При какой династии египет стал мировой империей: ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ • Большая российская энциклопедия

Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Большой сфинкс в Гизе

Jorge Láscar (CC BY)

Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле, располагавшиеся на самом севере Африки, омываемая Средиземноморским морем. Слово «Египет» происходит от греческого Aegyptos, и было греческим произношением древнеегипетскому слову ‘Hwt-Ka-Ptah’ и означало Храм Духа Птах, и было самым первым названием древнего египетского города Мемфис.

Мемфис был первой столицей Египта и крупнейшим религиозным и торговым центром. О его высоком статусе можно поблагодарить греков, которые в свое время назвали в его честь всю страну, но сами египтяне называли ее Кемет, что на коптском языке означало Черная Земля, так называли темную плодородную землю вдоль реки Нил, где образовались первые поселения. Позже страна обрела новое название Misr, что означало «страна»; оно все еще употребляется среди населения Египта и по сей день. Египет процветал многие тысячи лет (8000 до н.э. до 30г. до н.э.) и был независимым государством, чья культура, коренным образом повлияла на развитие человечества в различных областях, начиная от науки, и заканчивая техническим развитием и религией. Величественные памятники культуры, которыми до сих славятся Древний Египет отражает всю глубину и богатство египетской культуры, способные оказать колоссальное влияние на многие цивилизации, в том числе Грецию и Рим.

Главной причиной такой большой популярностью Египетской культуры стало величие и размах архитектурного опыта человека. Огромные памятники, гробницы, храмы, произведения искусства прославляли жизнь и были живым напоминанием того, на что способен человек и что может достичь в лучших его проявлениях. Однако, в массовой культуре Древний Египет нередко ассоциируется с загробным миром и погребальными ритуалами, там самым напоминая, что значит быть человеком, и о силе и цели воспоминаний.

Летопись Египетской истории начинается между 3400 и 3200гг н.э., когда негадской народностью было изобретено иероглифическое письмо.

.

Для египтян, мирская жизнь была всего лишь одним аспектом этого бесконечного путешествия. Душа была бессмертна и является временным вместилищем для человеческого тела. После смерти, человек отправлялся на суд в Зал Правды, и в случае, если он был оправдан, смог уйти в бесконечный рай – Тростниковое Поле или Поле Иару(Иалу), которое было живым отражением человеческой жизни на Земле. Попав в рай, человек смог жить в мире и согласии с теми людьми, с кем жил на Земле, и даже с домашними питомцами, в той же деревне, у того же ручья, около тех же деревьях, возле которых он отправился в мир иной. Но для достижения такой высокой цели, в вечный рай попадали лишь те, кто вел праведный образ жизни, чтил и исполнял волю богов в самом идеальном месте — земле Египта.

Египет насчитывает многовековую историю, которая исходит задолго до того, когда была изобретена письменность, когда люди почитали богов и сооружали во их имя памятники и храмы. Основным промыслом для египтян был развод скота в том регионе Африке, которая известная как пустыня Сахара примерно в 8000г.

до н.э. Доказательство этому служит древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, указывая на сельскохозяйственную активность в то время. Эта земля была наиболее плодородна; охотники, кочевники и собиратели зачастую страдали от жажды, и единственным местом, где они могли найти источник живительной влаги, была Долина реки Нил. Первые поселения были образованы еще до 6000л. до н.э.

Глиняной горшок эпохи Некада II

Guillaume Blanchard (CC BY-SA)

Первые поселения и организованное земледелие в этом регионе началось примерно в 6000г. до н.э, и в это же время начинают процветать первые общины, известные как Бадарийская культура. Начинает развиваться различные виды промысла, в том числе фаянцевая, обнаруженная в Абидосе примерно в 5500г. до н.э. Бадарийцев сменили амратская, герзейская и семайнийская культуры (также известные как Накада I, Накада II и Накада III соответственно), каждая из которых внесли неоценимый вклад в развитие египетской цивилизации.

Письменная история Египта начинается, когда примерно в 3400-3200гг происходит зарождение иероглифического письма, благодаря культуре Накада III. В 3500г. до н.э. в Иераконполисе стали практиковать мумификацию мертвых, а в Абидосе были найдены первые каменные гробницы. В 3100-2181г. до н.э. древний город Сакха (древние египтяне называли его Ксойс) считается одним из самых первых городских образований, запечатленным на знаменитом палермском Камне. Как и с другими мировыми культурами, небольшая сельскохозяйственная община стала централизована и переросла в крупный городской центр.

Ранняя история Египта

Во время раннего династического периода Египта (пр.3150-2613гг до н.э.) произошло объединение Нижнего и Верхнего царств под управлением фараона Верхнего Египта Менеса (также известный как Мени), а примерно в 3118 или в 3150г. до н.э. он смог подчинить Нижний Египет. Эти ранние исторические факты упоминаются в Aegyptica (История Египта), написанной древнеегипетским историком Манефоном, жившим в III в. до н.э. во время династии Птоломеев (323-20гг. до н.э.). Хотя его версия событий оспаривается более поздними историками, но все же, к нему приходят за помощью по вопросам династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.

Палетка Нармера

Unknown Artist (Public Domain)

Труды Манефона являются единственным источником информации, где упоминается Менес, однако считается, что под «Менесом» Манефон имел в виду царя-правителя Нармера, кто мирным путем объединил Верхний и Нижний Египет как единое государство. Отождествление Менеса как Нармера не совсем точно, ровно так же и Менеса можно отнести к фараону Хор-Аха (3100-3050гг. до н.э.), кто стал его приемником. Причина почему Менеса относят к его предшественнику и приемнику состоит в том, что слово «Менес» является вовсе не именем собственным, а почетным титулом, которое в переводе означало «Выстоявший» и могло использоваться для обозначения более чем одного фараона. Теория о том, что Египет был объединен военным путем фараоном Нармером также оспаривается многими историками, а тот факт, что на знаменитой Палеттке Нармера изображена сцена торжественного триумфа фараона считается как пропаганда.

Возможно сначала страна была объединена мирным путем, но ученые в это верят с трудом.

Для географического обозначения, египтяне изображали страну по течению Нила: Верхний Египет обозначался как южный регион, а Нижний – северный регион, ближе ко Средиземноморскому морю. Сначала Нармер правил из города Иераконполис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Во время правления фараонов в Раннединастическом периоде резко улучшилось торговля, для погребения своих правителей, египтяне стали воздвигать сложные мастаба-гробницы, а для фараонов более позднего периода стала использоваться техника мумификации.

Боги Египта

Начиная с додинастического периода в Египте (6000 — 3150 до н.э) поверье в богов определяло египетскую культуру. В ранних мифах говорилось о боге Атум, стоявшем в бескрайних водах хаоса еще до начала всех времен, произнося слова сотворения мира. Его сопровождали вечные магические силы хека, бог Хека в человеческом обличии и другие духовные силы, породившие мир.

Хека первозданная сила, которая породила Вселенную и все предметы, и законы бытия, по которым они подчиняются. Также, важнейшей фигурой в египетской мифологии является Ма’ат – богиня гармонии, справедливости, истины и всеобщего баланса.

Все боги обязаны своему происхождению Ма’ат и хеке. Согласно всем законам порядка и равновесия, солнце восходит и заходит каждый день, луна проходит свой путь по небосклону, времена года сменяются друг за другом, и все это благодаря этим двум божествам. Ма’ат также персонифицирована как божество в образе страусиного пера, как символ порядка и справедливости, которой каждый египетский царь обещал все свои богатства и преданность. Царь всегда олицетворялся как бог Гор при жизни и как Осирис при смерти, основываясь на самом популярном мифе в египетской мифологии.

Бог Осирис

Ali Kalamchi (Copyright)

Осирис и его сестра-жена Исида правили миром и давали людям дары цивилизации; они познакомили людей с земледелием, строительством храмов, научили таинствам ремесла и письменности, а также жить с равновесием с природой.

Брат Осириса – Сэт, завидовал его величию и убил его, но Исида воскресила его и родила ему сына Гора. Осирис стал слаб и низошел править загробным миром, в то время как Гор повзрослев, отомстил за своего Отца и убил Сэта. Этот миф показывает, как Порядок одержал верх над Хаосом и стал основополагающим мотивом для египетской религии, погребальных ритуалов и религиозных текстов, и всего искусства Египта. Не было бы такого периода в истории Египта, когда боги не сыграли бы важнейшую роль в истории Египта, что видно уже с самых ранних ее этапов.

Старое Царство

Во время периода, известного как Древнее Царство (2613-2181гг. до н.э.), в Египте стремительно развивалась архитектура почитания богов, воздвигаются самые известные архитектурные памятники, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе. Фараон Джосер, который правил около 2670г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в пустыне Сахара в 2670г., спроектированная его личным архитектором и физиком Имхотепом (2667-2600гг.

до н.э), кто также известен по написанию первых трудов по медицине, где он описывал способы лечения от более 200 болезней и называл реальные причины заболеваний, а не как воля богов, как было принято. В это время воздвигаются Великие Пирамиды (одно из Семи Чудес древности) во время правления фараонов IV Династии: Хуфу, также известного как Хеопс (2589-2566гг. до н.э.), Хафре (2558-2532гг. до н.э.) и Менкуаре (2532-2503гг. до н.э.).

Пирамиды в Гизе, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Величественные пирамиды на плато в Гизе, какими мы привыкли их видеть, облицованные белым сверкающим известняком, являются воплощением могущества и богатства фараонов. Существуют множество теорий, как были построены такие массивные пирамиды, учитывая технологию того времени, но современные историки и ученые не могут сойтись в едином мнении, некоторые даже считают, что такие памятники просто невозможно было построить физически, другие, полагают, что у египтян была передовая технология, которая со временем была утеряна.

Нет абсолютно никаких доказательств, что усыпальницы в Гизе или любые другие памятники в Египте были построены благодаря рабскому труду, ровно также как нет доказательств в пользу исторического прочтения Книги Исхода. Большинство авторитетных историков на сегодняшний день отказываются верить в то, что пирамиды были построенные за счет рабского труда. Хотя стоит отметить, что в Египте были рабы разных национальностей, которые работали в каменоломнях, а общественные работы производились за счет государства. Для воздвижения усыпальниц в Гизе использовали как работу опытных, так и не неопытных рабочих. Им всем выдавали 3 разовое питание, жилье, инструменты, а также следили за здоровьем.

Первый Переходный Период. Гиксосы.

Этот период известен как Первый Переходный Период Египта (2181-2040гг. до н.э.), во время которого наблюдается упадок власти и, как следствие, раздробленность. Фараоны в крупных независимых округах отделились друг от друга, пока не образовалось 2 больших региона со своими административными центрами: Верхний Египет и Иераконполоис и Фивы в Нижнем Египте. Этими центрами управляли отдельные династии, которые правили этими регионами независимо, которые устраивали междоусобные войны за контроль над всем Египтом. Все это происходило до 2040г. до н.э., пока фараон Фив Ментухотеп II (2061-2010гг. до н.э.) захватил власть в Иераконполисе и объединил Египет.

Среднее Царство Египта принято считать «классической эпохой», когда возрождается культура и искусство, а Фивы становятся самым значимым и богатым городом.

Такая стабильность ввиду доминирования Фив позволила Египту вновь процветать; этот период в истории известен как Среднее Царство (2040-1872гг. до н.э). Его принято считать «классической эпохой», когда создаются величайшие произведения искусства, а Фивы стали самый важным и богатейшим городом Египта. Историки Оукс и Галин говорили, что «в Двенадцатой Династии фараонов были сильные правители, кто смог взять под контроль не только весь Египет, но и соседнюю Нубию неподалеку к югу, где были построены несколько крепостей для защиты торговый интересов Египта». В эпоху Среднего Царства, в стране появилась первая регулярная армия при фараоне Амендахат I (1991-1962гг. до н.э), а при Сенрусете I (1971-1926гг. до н.э) был сооружен Храм Карнак, а также многочисленные произведения искусства. 13-я Династия была слабее чем 12-ая и постоянно отвлекалась на внутренние проблемы в стране, что позволило неприятелю в лице гиксосов, которые взяли под контроль северную часть Египта у дельты Нила.

Гиксосы – таинственный народ, выходцы из Сирии и Палестины, которые впервые появились в Египте примерно в 1800г. до н.э и основали там город Аварис. Имена гисосских правительей имели семитское происхождение, ученым не удалось определить их принадлежность к той или иной этнической группе. Гиксосы были очень могущественны и смогли подчинить Нижний Египет, фактически превратив государство Фив в своего вассала.

Карта Древнего Египта

Tina Ross (Copyright)

Следующим периодом в истории Египта последовал Второй Переходный Период (1782-1570гг. до н.э.). Египтяне ненавидели гиксосв (название гиксос означает «иностранные правители»), хотя они привнесли много изобретений, такие как композитный лук, разведение лошадей и колесницы, ротация сельскохозяйственных культур, бронзовое литье и гончарное дело. Хотя гиксосы контролировали все порты в Нижнем Египте, к 1700 г. к югу от Фив, в Нубии возникает королевство Куш (Мериотское Царство), которое контролирует южные границы. Египтяне много раз поднимали войны против гиксосов и подчинить нубийцев, но их попытки ни к чему не привели. Вскоре только фивскому фараону Яхмосу I (1570-1544гг до н.э) удалось изгнать врага и объединить Египет под контролем Фив.

Новое Царство и амарнский период

Началом это периода принято считать правление Яхмоса I из Нового Царства (1570-1069гг. до н.э), во время которого, Египет вновь процветает, подчиняет новые земли благодаря централизованному государству. Титул фараона как правителя Египта появился только в эпоху Нового Царства, до этого их называли «царями». Именно фараоны, правившие в этот период, смогли прославить Египет благодаря воздвижению множества архитектурных зданий: упокойный храм Рамзесса I — Рамессей, Абу-Симбель, храмы Карнак и Луксор, многочисленные гробницы в Долине Царей и Долине Цариц.

В промежутке между 1504-1492гг. до н.э фараон Тутмоз I (Тутмосис I) совершает удачные попытки расширить границы Египта до реки Ефрат на севере и до Сирии и Палестины на востоке. После его смерти Египтом правит царица Хатшепсу́т (1479-1458гг. до н.э). Она смогла расширить и наладить новые торговые отношения со многими странами, и самой богатой из них было Государство Пунтов.

Портрет царицы Хатшепут

Rob Koopman (CC BY-SA)

Ее приемник, Тутмос III (Тутмосис III) продолжил править Египтом. Во время своего правления, он пытался уничтожить все напоминания о своей предшествинице-фараоне, поскольку не хотел, чтобы правление страной женщиной стало общепринятым, ибо только мужчины были достойны править. Вскоре после его смерти в 1425г. до н.э., Египет вновь обретает свою былую славу и могущество: налаживается производство пива различных сортов, появляется множество мест для занятия спортом, а достижение в медицине способствовало к улучшению уровня жизни.

Купание было важным элементом ежедневного распорядка египтян, поскольку оно всячески поощрялось религией и богами. В это время строятся более крупные ванные не просто для гигиены, а, скорее всего, для развлечения. В ходе археологических раскопок был найден медицинский папирус Кахуна, написанный примерно в 1800г. до н.э., где излагается правила женской гигиены и контрацепции, и, по- видимому, часто использовавшимся лекарями в то время. Активно развивается хирургия и стоматология, а пиво стало назначаться в качестве лекарства, а также для снижения симптоматики более 200 болезней.

Гинекологический папирус Кахуна

Francis Llewellyn Griffith (Public Domain)

В 1353г. до н.э., фараон Аменхотеп IV вступил на трон и вскоре изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона») чтобы духовно приблизится к единственному богу – Атону. Египтяне, как правило, верили во множество богов, чья духовная значимость влияла на их насущную жизнь. Самыми популярными богами были Амун, Осирис, Изида Хатор. Культ Амуна. В то время, культ бога Амуна был невероятно высок, поэтому жрецы нередко отождествляют его силу и могущество с самим фараоном. Эхнатон и его супруга Нефертити перевернули привычное религиозные устои и традиции и образовали новую религию, основанную единобожии.

Эхнатон был первым правителем, кто велел построить статуи и храмы в честь Нефертити, а не только во имя его самого или богов.

Его религиозные реформы ослабили власть жрецов Амуна и передали ее в свои руки. Он передвинул столицу из Фив в Амарну, теми самым отдалился от своих предшественников. Это события ознаменовало новый период в истории Египта как Амарнский Период (1353-1336гг. до н.э), во время которого Амарна значительно процветала как столица, а многобожие было под запретом.

Среди множества реформ, Эхнатон был первым правителем Египта, кто воздвиг множество храмов и статуй не только в честь самого себя и богов, но и в честь Нефертити, использовал казенные деньги для строительства публичных мест и парков, хотя раньше они использовались на нужды храмов. Власть духовенства и жрецов резко упала, в то время как власть централизованного государства росла, что и являлось главной целью Эхнатона, но в итоге он не смог в полной мере использовать свою власть во благо народа. Согласно Амарнскому Архиву, становится ясно, что он был слишком увлечен религиозными делами и не интересовался внешней политикой или нуждами египтян.

Вскоре после его смерти, его приемником стал его сын и наиболее узнаваемая фигура во всей истории Египта – Тутанхамон, который правил с 1336 по 1327гг. до н.э. При рождении его назвали Тутанхатон, символизируя свою приверженность к религиозным взглядам отца, но когда он воцарился на трон, он поменял свое имя на Тутанхамон, чтобы почтить бога Амуна. Он восстанавил древние храмы, избавился в стране от всего, что напоминало бы ему культ своего отца и переместил столицу обратно в Фивы. Его правление было довольно коротким; на момент смерти ему было всего 19 лет. Тутанхамон был самым известным фараоном, благодаря нетронутой гробнице, открытой в 1922г. , что стало настоящей сенсацией в то время.

Погребальная маска Тутанхамона

Richard IJzermans (CC BY-NC-SA)

Величайшим правителем Египта по праву можно считать Рамзеса II (также известному как Рамзес Великий, 1279-1213гг.до н.э). Он обладал исключительными способностями в управлении государства. Во время правления Рамзесса воздвигаются самые грандиозные архитектурные творения в Египте. Хотя, известную битву при Кадеше в 1274г. до н.э (битва Рамзеса против хеттского царя Муваталли II) многие историки считают ничьей, но для Рамзеса это была победа и праздновал он свой триумф как победитель, но и как думали все египтяне, как Бог.

Рамзес, одержав победу при Кадеше, приказал воздвигнуть большой Храм Абу-Симбель на севере Египта, состоявший из двух частей, в большом храме изображены сцены битвы при Кадеше, а также малый храм, следуя примеру Эхнатона, построенный в честь жены Рамзесса 2 Нефяертари Меренмут. Во время правления Рамзеса 2 в 1258г. до н.э был подписан первый мирный договор с хеттским царством – Кадешский договор. Но Египет продолжал доминировать в том регионе, что свидетельствуют множество исторических памятников, воздвигнутых во время его правления.

Четвертый сын Рамзеса II Хаэмуасет (1281-1225гг. до н.э), также известен как «первый египтолог» за свои достижении в сохранении и написании летописей о старых памятниках, храмах и в честь кого они были воздвигнуты. Именно благодаря Хаэмуасету до нас дошли сведения о величии Рамзеса II и о многих других исторически важных местах в Египте. Он также оставил записи и о своих личных достижениях, об искомом строителе памятника или храма, а также имени своего отца.

Панорама на Абу-Симбель

Dennis Jarvis (CC BY-SA)

Рамзес стал известен будущим поколениям как «Великий Предок» и правил так долго, что пережил своих жен и детей. Со временем, всего вельможи знали только одного фараона – Рамзеса II. У него очень долгая и продолжительная жизнь в 96 лет, более в два раза превышающая среднюю продолжительность обычного египтянина. После его смерти, многие боялись что придет конца света, поскольку они не знал другого фараона, ни другого Египта.

Упадок Египта. Завоевания Александра Македонского

После нескольких приемников Рамзеса 2 Египтом управлял Рамзес III (1186-1155гг. до н.э.), который продолжает его дело. Но в это время, живописный регион Египта стал привлекать множество заморских народов, которые начали совершать набеги вдоль побережья Египта. Это были народы, подобно гиксосам неизвестного происхождения, которые приплыли из Эгейского моря. В промежутке между 1276-1178гг. до н.э. они стали реальной угрозой для Египта. Будучи фараоном, Рамзес II одержал ряд морских побед в том регионе, как и его приемник Мернептах (1213-1203гг. до н.э). После его смерти, они стали грабить египетские земли еще более чаще чем прежде, разорив Кадеш, который был под контролем Египта и опустошая прибрежные города. В 1180-1178гг до н.э., Рамзес III вел войну против них и окончательно победил их при битве за Ксойс в 1178г. до н.э.

После Рамзеса III, его приемники пытались активно участвовать в государственной поддержке территорий Египта, но столкнулись с сопротивлением его жителей в завоеванных территориях, особенно выражали недоверие жрецы. В те годы, когда Тутанхамон восстановил старую религию бога Амуна, особенно после периода процветания во время правления Рамзеса II, у жрецов и духовенства было в распоряжении колоссальное количество богатств и наделов земли (по некоторым данным, жрецы владели около трети всей площади Египта), тем самым став угрозой для суверенитета и централизованного строя страны. К этому времени, страной управлял Рамзес XI (1107-1077гг. до н.э), последний из 20-ой Династии, но египетское государство настолько ослабело, а уровень бюрократии и коррупции среди духовенства достигнул просто невероятных масштабов, централизованный строй раскололся. Начался так называемый Третий Переходный Период (1069-525гг. до н.э).

Карта Третьего Переходного Периода

Jeff Dahl (CC BY-SA)

Вскоре на египетский трон восходит царь Пианхи из Кишитского царства (752-722гг. до н.э) и Египет снова обретает централизованный строй, а его культа процветает, но это продолжалось недолго. В 671 г. до н.э ассирийцы под предводительством короля Асархадона начинают вторжение в Египет и в конечном итоге уже при участии его приемника Ашшурбанапа́ла, захватывают его в 666г. до н.э. Но ассирийцы были недальновидны и не имели никаких планов по укреплению этой территории, поэтому оставили ее в руках местных правителей, бросили Египет в руинах на произвол судьбы. Вскоре, стены Египта вновь отстроили и укрепили оборонительными сооружениями, однако, Египет ждал очередного вторжения в лице персов и его царя Камбиса II при битве за Пелизиум в 525г. до н.э. Зная религиозность египтян и как они почитали кошек (они верили, что кошки являются живым воплощением великой богини Бастет), поэтому Камбис II велел своим воинам нарисовать изображение кошек на свои щиты и собрать священных животных и пустить их перед своим войском при битве за Пелузиум. Египтяне сдались практически без боя и персы захватили Египет; он удерживал страну до прихода Александра Македонского в 332г. до н.э.

Александра Македонского тепло встретили как освободителя, который завоевал Египет без боя. Он основал город Александрия и дальше продвигался на Финикию и на оставшуюся Персию. После смерти Александра в 323г. до н.э., его генерал, Птолемей I Сотер вернулся в Александрию и основал династию Птолемеев (323-30гг. до н.э). В 31г. до н.э. последняя представительница династии, Клеопатра VII вместе со своим супругом Марком Антонием, понесла поражения от римлян в битве при Актиуме под предводительством Октавиана Цезаря и в 30г. до н.э она совершает самоубийство. Египет становится провинцией Римской Империи (30г. до н.э – 476г. н.э), а затем и Византийской Империи (527-646гг.), и в конечном итоге в 646г. окончательно переходит под власть арабов в лице Калифа Умара.

Изображение археологических раскопок

Mohawk Games (Copyright)

Вскоре в XVIII и XIX веках слава Египта была переосмыслена и оставила неоспоримый след сегодняшнее понимание древней истории и бытия мира. Историк Уилл Дуран писал о Египте:

Египту удалось достичь грандиозных успехов на самой заре истории и оказать значительное влияние на любую нацию на протяжении всего человечества. Как говорил профессор Фор, Египет благодаря единству, всевозможному разнообразию шедевров искусства, невероятной долгой историей и непоколебимому упорству, представляет собой величайшую цивилизацию когда-либо существовавшей на Земле.

Культура и история Египта всегда восхищала людей по всему миру, например, работы ранних археологов XIX века, Жан-Франсуа́ Шампольо́на, кто обнаружил Розеттский Камень в 1822г или известное открытие Гробницы Тутанхамона британским ученым Говардом Картером в 1922г. Столь сильная вера египтян в жизнь как бесконечное путешествие, созданная и сопровождаемая божественными силами магии, что в последствии вдохновляли более поздние культуры и религиозные верования. Многое из иконографии и религии Египта было заимствовано в Христианстве и многие узнаваемые символы в обеих религиях имеют одинаковый смысл. Древний Египет оставил значительный вклад в мировую историю и заложив основу для последующих культур; множество храмов, пирамид, памятников вдохновляли многих путешественников, писателей, живописцев, скульпторов на создание шедевров мирового искусства, в том числе художественных исторических фильмов и сериалов.

Египетское царство — дата образования, история, города

Египетское царство представляло собой пирамиду, на вершине которой сидел правитель — фараон, обладавший не только абсолютной властью, но и божественным происхождением: никто из его подданных не сомневался в том, что он сын бога Ра. Первый фараон, Менес, объединил Верхний и Нижний Египет, а последняя царица, Клеопатра VII, позволила покорить его Риму. После смерти Клеопатры Египет превратился в одну из римских провинций.

Сфинкс и пирамида Хеопса

Египет был и будет самой интересной страной с историей, насчитывающей более 3 тыс. лет. Он появился в 3120 г. до н. э. благодаря слиянию царств Верхнего и Нижнего Египта.
Египетское царство достигло высот в астрономии и открыло миру планеты и созвездия. Также оно создало то, что не потеряло свою актуальность спустя столетия и тысячелетия, а наоборот, усовершенствовавшись, облегчило человечеству жизнь: лист папируса, календарь, плуг, дверной замок, макияж области глаз, бритьё, стрижка волос и даже освежитель полости рта.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Несмотря на сверхразвитые компьютерные технологии и плодотворные раскопки на территории Египта, его история до конца не изучена. Даже сейчас, спустя 3 тыс. лет, мы можем только строить предположения, основанные на данных, полученных в ходе научных экспедиций.

Когда образовалось Египетское царство

Хронологическое деление истории Египта захватывает правление тридцати династий фараонов и царство Птолемеев или Эллинистический Египет.

  1. В 3120 г. до н. э. появилось ранее Египетское царство и, пережив две династии фараонов — I и II — уступило место Древнему царству. Первые цари были родом из Верхнего Египта. Именно в этот период начинают вестись летописи с подробными записями исторических событий.
  2. 2778–2220 гг. до н. э. Древнее царство. Период правления III–VIII династий фараонов. В это время происходит расцвет экономической, культурной и военной жизни страны.
  3. 2220–2060 гг. до н. э. В первом переходном периоде к власти приходят IX–X династии египетских царей. В стране наступает время смуты и анархии.
  4. 2060–1785 гг. до н. э. Среднее царство. К власти приходят цари, происходящие из Фив. К этому времени относят расцвет древнеегипетской литературы. На троне сидели фараоны XI–XII династий.
  5. 1785–1580 гг. до н. э. Второй переходный период ознаменован правлением XIII–XVII династий, хаосом и иноземной интервенцией гиксосов.
  6. 1580–1085 гг. до н. э. Время правления XVIII, XIX, XX династий называется Новым царством и характеризуется расцветом государственности и строительства памятников, ставших наследием всей цивилизации фараонов.
  7. 1085–664 гг. до н. э. Третий промежуточный период стал настоящим испытанием для страны, некогда бывшей сильной и независимой. На престоле сидят XXI–XXV династии фараонов, но при этом страна полностью находится в руках египетских вельмож, рвущих её на части.
  8. 664–332 гг. до н. э. Поздний период трагически заканчивается для всего Египта, так как сначала его завоевывает Персидская империя, а потом Александр Македонский. У власти XXVI–XXX династии фараонов.
  9. 332–30 гг. до н. э. Царство Птолемеев или Эллинистический Египет. Характеризуется вхождением в состав Македонской империи, а также переносом столицы в Александрию. Пришедший к власти Птолемей I Сотер дал начало династии Птолемеев.
В Древнем Египте правили как мужчины, так и женщины-фараоны

Где возникло египетское царство

Древнеегипетское царство зародилось в северо-восточной части Африки по берегам Нила — одной из величайших по длине речных систем на планете. Оно включало в себя дельту реки Нил, его долину выше по течению (Верхний Египет) и Файюмский оазис. Месторасположение Древнего Египта совпадает с территорией Арабской Республики Египет в наши дни, но учитываются только те мухафазы, которые расположены вдоль Нила.

С севера царство омывало море Уадж-Ур (Средиземное), а с востока — Красное. Однако, несмотря на близость к водному пространству, египтяне долгое время не осваивали мореходство, виной тому несколько причин:

  • непригодность тростникового флота;
  • отрицательное мнение жрецов Хапи, которые считали соленость моря проклятием;
  • плохое освоение прибрежных территорий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Файюмский оазис расположен в 85 км от Каира. Он интересен всем любителям истории: ученые выяснили, что первые поселения стали появляться здесь 4500 лет назад. В Файюме можно увидеть усыпальницы фараонов, которые отличаются от привычных нам пирамид Гизы, а также маленькие пирамиды членов семьи Сенусерта II, фараона Среднего царства. Именно в Файюме археологи обнаружили мумии, чьи лица были закрыты погребальными масками — файюмскими портретами, которые, несмотря на тысячелетия, отлично сохранились.

На протяжении всего своего существования Египетское царство то расширяло свои границы, то, наоборот, теряло какие-то территории.

Самые знаменитые столицы и города Египетского царства

Первой столицей древнеегипетского царства стал Мемфис, находившийся на западном берегу Нила, приблизительно в 20 км от современного Каира. Он был воздвигнут на рубеже Верхнего и Нижнего Египта.
Согласно греческой мифологии, своё название город получил в честь жены царя Египта Эпафоса и дочери речного бога Нила — Мемфиды.
Благодаря своему расположению, Мемфис стал первым городом Древнего Египта, где проживало огромное количество чужестранцев: евреев, сирийцев, греков, финикийцев.

Однако с ростом могущества Фив Мемфис начинает терять свою силу и значение. А после основания в 641 г. Фустата, исторического предшественника современного Каира, Мемфис постепенно превращается в каменоломню для ближайших селений.

Сейчас от города остались только непримечательные руины в окружении пальм, часть из которых находится под илом и водой. На территории древнего Мемфиса раскопки ведутся до настоящего времени.

Фивы были построены на обоих берегах реки Нил, к югу от Средиземного моря.
На восточном берегу стоял «город живых», разделенный каналом на 2 части — Луксор и Карнак, а на западном — «город мёртвых», именующийся «Долиной царей» и «Долиной цариц». Первым погребенным в «Долине царей» был фараон Тутмос I из XVIII династии, а самым известным — Тутанхамон.

Египтяне именовали свой город — Уасет, а вот почему греки назвали его «Фивы», однозначного ответа нет.

Расцвет города приходится на XVI–XIV вв. до н. э., когда благодаря военным успехам фараонов, он становится религиозным и политическим центром Египта. Фивы начинают преображаться: строятся не только храмы богов, но и виллы, парки, усыпальницы для знати. На территории города было построено 2 величественных храма — Карнакский и Луксорский, от которых сейчас остались развалины. Храмы были посвящены Амону-Ра.

Древнеегипетский город Бубастис, построенный на территории Нижнего Египта, был выбран в качестве столицы фараонами XXII династии. Своё название он получил в честь богини веселья, плодородия и кошек Бастет. Бубастис играл важную роль на сухопутном пути из Египта в Палестину и был известен храмом и празднеством, посвященным Бастет. В настоящее время город почти полностью разрушен, — он не выдержал тысячелетнего вандализма, и любителям истории приходится довольствоваться только маленьким музеем под открытым небом. От храма Бастет осталось всего лишь несколько колонн.

Саис был знаменит своими египетскими полотнами, которые использовались для мумий. Город был важным религиозным центром — об этом упоминается в настенных текстах пирамид в Саккаре. В период Эллинистического Египта в Саисе проходили важные собрания египетских жрецов. Сколько существовал город, никому неизвестно. До наших времен сохранились лишь озеро, которое, согласно Геродоту, было расположено на территории Саиса и использовалось для религиозных празднеств, холм на месте царского дворца и стена длиною около 510 метров.

Ещё одним важным религиозным городом Египетского царства был Абидос, известный многим благодаря Абидосскому списку, сыгравшему ключевую роль в дешифровке иероглифов. Первые упоминания о городе относятся к Старому царству, но к началу нашей эры на его месте было лишь небольшое поселение. Четыре года назад в Абидосе был найден древний город с домами, улицами и гробницами. Ученые предполагают, что он полностью принадлежал знати. Раскопки продолжаются до сих пор.

Александрию заложил Александр Македонский в дельте реки Нил. Дата основания — 332 г. до н. э. Военачальник выдающегося полководца Птолемей I Сотер после смерти Александра похитил его тело и для усиления престижа своей власти захоронил в Александрии. Птолемей I Сотер является основателем династии Птолемеев, правившей Египтом до 30 г. до н. э.

Постепенно город стал культурным, политическим и экономическим центром Египта, где воздвигались театры, ипподромы, библиотеки, бани, дворцы и даже зверинцы! В настоящее время Александрия — второй по величине город Египта после Каира. В нём располагается фондовая биржа и филиалы крупнейших мировых банков.

Александрия — важный политический и экономический город страны

Самые знаменитые фараоны

Джосер. Принадлежал к III династии египетских фараонов и правил в 2665–2645 гг. до н. э. Джосер положил начало «эпохи» египетских усыпальниц, построив ступенчатую пирамиду в Саккаре. Она была создана верховным жрецом Имхотепом под руководством Джосера.

Помимо архитектуры, Имхотеп увлекался врачеванием — он прославился настолько, что после его смерти, люди приходили на могилу Имхотепа за исцелением. Джосер организовывал экспедиции на Синайский полуостров для разработки медных рудников и месторождений бирюзы.

Хеопс. Фараон IV династии, правивший в 2589–2566 гг. до н. э. и обретший известность, построив Великую пирамиду в Гизе, которую впоследствии назвали его именем. По данным древнегреческого историка Геродота, Хеопс правил 50 лет, а по утверждениям Манетона из Себеннита — более 60.

Геродот утверждал, что Хеопс построил Великую пирамиду, но погребен в ней никогда не был. Мумия фараона не найдена до сих пор. Крупнейшая из всех египетских пирамид, она входит в список 7 чудес света и состоит из известняка и гранита. Пирамиду Хеопса строили около 20 лет, что считалось молниеносным, так как в среднем на строительство одной пирамиды требовалось не менее 50 лет. Пирамиду не реставрировали.

Пирамида Хеопса получила название в честь своего создателя

Если верить Геродоту, то Хеопс считался «еретиком» своего времени: он закрыл храмы и запретил жертвоприношения, поэтому даже спустя годы после его смерти, египтяне старались не произносить имени «безбожного» фараона.

Хатшепсут. Женщина-фараон из XVIII династии, правившая около 1490–1468 гг. до н. э. Сидела на троне более 20 лет, и это время считается периодом расцвета и возвышения Египта. Хатшепсут строила храмы и устанавливала обелиски, организовывала экспедиции в Пунт и военный поход в Нубию, покровительствовала торговле, держала под контролем Палестину и Синайский полуостров.

Хатшепсут была дочерью фараона и женой фараона, но прямых наследников не оставила — после её смерти власть перешла к пасынку Хатшепсуп, который позднее, мстя мачехе за отстранение от трона, старался предать её имя забвению.

Гробницу Хатшепсут обнаружили в 1903 г., но её саркофаг был пуст. Обследовав гробницу, ученые наткнулись на две мумии, одна из которых лежала на полу, а другая — в саркофаге. Забрав мумию из саркофага, ученые не тронули мумию на полу. Только некоторое время спустя, археолог Захи Хавасс снова набрёл на неё и понял, что перед ним лежала мумия фараона, так как левая рука была прижата к сердцу — именно так хоронили египетских правителей. Проведя генетические экспертизы, ученые подтвердили, что найденная мумия принадлежит Хатшепсут.

Тутмос III. Пасынок Хатшепсут, взошедший на трон Египта после её смерти — фараон Тутмос III из XVIII династии, правивший в 1468–1428 гг. до н. э. — прославился как сильный воин и грамотный военачальник. Организовывая походы в Сирию, Палестину, Финикию и Нубию, он расширил границы своей страны и сделал из неё гегемона на всём Ближнем Востоке.

Богатства, хлынувшие в Египет из покоренных фараоном земель, позволили начать масштабное строительство храмов по всей стране. На стройках, как правило, были задействованы военнопленные.

При Тутмосе III была создана профессиональная армия, укрепилось рабство.

Тутанхамон. Фараон эпохи XVIII династии, правивший в 1332–1323 гг. до н. э. — стал известен мировому сообществу после обнаружения в Долине царей его гробницы, которая к удивлению египтологов оказалась нетронутой. Это событие произошло в 1922 г. и дало толчок возникновению понятия «проклятие фараонов», которое в последующем было успешно использовано в киноиндустрии. Ученые расходятся во мнении о том, кто были родители Тутанхамона: Аменхотеп III и Тия, Эхнатон и Нефертити, Эхнатон и его младшая жена.

Тутанхамон пришел к власти, когда ему было около 10 лет, а умер, не достигнув 19 и не оставив после себя наследника — две его дочери умерли в младенчестве. Эти события привели к окончанию правления XVIII династии.

За свою недолгую жизнь Тутанхамон успел жениться на своей сводной сестре, осесть в Мемфисе, дать привилегии жрецам, усиленно восстанавливать храмы и распорядится изготавливать церемониальные лодки из лучшего ливанского кедра. Про Тутанхамона метко сказал Говард Картер: единственным значимым событием его жизни было то, что он умер и похоронен.

Клеопатра VII Филопатор. О Клеопатре слышали все: женщина, правившая в Египте более 20 лет (51–30 гг. до н. э.) и покорившая своей красотой половину земного шара. Многие припоминают многолетнюю связь Клеопатры с Марком Антонием, но на этом сведения о ней заканчиваются.

Отцом Клеопатры был Птолемей XII, а матерью — одна из его наложниц. О её детстве и юности почти ничего неизвестно. По завещанию своего отца она формально вышла замуж за своего брата Птолемея XIII и являлась его соправителем. Впоследствии она «делила» трон с Птолемеем XIV и Птолемеем XV, сожительствовала с римскими полководцами Юлием Цезарем и Марком Антонием.

По описанию современников, Клеопатра была не столь красива, сколь умна, обаятельна и коварна. Она уничтожала всех, кого подозревала в измене, и это сыграло с ней злую шутку: многие сторонники Марка Антония перешли на сторону Октавиана, например, римский полководец Квинт Деллий.

Знаменитые стрелки на глазах Клеопатры, которые многие женщины в разное время пытались повторить, царица наносила не для красоты, а для здоровья: смесь из свинцовой руды, медного купороса и малахитовой пудры, содержавшаяся в краске, отлично боролась с глазными инфекциями.

Клеопатра является последней женщиной-фараоном свободного Египта — после окончания её правления Египет получает статус одной из провинций Рима.

Войны Египетского царства

Войны играли немаловажную роль в процветании Египта, ведь в стране было развито земледелие и строительство пирамид, а для этого нужны были рабы и золото.

В битвах воины использовали луки, состоящие из цельного куска дерева, длиною 1,5 м и стрелы с каменными или бронзовыми наконечниками. Также популярным оружием были пращи, мечи, копья, кинжалы и ножи. Бедные воины отправлялись в военные походы с пращами, а состоятельные — с мечами, луками и копьями.

Когда у власти была VI династия фараонов, армия Египта совершала набеги на Палестину, Нубию, Финикию и Ливию. Возвращаясь победителями, египтяне привозили домой те богатства, которыми был беден Египет, например, дерево из Ливии, золото из Нубии. И, конечно, пригонялись трудоспособные рабы.

Вторжение гиксосов на территорию Египта в XVIII в до н. э. оказало сильное влияние на усовершенствование египтянами колесниц, участвующих в битвах. Гиксосы показали новые способы использования боевых колесниц, которые египтяне переняли и с успехом практиковали в эпоху Нового царства. Египетские колесницы стали легче и маневреннее, на их платформах теперь стояли только один лучник и возница, причем лучник должен был быть асом своего дела. Колесницы обычно использовали для создания бреши в войсках противника и разделения их на несколько частей.

Египетская боевая колесница

Тутмос I, фараон Нового царства, помимо военных походов в Нубию, совершил блестящий набег в Азию и вторгся в Митанни. Он победоносно вернулся в Египет, приведя с собой тысячи рабов.

В середине XIV века против Египта выступает могущественная держава из Малой Азии — Хеттское царство. Египет во главе с Рамсесом II, фараоном XIX династии, даёт ей бой на реке Оронт. С обеих сторон, помимо пехоты и лучников, участвовали боевые колесницы, но у египтян они были легче, а соответственно, маневреннее. Рамсесу II удалось разнести колесницы противника и заставить его отступить. После смерти Рамсеса II Египет больше не имел громких побед, а только предпринимал попытки защитить свои границы, которые не всегда оказывались удачными.

К появлению на своей территории Александра Македонского в 332 г. до н. э. Египет был не готов — его сильно ослабили набеги воинствующих стран и гнет со стороны персов. Египет покорился выдающемуся полководцу. Последним этническим египтянином, правившим Египтом, был Нектанеб II.

Религия Древнего Египта

В Египте религия сопровождала все сферы деятельности страны: от политической и социальной до экономической и военной. Египтяне верили, что всем на Земле управляют боги, и чтобы их задобрить, делались жертвоприношения, строились храмы, проводились празднества. Египтяне не сомневались, что власть фараона божественна, поэтому фараон и жрецы имели неограниченное господство над египетским народом.

На протяжении трёх тысячелетий религия Египта неоднократно претерпевала изменения: один египетский бог возвышался, другой уходил в забвение. Пантеон богов был велик: бог солнца Ра, бог неба Гор, бог знаний Тот, богиня радости Бастет, покровительница женщин Хатор и даже египетская богиня царства мертвых Серкет.

Египтяне считали, что некоторые животные и птицы являются воплощением богов, поэтому изображали их как людей с головами крокодила, ястреба, коровы, кошки и т. д.

Египтяне с уважением относились к богам: от рождения до смерти все свои поступки они совершали так, чтобы не разгневать их. Египтяне боялись, что когда они предстанут перед Осирисом в «Зале двух истин», и зачитаются все их земные дела, то их сердце, положенное на одну чашу весов, перевесит перо богини истины Маат, положенное другую чашу. Считалось, что если сердце тяжелее пера, то покойный вел грешную жизнь, поэтому сжирался чудовищем с крокодильей головой Амат. Если перо перевешивало или было вровень — покойный был праведником и отправлялся на поля Иалу, обретая вечную жизнь и блаженство.

Суд Осириса над умершим человеком

Египтяне верили, что царство мертвых, куда направлялись души после окончания бренной жизни, существовало на западе — там, где заходило солнце, поэтому похороны проходили на западном берегу Нила.

Кстати, египтяне не сомневались, что жизнь после смерти есть, и умереть можно дважды, поэтому не боялись этого, а ждали как начала нового «пробуждения» в царстве Осириса.

Богатых египтян хоронили по всем традициям: мумифицирование, ритуалы, гробница. Для бедных выкапывалась яма, куда опускалось тело и вещи, которые пригодятся умершему в загробной жизни.

Конец египетского царства

Ученные выдвигают много версий, почему некогда великая держава потерпела крах и перестала существовать. Наиболее правдоподобными считаются следующие гипотезы.

  • Покорение Египта Римской империей в 30 г. до н. э. и быстрое проникновение на его территорию иностранных религиозных верований, уклада жизни.
  • Отсутствие единства в государстве, разделение Египта на части и, как следствие, постоянные внутренние конфликты в борьбе за власть и земли.
  • Появление предпосылок к развалу Египта началось с момента вторжения персов, последующего завоевания страны Александром Македонским и постепенным доминированием европейской культуры.

Единого мнения о причине краха Египетского царства нет. Точно известно лишь одно — после завоевания Египта римлянами он получил статус провинции. Самобытное и независимое Египетское царство перестало существовать.

Чтобы окунуться в яркий и загадочный мир Древнего Египта, предлагаем посмотреть следующее видео.

Египет продолжает будоражить умы обывателей и ученых по сей день, так как земля фараонов до сих пор хранит ещё много загадок и тайн.

Пирамиды, гробницы и храмы манят сюда туристов, желающих прикоснуться к истории древней цивилизации, со всех уголков нашей планеты.

Египетская империя — Энциклопедия всемирной истории

Египетская империя возникла в период Нового Царства (ок. 1570– ок. 1069 до н. э.), когда страна достигла пика своего богатства, международного престижа и военной мощи. Империя простиралась от современной Сирии на севере до современного Судана на юге и от региона Иордании на востоке до Ливии на западе.

Поскольку империя поднималась и падала в ходе Нового царства, историки называют этот период либо Новым царством, либо Египетской империей попеременно.

Удалить рекламу

Реклама

История Египта делится позднейшими учеными на эпохи «царств» и «промежуточные периоды»; королевства были временем сильного центрального правительства и единой нации, в то время как промежуточные периоды были эпохами слабого центрального правительства и разобщенности. Новое Царство возникло во время, известное как Второй промежуточный период (ок. 1782 — ок. 1570 гг. до н. э.), когда страна была разделена между иностранным семитским народом, известным как гиксосы, державшие власть в северном Нижнем Египте, и нубийцы, правившие на севере Нижнего Египта. юг в Верхнем Египте и город Фивы посередине, представляющий традиционное египетское правительство.

Фиванский царь Яхмос I (ок. 1570– ок. 1544 до н. э.) изгнал гиксосов из Египта и победил нубийцев, объединив Египет под своей властью из Фив. В своих ранних кампаниях Яхмос I создал буферные государства вокруг границ Египта, чтобы помешать любой другой иностранной державе закрепиться в стране, как это сделали гиксосы. Поступая так, он инициировал политику завоеваний, которой будут следовать его преемники, что приведет к возникновению Египетской империи.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

В свое время Египет был одной из самых могущественных и престижных империй древнего мира.

Этот период является самым известным в истории Египта. В это время правили самые известные монархи Египта, такие как Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп III, Эхнатон, Тутанхамон, Рамсес II (Великий) и Рамсес III, а также некоторые из самых известных памятников и храмов, такие как Колоссы Мемнона. и храм Амона в Карнаке – были построены.

Империя расцвела во времена правления Рамсеса III (1186-1155 гг. до н. э.), когда вторжения (прежде всего народов моря), чрезмерные расходы, истощавшие казну, коррупция государственных чиновников, утрата веры в традиционную роль царя, усиление власти духовенства и падение его международного престижа — все это способствовало его падению. Однако в свое время она была одной из самых могущественных и престижных империй древнего мира.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Гиксосы в Египте

Среднее царство (2040-1782 гг. до н.э.) во времена 12-й династии считается «золотым веком» Египта, когда культурные и художественные достижения достигли своего пика. Однако во времена 13-й династии короли были слабее и больше заботились о своих собственных занятиях и придворных интригах, чем о благе страны. За это время гиксосы смогли обосноваться в Аварисе в Нижнем Египте и неуклонно укреплять свое присутствие, пока не смогли обладать значительной политической и военной властью. Среднее царство пало, когда центральное правительство Египта ослабло, а гиксосы на севере и нубийцы на юге стали сильнее, положив начало второму промежуточному периоду.

Более поздние писцы Нового царства охарактеризовали время гиксосов как «вторжение», а другие авторы, уловив это, увековечили этот миф. Однако гиксосы никогда не вторгались в Египет; изначально они были торговцами, которые увидели возможность обосноваться в заброшенном районе Египта и воспользовались ею. Вопреки более поздним сообщениям, гиксосы не были врагами Египта, которые неистовствовали по стране, сжигая и грабя храмы.

Удалить рекламу

Реклама

Существует множество свидетельств того, что гиксосы восхищались египетской культурой и во многом подражали египтянам. Торговые связи между гиксосами на севере, нубийцами на юге и Фивами были хорошо налажены, и единственное свидетельство того, что гиксосы разрушали храмы или разграбляли города, появилось спустя много времени после их прибытия на землю и, как полагают, было спровоцировано отдельными людьми. города Нижнего Египта или Фив. Также мифом является то, что гиксосы правили всем Нижним Египтом; их власть была ограничена чуть ниже района Дельты.

Стела Камосе

Рюдигер Стен (CC BY-SA)

Торговля между гиксосами, египтянами и нубийцами шла равномерно, пока правительству в Фивах не надоело чувствовать себя гостями в собственной стране. Фиванский царь Секененра Таа (также известный как Тао, ок. 1580 г. до н. э.) истолковал послание гиксосского царя Апепи, которое, вероятно, было просьбой ограничить фиванскую практику охоты на гиппопотамов, как вызов его власти и начал поход на город Аварис. Та’О был убит в битве, но его дело подхватил его сын Камос, а затем Яхмос I, который победил гиксосов и объединил Египет.

Расцвет Империи

Яхмос I завоевал Аварис, изгнал выживших гиксосов в Левант, а затем преследовал их по всей Сирии. При этом он, естественно, отвоевал эти регионы для Египта и поставил своих собственных чиновников для управления ими; это было началом Египетской империи. Яхмос I установил политику создания буферных государств вокруг границ Египта, чтобы «вторжение», подобное гиксосскому, больше никогда не стало возможным. После победы над гиксосами Яхмос I двинулся на юг и оттеснил нубийцев за традиционные границы, тем самым увеличив территорию Египта в трех направлениях — юге, востоке и севере, включая прибыльный регион Леванта.

Удалить рекламу

Реклама

Хотя позднее гиксосы подверглись критике, они во многом улучшили египетскую культуру и, что немаловажно, улучшили свое вооружение. До прихода гиксосов египтяне ничего не знали о лошадях и колесницах, запряженных лошадьми; они все еще использовали одноарочный лук и были вооружены мечами, которые не всегда были надежными. Египтолог Барбара Уоттерсон комментирует вклад гиксосов:

Гиксосы, выходцы из Западной Азии, познакомили египтян с народами и культурой этого региона, как никогда прежде, и познакомили их с конной боевой колесницей; составному луку из дерева, укрепленному полосками сухожилий и рога, более эластичному оружию с большей дальностью стрельбы, чем их собственный простой лук; к мечу в форме ятагана, называемому Хопеш, и к бронзовому кинжалу с узким лезвием, отлитым за одно целое с хвостовиком. Египтяне превратили это оружие в короткий меч. (60).

Меч Хопеш (также именуемый Хепеш) был полностью отлит из бронзы, а рукоять была обмотана кожей и тканью, а более дорогие лезвия украшены орнаментом. Этот изогнутый меч был намного эффективнее любого египтянина, использовавшегося в прошлом. Боевая колесница, управляемая лучниками, с новым композитным луком и большим колчаном, прикрепленным к боку, станет одним из самых значительных военных средств Египта, а боевой топор, сделанный из бронзы, прикрепленный к рукоятке, был гораздо более эффективным, чем боевой топор. кремневые или медные топоры, привязанные к деревянным древкам, использовавшимся в прошлом. Это будет оружие империи Нового Царства, и оно будет использоваться вооруженными силами нового типа.

Египетская боевая колесница

Неизвестно (общественное достояние)

Армии Империи

90 002 Первая постоянная армия в Египте была создана Аменемхетом I (ок. 1991–1962 гг. до н. э.) из 12-й династии Среднего царства. До этого армия состояла из призывников, посланных королю губернаторами областей ( номархи ) из своих уездов ( номаров ), которые часто были более лояльны к своему самоуправителю и региону, чем король страны . Эти ранние армии шли под своими знаменами и возвеличивали своих региональных культовых богов. Аменемхет I урезал власть номархов, создав профессиональную армию с цепочкой подчинения, которая передала власть в руки короля и находилась под надзором его визиря.

Удалить рекламу

Реклама

Армия, которую Яхмос I мобилизовал против гиксосов, состояла из профессионалов, новобранцев и наемников, таких как воины Меджай , но во время правления его сына Аменхотепа I (ок. 1541-1520 гг. до н. э.) эта армия была тщательно обучена и дополнительно оснащен лучшим оружием, доступным в то время. Египтолог Хелен Струдвик отмечает:

К Новому Царству египетская армия начала перенимать лучшее вооружение и снаряжение своих врагов — сирийцев и хеттов. Треугольный лук, шлем, кольчужные туники и меч Хепеш стали стандартными. Точно так же качество бронзы улучшилось, поскольку египтяне экспериментировали с различными пропорциями олова и меди. (466).

Новым и улучшенным было не только вооружение армии, но и сама структура армии. Между временами Аменемхета I и Яхмоса I армия оставалась более или менее неизменной. Вооружение и военная подготовка улучшились, но незначительно. Однако во время правления Аменхотепа I это изменилось, как объясняет египтолог Маргарет Бунсон:

Армия больше не была конфедерацией рекрутов гномов, а представляла собой первоклассную военную силу… организованную в дивизии, как колесницы, так и пехоту. Каждая дивизия насчитывала около 5000 человек. Эти подразделения носили имена главных божеств нации. (170).

В отличие от ранней армии, которая шла в бой под знаменами своих номов и кланов, армия Нового Царства сражалась за благополучие всей страны, неся знамена вселенских богов Египта. Король был главнокомандующим вооруженными силами, а его визирь и подчиненные занимались логистикой и снабжением. Отряды колесниц, на которых ехал фараон, находились непосредственно в его подчинении и делились на эскадроны со своим капитаном. Были также наемные силы, такие как меджаи, которые служили ударными отрядами.

Эпоха имперского Египта

Это были войска, которые создали, а затем поддерживали Египетскую империю. Аменхотеп I продолжал политику Яхмоса I, и каждый фараон, пришедший после него, поступал так же. Тутмос I (1520–1492 гг. до н. э.) подавил восстания в Нубии и расширил территории Египта в Леванте и Сирии. Египтяне особенно ценили Нубию за свои золотые прииски, и, по сути, регион получил свое название от египетского слова «золото» — nub . Мало что известно о его преемнике Тутмосе II (149 г.2-1479 г. до н.э.), потому что его правление омрачено впечатляющей эпохой царицы Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.).

Иноземные цари регулярно писали Аменхотепу III с просьбой о золоте и милостях, и страны стремились торговать с Египтом из-за его огромных ресурсов и значительной силы.

Хатшепсут не только самая успешная женщина-правительница в истории Египта, но и одна из самых выдающихся правителей древнего мира. Она порвала с традицией патриархальной монархии без каких-либо признаков восстания со стороны ее подданных или двора и установила правление, которое обогатило Египет в финансовом и культурном плане, не участвуя в каких-либо масштабных военных кампаниях.

Хотя есть доказательства того, что она устраивала военные экспедиции в начале своего правления, остальная часть была мирной и была сосредоточена на инфраструктуре Египта, строительных проектах и ​​торговле. Она восстановила связь с Землей Пунт — почти мифической землей богатств, — которая снабжала Египет многими предметами роскоши, к которым стремились высшие классы, а также необходимыми предметами для поклонения богам (такими как благовония) и косметическая промышленность (масла и душистые цветы).

Когда Хатшепсут умерла, ей наследовал Тутмос III (1458-1425 гг. до н.э.), который, возможно, в попытке помешать будущим женщинам подражать ей, стер имя Хатшепсут с памятников. Он сделал бы это, чтобы сохранить традицию правителя-мужчины, а не потому, что он имел что-то против королевы, и он оставил ее имя нетронутым в ее погребальном храме и в других местах вне поля зрения общественности. Тем не менее, более поздние короли ничего не знали о ее достижениях, и она больше не будет известна истории более 2000 лет.

Однако Тутмоса III не следует помнить за одно это действие, поскольку он показал себя способным и эффективным правителем и блестящим военачальником. Историки часто называют его «Наполеоном Египта» за его успехи в битвах, поскольку он провел 17 кампаний за 20 лет и, в отличие от Наполеона, одержал победу во всех из них. Он также поощрял и расширял торговлю и был культурным человеком, который помог сохранить историю Египта.

Внешняя и внутренняя политика Тутмоса III обогатила Египет и расширила его границы, обеспечив стране стабильную экономику и растущую международную репутацию. Ко времени правления Аменхотепа III (1386–1353 гг. до н. э.) Египет был одним из самых богатых и могущественных в мире. Аменхотеп III был блестящим администратором и дипломатом, чье процветающее правление прочно утвердило Египет в том, что историки называют «клубом великих держав», куда входили Вавилония, Ассирия, Миттанни и Земля хеттов (хеттов). были связаны мирными отношениями посредством торговли и дипломатии.

Иноземные цари регулярно писали Аменхотепу III с просьбами о золоте и милостях, которые он безвозмездно предоставлял, и страны стремились торговать с Египтом из-за его огромных ресурсов и значительной силы. Египетская армия в то время была грозной, и союзы заключались быстро. Богатство текло в царскую казну из-за пределов Египта, и Аменхотеп III мог позволить себе платить большим бригадам рабочих за возведение своих храмов и памятников. На самом деле он построил их так много, что более поздние историки думали, что он правил более 100 лет, чтобы добиться всего, что имел; на самом деле он был просто исключительно способным государственным деятелем.

Аменхотеп III

Попечители Британского музея (Авторское право)

Сыном и преемником Аменхотепа III был Аменхотеп IV, который на четвертом или пятом году своего правления изменил свое имя на Эхнатон (1353–1336 гг. до н. э.) и отменил традиционные религиозные обряды Египта. Хотя современные писатели часто изображают Эхнатона как великого религиозного провидца и исключительного царя, на самом деле он не был ни тем, ни другим. Его религиозные реформы, скорее всего, были политическим маневром, направленным на ослабление власти культа Амона, который в его время был почти таким же могущественным, как царь, а его внимание к правлению было настолько минимальным, что его жена Нефертити взяла на себя административные обязанности. и переписка с другими народами.

Трения между Культом Амона и королевской властью начались в период Древнего Царства, когда короли 4-й Династии возвысили секту и предоставили ей освобожденный от налогов статус в обмен на выполнение необходимых погребальных ритуалов в комплексе Гизы. Поскольку они были освобождены от налогов, вся продукция с их земель шла непосредственно к ним, а не к правительству, и поэтому они смогли накопить значительное состояние. Начиная со времен Древнего царства сила культа только росла, и поэтому вполне вероятно, что «реформы» Эхнатона были мотивированы гораздо больше политикой и жадностью, чем каким-либо божественным видением единого истинного бога.

При правлении Эхнатона столица была перенесена из Фив в новый город, Ахетатон, спроектированный и построенный царем и посвященный его личному богу. Храмы во всех городах и поселках были закрыты, а религиозные праздники отменены, за исключением тех, которые почитали его бога, Атона. Египетская экономика в значительной степени зависела от религиозных обрядов, поскольку храмы были центрами общины и нанимали большой персонал.

Кроме того, уволены с работы и ремесленники, изготовлявшие статуи, амулеты и другие религиозные артефакты. Центральная культурная ценность Египта – ma’at (гармония и равновесие) — что было основой религии, и администрация Эхнатона игнорировала общество, равно как и дипломатические и торговые связи с другими державами.

Преемником Эхнатона был Тутанхамон (1336-1327 гг. до н. э.), который находился в процессе восстановления прежнего статуса Египта, когда умер молодым. Его работу завершил Хоремхеб (1320-1295 гг. до н.э.), который стер имя Эхнатона из истории и разрушил его город. Хоремхебу удалось восстановить Египет, но он был далеко не так силен, как до правления Эхнатона.

Во времена 19-й династии, последовавшей за Хоремхебом, самый известный фараон в истории Египта утверждал, что наконец восстановил власть в стране: Рамсес II (Великий, 1279–1213 гг. до н. э.). Рамсес II является самым известным фараоном не только в наши дни, но и в древности благодаря своему таланту к саморекламе и навыкам своего визиря Хай, который обеспечил сохранение имени царя через памятники, храмы и возвышающиеся башни. скульптура в его честь.

Рамсес II, Абу-Симбел

Стив Ф-И-Камерон (CC BY)

Рамсес II, возможно, не полностью вернул Египет к уровню могущества, который он знал при Аменхотепе III, но он, безусловно, приблизился к этому. Он восстановил связи с другими великими державами, подписал первый в мире мирный договор с хеттами после битвы при Кадеше (1274 г. до н. э.) и, хотя его регулярно изображали как великого царя-воина, сосредоточил большую часть его правление во внутренней политике, торговле и дипломатии. На самом деле Тутмос III был самым опытным военачальником Нового Царства, а не Рамсес II, но образ фараона как могучего воина был давней традицией в Египте, символизирующей власть царя, даже если конкретный монарх был на самом деле более искусным в этом. другие области.

Упадок и падение

19-я династия продолжила успехи 18-й, но во времена 20-й династии империя начала приходить в упадок. Рамсес II и его преемник Меренптах (1213–1203 гг. до н. э.) отражали вторжения народов моря — коалиции различных племен, ответственных за ослабление и уничтожение ряда цивилизаций того времени, — но не подорвали их могущество. В 20-й династии, во время правления Рамсеса III, Народы Моря вернулись с силами, и у короля не было другого выбора, кроме как мобилизовать свою армию и организовать оборону.

Рамсес III победил Народы Моря так же, как и его предшественники, но ценой жизней и ресурсов было огромно. В соответствии с египетской практикой увеличения числа врагов, убитых в бою, при минимизации собственных потерь, официальные записи фиксируют только славные победы при защите Египта. Однако свидетельства проблем, возникших впоследствии, указывают на то, что потеря рабочей силы привела к снижению производства зерна и ухудшению состояния экономики. Стоимость войны также истощила казну, и торговые отношения с другими державами пострадали, потому что у Египта не было таких видов ресурсов, как раньше, и, кроме того, эти другие державы справлялись со своими собственными трудностями, вызванными набегами Народов Моря и другие.

В то же время Культ Амона снова стал таким же могущественным, как и до попытки Эхнатона уничтожить его. Первосвященнику в Фивах все чаще оказывалось такое же, если не большее уважение, как и царю, что ослабляло монархию. Проблемы империи ясно проявились в забастовке рабочих 1159 г. до н. э. в Дейр-эль-Медине — первой зарегистрированной забастовке в мире — когда заработная плата строителям гробниц задерживалась, а местные чиновники были бессильны решить проблему.

Средиземноморские вторжения и миграции бронзового века

Alexikoua (CC BY-SA)

В одном отчете того времени цитируется чиновник, говорящий рабочим, что он отдаст им их зерно, если оно у него будет, но он ничего не может сделать. Чиновники также понятия не имели, как справиться с самой забастовкой – ничего подобного раньше не случалось – и поэтому более или менее ничего не предприняли. Основная проблема заключалась в том, что концепция гармонии, воплощенная в маат — был проигнорирован, и король больше не мог поддерживать баланс, необходимый для эффективного управления.

Рамсес III был последним хорошим фараоном Нового царства. Проблемы, которые должны были привести к быстрому упадку империи, проявились только к концу его правления. После его правления страна вступила в так называемый период Рамессидов, когда от Рамсеса IV до Рамсеса XI наблюдался неуклонный упадок империи.

Ко времени Рамсеса XI (1107–1077 гг. до н. э.) уважение к фараону было на рекордно низком уровне, поскольку экономика находилась в упадке, торговля с другими странами усложнялась, армия находилась в стагнации, а международное положение Египта ухудшалось. память. Плохая экономика поощряла грабежи гробниц и широко распространенную коррупцию среди полиции, магистратов и правительственных чиновников, которые больше не уважали социальную иерархию или религиозные и культурные ценности, которые так долго поддерживали Египет.

Письмо генерала времен правления Рамсеса XI иллюстрирует, насколько раздробленным стало к тому времени египетское общество, когда он спрашивает: «Что касается фараона, чьим начальником он в конце концов?» (ван де Мироп, 257). Такого рода вопросы были бы немыслимы во времена расцвета Египетской империи, но по мере того, как жрецы Амона становились все могущественнее, а царь слабел, монарх становился все менее и менее значимым для народа.

20-я династия и Египетская империя закончились со смертью Рамсеса XI. К этому времени страна была разделена между властью фараона в Нижнем Египте и верховного жреца Амона в Фивах в Верхнем Египте. Преемник Рамсеса XI, Смендес (1077–1051 гг. до н. э.), пытался править подобно фараонам прошлого, но на самом деле был соправителем первосвященника Херихора Фивского (ок. 1074 г. до н. э.) в начале эпоха, известная как Третий промежуточный период (ок. 1069 г.-525 г. до н.э.).

Египетское литературное произведение Отчет Венамона установлен в этот период и описывает трудности чиновника, который отправляется с миссией в Левант, чтобы купить древесину для восстановления Барка Амона. В период расцвета империи эта задача не представляла бы никаких проблем, но, как поясняет автор, когда Египет потерял равновесие и потерял статус по отношению к другим державам, даже самое простое предприятие могло стать тяжелым испытанием. Венамуна грабят, оскорбляют, игнорируют и даже прибегают к грабежу.

Подобно письму, ставящему под сомнение ценность короля, события, описанные в Отчете Венамуна , были бы невообразимы в золотые дни египетской империи. Времена Тутмоса III, Аменхотепа III и Рамсеса II прошли, и в более поздние периоды Египта таких царей было мало, и они не знали ничего подобного величию египетской империи.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Золотая империя Египта

Искусство и культура История

Особая ИМПЕРИЯ

В 1560 г. до н.э., когда Рим был еще болотом, а Акрополь – пустой скалой, Египту было уже 1000 лет. Хотя период строителей пирамид давно закончился, Египет стоял на пороге своего величайшего века. Новое Королевство будет империей, созданной завоеваниями, поддерживаемой запугиванием и дипломатией, о которой будут помнить еще долго после ее падения.

Возглавляемая династией богатых личностей, чьи драматические жизни изменили ход цивилизации, «ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ ЕГИПТА» представляет самый необычный период в истории Египта — с 1560 г. до н. э. по 1080 г. до н. э. — когда Египетская империя достигла своего апогея.

Удивительно сохранившиеся письма и записи оживляют страсть и непостижимые богатства того времени, когда Египет был центром известного мира, а его фараоны были известны как боги. Были построены большие города, храмы и гробницы; а искусство, образование и технологии поднялись на новый уровень. От Яхмоса, Хатшепсут и Аменхотепа III до Эхнатона, Тутанхамона и Рамсеса Великого «ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ ЕГИПТА» с поразительной ясностью раскрывает надежды и мечты фараонов и простых граждан, создавших первую великую империю в истории.

ВОИН ФАРАОНОВ
Уже 1000 лет Египет является тенью самого себя. К 1560 г. до н.э. королевство разделено между иностранными правителями. Но Яхмос, один из последних египетских принцев, поднимается, чтобы победить гиксосов и нубийцев. Рождается Новое Царство, снова объединяющее Египет. После смерти Яхмоса Хатшепсут становится первой женщиной-фараоном. Стремясь к легитимности, она приступает к амбициозной программе строительства и открывает новые торговые пути. Ее сын и преемник Тутмос III проводит активные кампании на Ближнем Востоке и подчиняет большую часть древнего мира египетскому правлению. Рождается понятие «империя».

ФАРАОНЫ СОЛНЦА
К 1400 г. до н.э. египетская империя простиралась от Северной Сирии до Судана в Африке. Под руководством Аменхотепа III это золотой век богатства, власти и процветания. Замечательная дипломатия используется, чтобы держать соперников империи в страхе, в то время как провинции Египта упиваются их защитой. Искусство, технологии и новые идеи процветают. Египетские правители считаются богами. После смерти Аменхотепа III его сын Эхнатон инициирует кардинальные изменения. Поглощенный монотеистической верой, он приказывает построить новую столицу в пустыне, женится на красавице Нефертити и начинает кампанию религиозных репрессий. Когда он умирает, новая столица оказывается заброшенной. Смерть его зятя, мальчика-царя Тутанхамона, знаменует собой конец династии Яхмосов.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ФАРАОН
Появление новой династии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *