юшковой, своей сводной сестры. Здесь Василий Андреевич впервые приобщился к литературному творчеству.

В 1797 — 1801 годах Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью. Недолгая и неприятная служба в Московской главной соляной конторе завершилась отставкой. В 1802 — 1807 годах Жуковский жил в селе Мишенском, занимался самообразованием, писал стихи, много переводил. Участие в «Дружеском литературном обществе», в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского. В 1802 году в «Вестнике Европы» появилось его первое большое стихотворение «Сельское кладбище» /вольный перевод элегии Т.

Грея/, выразившее взгляды и настроения, характерные для русского сентиментализма и принесшее известность молодому поэту. В этом стихотворении уже обозначилась характерная особенность его поэтического дарования — склонность к оригинальной разработке заимствованных сюжетов и образов. К 1808 году творчество Жуковского приобретает романтический характер, к этому времени относятся первые баллады поэта: «Людмила» /1808/, «Кассандра» /1809/, «Светлана» /1808-12/.

В начале Отечественной войны 1812 года Жуковский вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи «Певец во стане русских воинов», послание «Императору Александру» /1814/, принесшие ему широкую известность. В 1815-18 годах был одним из руководителей литературного кружка «Арзамас», боровшегося против архаичных последователей классицизма. К этому времени относится его знакомство и дружба с Александром Пушкиным, талантом которого он восхищался.

С 1815 года начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице Марии Федоровне, вдове Павла I, а с 1825 года — воспитателя наследника, будущего Александра II.

Расцвет творчества Жуковского относится к 1810-20 годам. В это время им созданы баллады «Эолова арфа» /1814/ и «Вадим» /1817/, перевод баллады Вальтера Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» /1822/, романтические стихи «Цвет завета» /1819/, «Море» /1822/. В начале 1830-х все большее место в его творчестве занимают переводы: поэмы Шиллера «Кубок», поэмы Байрона «Шильонский узник». В это же время им написаны баллады на античные темы: «Торжество победителей», «Жалоба Цереры», а в 1831 — сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна».

В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое сам он назвал «Молитва русского народа», но потомкам оно стало известно как российский гимн «Боже, Царя храни!» В 1841 году отношения поэта с царским двором ухудшились, и он уехал в Германию, где женился на дочери своего старого друга художника Рейтерна.

Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последние годы жизни: он закончил начатый еще в России перевод индийской народной повести «Наль и Дамаянти», перевел поэму «Рустем и Зораб» и «Одиссею» Гомера. В 1845 поэт пишет «Сказки об Иване-царевиче и Сером Волке». Смерть прервала его работу над переводом «Илиады».

Умер Жуковский в Баден-Бадене 24 апреля 1852 г. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

В.Г. Белинский называл Жуковского «литературным Колумбом». «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина, — писал он, — это целый период нашей литературы, целый период нравственного развития общества».

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА «Новости», 24 апреля/

история дружбы, произведения сравнения

Жуковский и Пушкин – два громких имени в истории русской литературы, два гения, два великих человека. Такие разные судьбы, разные характеры и такая теплая дружба на долгие годы! То, что было близко Жуковскому и Пушкину, кратко описано во многих источниках. Попробуем посмотреть глубже.

Предыстория

Василий Андреевич Жуковский, 1783 года рождения, внебрачный сын помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность сделать способного ребенка в хорошем интернате, и начал проявляться его литературный талант.

Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но дворянской семье родился будущий гений русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к озорству и бунту, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и способностью создавать поэтические шедевры.

Знакомство

В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто ездит в Царское Село, состоит в дружеских отношениях с семьей Пушкиных, посещает самый известный литературный салон столицы.

В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, а произведения Жуковского, находящиеся на пике популярности: он будет учиться читать по вечерам, запоминать стихи и переводы. Василий Андреевич уже близок к царской семье и вращается в самых высоких кругах.

Рекомендовано

LP — женщина или мужчина, и это важно?

Те, кто хоть раз удосужился ознакомиться с творчеством волшебной певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…

Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы

Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она стала частью саундтрека к известному фильму Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…

Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера

Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и состоятельных. ..

Что объединило таких, казалось бы, разных людей, как Жуковский и Пушкин, разных по возрасту, социальному положению и роду занятий? Наверное, прежде всего любовь к литературе и чуткость к поэтическому слогу. Пушкин читал Жуковского, был его преданным поклонником, и Василий Андреевич смог сразу разглядеть поэтический дар ее юной и озорной спутницы. Он пророчил ему большое будущее.

Общие интересы

Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговоров. Наряду с Пушкиным Жуковского и его родителей стали посещать живые Карамзин, Батюшков и другие известные писатели. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимался поэзией, писал и читал стихи, состязался в литературном мастерстве. Отношения Жуковский и Пушкин стали более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе, мудрость и жизненный опыт всегда помогали остудить пыл других юношей.

Творческий матч

Творчество Жуковского известно нам во многом благодаря его сказкам. Пушкин считал себя учеником Василия Андреевича, ведь его сказки вдохновляли юного Александра на создание собственных шедевров.

В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу «Историю и попа и работника его Балде» и ряд других этюдов. Жуковский оценил работу и был приглашен принять участие в юмористическом конкурсе. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне…» и «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина и сказки Жуковского «О царе Берендее» и «Спящая царевна». Сравнение Пушкина и Жуковского в этот период наводит на мысль, что Василий Андреевич следует западному стилю (в основе его сказок сохранились произведения европейских авторов, и их романтическая тематика), но Александр привносит в свои творения истинно русскую персонаж, и его сказка очень напоминает народную.

Через некоторое время Пушкин представит на суд стихотворение своего мудрого друга «Руслан и Людмила». И получит в подарок — портрет В. А. Жуковского с надписью «победитель ученика от побежденного учителя». Жуковский и Пушкин завершили свой литературный матч.

Надо отметить, что в поэме «Руслан и Людмила» юный Пушкин позволил себе пародию на своих учителей и немало колких фраз, о чем очень сожалел в зрелые годы.

Настоящая дружба

Все годы после знакомства и до самой смерти Пушкина Жуковский был для своего юного друга неким спасителем (или спасителем?). Темпераментный, вспыльчивый и прямолинейный Александр время от времени становился жертвой различных неприятностей, а мудрый и дипломатичный Василий Андреевич умел найти для него выход из любой ситуации.

Когда в 1820 году за недовольство царя строки поэмы и острые эпиграммы Пушкина готовились отправить в Сибирь, Жуковского, Карамзина и других влиятельных лиц были до такой ужасной степени заменены переводом в юг страны. Благодаря этому Александру удалось сохранить служебное и общественное положение.

Жуковскому был близок и труден 1824 год, когда крупная ссора с отцом грозила поэту судом, и это еще больше усугубляло его и без того не самое выгодное положение. Благодаря своему дипломатическому искусству Александр вновь удостоился благосклонности царя и вернулся в высший свет.

В 1825 году благодаря своему влиянию при дворе Василий Андреевич помог оправдать обвинение Пушкина в причастности к восстанию декабристов.

Именно Жуковский был одним из немногих лучших друзей, не покидавших Пушкина во время его ссылки в Михайловское. И в любых сложных ситуациях он умел сохранить хотя бы букву.

Жуковский, друг Пушкина, остававшийся рядом и в годы радости, и в годы бедствий, не уходит в болезни и даже на смертном одре.

О Пушкине, Жуковском

Александр боготворил своего мудрого друга, еще с лицея. Хотя они не составляли очень серьезной конкуренции, Пушкин всегда видел в Жуковском учителя и наставника. Учебник стальной струной одно из стихотворений:

Его стихи пленительной сладостью

Пройдут века завистливые даль…

«Небесная душа» — так тепло и ласково называл Александр своего любимого друга, а в письмах часто обращался к нему не иначе как «ангел».

Жуковский на Пушкина

Против Василия Андреевича за его молодого друга никогда не было даже тени снисходительности, несмотря на разницу в возрасте и социальном положении. Можно смело сказать, что в этих отношениях возраст не сыграл никакой роли, настолько эмоционально близкими были эти два человека. Жуковский высоко ценил как личные качества Александра, так и его поэтический дар. Еще в школе он видел его на славу, вдохновлял, руководил, подсказывал — в точку, еще не убедившись, что ученик превзошел мастера.

Смерть поэта

Очень тяжелыми для Александра Пушкина были 1936-1937 годы. Появление Жоржа Дантеса, легкомысленное поведение его жены Натальи, интриги, светские ругательства, клевета и уничижительные эпиграммы в адрес семьи Пушкиных, попытки отстоять честь супруги… Ситуация накалялась с каждым днем. .

Было ясно, что цель одна — спровоцировать поэта на дуэль. Именно Жуковский долгими уговорами убедил Александра не посылать оскорбительного письма своему недругу, ибо тогда дуэль была бы неизбежна. Именно Жуковский умолял его сохранять благоразумие и не поддаваться на провокации.

Именно Жуковский через несколько дней привез в квартиру на Мойке смертельно раненого поэта (темперамент и желание защитить женщину все же взяли верх над приговором).

Судьба сыграла злую шутку: день рождения В. А. Жуковского, 29 января, стал днем ​​смерти его верного и любимого друга.

Василий Андреевич был очень огорчен смертью своего ученика и друга, уже тогда он знал, что ушел из жизни не только замечательный человек, но и великий поэт.

После смерти поэта, как ангел, Жуковский в очередной раз пришел на помощь уже умершему другу: получив приказ просмотреть и доставить Государю все письма Пушкина, он сначала ослушался и тайно отнес их в его жена Наталья Николаевна.

Жуковский и Пушкин — воплощение духовной дружбы, отношений, лишенных жадности, построенных на общих интересах, любви к литературе и желании помочь друг другу в трудных ситуациях.

БЫТЬ: https://tostpost. com/be/mastactva-zabavy/2339-vas-l-andreev-ch-zhuko-sk-pushk-n-alyaksandr-syargeev-ch-g-storyya-sya.html

DE: https://tostpost.com/de/kunst-und-unterhaltung/2337-wassili-andrejewitsch-schukowski-und-puschkin-alexander-sergejewitsch-.html

ЭП: https://tostpost.com/es/arte-y-entretenimiento/2342-basilio-a-zhukovsky-y-pushkin-aleksandr-sergeevich-la-historia-de-la-a.html

КК: https://tostpost.com/kk/ner-zh-ne-oyyn-sauy/2340-vasiliy-andreevich-zhukovskiy-zh-ne-pushkin-aleksandr-sergeevich-dosty.html

PL: https://tostpost.com/pl/sztuka-i-rozrywka/2343-wasilij-andriejewicz-ukowski-i-puszkin-aleksandr-siergiejewicz-histori.html

ПТ: https://tostpost.com/pt/artes-e-entretenimento/2340-bas-lio-yushchenko-zhukovsky-e-alexander-pushkin-sergeevich-a-hist-ria.html

ТР: https://tostpost.com/tr/sanat-ve-e-lence/2345-basil-yu-enko-zhukovsky-ve-pushkin-aleksandr-sergeevich-dostlu-un-hika.html

Великобритания: https://tostpost. com/uk/mistectvo-ta-rozvagi/2342-vasil-andr-yovich-zhukovs-kiy-pushk-n-oleksandr-serg-yovich-stor-ya-dr.html

«Время славы и восторга!»

Александр Богатырев

Артикул: 

ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ

Выпуск журнала: 

№2 2012 (35)

Эпоха, когда Россия воевала с Наполеоном, представлена ​​в артефактах из ГМИИ и коллекции Александра Васильева

О, чему мы были свидетелями!
Игры таинственного спорта,
Сбитые с толку народы мечутся туда-сюда;
И цари восходят и падают;
И кровью народной алтари омылись
То Славы, то Свободы, то Гордости
.
А. С. Пушкин

ГМИИ им. А. С. Пушкина одним из первых начал празднование 200-летия войны с Наполеоном, знакового события русской истории — Отечественной войны 1812 года — с нового музейного проекта «ВРЕМЯ СЛАВЫ». И ВОЖДЕНИЕ!».

События 1812 года и вокруг него имели особое значение для Пушкина и как личности, и как писателя. Эта эпоха огромных потрясений стала для поэта одним из главных источников вдохновения и сосредоточила его размышления о судьбах человечества, его родины и мира. Целый ряд его шедевров в поэзии и прозе (от юношеских «Воспоминаний о Царском Селе» до философского «Полководца») прямо или косвенно обращены к эпохе, оставшейся в памяти почти всех граждан России.

В круг его близких и друзей входили многие участники героических сражений Великой европейской войны 1812-1815 гг.

