Преступление и наказание список главных героев: Все герои романа «Преступление и наказание»: краткое описание, таблица

Содержание

Характеристика Мармеладова, образ, описание, внешность, характер

Мармеладов
(актер Е. Лебедев,
кадр из фильма 1969 г.)

Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Семена Захаровича Мармеладова.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Мармеладове

Семен Захарович Мармеладов является отставным чиновником. Он имеет невысокий чин титулярного советника:

«…гость…походил на отставного чиновника…» (часть 1 глава II) 
«…состою титулярным советником. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. ..» (часть 1 глава II)

Господин Мармеладов является пьяницей последние 4 года:

«Я его знаю… Он пьяница…» (Раскольников о нем, часть 2 глава VII) 
«— Да-с, любил-с выпить; это любили-с, пивали-с! — крикнул вдруг отставной провиантский…» (о Мармеладове на поминках, часть 5 глава II) 

Возраст Мармеладова — за 50 лет:

«Это был человек лет уже за пятьдесят…» (часть 3 глава IV)

О внешности Мармеладова известно следующее:

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.» (часть 1 глава II) 
«Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье…» (часть 1 глава II) 
«Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая.» (часть 1 глава II) 
«…на его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями…» (часть 1 глава II)
«…положа продранные локти на залитый и липкий стол…»  (о фраке Мармеладова, часть 1 глава II)
«Только встал я тогда поутру-с, одел лохмотья мои…» (часть 1 глава II)
«…человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье. ..» (часть 2 глава VII)

Семья Мармеладова состоит из его дочери Сони Мармеладовой, жены Катерины Ивановны и ее троих детей от первого брака. Мармеладов уже 4 года женат на Катерине Ивановне, которая моложе его на 20 лет. Мармеладов женился на ней из жалости, когда та оказалась в страшной нищете. Для Мармеладова это второй брак (его первая жена умерла, оставив ему дочь Соню):

«…тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание…» (о женитьбе на Катерине Ивановне, часть 1 глава II)
«Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше….И осталась она…в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии…» (часть 1 глава II)
«…возросла и дочка моя, от первого брака…» (о Соне, часть 1 глава II) 

Семен Захарович Мармеладов — добрый, благородный, доверчивый человек, по мнению его жены:

«. ..это был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!» (часть 5 глава II) 
«Доброй души был человек!» (жена о Мармеладове, часть 5 глава II)

Судя по всему, Мармеладов является малообразованным человеком из простой семьи. По социальному положению он не подходит своей жене Катерине Ивановне, образованной и хорошо воспитанной женщине из известной семьи:

«…она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла!…» (часть 1 глава II) 
«Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена.» (часть 1 глава II) 

Судя по всему, Мармеладов является неглупым человеком. В его взгляде «светится смысл и ум»:

«…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие.» (часть 1 глава II)

Когда Мармеладов 4 года назад женился на Катерине Ивановне, они жили где-то в провинции. Целый год Мармеладов вел себя прилично, работал и не пил. Спустя год он потерял работу из-за сокращения по службе и начал пьянствовать («прикоснулся»):

«И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!..» (часть 1 глава II)

1,5 года назад семья Мармеладовых переехала из провинции в Петербург. Здесь господин Мармеладов снова нашел место на службе, но вскоре из-за пьянства лишился и этой работы:

«Полтора года уже будет назад, как очутились мы наконец, после странствий и многочисленных бедствий, в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице. И здесь я место достал… Достал и опять потерял. Понимаете-с? Тут уже по собственной вине потерял…» (часть 1 глава II)

В итоге из-за алкоголизма Мармеладова семья впадает в страшную нищету. Чтобы прокормить родных, дочь Мармеладова Соня вынуждена заниматься «непристойной работой». На эти деньги существует вся семья:

«Каких доходов? От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел!» (часть 2 глава VII) 

За 5 недель до событий, описанных в начале романе, Мармеладов снова «берется за ум»: он идет к начальнику и тот берет его на службу, дав ему последний шанс. Спустя месяц работы Мармеладов получает долгожданное первое жалованье, чему вся семья очень радуется. Однако на следующий день Мармеладов крадет свою зарплату из сундука жены, уходит в запой и больше не появляется на службе. В течение следующих 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. На пятый день запоя он в трактире знакомится с бывшим студентом Раскольниковым. Молодой человек провожает пьяницу домой и знакомится с его семьей:

«Ну, говорит, Мармеладов, раз уже ты обманул мои ожидания… Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, — так и сказали, — помни, дескать, ступай!» Облобызал я прах ног его, мысленно…» (часть 1 глава II)
«…воротился домой, и как объявил, что на службу опять зачислен и жалование получаю, господи, что тогда было!..» (о радости в семье, часть 1 глава II)
«Было же это, государь мой, назад пять недель.» (часть 1 глава II)
«Когда же, шесть дней назад, я первое жалованье мое — двадцать три рубля сорок копеек — сполна принес…» (часть 1 глава II)
«…ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний (то есть это будет ровно пять суток назад тому), к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние. .. и всему конец!» (часть 1 глава II)

По словам Мармеладова, он пьет не для веселья, а с горя:

«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!» (часть 1 глава II)  
«Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез…» (часть 1 глава II)

Мармеладов понимает, что нехорошо «тянуть деньги» из Сони, которая добывает их унизительной, «непристойной работой», но все же продолжает это делать. При этом кроткая Соня жалеет отца и не отказывает ему в деньгах, отдавая последние копейки:

 «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!… <…> 
Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, — произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову.Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…» (Соня отдает последние 30 копеек отцу на выпивку, часть 1 глава II) 
«…отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?…»(Мармеладов о себе, часть 1 глава II)

Из-за своей зависимости Мармеладов пропивает личные вещи жены, которые ей нужны (чулки, косыночку):

«…знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?… Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил…» (часть 1 глава II) 

Мармеладов сам страдает из-за того, что пьянствует и бездельничает, но при этом он не может побороть свою слабость:

«А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?» (часть 1 глава II)

Он считает себя «свиньей», «зверем», «скотом» и «подлецом», которого не нужно жалеть:

«Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею. .. <…> Пусть, пусть я подлец… <…> …я прирожденный скот!…» (часть 1 глава II)
«Жалеть! зачем меня жалеть!…Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!…» (часть 1 глава II)

Несмотря на все свои пороки, господин Мармеладов любит и уважает свою семью и предан ей. Он уважает и любит свою жену Катерину Ивановну:

«…но это был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою…» (часть 5 глава II)
«…эта болезненная любовь к жене и семье…» (часть 1 глава II) 
«Будьте уверены, что он говорил об вас с восторженным уважением. С этого вечера, когда я узнал, как он всем вам был предан и как особенно вас, Катерина Ивановна, уважал и любил, несмотря на свою несчастную слабость…» (часть 2 глава VII) 
«Он меня уважал, он меня очень, очень уважал!» (жена о нем, часть 5 глава II)

Мармеладов учит своих приемных детей чтению и грамматике. Дети называют его «папочкой», «папашей». Из приемных детей Семен Захарович особенно любит младшую приемную дочь Лидочку:

«— А папаша вас любил? 
 Он Лидочку больше всех нас любил… потому любил, что она маленькая, и оттого еще, что больная, и ей всегда гостинцу носил, а нас он читать учил, а меня грамматике и закону божию…» (приемная дочь Поленька о Мармеладове, часть 2 глава VII)
«Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашли: мертво-пьяный идет, а про детей помнит.» (часть 5 глава II)

Каждый раз, когда пьяный Мармеладов приходит домой, его жена Катерина Ивановна бьет его, «дерет ему волосы», «дерет вихры». Пьяница смиренно терпит побои, понимая свою вину:

«Я не Катерины Ивановны теперь боюсь, — бормотал он в волнении, — и не того, что она мне волосы драть начнет. Что волосы!.. вздор волосы! Это я говорю! Оно даже и лучше, коли драть начнет, а я не того боюсь… я… глаз ее боюсь… да… глаз… Красных пятен на щеках тоже боюсь… и еще — ее дыхания боюсь… Видал ты, как в этой болезни дышат… при взволнованных чувствах? Детского плача тоже боюсь… Потому как если Соня не накормила, то… уж не знаю что! не знаю! А побоев не боюсь… Знай, сударь, что мне таковые побои не токмо не в боль, но и в наслаждение бывают… Ибо без сего я и сам не могу обойтись. Оно лучше. Пусть побьет, душу отведет… оно лучше…» (часть 1 глава II)
«…когда она и вихры мои дерет, то дерет их не иначе как от жалости сердца…» (часть 1 глава II)
«…и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.» (часть 1 глава II)

Вскоре после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает на улице под лошадей и от полученных травм умирает в тот же день:

«…скажи, что отца лошади раздавили…» (часть 2 глава VII)
«Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее в руках.» (часть 2 глава VII)

В день похорон Мармеладова его несчастная вдова Катерина Ивановна падает на улице и умирает от кровотечения. Трое детей женщины остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Это был цитатный образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера Семена Захаровича Мармеладова.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Мармеладове

главные и второстепенные герои произведения

Меню статьи:

  • Карта действующих лиц романа Федора Михайловича
  • Несколько строк о предыстории написания романа
  • Родион Раскольников как «дитя» биографии Достоевского
  • Фигуры второго плана
  • Сонечка Мармеладова
  • Старуха-ростовщица
  • Лизавета
  • Мармеладов
  • Мать Раскольникова
  • Предполагаемый муж Дуни
  • Сестра Раскольникова
  • Екатерина Мармеладова
  • Разумихин
  • Свидригайлов
  • Жена Свидригайлова
  • Лебезятников
  • Доктор Зосимов
  • Заметов
  • Никодим Фомич
  • Порфирий Петрович
  • Амалия Ивановна Липпевехзель
  • Миколка

«Роман Федора Михайловича вошел в список произведений, ассоциирующихся с выражением «русская классика». «Преступление и наказание», главные герои которого живут, действуют, переживают внутренний кризис и духовное возрождение в Северной столице Российской империи, – роман сложный и многоплановый. Достоевский воссоздает картину не парадного и роскошного Петербурга, а города угрюмого, пахнущего застоявшейся водой Невы. В обстановке серого и ободранного Петербурга, подворотен и маргинальных мест, жары и духоты Сенной площади происходят события романа.

По сюжету произведения, Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа – живет в условиях жуткой нищеты. Бедность значительно ограничивает возможности юноши: речь идет даже не о реализации способностей и талантов, но просто о выживании. Нужда толкает героя, увлекающегося идеями, описанными также в трудах немецкого философа Фридриха Ницше, на совершение преступления. Родион убивает старуху, у которой герой арендовал комнату. Между тем, Раскольников не ощутил желанного облегчения. Наоборот: наказание за содеянное пришло незамедлительно, ведь Родион сразу же почувствовал угрызения совести.

Роман рисует путь духовного падения и возрождения, демонстрирует относительно нравственных норм и моральных понятий. Читатель поочередно сомневается в роли религии и убеждается в спасительном характере христианства. Роман – многоплановый и многогранный. Здесь читатель без труда найдет обращение к философской, социальной и психологической проблематике. Лучше представить атмосферу и идейную наполненность произведения Федора Михайловича позволит обращение к центральным действующим лицам произведения «Преступление и наказания».

Карта действующих лиц романа Федора Михайловича

Логика характеристики главных героев «Преступления и наказания» требует разделения персонажей на фигур первого и второго плана.

Несколько строк о предыстории написания романа

Идея написать роман появилась у Достоевского во время пребывания в тюрьме. Там писатель оказался, потому что был участником кружка Петрашевского. В порыве грусти, тоски, мук саморазложения (о чем Достоевский написал в письме к брату) российский писатель задумал создание романа, позже названного «Преступление и наказание». Федора Михайловича осудили на казнь, но в последний момент форма наказания была изменена: писателя и некоторых других «петрашевцев» сослали на каторжные работы. Автор наделил пережитым опытом и центрального персонажа романа – Раскольникова. По словам самого Достоевского, пребывание на каторге в корне изменило личность писателя: Достоевский пережил своеобразный катарсис.

Роман, с которым знаком современный читатель, – это уже вторая, расширенная версия «Преступления и наказания», чьи персонажи и события автором предполагалось ранее уместить на пяти-шести печатных листах. Первый вариант романа опубликовали в «Русском вестнике» в 1866 году. Но писатель не закончил на этом работу: через год окончательная версия романа состояла уже из шести частей и эпилога, содержащего важные социально-философские заключения.

Родион Раскольников как «дитя» биографии Достоевского

Главным героем произведения Федора Михайловича, без сомнений, является студент Родион Раскольников. Перед нами – Петербург в 60-х годах XIX века. Вышесказанное наталкивает на мысль, что Достоевский наделил Родиона многими чертами из собственного опыта и жизни. Но к рождению героя «приложили руку» и петербургские газеты: в 1865 году в газетах Северной столицы появилось множество скандальных объявлений о том, как некий Герасим Чистов из Москвы зарубил служанок одной из богатый московских мещанок. Убитыми оказались прачка и кухарка. Содеянное имело целью ограбление: убийца извлек из комнат женщин деньги и ценные вещи.

Среди прототипов Раскольникова был и француз Пьер-Франсуа Ласенер. Преступления Ласенер совершал, руководствуясь некими «высокими идеалами». Свои поступки француз не признавал преступлениями, считая себя лишь пострадавшим от рук невежественного общества.

Идейную основу романа Достоевский нашел в книге Наполеона Бонапарта. В «Жизни Юлия Цезаря» Бонапарт делится соображениями о том, всех людей можно разделить на «серую массу» и сильных личностей. Поступки сильных личностей по отношению к этой серой, безвольной массе нельзя оценивать с позиций существующих морально-нравственных норм. Эти мысли перекликаются с философией Фридриха Ницше. Литературные критики и философы спорят о том, насколько корректно связывать «Преступление и наказание» с философией Ницше. Однако наличие здесь элементов концепции о «сверхчеловеке» не вызывает сомнений.

Лучший друг Раскольникова – Разумихин – считал, что в Родионе словно живут две личности. Первая – добрая, отзывчивая, страдающая, а вторая – жестокая и холодная. Портрет Раскольникова – это описание амбивалентного человека, в котором происходит борьба добра со злом.

Перед взглядом читателя Родион предстает в разных ипостасях: это любящих брат, заботливый сын, добрый товарищ и друг, готовый поддержать в любую минуту и даже отдать нуждающемуся последние деньги. Раскольников благородно заступается за Соню, желая помочь девушке. С другой стороны, герой постоянно мечется в маятниковом движении к другой, темной своей стороне. Эта сторона представляет Родиона как холодного, замкнутого, неприветливого человека. Это – талантливый студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки средств. Жизненная нужда способствует тому, что сердце Родиона постепенно очерствело, а сам он стал нелюдимым, жестоким человеком. Нищета вызывает в душе человека озлобленность. В порыве злобы, убежденный в социальной несправедливости и собственном превосходстве, Раскольников убивает старуху-ростовщицу.

Раскольников действительно талантливый молодой человек. Об этом говорит и следователь, ведущий дело об убийстве старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Однако талант, даже гениальность Родиона имеют и обратную сторону – это непомерная гордыня, самолюбие. Раскольников следует за Наполеоном, считая, что людей можно разделить на две категории: первая категория людей имею право на любой поступок, так как являются сильными, властными личностями, цель которых – изменить мир. Ради этой цели такие личности в праве выбрать любые средства, даже если потребуется лишить жизни «тварь дрожащую». «Тварями» Раскольников называл вторую категорию людей – безликую массу, покоряющуюся властным «право имеющим».

Поступок привел к тому, что Родион кардинально переосмыслил свою жизнь и усомнился в прежде непоколебимых идеалах. Юноша ощутил жалость к жертвам собственного преступления. Не желая оказаться в тюрьме, Раскольников умело избегает следователей. Поступок толкнул героя в объятия самого страшного палача – совести. Достоевский демонстрирует нам, что наиболее ужасающий суд за наши прегрешения происходит вовсе не вовне, а внутри нас. Впоследствии, Раскольников, открывшись Соне Мармеладовой, самостоятельно идет к следователю с повинной.

Фигуры второго плана

Сонечка Мармеладова

Соня оказалась для Раскольникова самым близким человеком. Девушка находилась в похожем положении: нищета, жестокая мачеха – все эти жизненные невзгоды вынудили Соню выйти на грязную петербургскую улицу, чтобы предложить свое тело на продажу. Проституция, между тем, не сделала душу Сони менее чистой. Наоборот: ситуация демонстрирует жертвенность героини, способность забыть о себе ради близких людей.

Кроткая, робкая девушка тоже одинока: Раскольников – как и она, натура страдающая – оказывается ей человеком близким. Постепенно Раскольников отзывается на любовь Сони, хотя вначале не принимает девушку. Родион, возможно, не любил Соню такой же любовью, как она его. Однако чувство сильного духовного родства способствовало тому, что Родион раскаялся в содеянном. Вместе с возлюбленным Соня отправляется в ссылку, где духовное возрождение Раскольникова продолжается в русле возвращения к идеалам христианства.

Старуха-ростовщица

Старуху, пансионом которой пользовался Родион, звали Аленой Ивановной. Старушке было около 60-ти лет. Она и сестра проживали в хорошей квартире. Чистая, уютная, добротная обстановка говорили о том, что Алена Ивановна нужны не испытывала. Аренда, ростовщические дела давали старушке хороший и регулярный доход.

“Петербург Достоевского” – тема многих его произведений. Предлагаем читателям ознакомиться с образом северной столицы.

Образ жизни героини – замкнутый. Общество и окружающие люди вызывают у нее скорее недоверие, некоторый страх, поэтому лишних контактов Алена Ивановна избегает. Несмотря на занятие ростовщичеством, старушка ведет дела аккуратно, честно и справедливо. Кроме сдачи комнат в аренду, она также промышляет тем, что позволяет закладывать вещи за деньги.

Раскольников же считает Алену Ивановну воплощением вселенского зла. Однажды Родион задумывает избавить человечество от «твари дрожащей» Алены Ивановны, берет топор и убивает ростовщицу.

Лизавета

Несчастная, немая женщина, сводная сестра Алены Ивановны. Лизавета терпит издевки от сестры, потому что та считает сестру неполноценной, недоразвитой обузой. Раскольников осуждает Алену Ивановну за то, что та мучит Лизавету, по сути держа ее за прислугу – за кухарку, прачку, уборщицу и прочее.

Лизавете около 35-ти лет. Автор описывает женщину высокой, немного неуклюжей, но кроткой и смиренной. Несчастной часто доставалось от старшей сестры, которая порой даже избивала Лизавету.

Женщина имела доброе сердце: как-то раз она зашила Раскольникову одежду. Родион жалел Лизавету и не хотел убивать ее. Герой надеялся, что Лизавета уйдет и в квартире останется одна Алена Ивановна. Однако несчастная вернулась раньше, и Родион был вынужден убить ее.

Мармеладов

Семен Захарович страдает алкоголизмом. Когда-то он служил чиновником, но спился, потеряв должность. Мужчина отличается добротой, отзывчивостью. Однако Семену также свойственна слабость характера. Вредная привычка Мармеладова пагубно сказалась на семье бывшего чиновника: постепенно Мармеладовы сильно обнищали.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна очень любит сына – Родиона. Женщина тоже страдает от нищеты, стараясь помочь Раскольникову. Однако ее средств не хватает, чтобы обеспечить себя и сына. Вместе с Раскольниковой живет Дуня – ее дочь. Бедственное положение Пульхерия Александровна старается решить путем замужества дочери.

Предполагаемый муж Дуни

Петр Петрович предполагается зятем Пульхерии Александровне. Впрочем, Лужин не против женитьбы на Дуне: не от любви, а лишь для удовлетворения собственного эго. Лужина нельзя назвать приятным человеком: герою свойственна расчетливость, самолюбие. Лужин описан состоятельным мужчиной среднего возраста.

Сестра Раскольникова

Дуня описана привлекательной девушкой с хорошим образованием. Свидригайлов дал Дуне работу, но, когда мужчина начал вести себя неподобающе по отношению к девушке, Дуня покинула работу. Сестра очень любит Раскольникова, а ради благополучия семьи девушка готова даже стать женой Лужина. В конце романа Дуню берет в жены Разумихин.

Екатерина Мармеладова

Катерина Ивановна приходится Семену Мармеладову женой. Заболевшая чахоткой (туберкулезом) женщина испытывает страдания от приверженности мужа к стакану, ведь Мармеладов спускает все средства на выпивку.

Достоевский это круто. Предлагаем прочитать “Пятикнижие Достоевского” – золотой фонд духовного наследия. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пяти легендарных произведений.

В отчаянии Катерина просит падчерицу Соню – старшенькую Мармеладову – помочь семье, продавая тело. После смерти Мармеладова, Раскольников отдает Катерине Ивановне последние деньги, стараясь хоть чем-то помочь вдове. В конце концов, Мармеладова умирает, измученная болезнью.

Разумихин

Дмитрий Прокофьевич – лучший друг главного героя «Преступления и наказания». Писатель создает Дмитрия как совершенно положительного персонажа. Юноше свойственны благородность, честность и преданность близким людям. Разумихин тоже страдает от бедности и нужды, но продолжает обучение. Дмитрий – один из немногих людей, кто замечает изменения в Раскольникове и пытается помочь товарищу. В конце повествования становится мужем Дуни.

Свидригайлов

Аркадий Иванович – мужчина около 50-ти лет. Свидригайлов овдовел, однако у него есть дети, хоть он и не считает себя хорошим отцом. До кончины жены Аркадий Иванович жил в достатке, но отличался сумасбродным. Свидригайлов описан злодеем, мошенником и сладострастником. Литературные критики иногда называют Свидригайлова близнецом Раскольникова: Аркадий Иванович исповедует ту же философию о сильных личностях, которым все позволено, что и Родион Раскольников.

Раскольников, между тем, считает Свидригайлова скверным и пустым человеком. Достоевский наделяет Аркадия Ивановича такими чертами, как грешность, низость, мрачность и склонность к посещению «грязных мест».

Жена Свидригайлова

Марфу Петровну Достоевский описал как богатую женщину, которая, влюбившись в Свидригайлова, выкупает того из заключения. Впоследствии Марфа Петровна и Свидригайлов женятся. Марфа испытывает к мужу искреннюю любовь, при этом разрешая тому иметь интрижки с простолюдинками. Однако романы с равными по статусу женщинами Марфа Петровна все же Свидригайлову запрещала. В романе Свидригайлов – вдовец, но читателю не сообщается, как именно умерла его жена.

Лебезятников

Андрей Семенович – товарищ Лужина. Фамилия героя говорит сама за себя: Лебезятников – неприятный персонаж, типичный чиновник-подлиза.

Доктор Зосимов

Хороший знакомый Разумихина. Когда Раскольников заболел после убийства старухи и Лизаветы, Зосимов лечил Родиона.

Заметов

Александр Григорьевич – персонаж, относящийся к взяточному типу чиновника. Заметов работает в конторе мелким секретарем. Читатель встречает этого героя, когда тот общается с Раскольниковым касательно совершенного преступления.

Никодим Фомич

Добряк, работник полицейского отдела. Персонаж описан добрым, открытым, серьезным и мудрым мужчиной. У Никодима Фомича есть помощник – Илья Петрович. Персонаж отличается стойкими принципами. В разговоре с ним Родион говорит об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы.

Порфирий Петрович

Следователь, который занимается делом об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Порфирий Петрович хорошо разбирается в людях, используя психологические уловки в общении с предполагаемыми преступниками. Когда герой понимает, что именно Раскольников совершил убийство, убеждает Родиона, что тому стоит сделать чистосердечное признание.

Амалия Ивановна Липпевехзель

Хозяйка жилья, комнаты у которой арендуют Мармеладовы. Описана как неприятная женщина со вздорным характером. Судя по фамилии, женщина имеет немецкое происхождение. Также из романа очевидно, что Амалия Ивановна не слишком хорошо знает русский.

Миколка

Простой паренек из деревни, маляр. Миколку изначально подозревают в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, но любопытно – юноша признается в содеянном. Впрочем, Порфирий Петрович был мастером в психологическом анализе и слишком опытным следователем, чтобы не понять, что парнишка не виновен.

Автор: Виктория Давыдова

Преступление и наказание Достоевского: карта персонажей и локации

Я только что закончил свою первую аудиокнигу и выбрал Преступление и наказание Федора Достоевского. Проблема в том, что за романом может быть трудно следить, потому что персонажей называют разными именами, в зависимости от того, кто говорит. Эта специфика напрямую связана с русским языком и культурой и актуальна и сегодня. Я сделал карту персонажей «Преступления и наказания» и нашел карту мест в Санкт-Петербурге, чтобы лучше понять роман.

Это мой первый роман русского автора. Я знал его по имени, но ничего не знал об истории. Меня зацепило с самого начала. Это одна из моих любимых книг, наряду с графом Монте-Кристо Александра Дюма.

Преступление и наказание Достоевского, доступна в виде аудиокниги на Audible (1-й месяц бесплатно, поэтому первая книга бесплатна), в виде электронной книги на Kindle (4,99 долл. США) или в виде бумажного издания на Amazon (11,89 долл. США). ) или в книжных магазинах. Существуют также PDF-версии, которые можно найти в Google (я не уверен, что они законны, поэтому предпочитаю не давать ссылки). Я слушал его как аудиокнигу на Audible бесплатно, и это было здорово. Голос читателя очень приятный.

Для более легкого понимания романа и углубления в историю я подготовил:

  • объяснение имён на русском языке
  • мою карту имён персонажей с их отношениями
  • карту локаций в Санкт-Петербург
  • проблема

Имена в России

Каждая страна или культура обрабатывает имена по-своему.

Во Франции у всех нас есть фамилия и имя. У вас может быть более одного имени, но это совершенно необязательно. Фамилия унаследована от родителей, реального выбора нет. Вы также можете иметь собственное имя.

В Мексике (и в испаноязычном мире) у каждого человека есть имя, отчество (фамилия отца) и матроним (фамилия матери).

В России по-другому. Каждый человек имеет имя, отчество и фамилию, которые также имеют пол (мужской/женский). Например, Достоевский называет главного героя «Преступления и наказания» и его сестру:

  • Родион (Имя) Романович (Отчество: сын Роман) Раскольников (фамилия)
  • Авдотья (Имя) Романовна (Отчество: дочь Романа) Раскольникова (фамилия)

Уменьшительно-ласкательные формы

Кроме того, есть уменьшительно-ласкательные формы. Русскому они, наверное, очевидны, но мне они непонятны. Иногда у нас может быть даже уменьшительное от уменьшительного. В «Преступлении и наказании» у нас будет:

  • Родион, который становится Родей, который становится Родкой
  • Авдотья, которая становится Дуней, которая становится Дунечкой
.

Вариант использования

Не все используют любое имя. Уменьшительно-ласкательное употребляется близким человеком. Второе уменьшительное, от очень очень близкого человека.

И наоборот, чтобы показать уважение или дистанцию, мы не будем говорить «сэр», а будем использовать имя и фамилию, т.е. Родион Романович.

В «Преступлении и наказании» Достоевский тоже использует фамилию, но она больше связана с мыслью, отражением другого персонажа. Например, Родион будет использовать Лоуджин, когда думает о себе. Но когда он с кем-то разговаривает, то вместо Петра Петровича.

Чтобы узнать больше о том, как работают имена, на эту тему есть страница в Википедии.

Карта персонажа «Преступление и наказание»

Карта персонажа «Преступление и наказание»

Карта персонажа «Преступление и наказание» в Санкт-Петербурге

Я не делал, я нашел. Если вы планируете посетить Санкт-Петербург, вы можете найти мероприятия, связанные с романом и жизнью Достоевского.

Преступление и наказание: Список персонажей

Родион Романович Раскольников («Родя», «Родка»)

Главный герой романа. Бывший студент, Раскольников теперь бедняк, живущий в тесной мансарде наверху многоквартирного дома. Основная драма романа сосредоточена на его внутреннем конфликте, сначала из-за того, убивать ли ростовщика, а затем из-за того, признаться ли и воссоединиться с человечеством. Раскольников на протяжении всего романа болен, его одолевают чувства отчуждения и ненависти к себе.

Читать подробный анализ Родиона Романовича Раскольникова.

Софья Семёновна Мармеладова («Соня», «Сонечка»)

Любовь Раскольникова и дочь Мармеладова. Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить себя и остальных членов семьи. Она кроткая и легко смущается, но сохраняет сильную религиозную веру. Она единственный человек, с которым у Раскольникова серьезные отношения.

Читать подробный анализ Софьи Семёновны Мармеладовой.

Авдотья Романовна Раскольникова («Дуня», «Дунечка»)

Сестра Раскольникова. Дуня такая же умная, гордая и красивая, как и ее брат, но она также нравственна и сострадательна. Она решительна и храбра, прекращает помолвку с Лужиным, когда он оскорбляет ее семью, и отбивается от Свидригайлова выстрелами.

Читать подробный анализ Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Аркадий Иванович Свидригайлов

Развратный бывший работодатель Дуни. Свидригайлов, кажется, почти до конца романа верит, что сможет заставить Дуню полюбить его. Смерть жены, Марфы Петровны, сделала его великодушным, но обычно он представляет угрозу и для Дуни, и для Раскольникова.

Читать подробный анализ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Дмитрий Прокофьич Разумихин

Друг Раскольникова. Бедный бывший студент, он отвечает на свою бедность не тем, что берет у других, а тем, что работает еще усерднее. Разумихин — фольга Раскольникова, иллюстрирующая своей добротой и дружелюбием, до какой степени Раскольников отдалился от общества. В какой-то степени он даже служит заменой Раскольникову, вмешиваясь, чтобы давать советы и защищать Пульхерию Александровну и Дуню. Его имя происходит от русского слова razum, что означает «разум» или «разум».

Катерина Ивановна Мармеладова

Чахоточная жена Мармеладова. Тяжелая болезнь Катерины Ивановны вызывает у нее покраснение щек и постоянный кровавый кашель. Она очень горда и неоднократно заявляет о своем аристократическом происхождении.

Порфирий Петрович

Судья по расследованию убийств. Порфирий Петрович тонко разбирается в криминальной психологии и тонко чувствует душевное состояние Раскольникова на каждом этапе пути от преступления к признанию. Он главный антагонист Раскольникова, и, хотя он лишь изредка появляется в романе, его присутствие ощущается постоянно.

Семен Захарович Мармеладов

Чиновник-алкоголик, которого Раскольников встречает в трактире. Мармеладов прекрасно осознает, что его пьянство губит его и его семью, но не может остановиться. Неясно, была ли его смерть в результате попадания под колеса экипажа несчастным случаем в состоянии алкогольного опьянения или преднамеренной.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Мать Раскольникова. Пульхерия Александровна глубоко предана сыну и готова пожертвовать всем, даже своим и дочерним счастьем, лишь бы он добился успеха. Даже после того, как Раскольников сознался, она не желает признаться себе, что ее сын — убийца.

Лужин Петр Петрович

Жених Дуни. Лужин скуп, ограничен и самовлюблен. Его самое заветное желание — жениться на красивой, умной, но отчаянно бедной девушке, такой как Дуня, чтобы она была ему в долгу.

Андрей Семенович Лебезятников

Недовольный сосед Лужина. Лебезятников — молодой человек, убежденный в правоте «новых философий» вроде нигилизма, бушующих сейчас в Петербурге. Хотя он эгоцентричен, сбит с толку и незрел, он, тем не менее, кажется, обладает элементарными сомнениями.

Алена Ивановна

Старый, иссохший ростовщик, которого убивает Раскольников. Раскольников называет Алену Ивановну «вошью» и презирает ее за то, что она выманивает деньги у бедняков и порабощает собственную сестру Лизавету.

Лизавета Ивановна

Сестра Алены Ивановны. Лизавета проста, почти «идиотка» и виртуальная служанка своей сестры. Позже Соня рассказывает Раскольникову, что они с Лизаветой были подругами.

Зосимов

Врач Раскольникова и друг Разумихина. Зосимов — молодой, самодовольный человек, который плохо разбирается в состоянии своего пациента. Он подозревает, что Раскольников психически болен.

Настасья Петровна («Настенька», «Настасьюшка»)

Служанка в доме, где Раскольников снимает свою «каморку». Настасья приносит ему чай и еду, когда он просит, и помогает ухаживать за ним в его болезни после убийств.

Илья Петрович («Порох»)

Милиционер, с которым Раскольников сталкивается после совершения убийства и которому сознается в конце романа. В отличие от Порфирия Петровича, Илья Петрович довольно рассеян и склонен к внезапным приступам гнева (отсюда и прозвище «Порох»).

Александр Григорьевич Заметов

Младший сотрудник отделения милиции, подозревающий Раскольникова в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *