Первый сон Раскольникова (о забитой кляче)
…Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог. Доел он его опять на дороге. Он очень давно не пил водки, и она мигом подействовала, хотя выпита была всего одна рюмка. Ноги его вдруг отяжелели, и он начал чувствовать сильный позыв ко сну. Он пошел домой; но дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же минуту заснул.
Сон Раскольникова о лошади. Слушать аудиокнигу
В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека.
Отрывок из главы V части 1 «Преступления и наказания». Читайте на нашем сайте полный текст и краткое содержание этой главы. См. также: Второй сон Раскольникова (о смеющейся старухе), Третий сон Раскольникова (на каторге, о трихинах и конце света) и краткое содержание всего романа.
Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке[1]. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые – он часто это видел – надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! – кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, – всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:
– Этака кляча да повезет!
– Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег!
– А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!
– Садись, всех довезу! – опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. – Гнедой даве с Матвеем ушел, – кричит он с телеги, – а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! – И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.
– Да садись, чего! – хохочут в толпе. – Слышь, вскачь пойдет!
– Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.
– Запрыгает!
– Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!
– И то! Секи ее!
Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.
– Пусти и меня, братцы! – кричит один разлакомившийся парень из толпы.
– Садись! Все садись! – кричит Миколка, – всех повезет. Засеку! – И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.
– Папочка, папочка, – кричит он отцу, – папочка, что они делают? Папочка, бедную лошадку бьют!
– Пойдем, пойдем! – говорит отец, – пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! – и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.
– Секи до смерти! – кричит Миколка, – на то пошло. Засеку!
– Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! – кричит один старик из толпы.
– Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, – прибавляет другой.
– Заморишь! – кричит третий.
– Не трожь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..
Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!
Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.
– По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.
…Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам![2] Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает всё это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.
– А чтобы те леший! – вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.
– Разразит! – кричат кругом.
– Убьет!
– Мое добро! – кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.
– Секи ее, секи! Что стали! – кричат голоса из толпы.
А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.
– Живуча! – кричат кругом.
– Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! – кричит из толпы один любитель.
– Топором ее, чего! Покончить с ней разом, – кричит третий.
– Эх, ешь те комары! Расступись! – неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. – Берегись! – кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.
– Добивай! – кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало – кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становитсhя сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.
– Доконал! – кричат в толпе.
– А зачем вскачь не шла!
– Мое добро! – кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить.
– Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы уже многие голоса.
Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.
– Пойдем! пойдем! – говорит он ему, – домой пойдем!
– Папочка! За что они… бедную лошадку… убили! – всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.
– Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! – говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.
Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.
«Слава богу, это только сон! – сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание. – Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!»
Всё тело его было как бы разбито; смутно и темно на душе. Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову.
«Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?»…
[1] Приснилось ему его детство, еще в их городке. — Описание этого сна навеяно автобиографическими воспоминаниями. Дрожащих от слабости, загнанных, тощих крестьянских клячонок Достоевский мог видеть в деревне, в усадьбе родителей, неподалеку от Зарайска. «Сон Раскольникова о загнанной лошади» Достоевский выбрал для чтения на вечере в пользу педагогических курсов 21 марта 1880 г.
[2] Он бежит подле лошадки — он видит, как ее секут по глазам… — Эти строки перекликаются со стихами Некрасова на ту же тему: «и по плачущим, кротким глазам» (из цикла «О погоде», ч. II — «До сумерек», 1859). Достоевский вспоминает эти стихи позднее в романе «Братья Карамазовы» (ч. 2, гл. IV, «Бунт»). Близкий мотив встречается также у В. Гюго («Меланхолия», 1846; опубл. — 1856).
Краткое содержание Достоевский Преступление и наказание за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Достоевский
- Преступление и наказание
Бывший студент университета Раскольников Родион Романович жил в маленькой комнатушке, боялся своей хозяйки, которой задолжал за квартиру. Мать с сестрой жили бедно, и помогать ему не могли. Иногда Раскольников ходил к старухе Алёне Ивановне, у которой брал деньги под залог. Последний раз он принёс ей часы, подаренные ему сестрой.
По дороге домой он встретился с Мармеладовым. Его уволили со службы за пьянство. Тот рассказал ему о своей тяжёлой жизни, о больной жене, о своей старшей дочери Соне, которая работала на панели, чтобы прокормить семью. Раскольников вспомнил свою сестру, которая до этого работала горничной, а сейчас ради брата собирается выйти замуж за богатого, но бесчестного человека. И тогда он решает расстроить эту свадьбу. Он провожает пьяного Мармеладова домой. Где их встретили жена Мармеладова, измученная безденежьем и пьянством мужа, голодные и замёрзшие дети. Раскольником незаметно оставил им свои последние деньги. Под впечатлением от всего увиденного и услышанного, он решается на убийство старухи-процентщицы. Убивает он не только её, но и невольную свидетельницу его преступления – сестру старухи Лизавету. Раскольников считал, что убийство это идейное, но в душе его растёт чувство, будто он сам вычеркнул себя из списка людей. Когда приехала мать и сестра, он даже побоялся обнять родных ему людей.
От постоянных угрызений совести Раскольников заболел. За ним ухаживал его друг Разумихин. Во время болезни Раскольникова он познакомился с его сестрой Дуней и полюбил её. Когда Родиону стало лучше, друг рассказал ему о том, что следователь подозревает его в убийстве. Возникли эти подозрения из-за статьи Раскольникова, которую он написал ещё в университете. В ней он раскрывал свою теорию об исключительности людей, которых он называл необыкновенными, оправдывая их вседозволенность.
Раскольников узнаёт о смерти Мармеладова, а позже его жены Катерины Ивановны. Он идёт к Соне, чтобы поддержать её, и признаётся ей в своём преступлении. Девушка предложила ему покаяться, снять грех с души. После этого разговора он идёт в полицию и признаётся в убийстве. За совершённое преступление его осудили на восемь лет каторги. Причин, которые смягчили приговор, было немало: его признание в убийстве, возвращённые до копейки деньги. Не забыли даже случай, когда Раскольников вынес двух детей из горящего дома, целый год заботился о заболевшем товарище, заплатил за лечение собственными деньгами.
Соня Мармеладова тоже едет в Сибирь, чтобы хоть изредка видеться с Раскольниковым и поддерживать его. Каторжники относились к Родиону плохо, называли безбожником. Соню, наоборот, любили и радовались её приходу. Она для каждого находила слова поддержки и утешения. Заключённые смотрели на неё, как на ангела хранителя.
Раскольников мужественно переносил все тяготы каторжных работ, но в душе покоя так и не нашёл. Однажды он узнал, что Соня заболела. Страх за её жизнь льдом сковал его сердце. Он понял, что всё самое лучшее, светлое в его душе – это любовь к Соне. Без неё жизнь теряла смысл. Об этом он сказал ей при первой встрече после её болезни. С этого дня в душе Раскольникова поселились покой и надежда на счастье.
Роман учит ценить человеческую жизнь и жить по совести.
Главная мысль книги «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это рассмотрение темы вины и казни в социальной и индивидуальной перспективе. Роман исследует мотивацию главного героя Родиона Раскольникова для совершения убийства и его духовное развитие в течение книги, а также особое внимание уделяется социальным и этическим аспектам казни.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Достоевский. Все произведения
- Бедные люди
- Белые ночи
- Бесы
- Братья Карамазовы
- Вечный муж
- Двойник
- Дядюшкин сон
- Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
- Записки из Мёртвого дома
- Записки из подполья
- Игрок
- Идиот
- Крокодил
- Кроткая
- Легенда о Великом Инквизиторе
- Мальчик у Христа на ёлке
- Мальчики
- Неточка Незванова
- Подросток
- Преступление и наказание
- Село Степанчиково и его обитатели
- Скверный анекдот
- Сон Раскольникова о лошади
- Сон смешного человека
- Униженные и оскорблённые
- Хозяйка
- Эпилог романа Преступление и наказание
Преступление и наказание. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Шукшин До третьих петухов
На книжных полках в библиотеки живут сказочные персонажи книг. Как-то раз в вечернее время Бедная Лиза предложила обсудить вопрос о том, может ли Иван-дурак жить рядом со всеми книжными персонажами
- Краткое содержание Пермяк Пичугин мост
Каждый день по пути в школу ребята предавались мечтаниям. Каждый из них хотел совершить такой подвиг, о котором смогли бы все узнать. О спасении детей во время пожара говорил первый.
- Краткое содержание Говори мама, говори Екимов
Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка
- Краткое содержание Кассиль Вратарь Республики
Жанровая направленность произведения отмечается в виде спортивной прозы, основной темой которой является изображение крепкой человеческой дружбы.
- Краткое содержание Куприн В недрах земли
Все начинается в Гололобовской шахте с шестичасового свистка. Сотни две человек толпятся у входа в ламповую. После осмотра люди проходят в «галерею», где и происходит обмен сменами и поднятие угля наружу.
Преступление и наказание, часть I: Глава I. Резюме и анализ
Краткое содержание: Глава I
Молодой человек выходит из своей комнаты в пансионе невыносимо жарким летним днем в Санкт-Петербурге. Спускаясь по ступенькам, его одолевает страх встречи со своей хозяйкой, которая живет этажом ниже. Он должен ей арендную плату за несколько месяцев и отшатывается при мысли о том, что ему придется оправдываться перед ней. Рассказчик утверждает, что этот молодой человек «впал в состояние нервной депрессии, сродни ипохондрии», и поэтому избегает контактов с другими людьми. Покидая пансион, молодой человек обращает свои мысли к крайнему, хотя и не указанному, поступку, который он думает совершить. Он считает себя неспособным на этот поступок — если у него не хватает духу даже на то, чтобы встретиться лицом к лицу с хозяйкой, кажется невозможным, чтобы он когда-либо совершил то дело, которое он теперь обдумывает. Рассказчик идентифицирует молодого человека как главного героя («нашего героя») и описывает его как высокого и красивого, с «темно-каштановыми волосами и прекрасными темными глазами».
Юноша носит нелепо оборванную одежду, но он так презирает людей, живущих в его убогом районе, грязном и населенном пьяницами, проститутками и торговцами, что не испытывает смущения из-за своей дрянной внешности. Он идет в состоянии транса, обдумывая свой ужасный план, снова обдумывая идею и затем отбрасывая ее. Рассказчик сообщает нам, что за последний месяц молодой человек стал все более серьезно относиться к действиям, хотя сама мысль об этом беспокоила и беспокоила его. В этот конкретный момент он находится в середине «репетиции» номера. Он приходит в доходный дом ростовщицы Алены Ивановны. Поднимаясь по лестнице в ее квартиру, он внимательно наблюдает за зданием и его обитателями в связи со своим планом. Он представляется ростовщику, с которым впервые познакомился месяцем ранее, будучи студентом, и мы узнаем, что молодого человека зовут Раскольников. Ростовщица — непривлекательная, бедно одетая старушка, подозрительная, грубая, с «злыми искрящимися глазами».
Хотя обстановка в квартире старая и некрасивая, Раскольников замечает, что она безукоризненно чиста благодаря трудолюбию младшей сестры старухи Лизаветы. Ростовщица грубо обращается с молодым человеком, напоминая ему о деньгах, которые он уже должен ей, и предлагая ему небольшую, неадекватную сумму за часы, которые он сейчас предлагает ей. Раскольников неохотно принимает деньги, помня, что его цель двояка: он одновременно закладывает часы за столь необходимые деньги и репетирует преступление, которое может совершить. Он замечает, что старуха держит свои деньги и «залоги» или заложенные вещи в сундуке в задней комнате, а ключи на кольце в правом кармане. Перед отъездом он говорит ей, что вернется через несколько дней с другим залогом, и спрашивает, обычно ли Лизавета в это время дома. Оказавшись снаружи, Раскольников физически испытывает отвращение к своему плану и отказывается от него. Испытывая внезапную жажду алкоголя, он впервые в жизни спускается в таверну и садится в темном углу. Выпив пива, он чувствует себя намного лучше и снова издевается над своим планом.
Анализ: глава I
Первая глава романа «Преступление и наказание » освещает аспекты характера Раскольникова, которые занимают центральное место в романе. Он чрезвычайно горд, презрителен, эмоционально отстранен от остального человечества и находится в сложном, полубредовом психическом состоянии. Почему у него развилось это тревожное сочетание качеств, остается важным вопросом на протяжении всего романа. Вначале дается несколько подсказок: Раскольников высок и красив, что может способствовать его гордыне, а его убогое окружение — район, в котором живут Раскольников и ростовщик, — описано в ярких выражениях, передающих хаос и грязь бедного городского окрестности — возможно, способствовали ухудшению его психического состояния. Рассказчик описывает жару и «запах», исходящий от города, а также толпу и беспорядок, говоря, что все эти факторы «способствовали раздражению и без того возбужденных нервов молодого человека». Самое главное, однако, что каждое качество, по-видимому, усиливает другие, и Раскольников, кажется, попал во все более углубляющуюся спираль: его гордость заставляет его воспринимать других как низших, отсутствие контакта с людьми приводит его ко все более абстрактным и бесчеловечным идеям, а его безумные идеи заставляют его отделять себя от общества.
Прочитать подробный анализ Раскольникова.
Глава I также исследует характер ростовщика. В чем-то Алена Ивановна контрастирует с Раскольниковым, то есть ее характер контрастирует с ним и подчеркивает его отличительные черты. Она старая и непривлекательная, а он молод и красив; она бдительна и озабочена практическими деловыми вопросами, в то время как он в полубреду и по уши в долгах. Единственное внешнее сходство между ними состоит в том, что они оба носят изношенную и рваную одежду. Но даже это сходство, если рассмотреть его повнимательнее, обнаруживает разницу в богатстве между ними, так как Раскольников одевается в лохмотья от бедности, а ростовщик — от скупости.
Узнайте больше о мотиве бедности.
Конфликт в этой главе в основном внутренний, как и на протяжении всего романа. Здесь борьба идет в основном между желанием Раскольникова совершить преступление и его отвращением при мысли об этом. Примечательно, что этот внутренний конфликт происходит не между его ненавистью к ростовщику и моральным возражением против убийства, а скорее между его желанием убить ее и его отвращением к идее фактического физического совершения деяния. Нравственность, по-видимому, играет незначительную роль в его решении и не становится сильной силой в его жизни до самого конца романа.
Та степень невинности или безобидности, которая еще сохранялась в характере Раскольникова, исчезает при его символическом входе в трактир. Этот спуск в грязный мрак таверны — первый в его жизни — совпадает с его спуском в зыбкое царство недовольства и злобы. Хотя он уже кажется несколько взволнованным, и хотя пиво, кажется, успокаивает его, Раскольников теперь перешагнул образный порог в запутанное, жестокое мышление, которое вызывает алкоголь.
Подробнее о городе Санкт-Петербурге как символе.
В этой вводной главе и на протяжении всего романа Достоевский утаивает информацию, чтобы создать интригу. Он даже задерживает сообщение имени главного героя до нескольких страниц произведения, когда оно само собой всплывает по ходу сюжета. Достоевский сообщает нам на первой странице, что юноша замышляет какое-то «отчаянное дело», но что это за дело, не говорит. Вместо этого нам даются подсказки по ходу главы — например, что в ней будет участвовать ростовщица и что действие будет происходить в ее квартире. Это медленное раскрытие деталей помогает возбудить интерес читателя, создавая напряжение, которое придает сюжету импульс и усиливает эмоциональное воздействие каждого события или разоблачения по мере их возникновения.
Преступление и наказание Часть I: Главы II–IV Сводка и анализ
Сводка: Глава II
В таверне Раскольников встречает пьяного мужчину, похожего на отставного государственного чиновника. Внешность мужчины явно пострадала из-за его привычного пьянства. Хотя его одежда изодрана, ему удается передать вид достоинства и образования. Несмотря на насмешки завсегдатаев и персонала трактира, мужчина продолжает рассказывать Раскольникову историю своей жизни. Он самопровозглашенный пьяница, женатый на гордой женщине дворянского происхождения Катерине Ивановне. Она вышла за него замуж в отчаянии после неудачного первого брака, который привел к троим детям и лишению ее наследства. У мужчины, которого зовут Мармеладов, есть собственная дочь по имени Соня, которая была вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить свою семью. Недавно Мармеладову удалось восстановить работу на госслужбе, подняв надежды жены, но он потерял работу в пьяном виде и уже пять дней не решался вернуться домой. На протяжении всего рассказа Мармеладов чередует самоупреки и оправдания своего поведения. Он уходит из трактира к себе домой, забрав с собой Раскольникова. Близлежащий двор Мармеладовых представляет собой сцену страданий. Хотя Катерине не больше тридцати, она болезненна и возбуждена. Увидев Мармеладова, она хватает его за волосы и громко критикует. Приезжают другие жильцы, чтобы поиздеваться над семейной ссорой, и хозяйка приказывает Катерине съехать. Уходя, Раскольников оставляет семье небольшую сумму денег, о чем сразу же сожалеет. Он презирает Мармеладовых, особенно за то, что они заставили Соню пожертвовать собой ради них.
Резюме: Глава III
На следующее утро Раскольникова в своей комнате будит служанка Настасья, которая приносит ему чай с супом и письмо от его матери Пульхерии Александровны. Настасья говорит ему, что хозяйка хочет его выселить за неуплату квартплаты. В письме его мать рассказывает об опыте его сестры Дуни в качестве горничной. Дуня пыталась заработать деньги, чтобы поддержать Раскольникова, но ее работодатель, Свидригайлов, неуместно заигрывал с ней, и ее репутация в городе была почти разрушена. Теперь она приняла предложение руки и сердца от человека по имени Петр Петрович Лужин, который хочет жениться на ней, потому что она бедна, и поэтому будет считать его своим спасителем. Пульхерия Александровна добавляет, что они с Дуней сначала не были уверены в браке, но Дуня согласилась на него после долгих размышлений. Оба надеются, что новый муж Дуни со временем сможет помочь Раскольникову в его карьере. Мать, дочь и жених скоро прибудут в Санкт-Петербург. Плача, Раскольников дочитывает письмо и идет гулять, разговаривая сам с собой, как пьяный.
Краткое содержание: Глава IV
На прогулке Раскольников решает, что не допустит свадьбы, так как Дуня явно жертвует собой, чтобы помочь ему. Лужин звучит скупо и неуважительно, а Раскольников питает к нему страстную ненависть. Вид пожилого мужчины, преследующего пьяную девушку, прерывает его мысли. С отвращением он противостоит пожилому человеку. Появляется милиционер, и Раскольников объясняет ситуацию, давая милиционеру денег на извозчика, чтобы отвезти девушку домой. Девушка уходит, за ней незнакомец и полицейский. Раскольникова раздражает такая трата денег. Полицейский, думает он, отпустит мужчину к девушке, как только Раскольников скроется из виду. Он вдруг понимает, что идет к дому своего лучшего друга по университету Разумихина, которого не видел четыре месяца. Разумихин описывается как теплый и общительный.
Анализ: главы II–IV
Глава II ярко иллюстрирует характеры Мармеладова и его жены Катерины Ивановны. Каждый жалок, он по-своему, она по-своему, но в то же время каждому присуще чувство гордости. Мармеладов — интересная парадоксальная фигура, во многом потому, что он отказывается брать на себя ответственность за свои действия, хотя и признает, что его поведение лежит в основе проблем его семьи. Не в силах вырваться из замкнутого круга неудач и безработицы, он продолжает запой, отчасти в ответ на уважение и уважение, которое оказывает ему жена, узнав о его новой работе. Как будто любой успех для него слишком велик; как только он может, он разрушает свои перспективы заработать деньги и вывести семью из крайней нищеты. Тем не менее, он цепляется за толику достоинства на публике, и Раскольников может различить, что он образованный человек, несмотря на его дегенеративную внешность.
Узнайте больше о влиянии бедности на героев романа.
Страдания Мармеладовых составляют основной сюжет романа. Их испытания и неприятности интересны сами по себе, поскольку Катерина, Мармеладов и Соня изо всех сил пытаются свести концы с концами и преодолеть сложные обстоятельства. Их бедность также позволяет Достоевскому привести яркие примеры пагубного влияния городских лишений на качество жизни. Побочный сюжет Мармеладова также пересекается с основным сюжетом в различных точках и иллюстрирует стороны характера Раскольникова. Один из таких моментов встречается в конце второй главы: денежный дар Раскольникова Мармеладовым кажется отражением пробуждения его сострадательной стороны. Но его гордость гасит это чувство почти сразу же, как только оно разгорается, когда он поздравляет себя с тем, что «завтра без этих моих денег им было бы очень трудно!» Вместо того, чтобы пожалеть семью, он холодно судит их как трусов, которые добровольно наживаются на унижении Сони, а затем проклинает себя за то, что дал им деньги, которые, как он уверен, они потратят впустую. Этот образец сочувствия, а затем отталкивания объектов своего сострадания повторяется на протяжении всего романа, поскольку Раскольников изо всех сил пытается примирить свое надменное презрение к другим со своим желанием воссоединиться с обществом.
Гордость Раскольникова более подробно рассматривается в главах III и IV. Преданность его матери и сестры, которые готовы пойти на огромные жертвы ради него, можно рассматривать как еще один источник надменности Раскольникова. Его реакция на помолвку Дуни еще больше раскрывает его эгоцентризм, поскольку он предполагает, что она выходит замуж исключительно ради него, и игнорирует возможность того, что она может выйти замуж за Лужина, чтобы обеспечить лучшую жизнь для себя и своей матери.