Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» достоевского – описание для сочинения по теме
Парадный Петербург
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.
Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.
Городские пейзажи Петербурга Достоевского
Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.
Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Влияние величественного города на его обитателей
Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.
Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.
Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Александр Левенских
16/16
‘saint’ Apocalypse
16/16
Александр Сошников
14/16
Татьяна Зубченко
16/16
Олеся Ражапоа
13/16
Миша Одинцов
14/16
Sofy Cat
14/16
Варя Калисова
16/16
Ирина Алексеевна
16/16
Диана Гоба
13/16
Петербург в романе «Преступление и наказание»
Произведение: Преступление и наказание Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)
Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание», образ Петербурга в котором занимает далеко не последнее место.
Петербург Достоевского
Образ Петербурга как состояние души
Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы. Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния.
Жилища персонажей
Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения. Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате. Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.
Желтый цвет
Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты. Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией. В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.
Социальное неравенство
В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие. В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство. Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.
Пешеходная экскурсия по Санкт-Петербургу Достоевского
Время: примерно 3,5 часа
Федор Достоевский (1821-1881) — один из самых важных писателей России и Преступление и наказание , в котором измученный пожилой молодой интеллигент убивает Отвратительный ростовщик — одна из его самых захватывающих работ. В этой книге отчетливо чувствуется петербургская атмосфера, но не царские дворцы, классические архитектурные ансамбли и прогулки по аристократическому Невскому проспекту. Скорее, Достоевский сосредоточился на Бедняки и Оскорбленные и униженные (так назывались две его ранние работы) и на многолюдных улицах, грязных переулках, дешевых тавернах и полуразрушенных комнатах, в которых обитали эти изгои.
Кем был Федор Достоевский?
Один из величайших авторов мира, Достоевский известен своими проницательными психологическими прозрениями, благодаря которым он углубился в такие сложные вопросы, как бедность, эксплуатация, мораль, самоубийство, свобода воли, сущность добра и зла и существование Бога. Его работы отмечены большим сочувствием к бедным и угнетенным.
Фёдор Михайлович Достоевский:
- родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве, где и провёл первые шестнадцать лет своей жизни. №
- переехал в Петербург в 1837 г. по настоянию отца для поступления в Военно-инженерный институт в Инженерном (Михайловском) замке, который окончил в 1843 г.
- оставил свою стабильную должность военного инженера в 1844 году, чтобы посвятить себя писательству и опубликовал свой первый роман, Poor Folk в 1846 году, получивший всеобщее признание критиков.
- думал, что его жизнь закончилась в 1849 году, когда он был приговорен к расстрелу за свои связи с тайным обществом социалистов-утопистов.
Его вывезли из камеры в Петропавловской крепости для расстрела на Семеновской (ныне Пионерской) площади, но когда гвардейцы поднимали винтовки, прибыл гонец от царя, смягчавший приговор четырьмя годами каторжных работ в Сибири, которые Затем последовала пятилетняя впечатляющая служба солдатом в сибирском гарнизоне.
- наконец разрешили вернуться в Петербург в 1859 году, где он продолжил свою литературную карьеру с «Мертвый дом » (1861), первым опубликованным романом о русских тюрьмах.
- страдал эпилептическими припадками, что оказало значительное влияние на его философию и мировоззрение. Персонажи с эпилепсией появляются в четырех его романах.
- часто попадал в опасную нехватку средств и провел годы в Европе, скрываясь от кредиторов, где он предавался своей катастрофической в финансовом отношении зависимости от рулетки — в какой-то момент он даже заложил обручальное кольцо своей терпеливой жены.
- написал ряд классиков мировой литературы, в том числе Преступление и наказание и Братья Карамазовы .
Его творчество включает пятнадцать романов и новелл, семнадцать рассказов и множество статей, а его произведения переведены более чем на 170 языков.
- умер 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года, всего через два месяца после завершения своего шедевра Братья Карамазовы . На его похоронную процессию пришли десятки тысяч скорбящих.
Начнем нашу экскурсию с биографического направления, посетив музей-квартиру, где Достоевский провел последние годы своей жизни. Оттуда можно быстро добраться на метро до Сенной площади («Сенной рынок»), где он и его мучимый убийца бродили, размышляя над философскими вопросами, вызванными ужасающей бедностью этого района. Затем мы проследим шаги последнего, когда он отправляется из своей арендованной комнаты к квартире ростовщика с мыслью об убийстве.
Начинаем экскурсию с Станция метро Владимирская , рядом с которой находится статуя нашего великого писателя, погруженного в философские размышления, со сложенными руками и скрещенными коленями. Эта внушительная статуя, воздвигнутая в 1997 году, напоминает нам о том, что район вокруг Владимирской площади, хотя и менее связанный с Достоевским, чем Сенная площадь, является местом, где Достоевский провел последние годы своей жизни и написал свой последний роман «Братья Карамазовы».0008 .
А теперь заглянем в его последнюю квартиру. Сворачивая в Кузнечный переулок , который проходит между станцией метро и пышным луковичным храмом Владимирской иконы, мы проходим мимо героев Достоевского, большинство из которых бабушкиного возраста, принося разношерстный ассортимент грибов, огурцов. , ягоды и букеты для того, чтобы приумножить свои скудные пенсии. Проезжая Кузнечный рынок справа от нас (стоит заглянуть внутрь, чтобы уловить слабое эхо рыночной атмосферы, которая пронизывает Преступление и наказание ) сразу попадаем в Мемориальный музей Достоевского по адресу Кузнечный переулок 5/2.
Достоевский снимал квартиры примерно в двадцати разных домах Петербурга, не проживая на одном месте более трех лет. Большинство этих квартир находилось в недорогих районах вокруг церкви Владимирской иконы и Сенной площади, и причины этих постоянных переездов были, как правило, материальными: наш автор испытывал постоянные проблемы с деньгами на протяжении большей части своей взрослой жизни. Интересно, что одна из первых его квартир в Петербурге находилась в том самом доме, о котором мы сейчас говорим, и он вернулся сюда лет через тридцать, в октябре 1878 года, со второй женой Анной Сниткиной и двумя детьми. Его квартира на втором этаже иллюстрирует склонность Достоевского к угловым квартирам, имеющим балкон и вид на церковь.
Давайте спустимся на несколько ступенек в музей, купим билеты и поднимемся на второй этаж . Здесь мы находим справа две большие комнаты с экспонатами, посвященными жизни и творчеству писателя, и слева настоящую квартиру Достоевского, восстановленную в том виде, в каком она была во времена проживания здесь великого писателя. Давайте не торопимся, прогуливаясь по комнатам, где мы можем полюбоваться его детскими игрушками, маленьким столиком, за которым умелая Анна занималась делами, и, что самое впечатляющее, кабинетом Достоевского, фокусом которого является большой письменный стол, за которым он работал допоздна. ночь при свечах, написав большую часть великолепных Братья Карамазовы . Это также комната, в которой он скончался, и напольные часы остановились в час его смерти: 20:36. Особенно трогательны слова, нацарапанные на спичечном коробке его юной дочерью: «Сегодня умер папа».
Познакомившись со всем, что есть в музее, давайте вернемся обратно по Кузнечному переулку и заглянем в храм Владимирской иконы Божией Матери , прихожанином которого был наш глубоко верующий автор. . Это желтое полубарочное полуклассическое здание было построено в 1769 году.и славится искусным иконостасом, спроектированным Бартомолео Растрелли, архитектором Зимнего дворца, и вырезанным в середине восемнадцатого века.
Теперь , давайте проследим наши шаги назад, мимо станции метро Владимирская и через оживленный Владимирский проспект к несколько неуместному гиганту бизнес-центра , завершенному в 2006 году, со словами «Зал Возрождения», украшенными латинскими буквами на его стеклянном фасаде с колоннами. . Под ней мы находим станцию метро «Достоевская», названную в честь нашего уважаемого автора. Относительно новая станция, открытая в последние дни 19 декабря.91, отметим, что архитекторы попытались передать атмосферу Достоевского, применив старинные фонари и декоративные кованые ограждения, напоминающие перила на петербургских каналах. Проедем на метро одну станцию до Спасской , последней остановки оранжевой ветки, и по указателям выхода на Сенную площадь , то есть до площади Сенного рынка. Таким образом, мы, моргая, появляемся в центральном сеттинге «Преступление и наказание ».
Сенная площадь и ее окрестности сильно изменились со времен Достоевского, поэтому нам придется включить воображение на полную катушку, чтобы представить себе площадь, по которой когда-то бродил наш автор и его вымышленные персонажи. Давайте перейдем через оживленную Садовую улицу и сядем на место на одной из недавно установленных скамеек с наклонными колесами на обоих концах, чтобы напомнить о рыночном прошлом площади, и сделаем несколько замечаний о Петербурге и Сенной площади в эпоху Достоевского. .
Цитаты
Боль и страдания всегда неизбежны для большого ума и глубокого сердца. По-настоящему великие люди должны, я думаю, иметь великую печаль на земле.
Я убежден, что ни один из наших писателей, ни прошлых, ни ныне живущих, не писал в тех условиях, в которых постоянно пишу я.
Когда Достоевский был сослан в 1849 году, Санкт-Петербург все еще сохранял большую часть аристократической, упорядоченной, имперской атмосферы великой пушкинской столицы. К тому времени, когда он вернулся десять лет спустя, город переживал первые потрясения российской промышленной революции со всеми сопутствующими городскими упадками. Ситуация усугублялась Манифестом об освобождении, подписанным Александром II в марте 1861 года, который освободил около двадцати трех миллионов частных крепостных по всей России. Эта давно назревшая перестройка российского общества, тем не менее, вызвала много потрясений и перемещений. Когда тысячи только что освобожденных крепостных бежали в Петербург в поисках работы, население города росло. Даже в 1859 г.В год возвращения Достоевского в Петербурге проживало около полумиллиона человек, и он был третьей по величине столицей Европы после Лондона и Парижа. К 1869 году население увеличилось более чем на двадцать пять процентов до 667 000 человек. Многие из этих новых жителей толпились в нищей местности вокруг Сенной площади.
Эта площадь, основанная в 1737 году как место продажи сена, овса, дров и крупного рогатого скота, быстро стала известна как самый дешевый рынок в городе. Во времена Достоевского великолепная барочная Успенская церковь, воздвигнутая на краю площади между 1753 и 1765 годами (и, к сожалению, разрушенная советскими войсками в 1961, чтобы освободить место для станции метро), возвышался над обширным многолюдным рынком. С утра до ночи торговцы громко расхваливали всевозможные продукты и продукты на фоне хриплых звуков и тухлых запахов. Район кишел фермерами, крестьянами и купцами, местными бедняками, мелкими ворами и проститутками, изгоями, пьяницами и обездоленными. Хаотичная и многолюдная, грязная и неблагозвучная Сенная площадь представляла собой антитезу имперскому великолепию Дворцовой площади неподалеку. И именно в этом подбрюшье города Достоевский поставил Преступление и наказание , первоначально опубликованный двенадцатью ежемесячными выпусками в 1866 году. На первых страницах романа он отмечает: «Рядом с Сенным рынком, застроенным домами с дурной репутацией, район кишел населением торговцев и мастеров. — всеторговцы, которые толпились на тех центральных улицах и переулках Петербурга, создавая такую панораму пестрых персонажей, что почти ничто и никто не мог вызвать удивления».
Прежде чем отправиться на поиски юного убийцы, давайте заглянем в единственное здание, уцелевшее со времен пребывания Достоевского в этом районе: Гауптвахта , одноэтажное желтое здание с четырехколонным белым портиком , расположенное прямо напротив Садовой улицы от станции метро «Сенная площадь» . Это небольшое, но самоуверенное сооружение было возведено между 1818 и 1820 годами для поддержания присутствия полиции на растущем рынке. Интересно, что этот последний остаток старого Сенного рынка имеет отношение к нашему автору. Арестованный за нарушение правил цензуры, он провел здесь два дня в заключении в 1874 году, которые он провел, читая 9 книг Виктора Гюго.0007 Отверженные .
А теперь познакомимся с нашим главным героем, двадцатитрехлетним Родионом Романовичем Раскольниковым. Наш человек — нельзя сказать «герой» — имеет утонченное лицо и замечательно красив, выше среднего роста, стройный, хорошо сложенный, с красивыми темными глазами и густыми каштановыми волосами. Сам Раскольников говорит, что он бедный ученик, больной и разбитый бедностью. В самом деле, Достоевский отмечает, что его одежда в лохмотьях, и что даже человеку, привыкшему к убогости, было бы стыдно увидеться на улице в таком лохмотьях. У него всего одна пара носков.
Приключения Раскольникова начинаются с разговора, подслушанного в одном из многочисленных местных пивных баров, где страстный студент поднимает утилитарный вопрос о жизни подлой, беспощадной ростовщицы, пожилой Алены Ивановны:
«С одной стороны у нас есть глупая, бессмысленная, никчемная, злобная, больная старуха, никому не нужная, напротив, всем вредная, сама не понимающая, для чего она живет и которая все равно умрет через день-два... с другой стороны, свежие молодые жизни гибнут за неимением помощи тысячами и со всех сторон!Сто тысяч добрых дел и начинаний можно было бы совершить на деньги этой старухи, которые она хочет оставить монастырю!Сотни Тысячи, быть может, человеческих существ могли бы направить на путь истинный, десятки семей спасены от нужды, от разврата, от разорения, от венерологических больниц — и все на ее деньги. Убейте ее, возьмите ее деньги и с их помощью посвятите себя к служение человечеству и всеобщее благо. Как вы думаете, не сгладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь тысячи жизней спасены от тления и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — простая арифметика! Кроме того, какое значение имеет на балансе существования жизнь этой болезненной, глупой, злой старухи! Не больше, чем жизнь вши, черного жука».0105
Это философская предпосылка, которую пытается исследовать Преступление и наказание . Раскольников размышляет над этическим предложением студента, так близко перекликающимся с его собственными размышлениями, и предпринимает пробный заезд на квартиру ростовщика, чтобы заложить первые шаги к убийству женщины, но тем не менее сомневается, что он действительно найдет в себе силы совершить поступок.
. «Боже!» он плачет. «Неужели, неужели, что я в самом деле возьму топор, что я ударю ее по голове, раскрою ей череп… что я наступлю на липкую теплую кровь, взломаю замок, украду и дрожать, прятаться, весь в крови… топором… Боже мой, неужели?
Затем, после блужданий по невыносимо жаркому городу, когда он направляется обратно в свою арендованную комнату, случайное событие на роковом углу Сенного рынка склоняет чашу весов. Предполагается, что этот угол находится на въезде в переулок Гривцова, , до которого мы добираемся, направляясь налево от Дома охраны мимо множества оживленных небольших магазинов, торгующих мобильными телефонами, сигаретами и шавермой, до следующего перекрестка . Здесь усталый Раскольников подслушивает, как наивная, простая сестра ростовщика соглашается на следующий вечер встретиться с мещанином на том же месте:0005
«Хорошо, я приду», — сказала Лизавета. Первое изумление нашего главного героя медленно сменилось ужасом, словно мурашки побежали по его спине.Он узнал, он узнал вдруг и совершенно неожиданно, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, сестры старухи и единственной сожительницы, не будет дома и что, следовательно, ровно в семь часов в к вечеру старуха будет дома одна.
И с чувством, что у него нет больше ни свободы мысли, ни воли и что все решено вдруг и бесповоротно, Раскольников, спотыкаясь, бредет обратно в свою квартиру, как приговоренный к смерти.
Пойдем за ним туда. Двигаясь по переулку Гривцова, мы вскоре достигаем канала Грибоедова, ныне приятного, извилистого, обсаженного деревьями водного пути. Как и Сенной рынок, канал во времена Достоевского представлял собой радикально менее благоустроенный вид, и хотя его формальное название тогда было Екатерининским, в честь Екатерины Великой, местные жители прозвали его Стоком, так как стоки заводов и дворовых выгребных ям лились в его мутную воду. воды, производя отвратительный запах, который навис над местностью, как ядовитое облако. Ужасная антисанитария в сочетании с перенаселенностью жилья, скудным питанием, сырым климатом и общей загазованностью превратили Петербург в самый нездоровый крупный город Европы с самой высокой смертностью.
Такие болезни, как холера, дифтерия, оспа, туберкулез, тиф и сифилис, не говоря уже о хроническом алкоголизме, свирепствовали и к 9На 0007 Преступление и наказание приходится половина всех смертей в черте города.
Подробнее об этих ужасных условиях жизни мы поговорим позже, а сейчас нам нельзя терять времени — наш главный герой ускользает от нас, все еще поглощенный обрывком разговора, который он подслушал на Сенном рынке. Итак, переходим Демидов мост, после этого делаем первый поворот налево на улицу Гражданскую и едем один длинный квартал до переулка Столярный . Там на углу напротив мы видим 5 Столярный переулок (также ул. Гражданская, 19), куда устало направляется наш главный герой, и где мы можем полюбоваться большим бронзовым рельефом нашего автора (установлен в 1999 г.), с нахмуренным лбом и сжатыми руками, под которым табличка читает
ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА
ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ НАРОДА
ЭТОЙ ЧАСТИ ПЕТЕРБУРГА
обслуживается
ДОСТОЕВСКИЙ
КАК ОСНОВА ДЛЯ ЕГО СТРЕМИТЕЛЬНЫХ ПРОПОВЕДЕЙ
НА ДОБРО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВАРаскольников уже скрылся в доме и стал подниматься по лестнице в свое скромное жилище под навесом.
Достоевский описывает ее так:
Чердак его находился под крышей высокого пятиэтажного доходного дома и больше походил на чулан, чем на комнату… Она была шагов шести в длину и вида самого жалкого, с пыльными, желтоватыми обоями, отслаивающимися от стен, и такой низкий, что человеку выше среднего роста было в нем неудобно, так как казалось, что он вот-вот ударится головой о потолок. На самом деле комната нашего главного героя была настолько мала, что он мог открыть дверную защелку, не вставая с кровати.К сожалению, доступ к лестнице, ведущей на эту мансарду, закрыт металлической дверью со стороны Столярного переулка и калиткой со стороны Гражданской улицы (если вам повезет преодолеть эти препятствия, то на лестницу можно попасть через первую дверь справа Столярного подъезда). Поэтому мы должны довольствоваться общим видом улицы, поскольку мы созерцаем условия жизни во времена Раскольникова, когда в районе Сенного рынка на один дом приходилось в среднем 247 человек.
Такая поразительная плотность была достигнута за счет размещения жильцов во всех возможных местах, включая чердаки, чуланы, подвалы и под лестницей. Предприимчивые домовладельцы превратили квартиры в ночлежки, забитые рядами нар. Для достижения максимального использования эти помещения сдавались в аренду посменно, так что на одной койке могли находиться два или три человека в течение суток. Как ни несчастен был Раскольников в своей скромной каморке, но, кажется, условия могли быть и хуже!
Ну, в этом рабочем квартале было не только множество людей, но и множество забегаловок и кабаков, что неудивительно в городе, где потребление водки на душу населения было выше, чем где-либо еще в России. На самом деле в газетной статье 1865 года улица, на которой жил наш герой, описывается так:
«В Столярном переулке шестнадцать домов. духам вообще не нужно смотреть на вывески. Войдите в любой дом, и вы повсюду найдете спиртное».А Раскольников в свое время отмечает невыносимую вонь из кабаков, особенно многочисленных в этой части города, и пьяниц, с которыми он постоянно сталкивался в любой час.
Такова была общая атмосфера, которую наш автор наблюдал с балкона своей квартиры на втором этаже дома по Казначейской улице, 7, , угловой дом , в одном квартале левее по Столярному переулку, если смотреть на дом Раскольникова . Достоевский жил здесь с августа 1864 г. по январь 1867 г.Казначейская улица, и его старший брат Михаил тоже некоторое время жил на этой улице), и именно здесь он написал роман, действие которого мы прослеживаем. Именно здесь он завел одно из самых важных знакомств в своей жизни. Столкнувшись с почти невыполнимым сроком для своего короткого романа «Игрок », он отчаянно искал стенографистку, которая помогла бы ему выполнить гигантскую задачу, и, таким образом, в октябре 1866 года умелая, способная и терпеливая Анна Григорьевна Сниткина, стенографистка в руку, вошла в его жизнь. С ее квалифицированной помощью срок был соблюден, и менее чем через шесть месяцев она стала его женой. Благодаря этой замечательной женщине тяжелое финансовое положение Достоевского в конце концов уладилось, и Анна оказала Достоевскому неоценимую помощь в его творчестве, помогая ему как в написании, так и в издании его книг.
Мир литературы многим ей обязан.
А теперь вернемся к нашему главному герою, который, проведя ночь в тяжелом, тягостном сне и следующий день в летаргической дремоте, вдруг осознает поздний час и впадает в необыкновенную, лихорадочную, рассеянную спешку. Ведь он должен успеть совершить страшное дело до того, как Лизавета вернется с Сенного базара. Он мчится вниз по многочисленным лестницам из своей чердачной квартиры во двор внизу и крадет из темной, тесной комнаты привратника топор, который прячет под своим широким, крепким летним пальто. Проследим за ним сейчас, пока он идет по Столярному переулку , и разделим его поспешность, когда он заметит, заглянув в магазин и увидев часы на стене, что время уже десять восьмого вечера.
Торопясь по Столярному переулку, Раскольников пересекает Кокушкин мост через канал Грибоедова и некоторое время идет прямо до Садовой улицы. Здесь он поворачивает направо в сторону заросшего деревьями Юсуповского сада , одного из немногих зеленых пятен в переполненном районе Сенного рынка.
Он отмечает, что вопреки его ожиданиям, совсем не боялся. Его разум был занят даже не относящимися к делу делами. И вот, взглянув на срединную летнюю зелень, он глубоко поглощен мыслью о сооружении больших фонтанов и о их освежающем влиянии на атмосферу на всех площадях. Через Сад поворачивает направо на проспект Римского-Корсакова, по которому идет по двум перекресткам, и дойдя до третьей, Средней Подьяческой, останавливается : Здесь был дом, здесь были ворота…
У Расконикова есть благополучно прибыл к месту назначения, Средней Подьяческой, 15 (тоже 104 по набережной канала Грибоедова, въезды с обеих сторон шлагбаумы), описанному во время рекогносцировочного визита как огромное здание, которое одной стороной выходило на канал, а другой — в улица. Этот дом состоял из тесных квартир и был населен всякого рода рабочим людом — портными, слесарями, поварами, разными немцами, девками, зарабатывающими чем могли, мелкими приказчиками и пр.
В очередной раз туннелеобразная арка, ведущая в обветшавший от атмосферы двор, перекрыта металлическими воротами, так что нам придется подождать снаружи, пока Раскольников проскальзывает в дверь справа от ворот, поднимается по темной узкой лестнице к четвертый этаж и звонит в квартиру ростовщика.
Нет ответа. Он снова звонит. Опять нет ответа. Только с третьего звонка пожилая женщина отпирает дверь и впускает Раскольникова в свою маленькую, безупречно чистую квартирку.
Через несколько минут наш протагонист вытащил топор и:
Едва сознавая себя, взмахнул им обеими руками, почти без усилий, почти машинально, обрушив тупую сторону на голову… Ее тонкая, легкая, седые волосы, по обыкновению густо намазанные жиром, были заплетены в крысиный хвост и скреплены сломанным роговым гребнем, торчавшим на затылке. Поскольку она была такой маленькой, удар пришелся ей в самую макушку черепа. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг рухнула на пол, хотя успела еще поднять обе руки к голове… Тогда он со всей силы нанес ей еще удар, и еще, тупой стороной и по той же место. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, тело упало навзничь. Он отступил назад, дал ей упасть и тотчас склонился над ее лицом; она была мертва.Увы, из-за позднего старта Раскольникова Лизавета возвращается со встречи на Сенной прежде, чем он успевает покинуть квартиру, и она тоже оказывается убитой его окровавленным топором.
Таким образом, не только женщина, чья жизнь стоила не больше, чем жизнь черного жука, но и ее наивная, невинная сестра зарезаны, а «простая арифметика» студенческого трактирного спора с самого начала сбивается с толку.
Что ж, у нас была довольно напряженная прогулка. Предлагаю продолжить движение по до конца Средней Подьяческой, где мы снова встречаемся с каналом Грибоедова и, повернув направо, следовать по каналу для спокойной прогулки обратно на Сенную площадь, 9.0008 , возможно, заново обдумывая предложение, сделанное студентом в таверне. Кстати, мы прошли только одну пятую из «Преступление и наказание ». Большая часть остальной части романа размышляет именно об этом предположении, справедливость которого Достоевский в конечном счете отрицает, и к концу романа Раскольников тоже возвращается по каналу на Сенной рынок, где он выходит на середину площади, кланяется и целует землю. Потом продолжает свой путь в полицейский участок и с белыми губами и вытаращенными глазами тихо и отрывисто, но отчетливо говорит: «Это я.
.. Это я топором зарубил старуху ростовщицу и ее сестру Лизавету их.»
Здесь уместна минутная пауза…
Что ж, мы не хотим оставлять нашего главного героя барахтаться в жуткой петербургской трясине, где мы наблюдали его большую часть нашей прогулки, так что закончим мыслью о том, что в В эпилоге романа, как и у Достоевского несколькими десятилетиями ранее, Раскольников приговорен к годам каторжных работ в Сибири. В этом отдаленном месте, которое изображено как естественное, чистое и нетронутое преступностью и нищетой, наводнившими Сенной рынок, нашему убийце с топором дарована надежда на постепенное обновление, постепенное возрождение и окончательное искупление через великие усилия, великие страдания.
Дополнение для заядлых поклонников Достоевского
Купите розу в одном из киосков на Сенной площади и садитесь на метро до площади Александра Невского (опять же на оранжевой ветке, три остановки на восток от Спасской). Выйдя из метро, перейдите площадь и войдите в Александро-Невский монастырь через главные ворота.
Поверните направо на Тихвинское кладбище (вход платный). Здесь похоронен ряд выдающихся личностей, в том числе Чайковский, Рубинштейн, Муссгорский, Римский-Корсаков и Глинка. И здесь тоже можно возложить свою розу на надгробную плиту Федора Михайловича Достоевского, на которой написан стих из Евангелия от Иоанна, в котором Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно не упадет на землю и умрет, то останется один; а если умрет, то принесет много плода».
Преступление и наказание | Shmoop
Сеттинг «Преступление и наказание» | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Настройка
Санкт-Петербург и Сибирь, Россия, середина 1860-х годов
В 1861 году в результате реформ царя Александра II было освобождено около 23 миллионов крепостных (русских крестьян, принадлежавших помещикам).
Хотя это было прекрасно, это представляло собой серьезную перестройку российского общества и, следовательно, было причиной большого хаоса и беспорядков.
В то время Санкт-Петербург был столицей России и крупным экономическим центром. Достоевского Преступление и наказание фокусируется на некоторых мрачных аспектах Санкт-Петербурга 1860-х годов. Глазами Раскольникова мы видим улицы, кишащие пьяницами, бродягами и растлителями. Нищета повсюду, и ни один ребенок не находится в безопасности. Его переезд в тюрьму в Сибири представляет интересный контраст. Сибирь представлена чистой и естественной, не тронутой грязью и пороком, в которых тонет Петербург.
На первый взгляд это кажется ироничным, если учесть, что здесь также находится федеральная тюрьма. Тем не менее, Преступление и наказание рассматривает тюрьму не как продолжение страданий, а скорее как лечебницу для преступников, место, где можно исцелиться и найти искупление. Или, скорее, страдание ужасно, потому что тюремная жизнь — это не шутки, но это страдание — часть процесса и поэтому приветствуется.