В те роковые годы его отец, Сергей Львович Пушкин, был военным чиновником; Александр фон Бенкендорф, официальный руководитель поэта, был храбрым военачальником; Его страстная поклонница Елизавета Хитрово была дочерью великого фельдмаршала Михаила Голенищева-Кутузова.

Василий Андреевич Жуковский, наставник Пушкина, вступил в московское добровольческое войско, с русскими войсками дошел до Вильны, заболел тифом и вышел в отставку в начале 1813 года. Война с Наполеоном оставила в поэте неизгладимый след: после окончания боев он написал о них несколько убедительных стихотворений, таких как «Светлана» и «Поэт в лагере русских солдат».

Другой современник Пушкина, поэт Петр Андреевич Вяземский, также принимал участие в Отечественной войне с Наполеоном. Вступил в ополчение и в чине лейтенанта принял участие в Бородинском сражении. На поле боя он спас от смерти раненого генерала Алексея Бахметева, за что был удостоен чести Владимирского креста IV степени с лентой.

Денис Давыдов воевал против Наполеона еще в 1807 году. Очень популярная личность к 1812 году, он прославился своей деятельностью в качестве руководителя организованного им партизанского отряда. Их партизанская тактика, разработанная Давыдовым, оказалась очень полезной для русской армии и причинила большой вред французам: действуя в районе дороги на Москву из Смоленска, Давыдову довольно регулярно удавалось выхватывать у врага запасы боеприпасов и продовольствия, а также их переписка, вселяющая страх в сердца французов и поднимающая настроение русским солдатам и обществу в целом. Свои переживания Давыдов описал в замечательной книге «Теория партизанской войны».

Сам термин — Отечественная война — придумал Федор Глинка, который в свое время много сделал для Пушкина.

Пушкина искренне интересовали личности императоров Наполеона Бонапарта и Александра I, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Андреаса Барклая-де-Толли, других великих и второстепенных исторических деятелей. Он даже подумывал о том, чтобы пойти в армию, «завидуя тем, кто прошел мимо нас навстречу своей смерти».

Поэт также общался с легендарными русскими полководцами — Алексеем Ермоловым, Николаем Раевским, Михаилом Воронцовым. После путешествия по Крыму и Кавказскому краю с Раевским он писал: «Я не видел в нем героя, светила русского военного дела — я любил в нем человека с ясной головой и простой, красивой душой < ...>.Свидетель екатерининской эпохи, памятник 1812 года, человек без предубеждений, волевой и чуткий, он обязательно понравится всякому, кто достоин понять и оценить его утонченность.

Благодарные граждане России разделяют с Пушкиным его скорбь по поводу оскверненных святынь, гордость за выдающиеся подвиги и уверенность в моральной победе над сильнейшим из врагов.

Выставка «Время славы и восторга!» это дань уважения предкам, ретроспективное рассмотрение той героической эпохи. На выставке представлены картины, рисунки, произведения прикладного искусства, предметы мебели, книги и периодические издания из собрания ГМИИ, освещающие важнейшие культурно-исторические аспекты предмета.

Выставочные залы, украшенные лозунговыми цитатами из стихов Пушкина, представляют собой калейдоскоп событий, насыщенных материальными предметами и фактами. Краткий и резкий поток войны, уходящий из поля зрения по мере того, как история «делает поворот», замедляется там, где в схематично воспроизведенном интерьере на фоне темноты выделяются лица знакомых и неизвестных лиц или, наоборот, потускнел. Мы видим изменчивые, капризные элементы моды с ее силуэтами, аксессуарами и безделушками; изображения обыденной жизни, протекающей в размеренном темпе, с балами, обедами и увеселениями, как бы отделенными от страны, где она происходит, побуждают к размышлению и дают едва заметное предчувствие надвигающейся «бури 1812 года».

Потом буря 1812 года
Пока еще дремлет. Наполеон
Еще не испытал великую нацию –
Он все еще угрожал, все еще не решался.

Выставка открывается исследованием европейской эпохи разума как концептуальной основы Французской революции, дополненным серией изображений выдающихся личностей того времени.

К ним относятся Шарль-Луи де Секонда, барон де ла Бреде и де Монтескье, который изображен вместе с Жан-Жаком Руссо (неизвестный художник), который разработал идею прямой демократии — люди сами управляют своим государством.

Еще одна фигура – ​​Жермен де Сталь, известная французская писательница. В начале Французской революции ее салон в Париже — центр культурной и интеллектуальной деятельности — был одним из лучших в Париже. Она использовала свое влияние, чтобы спасти многих от гильотины, но позже ей самой пришлось бежать от террора сначала в Англию, а затем в Швейцарию.

Отдельный раздел посвящен событиям Французской революции. 12 июля 1789 г. толпа столкнулась с армией в Париже; 13 июля в Париже забили тревогу. Одним из краеугольных событий Французской революции стал штурм Бастилии, крепости и тюрьмы. Утром 14 июля бунтовщики штурмовали Дом Инвалидов, захватив 12 пушек, 32 000 ружей и соответствующие запасы пороха. Население, вооруженное ружьями, а некоторые пиками, молотами, топорами и дубинами, заполонили улицы возле Бастилии — военного укрепления и главной политической тюрьмы Парижа. Офицеры частей, дислоцированных в городе, уже не могли рассчитывать на лояльность своих бойцов. Связь с Версалем прервалась. Гарнизонные орудия стреляли по людям. Мятежники направили захваченные пушки на крепость; гарнизон прекратил бессмысленную борьбу и капитулировал. Эти события запечатлены на офортах Жана Дюплесси-Берто «Люди, патрулирующие Париж в ночь с 12 на 13 июля 1789 года».» и «Взятие Бастилии 14 июля 1789 года». «Мария-Антуанетта» Дюплесси-Берто. Арест королевы 21 июня 1791 года», изображают бедствия, выпавшие на долю королевской семьи.

Революция привела к нескольким коалиционным войнам, которые вела Французская республика (позже Французская империя), поскольку ей противостояла Россия. Военные кампании Наполеона изображены на картинах «Битва при Миллезимо 14 апреля 179 г.6», «Битва при Кастильоне 3 августа 1796 года», «Восстание в Павии 26 мая 1796 года». «Битва у Аркольского моста», гравюра с изображения Клода Жозефа Верне. Офорт Москети, с картины Моретти под названием «Наполеон, дарующий мир Франции» является аллегорией договора Кампо-Формио, подписанного между Наполеоном Бонапартом и Австрийской империей в октябре 1797 года. Этот договор увенчал победоносную войну Французской Республики и ознаменовал уход Австрии. из первой коалиции против Франции.В декабре 1797 Бонапарт прибыл в Париж, где был восторженно встречен полным собранием Директории в Люксембургском дворце. Огромные толпы приветствовали прославленного полководца.

На выставке представлены изображения выдающихся исторических деятелей конца XVIII века: гравюра Йозефа Клаубера с портрета Павла I работы Жана-Луи Войля; «Суворов» Компаретти; Гравюра Йозефа Клаубера с портрета Владимира Боровиковского князя Александра Куракина; и гравюра Йозефа Клаубера с портрета графа Алексея Мусина-Пушкина работы Иоганна Лампи. Две пьесы исследуют болезненные поражения, понесенные в Аустерлицком и Фридландском сражениях, а также Тильзитский договор и вынужденную дружбу между врагами — Александром I и Наполеоном: акватинта «Подписание мира на реке Неман на 25 июня 1807 года» братьев Хеншель и гравюра «Александр I и Наполеон I встречаются на плоту в реке Неман, близ Тильзита, 25 июня 1807 года», выполненная Филибером-Луи Дебюкуром с оригинала Клода Жозефа Верне.

Сериал широко освещает не только военные действия, но и мирную повседневную жизнь. Эта жизнь исследуется как в столичных условиях, так и в провинциальной среде соперничающих народов: в «московском доме», в «модном магазине», на «паркетном полу бального зала» и в «народном баре». Фестиваль под открытым небом».

Многочисленные «модные картинки» с модными нарядами и головными уборами, обувью и аксессуарами, а также костюмы, любезно предоставленные Александром Васильевым, помогают воссоздать образы простых людей того времени. Костюмы с мастерскими инсталляциями размещены в нишах, а репродукции интерьеров погружают зрителей в жизнь высшего света, какой она была до войны. Даже мебель, как в стиле возвышенного классицизма, так и в стиле ампир, напрямую связана с военными достижениями и определенным образом их отражает.

К театральным изображениям относятся изображения Большого театра в Москве и Александринского театра в Санкт-Петербурге, а также портрет актрисы Екатерины Семеновой — работа Ореста Кипренского 1816 года, напечатанная Уткиным. Семенова была ведущей актрисой Александринского с февраля 1803 года: потрясающе красивая, с правильными чертами лица и богатым контральто. Особенно проявились ее таланты в постановках популярных романтических драм Владислава Озерова.

Проводя параллель между талантом петербургской актрисы и играми прославленной мадемуазель Жорж, Пушкин писал: «Говоря о русских трагедиях, вы говорите о Семеновой и, может быть, о ней одной. яркая и неизменная чуткость, она формировалась самостоятельно, у Семеновой никогда не было оригинала, которому можно было бы подражать, а бездушная французская актриса мадемуазель Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич могли лишь донести до нее те тайны искусства, которые были ей полностью открыты. всегда свободная, всегда ясная игра, благородство душевных движений, голос чистый, ровный, приятный, а часто и порыв истинного вдохновения — все это только ее, ни у кого не заимствованное. иметь соперницу; прекратились несправедливые сплетни и мгновенные жертвы; она осталась единственной хозяйкой театра трагедии».

Тема французского театра раскрывается в выгравированных портретах французских актеров и актрис. Во время встречи Наполеона и Александра I на съезде 1808 года в Эрфурт приехала Французская комедия, чтобы дать представления для ее участников. Франсуа-Жозеф Тальма, выдающийся французский актер и театральный реформатор, обратился к царю со строкой из пьесы: «Дружба великого человека — дар богов». Царь поднялся на ноги, вежливо указывая на Наполеона, и они обнялись под гром аплодисментов. Тальма был одним из любимых актеров Наполеона — император часто нанимал трагика в качестве тренера, чтобы обучать его сценическим позам, тем более что современники считали, что они очень похожи друг на друга внешне.

Знаменитая французская актриса мадемуазель Марс также выступала на Эрфуртском конгрессе, создавая культурный фон для встреч Наполеона и Александра I.

Наполеон также высоко оценил мадемуазель Жорж, прославленную французскую трагическую актрису с безупречной внешностью; ее мягкое растягивание идеально подходило к классическим трагедиям. Она дебютировала в 1802 году в «Комеди Франсез» в «Ифигении в Авлиде» Жана Расина. Мадемуазель Жорж приехала в Петербург весной 1808 года, вскоре после заключения Тильзитского мира, и вместе с другими французскими актерами пользовалась большим успехом, играя в классике, где соперничала с Семеновой: обе играли одинаковые роли в их родные языки.

Образы повседневности запечатлены в представленных на выставке графических произведениях — как французских сценах («Сад и замок Эвре в Париже, принадлежащие мадам де Помпадур», «Дворец Тюильри и Королевский мост в Париже», « Костюмированный бал. Торжества по случаю дня рождения дофина в ратуше в Париже, 23 января 1782 г. », «Вечерний променад», «Шоу цирка Франкони») и русские («Зимняя карета» Аткинсона) , «Игра в костяшки», «Веселье на ледяных горках», «Базар замороженных продуктов», «Танец голубца», «Качели», «Ледяные горки на Иртыше под Тобольском» Емельяна Корнеева и «Русские бабы». «).

Остальные разделы выставки полностью посвящены событиям Отечественной войны: французскому вторжению, Смоленскому сражению, Бородинскому сражению, пожару Москвы и изгнанию вражеских войск. Фельдмаршал Михаил Кутузов, «кумир северных отрядов», занимает первое место среди них, наряду с генералами Михаилом Барклаем-де-Толли, Петром Багратионом, Матвеем Платовым и лихими партизанами во главе с бесстрашным «черным капитаном» Денисом Давыдовым. Особого внимания заслуживают две гравюры Соломона Карделли с конных портретов Михаила Голенищева-Кутузова и Матвея Платова работы Александра Орловского.

Среди многочисленных батальных сцен, написанных Доменико Скотти и напечатанных Сергеем Федоровым, особого внимания заслуживают два изображения — картины Бородинского сражения и Тарутинского сражения. «Бородинское сражение 26 августа 1812 года» представляет собой асимметричную горизонтальную композицию с четко разграниченными зрительными плоскостями. Слева русские солдаты штыками оттесняют французов, один из которых, сбитый с ног, в беспомощном положении делает выпад с саблей. Справа на переднем плане распластанная на спине лошадь рядом с двумя мертвыми офицерами. Слева из-за холма появляется Кутузов на коне со своими спутниками. Ближе к зрителю, в центре композиции, скачет на лошади Барклай-де-Толли.

Издание серии картин под названием «Сборник из 12 гравюр, изображающих последствия наиболее памятных побед над врагом в 1812 году» было инициировано Доменико Скотти (1780-1825), художником-историком, ранее работавшим в основном в Москве. война. Для изготовления офортов с изображений Скотти был нанят Соломон Карделли, потому что он был известен среди петербургских издателей как печатник, произведения которого рекламировались и продавались такими книготорговцами, как М. Глазунов и И. Заикин. Без преувеличения можно сказать, что он монополизировал в послевоенном Петербурге дело по печатанию портретов героев войны 1812 года. Серия состоит из 12 офортов, созданных под «руководством» Карделли Иоахимом Беггровым и Сергеем Федоровым по картинам Скотти. Технически эти отпечатки не демонстрируют особой тщательности или элегантности. Более того, они выглядят даже несколько устаревшими, но, тем не менее, представляют собой достаточно привлекательные произведения искусства для своих сюжетов.

Следующая композиция «Победа над неаполитанским королем Иоахимом Мюратом, близ Тарутино, 6 октября 1812 года» с изображением в центре, на фоне клубов дыма, фельдмаршала Кутузова в сопровождении генерала графа фон Беннигсена. Повернув голову, Кутузов беседует с графом Орловым-Давыдовым и графом Остерманом-Толстым, стоящим слева. Мужество простого народа подчеркивается и в гравюре Ивана Тупылева «Русский крестьянин сражается с французскими солдатами».

Федор Глинка, участвовавший в боях войны, писал в своем дневнике за 1812 год о самоотверженном настрое русского народа: «Народная война каждый час сияет новым блеском. разжигает огонь мести в их жителях. Тысячи жителей деревни, прячась в лесных массивах и превращая свои серпы и косы в оружие защиты, без навыков, отважившись в одиночку дать отпор злодеям. Даже женщины бросаются в бой!.. Сегодня Граф Голицынские крестьяне из Гжатской губернии, отогнанные от одной баррикады из деревьев, двинулись в другие окрестные леса, пройдя через деревню, где находится штаб. Там было перевязано много раненых.Один 14-летний мальчик, у которого была прострелена нога прошел, ходил и не жаловался.Мучился через перевязку, держась за свое.Две крестьянские девицы были застрелены на руках.Одна бросилась на помощь деду,другая ударила деревяшкой и ки lled француз, который ранил ее мать. У многих крестьян были прострелены шапки, лапти и нижняя часть платья. Это почтенные сельчане войны! Они горько сетовали на то, что их бывший польский управляющий отобрал у них все оружие при приближении французов. До каких пор русские будут доверять своих детей французам, а своих крестьян — полякам и прочим иноземцам?»

Мы отвергли дерзкую диктовку
Того, перед чьим кивком вы побледнели. ..
И [с] нашей лучшей кровью, так свободно разлитой
[Мы купили] для Европы мир и свободу …

На примере сражений под Кульмом и Лейпцигом исследуется тема военных действий России в Европе в 1813-1814 годах и освобождения Европы от Наполеона. Триумфальное вступление русских войск в Париж изображено на акварели Ф. де Малека «Войска коалиции входят в Париж 19 марта».1814». Тема русских в Париже также является содержательным и важным аспектом «вооруженного путешествия» из одной столицы в другую.

Популярные в то время карикатуры добавляют изюминку в общую картину. толпе художник поместил
Здесь предводители наших национальных сил,
Покрытые славой чудесного похода
И в вечной памяти 1812 года .

Шоу также затрагивает тему последствий ужасных и долгая война — перерисовка карты Европы победителями на Венском конгрессе 1814-1815 гг., отчаянная попытка Наполеона вернуть себе власть, его поражение в битве при Ватерлоо и последующее изгнание на остров Святой Елены.

Этот раздел также богат обертонами возвращения на родину, которые с лиризмом и нежной иронией звучат в пушкинской «Метелице»: русская дворянская усадьба, самые близкие и родные в семье, долгожданная встреча .

Интерьер Военной галереи украшают гравюры с суровыми изображениями хранившихся в Зимнем дворце героев войны, портреты которых созданы Джорджем Доу и его помощниками Александром Поляковым и Вильгельмом Голике.

В 1830-е годы серия изображений в Галерее была дополнена большими конными портретами Александра I и его союзников — Фридриха Вильгельма III Прусского и Франца Иосифа I Австрийского.

В советский период в галерею поступили четыре портрета придворных гренадеров, созданные Джорджем Доу в 1828 году, а позднее — две батальные картины Петера фон Гесса: «Бородинское сражение» и «Отступление французов за Березину». .

Просторное помещение галереи спроектировано Карло Росси и построено в июне-ноябре 1826 г.; дизайн росписи на потолке с тремя мансардными окнами создал Джованни-Баттиста Скотти. После пожара 1837 года помещение было перестроено по техническим чертежам Василия Стасова. Торжественная церемония открытия состоялась 25 декабря. Многие портреты к тому времени еще не были закончены, поэтому на отведенных для них участках вместо изображений были установлены рамки с соответствующими табличками и зеленая ткань. Когда работы были завершены художниками, они были размещены там, где им и место. В большинстве случаев моделями служили настоящие мужчины, а образы убитых или умерших создавались по прижизненным портретам. Однако изображения 13 героев войны 1812 года художникам найти не удалось; отведенные им места остаются вакантными с зеленым шелком внутри рамы. Чтобы претендовать на включение в галерею, военнослужащий должен был участвовать в войне против Наполеона в 1812–1814 годах в звании генерала или быть произведен в это звание вскоре после окончания войны за заслуги на полях сражений.

Александр Сергеевич Пушкин неоднократно посещал Военную галерею в Зимнем дворце в 1834-1836 годах, описывая свои впечатления в знаменитой поэме «Полководец», посвященной Барклаю-де-Толли. Особое место в экспозиции занимают архетипические изображения армейцев времен Александра I и мемориальные инсталляции, посвященные победе.

Соратники Пушкина, как уже упоминалось, прославленные Гавриил Державин и Иван Крылов вместе с не менее прославленной женщиной-солдатом Надеждой Дуровой отмечены уникальными публикациями их литературных произведений.

Сам Пушкин запечатлен на трогательном портрете, датированном 1914-1918 годами — периодом Первой мировой войны, именуемой в официальных кругах «Второй Отечественной войной»; рядом с портретом Пушкина висит сходное по стилю изображение Михаила Лермонтова.

Кульминацией шоу являются киносъемки праздничных мероприятий, посвященных столетию Бородинского сражения 1912 года, а также современные реконструкции сражения, которые проходят с начала 2000-х годов.

Выставка «Время славы и восторга!» дает возможность увидеть бесценные артефакты, хранящиеся в Пушкинском музее и у частных коллекционеров. Среди этих экспонатов следует особо отметить портрет Дмитрия Шепелева работы известного венгерского художника-романтика Яноша Ромбауэра; Изображение Барклая-де-Толли Карла Сенфа, напечатанное неизвестным мастером; один из редких портретов поэта и партизана Дениса Давыдова, для которого сел сам испытуемый; уникальный образ Надежды Дуровой работы выдающегося художника Вильгельма Гау.

Наиболее привлекательными из представленных миниатюр являются портреты участников войны генерала Алексея Бахметева (Э.-П. Мартен) и Г.Г. Смиттена, награжденного орденом Почетного легиона, а также памятный портрет Александра Молинари княгини Веры Вяземской, портрет, «переживший» Бородинское сражение. В музее также хранится копия произведения Василия Верещагина «Пожар в Кремле!» из популярной серии военных изображений; настоящее местонахождение произведения остается неизвестным.

Среди представленных гравюр следует отметить репродукции конных портретов полководцев Платова и Голенищева-Кутузова работы Александра Орловского. и ранние портреты Александра I (неизвестного художника) и Наполеона работы Г. Вагнера; литографии батальных сцен, написанные бывшими бойцами войны А. Адамом и Кристианом Вильгельмом фон Фабер дю Фор; цветные гравюры Иоганна Морица Ругендаса; и французские сатирические офорты, исследующие тему «русских в Париже».

Ценные сами по себе подлинные артефакты, стекло, бронза, фарфор, часы и костюмы, находящиеся на виду, создают где-то празднично-торжественное настроение, а где-то настроение лирической сдержанности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *