«Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)»
Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета Преступления и наказания. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и даёт бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу нам кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, извёстки и теснящих и давящих домов (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения и погружается в мир своего детства. Что перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который испытывает неприятнейшее впечатление и даже страх, лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, и весь дрожит от одних доносящихся из него звуков и вида шляющихся кругом пьяных и страшных рож. Когда герой с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь с зелёным куполом и старинные в ней образа, и старого священника с дрожащею головой, и своё собственное невероятно трогательное благоговение перед маленькой могилкой меньшого братца, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить, нам кажется, что из-под всего наносного, рождённого жизненными обстоятельствами в нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на убийство лошади.
Да и только ли во внешней обстановке заключается всё дело Уж слишком сложный человек Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто заела среда. До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже много позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавидел я эту конуру! А всё-таки выходить из неё не хотел. Нарочно не хотел! Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на дрожащих тварей и имеющих право скрывается всё же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления во время прогулки по зелёным Островам на самом деле не происходит.
Все действия героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: …раз он остановился и пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из кармана, а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не оставляют в нём чёткого цельного образа: особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел; встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз. Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя автор отмечает, что у Раскольникова было смутно и темно на душе. Небольшое же облегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение, наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как ему думалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я всё равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!.Не случайно сам автор называет видение своего героя страшным, болезненным, чудовищной картиной. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший Раскольникова в финале третьей части, в котором чёрт снова приводит его в квартиру Алёны Ивановны и из которого словно бы входит в повествование Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем странным и разным снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя. Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о том, что в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с действительностью, а следующее далее утверждение, что столь вероятную обстановку не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев, вряд ли относится к ужасной, но бытовой картине убийства лошади.
На самом деле, что такого, например, в том, что в городском кабаке как будто происходит гулянье ведь описанные события развиваются в праздничный день, под вечер, а толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая возле кабачного крыльца телега названа странной, если тут же добавлено, что это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей, за какими так любил наблюдать маленький мальчик Действительно странным является, пожалуй, лишь то, что на этот раз запряжена в неё маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка2, какая обычно не может сдвинуть с места даже предназначенный для неё воз дров или сена и тогда её бьют мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам, на что всегда так жалко было смотреть сердобольному ребёнку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчёмности и бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по сути, предрешённой. В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идёт о возможности распоряжаться чужой жизнью пусть пока жизнью лошади (Моё добро! кричит пьяный Миколка) и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от существования окружающих: А кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест.
(Эту фразу из подслушанного в трактире разговора Раскольников попытается затем передать Соне.) Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передаёт мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают (Топором её, чего! кричит кто-то), по её морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на Раскольникове, нет креста, подзуживает при этом целая толпа, так же как студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной справедливости собственных замыслов. Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии притвориться, что он-то здесь и ни при чём, занять место стороннего наблюдателя или, ещё хуже, самому прикинуться этакой лошадкой, которую чуть было не заели невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остаётся ещё мнимый шанс побороться, свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости пострадать.
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Публикации раздела Литература
В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. До 8 сентября в центральном здании Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля на Зубовском бульваре работает выставка «Федор Достоевский. Сильные впечатления», которая знакомит посетителей с малоизвестными сторонами жизни русского классика. А мы поговорили с ведущим научным сотрудником отдела ГМИРЛИ им. В.И. Даля «Музей-квартира Ф.М. Достоевского», кандидатом филологических наук Анной Петровой о самом известном романе писателя. Как Достоевский продумывал сюжеты и героев «Преступления и наказания», какие философские концепции он развенчивает в произведении и почему Раскольников — это тоже «герой своего времени» — узнайте в нашем материале.
«Пьяненькие» и «Исповедь убийцы»: история замысла
Станислав Косенков. Первый сон Раскольникова (фрагмент). Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Станислав Косенков. Приезд матери и сестры (фрагмент). Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Станислав Косенков. Последний сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Белгородский государственный художественный музей, Белгород
Заграничное путешествие, в которое Достоевский отправился летом 1865 года, было наполнено не только разнообразными туристическими впечатлениями, но и напряженной работой над новым произведением. Как вспоминал писатель, он вернулся в Петербург в октябре с уже начатым «Преступлением и наказанием». Однако свои название, тему и жанр роман Достоевского обрел далеко не сразу, подвергаясь неоднократным редакциям. Письма, подготовительные тетради Достоевского 1864–1865 годов, обстоятельства и события его жизни в это время дают ориентиры для понимания замысла и структуры романа.
Прежде всего, «Преступление и наказание» сложилось из слияния и переработки двух повестей, над которыми Достоевский работал параллельно. Одна из них — «Пьяненькие». В ней автор обращался к острой для своего времени социальной проблеме пьянства и хотел показать его разрушительное действие. По плану Достоевского, повесть должна была содержать «все разветвления» данной темы — в том числе и воспитание детей в такой атмосфере.
Отголоски так и не законченной повести в романе прослеживаются в сюжетной линии Мармеладовых. Глава семейства Семен Захарович предстает расслабленным человеком, у которого порок не просто отнял волю и должность, но и забрал жизнь. Достоевский показывает, как пьянство Мармеладова становится причиной нищеты всего семейства, толкает его дочь Соню на панель и приводит к скоротечному развитию чахотки у жены Катерины Ивановны. Особенно пронзительно автор изображает сцены с маленькими детьми — 10-летней Полечкой, 7-летним Колей и 6-летней Лидой, которые вынуждены жить в обстановке общего семейного горя и ежедневных потрясений.
Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне.
— А куда я этих-то дену? — резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток.
— Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего, — начал было священник.
— Э-эх! Милостив, да не до нас!
— Это грех, грех, сударыня, — заметил священник, качая головой.
— А это не грех? — крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего.
— Быть может, те, которые были невольною причиной, согласятся вознаградить вас, хоть бы в потере доходов…
— Не понимаете вы меня! — раздражительно крикнула Катерина Ивановна, махнув рукой. — Да и за что вознаграждать-то? Ведь он сам, пьяный, под лошадей полез! Каких доходов? От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел! И слава богу, что помирает! Убытку меньше!
— Простить бы надо в предсмертный час, а это грех, сударыня, таковые чувства большой грех!
Катерина Ивановна суетилась около больного, она подавала ему пить, обтирала пот и кровь с головы, оправляла подушки и разговаривала с священником, изредка успевая оборотиться к нему между делом. Теперь же она вдруг набросилась на него почти в исступлении.
— Эх, батюшка! Слова да слова одни! Простить! Вот он пришел бы сегодня пьяный, как бы не раздавили-то, рубашка-то на нем одна, вся заношенная, да в лохмотьях, так он бы завалился дрыхнуть, а я бы до рассвета в воде полоскалась, обноски бы его да детские мыла, да потом высушила бы за окном, да тут же, как рассветет, и штопать бы села, — вот моя и ночь!.. Так чего уж тут про прощение говорить! И то простила!
Глубокий, страшный кашель прервал ее слова. Она отхаркнулась в платок и сунула его напоказ священнику, с болью придерживая другою рукой грудь. Платок был весь в крови…
Вторая повесть — «Исповедь убийцы» — в романе стала основой сюжетной линии Раскольникова. Сама повесть, в свою очередь, выросла из «Записок из Мертвого дома» и «Записок из подполья». В ней заложены зачатки замысла, который возник у Достоевского в период пребывания на каторге, «в тяжелую минуту грусти и саморазложения», как он признавался в письме брату Михаилу в 1859 году. Попав в Омский острог политическим заключенным, писатель оказался в чуждой ему среде — в окружении реальных уголовных преступников. С особенным вниманием всматриваясь в лица убийц, разбойников, мошенников и воров, Достоевский искал и не находил в них следы раскаяния и сожаления и пришел к мысли о том, что преступление «не может быть осмыслено с данных, готовых точек зрения».
От лица повествователя, вымышленного автора «Записок из Мертвого дома» Александра Горянчикова, Достоевский поделился реальным впечатлением, которое произвел на него «знаменитый разбойник», арестант Орлов. Убийца, мучитель и отъявленный злодей Орлов презирал свои собственные страдания и муки, он безгранично владел собой, обладал огромной внутренней энергией и, казалось, не знал страха ни перед чем. Поразило Достоевского и его непоказное, «натуральное» высокомерие — взгляд на все «до невероятности свысока».
С каторги писатель вынес убеждение, что преступление, его действие на душу человека и последующее наказание составляют особую философию. Эти феномены связаны с вопросами о самой природе человека, о сущности добра и зла и не могут быть объяснены внешними, рациональными причинно-следственными связями. Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание».
Читайте также:
- Что снилось героям русской классики
- Сон и сновидения в фольклоре
- Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Достоевский и теория среды: полемическая заостренность романа
Станислав Косенков. Идея Раскольникова (фрагмент). Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Белгородский государственный художественный музей, Белгород
Станислав Косенков. Убийство (Марионетка) (фрагмент). Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Белгородский государственный художественный музей, Белгород
Станислав Косенков. Раскольников на мосту. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1970. Белгородский государственный художественный музей, Белгород
Создавая образ Раскольникова как убийцы, у которого отсутствует явный и однозначный мотив, Достоевский не только определил собственный взгляд на проблему преступления. Он полемически отозвался на теорию среды, которую активно пропагандировали социалисты, идеологи революционно-демократического движения 1840–60-х годов. Согласно этой идее, любое преступление можно объяснить неблагополучной обстановкой, в которой человек рос или оказался в определенный момент, и тяжелыми условиями его жизни — бедностью, отсутствием занятости, взращенной наклонностью к порокам.
До совершения преступления Раскольников хочет внушить себе, что его главная цель — выйти из крайне стесненного положения, помочь матери и сестре. А убийство процентщицы Алены Ивановны станет всего лишь необходимой ступенью к получению ее богатства. Однако, совершив задуманное, Раскольников остро ощущает потребность как можно скорее освободиться от украденных денег и драгоценностей и забыть о них, «схоронив», по его выражению, под огромным камнем. Вот как он объясняет Соне причину содеянного: «Знаешь, Соня, — сказал он вдруг с каким-то вдохновением, — знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!» Мы понимаем: на самом деле Раскольников жаждал именно убийства, а ограбление и разрешение собственного бедственного положения оказались иллюзорной целью, которую опровергла сама жизнь.
Достоевский показывает, что преступление Раскольникова выходит далеко за пределы социальной или бытовой плоскости. Когда герой хочет прояснить свои истинные мотивы, ему не хватает слов, чтобы выразить суть прямо и очевидно, и он описывает произошедшее с ним иносказательно — метафорами и сравнениями. Мысленно возвращаясь ко времени убийства процентщицы и прокручивая его в голове, Раскольников говорит фразами с неясным смыслом: «…я не человека убил, я принцип убил. Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался»; «О, ни за что, ни за что не прощу старушонке»; «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!».
Раскрытие главной причины преступления для Достоевского приравнивается к постижению тайны добра и зла в человеке. Сочинив «головную» теорию, делящую всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и отточив свою аргументацию, Раскольников оказывается в чувственном плену у мысли о будущем преступлении. Он называет ее «проклятой мечтой», «безобразным сном» и сознает себя попавшим под ее чары, наваждение.
Показывая, как созревает в герое решимость на преступление, Достоевский изображает явление «внутреннего подполья», которое впервые вывел и описал в «Записках из подполья». Раскольников затворяется во внутреннем мире и уединяется от людей не столько из-за сознания безнадежности своего положения, сколько по собственной злой воле, личному выбору: «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился».
Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора.
Раскольников — герой времени и безвременья
Станислав Косенков. Крушение «идеи» Раскольникова. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Станислав Косенков. Бред Раскольникова (фрагмент). Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Станислав Косенков. У Сонечки. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Ее идеологами были социалисты во главе с Николаем Чернышевским. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны. И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…»
Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее. Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов.
Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова. Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой.
Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства».
Основное следствие преступления Раскольникова — чувство тотальной разобщенности со всеми: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его». Раскольникова от остальных людей отделяет его невысказанное слово, тайна его преступления.
Федор Достоевский
Преступление и наказание
Романы
И тем не менее гуманизм Достоевского проявляется главным образом в том, что он, будучи всеведущим автором, не выносит приговора Раскольникову заранее. В романе герой предстает на своего рода распутье, в ситуации ключевого выбора. Первая возможность для Раскольникова — скрыть преступление, любым способом избежать наказания и тем самым повторить путь Свидригайлова, одного из своих литературных двойников. Как и Раскольников, Свидригайлов в свое время тоже переступил черту, совершил убийство двух женщин, однако следы преступлений ему удалось скрыть. Эта безнаказанность порождает в Свидригайлове чувство совершенного превосходства и приводит его к цинизму, возведенному в крайнюю степень.
Второй путь открывает Раскольникову Соня Мармеладова. Не понимая «головной» теории Раскольникова, она улавливает суть — его страдание, которое он не может никому, включая себя самого, объяснить. «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» — говорит она, узнав о преступлении. Соня открывает Раскольникову евангельские истины. Ключевым эпизодом этой линии становится сцена, когда Мармеладова читает Раскольникову фрагмент о воскрешении Лазаря. Именно Соня доносит до него мысль о необходимости признаться в содеянном и понести наказание.
Раскольников до последнего сопротивляется наказанию — и когда отправляется доносить на самого себя в контору Ильи Петровича, он выясняет, что его преступление может остаться безнаказанным, и так и не признается в содеянном. Но как только он спускается вниз по лестнице с ощущением свободы и безнаказанности, он встречается с Соней и видит в ее взгляде что-то такое, что дает ему импульс вернуться назад и во всем сознаться: «Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
По мысли Достоевского, открываясь в преступлении и принимая наказание за него как необходимость, Раскольников встает на тот единственный путь, который может привести его к духовному возрождению, намеченному в эпилоге романа.
Беседовала Екатерина Тарасова
Теги:
Как читатьШкольная программаКлассикаФедор ДостоевскийЛитератураПубликации раздела Литература
Ещё
Преступление и наказание Часть 1, Глава 2 Сводка и анализ
Преступление и наказание Часть 1, Глава 2 Сводка и анализ | ЛитЧартсРаскольников обнаруживает, что теперь ему хочется быть в компании других. За последний месяц он отверг всю компанию. Он смотрит на отставного чиновника, который, кажется, готов с ним поговорить. У мужчины «опухшее от выпивки» лицо, он небритый и грязный. Он начинает говорить с Раскольниковым, представляясь Мармеладовым, чиновником низшего ранга. Раскольников начинает объяснять, что он студент, но обрывается и испытывает «раздражающее чувство отвращения».
Раскольников злится при упоминании об учебе в университете, прерванной его крайней бедностью. Позже в романе выясняется, что у Раскольникова было очень мало друзей в университете — только Разумихин, который также учился в бедных условиях, взял на себя труд подружиться с Раскольниковым, несмотря на его колючесть.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел>дел>дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Мармеладов говорит с жаром. Он говорит, что бедность не есть порок, а полная нищета, нищета — порок. Он также признается, что последние пять ночей спал на берегу Невы. Хозяин трактира и рабочий смеются над Мармеладовым, поддразнивая его вопросами о его жизни. Мармеладов начинает долгое и сумбурное обсуждение своих проблем: его жену, Катерину Ивановну, недавно избил человек по фамилии Лебезятников, у которого Мармеладов напрасно просил взаймы. Мармеладов сообщает Раскольникову, что Катерина знатного происхождения, дочь офицера, а себя называет всего лишь «зверем». Катерина болеет чахоткой (туберкулезом), а Мармеладов пропил все деньги семьи.
Мармеладов во многом является фоном для Раскольникова. Хотя причиной его безумия является пьянство, а не одиночество и нищета, он чувствует, что ничего в его жизни не может пойти правильно, и что его судьба — страдать. Здесь Мармеладов представляет Катерину, свою жену, которая останется одна, чтобы содержать семью после смерти Мармеладова, и которая сама поддастся безумию. В одном из многочисленных совпадений романа Лебезятников снова появляется как сосед по комнате Лужина, жениха Дуни.
Активный Темы
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Котировки
Мармеладов конкретнее поясняет свои проблемы, чувствуя, что Раскольников человек «печальный» и потому может понять. Катерина получила образование в школе для дворян и получила за учебу «почетную грамоту». Это присущее ей благородство, по мнению Мармеладова, объясняет, почему она не потерпела бы «хамства» Лебезятникова, о чем Мармеладов далее не рассказывает. Ее недавние комментарии Лебезятникову заставили его избить ее. Мармеладов продолжает: он познакомился с Катериной, когда она овдовела с тремя детьми; ее первый муж, офицер, имел карточные долги и умер во время судебного разбирательства. Мармеладов также был вдовцом с четырнадцатилетней дочерью. Он женился на Катерине и зарекся не пить на один год.
На протяжении всего романа Катерина ссылается на свое высокое происхождение. Богатство в романе не всегда измеряется деньгами — так же часто оно измеряется обстоятельствами общественной жизни или необходимостью работать. Катерина полагается на знатность своего отца и комфортные условия, в которых она выросла, чтобы сохранить свое здравомыслие до и после смерти Мармеладова. Даже в минуты глубочайшего отчаяния Катерина не перестает настаивать на том, что она благородного происхождения и «слишком хороша» для бедности.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Но потом Мармеладов потерял работу и снова запил. В течение следующих полутора лет он с перерывами находил работу и продолжал пить, только чтобы приехать в Петербург, найти работу и снова ее потерять. Он, Катерина и трое маленьких детей живут в доме Федоровны Липпевехзель. Затем Мармеладов говорит о дочери от первого брака Соне, которую он пытался воспитывать в юности, до того, как в семье закончились деньги.
Мармеладов кажется конституционно неспособным к трезвости. Его алкоголизм является причиной бедности его семьи и вынуждает Соню бросить учебу — так же, как позже Раскольников был вынужден бросить свою. Соня вынуждена работать, чтобы прокормить семью, а Катерина заботится о младших детях.
Активный Темы
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Ранее Катерина жаловалась, что Соня, уже достаточно взрослая, чтобы работать, не способствует благосостоянию семьи. Мармеладов рассказывает об одной ночи, когда Соня, наконец, вышла на работу и вернулась после восьми, вероятно, проституировавшись за тридцать рублей, которые она отдала Катерине. Катерина приняла деньги и поцеловала ноги Сони, а Соня плакала в постели.
Проституция Сони необходима для обеспечения семьи Мармеладовых. Это становится источником ужаса для Мармеладова, а затем и для Раскольникова, который считает, что желание его сестры выйти замуж за Лужина за деньги также является формой проституции, только более социально приемлемой.
Активный Темы
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Соню заставляют носить «желтый пропуск», указывающий, что она проститутка. Затем Мармеладов раскрывает источник ссоры между Катериной и Лебезятниковым. Сначала Лебезятников пытался домогаться Сони, но передумал и сообщил, что нечестно жить в одном доме с проституткой. Катерина не согласилась с этим замечанием и поговорила с Лебезятниковым, который ее избил. Поэтому Соню выгнали из здания; теперь она живет с портным Капернаумовым и его семьей, которые все «косноязычны» — с дефектами речи.
Позже выясняется, что Лебезятников является сторонником «новых» либеральных убеждений, которые включают сильное стремление к женскому равенству в общественных и личных делах. Его желание домогаться Сони подчеркивает лицемерие его мировоззрения: он верит в равенство женщин, но тем не менее считает приемлемым домогаться проститутки и бить женщину, которая выступает против него.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Мармеладов пошел к своему начальнику после увольнения Сони и выпросил еще один шанс на работу, который ему предоставили. Новая работа Мармеладова полностью изменила семейную динамику. Катерина, которая раньше только ненавидела своего мужа, начала готовить ему более изысканные блюда и чинить его одежду. Соня даже навещала его, но только ночью, чтобы не вызывать подозрений. Катерина даже сдружилась опять с хозяйкой, Амалией Федоровной, и сообщила ей ложно о важном положении Мармеладова в конторе. За шесть дней до разговора с Раскольниковым Мармеладов принес домой свое первое жалованье, и его семейное положение казалось обеспеченным.
Очевидная перемена судьбы Мармеладова кажется особенно жестокой, учитывая его смерть позже в романе. Раскольников тоже переживает несколько моментов, когда он оказывается «в чистоте» — ничего не подозревающим в убийстве и готовым начать жизнь заново. Мармеладов и Раскольников не могут избежать своей судьбы, потому что предались безнравственности: Мармеладов — пьянству, Раскольников — убийству.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Но пьянство Мармеладова оказалось слишком. Он украл свою зарплату из сундука Катерины и последние пять дней спал на улице в нетрезвом виде. Он даже попросил у Сони немного дополнительных денег на последнюю бутылку, которую она ему отдала. Мармеладов выпивает последнюю из этой бутылки перед Раскольниковым и долго разглагольствует, утверждая, что он, хотя и не заслуживает жалости, тем не менее будет прощен Богом, как и Соня; он будет принят на небеса вместе с другими грешниками и глупцами.
Еще одна сцена совпадения, поскольку Раскольников позже украдет вещи из сундука ростовщика после того, как он убьет ее. Мармеладов верит, что Бог простит все грехи: это и позже повторяют Раскольникову Дуня и Соня, которые побуждают его покаяться в своих преступлениях и просить прощения у Бога.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
После выступления Мармеладова Раскольников соглашается проводить его домой. Семья Мармеладовых живет в углу квартиры Амалии Липпевехсель на четвертом этаже, и их жилая площадь тесна и заполнена мусором и тряпьем. Катерина, довольно молодая, но изможденная и болезненная на вид, замечает Раскольникова и Мармеладова в дверях и начинает кричать на мужа, спрашивая, действительно ли он взял все деньги, и тащит его за волосы в главную комнату. Мармеладов, которого тащат, утверждает, что его наказание «доставляет ему удовольствие».
Мармеладов утверждает, что любит свое наказание — в некотором смысле принятие страданий заставляет его чувствовать, что он раскаивается в содеянном. Это еще один пример предзнаменования: хотя Раскольников и не раскаивается даже тогда, когда его после исповеди отправляют в Сибирь, он начинает, под наблюдением Сони и под влиянием ее любви, понимать, что его период заточения приведет к лучшей жизни. К сожалению, Мармеладов не доживает до того, чтобы испытать на себе такую трансформацию.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Приходит фрау Липпевехзель и объявляет, что семья должна немедленно покинуть квартиру. Раскольников уходит незамеченным и кладет горсть денег из собственного кармана на подоконник. Уходя, он сожалеет, что отдал эти деньги, но понимает, что не может их вернуть. Он также отмечает про себя, что человек привыкнет даже к самым незначительным обстоятельствам.
Это один из многих случаев в романе, когда хозяйка Катерины требует убрать семью из квартиры. Раскольников раздает деньги многим персонажам на протяжении всей книги, показывая, что он не ценит их, несмотря на то, что отчаянно в них нуждается, и, следовательно, что он не мотивирован на убийство из-за денег.
Активный Темы
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Преступление и наказание, часть 1, глава 2
Преступление и наказание, часть 1, глава 2 | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Вероятно, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Часть 1, Глава 2
- Раскольников в последнее время изолирован, как мы слышали.
- Он чувствует себя радикально изменившимся и тоже хочет быть среди людей.
- Месяц был ужасным и тоскливым, как мы слышали, и он наслаждается отдыхом и не возражает против грязи в баре, многокомнатном деле.
- Огурцы, рыба и хлеб — закуски в баре, и они отвратительно пахнут.
- Бармен и официант — мальчишки, чуть ли не подростки.
- Воздух такой густой от выпивки, что от него можно опьянеть.
- Раскольников очарован человеком, описанным в самом конце части I, главы первой.
- В будущем, говорит нам рассказчик, Раскольников будет думать, что его привлекло к этому человеку пророчество.
- Раскольников и человек, похожий на «чиновника на пенсии», какое-то время смотрят друг на друга через переполненный бар.
- Ему около 50 лет, кожа зеленая и желтая , красные глаза, умные глаза, он живет чем-то, включая «что-то вроде безумия».
- Его одежда в плохом состоянии, ему нужно побриться, и он явно в отчаянии.
- Теперь мужчина заводит разговор с Раскольниковым. Он представляется как «Мармеладов — […]; титулярный советник».
- (Титулярный советник — должность на государственной службе РФ. Если вас это интересует, подробнее читайте здесь.)
- Спрашивает, состоит ли Раскольников на госслужбе. Раскольников говорит, что он студент, и, как всегда, начинает раздражаться, когда к нему подходят слишком близко.
- Мармеладов догадывается, что Раскольников бросил школу.
- Он говорит Раскольникову, что бедность не преступление, а попрошайничество — а он нищий.
- Опыт был настолько унизительным, что он был вынужден прийти в бар.
- Некто господин (Андрей Семенович) Лебезятников избил свою жену, из-за чего он ушел из дома и уже почти неделю ночует на сенной лодке. На его одежде есть кусочки сена. Видимо, люди в баре уже слышали это и перебивают Мармеладова.
- Далее следует много стонов от Мармеладова. Он не может находиться в таком состоянии, настолько низком, что даже не может защитить свою жену от побоев, потому что не может бросить пить.
- Андрей Семенович избил жену Мармеладова за то, что Мармеладов ему должен денег.
- Когда Мармеладов просил пощады, говорит, Андрей Семенович сказал, что милосердие запрещено наукой.
- Мармеладов до сих пор занимает деньги у Андрея Семеновича, хотя и он, и Андрей Семенович знают, что он их не вернет.
- Он объясняет, что ничего не может поделать — иногда у него нет лучшей альтернативы.
- Это заставило его рассказать о той ночи, когда его дочь стала проституткой.
- Он утверждает, что это то, с чем он может справиться, что он может справиться со своими страданиями.
- Тогда он смеет Раскольникова не называть его свиньей.
- Говорит, что он, может, и свинья, а жена его, Катерина Ивановна, «барыня». По словам Мармеладова, она тоже хорошо образована и из хорошей семьи.
- Очевидно, она также тянет его за волосы, что, по его мнению, хорошо для него.
- Мармеладов желает, чтобы Катерина, помимо того, что таскала его за волосы, любила его и занималась с ним сексом.
- Учитывая тот факт, что он продал ее чулки за деньги, чтобы купить алкоголь, это маловероятно.
- Он объясняет, что решил рассказать Раскольникову свою историю, потому что знает, что Раскольников тоже обеспокоен, и поймет.
- После этого Мармеладов рассказывает Раскольникову, почему сейчас все так плохо.
- Возвращается к его жене Катерине. Она сама моет полы, но не хочет заниматься сексом с Андреем Семеновичем, чтобы отработать долг мужа. За это Андрей Семенович и побил ее.
- Мармеладов — второй муж Катерины. Первый муж умер. Брак был насильственным. У мужа были проблемы с азартными играми. У нее от него трое детей.
- Родной дочери Мармеладова было 14 лет, когда он сделал предложение Катерине. Ее семья была против, но им было все равно.
- Мармеладов бросил пить в первый год их брака, но снова начал, когда потерял работу.
- Года полтора назад они переехали сюда, в Петербург.
- Он нашел работу, но потерял ее (из-за пьянства).
- Так вот, все они живут в очень переполненном здании (он не знает, как оно оплачивается) с кучей незнакомых людей.
- Катерина плохо обращалась с дочерью Мармеладова, Соней, пока та росла.
- Соня никогда не ходила в школу, но читает и пытается зарабатывать деньги.
- Она сшила несколько рубашек для одного парня, но он сказал, что они были плохо сшиты, и не заплатил ей (хотя он знал, что в этом участвовали голодные дети).
- Катерина была недовольна и ругала Соню, называя ее нахлебницей.
- С того места, где он лежал пьяный, было слышно, как Катерина и Соня разговаривают. Катерина настаивала на том, чтобы Соня начала заниматься сексом за деньги.
- Соня протестовала, но Катерина настаивала.
- Мармеладов умоляет Раскольникова не обвинять Катерину. Времена тяжелые, дети голодные, а когда дети кричат о еде, Катерина их бьет. Вот почему, говорит Мармеладов, Катерине пришлось превратить Соню в проститутку.
- Соня ушла из дома вскоре после разговора с Катериной, а через несколько часов вернулась с 30 рублями, которые молча вручила Катерине.
- Затем она завернулась в фамильный платок и съежилась под ним на кровати.
- Катерина подошла к ней, встала на колени у кровати и всю ночь целовала ей ноги.
- В конце концов, они заснули, обнявшись.
- Теперь Соня не может жить со своей семьей. Люди жаловались на ее действия.
- Соне пришлось зарегистрироваться в полиции как проститутка. Зарегистрированные проститутки должны иметь желтые удостоверения личности, чтобы быть законными, и никто не хотел, чтобы зарегистрированная проститутка находилась в здании.
- Соня приходит к ним после наступления темноты, чтобы принести деньги. Она живет в комнате в доме портного.
- Пять недель назад, когда Соня уехала, Мармеладову удалось устроиться на госслужбу.
- Ему стало намного лучше. Катерина стала добрее, и у них появились деньги на еду.
- Но пять дней назад Мармеладов забрал все сбережения и запил.
- Сегодня утром Мармеладов пошел в гости к Соне и попросил у нее денег. Соня отдала ему свои последние 30 копеек, и он купил на них выпивку.
- Мармеладов говорит Раскольникову не жалеть его. Он говорит, что заслуживает распятия.
- Он говорит, что Бог простит Соню за то, что она была проституткой, когда она будет у райских ворот, и что Бог также простит Мармеладова, когда он будет у райских ворот.
- Катерина, говорит, тоже его простит. Затем он просит Раскольникова отвезти его домой.
- Раскольников соглашается.
- Они добираются до дома Мармеладова и поднимаются по лестнице на четвертый этаж, где находится его комната. Около 11 вечера. и очень темно на лестнице.
- Дверь в крошечную комнату, где живет семья, открыта. Это картина ужасной бедности. Из других комнат доносится смех и шум.
- Раскольников видит женщину, которая должна быть Катериной.
- Худая и чахлая от болезни, но явно красивая, лет 30.
- Она как будто не замечает Раскольникова и Мармеладова за дверью.
- Маленькая девочка лет 4 спит, прислонившись головой к дивану. Мальчик лет пяти плачет, как будто его только что отшлепали. Его старшая сестра, очень худенькая девочка лет 9, пытается его утешить.
- Мармеладов вталкивает Раскольникова в комнату, и тут Катерина замечает мужа и начинает кричать на него, спрашивая, где деньги.
- Она ищет у него деньги и, не найдя их, приходит к выводу, что он потратил их на выпивку.
- Она хватает его за волосы и тянет.
- Мармеладов кричит, что ему приятно, когда она дергает его за волосы.
- Она думает, что Раскольников помог ему пропить деньги, и кричит ему, чтобы он убирался.
- Раскольников уходит, но не раньше, чем достает деньги из кармана и кладет их на подоконник.
- Никто не видит, как он это делает.
- По пути на улицу Раскольников передумал и чуть ли не возвращается за деньгами, думая, что Соня может о них позаботиться.
- Затем он передумал и подумал, что если Соня не заработает денег, дети будут голодны.
- Затем Раскольников сердится на то, что случилось с Соней, и грустит о ней.
- Катерина и Мармеладов приспособятся к тому, что они сделали с Соней, думает он.
- Им было грустно, но теперь они приспособились.
- Когда люди становятся злодеями, думает он, они могут приспособиться ко всему.
- Все люди злодеи! он думает.
- Но Раскольников задается вопросом, не ошибся ли он. Если люди не злодеи, «то все остальное — предрассудки, просто искусственные страхи и преград нет и все как надо».
- (Это станет более понятным позже.)
Подробнее о «Преступлении и наказании» Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.