Прибалтийская теория происхождения славян ломоносов: Теории происхождения славян — Проект Русский язык: через прошлое в будущее

Содержание

Теории происхождения славян — Проект Русский язык: через прошлое в будущее

В наши дни на земном шаре проживает примерно 300-350 миллионов славян, причем большая их часть составляет население Европы. Однако до сих пор в науке нет единого мнения о том, где находилась прародина славян и где зародился славянский язык.

Попробуем разобраться во всем многообразии теорий происхождения славян.

Все существующие точки зрения можно разделить на миграционные1´ и автохтонные2´ теории.

Миграционные теории происхождения славян

Дунайская (балканская, дунайско-балканская) теория.

Считается, что впервые она была описана в первой русской летописи «Повести временных лет» знаменитым древнерусским  книжником Нестором3´ (XII век). Расселение славянских племен по его версии начинается с нижнего течения Дуная. Чешские и польские хронисты XIII-XIV веков также придерживались этой точки зрения.

В  XIX-XX веках «дунайскую прародину» славян признавал С.  М. Соловьев.4´  Его ученик историк О. В. Ключевский5´ отмечал, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье, а Карпаты стали «общеславянским гнездом», из которого «славяне разошлись в разные стороны». Восточные славяне в дальнейшем продолжают мигрировать на восток и северо-восток.

О.Н. Трубачев6´ в 80-90-х годах прошлого века сформулировал так называемую «неодунайскую» теорию. Местом первичного расселения славян исследователь считаем Среднее Подунавье. Затем в  I веке нашей эры славяне оказались вытеснены кельтами и уграми на север (Повисленье) и на восток (Поднепровье). Но уже в середине I тысячелетия нашей эры славяне вновь возвращаются в Подунавье, на Балканы. По концепции О.Н. Трубецкого «движение славян на юг было возвратным». Данная точка зрения имеет лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию. Передвижение славян на север, а затем на юг соответствует общей картине переселения народов в Европе. Именно у южных славян ранее всего появилось самоназвание ‘словене’, которое постепенно было принято в трудах византийских историков и готского историка Иордана в VI в. (склавины). Западные и восточные славяне в тех же трудах именуются венедами и антиами. Этноним ‘славяне’ О.Н. Трубецкой соотносит с лексемой ‘слово’ трактует самоназвание народов как ‘ясно говорящие’, то есть говорящие на понятном языке.

Скифо-сарматская теория.

Согласно этой теории праславяне некогда жили на территории Передней Азии близ Черного моря и назывались скифами, сарматами и роксоланами. С течением времени они мигрировали на юго-запад и запад. Лингвистические основания в данной гипотезе отсутствуют. В наши дни эта гипотеза всерьез не рассматривается, хотя имеет некоторых сторонников.

Впервые гипотеза была высказана в Баварской хронике XIII века7´ и поддержана многими хронистами в Западной Европе. Гипотеза в основном базируется на сведениях и полумифологических представлениях античных историков, а также информации о местах расселения и кочевания скифов и сарматов. Приверженцем происхождения славян от сарматов был английский историк Эдвард Гиббон8´. Эти положения получили развитие в европейской исторической науке (в частности, в трудах польских историков Яна Длугоша9´ и Матея Стрыйковского10´; позднее эти мотивы нашли отражение в польском сарматизме).11´

Среди русских историков эта концепция нашла отражение в трудах В. Н. Татищева12´, который, очевидно, полагал, что сарматы и славяне не являются одним и тем же народом, но первые были ассимилированы вторыми.

Идею происхождения славян от сарматов разделял М. В. Ломоносов13´, который в «Кратком Российском летописце» отмечал: «Славяне и чудь по нашим, сарматы и скифы по внешним писателям были древние обитатели в России. Единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств неспоримо»14´.

Автохтонные теории происхождения славян

Прибалтийская теория.

Прибалтийская гипотеза, или идея двух славянских прародин, была предложена известным историком и ученым А.  А. Шахматовым15´ в конце XIX – начале ХХ вв. Две славянские прародины – это, во-первых, район, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и, во-вторых, район, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). А. А. Шахматов исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II веке нашей эры продвигаются на юг и освобождают бассейн реки Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район реки Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V века нашей эры) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов). С его точки зрения, предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.

Висло-одерская теория.

С точки зрения сторонников данной теории праславяне должны быть соотнесены с племенами лужицкой культуры бронзового или начала железного века, и, соответственно, славянский народ возникает на территории междуречья Вислы и Одера. Гипотеза базируется не на лингвистических, а на археологических основаниях. Так, российский археолог В. В. Седов16´ предложил соотнести с праславянами культуру подлёшевых погребений, обнаруженную в бассейнах среднего и верхнего течения Вислы и Варты (притока Одера) и относящуюся к V–VI векам до нашей эры (Седов В.В. Этногенез ранних славян // Вестник РАН. Т. 73, № 7. 2003. С. 594 – 605. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/SEDOV.HTM)

Одеро-днепровская теория.

Согласно этой теории, праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются: тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.; тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.; лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

Сторонниками одеро-днепровской теории являются некоторые польские историки, а России – Б. А. Рыбаков17´, чья концепция в то же время близка висло-одерской теории и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Б. А. Рыбаков выделяет пять этапов истории славян, начиная с эпохи бронзы – XV века до нашей эры. Первый этап связан с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения – от Одера до левобережья Днепра – была «первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян … эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина»18´.

На втором этапе – лужицко-скифском (XII-III века до нашей эры) славяне были представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства и переходу к третьему этапу истории праславян, продолжавшемуся со II века до нашей эры по II век нашей эры. Праславяне были представлены двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой, чьи территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап, именуемый пшеворско-черняховским, датируется II-IV века нашей эры и характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый этап – пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи восстанавливается славянское единство.

Висло-днепровская теория.

По мнению М. Фасмера (Германия), Ф. П. Филина, С. Б. Бернштейна (Россия), В. Георгиева (Болгария), Л. Нидерле (Чехия), К. Мошиньского (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере, то есть это территория современной северо-западной Украины, южной Белоруссии и юго-восточной Польши.

Чешский исследователь Л. Нидерле19´ считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно и высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, исследователь Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тысячелетия нашей эры. По его мнению, она находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе – верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников – полей погребений лужицко-силезского типа (Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000. URL: https://www.litmir.me/br/?b=192220&p=1#section_1).

Ф. П. Филин20´ определяет область расселения славян в начале нашей эры между Западным Бугом и Средним Днепром. Опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, исследователь предлагает периодизацию развития языка праславян.

Первый этап (до конца I тысячелетия до нашей эры) – начальная стадия формирования основы славянской языковой системы.

На втором этапе (от конца I тысячелетия до нашей эры до III-IV веков нашей эры) – в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация.

Третий этап (V-VII века) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии.

Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С. Б. Бернштейна21´, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. Поддерживая гипотезу А. А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы – западную и восточную, исследователь указывает, что из последней на определенном этапе выделились восточная и южная группы, чем и объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, особенно фонетическая, западнославянских.

____________

Миграционные теории – научные теории, описывающие условия, причины и результаты перемещения значительных групп населения в пространстве в историческом, социологическом, политологическом и экономическом аспектах.

Автохтонный – местный, коренной; происходит от древнегреческого ‘autochtones’ (αὐτός  –‘сам’ + χθών –‘земля’), что означает ‘принадлежащий по происхождению данной территории’.

Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056 – 1114) –древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII веков, монах  Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871–1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник.

Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – российский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Трубачёв Олег Николаевич (1930 – 2002) – советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики; специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992).

Баварская хроника императоров и пап (лит: Chronicon imperatorum et pontificum Bavaricum) содержит историю императоров (перечислены до 1291 г.) и пап (до 1238 г.). Анонимный автор ведет повествование, начиная с библейской истории человечества и сообщает сведения о европейских народах, среди которых упоминает русов. Сохранилась в рукописи XIV в.

Гиббон Эдвард (1737 – 1794), английский историк, автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776 – 1788).

Длу́гош Ян (1414 – 1480) – польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.

10´ Стрыйко́вский Мате́й (1547 – между 1586 и 1593) – польский историк, поэт и писатель и дипломат, католический священник (капеллан). Первый историограф Великого княжества Литовского. Его труд «Описание европейской Сарматии» (польск.«Sarmatiae Europeae descriptio») был издан в 1578 году под именем Александра Гваньини. Авторство Стрыйковского было подтверждено королевским судом.

11´ Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI—XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов (славян и литовцев).

12´ Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. Вторая редакция «Истории Российской» была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II в 1768 году. Первая редакция «Истории Российской», написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.

13´ Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765). Первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня. Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской академии наук.

14´ Ломоносов М. В. Краткий Российский летописец с родословием. Сочинение Михаила Ломоносова // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 6: Труды русской истории, общественно-экономическим вопосам и географии. 1747—1765 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 293.

15´ Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891 – 1916).

16´ Седов Валентин Васильевич (1924 – 2004) – советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН (1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994). Внёс значительный вклад в исследование этногенеза славян.

17´ Рыбаков Борис Александрович (1908 – 2001) – советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии.

18´ Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981. С. 221.

19´ Нидерле Любор (1865 – 1944) – чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог, профессор Карлова университета, член Чешской академии наук и искусств. Занимался первобытной и античной, а затем славянской археологией. В 1893 году вышла книга «Человечество в доисторические времена», где изложена археология Европы от палеолита до эпохи средневековья включительно. В 1902 – 1934 годах опубликовал знаменитый труд «Славянские древности», в котором представил масштабный свод известной о славянах информации.

20´ Филин Федот Петрович (1908 – 1982) – советский лингвист, славист, профессор, член-корреспондент АН СССР (1962). Автор трудов по истории восточнославянских языков, диалектологии, лексикологии и лингвистической географии, выдержанных в духе традиционного сравнительно-исторического языкознания XIX века. В 1968–1982 годы возглавлял Институт русского языка АН СССР, а в 1971—1982 годы журнал «Вопросы языкознания». Руководил рядом масштабных научно-издательских проектов, в частности Диалектологическим атласом русского языка, Большим академическим словарём и Словарём русских народных говоров. Лауреат Ленинской премии за академический словарь и премии имени А. С. Пушкина АН СССР за монографию «Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк».

21´ Бернштейн Самуил Борисович (1910 – 1997) – советский и российский лингвист-славист, балканист, диалектолог, специалист по болгарскому языку, лингвистической географии. Доктор филологических наук, профессор. Автор мемуаров, историк науки. Иностранный член Болгарской и Македонской академий наук. Автор более 400 печатных работ, в том числе более 20 монографий, учебников и словарей. Из них наиболее заметны неоконченный, но весьма подробный «Очерк сравнительной грамматики славянских языков» (ч. 1, 1961, ч. 2, 1974), а также историко-филологическая монография «Константин-философ и Мефодий» (1984).

Теории происхождения славян (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

  • 1 Основные теории происхождения восточных славян
    • 1.1 Дунайско-балканская теория происхождения славян
    • 1. 2 Скифо-сарматская теория происхождения славян
    • 1.3 Висло-одерская теория
    • 1.4 Одерско-днепровская концепция происхождения славян
    • 1.5 Прикарпатская концепция
    • 1.6 Припятско-полесская теория
    • 1.7 Прибалтийская теория
    • 1.8 Схема: основные теории происхождения восточных славян
    • 1.9 Схема: миграционная теория происхождения славян
    • 1.10 Схема: автохтонная теория происхождения славян
    • 1.11 Схема: этногенез восточных славян
  • 2 Видео-лекция: Происхождение славян. Теории этногенеза славян.

Основные теории происхождения восточных славян

Вопрос происхождения славян был и остаётся открытым для исследования. Ведь ни одна из множества теорий и гипотез на сегодняшний день не является доказанной. Все их можно сегодня условно разделить на две отдельные группы, названия которых отражают их суть: автохтонная и миграционная.

Таким образом, одни исследователи уверены, что славянские народы пришли в Европу с других территорий, а другие историки находят доказательства для объяснения совершенно противоположной точки зрения. На сегодняшний день самыми научными всё же считаются миграционные гипотезы. Давайте рассмотрим основные теории из обеих групп.

Дунайско-балканская теория происхождения славян

Данная версия является одной из самых изучаемых и доказанных. Как Вы знаете, самым первым историком на Руси, который попытался записать происхождение славянского народа, стал летописец Нестор. Согласно мнению автора Повести временных лет расселение славян началось на берегах нижнего течения реки Дунай. Стоит отметить, что эта же гипотеза встречается и в рукописях, датируемых эпохой Среднивековья.

В прошлом веке данная гипотеза была развита русским учёным Ключевским, который добавил, что славянский этнос пришёл с нижних берегов Дуная в Прикарпатье и было это в шестом веке новой эры. Именно на этой территории был сформирован племенной союз, после чего восточные славяне продолжили свою миграцию на северо-восток и восток. Самыми знаменитыми последователями этой теории происхождения являлись в своё время Трубачёв, Породин и Соловьёв.

Скифо-сарматская теория происхождения славян

Первое упоминание о скифо-сарматской гипотезе происхождения славян относится к тринадцатому веку. Уже тогда она была поддержана многими умами Западной Европы. В чём же основной посыл теории?

Так называемые праславяне, заселявшие когда то земли около Чёрного моря носили название сарматы и скифы. Со временем данные племена были вынуждены мигрировать на юго-запад и запад. Большим поклонником этой версии являлся Михаил Ломоносов. При этом, сегодня она относится скорее к архаизмам и не исследуется.

Висло-одерская теория

Данная гипотеза сформировалась в Польше в восемнадцатом веке. Её последователи заверяют, что славянские племена появились впервые на территориях между реками Одер и Висла. Русский археолог и учёный Седов стал развивать гипотезу и выяснил дату этого события. Согласно трудам автора, славяне появились в этих местах в пятом-шестом веках до новой эры.

Одерско-днепровская концепция происхождения славян

Последователи этой гипотезы утверждают, что славянские племена появляются в один и тот же период на землях, которые располагаются между Одером и Днепром. Самым известным исследователем этой теории был Б. Рыбаков.

Прикарпатская концепция

В качестве доказательной базы к этой теории выступают исключительно названия различных географических объектов (по большей части озёр и рек). Прикарпатская версия появилась в девятнадцатом веке и сегодня считается необоснованной.

Припятско-полесская теория

Данная гипотеза происхождения славянского этноса включает в себя две подтеории: среднеднепровскую и верхнеднепровскую. Основная суть версии заключается в том, что племена славян, изначально проживающие на территории Полесья позже мигрировали на территории, располагающиеся между реками Одер и Висла.

Прибалтийская теория

Последняя версия была предложена одним из самых известных исследователей славянских народов Шахматовым, который утверждал в своих работах, что изначально проживающие на территориях Нижнего Немана (Прибалтика) и на берегах Западной Двины славяне прозванные венедами были вынуждены мигрировать к Нижней Висле, которую автор версии стал называть второй прародиной славян. А ветви южных и восточных славян появились спустя несколько десятков лет.

Для более точной картины стоит рассмотреть и вторую известную категорию теорий – автохтонную. Суть гипотезы состоит в том, что славянские племена проживали на той же территории на которой они и появились. Эта группа теорий пользовалась популярностью у советских историков и исследователей. Они утверждали, что славянский этнос появился на землях нынешней Украины, Польши и Белоруссии, представляя собой позже общность разрозненных небольших племён. Принято выделять три основных периода формирования славянских народов:

  1. протославянский, продолжавшийся с третьего по первое тысячелетие;
  2. праславянский, длившийся до шестого века;
  3. славянский – период, когда были сформированы самостоятельные полноценные народы со своими государствами.

Конечно, не все описанные выше теории происхождения славян дожили до наших дней. Большинство из них являлись лишь промежуточными в более масштабных исследованиях и ныне считаются «мёртвыми». Стоит отметить, что учёные и историки, заручившись поддержкой других популярных наук, продолжать искать достоверные факты, которые смогут приоткрыть завесу тайны происхождения славян.

Схема: основные теории происхождения восточных славян

Теории происхождения восточных славян

 

Схема: миграционная теория происхождения славян

Миграционная теория происхождения славян

 

Схема: автохтонная теория происхождения славян

Автохтонная теория происхождения славян

 

Схема: этногенез восточных славян

Этногенез восточных славян

 

Видео-лекция: Происхождение славян. Теории этногенеза славян.

балтийских языков | Britannica

Ключевые люди:
Казимерас Буга Август Лескин
Связанные темы:
литовский язык латышский язык Старый прусский язык балто-славянские языки Старый литовский язык

Просмотреть весь связанный контент →

Балтийские языки , группа индоевропейских языков, в которую входят современные латышский и литовский языки, на которых говорят на восточном побережье Балтийского моря, а также вымершие древнепрусский, ятвягский, куршский, селонский и земгалльский языки .

Балтийские языки более тесно связаны со славянскими, германскими и индоиранскими (именно в таком порядке), чем с другими ветвями семьи. Носители современных литовского и латышского (латышского), языков балтов, населяющих восточное побережье Балтийского моря, а также ныне вымершего древнепрусского языка, йотвинского (также пишется ятвягским, йотвинским, ятвяжским), куршского (куришского), Земгалы и селонцы (селяне) здесь именуются би-балтами. Существовали также языки и диалекты балтов (д-балтов), живших восточнее указанных групп в районах верховий Днепра.

Языки группы

Поскольку его диалекты более архаичны по своим формам, чем диалекты других живых индоевропейских языков, литовский язык имеет особое значение в изучении сравнительного индоевропейского языкознания. В начале 1980-х годов на этом языке говорили 2 760 000 человек в Литве и несколько тысяч носителей в Белоруссии и Польше, а до 1945 года несколько тысяч литовцев проживало и в Восточной Пруссии. Более 675 000 литовцев живут за границей, в основном в США.

Литовский язык резко разделен на диалекты, различия между которыми весьма заметны. Двумя основными из них являются нижний (или западный) литовский с тремя поддиалектами и высокий (или восточный) литовский с четырьмя поддиалектами. На низком диалекте говорят жители низменностей, живущие на западе и вдоль Балтийского моря; На высоком литовском языке говорят горцы, живущие в восточной (и большей) части Литвы. Стандартный литовский, сложившийся в конце 19 в.го и начала 20 века, основан на южном поддиалекте западноверхнелитовского языка.

Наиболее близким к литовскому языку является латышский, на котором говорили 1 344 000 человек в Латвии в начале 1980-х годов и около 156 000 человек за границей, в основном в Соединенных Штатах. Латышский язык делится на диалекты, основными из которых являются центральный диалект, ливонский (также называемый тахмийским или западнолатышским) и высокий (или восточный) латышский. Стандартный латышский язык, сложившийся в конце 19 и начале 20 века, основан на центральном диалекте.

К XVI веку селоны, земгалы и курши, жившие на территории Латвии и Литвы, полностью утратили свою национальную идентичность и были ассимилированы латышами и литовцами. Они не оставили никаких письменных записей. Так же как и ятвяги (или судавцы), жившие на юго-западе Литвы и южнее (на территории современной Польши). Они вымерли примерно в 16–17 веках, будучи ассимилированы литовцами на севере и славянами на юге. Сведения о вымерших балтийских языках крайне скудны (в основном топонимы). Только древнепрусский язык из всех вымерших балтийских языков оставил какие-либо письменные записи, и они весьма бедны. Пруссаки жили в Восточной Пруссии (т. е. между низовьями рек Вислы и Немана [литовский Нямунас] на побережье Балтийского моря). Они вымерли (т. е. были ассимилированы немцами) в начале 18 века.

Викторина по Британике

Языки и алфавиты

В языковом отношении ятвяги были очень тесно связаны с пруссаками. Они составляли одну этническую балтскую группу, обычно называемую западными балтами, в отличие от так называемых восточных балтов — литовцев, латышей, селунов, земгалов и куршей. Традиционные термины «западные балты» и «восточные балты» неточны, когда используются для всех балтов, т. Е. Включая балтов, о языках которых нет записей (д-балты). Эти балты, ассимилированные славянами в VII–XIV веках, жили в верховьях Днепра.

Исторический обзор

Прабалтийский язык, прабалтийский язык, из которого произошли различные известные языки, развился из диалектов северной области праиндоевропейского языка. Эти диалекты включали также славянский и германский праязыки (а возможно, и тохарский). На довольно близкое историческое родство балтийских, славянских и германских языков указывает тот факт, что они единственные из всех индоевропейских языков имеют звук m в дательном падеже множественного числа (например, литовский 9).0037 vĭlká-m-s «волк», общеславянское * vilko-m-ŭ , готское wulf-am ). (Звездочка [*] указывает на то, что следующий звук или слово не засвидетельствовано и было реконструировано как гипотетическая языковая форма. ) Об этой связи свидетельствуют не только морфология и словообразование, но и словарь — например, литовский draũgas . (латышский dràugs

) «друг», старославянский drǔ , готский driugan «нести военную службу»; Литовский vãškas (латышское vasks ) «воск», русский vosk , древневерхненемецкий wahs . Вероятно, более ранний тесный контакт балтов и славян с германскими племенами прервался примерно во II тыс. до н. э., когда балты двинулись с юга (не теряя, однако, связи со славянами) и заселили большую территорию восточного побережья Балтийского моря и верхнего течения Днепра.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Открытый доступ SCIRP

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйтесь у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Следовать SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *