Причина распада древней руси: Назовите причины распада Древнерусского государства!

Содержание

Основные причины распада Киевской Руси

Древнерусское государство Киевской Руси существовало в районе IX-XII в. нашей эры. Основные причины распада Киевской Руси, как и у всех средневековых держав, были исторически закономерными.

1. Государственная власть Киевской Руси.

В древнем государстве Киевской Руси существовало два противоборствующего полюса государственной власти – это вече и князь. Вече, как коллективный метод правления, а Князь – авторитарный.

В функции вече входили вопросы войны, мира, согласования военных сражений, но главным решением был выбор князя. Изгнание неугодных князей было не таким уж редким явлением.

Власть вече на тот период считалась очень весомой, хотя не имела ни постоянного состава, ни места созыва. Подсчета голосов в то время тоже не было. В состав вече входили бояре, купцы, духовенство, ремесленники. Например, Нижегородское вече насчитывало до 500 человек, членов собрания. Но решающим значением имело слово бояр и купцов.

В функции древнерусского князя входили защита Руси от нападений, суд и сборы налогов. При князе была Боярская дума, состоящая из дружинников, которая участвовала в заседаниях городских старейшин.

В процессе правления авторитарная княжеская власть все больше усовершенствовалась, в то время коллективная в лице веча, напротив, оказалась неспособной решать государственные вопросы и постепенно изжила себя.

В период с конца X и к началу XI века княжеское правление приобретает другую форму. В этот период русским государством управлял род Рюриковичей. В Киеве правил глава семьи – отец Владимир, а городами и областями управляли его сыновья, считавшиеся наместниками князя.

После кончины отца, по правилам родового наследования княжеский престол должен перейти к брату по старшинству, а далее если погаснет последний из братьев, то старшему племяннику. Этот порядок наследования назывался очередным или лествичным. В сознании Рюрика такой порядок наследования должен был сохранить единство родства, а значит, и единство Киевского государства.

Первое время этот порядок выполнялся, и на Руси установилась относительная стабилизация.

Но с разрастанием генеалогического древа проблемы наследования усложнялись, создавая предпосылки для конфликтов между членами рода.

2. Основные причины распада Киевской Руси.

• Междоусобицы между князьями.

Первый конфликт случился между сыновьями князя Владимира, в частности, Святополком – одна сторона, и Борисом с Глебом – вторая сторона, который имел историческое значение. Святополк нарушил единство рода – высшую ценность, убив братьев, чтобы встать на престол. В народе он был прозван «окаянный». Другой его брат Ярослав, возглавлявший город Новгород, пришел в Киев со своей дружиной и выгнал его с престола.

Установленный Ярославом порядок наследования престола сохранялся на протяжении 19  лет.

После Ярослава государством русским правил его старший сын Изяслав, другой его сын Святослав управлял Черниговом, Всеволод – Переяславлем. Более младшие сыновья были наместниками в дальних городах русского государства.

Вскоре до братьев Святослава и Всеволода доходят слухи, что Изяслав хочет быть самовластцем, как их отец. Встревоженные таким развитием событий они, посылают в Киев свои дружины и изгоняют Изяслава с престола. В результате кровавых битв Великокняжеский престол возглавляет Святослав, а Всеволод возглавил второй по значимости город Чернигов.

В 1076 году после кончины великого князя Святослава, Всеволод добровольно отдает престол изгнанному Изяславу, дабы избежать повторного кровопролития. Изяслав и Всеволод разделили между собой владения государства русского, обделив при этом сыновей покойного Святослава.

Это было началом очередной затяжной смуты на Руси. Между отдельными ветвями рода Ярославичей началась битва за великокняжеское правление, которое наделяло правом распределения земель.

Княжеские междоусобные войны ослабляли Русь перед внешними врагами, которым на руку были эти распри.

Осознав слабость государства, русские князья пришли к выводу прекратить междоусобицы и сплотиться в борьбе с половцами.

С этой целью в 1097 году в город Любече прибыли князья с разных волостей, где решили прекратить братоубийственные войны и провозгласили новый порядок отношений между собой, гласивший: «Путь каждый да держит вотчину свою». Это обозначало отказ князей от лествичной формы наследования престола, что привело к формированию региональных династий. Родовая неделимость русской земли постепенно разрушалась.

Историки считают, что принятие нового порядка наследования престола в Любече, стало причиной начала распада Киевской Руси на отдельные княжества.

 Экономическое усиление отдельных княжеств.

Итогом Любеческого съезда стало формирование отдельных самостоятельных княжеств с независимой политикой. К середине XII века их насчитывалось около 13, а уже в начале XIII столетия их количество достигало 50. Князья старались не только закрепить за собой территории, но и увеличить их протяженность.

С развитием земледелия разрабатывались все новые и новые пахотные поля, земля приобретала ценность. Развивалось ремесло, и расцветала торговля. В этот период каждое княжество отличалось своей самобытностью и культурой. Население увеличивалось, росли и богатели города и вотчины, строились храмы и укреплялись города.

Экономическая и военная мощь отдельных княжеств была настолько велика, что порой превосходила Киев.

Самые крупные княжества того периода:

 Новгородское, центр в Новгороде;

 Владимиро-Суздальское, центр во Владимире;

 Киевское, центр в Киеве;

 Черниговское и Северское, центр в Чернигове;

 Галицко-Волынское, центр Галич;

 Ростовское, центр в Ростове.

Экономически сильные княжества уже не нуждались в защите центральной власти как прежде. У них были свои бояре, купечество, духовенство, храмы, монастыри, хорошие ремесленники и своя дружина, которые поддерживали стремление к самостоятельности своих князей.

К тому же в это время Киевскую Русь возглавлял Святополк II, проявивший себя слабым правителем. Некоторые князья не почитали его за Великого князя.

Экономическая и политическая независимость отдельных княжеств, стала еще одной причиной распада Киевской Руси.


• Большая территориальная протяженность древнерусского государства и различие природных и хозяйственных условий.

Еще одной из причин распада русского государства сыграл и фактор огромного территориального пространства. Территории расположения княжеств различались между собой индивидуальными природными и климатическими особенностями, а в связи с этим имели место различия в ведении сельского и промыслового хозяйства, развитии ремесленного и промышленного производства. Эти различия обуславливали разную степень экономического состояния княжеств.

Местные условия территорий сказывались на политическом устройстве княжеств.

Например, Великий Новгород являлся членом торгового союза балтийских городов. Городские купцы имели весомое значение в органе самоуправления этого союза.

Галицко-Волынское княжество находилось в поле недосягаемости киевских врагов – половцев, в то же время на своих границах сдерживали постоянные нападки со стороны поляков, мадьяр и литовцев. Разбогатевшие на производстве соли бояре имели большой политический вес в решении государственных вопросов и первые изъявили желание отделиться от Киева.

А Владимиро-Суздальское княжество от Волынского располагалось на расстояние не одной тысячи километров. Это были совершенно разные миры.

• Многонациональность древнерусского государства.

Состав населения Древней Руси включал в себя более 20 национальностей и народностей. Ни одно европейское государство не имело в своем составе столько разных народов. Языковой барьер не самым лучшим образом сказывался на экономических и политических связях между отдельными княжествами и Киевом.

В конце XII столетия Киевская Русь превратилась в федерацию своеобразных государственных образований с бурлящей общественной жизнью. Теоретически во главе государства стоял киевский князь, но фактически новая Русь уже не нуждалась в нем, как в централизованной государственной власти.

Все эти причины в совокупности послужили толчком к началу процесса распада Киевской Руси. Этот процесс был больше прогрессивным и не являлся русской особенностью, а наоборот, стал ступенью будущего экономического и политического развития государства на новой основе.

Распад Киевской Руси [Древнерусского государства] — дата, зачем, почему, причины, последствия, значение, влияние, вики — WikiWhat

Причины распада Древнерусского государства

Историки давно размышляли о причинах, по которым несокруши­мая для внешних врагов Киевская держава вдруг рассыпалась как карточный домик. Разумеется, многое, как всегда, объяснялось обычным человеческим эгоизмом. Каждый князь думал только об увеличении своей власти и собственности, прикрывая корыстолюбие рассуждениями о «правде» и «справедливости». Все хотели освобо­диться от неприятной необходимости подчиняться верховной вла­сти киевского великого князя и платить ему установленную дань. (О том, что Киев благодаря этой дани и этой власти обеспечивает внутренний порядок и безопасность от внешних врагов, предпочита­ли не вспоминать. )

Однако дело заключалось не только в слепом эгоизме, который присущ правителям всех времён. Существовали и более глубокие причины распада.

Великие князья киевские

Единство Руси было очень хрупким. Оно держалось главным образом на личном авторитете и военном превосходстве великого князя киевского. Однако авторитет быстро таял хотя бы потому, что, чем больше Рюриковичей появлялось на политической сцене, тем сложнее было одному из них доказать своё династическое пер­венство. Всё более сомнительным становилось и военное могущество обладателя «золотого стола». В XI — начале XII в. продолжался рост многих провинциальных центров. Их население быстро увели­чивается как за счёт естественного прироста, так и за счёт пересе­ления жителей из окрестностей Киева, которые часто подвергались набегам кочевников.

Экономическая децентрализация

Важной предпосылкой политического сепаратизма было и то, что в условиях натурального хозяйства, когда практически всё не­обходимое для жизни производилось на месте, правители областей не особенно нуждались в экономическом взаимодействии с цен­тральной властью.

Отсутствие внешней угрозы

Распаду Киевской державы способствовало и отсутствие в середи­не XII в. серьёзной внешней угрозы. Противоречия с западными сосе­дями (Польшей и Венгрией) не заходили дальше пограничных споров. После сокрушительных ударов, нанесённых им русскими князьями в первой четверти XII в., половцы перестают быть той смертельной опасностью для Руси, которой они были прежде. Князья Южной Руси научились совместно оборонять степную границу. В случае необхо­димости они собирались на съезды и вырабатывали общие меры для борьбы с врагом. В целом Южная Русь сумела отразить половецкую угрозу. Изменились и сами половцы. Они стали постепенно перехо­дить к оседлому образу жизни. Это сделало их более уязвимыми для ответных ударов русских войск, а значит, и более миролюбивыми.

Путь «из варяг в греки»

Своего рода стержнем всей государственной территории Киев­ской Руси был путь «из варяг в греки». Торговля вдоль этого пути, обеспечение безопасности купцов и сбор торговых пошлин укреп­ляли верховную власть киевских князей. Однако в XII в. в связи с перемещением мировых торговых путей он быстро теряет своё значение. Соответственно падает и общегосударственное значение Киева как главного «смотрителя» этого древнего пути.

Последствия распада Древнерусского государства

см. Феодальная раздробленность на Руси

Раздробленность, как и любая полити­ческая система, имела свои плюсы и минусы.

Развитие феодальных отношений

Главный плюс распада Древнерусского государства со­стоял в том, что она открывала новые возможности для развития феодальных отношений. Это было движением вперёд по пути исто­рического прогресса.

Конкретная механика процесса заключалась в следующем. В Киевской Руси не было постоянной и сильной власти на местах. Князья часто переезжали с одного княжеского стола на другой. Ре­альная власть была у местной аристократии (боярства), которая, однако, не имела в своих руках развитой системы контроля над населением. А между тем такая система становилась всё более не­обходимой по мере развития вотчинного землевладения. Захваты­вая земли крестьянских общин, превращая свободных общинников в зависимых людей, обязанных нести бремя повинностей, знать сталкивалась с ожесточённым сопротивлением сельского населения. Для его подавления необходима была железная рука монархии. Только князь с его непререкаемым авторитетом, с его многочислен­ной дружиной и скорым судом мог обеспечить повиновение народа и прекратить распри внутри правящего класса.

Местная аристократия нуждалась в «своих» князьях, постоян­но живущих в области, связывающих свои личные интересы с её процветанием. Но и князья, в свою очередь, тянулись к земле. Они охотно устраивали собственную княжескую вотчину (домен) и пред­почитали мирную жизнь в замке вечным скитаниям по Руси в по­гоне за призраком небывалой удачи.

Таким образом, интересы сторон совпали. Князья «оседа­ют на землю», образуя постоянные местные династии. Киевская монархия словно возрождается в многочисленных областных мо­нархиях. Объединив усилия, монархия и аристократия впрягают народ в телегу феодализма. Однако очень скоро и аристократия застонет от тяжёлого пожатия железной руки своего нового со­юзника… Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Загрузка…

Княжеские усобицы

Основным минусом новой системы после распада Древнерусского государства стали княжеские усоби­цы. Конечно, они случались и раньше. Однако теперь их число увеличилось прямо пропорционально количеству самостоятель­ных правителей. Усобицы сопровождались гибелью людей, разоре­нием городов и сёл, захватом пленных, которых затем обращали в рабов.

Ослабление военного потен­циала русских земель

Второй минус распада Киевской Руси — резкое ослабление общего военного потен­циала русских земель. Чем больше становилось самостоятельных правителей, тем труднее было собрать войско для отпора внешнему врагу. И даже в том случае, когда удавалось объединить силы не­скольких князей для общего похода, они часто действовали невпо­пад на поле боя. Каждая дружина подчинялась только своему кня­зю, а тот отдавал приказы по собственному разумению.

Культура периода распада Киевской Руси

  • Культура Руси 12 века.
  • Культура Руси 13 века.

Категории:

Киевская Русь Русские княжества Распады государств

На этой странице материал по темам:

  • Презентация причины распада древнерусского государства

  • Распад древнерусского государства в 12 веке означал упадок развития руси аргументы

  • Ослабление древнерусского государства 3 класс доклад

  • 4 распад древнерусского государства ее причины и ход

  • Ослабление древнерусского государства 3 класс причины

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

от древнего Рима до путинской России

23 мая 2014 г. обновлено 04 апр. 2022 19:24

Москва в глазах запада не очень похожа на Рим. Но если и есть в мире страна, где ощущается тяга римского идеала, так это Россия.

По Том Холланд

(Фото автора)

Великий самозванец? Барак Обама кажется современным воплощением линии амбициозных императоров, чьи полномочия слишком смертны.

Когда закончилась Римская империя? До сих пор можно найти книги по истории, которые дают очень точный ответ на этот вопрос. Занавес над Римской империей опустился, как это обычно утверждается, 4 сентября 476 года, когда молодой человек по имени Ромул Августул был официально лишен императорского пурпура готским вождем и отправлен на пенсию недалеко от Неаполя. Случайность его имени в этой конкретной версии падения Рима служит прекрасным завершением тысячелетней и более римской истории. В конце концов, Ромул был основателем Вечного города, а Август — ее первым императором. Теперь, со низложением Августула — «маленького Августа» — линия императоров подошла к концу. Выключатель света был выключен. Античность закончилась; начались темные века.

На самом деле датировать падение Римской империи конкретным днем ​​476 года практически во всех отношениях неправильно. На самом педантичном уровне титул «последний римский император запада» должен принадлежать вовсе не Ромулу Августулу, а балканскому военачальнику по имени Юлий Непос, убитому в 480 г. Между тем в самом Риме жизнь кипела. на почти как обычно. Консулы продолжали избираться, сенат заседал, гонки на колесницах устраивались в Большом цирке. Самое главное, что в восточной половине Средиземноморья Римская империя все еще была сильна. Управляемый из города, подчеркнуто окрещенного Вторым Римом, он оставался величайшей державой своего времени. Константинополь прожил в нем много веков жизни еще как римская столица.

Короче говоря, выяснится, что падение Рима для истории человечества то же, что конец динозавров для истории естествознания: яркий пример вымирания, которое, тем не менее, при ближайшем рассмотрении оказывается сложнее, чем можно было бы подумать.

Если все-таки правда, что птицы в некотором смысле являются динозаврами, то это дестабилизирует наше представление об ударе астероида в конце мелового периода как о гильотине, падающей на шею мезозоя. Аналогично, понятие Romanitas , «римлянство», дожившее до Средневековья и, возможно, позже, опрокидывает категоризацию Римской империи, которую большинство из нас имеет как явление исключительно древнего мира.

Важно, конечно, не заходить слишком далеко с ревизионизмом. Точно так же, как крапивник — не тираннозавр, так и, скажем, Англия времен Беды неизмеримо отличалась от римской провинции Британии. «Трансформация» — слово, которое многие историки предпочитают для описания упадка римского могущества, вряд ли соответствует процессу. Грубые факты общественного краха записаны как в истории того периода, так и в материальных остатках. Имперская система, просуществовавшая веками, полностью рухнула; варварские королевства были основаны среди развалин того, что когда-то было римскими провинциями; дороги с твердым покрытием, центральное отопление и приличная канализация исчезли на тысячелетие с лишним.

Таким образом, вполне разумно охарактеризовать падение Римской империи на западе как наиболее близкое к удару астероида событие, которое может предложить история.

Одним из поразительных показателей этого — степени, в которой это действительно было, по словам историка Альдо Скьявоне, «величайшей катастрофой, когда-либо переживаемой в истории цивилизации, разрывом неисчислимых масштабов», — является то, что даже сегодня это определяет как все на западе инстинктивно понимают понятие империи. Что поднимается, должно упасть. Большинству из нас это кажется почти таким же законом в области геополитики, как и в физике. Каждая западная страна, которая когда-либо завоевывала себе империю или статус сверхдержавы, жила с сознанием собственной смертности.

В Британии, которая всего столетие назад управляла самой большой агломерацией территорий, которую когда-либо видел мир, у нас есть особая причина. Еще в 1897 году, на кажущейся вершине империи, над которой никогда не заходило солнце, подданные со всего мира собрались в Лондоне, чтобы отметить бриллиантовый юбилей королевы Виктории. Редьярд Киплинг, предполагаемый лауреат империализма, написал стихотворение «Рецессия», чтобы отметить это событие, но оно было полной противоположностью ура-патриотизму. Вместо этого он смотрел в будущее мрачно и (как оказалось) пророчески:

Далеко зовущиеся наши флоты тают;
На дюнах и мысах огонь тонет:
Вот, вся наша вчерашняя роскошь
Едина с Ниневией и Тиром!

Сегодня в Вашингтоне, округ Колумбия, звучат точно такие же опасения – и часто прямо приводится пример Рима. В 2007 году тогдашний генеральный контролер США Дэвид Уокер дал мрачную оценку перспектив страны. Он утверждал, что Америка страдает именно от тех проблем, которые, по его мнению, привели к краху Рима: «упадок моральных ценностей и политической вежливости дома, самонадеянная и чрезмерно растянутая армия в чужих странах и финансовая безответственность центрального правительства».

Американская самоуверенность, кажется, с тех пор вернула себе хотя бы часть утраченных позиций. Тем не менее, на данный момент пессимизм остается настройкой по умолчанию как в США, так и на Западе в целом. Когда столица страны может похвастаться Сенатом и Капитолийским холмом, пример упадка и падения Рима всегда будет скрываться где-то на задворках сознания.

Тем не менее, тем, кто считает неизбежным фактом природы, что все империи рано или поздно разделят судьбу Рима, достаточно взглянуть на главного соперника Америки за звание гегемона 21-го века, чтобы увидеть, что это не так. не обязательно так.

Китайская Народная Республика, в отличие от государств современного Запада, явно стоит на линии происхождения древней империи. Три года назад профессор Национального университета обороны в Пекине, полковник по имени Лю Минфу, опубликовал книгу о будущем Китая под названием «Китайская мечта ».

Название было явным намеком на идеал американской мечты; но китайский эквивалент, как выясняется, в равной степени основан на том, чтобы черпать средства к существованию из прошлого, а не смотреть в будущее. Единство внутри страны, демонстрация силы за рубежом, органическое слияние мягкой и жесткой силы: все это, по словам полковника, заложено в ДНК китайского величия. Откуда он это знает? Почему, если обратиться к древней истории, а именно к примеру Цинь Шихуанди, так называемого Первого императора, который еще в III веке до н.э. объединил Китай, встал на Великую стену и установил образец лидерства, который восхищался.

Дикий воин Ленинграда: Владимир Путин — бесспорный царь Москвы, «Третьего Рима». Изображение: Рейтер/РИА Новости.

Похоже, что американские комментаторы, пытающиеся проложить курс вперед для своей страны, должны были смотреть на Цезаря Августа как на пример. Причина, по которой они никогда бы этого не сделали, очевидна. США, несмотря на то, что у них есть Сенат и Капитолий, сознательно являются молодой страной, посаженной в новый мир. Но Китай стар и знает, что он стар. Династии, возможно, приходили и уходили, волны варваров могли захлестывать его снова и снова, сам император мог быть заменен генеральным секретарем — но никакой разрыв, подобный тому, который отделяет Барака Обаму от Древнего Рима, не отделяет Си Цзиньпина от Первого императора.

«Китайская мечта» по своей сути — это просто мечта о том, что «Среднее царство» вернет себе то, что многие китайцы считают своим первородным правом: глобальное первенство, лежащее в основе мировых дел.

Возможно, здесь ощущается привкус — самый слабый, самый дразнящий привкус — контрфактического: того, в котором Рим не пал. То, что Китай смог пережить завоевание монголами и маньчжурами, демонстрирует, насколько глубокими могут быть корни цивилизации. А как насчет римлян в период расцвета их империи: была ли у них такая же уверенность в незыблемости своей империи, как всегда была у китайцев? А если и были – что случилось с этой уверенностью?

Люди в древности, безусловно, знали, что цивилизации могут возникать и падать. В некотором смысле это великая геополитическая тема Библии. В Книге Даниила пророку снится, что он видит, как четыре зверя выходят один за другим из бушующего моря; и ангел объясняет ему, что каждый зверь представляет собой царство. Четвертый зверь, как сказано Даниилу, символизирует самую могущественную империю из всех; и все же, при всем том, он будет уничтожен «и предан горящему огню». Золото и пурпур в Библии отлиты просто как покровы мирского величия.

Греки тоже на примере разграбления Трои болезненно осознавали, насколько непостоянным может быть величие. Геродот, первый человек, который попытался описать, как и почему империи сменяют друг друга, не обращаясь в первую очередь к богу за объяснениями, завершает свою великую историю красноречивыми отрывками о ненадежности цивилизаций. «Нужно будет обсудить человеческие основы, как великие, так и ничтожные», — заявляет он в начале своей первой книги. «Большинство из тех, что когда-то были великими, с тех пор пришли в упадок, а те, что раньше были незначительными, поднялись еще при моей жизни до уровня могущественных сил. Я буду уделять одинаковое внимание обоим, потому что люди и процветание никогда не будут существовать бок о бок долго».

Затем, в самом последнем абзаце своей истории, он излагает, по сути, первую материалистическую теорию о том, почему цивилизации должны преуспевать и терпеть неудачу. Персы, завоевав великую империю, хотят перебраться из своих суровых гор в более богатую землю — но Кир, их царь, запрещает это. «Мягкие земли порождают мягких людей». Это точка зрения, которую Геродот прослеживал в своем описании цивилизационных превратностей, используя ее для объяснения того, почему персы смогли победить лидийцев, вавилонян и египтян только для того, чтобы потерпеть поражение от бедных, но стойких греков. В его повествовании, написанном в то время, когда Афины были на пике славы, скрыто предупреждение: куда ушли другие великие державы, афиняне обязательно последуют за ними.

Римляне заявили о своем выходе на международную арену, сыграв три ужасные войны с соперничающими народами западного Средиземноморья: карфагенянами. В конце третьей войны, в 146 г. до н.э., им удалось захватить Карфаген и сровнять его с землей. Это было великим достижением военных целей Рима. В 216 г. до н.э. Ганнибал, самый грозный полководец Карфагена, чуть было не потерпел поражение от Рима. Его народ никогда не забудет смерть цивилизации.

В этих обстоятельствах уничтожение самого смертоносного врага Рима было торжествующим моментом. Тем не менее, о римском полководце, поджегшем Карфаген, говорят, что он плакал, глядя, как он горит, и цитировал строки из Гомера о падении Трои. Затем он повернулся к греческому спутнику. «У меня ужасное предчувствие, — признался он, — что когда-нибудь такой же приговор будет объявлен и моей стране».

По мере того, как римляне продолжали расширять свое господство в Средиземноморье, многие надеялись, что предчувствие было верным. Рим был жестоким и властным госпожой, и неудивительно, что растущее число гораздо более древних цивилизаций, находившихся под его властью, испытывало сильное негодование по поводу ее самодержавия. Греческие традиции пророчеств начали смешиваться с еврейскими, чтобы предсказать неизбежную гибель империи. «Гражданские беспорядки охватят ее народ, — так было предсказано, — и все рухнет».

Спустя столетие после сожжения Карфагена, в середине I века до нашей эры, казалось, что эти оракулы говорили правду. Рим и его империя были охвачены гражданской войной. Подсчитано, что в одной конкретной кровавой кампании четверть всех граждан призывного возраста сражалась на той или иной стороне. Неудивительно, что среди такой бойни даже римляне осмелились помыслить о конце своей империи. «Римское государство, как и все государства, обречено на гибель». Так писал поэт Вергилий среди ужасов века.

Но римское государство не умерло. Тем самым был положен конец десятилетиям гражданской войны и провозглашена новая и всеобщая эра мира. Рим, а вместе с ним и известный мир, оказались под властью одного человека, императора Цезаря Августа: первого человека в длинной череде imperatores , «победоносных полководцев» — «императоров».

Вергилий, может быть, потому, что он заглянул в бездну гражданской войны и понял, что такое анархия, оказался достойным лауреатом новой эпохи. Он напомнил римскому народу об их богоданной судьбе: «Навязывать дела и пути мира, щадить побежденных и низвергать надменных с помощью войны».

К тому времени, когда Рим отпраздновал свое тысячелетие в 248 году нашей эры, презумпция вечности правления города стала считаться само собой разумеющейся подавляющим большинством его подданных, большинство из которых к этому моменту считали себя римлянами. «Повсюду, — как сказал один провинциал, обращаясь к Вечному городу, — вы сделали гражданами тех, кто считается самым благородным, самым совершенным и могущественным из народов. Весь мир был украшен тобой как сад наслаждений».

В противном случае сад превратится в ежевику и сорняки. Злоумышленники ломали заборы. Новые арендаторы поделят большую часть между собой.

Но мечта о Риме не угасла. Его сила была слишком сильна для этого. «Гот во время макияжа хочет быть похожим на римлянина, но только бедный римлянин захочет быть похожим на гота». Так говорил Теодорих, преемник короля, свергнувшего Ромула Августула, человека, который сочетал в себе усы, весьма немецкие, с мантией и регалиями цезаря. Он был не первым варваром, который нашел в памяти Рима — великолепии его памятников, безмерности его власти, чистом тщеславии его притязаний — единственно мыслимую модель стремящегося к возвышению царя-обезьяны.

Действительно, можно сказать, что всю историю раннего Средневековья на Западе лучше всего понимать как серию попыток различных военачальников уравновесить величие своих римских амбиций скудостью своих ресурсов. Был Карл Великий, который не только короновался как император в Риме на Рождество 800 года нашей эры, но и разграбил город колонн для своей собственной столицы в Аахене. Затем был Оттон I, великий воин-король саксов, человек с волосатой грудью, который в 962 также был коронован в Риме. Линия императоров, которую он основал, не истекла до 1806 года, когда Священная Римская империя, как она впервые стала известна в 13 веке, была прекращена Наполеоном.

«Ни святой, ни римлянин, ни империя», — пошутил Вольтер. И все же шутка была не совсем справедливой. Было время, когда было все три. Оттон III, внук и тезка старого саксонского короля, коронованный в 996 г. и которому было поручено править христианским миром в тысячелетнюю годовщину со дня рождения Христа, был ничем иным, как римским императором.

Он жил на Палатинском холме, как и Август за тысячу лет до него; он восстановил титулы «консул» и «сенатор». Он был обручен с принцессой из Второго Рима, Константинополя. Его смерть в 1002 году, до того, как его женитьба могла послужить объединению восточной и западной империй, оставила нерешенным один из великих вопросов истории. Стремление Оттона III возродить Римскую империю было главной темой его правления. Поэтому мучительно размышлять о том, что могло бы произойти, если бы ему удалось соединить ее с восточной Римской империей — империей, которая, в отличие от его собственной, могла вести прямую линию происхождения от Древнего Рима.

***

Сегодня, когда мы используем прилагательное «византийский» для описания этой империи, мы рискуем скрыть то, в какой степени люди, которых мы называем «византийцами», считали себя ромеями — римлянами. Однако они оглядывались назад не на Рим Юлия Цезаря и Цицерона, а на Рим великих христианских императоров: Константина, основателя их столицы, и Феодосия Великого, который в конце IV века был последний человек, правивший и на востоке, и на западе. В этом смысле это действительно была столица Римской империи, которая досталась Мехмету II, турецкому султану, когда в 1453 году он штурмовал великие стены, построенные внуком Феодосия тысячу лет назад, чтобы опоясать Константинополь, «царицу городов». Это был действительно последний территориальный фрагмент Римской империи, который был завоеван, когда в 1461 году крошечное византийское государство Трапезунд было присоединено к Османской империи. Наконец история, начавшаяся более 2000 лет назад на холме у Тибра, была окончательно завершена турецкими орудиями на берегу Черного моря.

Или был? Турки не были первыми, кто осадил Константинополь. Еще в 941 году авантюристы, известные как русы, варяги, которые прошли длинный речной путь от Балтики до Босфора, аналогичным образом напали на город. Их штурм провалился; но Миклагард, золотая столица Цезаря, продолжал преследовать их воображение. В 986 году один из их князей отправил миссию по установлению фактов. Владимир был хозяином неотесанного пограничного городка под названием Киев – и он решил, что пришло время ему присоединиться к сообществу народов.

Но какое сообщество? Он приглашал к себе евреев; но после допроса они сказали, что их потеря Иерусалима была признаком того, что они были оставлены Богом. Он пригласил мусульман; но ужаснулся, узнав, что их религия не позволяет ему ни есть свинину, ни пить (как он откровенно сказал им, «питие есть радость Руси»). Он отправил послов в западные церкви; а там, как отрапортовали, «красоты не увидели». Только в Константинополе, в великом соборе Святой Софии, послы Владимира открыли зрелище, достойное честолюбия их господина.

«Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия и такой красоты. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей. . . мы не можем забыть эту красоту».

Так началась приверженность русов православной вере Второго Рима, которая должна была иметь непреходящие последствия в настоящее время. Владимир недавно отвоевал у византийцев город Херсонес в Крыму, первоначально основанный как греческая колония еще в VI веке до нашей эры. Он вернул его императору; и взамен, говорят, получил крещение в городе вместе с сестрой Цезаря. Важный шаг. Никогда прежде византийская принцесса не выдавалась замуж за варвара. Это создало прецедент, который Русь никогда не забудет. В 1472 году, почти через два десятилетия после падения Константинополя турками, племянница последнего императора Второго Рима вышла замуж за Ивана III Московского. «Два Рима пали». Так серьезно сказал бы их сыну русский монах в 1510 году. «Третий Рим, однако, стоит — и никогда не будет Четвертого».

***

Москва в западном понимании не очень похожа на Рим. Там нет ни Сената, ни Капитолийского холма. Никакие здания, как в Париже или Вашингтоне, не пытаются подражать облику Августовского Рима. Тем не менее, если и есть в мире страна, где тяга римского идеала все еще ощущается как ощутимое влияние на политику ее лидера, так это Россия. В 1783 году, когда Екатерина Великая аннексировала Крым, она преследовала явно римскую мечту: восстановить Византийскую империю под двуглавым орлом на своем собственном знамени. «Ты присоединила территории, — писал ей Потемкин, — на которые только что взглянули Александр и Помпей, к эстафете России, и Херсонес — источник нашего христианства, а тем самым и человечества нашего — находится теперь в руках ее дочь.» В таких выражениях Путину еще никто не писал; но если бы кто-то это сделал, это не было бы полной неожиданностью.

Сегодня здесь, на западе, мечты о восстановлении Римской империи ушли навсегда. Тени, которые они отбрасывают, слишком мрачны. Самая последняя политическая философия, вдохновленная ими и даже получившая свое название от связки прутьев с топором, которую несли телохранители римских магистратов, была разработана только в 20 веке: фашизм. При Муссолини и Гитлере тысячелетняя западная традиция обращаться к Римской империи за образцом достигла отвратительного апогея, а затем испарилась.

Но если Первого Рима уже давно нет, а Второго Рима тоже, то Третий, оказывается, сохраняет неожиданную способность вырываться из могилы. Даже в 21 веке Римская империя все еще цепляется за некую отвратительную загробную жизнь.

Перевод Тома Холланда «Историй» Геродота опубликован издательством Penguin Classics (25 фунтов стерлингов)

Информационные бюллетени от New Statesman Просмотреть все информационные бюллетени

Подпишитесь на лучшее из нашей политики, международных отношений, культуры и бизнеса, прямо на ваш почтовый ящик

Выберите и введите свой адрес электронной почты

Утренний звонок
Краткое и важное руководство по внутренней и мировой политике от команды политиков New Statesman.
Мировое обозрение
Информационный бюллетень The New Statesman по международным делам, каждый понедельник и пятницу.
Субботнее чтение
Ваш новый путеводитель по лучшим статьям об идеях, политике, книгах и культуре каждые выходные — от New Statesman.
Авария
Еженедельный информационный бюллетень, который поможет вам собрать воедино фрагменты глобального экономического спада.
Идеи и письма
Информационный бюллетень, демонстрирующий лучшие статьи из раздела идей, охватывающий политические идеи, философию, критику и интеллектуальную историю, рассылается каждую среду.
Грин Таймс
Еженедельная электронная почта The New Statesman о политике, бизнесе и культуре климатических и природных кризисов — в вашем почтовом ящике каждый четверг.
События и предложения
Подпишитесь, чтобы получать информацию о событиях NS, предложениях по подписке и обновлениях продуктов.

Ваш адрес электронной почты

Должность

  • Администрация / Офис
  • Искусство и культура
  • Член правления
  • Деловые/корпоративные услуги
  • Клиент / Служба поддержки клиентов
  • Связь
  • Строительство, работы, машиностроение
  • Образование, учебная программа и преподавание
  • Окружающая среда, сохранение и NRM
  • Управление объектами / территорией и техническое обслуживание
  • Управление финансами
  • Здоровье – медицинский и сестринский менеджмент
  • Управление персоналом, обучение и организационное развитие
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Информационные услуги, статистика, записи, архивы
  • Управление инфраструктурой – транспорт, коммунальные услуги
  • Юристы и специалисты-практики
  • Библиотекари и управление библиотекой
  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • OH&S, управление рисками
  • Управление операциями
  • Планирование, политика, стратегия
  • Печать, дизайн, издательское дело, Интернет
  • Проекты, программы и консультанты
  • Управление имуществом, активами и автопарком
  • Связи с общественностью и СМИ
  • Закупки и снабжение
  • Управление качеством
  • Научные и технические исследования и разработки
  • Безопасность и правоохранительные органы
  • Предоставление услуг
  • Спорт и отдых
  • Путешествия, проживание, туризм
  • Благополучие, общественные/социальные службы

Администрация / ОфисИскусство и культураЧлен совета директоровБизнес / Корпоративные услугиКлиенты / Обслуживание клиентовСвязьСтроительство, работы, инженерное делоОбразование, учебная программа и обучениеОкружающая среда, охрана и NRMУправление и обслуживание объектов / территорийУправление финансамиУправление здравоохранением и сестринским деломУправление персоналом, обучение и организационное развитиеИнформационные и коммуникационные технологииИнформационные услуги, статистика, отчеты , АрхивыУправление инфраструктурой — транспорт, коммунальные услугиЮрисконсульты и практикиБиблиотекари и управление библиотекамиМенеджментМаркетингOH&S, управление рискамиУправление операциямиПланирование, политика, стратегияПечать, дизайн, издательское дело, веб-проекты, программы и консультантыУправление собственностью, активами и автопаркомСвязи с общественностью и СМИЗакупки и закупкиУправление качествомНаучно-технические исследования и разработкиБезопасность и правоохранительные органыСервис ДоставкаСпорт и отдыхПутешествия, проживание, туризмБлагополучие, общественные / социальные услуги

Посетите нашу Политику конфиденциальности, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах, о том, как New Statesman Media Group может использовать, обрабатывать и передавать ваши личные данные, включая информацию о ваших правах в отношении ваших личных данных и о том, как вы можете отказаться от подписки на будущие маркетинговые сообщения.

СПАСИБО

Киевская Русь — Когда князь-викинг Олег правил средневековой Россией

В течение четырех столетий варяги господствовали над частями России, Белоруссии и Украины, с наибольшей экспансией при князе Олеге-Вещем.

Автор: Becky Little

Опубликовано:

Иллюстрация Олега. Предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Исторические люди, известные как викинги, которые были родом из Скандинавии в Северной Европе, сегодня хорошо известны своими подвигами на западе. Но купцы-воины проникли и в Восточную Европу, где помогли основать средневековую федерацию на территории, ныне известной как Беларусь, Украина и часть России. Их свободная федерация княжеств под названием Киевская Русь просуществовала почти 400 лет, окончательно распавшись во время монгольского нашествия в 13 веке.

Ранние скандинавские поселения на Востоке

Викинги основали Киевскую Русь в середине 9-го века, но скандинавские поселения в Восточной Европе на самом деле датируются как минимум 750 годом нашей эры. город Старая Ладога (или «Старая Ладога»), через Ладожское озеро от территории современной Финляндии. Одним из артефактов, обнаруженных археологами в городе, является талисман с ликом Одина, скандинавского бога войны.

«Ранних скандинавов особенно привлекало появление в Ладоге исламских серебряных монет или дирхемов», — пишет ученый Томас С. Нунан. «Регулярный поток исламских дирхемов из России в Скандинавию через Ладогу начался в начале девятого века и является еще одним свидетельством присутствия викингов в Ладоге задолго до 840 года».

ПОДРОБНЕЕ: 10 фактов о викингах, которые вы могли не знать

Князь Олег расширяет территорию, переносит столицу в Киев

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Рюрик и его братья прибывают в Старую Ладогу.

После 840 г. скандинавские викинги, которых в Восточной Европе называли «варягами» или «русами», установили власть викингов над славянскими племенами на территории, которая стала называться Киевской Русью. Сначала область была поделена между тремя знатными братьями.

«Старший, Рюрик, находился в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; а третий, Трувор, в Изборске, — рассказывает Русская Первая Летопись , история региона, завершенная в XII веке киевскими монахами. «Из-за этих варягов Новгородская область стала называться Русской землей». («Русь», откуда происходит название «Россия», предположительно происходит от древнескандинавского слова, означающего «люди, которые гребут».)

Братья Рюрика умерли в течение двух лет, поэтому он потребовал их территорию и утвердил Новгород как столица своего владения. После смерти Рюрика его преемник князь Олег Новгородский (или Олег Вещий) захватил город Киев в 882 году и перенес столицу из Новгорода в Киев. Помимо захвата новых территорий для увеличения размера Киевской Руси, Олег также увеличил ее богатство, заключив выгодную торговую сделку с Константинополем, столицей Византийской империи.

ПОДРОБНЕЕ: История, происхождение и тактика викингов

Королевские боли после Олега

Археологические находки в регионе подтверждают Русскую Первую Хронику . Однако историки предостерегают читателей относиться к повествованию Chronicle с недоверием, поскольку некоторые из его историй имеют преувеличенный, мифический характер.

Одна такая история: как Олег якобы погиб. Согласно Chronicle , пророчество при его жизни предсказало, что одна из его лошадей станет причиной его смерти. Чтобы избежать своей участи, Олег никогда не ездил на этой лошади. Но после того, как он успешно расширил территорию Киевской Руси и расширил торговлю, он стал немного дерзким и начал задаваться вопросом, сможет ли он все-таки скакать на лошади. К тому времени животное умерло, поэтому Олег нашел его кости и издевательски наступил на череп; но, по преданию, из-под него выскользнула змея и ужалила Олега, убив его.

После Олега наступил период царской беды. Его преемником стал сын Рюрика Игорь Киевский, женившийся на женщине по имени Ольга. Подобно Олегу, Игорь собирал дань с покоренных им народов; но, в отличие от Олега, его цены были настолько высоки, что побудили племя убить его. После его смерти к власти пришла его жена Ольга.

То, что, как сообщается, произошло дальше с Ольгой, является одной из тех историй, которые, скорее всего, живут на мифическом конце спектра. Ольга была (по понятным причинам) в ярости из-за того, что раннеславянское племя древлян убило ее мужа. Поэтому, когда древлянские эмиссары пришли к Ольге, чтобы обсудить, выйдет ли она замуж за одного из их князей, она якобы обманом заставила их быть похороненными заживо. В летописи также говорится, что она пригласила к себе в гости группу древлянских мудрецов, а затем сожгла их заживо в бане.

ПОДРОБНЕЕ: 6 лидеров викингов, которых вы должны знать

Конец эпохи Киевской Руси

Киевская Русь была в основном языческой до конца 10 века, когда Владимир Великий пришел к власти и ввел христианство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *