Преступление и наказание сон: Сон Раскольникова – суть в “Преступлении и наказании”

Сон Раскольникова – суть в “Преступлении и наказании”

Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя.

Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

Сны Раскольникова до преступления

Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.

Еще один сон перед преступлением- сон про оазис.

Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).

Сны Раскольникова после преступления

После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.

В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Сон Раскольникова». Сны являются отражением нашей души и переживаний, и главный герой не стал исключением. Сновидения мучают его, заставляют переживать ужасные моменты, что ведет к саморазрушению в реальной жизни.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица)

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.) 

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

В романе «Преступление и наказание» автор рассказывает нам о снах Раскольникова и Свидригайлова.


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

Сон о лошади (часть 1 глава V)

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» 
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
 
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной
жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Смотрите:

— Краткое содержание сна о лошади

— Анализ сна о лошади

— Текст сна о лошади

Сон об Африке (часть 1 глава VI)

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.  

Смотрите:
-Текст сна об Африке


Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II)

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» 
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
 
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова того, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.

Смотрите:

— Текст сна об Илье Петровиче и хозяйке

Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI)

Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не

удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях и т.д.:

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности.  

Смотрите: 

— Анализ сна о старухе

— Текст сна о старухе

Сон о конце света

(Эпилог глава II)

Это последний сон Раскольникова. Сон о конце света снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»

Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.

Смотрите:

— Текст сна о конце света

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Преступление и наказание: Темы | SparkNotes

Темы — это фундаментальные и часто универсальные идеи раскрывается в литературном произведении.

Отчуждение от общества

Отчуждение — основная тема Преступление и наказание . Поначалу гордыня Раскольникова отделяет его от общества. Он видит себя выше всех других людей и поэтому не может относиться к кто угодно. В рамках своей личной философии он рассматривает других людей как инструменты и использует их в своих целях. После совершения убийств, его изоляция растет из-за его сильного чувства вины и полубреда в которую его ввергает чувство вины. Снова и снова Раскольников отталкивает людей, которые пытаются ему помочь, в том числе и Соню, Дуня, Пульхерия Александровна, Разумихин и даже Порфирий Петрович, а потом страдает от последствий. В итоге он находит сумму отчуждение, которое он навлек на себя невыносимо. Только в Эпилог, когда он наконец понимает, что любит Соню, делает Раскольникову пробить стену гордыни и эгоцентризма, разделявшую его от общества.

Психология преступления и наказания

То, как в романе рассматриваются преступление и наказание это не совсем то, что можно было бы ожидать. Преступление совершено в Часть I и наказание появляются сотнями страниц позже, в Эпилог. Настоящий фокус романа не на этих двух конечных точках. а о том, что лежит между ними — углубленное исследование психологии криминал. Внутренний мир Раскольникова со всеми его сомнениями, бредом, подозрения, страх и отчаяние — сердцевина этой истории. Достоевский не заботится о реальных последствиях убийства но с тем, как убийство заставляет Раскольникова бороться с мучительными вина. В самом деле, так мало внимания уделяя заключению Раскольникова, Достоевский, по-видимому, предполагает, что реальное наказание гораздо менее ужаснее, чем стресс и тревога, связанные с попытками избежать наказания. Порфирий Петрович подчеркивает психологическую сторону романа, как он проницательно понимает, что Раскольников убийца и делает несколько речей, в которых он подробно описывает работу Раскольникова ум после убийства. Потому что он понимает, что одержимый чувством вины преступник обязательно должен испытать психические пытки, он уверен что Раскольников в конце концов сознается или сойдет с ума. Экспертный ум игры, в которые он играет с Раскольниковым, усиливают ощущение того, что Исход романа неизбежен из-за природы человеческого психика.

Идея сверхчеловека

В начале романа Раскольников видит себя как «сверхчеловек», личность экстраординарная и, следовательно, выше моральные правила, которыми руководствуется остальная часть человечества. Его хваленая оценка себя вынуждает его отделять себя от общества. Его убийство ростовщика отчасти является следствием его веры в то, что он выше закона и попытка установить истинность его превосходство. Неспособность Раскольникова подавить свои последующие чувства вины, однако, доказывает ему, что он не «сверхчеловек». Хотя он осознает свою неспособность жить в соответствии с тем, что он предвидел для сам, он, тем не менее, не желает принимать тотальную деконструкцию этой идентичности. Он продолжает сопротивляться мысли о том, что он посредственным, как и все остальное человечество, утверждая про себя, что убийство было оправдано. Только в его окончательной капитуляции перед своим любовь к Соне и осознание им радостей такой отдачи, что он может, наконец, избавиться от своего представления о себе как о сверхчеловеке и ужасная изоляция, которую навлекла на него такая вера.

Нигилизм

Нигилизм был философской позицией, развитой в России в 1850-х и 1860-х гг. известен тем, что «отрицает большее», по выражению Лебезятникова. Он отверг семейные и социальные связи, а также эмоциональные и эстетические проблемы в в пользу строгого материализма, или идеи об отсутствии «ума» или «душа» вне физического мира. С нигилизмом связан утилитаризм, или идея о том, что моральные решения должны основываться на правиле величайшее счастье для наибольшего числа людей. Раскольников изначально оправдывает убийство Алены утилитарными соображениями, утверждая, что «вошь» была удалена из общества. Будь или не убийство на самом деле акт утилитарный, Раскольников безусловно нигилист; совершенно несентиментальный на протяжении большей части романа, он заботится ни слова об эмоциях других. Точно так же он совершенно игнорирует социальные условности, которые противоречат строгим взаимодействиям, которые он желания с миром. Однако в конце романа, как Раскольников обнаруживает любовь, он отбрасывает свой нигилизм. Благодаря этому действию, роман осуждает нигилизм как пустой.

Преступление и наказание Часть I: Главы V–VII Сводка и анализ

Резюме: Глава V

Раскольников принимает решение не встречаться со своим старым другом Разумихиным до тех пор, пока тот не совершит свой ужасный поступок, если он когда-либо совершит его. Выпив бренди, он засыпает в траве. Ему снится случай из его детства, когда он стал свидетелем того, как группа крестьян садистски забила до смерти старую кобылу и наслаждалась их жестокостью. Во сне мальчик кричит против поступка и прижимает к себе голову мертвой кобылы, прежде чем отец уносит его. Раскольников просыпается в ужасе от созерцаемого им поступка и снова отрекается от него. По прихоти он идет домой через рыночную площадь, Сенную, где случайно слышит, как Лизавета, сестра ростовщика, говорит, что на следующий день в семь ее не будет дома. Раскольников понимает, что такой шанс больше не представится. Он идет домой в ужасе, чувствуя, что «ушла всякая свобода действий и свобода воли».

Резюме: Глава VI

Рассказчик рассказывает, как у Раскольникова впервые возникла идея убить Алену Ивановну (первое явное указание на ужасный поступок, который он намеревается совершить). Раскольников сильно ненавидел ее, когда впервые увидел. Вскоре после этого в баре он подслушал разговор между студентом и офицером, в котором студент осудил старуху как ненавистного тунеядца и утверждал, что человечеству будет лучше, если ее убьют, а ее богатство раздадут беднякам. Эти мысли перекликались с собственными мыслями Раскольникова, и он был поражен тем совпадением, что слышал их от кого-то другого. Он убедился, что ему суждено убить ростовщика.

Затем повествование возвращается в настоящее. Раскольников засыпает глубоким сном и не просыпается до следующего вечера. Понимая, что уже шесть часов, он спешно готовится к преступлению, готовя фальшивый «залог» для передачи Алене и петлю в шинели, в которой он планирует носить топор, которым он совершит убийство. Поначалу все еще неуверенный, но его решимость возрастает, когда он удачно находит топор в сарае смотрителя. Он идет в квартиру Алены, его намерение совершить преступление сильнее, чем когда-либо. В половине седьмого он стоит у двери Алены и нарочито небрежно звонит в звонок. Кто-то внутри отпирает дверь.

Краткое содержание: Глава VII

Старуха впускает лихорадочного вида Раскольникова. Он преподносит ей фальшивый портсигар, завязанный сложным узлом, чтобы отвлечь ее. Когда она отворачивается, чтобы развязать узел, он тянется за топором. После нескольких ударов Алена лежит мертвая на полу окровавленной кучей. Раскольников берет ее ключи и уходит в заднюю комнату, преодолевая желание сдаться и уйти. Он берет сумочку, которая висела у нее на шее, но не может найти больше, чем несколько безделушек в задней комнате. В этот момент в квартиру входит Лизавета и замирает от ужаса при виде мертвой сестры. Раскольников убивает ее с одного удара, но потом понимает, что дверь в квартиру все время была открыта. В ужасе и отчаянии он смывает кровь с рук и топора и запирает дверь. Двое странных мужчин подходят к двери, решив войти. Когда они уходят на минуту, Раскольникову удается спастись, спрятавшись в пустой квартире, в которой работали два маляра, пока не станет безопасно покинуть здание через парадную дверь. В лихорадке Раскольников идет окольным путем домой и кладет топор обратно на то место, где он его нашел, прежде чем вернуться в свою комнату.

Анализ: главы V–VII

В этих главах Достоевский эффективно использует литературные приемы саспенса, предзнаменования и совпадения. Для создания саспенса автор оттягивает факт совершения преступления эпизодом сна, еще одним отречением от преступления, ретроспективным кадром, описанием мыслей и подготовки Раскольникова к преступлению. Эти отсрочки также раскрывают различные аспекты характера и рассуждений Раскольникова, давая читателю представление о его мыслительном процессе по мере того, как он строит преступление. Тем не менее, многое о нем остается неоднозначным. Мы до сих пор не понимаем его истинных мотивов преступления, причин его бедности и изоляции от общества, его удивительной беспечности до и во время фактического совершения убийства. Несмотря на элементы саспенса, никогда не приходится сомневаться в том, что Раскольников совершит преступление , но мучительный вопрос , почему , преследует роман до и даже долгое время после реальных убийств.

Подробнее об использовании Достоевским случайности в романе.

Глава V дает представление о скрытой способности Раскольникова к состраданию. Его отвращение к мысли об убийстве Алены после того, как ему снится случай из его детства, означает его глубокую амбивалентность в отношении совершения убийства. Одна его часть, рациональная и абстрактная, думает, что имеет на это полное право, тогда как другая часть, эмоциональная и сострадательная, отвергает эту идею. Ужасное описание убийства старой кобылы во сне также служит предзнаменованием убийства Алены в следующей главе. Живо описано варварское избиение кобылы, повышающее эмоциональный тон романа и подготавливающее читателя к ужасу убийства. Наконец, сострадательную реакцию молодого Раскольникова на жестокий поступок можно рассматривать как предвестие окончательного раскаяния Раскольникова в своем преступлении.

Подробнее о том, почему Раскольников убивает ростовщика.

В «Преступление и наказание» много совпадений. На данном этапе романа они служат сюжетным приемом, с помощью которого закрепляется решимость Раскольникова совершить преступление. Его решимость проистекает из случайного открытия отличной возможности совершить преступление. Хотя Раскольников воспринимает упоминание о приближающемся отсутствии Лизаветы как знак того, что он должен совершить убийство, это, возможно, более красноречиво как признак собственной личности Раскольникова. Ничто в мире не заставляет его совершить преступление. Вместо этого он ищет в окружающей среде отговорки и возможности, которые позволяют ему оправдать ужасный поступок, который он собирается предпринять. Как будто, придавая случайным событиям личное значение, Раскольников пытается избежать собственной ответственности за преступление. По мере того, как накапливаются совпадения, которые делают преступление все более правдоподобным, он начинает чувствовать, что теряет контроль над собой и что силы судьбы берут верх. Эта вера в совпадения как в знаки судьбы связана с гордостью Раскольникова: поскольку он считает себя выше других людей, для него вполне естественно чувствовать, что обстоятельства должны сговориться, чтобы облегчить его преступление. Раскольников убежден или, по крайней мере, очень старается быть убежденным, что он инструмент судьбы и что его действия таким образом оправданы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *